актер в фильме дети капитана гранта профессор паганель
20 лет в поисках капитана Гранта
Дети Говорухина
«В поисках капитана Гранта», приключения, СССР/БНР, Одесская киностудия, «Бояна» (БНР), 1985, 7 серий
Режиссёр: Станислав Говорухин
Главный оператор: Т. Зельма
Композитор: И. Кантюков при участии М. Дунаевского
В ролях: В. Смирнов, Л. Ульфсак, Н. Ерёменко, Т. Акулова, В. Гостюхин, О. Штефанко, Р. Курашов, Г. Струтинская, А. Рудаков
20 лет назад на телеэкраны вышел многосерийный приключенческий фильм Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта». Лента была не первой экранизацией известного романа Жюля Верна.
В 1936 году режиссёр Владимир Вайншток снял фильм «Дети капитана Гранта», который стал мгновенно популярен благодаря музыке Исаака Дунаевского и блестящей игре Николая Черкасова в роли Паганеля.
Игорю Дмитриеву роль в фильме Говорухина так и не досталась
Станислав Говорухин решил снять картину по роману Жюля Верна, поскольку, по его мнению, экранизация 1936 года устарела, стала неинтересной для зрителей 80-х. Режиссёр стремился изложить классическое произведение приключенческой и детской литературы современным киноязыком:
— Такие фильмы, как «В поисках капитана Гранта», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», — они вечные. Я уверен, что «Место встречи изменить нельзя» будут потихоньку забывать, а эти фильмы нет. Уже 20 лет фильму по роману Жюля Верна, а дети продолжают его смотреть, он им нравится.
И это замечательно. Нельзя же до бесконечности снимать и показывать фильмы о бандитах, проститутках и драках! Я понимал, что дети перестают читать. Так что я просто обязан был вернуть им литературу, хотя бы и в виде кинофильмов, — говорит режиссёр.
Фильм снимался в Болгарии, в Крыму, на Кавказе и в Париже. Границы со странами дальнего зарубежья в то время были закрыты. Выехать в Париж, где снималось начало фильма, смогла лишь небольшая часть съёмочной группы — те, кто был непосредственно задействован в съёмках «парижских» эпизодов. Но прежде чем дать добро на выезд, помурыжили и её.
Для Говорухина одна из главных ролей в этом фильме — роль Паганеля. Подбор исполнителя усложнялся тем, что у зрителей образ Паганеля прочно ассоциировался с Николаем Черкасовым. Режиссёр признаётся:
— Честно говоря, я сначала долго думал, кто бы мог подойти на эту роль, но претендента на неё не видел. Мне представлялся такой чудак-учёный, взлохмаченный и немного рассеянный.
И тут я вспомнил, что у меня есть замечательный претендент — эстонский актёр Лембит Ульфсак. К тому времени Лембит много снимался, мы с ним были знакомы, и как раз незадолго до этого он сыграл в детском фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» Лучшего актёра на роль Паганеля придумать было сложно. Лембит прошёл пробы сразу и был утверждён.
— Станислав Говорухин хотел взять меня без проб на одну из ролей в своём фильме «В поисках капитана Гранта». Но кандидатуру любого актёра нужно было утверждать на «Мосфильме», у госпожи Ждановой. Посмотрев отрывок, она заявила: «Дмитриев, конечно, хороший актёр, но он только что снялся в «Сильве» и «Летучей мыши». В общем, что-то его стало очень много». В итоге в этот фильм я так и не попал.
В Москве стартует масштабный гастрономический проект «Лето в городе». Он будет проводиться на специальных ярмарочных площадках и направлен на поддержку рестораторов.
— Для меня она стала настоящим мучением. Я как-то всегда больше любил играть отрицательных персонажей. А Гленарван был идеальным мужчиной — беспорочным, не за что зацепиться, чтобы выстроить характер! Мне, если честно, персонаж мерзавца Айртона в этом фильме был симпатичен гораздо больше. И потом, считаю, однозначно плохих людей нет. Есть ситуации, обстоятельства, в которые тот или иной человек попадает, а в каждом намешано и хорошее и плохое. Не напрасно же в другом романе Жюля Верна — «Таинственный остров» — Айртон раскаялся.
Николая Ерёменко душил удав
Тамара Акулова рассказывает:
— Фильм «В поисках капитана Гранта» мы снимали целых 2 года! Моя бабушка, царство ей небесное, говорила: «Томочка, да это же ты взаправду кругосветное путешествие совершила!» Я соглашалась, разубедить её было невозможно. Но снимали-то мы всё в Батуми, Ялте и Болгарии. Один раз в Батуми сделали для съёмок такую грязь, что лошади увязли по колено. Тут вдруг сломалась телега, и мне стало по-настоящему страшно. В этот момент по тексту я должна была кричать своему «мужу» — Николаю Ерёменко: «Лорд Эдуард! Помогите мне, помогите!» Но какой уж там лорд Эдуард! Я чувствую, что сейчас упаду в эту грязь, не смогу подняться, и кони меня затопчут. Что было мочи, я заорала: «Коля! Ерёменко! Помоги!» Так и оказалось в черновой фонограмме: все в образе, все играют, а я Колю зову.
Самый смешной эпизод на съёмках произошёл с Николаем Ерёменко. По фильму актёра должен был душить удав. Сначала долго искали этого самого удава и наконец-то нашли, привезли. Но дрессировщики забыли предупредить, что осенью, а именно тогда проходили съёмки, удавы засыпают.
— Он и спит — не разбудишь, как ни старайся, — вспоминает Акулова, — пришлось наматывать спящего удава Коле на шею, а Ерёменко его отталкивал, как будто бы он с ним взаправду боролся. В конце концов удав всё-таки проснулся и, очевидно, от возмущения, что с ним так обращаются, взял да и. пописал. Всем, кроме Ерёменко, было смешно. А съёмка сорвалась.
Значительная часть фильма снималась в Болгарии, и её жители запомнились таллинскому актёру Лембиту Ульфсаку больше чем сами съёмки. Как он вспоминает, его потряс болгарский национальный характер:
— Это такая противоположность нам, северянам! Я сначала думал: «Боже мой, какие же они хвастуны!» Через месяц почувствовал: это же открытость. И когда ты эту разницу начинаешь ощущать, то и сам начинаешь вести себя по-другому.
В фильме Говорухина оставили увертюру Дунаевского
В 1936 году Исаак Дунаевский написал потрясающую музыку для картины «Дети капитана Гранта». «Жил отважный капитан», «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!», увертюра к фильму запомнились многим гораздо больше, чем сам фильм. Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского. Он приходил в павильон после напряжённого труда над музыкой к картине здесь же, на «Мосфильме», и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма.
«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта Дунаевского, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Главная музыкальная тема старой картины оказалась не просто удачной, а универсальной, знаковой. И 50 лет спустя, в совершенно другую эпоху Станислав Говорухин решил оставить её в своём фильме — как символ, как талисман. Поначалу режиссёр предложил адаптировать к своей картине музыку Исаака Дунаевского его сыну Максиму. Но творческие отношения не сложились, режиссёр объясняет это так:
— Максим отнёсся к этому без должного уважения к памяти отца и вообще к работе. Когда пришло время записывать музыку, выяснилось, что он не написал ничего, пришлось ждать ещё какое-то время.
Говорухин обратился к другому композитору, Игорю Кантюкову. Композитор вспоминает:
— Как вы знаете, в кино, где видеоряд является самым важным, всё остальное должно помогать изображению. Музыка в кино редко бывает самостоятельной. Она должна рождать какие-то переживания, впечатления в сочетании с картинкой. Когда Говорухин снимал фильм «В поисках капитана Гранта», нужно было заново прочесть великую музыку Исаака Дунаевского. Задача не из лёгких. В фильме звучат вариации на тему Дунаевского: главная, побочная, связующая — в зависимости от «картинки». Но каждая серия непременно заканчивалась увертюрой, которая была сделана для старого фильма. В картине есть и моя музыка, и мне, надеюсь, удалось сохранить единый стиль. Старая картина была известна во многом благодаря музыке. В фильме Говорухина она зазвучала по-новому. Прошло много лет, но картина не устарела. Новое поколение мальчишек смотрит фильм с большим интересом. А во взрослых будоражит юношеские переживания.
Телесериал «В поисках капитана Гранта»: актеры и судьбы
«В поисках капитана Гранта»: актеры телесериала
Для съемок Говорухин собрал блистательный актерский состав: Тамару Акулову, Владимира Гостюхина, Лембита Ульфсака, Николя Еременко, Бориса Хмельницкого, Олега Штефанко, Марину Влади, Руслана Курашова, Александра Абдулова и др.
В фильме переплетаются две сюжетные линии – зритель видит, как под пером Жюля Верна рождается захватывающая история. Роль французского писателя сыграл Владимир Смирнов, советский актер, эмигрировавший в 1967 году в Болгарию.
В экшене «В поисках капитана Гранта» актеры создали колоритные характеры, каждый из которых достоин отдельного описания.
Авантюрный сюжет
Приключения начинаются, когда молодожены Эдуард и Элен Гленарван в свадебном путешествии на яхте «Дункан» вынули из акулы бутылку с письмом от капитана Гранта, который молит о помощи и рассказывает, что судно «Британия» разбилось. После отказа властей искать пропавших лорд Гленарван предпринимает свою попытку найти Гранта, он приглашает на судно детей капитана – Роберта и Мэри. По ошибке на «Дункан» попадает ученый Жак Паганель. Яхта пускается в кругосветное путешествие на широте, где погибла «Британия». Герои претерпевают множество злоключений, находят Гранта и на обратном пути встречаются в океане с кораблем Жюля Верна, сочиняющего всю эту историю. Такова в кратком пересказе фабула картины «В поисках капитана Гранта», актеры которой после этой ленты создали полюбившиеся образы в других произведениях киноискусства.
Главные герои
Шотландского лорда Эдуарда Гленарвана представил зрителям Николай Еременко. Актер родился в семье артистов Николая Еременко (старшего) и Галины Орловой, окончил ВГИК, прославился после советского боевика «Пираты ХХ века» (1980 г.). В 1994 году Николай Еременко получил звание Народного артиста РФ. Жизнь актера оборвалась на 53-м году жизни в результате инсульта.
Элен Гленарван сыграла Тамара Акулова, тоже выпускница ВГИКа. На ее счету работы более чем в 40 фильмах, но главной деятельностью стало преподавание актерского мастерства. Тамару Акулову советские зрители полюбили после мюзикла «Бедная Маша» (1981 г.), актриса там блистала в главной роли.
Ее партнером в этом фильме был Олег Штефанко, сыгравший в ленте «В поисках капитана Гранта» Джона Манглса, отважного молодого капитана судна «Дункан». После учебы в театральном училище Щепкина актера пригласили в труппу Малого театра, он много трудился в кино, на телевидении и радио. В 1992 году Олег Штефанко уехал в США и играл на сцене Нью-Йоркских театров, работал в модельном бизнесе. Он окончил школу актерского и режиссерского мастерства в Лос-Анжелесе и снялся в 14 голливудских кинокартинах. По сей день актер живет и работает в Америке под именем Oleg Stefan.
Актеры, не сделавшие карьеру в кино
Образ Роберта, сына Гранта, на экране создал четырнадцатилетний Руслан Курашов. После этого фильма юноша снялся еще в нескольких кинофильмах, но основной своей профессией выбрал танцы. Сегодня он артист ансамбля МВД.
Сестру Роберта, Мэри Гранд, сыграла двадцатилетняя Галина Струтинская. Ее фильмография насчитывает шесть кинокартин. В 1990 году актриса записала непритязательную песенку «Снежный человек», которую исполнила дуэтом с Игорем Тальковым. В 90-е годы Струтинская эмигрировала в Европу и прервала актерскую карьеру.
Дети капитана Гранта
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Неприятный и грубый владелец судна «Макари».
Моряк, выживший с Гарри Грантом после кораблекрушения.
Матрос с «Дункана», который сопровождал Гленарвана и его спутников в путешествии по Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. В экранизации Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» его убивают.
Capitaine Harry Grant
Капитан потерпевшего крушение корабля «Британия». Отправил в бутылке послание на трех языках с просьбой о помощи.
Моряк, выживший после кораблекрушения и вместе с Гарри Грантом находившейся все эти годы на острове Табор.
Capitaine John Mangles
Молодой капитан «Дункана». Настоящий знаток своего дела. Влюблен в Мэри Грант.
Неунывающий, но рассеянный ученый из Франции. Обладает невероятными знаниями в области географии, ботаники и зоологии.
Полное имя — Жак Элиасен Франсуа Мари Паганель
Вождь племени маори, держал в плену Гленарвана и его друзей, чтобы обменять их у англичан на одного из захваченных жрецов
Грозный вождь одного из племен маори. Был убит Гленарваном.
Молодой колонист из Англии. Вместе с братом в возрасте двадцати лет отправились покорять Австралию. Там они упорным трудом выстроили процветающее хозяйство. Он исполнял арию из Моцарта ночью, когда ее услышал Паганель.
Кузен Эдуарда Гленарвана. Был на «Дункане», когда Гленарвану попало в руки послание, помогал в его расшифровке, после вместе со всеми отправился на розыски капитана Гранта. Имеет невозмутимый характер, только Жаку Паганелю удавалась вывести майора из равновесия.
Комендант форта Независимый.
Горничная леди Гленарван. Мистер Олбинет переживал за ее судьбу, когда он вместе со всеми думал, что «Дункан» находится в лапах каторжников и Бена Джойса.
Стюард на «Дункане». Сопровождал Гленарвана и его друзей в Австралии и Новой Зеландии. Мог практически в любом месте приготовить обед для своего хозяина и остальных путников.
Старшая дочь капитана Гранта. Мужественная девушка, которая во время отсутствия отца полностью взяла на себя заботу о младшем брате. Не побоялась отправиться на поиски отца, стойко переносила лишения и трудности во время путешествия, чем покорила сердце молодого капитана Джона Манглса. В дальнейшем молодые люди обвенчались.
Матрос, всюду сопровождавший Гленарвана и его товарищей. В Австралии на него пал жребий связаться с «Дунканом», но в пути на него напали и ранили бандиты под предводительством Бен Джойса.
Гостеприимный колонист из Ирландии. Приехал в Австралию в поисках лучшей жизни. Вместе с семьей они нашли новое пристанище на мысе Бернулли. За пару месяцев до того, как в дом Падди зайдут пассажиры с «Дункана», к нему устроится на работу Том Айртон.
Младший сын капитана Гранта. Брат Мэри Грант. Смелый и любознательный мальчик. Также отправился вместе с супругами Гленарван и сестрой на поиски отца. Находясь на «Дункане», пожелал обучиться морскому делу.
Младший брат Майкла Патерсона. Вместе с братом ведет успешное хозяйство в австралийской провинции Виктория. Аккомпанировал брату на рояле. Открыл двери своего дома для Гленарвана и его друзей.
Индеец, спасший жизнь Роберту Гранту. В дальнейшем помогал героям пересечь Южную Америку в поисках капитана Гранта.
Верховный жрец маори. Во время войны с англичанами оказался в плену. Соплеменники планировали выменять его на Гленарвана или кого-нибудь из его друзей. Но еще до этого был расстрелян англичанами.
Австралийский туземец, повстречавшийся путникам по дороге. Смышленый мальчик, которому месье Паганель устроил небольшой экзамен по географии.
Tom Ayrton (Ben Joyce)
Бывший боцман на «Британии». После того, как капитан Грант высадил его в Австралии, то Айртон присоединился к шайке разбойников, а позже возглавил её, получив имя Бен Джойс. Хотел захватить «Дункан», чтобы пиратствовать в Индийском океане.
Помощник капитана Джона Манглса на «Дункане». Сопровождал Гленарвана и его друзей в Южной Америке. Под его руководством «Дункан» отправился на ремонт в Мельбурн.
Управляющий Гленарвана в Малькольм-Касле.
Вождь одного из племен маори. К нему попадает на какое-то время месье Паганаль, когда тот сбежал в суматохе от дикарей Каи-Куму.
Lord Edward Glenarvan
Храбрый, деятельный и великодушный шотландец из знатной семьи. Настоящий патриот своей страны, готовый много сделать во славу Шотландии и во благо ее народа. Женат на леди Элен, которую полюбил за твердый характер и доброе сердце. Не раздумывая, согласился на предложение молодой супруги отправиться на поиски капитана Гранта.
Lady Helena Glenarvan
Молодая жена Эдуарда Гленарвана. Дочь известного путешественника Уильяма Таффнела. После смерти отца жила одиноко и в нужде, но не сдалась в беде. Удивительно добрая и мужественная женщина. Этим она покорила лорда Гленарван, который взял ее в жены.
Короткие кинокарьеры детей капитана Гранта: Как сложились судьбы юных актеров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Впервые на съемочную площадку Галина Струтинская попала в 17 лет – в 1983 г. она снялась в молодежной комедии «Талисман». В коридорах киностудии им. Горького ее однажды увидел ассистент Станислава Говорухина, который занимался поиском актеров в фильм «В поисках капитана Гранта», и пригласил девушку на пробы. Так, благодаря счастливой случайности, Струтинская получила роль Мэри Грант.
Когда начались съемки, ей было всего 18 лет. Во время работы над фильмом Галина вышла замуж, а спустя год после премьеры она родила ребенка. Еще через год она продолжила сниматься в кино, сыграв еще 7 ролей, однако все они были эпизодическими и малозаметными. Роль Мэри Гран так и осталась единственной главной и самой яркой в ее кинокарьере.
Вместе с супругом Галина Струтинская переехала в Германию. Этот брак вскоре распался, но возвращаться на родину актриса не захотела. После этого она вышла замуж во второй раз, за немецкого чиновника. Этот союз тоже долго не продержался. В кино Струтинская после 1990 г. больше не снималась. Она выучилась на косметолога и открыла салон красоты.
Сегодня 54-летняя Галина Струтинская признается, что никогда не жалела о том, что ушла из актерской профессии и переехала в Германию – она не уверена в том, что в России ее судьба сложилась бы счастливее. Сегодня в ней сложно узнать ту самую трогательную девочку Мэри – даже с рыжими волосами она давно распрощалась, перекрасившись в блондинку.
Руслан Курашов был самым юным актером фильма «В поисках капитана Гранта» – когда начались съемки, ему было всего 14 лет. Он вырос в творческой семье: его отец был солистом балета народного танца в студии хора Пятницкого, а мать – искусствоведом и ведущей программ того же хора. Впервые на съемочную площадку Руслан попал совершенно случайно, о чем позже рассказывал: « Я пошел во Дворец пионеров на мультфильм «Тайна третьей планеты». В фойе ко мне подошла женщина и спросила, не хочу ли я сниматься в кино. Я даже растерялся: «Нет, ну что вы, какое кино? Учеба, футбол, музыка – какое кино может быть?» Но женщина все-таки оставила телефон. Дома я рассказал маме, и она настояла: «Всё, в кино, бегом!» Так и попал на киностудию имени Горького. И даже получил роль в каком-то фильме ».
Но его дебютом в кино стала другая роль – Роберта Гранта. Однажды режиссер Станислав Говорухин увидел в картотеке фотографию Руслана Курашова и решил пригласить мальчика на пробы. Конкуренция у него была очень серьезная – на роль Роберта Гранта претендовал Федор Стуков, уже известный на всю страну как Том Сойер из «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Фина». Но он заметно располнел за время, прошедшее после съемок в этом фильме, и роль досталась неопытному Курашову. Актерский состав оказался блестящим, но понять, как ему повезло, мальчик смог только спустя годы: « В фильме снималось множество замечательных актеров – Николай Еременко-младший, Владимир Гостюхин, Тамара Акулова. И если бы я в детстве увлекался кино, мне было бы в таком окружении, наверное, страшно. Но, видимо, я так был загружен своей жизнью и футболом, что совершенно не относился к ним как кумирам ».
На съемках ему пришлось нелегко, 12-летний подросток столкнулся с такими испытаниями, которые смог бы выдержать не каждый взрослый актер. Курашов вспоминал: « Эти мачты 30-метровые. Помню, стояли в ялтинской бухте. Холодно было, весна была или осень. А меня решили снять прямо на мачте, загнали на самый верх. Без страховки! Железная палка на рее, держишься за рею. Мне говорят: «Лезь по ней». И вот я лез, а мачта на 30-метровой высоте раскачивается. Дрожало все: и внутри, и в ногах, и в сердце. Потом были лошади. Меня за полгода до съемок в Болгарии, где я должен был ездить верхом, послали учиться на ипподром. Убегал я с занятий, не хотел вообще, боялся лошадей. Потом привык, но по-настоящему на лошади только к концу съемок научился ездить. А еще помню съемки в Домбае. Там я, правда, начудил немножко. Поехал по канатной дороге – смотрю, никого нет, думаю: хорошо, за билет платить не надо. Сел, поехал, а она остановилась. Домбай, леса непроходимые, никого нет, дождь. Три часа просидел. Прыгнул – и сломал кисть. Меня чуть не убили тогда. ». Несмотря на перелом, он продолжил сниматься, ведь времени ждать его выздоровления не было, а искать ему замену режиссер не хотел. В итоге в некоторых кадрах можно отчетливо разглядеть, что левая рука Роберта Гранта – в гипсе.
Из-за съемок подросток пропускал занятия в школе, но этот фильм стал для него больше, чем школой. Спортивной подготовкой с ним занимались каскадеры, а уроки актерского мастерства ему преподавал сам Станислав Говорухин. До этого Руслан никогда не читал и не учил такого количества текстов и на съемочной площадке поначалу мог думать только о том, чтобы не перепутать слова. Чтобы преодолеть его зажатость и разработать речь, режиссер заставлял его учить наизусть большие отрывки из «Тараса Бульбы». Уже через полгода мальчик был готов играть что угодно. А школьную программу с ним проходила гувернантка, правда, от уроков он постоянно увиливал. Самой большой гордостью для него было то, что он сумел вжиться в роль и справиться со всеми режиссерскими задачами, а самым большим счастьем – то, что на свой гонорар он смог приобрести мопед.
После премьеры фильма 14-летний Курашов проснулся знаменитым. Ему приходили мешки писем, и поначалу он старался отвечать на все, но потом понял, что это просто невозможно физически. Звездной болезни мальчику удалось избежать: когда однажды он на уроке возмутился поставленной ему низкой оценкой и заявил, что снимался в кино, учитель быстро поставил его на место: «Не ты первый, не ты последний». И после этого вся его спесь прошла.
После этого Руслан Курашов сыграл еще 4 эпизодические роли в кино, а с 2002 г. на экранах больше не появлялся. После школы он поступил в Академию славянской культуры на отделение хореографии и, как и его отец, стал артистом балета народного танца. Поначалу в его талант никто не верил – говорили, что его взяли в студию только потому, что его родители там работали. Но Курашов смог доказать собственную состоятельность как артиста. И так увлекся танцами, что решил не поступать в театральный вуз на актерское отделение.
На протяжении 10 лет Руслан Курашов выступал в составе ансамбля «Гжель», а затем перешел в Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России. Он успешно реализовался не только как танцовщик, но и как хореограф и балетмейстер. 19 февраля ему исполнится 49 лет. Сегодня он называет съемки в фильме «В поисках капитана Гранта» самым большим приключением в своей жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: