актер трофимов ришелье рост
Самый лучший кардинал Ришелье: Почему актер Александр Трофимов так мало снимался в кино
Недавно свое 69-летие отметил актер театра и кино, народный артист РФ Александр Трофимов. В последнее время его имя редко упоминается в СМИ, а современным зрителям и вовсе не знакомо. Уже больше 7 лет он не появлялся на экранах, а за всю свою 35-летнюю кинокарьеру сыграл всего около 20 ролей. Но даже одной из них, самой первой, было бы вполне достаточно для того, чтобы навсегда войти в историю отечественного кинематографа, – это кардинал Ришелье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Почему ярчайший актер с незаурядным талантом и широким творческим диапазоном так мало снимался, и чем он занимается сейчас – далее в обзоре.
Находка для Театра на Таганке
Этого оказалось достаточно для того, чтобы уйти из училища и отнести документы в «Щуку».
Ни он сам, ни его знакомые не верили в то, что с такими данными можно стать актером – Трофимов заикался от рождения, был очень застенчивым и ранимым, да и внешне был совсем не похож на киногероев эпохи начала 1970-х гг. Слишком утонченный и какой-то «нездешний», худой и долговязый парень все же чем-то привлек внимание приемной комиссии – и был принят с первой же попытки. При всей его внешней субтильности в нем чувствовалась какая-то невероятная внутренняя энергия и сила, а главное то, что так необходимо актерам, – оголенный нерв.
Еще будучи студентом Щукинского училища, всего в 19 лет Александр стал руководителем юношеской студии при народном театре шелкового комбината в Наро-Фоминске. Тогда же он пришел к Юрию Любимову и заявил о том, что с первого же увиденного спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли он заболел Театром на Таганке и хотел бы выступать на этой сцене. Удивительно, но Любимов не только принял его в труппу, но и доверил сначала роль Рахметова в спектакле «Что делать?», а несколькими годами позже – Иешуа в «Мастере и Маргарите». Эту сложную роль, о которой мечтают многие актеры и идут к ней годами, Трофимов сыграл всего в 25 лет! На первой же репетиции Любимов сказал растерявшемуся молодому человеку: «А ничего не надо играть, Саша! Это они пусть играют. А вы говорите все как есть – и ничего больше». Роль Иешуа стала для актера самой значимой и дорогой. Он говорил о ней: «Я даже не могу назвать это ролью, это стало образом жизни». Этому театру актер посвятил всю свою жизнь и выходит на его сцену вот уже более 50 лет.
Лучший советский кардинал
В возрасте 25 лет актер впервые появился и на экранах – в телеспектакле «Доходное место», но зрители вряд ли запомнили его дебютную роль. А еще через 2 года о нем заговорила вся страна, ведь в конце 1979 г. вышел легендарный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», где Трофимов блестяще перевоплотился в кардинала Ришелье. Большинство зрителей и представить не могло, что эту роль сыграл актер-дебютант, которому на момент съемок было всего 26 лет, ведь на экранах его персонаж выглядел намного старше, опытнее и мудрее.
Режиссер и сам изначально планировал взять на эту роль возрастного актера (главным кандидатом был Михаил Козаков), а Трофимов должен был сыграть англичанина Джона Фелтона – того, который стал жертвой коварства Миледи. Однажды на пробах актер решил подыграть другу, Борису Клюеву, игравшему Рошфора, и прочел текст реплик кардинала. И вот тут режиссер понял, что продолжать поиски другого актера на эту роль больше не имеет смысла. Правда, озвучил героя Михаил Козаков – по мнению Хилькевича, его манера речи больше соответствовала этому образу. А вот песню исполнил сам Александр Трофимов в дуэте с Алисой Фрейндлих.
О том, почему он не дал актеру озвучить свою роль, режиссер позже рассказывал: «У Трофимова голос был тяжелый, манера говорить тягучая. А тут был нужен светский человек, раздражительный и самодостаточный. Трофимов в жизни немного заикается. В озвучивании, как и при пении, такие люди, как правило, заикаться перестают. Но в Трофимове не было этой светской наглости. А вот Миша Козаков все это блестяще проделал своим голосом. Мне было важно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так».
«Свой» режиссер
Удивительно, но роль кардинала Ришелье, которая принесла ему всесоюзную славу, не была для актера самой любимой. «Своим» режиссером он называл Михаила Швейцера, у которого снялся в нескольких фильмах: «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и «Крейцерова соната». Этот режиссер обратил внимание на невероятное сходство актера с писателем Николаем Гоголем и доверил ему эту роль.
Трофимов говорил: «Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет… Такого доверия ко мне со стороны режиссёра я больше не видел никогда и нигде. Это было абсолютное доверие, и если вдруг Михаил Абрамович видел, что что-то пошло не так, то с его стороны была предельно тактичная и осторожная коррекция и больше ничего. Обычно его на девяносто процентов устраивало то, что я показывал и делал».
Куда исчез Ришелье
К выбору киноролей Александр Трофимов всегда относился очень критически и избирательно. Он не гнался за славой и не переживал по поводу того, что появлялся на экранах очень редко. Дело в том, что на первом месте для него всегда оставался театр, на сцену которого 69-летний актер продолжает выходить до сих пор. К тому же его перевоплощения на экранах были такими неожиданными, что часто зрители попросту не узнавали любимого актера в новом образе. Так было, например, с ролью капитана Крюка в фильме «Питер Пэн».
Несмотря на выбранную профессию, Александр Трофимов всегда был человеком непубличным, не посещал светских мероприятий и крайне редко соглашался на интервью. Из-за этого его называли одним из самых закрытых актеров. Его коллегам редко удавалось увидеть его настоящего. Вениамин Смехов, с которым они выступали в Театре на Таганке и снимались в «Трех мушкетерах», вспоминал о совместной работе и общении с ним: «Во время съемок, в Одессе, мы гуляли с ним от гостиницы «Аркадия» к морю и много друг другу рассказали о предыдущей жизни. Саша – человек закрытый и болезненно гордый, так мне казалось до этих съемок. Он открылся тонко чувствующим и поэтическим человеком, с множеством комплексов и сомнений».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Самый лучший кардинал Ришелье: Почему актер Александр Трофимов так мало снимался в кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Находка для Театра на Таганке
В его семье никто не имел отношения к искусству, но сам он занимался творчеством с юности – писал стихи и музыку, самостоятельно научился играть на гитаре, но на выбор будущей профессии эти увлечения поначалу никак не повлияли. После школы он решил освоить техническую специальность, а параллельно устроился работать техником сцены в офицерский клуб при военной академии. Собирая декорации и наблюдая за происходящим на сцене, однажды он решил попробовать свои силы в художественной самодеятельности, и руководитель студии после репетиции сказал ему, что видит в нем актерский талант, который обязательно нужно развивать. Этого оказалось достаточно для того, чтобы уйти из училища и отнести документы в «Щуку».
Ни он сам, ни его знакомые не верили в то, что с такими данными можно стать актером – Трофимов заикался от рождения, был очень застенчивым и ранимым, да и внешне был совсем не похож на киногероев эпохи начала 1970-х гг. Слишком утонченный и какой-то «нездешний», худой и долговязый парень все же чем-то привлек внимание приемной комиссии – и был принят с первой же попытки. При всей его внешней субтильности в нем чувствовалась какая-то невероятная внутренняя энергия и сила, а главное то, что так необходимо актерам, – оголенный нерв.
Еще будучи студентом Щукинского училища, всего в 19 лет Александр стал руководителем юношеской студии при народном театре шелкового комбината в Наро-Фоминске. Тогда же он пришел к Юрию Любимову и заявил о том, что с первого же увиденного спектакля с Владимиром Высоцким в главной роли он заболел Театром на Таганке и хотел бы выступать на этой сцене. Удивительно, но Любимов не только принял его в труппу, но и доверил сначала роль Рахметова в спектакле «Что делать?», а несколькими годами позже – Иешуа в «Мастере и Маргарите». Эту сложную роль, о которой мечтают многие актеры и идут к ней годами, Трофимов сыграл всего в 25 лет! На первой же репетиции Любимов сказал растерявшемуся молодому человеку: « А ничего не надо играть, Саша! Это они пусть играют. А вы говорите все как есть – и ничего больше ». Роль Иешуа стала для актера самой значимой и дорогой. Он говорил о ней: « Я даже не могу назвать это ролью, это стало образом жизни ». Этому театру актер посвятил всю свою жизнь и выходит на его сцену вот уже более 50 лет.
Лучший советский кардинал
В возрасте 25 лет актер впервые появился и на экранах – в телеспектакле «Доходное место», но зрители вряд ли запомнили его дебютную роль. А еще через 2 года о нем заговорила вся страна, ведь в конце 1979 г. вышел легендарный фильм Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», где Трофимов блестяще перевоплотился в кардинала Ришелье. Большинство зрителей и представить не могло, что эту роль сыграл актер-дебютант, которому на момент съемок было всего 26 лет, ведь на экранах его персонаж выглядел намного старше, опытнее и мудрее.
Режиссер и сам изначально планировал взять на эту роль возрастного актера (главным кандидатом был Михаил Козаков), а Трофимов должен был сыграть англичанина Джона Фелтона – того, который стал жертвой коварства Миледи. Однажды на пробах актер решил подыграть другу, Борису Клюеву, игравшему Рошфора, и прочел текст реплик кардинала. И вот тут режиссер понял, что продолжать поиски другого актера на эту роль больше не имеет смысла. Правда, озвучил героя Михаил Козаков – по мнению Хилькевича, его манера речи больше соответствовала этому образу. А вот песню исполнил сам Александр Трофимов в дуэте с Алисой Фрейндлих.
О том, почему он не дал актеру озвучить свою роль, режиссер позже рассказывал: « У Трофимова голос был тяжелый, манера говорить тягучая. А тут был нужен светский человек, раздражительный и самодостаточный. Трофимов в жизни немного заикается. В озвучивании, как и при пении, такие люди, как правило, заикаться перестают. Но в Трофимове не было этой светской наглости. А вот Миша Козаков все это блестяще проделал своим голосом. Мне было важно, чтобы эта мрачная высокая фигура разговаривала именно так ».
«Свой» режиссер
Удивительно, но роль кардинала Ришелье, которая принесла ему всесоюзную славу, не была для актера самой любимой. «Своим» режиссером он называл Михаила Швейцера, у которого снялся в нескольких фильмах: «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и «Крейцерова соната». Этот режиссер обратил внимание на невероятное сходство актера с писателем Николаем Гоголем и доверил ему эту роль.
Трофимов говорил: « Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет… Такого доверия ко мне со стороны режиссёра я больше не видел никогда и нигде. Это было абсолютное доверие, и если вдруг Михаил Абрамович видел, что что-то пошло не так, то с его стороны была предельно тактичная и осторожная коррекция и больше ничего. Обычно его на девяносто процентов устраивало то, что я показывал и делал ».
Куда исчез Ришелье
К выбору киноролей Александр Трофимов всегда относился очень критически и избирательно. Он не гнался за славой и не переживал по поводу того, что появлялся на экранах очень редко. Дело в том, что на первом месте для него всегда оставался театр, на сцену которого 69-летний актер продолжает выходить до сих пор. К тому же его перевоплощения на экранах были такими неожиданными, что часто зрители попросту не узнавали любимого актера в новом образе. Так было, например, с ролью капитана Крюка в фильме «Питер Пэн».
Несмотря на выбранную профессию, Александр Трофимов всегда был человеком непубличным, не посещал светских мероприятий и крайне редко соглашался на интервью. Из-за этого его называли одним из самых закрытых актеров. Его коллегам редко удавалось увидеть его настоящего. Вениамин Смехов, с которым они выступали в Театре на Таганке и снимались в «Трех мушкетерах», вспоминал о совместной работе и общении с ним: « Во время съемок, в Одессе, мы гуляли с ним от гостиницы «Аркадия» к морю и много друг другу рассказали о предыдущей жизни. Саша – человек закрытый и болезненно гордый, так мне казалось до этих съемок. Он открылся тонко чувствующим и поэтическим человеком, с множеством комплексов и сомнений ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему кардинал вызывает больше симпатий, чем мушкетёры, и как сейчас живет актер Александр Трофимов
Не так давно в интернете была популярна следующая шутка:
И это действительно так, в детстве мальчишки симпатизируют тому, кто остер на язык и ловко машет шпагой. С возрастом начинаешь больше проникаться уважением к интеллекту и холодной рассудительности. Юности свойственно бунтарство, а мушкетеры творят что хотят, невзирая на запреты и последствия. Кардинал же просто излучает ощущение стабильность и надежности.
Правда, авторы шутки не до конца разобрались с мотивами кардинала. В фильме мотив, которым руководствовался кардинал в истории с подвесками, из которой вытекают дальнейшие события, подан в отличие от книги в завуалированной форме.
Рекомендую освежить в памяти композицию из фильма «Дуэт королевы и кардинала». Из данной сцены вытекает, что стремление изобличить связь королевы и Бекингема, носит своей целью не защиту государственных интересов, а месть за уязвленную гордыню.
-Я не могу ответить вам на чувства,
Ведь я Его Величеству верна.
Вам власть дана в любовницы,
Мне,право,очень грустно,
Но страсть в душе священника смешна.
Известный фантазер Александр Дюма-отец приписал одному из самых умных и рациональных людей своей эпохи, к тому же обремененному монашеским саном, столь низменные мотивы. Но исполнитель роли кардинала Ришелье Александр Трофимов переиграл актерском плане господ сыгравших четырех легендарных друзей забияк, и некоторым образом восстановил историческую справедливость. Ришелье в фильме выглядит сильным и мудрым человеком, с завораживающими манерами.
История актера Александра Трофимова
Родился актер в Москве в респектабельной семье. Отец был рабочим специалистом высочайшей квалификации, и изобретателем, мать министерским работником. В детстве Александр любил проводить время на подмосковной даче, куда приезжал на летние каникулы. Проводя время на природе, мальчик сочинял стихи. Когда юноше было пятнадцать лет, ушла из жизни мать, а спустя три года отец.
Послушав чьего-то совета отучившись восемь классов, Александр поступил в технический техникум, но очень быстро понял, что электроника не его стихия. Как-то раз, идя по городу, он увидел объявление о наборе молодых людей в экспериментальную театральную студию. Молодой человек начал посещать студию и вовлекся в искусство. Занятие в студии и учебу Александр совмещал с работой техником в офицерском клубе.
На третьем курсе Александр оставил техникум и с первого раза поступил в знаменитое театральное училище имени Щукина. Педагоги сразу увидели в юноше некую взрослую глубину и в студенческих постановках он играл возрастные роли. В выпускной год Александр получил приглашение в популярный в то время Театр на Таганке, чему был несказанно рад, так как сам мечтал служить в этом театре.
Молодой актер стал известен в театральной Москве после исполнения роли Иешуа Га-Ноцри в спектакле «Мастер и Маргарита». Всенародная любовь пришла после дебюта в кино, это была та самая роль кардинала Ришелье. На роль умудренного опытом интригана 26 летний актер попал волею случая.
Александра пригласили пробиваться на другую роль, и когда он приехал на Одесскую киностудию, выяснилось, что роль уже занята. Статного актера попросили помочь на текучих пробах. Актера на роль кардинала еще не было, Александра попросили подыграть коллеге в диалоге от имени этого героя. Стоило начинающему актеру облачиться, и проникнутся образом, перед съемочной группой предстал преисполненный величия и коварства кардинал, и съемочная группа оторопела. Так советский кинематограф получил самого колоритного кардинала Ришелье в мировом кино.
Далее было плодотворное сотрудничество с одним из ведущих советских режиссёров Михаилом Швейцером, мастером экранизаций произведения отечественной классики. Одиозный в пиршественной агонии и кроткий в трауре Вальсингам из новеллы «Пир во время чумы» достойно пополнил галерею воссозданных великолепными артистами героев поэтического цикла Александра Сергеевича Пушкина «Маленькие трагедии».
Следующей работой Швейцера стала экранизация не менее великого произведения, «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя. В этом кинополотне помимо знакомых героев комедии мы увидели и самого классика, воскрешенного на наших экранах усилием Трофимова. До дрожи пробирающее сходство с классиком и вгоняющие в транс монологи исполненные актером, придали фильму особой атмосферы.
Между этими двумя великолепными ролями с актером произошло несчастье, у 29 летнего парня случилось кровоизлияние в мозг, и он перенес тяжелейшую операцию. У многих были сомнения, сможет ли тяжело больной актер исполнить сложнейшую роль самого Гоголя. Но режиссёр Швейцер поверил в Александра и тот не подвел, хотя было трудно.
За ролями Трофимов никогда не гонялся и не выпрашивал их, но готов был взяться за самую сложную роль, если герой был интересным. В историю советского кино помимо Ришелье и Гоголя он вошёл ролями: самого гнусного пирата на свете Джеймса Крюка в сказке Леонида Нечаева «Питер Пэн», и двойной ролью мореплавателя Фадея Фадеевича Беллинсгаузена и ленинградского учёного Алексея Головина в фильме «Странник».
Хотя в кино Александр Алексеевич давно не снимался, он по-прежнему является действующим актером и играет в театральных постановках. Трофимова регулярно приглашают на всевозможные телевизионные шоу, но он отказывается, не считая нужным посвящать общественность в детали своей личной жизни и перемывать косточки коллегам. 18 марта текущего года Александр Алексеевич отметит свое 70-летие. Сын Алексей Трофимов актер театра Моссовета, есть внуки.
Александр Алексеевич любит проводить время в деревне, где построил дом собственными руками. К современному кино относится философски. Знаковый актер старой школы высоко оценивает технические новшества, но с грустью наблюдает, что, несмотря на новые возможности кино, движется в сторону упрощения и доходит до примитивизации.
Александр Трофимов
Биография
Заглавная роль в фильмографии актера Александра Трофимова – холодный, расчетливый, но не лишенный обаяния кардинал Ришелье из комедии Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера». Куда меньше зрители знают и любят неистового Вальсингама из «Маленьких трагедий», ироничного Гоголя из «Мертвых душ», ранимого священнослужителя Лоренцо из «Ромео и Джульетты».
Александр Трофимов в роли кардинала Ришелье
Образов, воплощенных Трофимовым на экране, немного, но каждый из них стал классикой советского кино. А вот вклад актера в театральное искусство несоизмеримо больше – почти 45 лет Александр Алексеевич отдал служению театру на Таганке.
Детство и юность
Александр Трофимов родился 18 марта 1952 года в Москве в семье, далекой от искусства. Конечно, о профессии актера мальчик и не думал. И даже вступив в пору юности, не мог определиться с будущей профессией.
Актер Александр Трофимов
В итоге выбрал техническое направление, 17-летним юношей поступил рабочим сцены в клуб Краснознаменной военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Но что-то не удовлетворяло юного Трофимова в выборе, хотелось чего-то иного, нового.
Однажды судьба завела парня в самодеятельную театральную студию. Талант молодого человека заметил худрук, дав совет поступать в театральный. Трофимов раздумывать не стал и в этот же год был зачислен на первый курс Щукинского училища.
Театр
В 1974 году, став дипломированным актером, Трофимов пришел в театр на Таганке. Этот выбор актер сделал осознанно, когда на одном из таганковских спектаклей увидел невысокого человека в черном, надрывно, хриплым голосом исполняющего песню.
Спектакль этот назывался «Добрый человек из Сезуана», а исполнителем был Владимир Высоцкий.
Александр Трофимов в спектакле «Что делать?»
Еще одной причиной прийти на Таганку стало для Трофимова желание работать в труппе великого Юрия Петровича Любимова. Их творческий тандем оказался на удивление слаженным и плодотворным. На первой же репетиции спектакля «Что делать?» по Чернышевскому, где Александр играл молодого бунтаря Рахметова, Любимов сказал ему:
«Саша, пусть все они играют, а вам – не надо! Говорите, как есть – и ничего больше».
Любимов, несмотря на властный нрав, часто соглашался с тем, как Трофимов видит роль, как интерпретирует образ. И актер ценил его за доверие, уважал за безграничный талант, всегда считал учителем в профессии.
Александр Трофимов в спектакле «Фауст»
Трофимов зарекомендовал себя как актер внутренней игры, персонажи, изображенные им, – люди сильные, волевые, острохарактерные. Раскольников, Фауст, Гоголь – это только часть галереи образов, воплощенных им на театральной сцене.
В 1977 году Любимов ставит спектакль «Мастер и Маргарита». И в этой работе Любимов вновь дает Трофимову свободу в понимании и трактовке роли. Возможно, поэтому она, по признанию самого актера, остается для него самой главной и дорогой.
Фильмы
Конец 70-х в творческой биографии Трофимова отмечен знакомством с миром кино. В 1977 году сыграна роль в телеспектакле «Доходное место». А в 1978-м вся страна увидела молодого актера в роли кардинала Ришелье в музыкальной комедии Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера».
Александр Трофимов в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»
Предыстория успеха такова: первоначально Трофимова пробовали на эпизодическую роль англичанина Джона Фелтона – того, что по указанию Миледи отправляется на убийство герцога Бэкингема. Чтоб подыграть другу – актеру Борису Клюеву, сыгравшему Рошфора, Трофимов прочел монолог кардинала.
Впечатленный Юнгвальд-Хилькевич не стал приглашать на роль Ришелье возрастного актера, и ее блестяще сыграл 26-летний актер театра на Таганке. Правда, озвучить кардинала пригласили Михаила Козакова, чья манера говорить, по задумке режиссера, соответствовала этому персонажу.
Александр Трофимов в фильме «Мёртвые души»
Как и в театре, в кино Александру Трофимову тоже удалось встретить своего режиссера. Им стал Михаил Швейцер, впоследствии снявший актера в фильмах «Маленькие трагедии» (1979), «Мертвые души» (1984), «Крейцерова соната» (1987).
Говоря о работе Трофимова в кино, нельзя не отметить плодотворный тандем актера с режиссером Анатолием Эфросом. В этом творческом дуэте родилась одна из ярких ролей Трофимова-актера – аббат Лоренцо в телеспектакле «Ромео и Джульетта» (1983).
Александр Трофимов в фильме «Питер Пэн»
Аристократичная внешность актера, скульптурный профиль, выдающийся рост (под 2 метра) давали карт-бланш в отношении ролей фактурных, ярких, выразительных, оттененных благородством, оттого так часто его приглашали в исторические картины.
А в 1987 году Трофимов неожиданно для поклонников сыграл роль капитана Крюка в детском фильме «Питер Пен» режиссера Леонида Нечаева. Этот образ, абсолютно отличный от предыдущих киноработ Трофимова, тоже стал ярким образцом фильмографии артиста, куда вошли свыше 30 кинолент.
Личная жизнь
Личную жизнь актер всегда оставлял закрытой темой в ходе интервью. О том, кто является женой актера, нет точной информации, в Сети нет ни одного семейного фото.
Алексей Трофимов, сын Александра Трофимова
Известно, что у Александра Алексеевича есть сын Алексей 1988 года рождения. Он тоже выпускник знаменитой Вахтанговской актерской школы, окончил Театральный институт им. Б. Щукина и с 2012 года служит в театре им. Моссовета. Поклонники с удовольствием отмечают, что сын похож на отца в молодости и столь же талантлив.
Александр Трофимов сейчас
В 1992 году Александр Алексеевич стал Заслуженным артистом России, а в 2013 году актеру присуждено звание Народного артиста. Любимый поколениями актер Александр Трофимов продолжает радовать поклонников ролями в театре и кино.
Александр Трофимов в 2018 году в спектакле «Владимир Высоцкий»
Сегодня на сцену родного театра на Таганке актер выходит в спектаклях «Фауст» и «Владимир Высоцкий». В 2017 году Александр Трофимов сыграл роль Старика в одноименном спектакле Псковского театра драмы. Режиссером постановки выступила Анна Потапова.
В числе свежих работ Александра Алексеевича в кино – роль Барона в фильме «На дне» (2014) режиссера Владимира Котта по мотивам одноименной пьесы М. Горького.