актер ткачук в кабачке 13 стульев
Роман Денисович Ткачук
Фото Все
Видео Все
Памяти Романа Ткачук
Роман Ткачук — биография
Романа Ткачука больше знают, как театрального актера, сыгравшего в многочисленных постановках. Но было в его биографии и кино, и работы в телепроектах. Самым известным стал «Кабачок 13 стульев», где его героем был пан Владек. Очень часто актера называли именно этим именем, при этом всем было понятно, что речь идет о Романе Ткачуке.
По мнению театральных критиков все персонажи Романа Ткачука можно было назвать глупыми простаками, несущими лирическую грусть. Сам актер признавал, что у него немного глуповатое лицо, но это не мешало ему играть драматические роли. И в комедийных работах Ткачука просматривается вечное, философское начало.
Детство, юность
Родился Роман Ткачук в Свердловске 31.08.1932 года. Его отец занимал довольно высокий пост – директор маслобойного завода. Когда актера спрашивали, какое его любимое лакомство, он отвечал, что лучше жмыха из семечек подсолнуха ничего нет. Это было единственное, чем мог побаловать сына его высокопоставленный отец. В военные годы семья была эвакуирована в Ташкент.
Фото: Роман Ткачук в молодости
Этот город стал настоящей меккой для артистов. Местные театры наперебой представляли новые постановки, приезжали на гастроли популярные артисты. В такой обстановке трудно было не «заразиться» театроманией. Не минула участь сия и Романа Ткачука. После школы он поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им.Островского, остановив свой выбор на режиссерском факультете. Диплом об окончании института Роман получил в 1955 году.
Театр
Еще будучи студентом театрального вуза, Ткачук начал выступать на сцене Ташкентского русского драматического театра им. М.С.Горького. Он получил большую популярность у местной публики, сыграв почти во всех постановках этого театра. Он играл очень разноплановые роли. Актер с легкостью перевоплощался в хулигана и флотского офицера, Фортинбрасса и Раскольникова. На его спектаклях всегда был аншлаг. По воспоминаниям одного из его поклонников – Павла Подкладова, Роман был лупоглазым, вечно улыбающимся молодым человеком с мягким приятным голосом.
Фото: Роман Ткачук в театре
Ткачук был обаятельным и правдивым до такой степени, что зрители порой забывали, что перед ними сцена, а на ней актер, играющий свою роль. Иногда зрители даже отвечали из зала на его реплики, иногда даже пытались выйти к нему на сцену, настолько реальным казалось им происходящее там. У него была своя, особая привлекательность и невероятный магнетизм, которому умные мужи придумали точное определение — харизма. Он играл разные роли, но это не мешало его популярности – актер был кумиром публики. В труппу театра входили очень знаменитые актеры, но Роман пользовался особой любовью у поклонников театрального искусства. Они осаждали служебный вход, откуда после постановки выходил актер, чтобы еще раз пообщаться со своим кумиром. Роман Ткачук никогда не выказывал своего превосходства над толпой, его не мучила звездная болезнь. Он выходил как человек, знающий себе цену, отдавший своим поклонникам всю душу и талант.
На сцене этого театра он выступал в течение 10 лет. Ткачуку было всего 32, когда ему присвоили звание Народный артист Узбекистана. Насладиться актерским мастерством Романа Ткачука приезжали жители со всех уголков республики. На одном из таких выступлений он и попал в поле зрения Спартака Мишулина, который приехал в Ташкент навестить родителей и специально пришел в театр посмотреть на местную знаменитость. Мишулину очень понравился молодой талантливый актер. По приезду в столицу он рассказал о нем своему режиссеру — В.Плучеку. Режиссер не долго думал и пригласил актера Романа Ткачука в свой Театр сатиры. Так в начале 60-х семья Ткачуков оказалась в Москве.
Работа в Театре сатиры
С 1965 года Ткачук трудится в Московском театре сатиры. Ему пришлось работать с прославленными актерами, но это не помешало молодому человеку найти с ними общий язык. Он дебютировал в том же 1965-м в постановке «Клоп» по произведению Маяковского, сыграв Присыпкина. После этого роли посыпались на актера как из рога изобилия.
По воспоминаниям А.Ширвинда, который был партнером Романа по сцене много лет, он был характерным актером, с драматическим и трагикомическим звучанием. Его герои – все, от глупцов до негодяев, вызывали лирическую грусть и какую-то тоску.
Была в творческой биографии Ткачука роль, ставшая своеобразной вершиной мастерства. Это Подсекальников в спектакле «Самоубийца», который поставил В.Плучек. Его герой вызывал самые противоречивые чувства – над ним можно было посмеяться, ему можно было посочувствовать и даже пожалеть.
Работа на телевидении
В 70-х годах прошлого века трудно было найти человека, который не знал бы что такое «Кабачок 13 стульев». Именно такое название было у этой популярной передачи, которая собрала талантливый актерский состав. Пригласили поучаствовать и Романа Ткачука, отдав ему роль пана Владека. Его героя полюбили и на родине и за рубежом. Ткачук за эту роль получил звание — Заслуженный деятель культуры Польши.
Фильмы
У Романа Ткачука очень богатая фильмография. Несмотря на то, что роли были в основном второстепенные, актер умудрялся подчеркнуть что-то очень особенное у своего персонажа. Именно эта изюминка отличала его героев, надолго запоминаясь зрителю. Он сыграл Геннадия Праздникова в «Деревенском детективе», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Потом были работы в «Бумбараше» и «Собачьем сердце». Есть у него и исторические персонажи – актер сыграл Петра 1 в картине «Баллада о Беринге и его друзьях», генерал-майора Епишева в фильме «Освобождение».
Приглашали актера Ткачука и в детское кино. Дети зритель особый, они сразу распознают фальш, поэтому нужно быть очень талантливым, чтобы достучаться до их сердец. И Роману это удалось. Он снялся в картинах «Чиполлино», «Умные вещи», «Фантазии Веснухина» и других.
Последней работой в кино стала роль швейцара в картине «Мастер и Маргарита». К сожалению, этой картины ему увидеть уже не довелось.
Личная жизнь
Личная жизнь актера Романа Ткачука протекала гладко. Еще в Ташкенте он познакомился с девушкой, которую звали Майя Гнездовская. Она была театроведом и трудилась на радио и телевидении. Они поженились и вскоре родился сын Никита, который стал театральным критиком. После переезда в столицу Майя редактировала спектакли кукольника С.Образцова, которые начали снимать на телевидении.
Фото: Роман Ткачук личная жизнь
Они были не просто мужем и женой – это был союз настоящих друзей и соратников. Роман очень бережно относился к жене, они старались проводить вместе как можно больше времени, даже отдыхать ездили только семьей.
В 1993 году семья узнала о серьезной болезни Майи – у нее нашли онкологию. Она очень долго лечилась, актер мучительно переживал за свою супругу. После очередного курса лечения ее выписывают из больницы – врачи понимают, что больше ничем не могут помочь. 09.01.1994 года ее привезли домой, и этой же ночью женщина умерла.
Фото: могила Романа Ткачук
Роман Ткачук не смог справиться с горем. Он умер в тот же день, пережив свою супругу на считанные часы. Местом их захоронения стало Долгопрудненское кладбище столицы.
Избранная фильмография
Роман Ткачук
Биография
Советский актер Роман Ткачук запомнился зрителю по исполнению небольших, но ярких комедийных ролей в фильмах и телеспектаклях. Обаятельность и правдивость делали его родным и любимым, несмотря на то что на первый план артист выходил редко. Его фильмография исчисляется сотней работ, среди которых картины разных жанров. Однако самым ярким проектом Ткачука считается «Кабачок «13 стульев», где мужчина снимался почти 15 лет.
Детство и юность
Артист родился в Свердловске 31 августа 1932 года. В тяжелое военное время семья перебралась в «хлебный» Ташкент, и там прошло детство и юность Романа, началось его профессиональное становление. В годы войны в столицу Узбекистана эвакуировали столичных актеров, поэтов и музыкантов, а потому город стал своего рода культурной столицей.
Роман Ткачук в молодости (кадр из фильма «Случай в пустыне»)
Здесь юноша закончил театрально-художественный институт, получив специальность режиссера, и остался работать в театре им. М. Горького. Правда, карьеру начинал не как постановщик, а как исполнитель. Несмотря на то что красотой молодой человек не отличался, таланта и смелости ему хватало с лихвой, что превращало любые его образы в маленькие шедевры.
Личная жизнь
Рассказ о личной жизни актера — это история большой любви. Той самой, когда «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Исполнитель ролей действительно покинул этот мир в один день с любимой женой, Майей Гнездовской. Супруга была старше Ткачука на 2 года и работала театроведом. Познакомились они еще в Ташкенте, где девушка работала на телевидении.
Когда артиста позвали в Театр сатиры, Майя переехала в столицу вместе с мужем. Здесь она устроилась в литературно-музыкальную редакцию телецентра, где занималась подготовкой телеспектаклей. К тому моменту у пары уже родился сын Никита, который впоследствии станет театральным художником и переедет жить в США.
Когда мать заболеет раком, сын даже не сразу узнает об этом. Роман не хотел никого тревожить и до последнего ни с кем не делился горем, целиком взяв поддержку и заботу о болеющей супруге на себя. Болезнь прогрессировала, и женщине пришлось провести в больнице несколько месяцев, в течение которых любящий муж ежедневно носил ей домашние обеды.
Театр и фильмы
Ткачук стал звездой еще работая в Ташкенте. Люди специально шли в театр, чтобы посмотреть на его игру, которая славилась разноплановостью. На счету артиста были как миниатюрные комедийные роли, так и драматические серьезные работы, где мужчина выходил на передний план. Став известным в городе актером, он начал пробовать себя и в качестве режиссера. В 32 года он был признан Народным артистом Узбекской ССР.
Правда, год спустя исполнитель навсегда покинул Ташкент, переехав в Москву. Наслышанные о его трагикомическом даровании, сотрудники Театра сатиры специально посещали гастрольные спектакли Ташкентского театра, чтобы приглядеться к артисту. Они позвали его в свою труппу. От такой возможности Роман отказываться не стал, не побоявшись затеряться на фоне именитых звездных коллег (Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина), в те годы блиставших на сцене.
После переезда в Москву Ткачук стал активно сниматься в кино. В его фильмографии числятся такие ленты, как «Бумбараш», «Собачье сердце», «Собака на сене». Мужчина играл роли разной степени амбициозности: от малозаметных эпизодических персонажей до самого императора Петра Первого в картине «Баллада о Беринге и его друзьях».
Народную любовь Роману Денисовичу принес образ пана Владека. Бесхитростный и обаятельный супруг пани Терезы из «Кабачка «13 стульев» появлялся на экране с середины 1960-х годов и принес актеру звание Заслуженного деятеля культуры Польши, хотя тот не был поляком по национальности.
Смерть
Потеряв всякую надежду на исцеление Майи Гнездовской, врачи выписали ее из больницы и отправили домой. Здесь 10 января 1994 года женщина и умерла в объятиях любимого мужа. Совсем ненадолго ее пережил супруг — он скончался спустя несколько часов. Тела влюбленных обнаружила зашедшая в гости соседка. Причина смерти Романа Денисовича доподлинно не известна.
Его биография оборвалась на 62-м году жизни, когда работа в театре и кино еще шла полным ходом. По части здоровья его беспокоила нога, из-за которой мужчина даже прихрамывал, однако при выходе на сцену актер забывал о недугах и даже переставал припадать на больную конечность.
Артиста похоронили вместе с женой, их могилы расположены на Долгопрудненском кладбище. Над захоронением артиста возвели большой памятник с фотографией, где его лицо продолжает улыбаться знакомой обезоруживающей улыбкой.
Наши любимые актеры: Роман Ткачук
Народный артист Узбекистана, театральный и киноактёр Роман Ткачук известен всем советским телезрителям как знаменитый Пан Владек из не менее знаменитого в своё время «Кабачка 13 стульев» — юмористического телесериала, который в СССР любили все.
Причина смерти Романа Ткачука, не забытого очарованными зрителями, так и осталась не выясненной до конца. Сопровождавшие её обстоятельства вызвали немало слухов: странных, мистических и даже романтических.
Роман Ткачук родился в Свердловске, во время войны семья переехала в Ташкент, там и остались жить…
Сразу после школы он поступил в Ташкентский театральный институт, на режиссерское отделение. Учился, но сам играл еще и на сцене. Сначала это был театр Туркестанского военного округа, а потом, знаменитый в то время, драматический ташкентский театр имени Горького.
В этом театре Роман Ткачук был настоящей «звездой». Зрители в два счета раскупали билеты на спектакли, в которых он играл. А после спектакля поклонники толпились у дверей театра — всем хотелось взять у него автограф.
В Ташкенте он проработал десять лет и по праву заслужил звание Народного артиста Узбекской ССР. Хотя ему на тот момент было всего 32 года!
Переломным в судьбе актера оказался 1965 год. Как то раз, будучи в Ташкенте, на один спектаклей попал Спартак Мишулин. Сам уже к тому времени играл он в театре сатиры. Он увидел актерскую работу Ткачука и был сражен его игрой. Рассказал по приезде о таком «ташкентском самородке» художественному руководителю театра Плучеку, Плучек заинтересовался. И вот Ташкентский театр приезжает на гастроли в Ленинград и несколько человек из театра едут смотреть на артиста Ткачука. Всем он сразу понравился!
Роман Ткачук был зачислен в труппу Театра Сатиры. Предстоял переезд из солнечного Ташкента в холодную, но такую перспективную Москву.
К тому времени Ткачук был уже женат, подрастал и сын… Его супруга- красавица Майя Гнездовская оставила работу на ташкентском телевидении и поехала в столицу с мужем.
Несмотря на звездный состав новой труппы, Роман Денисович быстро прижился в новом театре. Ролей у него было много, но не главных. Но одна, главная, все же была — и многие считают, что лучшей его театральной работой стала роль Подсекальникова в «Самоубийце» Николая Эрдмана в постановке Валенитина Плучека.
Александр Ширвиндт отмечал особый талант Ткачука сохранять лиричность и только ему свойственные трогательные нотки «грусти… и неустроенности» в любой роли — и драматической, и комической.
Конечно, все зрителя помнят блистательного пана Владека, слегка глуповатого, но такого обаятельного мужа пани Терезы из « Кабачка 13 стульев», в котором играли актеры театра Сатиры. Ткачук играл в «Кабачке 13 стульев» просто гениально!
Кстати, именно за эту роль он был удостоен звания Заслуженного Деятеля польской культуры.
Сам же Роман Ткачук хотя и знал, что многие считают его лицо слегка глуповатым, стремился играть драматические роли. И даже в комедии пытался найти философское и вечное.
В кинематографе Роман Ткачук дебютировал в 1956 году в фильме «Встретимся на стадионе».
Необычный стиль игры и талант актёра стали для него путеводной звездой в кинематографе. Несмотря на то, что главных ролей Ткачук не играл, его второстепенные и эпизодические персонажи имели индивидуальные характерные черты и надолго запоминались зрителям. За 38 лет на большом экране его стаж насчитывает 73 сыгранных роли, включая озвучивание мультфильмов.
Кадр из фильма «У времени в плену» (1980 г.)
Своеобразный голос Романа Денисовича оказался востребованным и для дублирования актёров зарубежного кино: на его счету ещё 26 фильмов с голосами добряков и злодеев, героев и негодяев, неудачников и проходимцев.
Но все же в кино ему не предлагали главных ролей. Как не предлагали играть партийных работников, революционеров, да стахановцев. Многие считают, что поэтому актеру так и не дали званий. Даже Заслуженного артиста России… Но этого актера смело можно назвать НАРОДНЫМ. Потому что его очень любил и любит зритель.
В памяти зрителей остались: грустный пьянчуга завклубом Геннадий Николаевич Паздников в популярной детективной трилогии про Анискина.
Помним его сурового, но в то же время немного забавного комиссара Заплатина в комедии «Бумбараш».
Браконьер Егор Егорович Пантюхов в комедии «Ты — мне, я – тебе»;
В активе актера и более серьезные работы: Петр Первый в «Балладе о Беринге и его друзьях»
Николай Николаевич Персиков, директор московского ветеринарно-показательного института в экранизации Булгаковского «Собачье сердце» (1988);
Генерал-майор Алексей Епишев в киноэпопее «Освобождение».
Особое место в творчестве Романа Ткачука занимают его роли в детских картинах.
Как известно дети не прощают фальши, и именно на таких фильмах проверяется актерский талант.
В золотой фонд отечественного кино вошли ленты с участием Ткачука:
«Чиполлино» (Пес Мастино)-1972г.
«Умные вещи» (Царь)-1973 г.
«Фантазии Веснухина» (маляр),
Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»-1994, швейцар.
Актер снялся почти в 100 фильмах, и это не считая плодотворной работы в театре. Именно театр занимал главную роль в его жизни. Он был очень ответственным актером. Мог сутками напролет репетировать, даже дома, маленькую реплику.В его жизни было главное — это сцена и любимая жена, сын.
С годами у него становилось хуже здоровье, часто болела нога, он прихрамывал, но на сцене забывал о любой боли. Только на сцене он жил! И зритель ничего не замечал.
Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Его героем стал швейцар в Грибоедово. Однако этой картины актер так и не увидел…Супруга артиста, театровед Майя Гнездовская, работала в Узбекистане на телевидении и на радио.
По приезде в Москву тоже устроилась в телецентр в литературно-драматическую редакцию.
В свое время Гнездовская была редактором всех спектаклей кукольного театра Сергея Образцова, которые снимали для телевидения: «По щучьему веленью», «Заячья школа», «Волшебная лампа Алладина», «Необыкновенный концерт» и других.
— Майя была для Ромы ангелом-хранителем, — вспоминает Михаил Державин.
— Это была поразительная пара друзей, соратников.
И хотя Ткачук пользовался бешеным успехом у женщин, он любил только жену и относился к ней необыкновенно нежно.
Супруга Романа Денисовича всегда ездила с ним на гастроли. И отдыхать они старались только вместе, не хотели надолго расставаться. Летом 1993 года они поехали в Мисхор в дом отдыха «Актер».
Майя, веселая, радостная, держа в руках бутылку «Абрау-Дюрсо», плавала в лагуне, окруженной громадными камнями.
Роман, глядя на нее, был счастлив.
Говорил, что они будут вспоминать этот отдых всю оставшуюся жизнь.
Но судьба распорядилась так, что оставшаяся жизнь оказалась очень короткой… Последнее время.
Роман узнал, что его жена тяжело больна, но надеялся, что все обойдется, и старался не говорить на эту тему даже с друзьями.
Когда супруге Романа Ткачука объявили об онкологическом заболевании, их сын Никита уже жил в Америке. Он закончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ, работал в театре (иногда участвовал в постановках Театра сатиры), на телевидении. Супруги хоть и были удручены внезапным отъездом единственного сына, но препятствовать не стали.
О болезни жены Роман Денисович почти ни кому не рассказывал. Только однажды в театре коллегам сказал: «Если Майка умрет, я жить без нее не буду».
Незадолго до своего ухода Майя Гнездовская несколько месяцев лежала в больнице. Каждый день Ткачук привозил жене домашнюю еду. Проблема с продуктами была большая, но он умудрялся их доставать.
Ему предлагали помощницу, но Роман Денисович хотел кормить любимую только сам. Ее выписали из больницы 9 января 1994 года. Врачи уже понимали, что больше ничем женщине не поможешь.
Она умерла в ночь на 10 января на руках у мужа.
Роман Денисович тут же позвонил сыну в Америку, сообщил о трагедии.
Когда приехали забирать тело Майи, артист запротестовал, настоял на том, чтобы супругу оставили дома…
Рано утром в квартиру Ткачука пришла соседка, дверь была не заперта.
Она-то и обнаружила мертвым Романа Денисовича.
Он лежал на соседней кровати с любимой.
Никто так точно и не знает, что случилось в тот роковой день с актером. Следствие установило, что первой умерла Майя, а её муж, который всегда говорил, что не сможет без неё жить, скончался через несколько часов. Кто-то из коллег проговорился, что Ткачук допил то, что оставалось в бутылке его жены…
Вот отрывок из воспоминаний артистки театра Сатиры Шарыкиной:
«Роман Денисович на меня производил впечатление «романистого» мужчины. Но при этом он со всеми был в чудных отношениях. И что самое интересное, безумно любил свою жену Майю. Она такая была мальчик-девочка: миниатюрнейшая, симпатичная очень женщина. И умница большая. По-моему, она держала Роман Денисовича. Несмотря на то, что Майя была маленькая и субтильная, в ней чувствовалось большое женское начало. Без нее он даже не улыбался. Он и перестал улыбаться, когда у них начались неурядицы.
– А из-за чего именно он переживал?
– У Майи начались серьезные проблемы со здоровьем. Что-то у нее было с ногами и, видимо, с головой. Она могла, например, уйти из дома и оставить включенным газ. К тому же, кажется, и пить начала. А тут еще их единственный сын Никита уехал на ПМЖ в Америку, и в театре у Романа какие-то сложности начались. Однажды он сказал нашему общему знакомому: «Знаешь, если Майка умрет, я жить без нее не буду».
– И ведь действительно не стал?
– Он пережил Майю, ну, может, часов на шесть. В общем, никто точно не знает, что произошло. То ли водка была некачественная, то ли они специально что-то в нее добавили, но ночью умерла Майя, а утром – Роман. Кажется, он допил то, что не выпила его жена… Скорее всего, он понимал, что делает, потому что не стал закрывать входную дверь. Оставил щелочку… Их и хоронили вместе. Мы с ними одновременно прощались.»
Точно установить, что произошло и почему умер Роман Ткачук, невозможно или скрыто близкими умерших. Единственное, что известно достоверно – 61- летний актёр пережил свою обожаемую жену лишь на несколько часов, как всегда и обещал. В народе до сих пор популярны версии об убившем актёра «синдроме вдовы» и проклятье фильма «Мастер и Маргарита», в котором он снимался. Но пусть это так и останется их тайной.
Прощание с Романом Ткачуком и с Майей Гнездовской проходило в фойе Театра сатиры.
Похоронили их в одной могиле на Долгопрудненском кладбище (родственное захоронение).
Вместе они прожили больше тридцати лет и умерли в один день. Светлая память…
P.s. Советский актёр Роман Ткачук так и не получил никакого звания в России.
Неизвестно, как он сам относился к этому обстоятельству, но его близких такая «забывчивость» обижала: он был талантливым актёром и хорошим человеком, пользующимся заслуженным уважением коллег и зрителей. И сейчас, по прошествии десятилетий, он дарит радость и хорошее настроение в старых добрых фильмах.
Найдены возможные дубликаты
Хорошая честная жизнь. Пан Владек, да, потрясающе!
Знаменитые дети-актёры, которые уже покинули нас
Сергей Шевкуненко в роли Миши Полякова в фильме «Бронзовая птица»
Худяков Геннадий. Женька в «Старик-Хоттабыч»,
Сестры Юкины, Оля и Яло из «Королевства кривых зеркал»
Ольга умерла в возрасте 51 года, Татьяна в 57 лет
Тихонов Сергей, Плохиш из «Сказки о Мальчише-Кибальчише», «Деловые люди»
Фомкин Алексей, Коля Герасимов «Гостья из будущего»,
погиб в возрасте 27 лет
Виктор Перевалов, фильм «Марья-искусница»,
умер в возрасте 61 года
Полунин Павел, сирота из «Судьба человека»,
умер в возрасте 68 лет
Пузыревский Ян, Кай из «Тайна Снежной королевы»,
покончил с собой в 25 лет
Озерецковская Ольга, Клава из фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.»
Умерла в возрасте 32 лет
Дмитрий Марьянов «Выше радуги»
Актер умер в возрасте 48 лет
Никита Михайловский из «Вам и не снилось»
умер от рака на 28-м году жизни
Максим Калинин, Корольков из «Приключения Электроника»
погиб в возрасте 43 лет
Вячеслав Царев в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
«А че это вы тут делаете»
умер в возрасте 55 лет
Роль хоть и маленькая, но очень запомнившаяся. «Я не волшебник, я только учусь», «Золушка». Умер в возрасте 72 лет
«Дело Румянцева», «Дружок», » Любушка», «Васек Трубачев и его товарищи».
Умер в возрасте 74 лет
Виктор Косых в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Он же Данька из «Неуловимых мстителей»,
умер в возрасте 61 года
Крупеников Сергей, известный Джельсомино
умер в возрасте 49 лет
Дмитрий Егоров, Дима Сомов из «Чучела»
Сын Натальи Кустинской,
Владислав Галкин, знаменитый Гекльберри Финн
Умер в возрасте 39 лет
19 мая 2021 года умерла знаменитая Мальвина — Татьяна Проценко
Если кого то пропустил, добавляйте!
Как выглядели актёры советского кино и театра в молодости
Леонид Фёдорович Быков.
Николай Николаевич Рыбников
Георгий Михайлович Вицин
Александр Борисович Белявский
Александр Анатольевич Ширвиндт
Лев Константинович Дуров
Армен Борисович Джигарханян
Любовь Григорьевна Полищук
Алиса Бруновна Фрейндлих
Олег Иванович Даль
Владимир Семёнович Высоцкий
Анастасия Александровна Вертинская
Александр Викторович Збруев
Владимир Сергеевич Ивашов.
Нина Ивановна Русланова
Михаил Иванович Пуговкин
Михаил Иванович Кононов
Олег Павлович Табаков
Георгий Степанович Жженов
Георгий Александрович Юматов
Андрей Игоревич Харитонов
Инна Михайловна Чурикова
Николай Афанасьевич Крючков
Виктор Павлович Павлов
Галина Александровна Польских
Кого не увидели не стесняйтесь добавляйте!))
ТОП-18 советских актёров по количеству ролей в кино
Почему КГБ разрешило расстрелять Евгения Леонова
2 сентября исполнится 95 лет со дня рождения Евгения Павловича Леонова, феноменального актёра, одного из самых любимых в стране. И если я правильно понимаю, то одного из самых неразгаданных. Попробуйте в двух словах описать, каков его Винни-Пух, Тевье-молочник, чатланин Уэф или Король из «Обыкновенного чуда», ничего не получится. Там же сплошные парадоксы, «друзья гения». Поэтому и фильмы с его участием никогда не надоедают. Тем более что снимался Евгений Павлович у прекрасных режиссёров – Захарова, Данелии, Митты, Рязанова.
Евгения Леонова действительно очень любили в нашей стране. И не только как актёра. Любили – ох, как это скучно сейчас прозвучит! – за редчайшую человеческую доброту. Кажется, в нём вообще не было ни зла, ни подлости – ни грамма. Иначе давно бы раскопали и растрезвонили. Ну, обижался он часто, было такое дело, так это от его совершенно незащищённой искренности, от какой-то несовместимой с жизнью кротости. Сам-то Леонов, конечно, в себе копался и сомневался бесконечно. И у него до конца жизни сохранилась эта немного извиняющаяся интонация. Та, с которой он говорил «Я король. » в «Обыкновенном чуде», помните?
И всё-таки. Если и есть в советском кино настоящая Золушка, беспримесный селфмейд, то это Леонов. У него на старте не было ничего, кроме таланта и желания. Ни покровителей, ни вот этого вульгарного умения «пролезть без мыла», ни железа в характере. И кажется, его всегда мучило внутреннее одиночество. В детстве его дразнили толстым (дети бывают всё же очень жестоки, даже старший брат Николай обзывал его жирным), учителя считали его рохлей, потом учёба-работа и семья (его самый главный свет в окошке). Леонов по молодости старался быть коллективным, но в актёрской среде дружат специфически, и Евгений Палыч, когда жизнь пошла под горку, стал, по его выражению, индивидуалистом. Ну а в старшем возрасте, когда один за другим уходят близкие, любая жизнь тает, истончается и превращается в воспоминания.
Когда началась война, он, семиклашка, пошёл токарем («токаришка» – называл сам себя) на авиазавод, там же работали отец, мать и брат. Когда мог и успевал, ходил на спектакли – видел самого Качалова и Книппер-Чехову. Ещё в школе Леонова пригласили сниматься. Случайно – кто-то из съёмочной группы искал смешного и пухлого мальчика. Но увы, то ли родители не пустили, то ли сам испугался. А в школе его с тех пор стали дразнить актёром, и слово-мечта запало в его романтическую душу. Потом поступил в авиационный техникум, а с третьего курса Леонов сорвался – пришёл поступать в театральную студию. Смешной, маленький, в ужасном пиджаке, ни грации, ни слуха, ни голоса, стоит он перед комиссией и со всей юношеской серьёзностью, глядя бодуче исподлобья, заводит что-то любовное из Блока. Комиссия давай хохотать. А Леонов только белеет, представляет себя неимоверным влюблённым красавцем и оборотов добавляет – куда только вся мягкость подевалась! Страшная сила, говорил, в него вошла – «в ответ что-то грянули струны, исступлённо запели смычки. » Комиссия умолкла, лица вытянулись, и Леонова приняли. Сразу. Без других экзаменов.
Впервые его снял в своём кино «Счастливый рейс, или Машина 22-12» Владимир Немоляев (это был крупный план пожарного), потом, в «Морском охотнике», Леонов был коком. Дочка Немоляева, десятиклассница Светлана, конечно, была влюблена. Но вообще-то у Жени Леонова романов не было. Не излучал он мужского притяжения. Молодые актрисы его в упор не видели. В 30 лет он уже и не пытался ухаживать, играл каких-то шофёров и слуг, классический неудачник, в общем. Но потом повезло, режиссёр Яншин в Театре Станиславского дал ему роль влюблённого Лариосика в «Днях Турбиных» – и успех окрылил Леонова, он, что называется, поверил в себя. И вскоре со свердловских гастролей привёз свою первую и единственную, любимую и ненаглядную, свою красавицу Ванду. Прямо на улице познакомился. В 1959 году у них в проходной комнате коммуналки на Васильевской улице родился сын Андрюша. Леонов был сумасшедшим отцом. Почти буквально. Его фанатичная опека была почти невыносима. Любое учительское замечание в адрес сына вызывало страшные переживания Леонова. Так было всегда. Даже когда Леонов-младший стал взрослым мужчиной, отец упрашивал его останавливать машину, если хочется чихнуть. «Остановись, высморкайся, а потом дальше можешь ехать». Подсовывал ему газетные вырезки о гололёде, например. Всё что угодно, лишь бы уберечь сына от воображаемых неприятностей.
Леонову всегда хотелось идеала, он боготворил жену. В «заграницах» бывал только в женских отделах, покупая вот эту кофточку и вот эту юбочку для Вандочки, и расстраивался, если не угадал фасон. Самому Леонову было плевать, как он выглядит. Его приличный вид – это вечное бдение жены. Надеть на Леонова галстук могла только она, да и то после тонны уговоров. Леонов давным-давно примирился с тем, что он некрасив, толст и смешон. Согласился с навязанным ему стереотипом из внутренней скромности, мягкости и стеснительности, да так и приклеилось. А ведь, в сущности, это нелепость. Вообще-то, в молодости Леонов был красавец не хуже Табакова. Пересмотрите фильм «Гори-гори, моя звезда», где они играют вместе, и сравните непредвзято, не обращая внимания на то, что персонаж Табакова говорит снисходительно про кривые ножки Леонова.
Первая советская эротика и триллер
В 1961 году на экраны вышел «Полосатый рейс», где Евгений Леонов сыграл буфетчика Шулейкина. За актёром окончательно закрепилось амплуа комика. Как ему это далось, другой вопрос. Все знают поучительную историю, как наш самый гуманный в мире кинематограф оставил актёра один на один без всякой защиты с громадным тигром. Для пущей убедительности, разумеется. Леонов со временем привык рассказывать об этом весело, хотя по режиссёру Фетину за такую выходку уверенно плакала уголовная статья. Но кроме этого «Полосатый рейс» знаменит первой советской эротикой – это знаменитая сцена, когда Леонов выскакивает из ванны и бежит, сверкая задом (и вовсе не толстым, кстати), по кораблю.
Министр Фурцева была в бешенстве, это с ней случалось часто. Она долго-долго, запершись в кабинете, пересмативала эпизод, а затем всё же распорядилась вырезать самые «порнографические» куски.
Настоящая слава лавиной пришла к нему ещё в 1971-м, когда страна посмотрела «Джентльменов удачи». Леонова караулили у служебного входа в театр, на рынке ему дарили лучшие помидоры и хурму, гаишники салютовали, и все хотели с ним выпить. За актёром ходили толпами, а вслед ему неслось: «Пасть порву, моргала выколю» – с интонациями дружбы и любви, конечно. Леонов не считал славу заслуженной. Считал, что так сошлись время и место и его роль попала в целевую аудиторию – а что вы хотите в стране, где половина сидельцы? Леонова этот успех раздражал.
Он вспоминал, что однажды он сказал кому-то, что картина-то, мол, средняя: «Так меня чуть не побили – сам ты средний». А он никогда не был средним, он был талант, да к тому же перфекционист. И, может быть, хорошо всё-таки, что украли и разрезали на куски этот ужасный, глумливый и позорящий прекрасного актёра памятник возле «Мосфильма», увековечивающий образ Леонова-уркагана.
После фильма «Гори-гори, моя звезда» Митты про Леонова стали говорить – универсал. В таком качестве актёр пришёл в фильмы Данелии. Евгений Павлович очень любил сниматься у Данелии, а Данелия сначала брал Леонова в фильм и только потом решал, кого он будет играть. Снимался Леонов легко и безропотно в любых условиях. «Кин-дза-дза», Каракумы, где жара 60 градусов плавила всё живое, 20-часовая смена – и никаких жалоб. Кажется, Леонов, совпадал с мирами, создаваемыми Данелией, на молекулярном уровне. И в ржавой летающей бочке-пепелаце с пропеллером он так органичен, как будто жил в ней с рождения.
Однажды, в 1969 году, в Тбилиси в перерыве между съёмками картины «Не горюй» Данелия попросил Леонова навестить вместе с ним в больнице родственника-инфарктника. Приходят в реанимацию, а там ещё пять пациентов. При виде Леонова все обрадовались, заулыбались и просветлели. Посидели, поговорили, выходят, а за ними главврач: ради бога, Евгений Палыч, у меня, говорит, ещё три палаты тяжёлых больных, вы туда зайдите тоже, пожалуйста. «А дальше ведь и к средним больным надо было зайти, – вспоминает Данелия, – они тоже себя плохо чувствуют. И так нас протащили по всему этажу». Только они собрались уйти, как выскочила женщина: а женское отделение как же? Короче говоря, на съёмку режиссёр с актёром опоздали на три часа, но в больнице было немало людей, кому этот визит продлил жизнь.
Леонов был безотказным в плане помощи ближнему. Он часто бывал у больных в Боткинской и в Пирогова, и не было уголка в СССР, куда бы он не приехал с гастролями. Вечно хлопотал за кого-то, прописки выбивал нищим сценаристам. А в 1982 году Леонова даже избрали общественным директором Центрального дома актёра. Это означало массу головных болей и ноль денег. Другой бы отказался, но не Леонов.
«Что, народному артисту денег не хватает?»
Из-за популярности у Леонова случались неприятности. Работая в Театре Маяковского, он как раз снимался подряд в «Джентльменах удачи» и «Белорусском вокзале». Режиссёру Гончарову не нравилась такая занятость. Но однажды Леонов пришёл, по обыкновению, в любимый магазин «Океан», и там на нём повисли гроздьями продавщицы, упрашивая пару минут мелькнуть в коротеньком сюжете об их магазине. Напялили на безотказного Леонова колпак, поставили к прилавку с рыбой и сняли. Но какой же скандал разразился в театре! Гончаров ходил по потолку и кричал: «Народному артисту что, денег не хватает?! Может, шапку по кругу пустить?!» Леонов обиделся и ушёл.
Ушёл к Захарову. «Ленком» был на пике. А с приходом Леонова туда стало и вовсе не попасть. Магическая амбивалентность леоновского таланта в постановках Захарова раскрылась как нельзя лучше. В спектаклях режиссёр давал Леонову драматических персонажей. Ленкомовцы вспоминают, что от его игры они, стоя за кулисами, рыдали, а у партнёров на сцене срывался голос. Ну а фильмы «Убить дракона», «Обыкновенное чудо» без Леонова теперь просто не представить.
Но Леонов был собой всё равно недоволен. Кинороли свои считал поверхностными, в театре комплексовал из-за возраста: тогда в Ленкоме все были молодые, он был там как аксакал. Излишне, наверное, говорить, что Леонов там всех опекал. Он, народный артист СССР, всю жизнь доказывал себе и другим свою состоятельность. Но внутренние терзания прятал за улыбкой, без неё он на люди не выходил. Был очень стеснительным всегда, с диким скрипом выступал на радио и давал интервью – стыдным считал обнажаться душевно. И ужасно не любил, когда его жалели. Лишь однажды он вознамерился воспользоваться своей известностью, чтобы получить роль – в фильме «Старший сын» по только что вышедшей пьесе Вампилова. Уже собрался идти к Фурцевой. Но ему не пришлось. В небесах что-то совпало, потому что режиссёр Мельников и не сомневался, что Сарафанова в «Старшем сыне» будет играть только Леонов. Диалог у них состоялся такой: «Старший сын?» – «Да».
Эту роль Леонов не играл, он вкладывал в образ весь свой отцовский опыт и чувства. Его Андрею было уже 16, их отношения не ладились из-за фанатичной заботливости и повышенной тревожности Леонова. Это привело к тому, что Леонов-младший ушёл в армию, запретив отцу приезжать к нему в часть. Леонов выдержал только две недели. Приехал в Ковров, а это 300 километров от Москвы, по страшному гололёду. Обаял всех, конечно. Один сын был в ярости, потому что его тут же стали подкалывать – «сын Винни-Пуха». А представьте, что бы было, если бы сослуживцы узнали, что длинные и почти ежедневные исповедальные письма Леонов-младший получает не от невесты, а от отца.
«Плохо мне с этой новой свободой»
Через 4 месяца он уже играл в знаменитой «Поминальной молитве» своего Тевье, человека, которого, как говорил сам Леонов, жизнь раздолбала, распяла, уничтожила. Эта роль – одна из лучших у Леонова. Она настолько врезается в память, что сейчас, покупая в супермаркете сырки или кефир «Тевье», я вспоминаю о Леонове.В 1993-м снялся в последнем своём фильме, «Американский дедушка», пытаясь вернуться к обычной жизни. Но резкие 90-е как будто оглушили его из-за угла, и новое время Леонову не понравилось, оно представлялось ему жестоким и враждебным – «плохо мне с этой новой свободой». Леонов затосковал. О себе он, впрочем, не думал. Он, как всегда, беспокоился о жене и сыне: что с ними будет после его ухода? Говорил, что разочаровался в людях, что в жизни стало много зла и ненависти и не осталось тех правды и морали, к которым он привык.
29 января 1994 года Евгений Леонов собирался на «Поминальную молитву» и вдруг упал: оторвался тромб. В один миг его не стало.
Наш русский Винни знаменит во всём мире. И эта его слава – большое прекрасное совпадение и большая удача Хитрука, автора мультфильма (1969 год), который решил наделить милновского медведя голосом Леонова. Сходство во внешности было очевидным, ну а характер Винни стал леоновским сам собой. Леонову даже не надо было играть, он, стоя рядом с поросёнком Пятачком, Ией Саввиной, набычившись на свой манер и выставив вперёд живот, читал перед микрофоном реплики рисованого героя. Но когда Хитрук прослушал запись, он понял, что это катастрофа. Нет, Леонов наговорил всё замечательно, лучше не бывает, но голос-то всё же был слишком мужской, для Винни серьёзен и низковат. И звукооператор предложил прогнать запись в ускоренном в полтора раза темпе. Голос поднялся на несколько тонов и немножко затараторил – это было то, что надо. Теперь в Интернете можно найти изначальный голос Леонова-Винни. Послушайте, это ведь Гамлет, поистине шекспировского масштаба и глубины интонации, – с такой отдачей и талантом актёр делал своего мультяшного героя.Виктор Чижиков, создавший олимпийского мишку, обожал, как и вся страна, толстого Винни, говорившего голосом Леонова. И хотя родство своего медведя с мультяшным отрицал, но шаржи на олимпийский талисман рисовали с лицом Леонова.
«Надо, чтобы меня расстреляли»
Ещё одна история – в каком-то смысле жизни и смерти Леонова – была связана с Олимпиадой-80. Как раз в дни её проведения снималась сцена расстрела Афанасия Бубенцова из рязановского фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Расстрел по сценарию, как помните, был фальшивый, но персонаж Леонова всё равно должен был умереть. Сцена должна была сниматься на Воробьёвых горах (тогда Ленинских), всё было готово, но из-за Олимпиады Воробьёвы горы объявили стратегическим объектом, там пролегала марафонская трасса. Съёмку, само собой, запретили. Тогда директор картины Борис Криштул поволок Леонова в КГБ. В кабинете на Лубянке генерал и трое в штатском дар речи потеряли, увидев во плоти «пасть порву, моргала выколю». Для них это было как явление Христа. Леонов, по обыкновению, начал что-то стеснительно бормотать себе под нос и вдруг выдал: «Извините, надо, чтобы меня расстреляли». Генерал, опомнившись от такого заявления, пошутил, что мы, мол, не прокуратура, но разрешение дал: «Расстреливайте на здоровье!» – а потом достал из ящика стола фотографию Леонова в зэковской майке и попросил автограф. Евгений Павлович написал: «Спасибо за то, что разрешили меня расстрелять».
Сцена, когда у Бубенцова разорвалось сердце, была сильнейшая, так сыграть – нет, прожить! – мог только Леонов.