актер театра ах какой успех

Герой театра: как Николай Дупак отпраздновал вековой юбилей

актер театра ах какой успех. ER1 1302%20%281%29.JPG. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-ER1 1302%20%281%29.JPG. картинка актер театра ах какой успех. картинка ER1 1302%20%281%29.JPG.

5 октября в Московском Доме кино прошел грандиозный торжественный вечер: исполнилось 100 лет Николаю Дупаку, знаменитому директору Театра на Таганке, а также актеру, режиссеру, организатору культурных проектов. И, конечно же, фронтовику. Оказать почести этому незаурядному человеку пришли государственные деятели и представители столичных театров; телеграммы со словами признательности и уважения были получены от президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, мэра столицы Сергея Собянина и еще сотен поклонников Николая Дупака. «Известия» побывали на мероприятии и тоже поздравили легенду театральной Москвы.

«Мы с вами еще почудим!»

Посетить юбилей мог любой желающий, и совершенно бесплатно. Нужно было только заранее записаться на сайте Союза кинематографистов. Однако гости на празднике были не случайные, а те, кто любит и чтит Николая Лукьяновича. Среди них оказалось много людей в очень солидном возрасте, практически ровесников именинника. Но все-таки планку в 100 лет смог преодолеть только Дупак.

актер театра ах какой успех. RIAN 2712387.HR .ru. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-RIAN 2712387.HR .ru. картинка актер театра ах какой успех. картинка RIAN 2712387.HR .ru.

Правда, с его героической биографией это кажется вполне естественным. Таких людей, как Николай Дупак, трудности и сражения только закаляют, а всяческих боев на протяжении всей жизни у юбиляра было немало. Он уничтожал фашистов, возвращался на фронт раненым и контуженным, а в мирное время воевал с чиновничеством и бюрократами.

На сцене Дома кино стоит директорское кресло с наброшенным на спинку пиджаком. Рядом на столе — табличка с надписью «Вышел в зал». На полу — вазы с цветами, которым несть числа. Среди собравшихся в зале гостей — губернатор Приморского края Олег Кожемяко, российский политик генерал Владимир Шаманов, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, народные артисты России Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Лариса Лужина, Евгений Герасимов, худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз, директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер и многие другие.

Юбиляр появился под гром аплодисментов. Он был в инвалидном кресле: после перенесенной болезни Николаю Лукьяновичу тяжело передвигаться. Поздравления он принимал из зрительного зала.

Первыми на сцену поднялись актеры «Таганки» вместе с ее нынешним директором Ириной Апексимовой. Она припомнила Николаю Лукьяновичу его коронную фразу: «Ну, мы с вами еще почудим!» — выразив тем самым надежду на то, что легендарный директор еще не раз появится в стенах любимого театра.

Андрий уходит на войну

До того как Николай Дупак стал директорствовать в Театре на Таганке, он был актером. Совсем юным начал сниматься у Александра Довженко.

актер театра ах какой успех. aa879128c5455f695d99a99ba553112b.png. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-aa879128c5455f695d99a99ba553112b.png. картинка актер театра ах какой успех. картинка aa879128c5455f695d99a99ba553112b.png.

— 22 июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь», ­— рассказывал в интервью «Известиям» Николай Дупак. — К тому времени я уже полтора месяца был на съемках фильма Александра Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня, выпускника Ростовского театрального училища, которым руководил Юрий Завадский — будущий главный режиссер Театра Моссовета, утвердили на роль Андрия. Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа — Борис Андреев.

И сам Дупак попал на фронт практически со съемочной площадки.

Про геройские подвиги Николая Дупака говорил на вечере Александр Кибовский. Он преподнес в дар юбиляру его наградной лист — один из многочисленных. Но именно этот лист Кибовскому передали коллеги из Музея Победы. «Когда я прочел этот документ, то удивился, какой скромности этот человек», — сказал московский министр и стал зачитывать: «Имеет одну контузию в горло 2 августа 1942 года, ранение в левую ногу 10 января 1943 года, ранение в правую руку и правую ногу 10 февраля 1943 года. » А далее о том, как 3-й кавалерийский эскадрон под командованием товарища Дупака совершал подвиги и освободил украинский город Мерефа.

В том же 1943 году после последних ранений Николай Лукьянович приехал в Москву и поступил в Оперно-драматическую студию Константина Сергеевича Станиславского (она потом стала Театром имени Станиславского), а затем 20 лет играл на этой сцене. Ему довелось поработать с Петром Глебовым, Евгением Урбанским, Евгением Леоновым. Там же вместе с ним выходил на сцену и Никита Михалков.

актер театра ах какой успех. ZURR1795.JPG. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-ZURR1795.JPG. картинка актер театра ах какой успех. картинка ZURR1795.JPG.

— Я могу похвастаться, что первым моим партнером в жизни на сцене театра был Николай Лукьянович, — поделился воспоминаниями Никита Михалков. — Я вспоминаю вас как доброго, отзывчивого, правильного человека, что для артиста редкость. Я с огромной радостью и восторгом хочу поздравить вас с юбилеем!

После войны жизнь также свела Николая Дупака с режиссером-фронтовиком Григорием Чухраем. Дупак снялся в трех его картинах, в том числе в фильме «Сорок первый». И вообще он довольно активно был задействован в кино.

Дело жизни

Директором театра у метро «Таганская», где он провел свои самые яркие годы, Николай Дупак стал в 1963 году. А в 1964-м выпускники Щукинского училища показали в театре свой спектакль «Добрый человек из Сезуана», поставленный режиссером и педагогом Юрием Петровичем Любимовым. Спектакль сразу стал легендой, идет он здесь и до сих пор. Любимов был приглашен на должность художественного руководителя. Дупак горячо отстаивал его кандидатуру и к тому же принял в труппу всех его студентов.

Именно при участии Дупака подведомственный ему театр — тогда он назывался Московским театром драмы и комедии — изменил свое название на то, которое теперь всем привычно. И у Театра на Таганке появилась эмблема — красный квадрат с черными буквами по периметру.

Очень скоро в театр пришел тогда еще никому не известный актер Владимир Высоцкий. Сначала он не произвел большого впечатления на Любимова. А потом играл все главные роли, включая Гамлета, и стал кумиром для каждого человека в большой стране.

— Я был мальчиком-студентом, но помню, как вы позвали в театр Любимова с компанией артистов, — сказал, обращаясь к Николаю Дупаку, Иосиф Райхельгауз. — А Высоцкий? Сейчас все говорят: «Высоцкий!» А он бродил по Москве без работы, изгнанный из Театра Пушкина, из Театра миниатюр. Вы его заметили, держали за руку и привели в Театр на Таганке. На вас чиновники кулаками стучали. Не давали в театре больше одного штатного режиссера держать. Но у вас в Театре на Таганке их было 12! И я был среди этих штатных режиссеров. Спасибо, любимый! Вы нас удержали и спасли. Вы — гений!

актер театра ах какой успех. IMG 20200717 211854. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-IMG 20200717 211854. картинка актер театра ах какой успех. картинка IMG 20200717 211854.

«Таганке» Николай Дупак отдал почти 27 лет своей жизни. Под его руководством было спроектировано и построено новое здание театра, ставшее в 1980-х одним из прогрессивных символов Москвы. А сам театр при непосредственном участии Николая Лукьяновича превратился в самую модную и передовую культурную точку столицы. На спектакли было сложно купить билеты, люди ночевали у театра, переписывали номерки, обозначавшие место в нескончаемой очереди. Вечерами здесь дежурила конная милиция, сдерживая порывы поклонников. А еще «Таганка» смогла более 30 раз выехать на гастроли за границу, в том числе в 13 капиталистических стран, что было в те советские времена большой редкостью.

Этим вечером еще многие друзья и коллеги Николая Дупака вспоминали со сцены о том, какой ценой достигался успех кумиров и кто стоял у них за спиной. Народный артист России Александр Филиппенко предложил ввести в оборот звание «Герой театра» и первым делом присвоить его Николаю Лукьяновичу. «Спасибо вам за вашу смелость на всех этапах вашей жизни! Вы наш истинный герой!» — сказал Филиппенко.

Источник

Как тульский немец стал одним из самых востребованных российских актеров: Нетипичный герой Николай Шрайбер

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 1. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 1. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 1.

Тульский «фашист»

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 2. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 2. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 2.

Своей необычной фамилией Николай был обязан предкам – поволжским немцам. Когда именно они переехали из Германии в Россию, он не знал. Ему было известно только то, что до начала Великой Отечественной войны бабушка с дедушкой жили на Волге, а потом, как и другие этнические немцы, были депортированы в Сибирь. После реабилитации они смогли вернуться, но путь в большие города им был закрыт, и семья поселилась под Тулой, где и вырос Николай.

Мать актера была из русских крестьян, а отец – настоящий немец. И сын говорил, что в нем самом всегда словно уживались два человека: один с распахнутой русской душой, другой с немецкой рачительностью и педантичностью в делах. В детстве ровесники дразнили Николая фашистом и часто поколачивали. А он, хотя и обладал крепким телосложением, в силу природной доброты и мягкости не мог отвечать им тем же.

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 3. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 3. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 3.

Когда в 1990-е гг. в Германии был принят закон о репатриации, многие поволжские немцы решили уехать из России. Этой идеей загорелся и отец Николая. Однако его не поддержали ни дети, не жена. Сын на тот момент уже учился актерскому мастерству в колледже культуры и искусства и засомневался в том, что за рубежом сможет воплотить свою мечту об актерской профессии. Так они всей семьей и остались в России, а сестры отца с детьми эмигрировали в Германию.

Как провинциальный актер взял столицу осадой

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 4. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 4. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 4.

В их колледже набирал свой курс главный режиссер Тульского ТЮЗа, Шрайбер поступил к нему и уже через год начал выступать на театральной сцене. После окончания колледжа Николай предпринял попытку продолжить учебу в столичном театральном вузе, но ни в один из них его не приняли. И тогда он отнес документы в Ярославский государственный театральный институт. Их курс стал костяком труппы местного драмтеатра, которому Шрайбер отдал 15 лет своей жизни.

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 5. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 5. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 5.

Возможно, он так и остался бы в Ярославле, и о нем никогда бы не узнали миллионы зрителей по всей стране – в столицу Николай не рвался, о кино не мечтал и был вполне доволен своей судьбой: в театре он был занят во многих спектаклях и творческого голода не ощущал. Но в Ярославль часто приезжали киноэкспедиции из столицы, и на эпизодические роли приглашали местных актеров. Так Шрайбер начал сниматься в кино.

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 6. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 6. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 6.

Выбор режиссеров часто падал на Шрайбера, и сам актер объяснял это такими своими преимуществами: « Я большой, фактурный и не тупой ». При росте 196 см, крепком телосложении и чертах лица, о которых обычно говорят «вырублены топором», он, конечно, поначалу получал однотипные роли – бандитов, рецидивистов и прочих громил и верзил.

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 7. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 7. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 7.

Он начал сниматься в кино в 25 лет, но его первые роли были эпизодическими и малозаметными. Их не помнили не только зрители, но и сам актер – он признавался, что его первый выход на площадку не стал для него событием и ничем особенным не запомнился. Но при этом на протяжении 10 лет Николай ездил в Москву на кастинги и взял столицу осадой.

Звездный час

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 8. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 8. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 8.

Его судьба изменилась, когда он познакомился с режиссером Борисом Хлебниковым. Его фильм «Аритмия» сыграл поворотную роль в карьере Шрайбера, а работа с ним стала творческой отдушиной. Знаковым оказался для актера и выбор места съемок – его родной Ярославль. Артистов консультировал врач, проработавший на скорой помощи четверть века – возможно, благодаря его советам перевоплощение актеров в бригаду скорой и вышло таким правдоподобным и убедительным. В итоге фильм получил несколько призов на отечественных и международных кинофестивалях.

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 9. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 9. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 9.

После этого режиссеры засыпали Шрайбера новыми предложениями. Их было так много, что актеру пришлось уйти из театра. С тех пор его съемочный график был расписан по месяцам: несколько сезонов сериалов «Ольга», «Гранд», «Отель «Элеон», «Обычная женщина», сериалы «Годунов», «Садовое Кольцо», «Специалист», «Бихэппи», «Территория», «Клиника счастья», «Хрустальный», фильмы «Последний богатырь», «Текст», «Лед-2». Диапазон его ролей сегодня невероятно широк и многообразен.

Номер два

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 10. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 10. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 10.

О главных ролях и всенародной популярности Шрайбер никогда не мечтал. Кажется, он напрочь лишен тщеславия, которым грешат большинство его коллег. У него никогда не было амбиций выбиться в звезды №1 и получать самые высокие гонорары. На протяжении 15 лет актер выступал на сцене драмтеатра Ярославле и не стремился во что бы то ни стало попасть в кино – он считал, что «только в театре возможно полное творческое самовыражение».

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 11. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 11. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 11.

Быть «на вторых ролях» для него – не признак неуспеха, а своеобразная миссия: « Я по натуре скорее «второй». Мои заслуги не всегда видны… Это не тень – определенная позиция. Возьмите Станиславского и Немировича-Данченко. Оба начинали как режиссеры, но в какой-то момент Немирович-Данченко осознал свое предназначение и сказал: «Нет, Константин Сергеевич, давай ты будешь главным, а я – «завхозом». И без него не было бы многих достижений великого Станиславского ».

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 12. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 12. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 12.

Для многих до сих пор остается загадкой, как ему удалось из актера-эпизодника превратиться в одного из самых узнаваемых и востребованных артистов, специально под которого сегодня в сценариях прописывают роли. Он долгое время оставался в тени харизматичных главных героев, но относился к своим «вторым ролям» так, что они в итоге ничем не уступали центральным. Николаю Шрайберу удалось сломать стереотипы о типажах и выбиться из того амплуа, которое диктовали его внешние данные, далекие от стандартов красоты. Все-таки «номер два» иногда может стать «номером один».

актер театра ах какой успех. Nikolay Schreiber 13. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-Nikolay Schreiber 13. картинка актер театра ах какой успех. картинка Nikolay Schreiber 13.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Возмущение Гармаша и жалоба на Ахеджакову. Кому и зачем нужен скандал вокруг «Первого хлеба»

Путь в Москву и первая критика

«Не, ну а чо вы воевали-то? Вот все талдычат, чтобы наши дети жили в мире и войны не видели. Нет, мы-то ее не видим, конечно, вроде как нет войны никакой, только что-то она почему-то все равно есть», — говорит Нурия.

Первой на этот монолог обратила внимание сотрудница марийского СМИ. «Произведение тяжелое, с использованием ненормативной лексики, задающее множество вопросов, но не дающее ответов практически ни на один из них», — писала она в «Марийской правде». Других возмущенных отзывов на спектакль до его попадания на сцену «Современника» не было.

актер театра ах какой успех. 47a806f939984a59f9999e593357fd537c66c9edecac5b805cd53ae588483082. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-47a806f939984a59f9999e593357fd537c66c9edecac5b805cd53ae588483082. картинка актер театра ах какой успех. картинка 47a806f939984a59f9999e593357fd537c66c9edecac5b805cd53ae588483082.Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

ДНР, Кремль и «фирменная вонючая жидкость»

«Для молодого режиссера приоритетен пацифистский посыл пьесы», — писал о постановке «Петербургский театральный журнал», антивоенную направленность в «Первом хлебе» увидел и культуролог Андрей Архангельский. При этом все организации, выступившие против пьесы, имеют связи среди военных либо поддерживают вооруженный конфликт в Донбассе: главу «Царьграда» Константина Малофеева The Insider* связывал с верхушкой ДНР, «Офицеры России» встречались в Подмосковье с бойцами «народной милиции» ДНР и делали официальный визит в Донбасс, газета «Завтра» и ее главред Александр Проханов не раз высказывались в поддержку самопровозглашенных республик, а активисты SERB срывали показ фильма о войне в Донбассе, который рассказывает о жизни украинского батальона «Айдар».

На возмущение организаций, связанных с военными, быстро отреагировали силовики — 29 июля Бастрыкин взял на личный контроль проверку жалобы на спектакль с Ахеджаковой.

актер театра ах какой успех. 7b51eb0c847aa2d95c62e4079d3eefd0724c4c88cf3ee558318f74439ea3957a. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-7b51eb0c847aa2d95c62e4079d3eefd0724c4c88cf3ee558318f74439ea3957a. картинка актер театра ах какой успех. картинка 7b51eb0c847aa2d95c62e4079d3eefd0724c4c88cf3ee558318f74439ea3957a.Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Лидер движения SERB актер Игорь Бекетов (политический псевдоним — Гоша Тарасевич) рассказал «Снобу», что обратил внимание на спектакль, поскольку в SERB поступали жалобы «от неравнодушных людей». На показе спектакля 24 июля были активисты его движения, но сам он в зрительный зал не пошел, потому что подумал, что его быстро узнают. Пока он прогуливался на улице, находившиеся в зале активисты были готовы разлить «фирменную вонючую жидкость», если сцену с матом из постановки не уберут. Однако, по его словам, в день прихода SERB в театр сцену убрали, а поцелуй двух мужчин «завуалировали», и акцию было решено не проводить.

Генерал Липовой из «Офицеров России» рассказал «Снобу», что так же, как и SERB, не считает свое движение инициатором кампании против спектакля: «Скандал еще до нашего обращения разразился в соцсетях, именно оттуда о спектакле и узнали обратившиеся к нам ветераны». При этом, по словам Липового, писем по почте они не получали, а приняли жалобы по телефону и через мессенджеры.

Многие члены и сторонники «Офицеров России» (всего их больше 200 тысяч) ходят в театр, утверждает Липовой: «Мы с уважением относимся к искусству и с удовольствием посещаем не только театры, но и другие культурные мероприятия, дружим со многими режиссерами и актерами. Важно понимать, что речь идет не о нашем возмущении только пропагандой ЛГБТ, а в первую очередь о монологе Ахеджаковой над могилой героя Советского Союза. Я пока не встретил ни одного человека, который бы отреагировал на него без возмущения. Те фразы, которые она произносит в адрес погибшего героя Советского Союза и защитников Отечества, просто чудовищны. Именно об этом идет речь, и именно этот факт оскорбил ветеранов. Вся эта матерщина и пропаганда ЛГБТ — вторичны».

Связь движения SERB с «Офицерами России» подтвердил его глава Игорь Бекетов. По его словам, «Офицеры» обратили внимание на спектакль позже SERB: «Они узнали о спектакле, потому что в движении SERB есть ребята из “Офицеров России”». При этом Бекетов отметил, что его движение никто не финансирует: «Некоторые писали, что нам дает деньги Петровка или Центр “Э” (речь идет о публикации «Медузы»*. — Прим. ред.). Но у нас нет даже офиса, флагов и массовки. Мы всегда выступаем одним и тем же составом. Учитывая, что на нас очень хорошо копал ФБК***, а материал так не вышел, — это говорит о том, что нас никто не финансирует».

«Дальше мы начнем оправдывать педофилию»

В 2019 году активисты SERB пытались сорвать спектакль о каминг-аутах в «Театре.doc». Они ворвались в зал и обвинили театр в пропаганде гомосексуализма.

Глава SERB играет в эпизодических ролях в кино, о чем говорит «актерская визитка» на его странице в YouTube. «В явном виде ЛГБТ-пропаганды в ”Первом хлебе” нет, — говорит Бекетов, который ранее обвинял спектакль в ЛГБТ-пропаганде. — Но есть попытка приучить зрителей, что это нормально. Однако есть же популярные спектакли, на которые идут зрители, и там обходятся без мата и ЛГБТ. Поэтому вопрос: зачем надо было ставить “Первый хлеб”? Может быть, потому, что драматург — ученик [художественного руководителя «Современника»] Рыжакова, который своих подтягивает [в театр], а может, что другое… Про сцену на кладбище я согласен — острота в спектакле должна присутствовать, но не до такой степени, потому что так дальше мы начнем открывать “окно Овертона”, например, оправдывать педофилию. Люди будут к таким выходкам привыкать, а культура будет страдать. Но без этих сцен спектакль потерял остроту, теперь это уровень провинциального города, но не “Современника”».

Драматург и журналист Михаил Шахназаров, который часто выступает на политических ток-шоу на государственных телеканалах, посвятил несколько минут своего YouTube-шоу «Первому хлебу». Он не видел спектакля, но читал пьесу, любит «Пять вечеров» и «Анархию» в «Современнике», называет себя «открытым гомофобом» и говорит, что критиковать постановку стал от личного возмущения. «Я вижу, что русский театр превращается в бордель. Ставить такие спектакли, как “Первый хлеб”, — преступление. Но Рыжаков с Коцем делают что хотят — они берут государственные бабки, делают на них что хотят, и им, прошу прощения, с прибором класть на зрителей», — резюмирует он. При этом Рыжаков в разговоре со «Снобом» отметил, что «Первый хлеб» понравился актерам, «особенно старшего поколения».

По словам Шахназарова, у Рыжакова и Коца могут быть кураторы. «Если государственные деньги целенаправленно пускаются на такие спектакли, то люди, которые этими деньгами заведуют, прекрасно знают, кому они их дают и за что. То есть без кураторов в таких случаях не обходится», — поясняет он.

актер театра ах какой успех. 80e63573523161daacaa377c1f997638e5d0fd9a4f0174ceb34b66ea73115092. актер театра ах какой успех фото. актер театра ах какой успех-80e63573523161daacaa377c1f997638e5d0fd9a4f0174ceb34b66ea73115092. картинка актер театра ах какой успех. картинка 80e63573523161daacaa377c1f997638e5d0fd9a4f0174ceb34b66ea73115092.Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Авилов Александр/ Агентство «Москва»

Заказчики и схема давления на театры

С «послекрымского времени», когда в России активизировались общественные движения патриотической направленности, их активисты срывали в Москве спектакли минимум четыре раза (« Соседи », « Рейв №228 », « Понедельники » в Театре.doc и « Дождь » в МХТ имени Чехова). Еще несколько раз конфликты разрешались без публичных акций. Так, театральный критик Алена Карась наблюдала, как разворачивалась кампания против спектакля «Достоевский рядом» в Театре советской армии в этом году. «Ее организовали силы внутри театра, возможно, даже актеры, которые не хотели, чтобы театр менялся, — считает она. — Сначала, вероятно, кто-то брякнул [о спектакле] в своих соцсетях или начал обсуждать его внутри театра. Но не прошло даже суток после того, как закончилась режиссерская лаборатория ( показ спектакля или читка пьесы, на которую, как правило, не продают билеты, а попасть можно только по приглашениям. — Прим. ред. ), — и кто-то быстренько слил информацию в [публичный] телеграм-канал. Стали появляться тексты, которые пошли веерно в разных каналах».

Несмотря на то что, по словам Карась, спектакль видели «человек пять», возмущенные посты, сравнивающие Раскольникова в спектакле с «казанским стрелком», устроившим массовое убийство в гимназии №175, почти одновременно появлялись в телеграм-каналах Cultras и «Закулиска». В них отмечалось, что театр, показывающий спектакль на острую тему, получает деньги от Министерства обороны. Позже в газете «Завтра» появился текст с цитатами из телеграм-каналов.

Заказчика кампании против «Первого хлеба» театральный критик тоже предлагает искать в театре или околотеатральных кругах: «Скандал инспирирован из внутренней среды театра либо из среды людей, близких к “Современнику”».

31 июля 2020 года ректор ГИТИС Григорий Заславский опубликовал у себя в Facebook заявление Сергея Гармаша, который рассказал об уходе из «Современника». Актер назвал «катастрофичным» назначение Рыжакова на пост худрука, рассказал, что внутри театра существует раскол, — по его словам, за назначение Рыжакова ответственны московские власти. Гармаш также обратил внимание на «Диалоги “Современника”. Война и мир», которые были выпущены на сцену к 9 Мая, когда Виктор Рыжаков уже руководил театром. В постановке, построенной в формате интервью, которые берут актеры театра друг у друга, они размышляют о Великой Отечественной войне с пацифистским уклоном, писал Life.ru. «Часть высказываний, прозвучавших внутри них, я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на которой вырос и моя память», — заявил актер, оставив подпись «ваш Гармаш».

«Причиной [кампании против «Первого хлеба»] могла быть и обида внутри коллектива, которая опиралась на историю с 9 Мая, — полагает Карась. — Этот проект вызвал возмущение и внутри театра, и снаружи. Те, кто был внутри театра, Гармаш, не знаю, не Гармаш, — не важно, — те, кто был в театре против, были против потому, что им это не понравилось очень сильно».

Карась добавляет, что даже внутри театра эта постановка могла не понравиться людям с патриотическими взглядами. Театральный критик Павел Руднев предполагает, что источник скандала «инспирирован творческой завистью или людьми, недовольными дирекцией театра».

Сергей Гармаш заявил «Снобу», что не готов комментировать информацию о своей возможной связи со скандалом вокруг «Первого хлеба», потому что «не работает в театре, не видел спектакль».

Лидер движения SERB Игорь Бекетов рассказал «Снобу», что его соратники не будут проверять, убрали в «Современнике» сцену на кладбище с Ахеджаковой или нет. Без вырезанных сцен спектакль может идти на гастролях театра в провинции, где активисты SERB его не увидят, считает Бекетов: «Мы будем действовать по обстоятельствам — если люди пожалуются, мы отреагируем».

Беседу Сергея Николаевича с Виктором Рыжаковым читайте по ссылке.

* СМИ признано Минюстом иностранным агентом.

** Организация признана Минюстом иностранным агентом.

*** Запрещенная в России экстремистская организация.

Завтра читайте на «Снобе» эссе о художественном руководителе «Современника» Викторе Рыжакове и его размышления о сегодняшнем дне легендарного театра.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *