Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников, Беата Тышкевич, Алексей Петренко, Александр Феклистов, Рамаз Чхиквадзе, Александр Балуев, Ярослав Бойко
Возраст:
Сюжет
«В августе 44-го…» — военный фильм, снятый по роману Владимира Богомолова «Момент истины».
Летом 1944-го года на освобожденной от нацистских оккупантов белорусской территории радисты перехватили сигнал вражеского передатчика. Перед оперативно-розыскной группой военной контрразведки — капитаном опергруппы СМЕРШ Павлом Алехиным, опытным оперативником Евгением Таманцевым и новичком-лейтенантом Андреем Блиновым — поставлена задача: как можно скорее найти место последнего выхода в эфир вражеской аппаратуры и самых диверсантов.
Но задачу им осложняет то, что в округе продолжают действовать враждебные советской власти подразделения и не успевшие отступить разрозненные мелкие группы фашистских войск. Кроме того, о существовании в тылу советских войск опытной разведывательной группы, которая с помощью еще неразгаданного шифра передает врагам важные сведения, стало известно в Ставке ВГК. Дело под свой личный контроль взял Сталин, который на розыск и разоблачение немецкой агентуры дал всего лишь сутки.
«В августе 44-го. » / «Момент истины» (СССР, 1975): фильм, который уже никогда не увидят зрители
В августе 44-го. / Момент истины. СССР, 1975. Режиссер Витаутас Жалакявичюс. Сценарист Владимир Богомолов (экранизация его романа). Актеры: Сергей Шакуров, Анатолий Азо, Александр Иванов, Бронюс Бабкаускас, Борислав Брондуков, Николай Трофимов, Михай Волонтир, Елена Сафонова, Сергей Сазонтьев, Борис Щербаков и др.
Смерть Бронюса Бабкаускаса стала одним из поводов остановить практически полностью завершенные съемки экранизации романа Владимира Богомолова «В августе 44-го. » / «Момент истины»….
А причин для этого было немало: ссора режиссера Витаутаса Жалакявичюса (1930-1996) с писателем и сценаристом Владимиром Богомоловым (1926-2003), не разделявшим суровую стилистику и жесткость режиссерской трактовки. Нежелание киноначальства получить мрачный вариант одного из предыдущих фильмов Жалакявичюса – «Никто не хотел умирать». Кроме того, не так давно был положен на полку фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах», также решенный в предельно реалистической для тех лет манере…
Роль капитана Алехина в фильме Витаутаса Жалакявичюса сыграл выдающийся актер Сергей Шакуров, а старшего лейтенанта Таманцева – талантливый, но, увы, уже ушедший из жизни Анатолий Азо (1934-2007). А лейтенанта Блинова сыграл тогдашний студент ВГИКа Александр Иванов.
Вот как вспоминал о фильме Сергей Шакуров: «Я сыграл Алехина. Такой роли у меня вообще не было. И никто ее потом не увидел. Жалакявичюс очень жесткий мужик и он с автором поссорился, и картину в конечном итоге закрыли. Там было недоснято буквально 5-10 минут экранного времени. И она долго лежала, лежала и, в конце концов, потом ее смыли, потому что никто не занимался этой судьбой. А могли бы восстановить».
Парадоксально, что в итоге фильм Витаутаса Жалакявичюса разделил судьбу первого варианта фильма «Сталкер». Материалы «Момента истины» не были почему-то сданы на хранение в Госфильмофонд, их просто уничтожили…
Сейчас трудно сказать, каким бы получился в итоге фильм Витаутаса Жалакявичюса. Но, думается, что с такой драматургической основой, режиссурой и актерским составом это мог быть один из самых лучших и правдивых фильмов о войне…
Александр Федоров, 2020
P.S. Более подробный список актеров, снимавшихся в фильме «Момент истины» (1975):
В фильме Михаила Пташука могли сняться Сергей Бодров и 150 дрессированных ворон
Из всех кинолент, снятых «Беларусьфильмом» в постсоветский период, эту, пожалуй, смело можно назвать классикой. А сцену «момента истины» с пресловутым «Бабушка приехала, гребенка не нужна» — одной из самых драматичных в истории нашего военного кинематографа. Как же создавалась картина? Что в ней могло быть иначе?
Актеры
На главную роль — старшего группы чекистов капитана Алехина почти сразу взяли Евгения Миронова, как одного из самых известных российских актеров.
— Отец предложил Жене любой персонаж на выбор. Он выбрал Алехина и не прогадал, — рассказала дочь Михаила Пташука Лика.
Однако роль мог сыграть, например, и Анатолий Пашинин.
— Это я его «пробивал», — признался оператор-постановщик Владимир Спорышков. — Просто Алехин по роману Богомолова — сельский агроном. Женя Миронов явно городской, а у Толи лицо попроще.
А роль Таманцева, доставшаяся Владиславу Галкину, могла оказаться у Сергея Бодрова.
— Бодрова пригласила я, но он отказался, — рассказала помощник режиссера Маргарита Касымова. — Не сошлись у них взгляды с Пташуком на то, как надо делать этот фильм. К тому же Сергей был занят на картине «Брат-2».
— Мы были за Бодрова — он и с харизмой, и такой, что муху на лету словит. Но Пташук сказал, что на эту роль нужен «волкодав», — пояснила начальник актерского отдела киностудии «Беларусьфильм» Валентина Белько.
На роль Блинова пробовалось очень много молодых людей, студентов театральных вузов. В конце концов Лика Пташук привела на пробы Юрия Колокольникова. Правда, была проблема из-за его высокого роста. Каждый раз, когда они оказывались в кадре вдвоем с Мироновым, Юру просили пошире расставлять ноги и немного пригибаться.
В архивных документах сохранились также указания на то, что в фильм могли пригласить Олега Табакова и Ростислава Янковского. Причем оба планировались на одну роль — генерала-астматика. Она вообще исчезла из картины.
Байки вокруг фильма ( ч асть 1)
Художник по гриму Лидия Дударенко: «Поляну, на которой снимали финальную сцену, выбирал Пташук. Все посмотрел, все понравилось, все отлично. Приезжаем мы наутро на съемки и видим: поляна полностью покрыта коровьими лепешками! Коровы там паслись по чьему-то недосмотру. Ну что делать — пришлось очищать площадку от этого безобразия!»
Художник по костюмам Людмила Торшина: «Очень запомнились съемки на ближней даче Сталина под Москвой. Мы находились там всего одну ночь, но впечатлений была масса. Еще когда мы туда ехали, я сидела на заднем сиденье машины, а на переднем — грузинский актер, который играл Верховного — в гриме и в кителе. И солдат, охранявший дачу, при нашем въезде невольно отдал Сталину честь. У меня даже дрожь по всему телу прошла».
Художник-постановщик Александр Чертович: «В фильме есть сцена, где Таманцев ползает в лесу на коленях и находит след — сломанный цветок. Так вот, для съемок этого эпизода пришлось обыскать весь лес, потому что цветка никак не могли найти. Обшарили все вокруг — нету! Я говорю: не может такого быть. Отошел метров на 50, и пожалуйста. Галкин мне: где нашел? Да тут! Пересадили мы его куда надо, песочком присыпали, и все получилось».
Сценарий
Из сценария в конечный вариант фильма не вошло многое. Например, частые экскурсы в прошлую жизнь каждого из главных героев.
«Дорогой Павел Алексеевич! Пишет вам ваша лаборантка Федосова Екатерина, — читал закадровым голосом письмо капитан Алехин. — На нашей с вами опытной станции все пришло в запустение. Рабочих рук нет, вместо вас заведует пришедший с фронта бывший председатель сельпо Кошелев. Он совсем не знает дела и к тому же с горя или от бессилия пьет. Всю нашу суперэлитную пшеницу, выведенную вами с таким трудом, вывезли на элеватор, в хлебопоставку. Я набрала по зернышку, не более жмени, каждого сорта. Жена ваша Лидия Мефодьевна не поладила с Кошелевым, и он зимой оставил ее без дров, из-за чего ваша Настенька заболела ревматизмом и мучается ножками по сей день…»
Блинов по сценарию также получал письмо от матери: «Каждый вечер отмечаем на карте продвижение наших войск и стараемся угадать, где ты сейчас. В Москве каждый день салюты. Бабушка связала тебе длинные теплые чулки специально на раненую ножку…»
И даже «волкодав» Таманцев вспоминал свою мать, бегущую по перрону за уходящим поездом, на котором уезжал сын.
Выпал и эпизод, когда начальник Алехина, пытаясь выгородить подчиненного, пользуется очередным приступом кашля генерала-астматика и просит младших офицеров раздеть его и вынести из барака на воздух. Когда те не решаются, он взрывается: «Вы-палня-а-ать! Я удалю отсюда всякого, кто своим поведением или разговорами осмелится мешать выполнению приказа Верховного Главнокомандующего!»
Наконец, исчезла сцена в парикмахерской, откуда намыленный капитан за похабные разговоры выгоняет старшину авиации: «Встаньте! Пошляк и трепач! С вашим языком не в авиации служить, а коров пасти! Идите отсюда!»
Байки вокруг фильма ( ч асть 2)
Художник по гриму Лидия Дударенко: «В роли одного из трех членов шпионской группы был занят Юра Пристром — непрофессиональный актер, боец спецподразделения. Его для финальной сцены надо было побрить. Приехали мы в лес, и вдруг выясняется, что бритвенные принадлежности забыли в Минске. Я, как сейчас, помню эту картину, когда мы сидели там на опушке и при помощи хозяйственного мыла, без горячей воды скребли его буквально по живому и как он, наверное, мучился. Но выдержал, не сказал ни слова».
Художник-постановщик Александр Чертович: «Есть у нас в фильме, как минимум, один ляп. В доме полячки, которую играет Беата Тышкевич, окна снаружи и изнутри не соответствуют друг другу по размеру и строению рамы. Так получилось из-за того, что дом снимали на натуре, а интерьер строили в студии и построили его по старым, неподходящим чертежам».
Художник по гриму Лидия Дударенко: «Когда мне надо было «делать» трупы немцев в смолокурне, специально пришлось побывать в морге минской больницы, а также общаться со следователями, смотреть фото, как происходит разложение. Все это я зафиксировала. Но потом все равно пришлось искать компромисс. Потому что в жизни это выглядит намного страшнее, в кино нельзя такое показывать».
Оформление
В начале фильма должны были использовать 150 ворон. Планировалось, что они разлетятся из сгоревшей смолокурни в лес, когда в нее войдет Таманцев. На птиц предусмотрели особую строку бюджета: например, на их отлов выделялась 10-дневная зарплата для двух человек, а также деньги на дрессировку, кормление и аренду клеток. Однако планам не суждено было сбыться.
— Тут произошла смешная история. Дело в том, что вороны — очень умные птицы. И нашему администратору было поручено в течение месяца создать из этих птиц актеров. Однако он оказался человеком хитрым и принес справку о том, что вороны не поддаются обучению. Прямо из Академии наук, — смеется оператор-постановщик Владимир Спорышков.
Могла быть по-иному снята самая эффектная сцена фильма — последняя. Она построена на многочисленных круговых движениях камеры вокруг персонажей. Так вот, в промежутках планировали делать черно-белые стоп-кадры на каждом из лиц шпионов — словно фото из досье.
Кроме того, в смете расходов были предусмотрены командировки в Москву в киноархив для отбора кадров кинохроники.
Некоторые сцены были пересняты и досняты. Например, продюсер картины Владимир Семаго очень захотел получить роль — хотя бы маленькую. В результате ему дали сыграть подполковника, сообщающего важные новости от шифровальщиков — в частности о том, что «бабушка приехала». Хотя эту роль до него уже сыграл другой актер.
И наконец, автором музыки к фильму мог оказаться не Александр Градский.
— Например, я предлагала Александру Пахмутову, — рассказала помощник режиссера Маргарита Касымова.
Автор романа «Момент истины» снял имя с титров, а режиссер Михаил Пташук погиб вскоре после премьеры
20 лет назад на киностудии «Беларусьфильм» сняли один из самых масштабных белорусских блокбастеров о Второй мировой войне времен независимости, пишет kp.by
Режиссер Михаил Пташук лично руководил передвижением войск в самой массовой сцене фильма. Фото: Александр ДМИТРИЕВ
К слову, авторский гонорар Владимира Богомолова составил 30 тысяч долларов в эквиваленте. Эти деньги автор по привычке положил в банк, а в августе 1998 года грянул обвал российского рубля. Владимир Семаго помог Богомолову снять деньги со счета и спасти хоть какую-то их часть.
Денег для завершения фильма катастрофически не хватало. Михаил Пташук безрезультатно пытался пробиться на прием к президенту, что раздражало чиновников. В конце концов режиссеру даже запретили давать какие-либо интервью до выхода картины.
Для начинающей в то время польской актрисы Каролины Грушки эта роль стала путевкой в большое кино. Кадр фильма
Вокзал Слонима переделали под Лиду
Ставки командования снимали в основном в павильонах «Беларусьфильма». Куда сложнее оказалось с натурными съемками. Например, железнодорожный вокзал Лиды снимали в Слониме. Тогда он был едва ли не единственным белорусским городом, в котором железная дорога не была электрифицирована. Чтобы киношники могли снимать весь день, все современные составы пустили в обход Слонима.
На съмках Пташук и Семаго здорово сдружились. Фото: Александр ДМИТРИЕВ
Автор романа снял с титров свое имя
Владимир Богомолов писал по поводу этой сцены в мемуарах: «Если бы ко мне обратились, я бы охотно объяснил, что сложнопостановочные эпизоды с массовым передвижением войск и техники не нужны, более того, они несовместимы с сюжетом и содержанием фильма…».
Владимиру Богомолову очень не нравилось, как в фильм герой Евгения Миронова «прессовал» сослуживцев, пытаясь выбить у них сведения. Кадр фильма
Владимир Богомолов был разочарован: «Пташук снял то, что я никогда не писал… Финал завалили. Многие несуразности переснимать не стали. Экономили деньги. Режиссеров по массовке не было. Они все там «истуканят». Солдаты стоят столбами. Жизни, правды, мысли нет. Главный герой – должен быть занят поиском момента истины, а не шпионов. Снял свое имя из титров. Не мой сценарий».
Премьера с большим опозданием все же состоялась, зритель принял картину очень тепло. Даже с огрехами и несоответствием задумке автора. Накануне 9 Мая его обязательно показывают по ТВ. Пожалуй, зрительская любовь и стала для картины настоящим моментом истины.
История разворачивается на территории Западной Беларуси летом 1944 года. С уже освобожденной территории регулярно выходит в эфир «пианист», который передает врагам очень важную информацию о советских войсках. На поиски шпионов отправляют трех разведчиков, во главе с офицером СМЕРШа. Дело берет на контроль лично Сталин и дает контрразведчикам всего сутки. В противном случае в районе действий вражеской группы будет проведена операция, которая приведет к множеству ненужных жертв, а СМЕРШевцев как не выполнивших приказ накажут по законам военного времени.
«В августе 44-го»: почему автор романа убрал свое имя из титров фильма про СМЕРШ
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Роман Владимира Богомолова «Момент истины (В августе сорок четвертого)» относится к числу самых популярных произведений о Великой Отечественной войне. Хотя посвящена книга, пожалуй, одной из самых таинственных, мифологизированных, а для некоторых даже одиозных организаций под названием СМЕРШ (сокращение от «Смерть шпионам!»), в апреле 2018-го отметившей свой 75-летний юбилей.
«Момент истины» основан на реальных документах
Знаменитый роман Богомолова был опубликован в журнале «Новый мир» в 1974 году. Из него читатели узнали, что военные контрразведчики с риском для жизни занимались поиском и нейтрализацией опытных парашютистов-диверсантов.
Автор рассказывает об активном розыске тремя офицерами оперативно-розыскной группы управления контрразведки фронта (капитан Павел Алёхин, старший лейтенант Евгений Таманцев и стажер, лейтенант Андрей Блинов) в прифронтовой полосе 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов группы немецких агентов, действия которой грозят сорвать готовящееся стратегическое наступление советских войск в Прибалтике.
Дело берет на контроль лично Сталин и дает контрразведчикам всего сутки.
В противном случае, в районе действий вражеской группы будет проведена войсковая операция, которая приведет к множеству ненужных жертв, а все смершевцы как не выполнившие приказ будут наказаны по законам военного времени.
Достоверность книге придают многочисленные подлинные приказы, рапорты, сводки, отчёты, ориентировки и другие официальные документы военного времени, в которых, автор по его словам, убрал лишь некоторую служебную информацию, изменил фамилии генералов и старших офицеров, а также названия нескольких воинских соединений и наименования небольших населённых пунктов.
Богомолов познакомил читателей и с профессиональным жаргоном контрразведчиков-розыскников. Это и «стрельба по-македонски» (стрельба с двух рук, одновременно поднятых на уровень плеч), и «качание маятника» (техника уклонения от пуль противника), и «момент истины» (активный допрос только что плененного противника) и ряд других терминов.
Доскональное знание материала чувствуется и в той горькой иронии, с которой один из главных героев, капитан Павел Алехин, пообщавшись с майором госбезопасности, замечает про себя: «Вот так всегда – армия считает нас органами госбезопасности, а органы считают нас армией».
И в демонстративном презрении офицера комендатуры Аникушина к смершевцам, к которым он временно прикомандирован, не подозревая, что они, в свою очередь, считают его, опытного фронтовика, попавшего в комендатуру после тяжелого ранения, всего лишь засевшим в тылу бездельником.
Несмотря на то, что слово СМЕРШ в романе почти не упоминается, ни до, ни после «Момента истины» об этой структуре никто не писал столь детально и талантливо.
Владимир Богомолов, 1943
«В августе сорок четвертого» имел успех во множестве стран. Кроме Польши «Момент истины» выдержал более ста изданий, его тираж превысил несколько миллионов экземпляров. Он был переведен на множество иностранных языков и (не считая бывших республик Советского Союза) его прочитали во Вьетнаме, Иране, Португалии. Испании, Норвегии, Болгарии, Монголии, Венгрии, Финляндии, Чехии, Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Китае, Японии, Корее и ряде других стран.
И только в Польше роман не стали переводить с русского. Там крайне не понравилась резко негативная оценка действий Армии Крайовой (буквально – Отечественная армия), военизированной структуры, подчинявшейся польскому правительству в изгнании, которое с 1939 года находилось в Лондоне.
Речь шла о действиях этой партизанской организации на территориях освобожденных советскими войсками Западной Белоруссии и Литвы, описанных в оперативных документах «Августа сорок четвертого». Там констатировалось, что аковцы неоднократно убивали военнослужащих Красной армии, представителей советской власти и местных жителей.
При этом Богомолов опирался на материалы Военной коллегии Верховного суда СССР. Согласно им с 28 июля по 31 декабря 1944 года в районах, где происходят описанные в романе события, аковцами было убито 277, и тяжело ранено 94, а в период с 1 января по 30 мая 1945 года убито 314 и тяжело ранено 125 солдат и офицеров РККА. То есть, независимо от политических оценок, автор «Момента истины» в этом вопросе описывал реальное положение дел.
Богомолов не был доволен экранизациями своего романа
Как только роман увидел свет, в 1975 году за его киновоплощение взялся известный литовский режиссер Витаустас Жалакявичюс, снявший до этого знаменитую картину «Никто не хотел умирать» (1966). Но фильма не получилась. Отснятый материал не понравился ни генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову, ни самому писателю.
По словам, Богомолова, «Жалакявичюс непонятно для чего заставил актёров неделю или больше не бриться, снимал их со щетиной на лицах, с закатанными выше локтя рукавами, без ремней, с расстёгнутыми до пупа гимнастёрками. Они действительно походили на арестантов с гауптвахты.
Причём время от времени, неожиданно со злыми лицами применяли друг к другу болевые приёмы. Во всём материале режиссёром была осуществлена вестернизация: герои двигались и говорили, как ковбои в «Великолепной семёрке».
Вторая попытка экранизировать роман оказалась более удачной – в 2000 году известный белорусский режиссер Михаил Пташук снял ленту «В августе 44-го». Однако Богомолов категорически потребовал убрать своё имя из титров, объяснив это тем, что большинство эпизодов книги оказались в фильме провалены.
Кадр из фильма «В августе 44-го»
«Персонажи лишились психологических характеристик, ушел мыслительный процесс, в силу изъятия или оскопления большинства эпизодов и кадров появились порой абсурдные нестыковки и несуразности, при этом картина оказалась лишенной смыслового шампура, оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа»,
— такую убийственную характеристику дал картине автор романа.
С ней нельзя не согласиться, особенно зная, как кропотливо и мучительно долго создавалась книга – ее наброски Богомолов начал делать еще в начале 60-х годов. Он неоднократно выезжал в Западную Белоруссию и, регулярно бывая на месте описываемых событий, чуть ли не вымерял шагами расстояния между разными географическими объектами, упоминаемых в будущем романе.
Киноязык вообще куда беднее литературы, несмотря на весь свой технический арсенал, но из фильма Пташука ушло главное – документы и внутренний монолог героев, их реминисценции.
Например, великолепно написанное воспоминание Таманцева о своей первой встрече с агентами-парашютистами летом 1941 года. О чем он, коротая время в засаде, рассказывает двум прикомандированным к нему новичкам-офицерам.
Это дает читателям романа понимание того, что немцы серьезно готовились к войне с нами. В том числе и по линии разведки (в фильме это практически не показано, там, в основном, отражена внешняя сюжетная линия).
Советским же контрразведчикам заранее подготовиться к войне помешали не завесившие от них обстоятельства.
Путь советской контрразведки: из госбезопасности в… госбезопасность
Так называемые особые отделы в Красной армии были созданы вскоре после того, как большевики окончательно монополизировали власть – 19 декабря 1918 года. Контроль был поручен ВЧК: прежде всего, чекисты присматривали за бывшими офицерами – военспецами. Дальше функции, связанные с контрразведывательной деятельностью, расширялись по мере накопления военного опыта. Но задача выявления внутренних врагов, прежде всего, среди армейского командного состава оставалась приоритетной.
Такой надзор со стороны ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ продолжался формально вплоть до 1941 года.
Но «чистки» и репрессии 30-х, особенно 1937-39 годов, сказались на всех. Было отстранено, арестовано, расстреляно или посажено в тюрьмы не только множество командиров РККА, но и самих контрразведчиков.
В результате, 3 февраля 1941 года решением Политбюро ЦК ВКП (б) в ведении НКВД остался лишь отдел, который присматривал за внутренними войсками и сотрудниками наркомата внутренних дел, а военная контрразведка (особые отделы) была переподчинена руководству армии и флота. Причем большинство руководящих постов заняли кадровые военные, которым пришлось срочно осваивать специфику новой службы.
Однако катастрофическое развитие событий в начале Великой Отечественной войны заставило Сталина пересмотреть прежнее решение. Ему потребовались старые методы контроля над армией: сначала, в июле 1941-го, был восстановлен институт военных комиссаров, а через месяц особые отделы вернули в ведение НКВД.
Когда же обстановка на фронтах начала стабилизироваться, а потом и меняться в сторону перехвата стратегической инициативы, верховное командование во главе со Сталиным вернулось к теме контрразведки и внутренней безопасности.
В октябре 1942 года были существенно урезаны полномочия комиссаров. А затем (одновременно с рядом важных реформ в армии) встал вопрос, как должны измениться задачи и структура подчинённости в дальнейшей работе контрразведчиков. Были подготовлены планы, но неожиданно даже для ближайшего окружения Сталин выдвинул собственное предложение.
Удостоверение старшего оперуполномоченного майора «СМЕРШ» Казакова М. А. за подписью генерал-майора Королёва Н. А. (1943). Источник
В годы войны существовало три независимых друг от друга СМЕРША
Основным было Главное управление контрразведки СМЕРШ наркомата обороны. Им руководил комиссар госбезопасности 2 ранга (генерал-лейтенант) Виктор Абакумов. Подчинялось оно непосредственно наркому обороны Иосифу Сталину. Это был самый многочисленный СМЕРШ, и действовал он, прежде всего, в армейской среде.
Вторым по значимости оказался отдел в наркомате внутренних дел, его возглавил комиссар госбезопасности (генерал-майор) Семён Юхимович. Этот СМЕРШ подчинялся Лаврентию Берии.
Наконец, было создано и управление контрразведки СМЕРШ наркомата военно-морского флота во главе с комиссаром госбезопасности (генерал-лейтенантом береговой службы) Петром Гладковым. Подчинялись морские контрразведчики наркому флота Николаю Кузнецову. Их функции были более схожи с функциями их армейских коллег, с поправкой на морскую специфику.
Командир взвода главного управления контрразведки СМЕРШ 3-й танковой армии 3-го Украинского фронта. Зима 1944—1945. waralbum.ru
Сотрудники всех трех СМЕРШей носили форму и знаки различия своих воинских частей и соединений. Друг другу они не помогали, но и не вредили.
Общими для всех трех организаций задачами было наблюдение за политическим и моральным состоянием боевых соединений, частей и подразделений – как на передовой, так и в тылу. В каждой структуре имелся свой особист, который на основе сообщений офицеров и старшин, докладов собственной агентуры и перлюстрирования почты выявлял шпионов, диверсантов, дезертиров, «самострелов».
Определяли также и «лиц, ведущих антисоветскую агитацию». Таковым был признан и будущий писатель, а на тот момент командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой пушечной артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта капитан Александр Солженицын. Он был арестован смершевцами 9 февраля 1945 года за то, что в переписке с друзьями ругал сталинские порядки.
В задачу всех особистов входила также проверка военнослужащих РККА, побывавших в плену.
СМЕРШ не выносил приговоров и не расстреливал
Допрос немецкого солдата, взятого в плен разведчиками 49-й гвардейской стрелковой дивизии. Его допрашивают (слева направо): заместитель начальника отдела контрразведки «СМЕРШ» 49-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии капитан Фёдор Петрович Жигалкин (1918 г.р.), начальник отдела контрразведки «СМЕРШ» 49-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии подполковник Александр Алексеевич Васильев (1903 г.р.); неизвестный разведчик. waralbum.ru
Даже право на арест имело свои ограничения. Санкцию на аресты среднего офицерского состава смершевцы должны были получать в военном совете армии или фронта, а старшего и высшего комсостава — у наркома обороны, то есть, у самого Сталина.
Репрессии и депортации местного населения – как на территории СССР, так и на освобождаемых от нацистской оккупации землях — также не относились к задачам СМЕРШ. Это не значит, что репрессий и депортаций не было. Просто для этого существовали территориальные органы НКВД-НКГБ.
СМЕРШ не был «вегетарианской» организацией
Впрочем, органы военной контрразведки вовсе не были местом службы добреньких гуманистов. С 1941 по 1945 годы через них прошло несколько миллионов человек. Не все оказалась затем в тюрьмах и лагерях; многие вернулись в ряды Красной армии и продолжили воевать. Однако часть расследований заканчивалась передачей дел в военные трибуналы.
В итоге, официально подтверждена цифра в 700 тысяч приговоренных к тюремным срокам и 70 тысяч расстрелянных по их приговору. Кроме того, некоторые очевидцы и историки говорят о таком явлении как долговременная ссылка, которая могла не фиксироваться в качестве меры наказания.
Помимо своих соотечественников, смершевцы занимались и гражданами других стран. В 1945 году на освобожденных территориях Центральной Европы начались аресты русских эмигрантов первой волны, которых контрразведчики выявляли и передавали в руки карательных органов.
Сергей Войцеховский. В форме генерала армии Чехословацкой республики. 1938
Так, в Чехословакии 12 мая 1945 года органами СМЕРШ был арестован один из руководителей Белого движения в Сибири генерал Сергей Войцеховский. Вскоре его приговорили к 10 годам заключения за антисоветскую деятельность, а 7 апреля 1951 года он умер в лагере от желудочного кровотечения, так как много лет страдал язвой желудка.
Когда в августе 1945-го советские войска заняли Маньчжурию, аресты русских эмигрантов начались и там.
А среди иностранцев самым известным человеком, которого арестовали контрразведчики, стал шведский дипломат Рауль Валленберг, во время Холокоста спасший десятки тысяч венгерских евреев. Его задержали в феврале 1945 года в занятом РККА Будапеште. В результате Валленберг оказался на Лубянке, где его следы теряются. 31 октября 2016 года Швеция официально признала Рауля Валленберга умершим.
СМЕРШ часто помогал армии в необычных и сложных ситуациях
При этом рядовые смершевцы не раз участвовали в боях наравне со всеми на передовой. Учитывая их опыт и особую подготовку, эти бойцы и командиры способны были взять на себя командование, если погибал или был ранен кто-то из офицеров, найти выход из непростой ситуации.
Групповое фото солдат и офицеров отдела контрразведки СМЕРШ СССР 70-й армии в Берлине
Служба оперативного состава СМЕРШа была весьма опасной – в среднем, офицер служил три месяца, после чего выбывал по ранению или погибал в бою или во время спецоперации по прочесыванию местности. В годы войны четверо смершевцев удостоились звания Героя Советского Союза и все – посмертно.
Кстати, после выхода романа «Момент истины» Михаил Кузнецов в журнале «Наш современник» описал судьбу людей, послуживших прообразами его главных героев и второстепенных персонажей.
Прототип Алёхина был убит при задержании вражеских агентов в декабре 1944 года в Польше; прототип Таманцева — погиб зимой 1945 года в окопном бою при неожиданном прорыве танковой группы немцев; прототип Блинова, который во время войны был артиллеристом и в контрразведке ни одного дня не служил, закончил войну Героем Советского Союза.
Одной из удач армейского СМЕРШа стала поимка в сентябре 1944 года двух немецких агентов-диверсантов Петра Шило и Лидии Бобрик (Шиловой), которые были заброшены для организации покушения на Сталина. Его устранение планировалось осуществить с помощью ручного гранатомета Panzerknacke, крепившегося в рукаве шинели.
По иронии судьбы немцы снабдили своих агентов документами на имя офицеров СМЕРШа, но это им не помогло. Обоих удалось перевербовать, после чего они приняли участие в длительной радиоигре с германским центром, но участия в покушении на Сталина им так и не простили. В 1952 году Петр Шило и Лидия Бобрик (Шилова) были осуждены по обвинению в измене Родине и расстреляны.
СМЕРШ за линией фронта
В тылу противника сотрудники СМЕРШ вербовались в школы Абвера и другие германские спецслужбы, получая возможность выявлять планы противника и действовать на опережение.
Отметим, что к началу 1943 года агентов для заброски в советский тыл готовили около 200 немецких разведшкол. И то, что их деятельность в итоге не смогла оказать существенного влияния на ход войны – заслуга СМЕРШа.
Особую роль сыграли советские разведчики и в срыве летом 1943 года немецкой наступательной операции «Цитадель», получив и переправив в Центр данные о развертывании крупных танковых сил противника в районе Орла, Курска и Белгорода.
Отвечал СМЕРШ также за шифросвязь, за подбор и подготовку кадров для военной контрразведки, в том числе — за двойную вербовку выявленных вражеских агентов.
А накануне Берлинской наступательной операции в управлении контрразведки СМЕРШ были созданы специальные оперативные группы, в задачу которых входил розыск и арест руководителей германского правительства, а также установление хранилищ ценностей и документов, имеющих оперативное значение.
Они обнаружили часть архивов РСХА (Главное управление имперской безопасности Третьего рейха), в частности, сведения о заграничной агентуре, и помогли захватить ряд видных деятелей нацистского режима и карательных ведомств, которые впоследствии предстали перед Нюрнбергским трибуналом.
Момент истины для автора «Момента истины» еще не наступил
Некоторые исследователи до сих пор не уверены, что автор лучшего романа о советской военной контрразведке служил во время войны в войсковой разведке, затем органах СМЕРШ и завершил карьеру в ГРУ Генштаба.
Несмотря на казалось бы доскональное знание того, о чем он писал. А ведь помимо «Момента истины», была, например, и повесть «Иван», по которой Андрей Тарковский снял пронзительный фильм о войне – «Иваново детство» (1962).
Владимира Войтинского (с этой фамилией Богомолов жил до 1953 года) российский поэт и живописец, фронтовик Леонид Рабичев назвал «фантазером» и обвинил в том, что тот не участвовал в войне, а в работе над своими книгами использовал его воспоминания и более 100 фронтовых писем. Рабичев считает, что Богомолов «начал писать про войну и отождествил себя со своими героями. Он сочинил себя».
По другим данным, Богомолов-Войтинский воевал с 1941 года и был награжден несколькими боевыми орденами и медалями.
На заставке: кадр со съемок фильма «В августе 44-го».