актер в фильме алые паруса
Содержание фильма «Алые паруса». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Приключенческая мелодрама от режиссера Александра Птушко.
В маленькой приморской деревушке Каперне живёт отставной моряк Лонгрен, который мастерит игрушечные кораблики и еле сводит концы с концами. После того, как он овдовел, на руках у него осталась маленькая дочка Ассоль.
Как-то раз некий старик предсказывает Ассоль, что наступит день, когда её увезёт прекрасный принц на шхуне с алыми парусами. Над Ассоль смеётся вся деревня, но наступает тот день, когда сказка становится былью.
Мечта девушки сбылась в виде белоснежного корабля под алыми парусами и в лице молодого капитана Артура Грея, влюблённого в неё.
Режиссёр Александр Птушко взялся за произведение Александра Грина на переломе эпох, в годы начавшейся в стране «хрущёвской оттепели», когда перемена политического климата в середине пятидесятых годов означала и смену эстетического стиля.
Натурные съёмки проходили в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде и Баку. Для съёмок в Крыму были привлечены баркентина «Альфа» и парусник «Товарищ».
кадры из фильма «Алые паруса»
Режиссер: Александр Птушко;
Сценаристы: Алексей Нагорный, Александр Юровский;
Операторы: Виктор Якушев, Геннадий Цекавый;
Композитор: Игорь Морозов;
Художники: Александр Макаров, Леван Шенгелия;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1961;
Премьера: 7 июня 1961
Фильм «Алые паруса»: актеры и судьба
В 1961 году на советские экраны вышел художественный фильм «Алые паруса». Режиссер Александр Птушко создал экранизацию повести Александра Грина. Сюжет развивается вокруг главной героини, мечтающей о чистой и искренней любви. Однажды ей предсказали, что она встретит принца на корабле с алыми парусами, который сделает ее счастливой. Повесть Грина породила множество песен и стихов.
Об актерах, которые сыграли роли в фильме, и их судьбе — в материале редакции 24СМИ.
Анастасия Вертинская (1944)
Роль главной героини досталась актрисе Анастасии Вертинской. Неизвестный старик предсказал Ассоль принца, который приплывет за ней на корабле с алыми парусами, и она ждала его. Над ней смеялась вся деревня, но девушка не обращала на это внимания. В интервью актриса призналась, что ненавидит эту роль. Режиссер не хотел утверждать ее, ведь Вертинская приехала на прослушивание в спортивном костюме и с короткой стрижкой. Образ романтичной героини ей создали гримеры.
Василий Лановой (1934)
Молодой капитан Артур Грей (Василий Лановой) был тем самым принцем, который приплыл на белоснежном корабле с алыми парусами. Он потерял голову от любви к Ассоль. На встречу с режиссером Лановой шел уверенной походкой, так как не сомневался в том, что его утвердят на роль Грея. После работы в «Аттестате зрелости» и «Как закалялась сталь» его начали приглашать на съемки. В 2018 году на президентских выборах был доверенным лицом Владимира Путина.
Иван Переверзев (1914–1978)
Моряк в отставке Лонгрен (Иван Переверзев) мастерит игрушечные кораблики. Денег едва хватает. После смерти жены он остался воспитывать дочь Ассоль. Переверзев вышел на сцену в 1938 году. Он сыграл в театре 5 ролей, а потом подался в кинематограф. 23 апреля 1978 года актер скончался. На момент смерти ему было 63 года.
Антонина Кончакова (1928–2014)
Любимая жена Лонгрена Мери (Антонина Кончакова) не дождалась его возвращения из долгого плавания, она умерла после тяжелой болезни. Основной работой Кончаковой стал дубляж. Она занялась им в 1952 году. В фильмах актрисе доставались второстепенные роли. В 2011 году снялась в картине «Первый русский». Умерла 28 сентября 2014 года в возрасте 86 лет.
Анна Орочко (1898–1965)
Роль сердобольной соседки, которая приютила сироту Ассоль, досталась актрисе Анне Орочко. В фильмографии всего 3 работы. Она играла в театре, иногда новая роль появлялась только через 2-3 года. Орочко преподавала в Щукинском училище, вела собственный курс. 26 декабря 1965 года скончалась, и ее похоронили на Новодевичьем кладбище.
Павел Массальский (1904–1979)
Графа Лионеля Грея — отца Артура — сыграл Павел Массальский. Актер обладал выразительной внешностью, а его барская вальяжность привлекала внимание режиссеров. Массальский работал в театре, параллельно работал в кадре. 15 декабря 1979 года актер умер. На прощание с ним пришли сотни его друзей и учеников.
Николай Волков (1902–1985)
Эгль (Николай Волков) был сказочником. Он рассказал Ассоль, что она встретит принца на корабле с алыми парусами. Даже будучи взрослой, она верила сказочнику и ждала возлюбленного. Волков дебютировал на экране в 1941 году. Из-за востребованности на съемочной площадке, где снимали «Старика Хоттабыча», ему пришлось уйти из театра. Последний фильм с участием Волкова вышел после его смерти. Он скончался 25 октября 1985 года.
За кадром фильма «Алые паруса»: Как Василий Лановой повторил поступок капитана Грэя для своей жены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В кино Василий Лановой дебютировал в 1954 г. – тогда он сыграл главную роль в фильме «Аттестат зрелости». Еще через три года вышел фильм, который принес актеру первую громкую популярность и закрепил за ним героико-романтическое амплуа, – «Павел Корчагин». К началу съемок «Алых парусов» он был молодым, но уже довольно известным актером. На пробах 26-летний Лановой был настолько убедительным, что других кандидатур на роль Артура Грэя даже не рассматривали. Сын малограмотных крестьян, как ни удивительно, обладал врожденным аристократизмом и выглядел, как настоящий принц, поэтому в нем никто не сомневался.
Актер вспоминал: «Я до работы в «Алых парусах» снялся в фильмах «Аттестат зрелости», « Как закалялась сталь». Меня уже знали и любили. И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грэя – это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко! ». Впрочем, этой работой актер остался не вполне удовлетворен – по его словам, режиссеру не удалось до конца раскрыть всю глубину повести Александра Грина: « Он ее снял как сказку, а можно было как притчу, и тогда был бы фильм не для детей, а для взрослых ».
Актрису на роль Ассоль не могли найти довольно долго. Когда уже была утверждена начинающая молдавская актриса, художник-постановщик Леван Шенгелия привел на съемочную площадку 16-летнюю Анастасию Вертинскую – ее вместе с сестрой Марианной и матерью Лидией Вертинской он случайно встретил на улице. С первого взгляда он понял, что перед ним – настоящая Ассоль. Однако режиссера убедить в этом удалось не сразу – девушка пришла в спортивных штанах и с короткой стрижкой, что совсем не соответствовало образу романтической героини. Но перед камерой произошло преображение – и Птушко не пожалел о своем выборе.
Анастасия Вертинская осталась недовольна своей работой и до сих пор не любит вспоминать об этом фильме: « Я совершенно не понимала, что делаю, просто старалась четко выполнить все наставления режиссера. К тому же мне не близок и сам образ романтичной Ассоль, которая мечтает о невозможном ». Актриса не любила свой дебютный фильм и за то, что он « сделал ее знаменитой и лишил возможности спокойно ходить по магазинам ». Из-за съемок в этом фильме она стала отставать в учебе, и ей пришлось перевестись из обычной школы в вчернюю школу рабочей молодежи.
Алые паруса в кадре никак не удавалось сделать действительно алыми. Оператор Виктор Якушев рассказывал: « Качество пленки было не столь высоким, как сейчас, и алый цвет получался кирпичным. Наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получились алыми! Нам повезло в первый день съемок: только включили камеру – подул легкий ветерок, и паруса красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. Шелк вскоре испортился от морской соли ».
Большинство сцен фильма снимали в Ялте и в Коктебеле, где построили сказочный поселок Каперна. А масштабные декорации, представляющие собой сказочные города Зурбаган и Лисс, возвели прямо на ялтинской набережной. Замок Грэя снимали в Воронцовском дворце в Алупке.
В конце Артур Грэй произносит: « Если душа человека жаждет чуда, сделай его. Новая душа будет у него и новая – у тебя ». И такое чудо Василий Лановой совершил не только на экране, но и в жизни. Он решил повторить поступок своего героя, чтобы порадовать свою вторую жену, Тамару Зяблову.
Для алых парусов понадобилось около 2000 метров алого шелка, который шел на пошив пионерских галстуков. После закупки баркентина «Альфа» направилась в Крым, где проходили съемки. Паруса должны были надеть в Коктебеле, но Василий Лановой уговорил капитана сделать это в Ялте, где на тот момент отдыхала его жена. Актер рассказывал: « …я предложил капитану Дворкину: «Давайте удивим отдыхающих в Ялте, а заодно новые паруса опробуем», и вот где-то в районе Фороса мы их надели, подняли. Красота была невероятная! Видели бы вы Ялту, когда мы появились в ее створе, – город стал похож на растревоженный муравейник. Люди забегали, запрыгали, много визга вокруг было. Когда я сошел на берег у санатория «Актер», жена сказала: «Вы разбудили Ялту». Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени всем женщинам такие паруса нужны ». К сожалению, их счастье было недолгим – вскоре вторая жена актера погибла в автокатастрофе.
Фильм «Алые паруса» не получил высоких оценок у профессионалов, режиссера критиковали за слишком яркий, «базарный» цвет, за излишнюю прямолинейность ходов, за чересчур тяжеловесную игру актеров второго плана. Однако у зрителей фильм пользовался невероятной популярностью, во многом благодаря актерам, исполнившим главные роли. В первый же год его посмотрели 22 млн человек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лановой — трижды женат, у Вертинской — сложный характер: как сложилась личная жизнь актеров «Алых парусов»
Фото: агентство-партнер www.globallookpress.com
Фото: агентство-партнер www.globallookpress.com
60 лет назад в прокат вышел один из самых романтических фильмов советской эпохи — «Алые паруса». В нем было все, чтобы сердца подростков сладко замирали. Красавец Грей, прелестная Ассоль и, собственно, алые паруса на старинной шхуне.
Интересно, как сложилась личная жизнь у тех, кто создал эти образы?
Василий Лановой — капитан Грей
В момент съемок фильма 26-летний Василий Лановой был женат вторым браком. После расставания с Татьяной Самойловой он встретил Тамару Зяблову. Союз двух актеров был счастливым, но несколько лет спустя Тамара погибнет в автокатастрофе вместе с нерожденным малышом. Третий и последний раз Василий Семенович женится на коллеге по сцене актрисе Ирине Купченко. И проживет с ней до последнего дня.
Анастасия Вертинская — Ассоль
В отличие от героини фильма, у самой актрисы личная жизнь не сложилась: в 1966-м она вышла замуж за Никиту Михалкова, но брак вскоре распался. Союз с Александром Градским в конце 1970-х тоже семейного счастья не принес. По словам актрисы, она довольно быстро поняла, что при ее сложном характере с кем-то ужиться сложно.
Лена Черемшанова — маленькая Ассоль
Актрисе, исполнившей роль Ассоль в детстве, сделать карьеру в кино не получилось. Зато в личной жизни все сложилось. Она вышла замуж и стала доцентом СТАНКИНа.
Александр Лупенко — Артур Грей в детстве
Не сложилась актерская карьера и у другого актера, дублировавшего одного из главных героев в детстве — Александра Лупенко. В «Алых парусах» он исполнил роль юного капитана Артура Грея. Спустя много лет после выхода фильма Лупенко окончил МИЭМ и занялся математикой.
Иван Переверзев — отец Ассоль
Он всю жизнь посвятил театру и кино. В 1946 году женился на Надежде Чередниченко, однако через пять лет брак распался. В 1957-м году сблизился с Аллой Ларионовой. Их дочь родилась уже в браке актрисы с Николаем Рыбниковым. Удивительно, но в 1961-м Надежда Чередниченко вновь вернулась к актеру, однако всего на полтора года. После этого у Переверзева было еще несколько браков и множество романов.
Сергей Мартинсон — угольщик Филипп
Будущий актер после армии по требованию родителей поступил в Технологический институт, однако вскоре ушел в Институт сценических искусств. Занимался не только театром и кино, но и озвучкой мультфильмов. Женат был три раза, в каждом браке родилось по ребенку.
Николай Волков — сказочник Эгль
Актер учился в Бакинской театральной академии. Он мог бы остаться исключительно театральным артистом, если бы не роль старика Хоттабыча в одноименной картине. После этого Волков стал регулярно сниматься в кино. С 1933-го был женат на Антонине Гимбуржевской, через 10 лет в браке родилась дочка Валентина.
Сергей Ромоданов — капитан парусника Гоп
«Алые паруса» были его десятой и предпоследней работой в кино. Основной деятельностью артиста была работа в театре. О личной жизни артиста ничего неизвестно.
Олег Анофриев — матрос Летика
После окончания средней школы поступил в Школу-студию МХАТ. С 1960-го по 1995-й проработал в трех театрах: сначала в Театре им. Маяковского, затем — Театре им. Моссовета, потом — Театре-студии киноактера. Параллельно снимался в кино, записывал песни для различных картин, а также озвучивал мультфильмы.
Был женат на Наталье Отливщиковой, в 1959-м родилась дочь Мария. В отличие от большинства актеров «Алых парусов», Анофриев ушел из жизни относительно недавно — в 2018-м.
Павел Волков — Польдишок
Артист изначально работал агрономом, параллельно учась на курсах театрального мастерства в Саратове. С 1923-го начал театральную карьеру, в 1934-м — карьеру киноактера. Был дважды женат, причем вторая супруга Елена Игнатьева была младше актера на 23 года. В 1951 году у них родилась дочь.
Александр Хвыля — Меннерс-старший, трактирщик
Актер окончил церковно-приходскую школу, затем поступил в железнодорожное училище и некоторое время работал на Южной железной дороге. До 1922-го учился в драматической студии им. В.В. Воровского, в 1930-х стал актером Харьковского театра имени Т. Г. Шевченко. С 1941-го начал регулярно сниматься в кино. Всю жизнь прожил с единственной женщиной — Анной Тимофеевой.
Григорий Шпигель — Меннерс-младший
Перед войной закончил актерскую школу при «Мосфильме», стал работать в Театре-студии киноактера. Снимался в кино и занимался озвучиванием мультфильмов: у Шпигеля был необычно высокий для мужчины голос. В отличие от большинства актеров «Алых парусов», Шпигель ни разу не был женат и не имел детей.
Анна Орочко — соседка
Актриса была крестной дочкой Ленина и Крупской. Из-за того, что Анна была наследницей политического ссыльного, она не имела права учиться в государственной школе, поэтому окончила частную гимназию. После школы стала учиться в Студенческой драматической студии под руководством Вахтангова, который сразу увидел в ней драматическую актрису.
Тем не менее, в кино Орочко почти не снималась: кроме «Алых парусов», она участвовала только в двух картинах. Основной деятельностью актрисы стал театр и преподавание: долгие годы Орочко отдала Театральному училищу им. Б.В. Щукина. О личной жизни актрисы ничего неизвестно.
Антонина Кончакова — Мери, мать Ассоль
Она и в кино снималась, и в театре работала, но основным видом деятельности выбрала дубляж и озвучивание. В 1952-м вышла замуж за инженера Владимира Горбодея, через год родился сын. Сама Кончакова прожила долгую жизнь и умерла в 2014-м.
Павел Массальский — Лионель Грей, отец Грея
Известный артист встретил свою первую любовь во время учебы в московской гимназии В.С. Нечаева: это была Татьяна Шаляпина, дочь знаменитого певца. Тем не менее, женился Массальский в итоге на другой женщине.
Зоя Федорова — гувернантка Грея
Зоя об актерской карьере мечтала с ранних лет, однако родители заставили ее пойти работать счетчицей в Госстрах. Тем не менее, после школы ей все-таки удалось осуществить мечту.
В личной жизни актрисы есть любопытный факт: в 1945-м она забеременела от американского дипломата Джексона Тейта. Чтобы скрыть рождение ребенка от иностранца, Федорова срочно вышла замуж за композитора Александра Рязанова. Однако в декабре 1946-го актрису все-таки арестовали. На свободу Федорова вышла лишь в 1955-м.
Зою Федорову убили в собственной квартире, и до сих пор преступление не раскрыто.
Наталия Орлова — Бетси, горничная
Только через год после выхода фильма окончила училище им. Щепкина. В единственном браке актрисы с Юрием Гребенщиковым родился сын Кирилл, пошедший по стопам родителей.
Эммануил Геллер — Циммер, музыкант
Актер всю жизнь прожил с Ольгой Соколовой. Несмотря на то, что детей у них не было, брак был счастливым.
Василий Лановой, сыгравший в «Алых парусах» капитана Артура Грея, ушел из жизни 28 января. Причиной смерти стали осложения, вызванные коронавирусом.
«Алые паруса» (1961)
Оригинальное название: «Алые паруса»
Жанр: мелодрама, экранизация
Формат: полнометражный, цветной
Режиссер: Александр Птушко
Авторы сценария: Алексей Нагорный, Александр Юровский, Александр Грин
Актеры: Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Иван Переверзев, Николай Волков, Сергей Ромоданов, Олег Анофриев, Павел Волков, Зоя Федорова, Евгений Моргунов, Эммануил Геллер и другие
Операторы: Геннадий Цекавый, Виктор Якушев
Композитор: Игорь Морозов
Звукооператор: М. Бляхина
Художники: Леван Шенгелия, Ольга Кручинина
Монтаж: И. Моронов
Директор: И. Харитонов
Длительность: 1 час 28 минут
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение детских фильмов
Год: 1961
Премьера: 7 июня 1961 года
«Алые паруса» — художественный фильм режиссера Александра Птушко, вышедший в 1961 году на киностудии «Мосфильм» (производство — Творческое объединение детских фильмов). Это первая экранизация одноименной повести-феерии известного писателя Александра Грина.
Сюжет
В маленькой приморской деревне живет отставной моряк Лонгрен, который мастерит игрушечные кораблики и еле сводит концы с концами. После того, как он овдовел, на руках у него осталась маленькая дочка Ассоль. Соседи обходили стороной дом Лонгрена, считая его нелюдимым и злым человеком. Между тем отец с дочерью просто не были похожи на окружающих, но понять это смог лишь один человек.
Как-то раз некий старик предсказывает Ассоль, что наступит день, когда ее увезет прекрасный принц на корабле с алыми парусами. Над Ассоль смеется вся деревня, но наступает тот день, когда сказка становится былью. Мечта девушки сбылась в виде белоснежного корабля под алыми парусами и в лице молодого капитана Артура Грея, влюбленного в нее.
В ролях
• Анастасия Вертинская — Ассоль (озвучивает Нина Гуляева)
• Василий Лановой — Артур Грей, капитан
• Лена Черемшанова — Ассоль в детстве
• Саша Лупенко — Артур Грей в детстве
• Иван Переверзев — Лонгрен, отец Ассоль
• Антонина Кончакова — Мери, мать Ассоль
• Анна Орочко — соседка Лонгрена
• Сергей Мартинсон — Филипп, угольщик
• Александр Хвыля — Меннерс-старший, трактирщик в Каперне
• Григорий Шпигель — Меннерс-младший, сын Меннерса-старшего
• Николай Волков — Эгль, сказочник
• Павел Массальский — Лионель Грей, отец Артура
• Джемма Фирсова — Лилиан Грей, мать Артура
• Зоя Фёдорова — гувернантка Артура
• Павел Волков — Польдишок, смотритель винного погреба в замке Грей
• Наталия Орлова — Бетси, служанка в замке Грей
• Сергей Ромоданов — капитан Гоп
• Олег Анофриев — Летика, матрос парусника «Секрет»
• Владимир Тягушев — нищий
• Даниил Нетребин — Джим, слуга в замке Грей
• Виктор Колпаков — продавец игрушек
• Эммануил Геллер — Циммер, бродячий музыкант
• Алексей Алексеев — Пантен, помощник капитана парусника «Секрет»
• Иван Мочалов — Атвуд, боцман парусника «Секрет»
• Евгений Моргунов — полицейский в Зурбагане
Интересные факты
Роль Ассоль в этом фильме — это первая роль Анастасии Вертинской, ей тогда было шестнадцать лет.
К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач.
«Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, — рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев. — Но Птушко стоял на своем: только она, и точка! Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую — Лидию Вертинскую с дочерьми, — рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия. — Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул — вылитая Ассоль! Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».
Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухту которого и приплыл корабль с алыми парусами. В фильме часто мелькает красавец Карадаг и «профиль Волошина».
Замок семьи Грей снимали в Воронцовском дворце в Алупке. Зимний сад — там же.
Сказочный город Лисс снимали в Ялте, масштабные декорации построили прямо на Ялтинской набережной. В массовке участвовало местное население.
Сцена, в которой Капитан Грей (В. Лановой) обнаруживает спящую Ассоль, снимали в сосновой роще в Пицунде (Абхазия).
Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
В фильме снимали два парусника: «Альфа» — он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» — в Херсоне.
«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, — вспоминает художник Леван Шенгелия. — Нужны парусники — пожалуйста! А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки. Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся. »
Фильм, как и многие советские широкоэкранные фильмы того периода, был снят в двух вариантах — широкоэкранном и обычном. Съемка велась двумя камерами параллельно, поэтому обычный вариант имеет несколько иной ракурс всех снятых сцен.
С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план». В 2000-е годы фильм был отреставрирован и выпущен на DVD тем же объединением.
Время действия фильма искусственно перенесено в прошлое (приблизительно середина XIX века), из-за чего реплика хозяина магазина игрушек о том, что парусники более не пользуются спросом у покупателей, остается без объяснения, так как в книге он это объяснял тем, что вместо парусников стали покупать игрушечные автомобили и самолеты, что было характерно как раз для начала XX века.
Герои книги далеки от политики, а в фильме Грей представлен как сторонник революционного движения.
В книге Артур в прекрасных отношениях с матерью, она ждет его из странствий.
В книге Грэй покупает судно «Секрет» на деньги матери, в фильме он нанимается на судно капитаном по протекции капитана Гопа.
О фильме
Романтическая феерия Александра Грина в трактовке одного из главных сказочников отечественного экрана Александра Птушко лишилась своей воздушно-зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. В свое время картину ругали и за слишком яркий, «базарный» цвет, и за тяжеловесность игры многих актеров второго плана, и за прямолинейность режиссерских ходов. Но при всем том нельзя не признать: выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, ждущей своего прекрасного принца на корабле с алыми парусами, оказался, что называется, «в десятку». Неординарная внешность, хрупкость стана, пластичность в сочетании с лучезарной улыбкой придавали Вертинской неподражаемое очарование, покорявшее аудиторию от мала до велика.
Кроме того, не стоит забывать и об известном «эффекте компенсации». С помощью вечных сюжетов о «Золушках» искусство всегда давало шанс человеку, лишенному верной любви, материального благополучия и прочих земных благ, хоть на какое-то время обрести это с помощью романа, спектакля или фильма. Так что с этой точки зрения зрительский успех «Алых парусов» был, по-моему, не случайным.
Александр Федоров, актер и кинокритик
Фильм «Алые паруса» и реакция в советской прессе
Фильм «Алые паруса» сразу стал очень популярным среди советских зрителей. «Алые паруса» оказались среди лидеров проката: в 1961 году его посмотрели 22,6 миллионов советских зрителей. Впоследствии картина неоднократно демонстрировалась не только в кино, но и по центральным каналам телевидения.
Пропорционально популярности фильма у зрителей, «Алые паруса» стали центром многих критических статей — как в массовой прессе, так и в специальных киноведческих изданиях. Вопрос художественной неадекватности стиля Птушко и стиля Грина взволновал многих кинокритиков.
О том, что кинематографисты произвели художественный «подлог» Грина, одной из первых заявила Нина Николаевна Грин, посмотревшая картину вскоре после ее выхода на экраны. В своем письме 2 сентября 1961 года она высказалась о фильме так: «Какая гадость сделана Птушко из «Алых парусов»! Позавчера видела их в Алуште. Скорблю. И радуюсь, что печать отмечает бездарность постановки».
Мнение Нины Грин заочно поддержали многие выдающиеся деятели кино и кинокритики. В период начала 60-х годов более или менее открытая полемика в прессе стала вполне возможной. На стыке двух исторических эпох советская кинопродукция выглядела весьма противоречиво. Уровень новых картин в 1961 году был очень неоднородным, варьируясь от инертных подражаний сталинскому стилю до таких новаторских работ, как «Чистое небо» (1961), «Застава Ильича» (1961), «Девять дней одного года» (1961).
«Алые паруса» не были исключением из общего правила пост-сталинской кинематографии. Несмотря на кассовый успех, многие критики негативно отозвались о картине, улавливая в ней явные отголоски сталинской традиции. Почти сразу после выхода картины в Литературной газете появилась статья влиятельного документалиста и киноведа Юрия Ханютина «И не зацвела ивовая корзина». Ханютин пытался ответить на вопрос, в чем же причина рокового несоответствия между поэтическим языком Грина и языком кинематографической версии его произведения, и почему литературное чудо алых парусов не произошло на экране. Отмечая «тривиальные вставки и домыслы» сценаристов, Ханютин делает вывод: «Алые паруса трещат и рвутся под напором придуманных событий, их не надувает горячий ветер гриновской мечты».
Сразу за статьей в «Литературной газете» в издании «Литература и жизнь» последовало выступление Виктора Шкловского — одного из первых русских теоретиков кино, чьи статьи цитировались в начале данной части. Шкловский очень жестко высказался по поводу недостатков сценария картины. Аргументируя свое мнение цитатами из работ Ленина, Гегеля и Аристотеля, критик обвинил сценарий в излишнем идеологическом глянце и фальши. Шкловский писал, что «в картине нет главной идеи феерии — торжества осуществленной мечты над тем, что называется «здравым смыслом», а «заря выглядит старательно подкрашенной».
Обрушив лавину критики на сценаристов, Шкловский — опытный дипломат — проявил большую лояльность в отношении маститого режиссера картины. Посетовав на то, что «опыт и трудолюбие Александра Птушко, его изобретательность на сей раз не привели постановщика к созданию современного, истинно поэтического произведения», Шкловский в то же время признает, что зрители радуются картине и сочувствуют ее героям: «Люди принимают ленту. Они могли бы восторгаться ею, если бы она была снята ближе к Грину, если бы Грин был вдохновеннее прочитан».
Критик положительно оценивает и выбор главных исполнителей, Вертинскую и Ланового, объясняя искусственность созданных ими образов недостатками сценария. Таким образом, всю горькую чашу своей критики Шкловский изливает на сценаристов Нагорного и Юровского, обвиняя их в обилии идеологического лоска.
В редакционной статье всесоюзного издания «Ежегодник кино: 1961» экранизация гриновской повести была упомянута в негативном контексте. Картина ставилась в один ряд с другими экранизациями классических произведений 1961 года: говорилось, что подобные постановки «лишь опошлят литературные образы, как это и случилось с экранизациями чеховского «Дома с мезонином» и гриновских «Алых парусов».
Ведущий советский гриновед Вадим Ковский в 1969 году также негативно высказывался о фильме. Критик отмечал, что «нельзя нарушать безнаказанно фактуру гриновского мира [. ] Тонкая кружевная сеть гриновских зависимостей и мотивировок не выносит никакого произвольного вторжения в ее узор». Создатели экранизации обладают «какой-то удивительной глухотой к внутренней музыке гриновских произведений, полным равнодушием к его эстетике». Ковский отметил также попытки насильственно «революционизировать» творчество Грина эпизодами мятежа в Зурбагане, назвав их «безвкусными».
Фрагмент научной диссертации «Официальная репрезентация творчества Александра Грина в СССР: Идеологические мифы, их творцы и потребители» (2006)