актер трофимов биография личная жизнь
Александр Трофимов, актер: биография, личная жизнь, фильмография
Таинственный Александр Трофимов
Почему таинственный? Потому что тайной за семью печатями покрыто практически все, что касается личной жизни артиста, его семьи. Информация, доступная общественности, ничтожно мала. Александр Алексеевич крайне редко дает интервью, а если делает это, то охотно отвечает лишь на вопросы, касающиеся театра, кино, в общем, творческой стороны его биографии.
Что известно о детстве актера
Как уже было сказано выше, сведения действительно крайне скудные. Известно, что родители Александра (отца звали Алексеем, как можно заключить из отчества артиста) не имели ни малейшего отношения к искусству и творчеству вообще. Ребенок в их семье (имеется в виду маленький Саша, конечно же) появился в середине марта 1952 года. Произошло это событие в столице нашей родины.
Путь к сцене
Очень быстро Саша понял, что техническое направление все же не совсем его. Работа не то, чтобы очень радовала. Зато выступления в клубе интересовали молодого человека все больше и больше. Как раз в это время судьба распорядилась так, что волею случая Александр оказался в группе самодеятельного театра. А затем все произошло очень быстро. Увидев то, как Саша играет, художественный руководитель студии отправил его поступать в театральный институт, заявив, что такому дарованию пропадать нельзя. Саша прошел с первой же попытки и стал студентом Щукинского училища.
Театр на Таганке
Многие актеры в течение всей своей жизни переходят из одного театра в другой, меняют подмостки и режиссеров. Александр Трофимов не из их числа. Еще в студенческие годы он нашел своего режиссера и свой театр и им остается верен и по сию пору. Это знаменитый Театр на Таганке и его художественный руководитель Юрий Любимов.
Театр, бывший, пожалуй, одним из самых популярных в советское время, если не самым, бросавший вызов власти, театр-оппозиционер, как сказали бы сейчас, был образован Юрием Любимовым и его студентами в 1964 году. В труппе его были сплошь звезды, люди, ставшие легендами при жизни: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Нина Шацкая, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Иван Бортник и др. Именно в команду этих прекрасных артистов попал и Александр Трофимов, сразу влившийся в коллектив и ставший в нем своим. А произошло это спустя десять лет после появления Таганки на свет, в семьдесят четвертом году минувшего столетия.
В жизни Трофимова этот театр возник очень просто. Будучи студентом, будучи наслышанным о великом Любимове и его труппе, он пришел туда на спектакль. Ставили «Доброго человека из Сезуана». Атмосфера, царившая в театре, игра актеров, особенно того, кто исполнял главную роль (этим человеком оказался Владимир Высоцкий), потрясла Александра настолько, что он сразу, всеми фибрами души ощутил: это его театр, его второй дом, здесь и только здесь он хочет работать. Так и случилось.
Трофимов и Любимов
Юрий Петрович Любимов, художественный руководитель Таганки, не так давно ушедший в мир иной (это произошло в 2014 году), славился своим тяжелым характером. Он буквально поедом ел своих артистов, если ему казалось, что они плохо играют, мог гонять их до одури, добиваясь соответствия своему видению (хотя для хорошего режиссера это и плюс). Однако с молодым Сашей Трофимовым (тот пришел в труппу сразу после окончания института, в двадцать два года) произошло совсем иное. Знаменитый режиссер как-то сразу почувствовал доверие к начинающему актеру, у них установились довольно теплые отношения.
В нескольких интервью Трофимов вспоминал, что это случилось на первом же спектакле, в который ввели его (по роману Чернышевского «Что делать?»). Любимов тогда на репетиции, глядя на Сашину игру, сказал, что ему и играть не нужно, достаточно просто говорить и все. Позже знаменитый режиссер всегда доверял Трофимову по-своему трактовать роль, бывало, спорил с его интерпретацией, но чаще всего соглашался, а иногда даже сам спрашивал, как Александр видит того или иного персонажа. В общем, это был действительно режиссер Трофимова, и он может с полным правом называть себя счастливым человеком, потому что найти своего режиссера удается далеко не каждому артисту.
Спектакли в Театре на Таганке
Помимо вышеупомянутого «Что делать?», Александр Алексеевич играл в таких таганковских спектаклях, как «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», «Фауст», «Ревизская сказка», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», «Живаго», «Медея», «Хроники», «Арабески».
Спектакли «Мастер и Маргарита» и «Владимир Высоцкий» идут на сцене театра до сих пор, в них Трофимова можно увидеть в каждом представлении.
Фильмография Александра Трофимова
Интересно, что этот персонаж Александру достался случайно (однако как хорошо, что такая случайность произошла!). Он и не собирался пробоваться на роль Ришелье, просто Борис Клюев, сыгравший в ленте графа Рошфора, должен был на пробах читать текст из сцены с кардиналом и попросил Трофимова ему помочь. Как только Александр взял в руки текст и стал читать слова Ришелье, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич понял: настоящий кардинал стоит перед ним. Трофимова без проб и без раздумий утвердили на роль, несмотря на то, что в книге кардиналу около сорока лет, а актеру было всего двадцать шесть и у него не было должного опыта съемок в фильмах. Эта роль принесла Александру действительно всесоюзную популярность.
Однако в фильмах Трофимов снимается редко. Гораздо чаще его можно увидеть в театре. А среди тех киноролей, что у него уже случились, обязательно стоит упомянуть «Мертвые души», фильм 1984 года авторства Михаила Швейцера. В нем артист сыграл Гоголя, и сыграл блестяще. Эту работу называют одной из лучших работ актера.
Снятый в 1984-м фильм «Мертвые души» стал уже вторым в череде сотрудничества Трофимова с режиссером Швейцером, который тоже стал для Александра Алексеевича его режиссером, только в кино. Помимо вышеуказанной картины были также «Маленькие трагедии» в 1979-м и «Крейцерова соната» в 1987 году.
Еще раз о личном
Сейчас
В настоящее время Александр Алексеевич все так же работает в любимом театре на Таганке, являясь ее ведущим актером. Пять лет назад он стал народным артистом России («заслуженного» получил еще в девяносто втором). Год назад сыграл главную роль в спектакле Псковского драматического театра.
Такова на данный момент творческая биография Александра Алексеевича Трофимова, чудесного артиста, который, будем надеяться, подарит зрителям еще много радостных минут при просмотре новых фильмов и спектаклей с его участием.
Николай Трофимов
Николай Трофимов родился 21 января 1920 года в Севастополе.
Будучи школьником, увлекся театром, участвовал в самодеятельности. Когда учился в 4 классе, прочитал на школьном вечере чеховский рассказ «О вреде табака», до слез рассмешив зрителей. Николай стал популярной личностью среди учеников и педагогов, его ценили за чувство юмора, хотя учителя иногда жаловались, что он срывает уроки.
С 14 лет стал выступать на сцене севастопольского ТЮЗа. Играл в спектакле «Хижина дяди Тома». Он вспоминал, как придумал концовку спектакля: уходя со сцены и поровнявшись с ненавистным плантатором, герой Николая пинал того ногой. Эффектная концовка срывала продолжительные аплодисменты.
После окончания школы поступил в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Будучи студентом, обратил на себя внимание Михаила Зощенко. Сам Трофимов вспоминал: «Когда был еще первокурсником, выбрал для чтения смешной рассказ. А автора даже не знал! Читал его как-то на вечере, вдруг ко мне подошел человек невысокого роста, интеллигентного вида, протянул руку, поблагодарил и сказал: «Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!» Это был Зощенко».
Николай Трофимов в юности
В годы Великой Отечественной войны служил в военно-морском флоте, был солистом Центрального ансамбля ВМФ.
В 1944 году Николай Трофимов перешёл в Таллинский театр Балтийского флота.
Николай Трофимов в молодости
В 1946 году демобилизовался и поступил в Ленинградский театр комедии.
Работы Николая Трофимова в Ленинградском театре Комедии:
В 1964 году по приглашению Георгия Товстоногова Трофимов перешёл в Большой драматический театр им. М. Горького, в котором служил до конца жизни. Георгий Товстоногов называл актёра русским Бурвилем.
Работы Николая Трофимова в Большом драматическом театре:
Широкому зрителю стал известен благодаря своим работам в кино. Сниматься начал с 1944 года.
Первыми заметными работами стали Мышкин в «Укротительнице тигров», штурман в «Полосатом рейсе», капитан Тушин в киноэпопее «Война и мир», Расплюев в фильме «Весёлые расплюевские дни».
В 1968 году сыграл полковника милиции в комедии «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.
Николай Трофимов в фильме «Бриллиантовая рука»
Николай Трофимов в фильме «Табачный капитан»
Николай Трофимов в фильме «Лев Гурыч Синичкин»
Николай Трофимов в фильме-спектакле «Ханума»
Николай Трофимов в фильме «Принцесса цирка»
Николай Николаевич Трофимов умер в ночь на 7 ноября 2005 года в петербургской Александровской больнице от последствий инсульта. Похоронен 14 ноября на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Николай Трофимов
Рост Николая Трофимова: 160 сантиметров.
Личная жизнь Николая Трофимова:
Первая жена также была актрисой, но затем посвятила свою жизнь супругу. Николай Трофимов вспоминал: «Очень любила мозаику. И меня заразила. У меня есть две большие картины, мы с ней вдвоем их делали. Часами сидели. Собирали старые пластмассовые разноцветные игрушки, резали их на квадратики и клеили клеем БФ по рисунку на дерево. Она была очень талантливым человеком. После того как ей, актрисе, пришлось уйти из Театра комедии, она решила посвятить свою жизнь мне».
Наталья стала переводчиком, после замужества уехала в Италию.
Николай Трофимов и жена Марианна
Фильмография Николая Трофимова:
Озвучивание Николая Трофимова:
Вокал Николая Трофимова в кино:
Награды и звания Николая Трофимова:
Николай Трофимов
Биография
Российский актер Николай Трофимов получил популярность еще в годы Советского Союза, мужчина сыграл множество ролей в театре, а также снимался в кино и занимался озвучиванием.
Николай Трофимов
Его профессиональная игра подтверждается званием «Народный артист СССР» и другими многочисленными наградами.
Детство и юность
Николай родился в январе 1920 года в Севастополе. Рос мальчик в семье рабочего и домохозяйки, однако с детства отличался способностью выразительного чтения различных произведений и на школьных переменах развлекал одноклассников, демонстрируя веселые сценки. Друзьям он поднимал настроение, а вот учителя, напротив, ругались, поскольку видели в этом баловство и несерьезное отношение к учебе. Из-за регулярных замечаний от преподавателей родителей школьника часто вызывали и рассказывали о проделках сына.
Актер Николай Трофимов
Впервые выступать на сцене Трофимову довелось в 14 лет. Дебют юного артиста состоялся в севастопольском ТЮЗе, где ему в спектакле «Хижина дяди Тома» досталась роль мальчика-невольника. Собственный подход к исполнению роли оценили не все, однако после этого выступления Николай окончательно определился с выбором профессии. Поэтому, получив школьный аттестат, он поступает в театральный институт имени А. Н. Островского в Ленинграде, а в 1941 году выпускается оттуда с дипломом.
Театр
Вскоре после этого началась война, и юноша отправился защищать родину в военно-морской флот. В молодости он был активным, поэтому и там его творческое начало было замечено. Парень попал в Центральный ансамбль ВМФ, а в 1943 году устроился в театр Балтийского флота, пел в ансамбле.
Николай Трофимов в молодости
Трофимова демобилизовали в 1944 году, парень не стал даром терять времени и сразу поступил в Театр комедии в Ленинграде, руководителем труппы в ту пору был Николай Акимов. Следующие 17 лет он служил именно там и в короткие сроки сумел вырасти из малоизвестного молодого человека до звезды первой величины, на постановки которой билеты раскупались заранее.
Актер Николай Трофимов
Под руководством талантливого театрального режиссера Трофимов сыграл более 30 ролей, многие из которых стали знаковыми для дальнейшей карьеры артиста. Он перевоплощался в Александра Ивановича Хлестакова в «Ревизоре», играл Епиходова в «Вишневом саду» и Ломова в «Предложении».
В 1964 году Николай переходит в Большой драматический театр имени М. Горького, пригласил его туда лично театральный режиссер и педагог Георгий Товстоногов. Мужчина рассмотрел талант Трофимова, поэтому без боязни находил для того роли в драмах, трагедиях и прочих серьезных произведения. Хотя это были второстепенные герои, мужчина играл блестяще, без остатка вкладывая душу.
Николай Трофимов на сцене
Среди запоминающихся перевоплощений артиста под началом Товстоногова стоит отметить работы в постановках «Мещане» М. Горького, «Три сестры» А. П. Чехова, «Идиот» Ф. М. Достоевского и ряд других картин. В ту пору мужчина снимался и в кино, в основном это были комедии, поэтому остальные члены труппы поначалу не верили, что артист легко войдет в образы.
Однако до конца жизни служа в Большом театре, он сумел доказать, что по-настоящему талантливый человек без труда вживается в любые предложенные роли. Артист был добр к окружающим и излучал улыбку, которая запечатлена на многих его фото.
Фильмы
Первые съемки в кино в биографии Трофимова появляются в 1938 году, ему тогда только исполнилось 18 лет. Это была драма Владимира Легошина «Шел солдат с фронта», не принесшая Николаю большой популярности, однако открывшая для начинающего актера двери в другие картины.
Николай Трофимов в картине «На пути в Берлин»
В следующий раз зрители увидели его на экранах в 1944 году в роли Лепешкина в фильме «Морской батальон», потом он играл типографского работника в «Белинском», Васю в «Талантах и поклонниках», редактора стенгазеты Мышкина в «Укротительнице тигров» и штурмана в «Полосатом рейсе».
Однако известность Трофимову принесли все же другие персонажи. В военной драме «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука актер запомнился зрителям как капитан Тушин, а в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая – образом полковника милиции.
Николай Трофимов в комедии «Бриллиантовая рука»
Также значимыми в карьере Николая стали ленты «Африканыч», «Лев Гурыч Синичкин» и «Веселые расплюевские дни».
Не меньше поклонникам запомнился и фильм Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку» с Яной Поплавской, Евгением Евстигнеевым и Риной Зеленой в главных ролях. Там мужчина перевоплотился в толстого волка. Артист среднего роста (170 см) и плотного телосложения (точный вес неизвестен) прекрасно вошел в образ.
Николай Трофимов в фильме «Принцесса цирка»
Последней в фильмографии актера стала картина Сергея Потемкина «Город без солнца» в 2005 году. Она рассказывает о преуспевающем инженере Егоре, который полюбил экстравагантную актрису Люси. У нее есть брат – художник Алекс, который перед смертью успел сделать последнюю выставку, посвященную Санкт-Петербургу и названную «Город без солнца».
После гибели родного человека девушка тоже хочет умереть и предпринимает попытку напиться таблеток. Егор в желании спасти любимую решается на первый в жизни серьезный поступок.
Актер Николай Трофимов
После этого Николай больше снимался в фильмах, однако еще не раз представал перед зрителями в разных образах на сцене театра.
Личная жизнь
Николай Трофимов и жена Марианна
Спустя некоторое время в личной жизни Трофимова появилась вторая жена, ею стала Марианна Иосифовна. Женщина не имела отношения к театру, она была инженером. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Наталья. Других детей у супругов не было.
Смерть
В последний раз на сцене театра Трофимов появился в день своего рождения в 2005 году, мужчине тогда исполнилось 85 лет. Он играл роль мистера Пиквика в постановке «Пиквикский клуб», которая была наиболее значимой в его карьере. Еще раз в родном театре, в котором актер служил больше 40 лет, Николай появился в сентябре того же года на празднике, посвященном юбилею худрука БДТ Кирилла Лаврова.
Могила Николая Трофимова
Народный артист СССР Николай Трофимов умер в ноябре 2005 года, причиной смерти стали последствия инсульта. Это произошло в Александровской больнице, в которой тот пребывал после перенесенного приступа. Похороны состоялись через неделю, могила мужчины находится на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Александр Трофимов
Биография
Заглавная роль в фильмографии актера Александра Трофимова – холодный, расчетливый, но не лишенный обаяния кардинал Ришелье из комедии Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера». Куда меньше зрители знают и любят неистового Вальсингама из «Маленьких трагедий», ироничного Гоголя из «Мертвых душ», ранимого священнослужителя Лоренцо из «Ромео и Джульетты».
Александр Трофимов в роли кардинала Ришелье
Образов, воплощенных Трофимовым на экране, немного, но каждый из них стал классикой советского кино. А вот вклад актера в театральное искусство несоизмеримо больше – почти 45 лет Александр Алексеевич отдал служению театру на Таганке.
Детство и юность
Александр Трофимов родился 18 марта 1952 года в Москве в семье, далекой от искусства. Конечно, о профессии актера мальчик и не думал. И даже вступив в пору юности, не мог определиться с будущей профессией.
Актер Александр Трофимов
В итоге выбрал техническое направление, 17-летним юношей поступил рабочим сцены в клуб Краснознаменной военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Но что-то не удовлетворяло юного Трофимова в выборе, хотелось чего-то иного, нового.
Однажды судьба завела парня в самодеятельную театральную студию. Талант молодого человека заметил худрук, дав совет поступать в театральный. Трофимов раздумывать не стал и в этот же год был зачислен на первый курс Щукинского училища.
Театр
В 1974 году, став дипломированным актером, Трофимов пришел в театр на Таганке. Этот выбор актер сделал осознанно, когда на одном из таганковских спектаклей увидел невысокого человека в черном, надрывно, хриплым голосом исполняющего песню.
Спектакль этот назывался «Добрый человек из Сезуана», а исполнителем был Владимир Высоцкий.
Александр Трофимов в спектакле «Что делать?»
Еще одной причиной прийти на Таганку стало для Трофимова желание работать в труппе великого Юрия Петровича Любимова. Их творческий тандем оказался на удивление слаженным и плодотворным. На первой же репетиции спектакля «Что делать?» по Чернышевскому, где Александр играл молодого бунтаря Рахметова, Любимов сказал ему:
«Саша, пусть все они играют, а вам – не надо! Говорите, как есть – и ничего больше».
Любимов, несмотря на властный нрав, часто соглашался с тем, как Трофимов видит роль, как интерпретирует образ. И актер ценил его за доверие, уважал за безграничный талант, всегда считал учителем в профессии.
Александр Трофимов в спектакле «Фауст»
Трофимов зарекомендовал себя как актер внутренней игры, персонажи, изображенные им, – люди сильные, волевые, острохарактерные. Раскольников, Фауст, Гоголь – это только часть галереи образов, воплощенных им на театральной сцене.
В 1977 году Любимов ставит спектакль «Мастер и Маргарита». И в этой работе Любимов вновь дает Трофимову свободу в понимании и трактовке роли. Возможно, поэтому она, по признанию самого актера, остается для него самой главной и дорогой.
Фильмы
Конец 70-х в творческой биографии Трофимова отмечен знакомством с миром кино. В 1977 году сыграна роль в телеспектакле «Доходное место». А в 1978-м вся страна увидела молодого актера в роли кардинала Ришелье в музыкальной комедии Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера».
Александр Трофимов в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Предыстория успеха такова: первоначально Трофимова пробовали на эпизодическую роль англичанина Джона Фелтона – того, что по указанию Миледи отправляется на убийство герцога Бэкингема. Чтоб подыграть другу – актеру Борису Клюеву, сыгравшему Рошфора, Трофимов прочел монолог кардинала.
Впечатленный Юнгвальд-Хилькевич не стал приглашать на роль Ришелье возрастного актера, и ее блестяще сыграл 26-летний актер театра на Таганке. Правда, озвучить кардинала пригласили Михаила Козакова, чья манера говорить, по задумке режиссера, соответствовала этому персонажу.
Александр Трофимов в фильме «Мёртвые души»
Как и в театре, в кино Александру Трофимову тоже удалось встретить своего режиссера. Им стал Михаил Швейцер, впоследствии снявший актера в фильмах «Маленькие трагедии» (1979), «Мертвые души» (1984), «Крейцерова соната» (1987).
Говоря о работе Трофимова в кино, нельзя не отметить плодотворный тандем актера с режиссером Анатолием Эфросом. В этом творческом дуэте родилась одна из ярких ролей Трофимова-актера – аббат Лоренцо в телеспектакле «Ромео и Джульетта» (1983).
Александр Трофимов в фильме «Питер Пэн»
Аристократичная внешность актера, скульптурный профиль, выдающийся рост (под 2 метра) давали карт-бланш в отношении ролей фактурных, ярких, выразительных, оттененных благородством, оттого так часто его приглашали в исторические картины.
А в 1987 году Трофимов неожиданно для поклонников сыграл роль капитана Крюка в детском фильме «Питер Пен» режиссера Леонида Нечаева. Этот образ, абсолютно отличный от предыдущих киноработ Трофимова, тоже стал ярким образцом фильмографии артиста, куда вошли свыше 30 кинолент.
Личная жизнь
Личную жизнь актер всегда оставлял закрытой темой в ходе интервью. О том, кто является женой актера, нет точной информации, в Сети нет ни одного семейного фото.
Алексей Трофимов, сын Александра Трофимова
Известно, что у Александра Алексеевича есть сын Алексей 1988 года рождения. Он тоже выпускник знаменитой Вахтанговской актерской школы, окончил Театральный институт им. Б. Щукина и с 2012 года служит в театре им. Моссовета. Поклонники с удовольствием отмечают, что сын похож на отца в молодости и столь же талантлив.
Александр Трофимов сейчас
В 1992 году Александр Алексеевич стал Заслуженным артистом России, а в 2013 году актеру присуждено звание Народного артиста. Любимый поколениями актер Александр Трофимов продолжает радовать поклонников ролями в театре и кино.
Александр Трофимов в 2018 году в спектакле «Владимир Высоцкий»
Сегодня на сцену родного театра на Таганке актер выходит в спектаклях «Фауст» и «Владимир Высоцкий». В 2017 году Александр Трофимов сыграл роль Старика в одноименном спектакле Псковского театра драмы. Режиссером постановки выступила Анна Потапова.
В числе свежих работ Александра Алексеевича в кино – роль Барона в фильме «На дне» (2014) режиссера Владимира Котта по мотивам одноименной пьесы М. Горького.