актер в фильме коммунист главная роль
Короткий и яркий путь Евгения Урбанского: Из-за чего оборвалась жизнь звезды кино 1960-х гг.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О том, что однажды его имя узнает вся страна, в юности не мог мечтать ни он сам, ни его близкие. Евгений Урбанский появился на свет в 1932 г. в семье видного партийного работника, а спустя 5 лет его отца арестовали и отправили в лагерь под Воркутой. Мать Евгения как жену врага народа вместе с детьми выслали в Алма-Ату. После войны отца определили рабочим на шахту в городе Инта в республике Коми, и семья переехала к нему. Там Евгений окончил школу. В те годы он увлекался спортом, занимался акробатикой, а помимо этого, очень любил литературу. Он знал наизусть десятки стихотворений В. Маяковского и выступал с их декламацией на различных праздниках.
Ему предрекали блестящее спортивное будущее, но после окончания школы Урбанский поступил в Московский дорожный институт, а затем оттуда перевелся в горный. Но больше всего его увлекали занятия в художественной самодеятельности. Только тогда он понял, что хочет связать свою судьбу с актерской профессией. В 1952 г. Евгений Урбанский поступил в Школу-студию МХАТ. Его однокурсник Олег Табаков говорил, что « он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый ».
Еще во время учебы Урбанский начал сниматься в кино, причем первой главной роли добился самостоятельно: узнав о том, что режиссер Юлий Райзман приступил к съемкам фильма «Коммунист», Евгений отправился к нему и предложил свою кандидатуру на главную роль. Режиссер решил рискнуть и утвердил на роль Василия Губанова никому не известного студента. Первые съемки показались ему настоящим мучением – ему казалось, что у него ничего не получается, он был скован и терялся перед своими партнерами на площадке. Урбанский был уверен в том, что половину эпизодов с его участием придется переснимать, но результат удивил всех: после премьеры фильма в 1958 г. на дебютанта обрушилась всесоюзная слава. Эту картину в СССР посмотрело 22,3 млн зрителей, а на Международном кинофестивале в Венеции она получила почетный диплом.
На съемках он познакомился с актером Евгением Шутовым, и тот предложил ему после окончания Школы-студии МХАТ устроиться к ним в Театр им. К. Станиславского. В день премьеры «Коммуниста» Урбанский играл свой первый спектакль на театральной сцене. После этого его актерская карьера пошла на взлет. Кинорежиссеры засыпали его новыми предложениями, но он не спешил соглашаться и набирался опыта в театре, где у него было до 25 спектаклей в месяц.
Только через 2 года вышли новые фильмы с участием Урбанского – «Баллада о солдате» и «Неотправленное письмо». А затем его начали приглашать на главные роли практически каждый год. В начале 1960-х гг. он превратился в одного из самых колоритных, популярных и успешных советских актеров. Его театральная судьба складывалась не менее успешно: за 8 лет, проведенных в Театре им. К. Станиславского, он сыграл 14 ролей и стал одним из ведущих актеров. Уже в 30 лет Урбанский был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
Его коллега, актер Михаил Ульянов, о нем говорил: « Он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью ». Урбанский выглядел, как настоящий богатырь, и на съемках брался за выполнение самых сложных трюков. Казалось, с его спортивным прошлым это было несложно, но дело было не только в физической подготовке. Если он чего-то не умел, учился прямо во время съемок и справлялся самостоятельно.
На съемках фильма «Большая руда», где Урбанский сыграл главную роль, солдата-шофера Виктора Пронякина, ему предстояло сесть за руль самосвала. По технике безопасности, это должен был сделать профессиональный водитель, но актер настоял на том, чтобы это доверили ему. Водитель-дублер Иван Сушков помог ему освоить навыки вождения, и уже после нескольких таких занятий Убранский лихо управлялся с машиной. Но в финальной сцене ему все же пришлось уступить место дублеру для выполнения опасного трюка – по сюжету, машина должна была опрокинуться с высоты. Герой Урбанского в финале погибал. К сожалению, эта роль оказалась для актера пророческой.
Через год ему предложили еще одну главную роль в фильме «Директор», сценаристом которого выступил известный писатель Юрий Нагибин. В основу сюжета легла история о создании в СССР нового автомобильного завода и об испытательном автопробеге по пескам среднеазиатских пустынь. Директор завода Зворыкин, образ которого предстояло воплотить Урбанскому, лично участвует в рейде. В одной из сцен его машина должна была на полном ходу перелететь через бархан.
Среди песков соорудили специальный трамплин, замаскировав его под бархан. Выполнить пробный трюк должен был профессиональный спортсмен Юрий Марков, который позже рассказывал: « Наиболее сложный кадр в этой сцене – прыжок машины с одного из барханов. Опасного в этом не было ничего, но мы все же предложили, чтобы снимался дублер. Женя подошел к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль… Машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль… Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый «газик», а под ним – Женю… ».
Урбанский собирался выполнить этот трюк самостоятельно, но перед этим сел в машину рядом с профессиональным водителем. Находившийся за рулем Юрий Марков не пострадал – еще до удара машины об землю он успел сгруппироваться, а вот актеру сноровки не хватило. При сильном толчке его голову отбросило назад, и шейные позвонки не выдержали. Актеру на тот момент было всего 33 года. После гибели Евгения Урбанского председатель Госкино распорядился остановить дальнейшие съемки этого фильма, а съемочную группу распустить. Режиссер Алексей Салтыков на некоторое время оказался в опале. А кинематографистов этот случай заставил пересмотреть взгляды на участие актеров в опасных трюках – когда их выполняли профессионалы, риск сводился к минимуму. Эта трагедия получила такой резонанс, что после этого режиссеры не допускали артистов к трюковым съемкам.
Владимир Высоцкий, который в те времена как раз начинал свою кинокарьеру и делал первые шаги в песенном творчестве, взяв за образец манеру исполнения песен под гитару Урбанского, рассказывал: « Нам сейчас запрещают выполнять трюковые съемки – самим актерам. Хотя мы всегда стремимся в бой и всегда хотим что-нибудь принести… Нам запретили самим выполнять трюки после того, как погиб Женя Урбанский. Он погиб в пустыне при исполнении трюковой съемки: прыжок с бархана на бархан на машине. Он разбился насмерть… Но все равно, какая странная вещь: все равно тянет сделать все самому… ». Храбростью и отчаянностью Урбанского восхищались десятки коллег и миллионы зрителей, вот только эти риски оказались неоправданными – за удачный кадр он поплатился собственной жизнью… Поэт Евгений Евтушенко в «Балладе о совершенстве» о нем написал:
. Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва,
и так же вдаль – наискосок –
тянулись руки к совершенству –
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Коммунист
Актерский состав
Ф ильм «Коммунист», который снимали к сорокалетию Октябрьской революции, был одним из самых громких проектов конца 1950-х.
Сыграть главного героя поколения стремились и молодые актеры — Михаил Козаков, Валентин Гафт, Георгий Вицин, Иннокентий Смоктуновский, — и уже опытные артисты –Георгий Юматов, Николай Рыбников, Михаил Ульянов. Однако авторы фильма Юлий Райзман и Евгений Габрилович считали, что на роль коммуниста Василия Губанова никто из них не подходит.
Исполнитель главной роли нашелся сам — студент школы-студии МХАТ Евгений Урбанский пришел на Мосфильм с просьбой поучаствовать в пробах. Евгений Габрилович вспоминал: «Помню, как Райзман срочно вызвал меня на студию: перед нами стоял Василий Губанов. Все было так, как мы о нем думали, — резкое, вырубленное лицо, крупные брови и губы, крупный торс, сильные плечи, сильные ноги, крепко стоящие на кривых каблуках». Поиски главной героини — возлюбленной Губанова — также были непростыми. На роль пробовались Людмила Хитяева, Изольда Извицкая, Людмила Гурченко. В итоге авторы фильма утвердили молодую актрису театра Ермоловой Софью Павлову.
История создания фильма
По своему образу на главную роль Евгений Урбанский подходил идеально, однако это была его первая киноработа: недостаток опыта делал его скованным и напряженным. Урбанский старался перебороть этого и старательно вживался в роль. Чтобы лучше понять своего персонажа, он прорабатывал образ и за пределами съемочной площадки. Например, как и его герой-энтузиаст, актер трижды в день рубил лес. У Урбанского остались не самые приятные воспоминания: «Съемки — это какая-то мука, знал бы, не пошел. Я буквально подыхал на съемочной площадке от ужаса, что ничего не выходит. Моя неповоротливость, неумелость угнетали меня почти физически». Тяжело ему давалась и работа с Софьей Павловой. В ее фильмографии «Коммунист» тоже был первой картиной, но театральный опыт, хоть и небольшой, у актрисы был. Скованность Урбанского приводила к непониманию между актерами. Однако Юрий Райзман помог актерам и раскрепоститься, и найти общий язык, и качественно отыграть сцены из фильма.
Награды: В 1958 году Юлий Райзман был награжден почетным дипломом на Венецианском международном кинофестивале. На Всесоюзном кинофестивале 1959 года в Киеве фильм получил сразу три премии: Гран-при, за лучшую режиссуру и за лучшее исполнение мужской роли. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» фильм вошел в тройку лучших картин 1957 года. По следам успешного «Коммуниста» Райзман впоследствии снял двухсерийный фильм о сыне коммуниста Губанова «Твой современник».
КОММУНИСТ
« Коммунист» ( 1957). Историко-революционная драма. Натурные съёмки проходили в Переславском районе и в Ростове
Режиссер: Юлий Райзман
Сценарист: Евгений Габрилович
Операторы: Иоланда Чен, Александр Шеленков, Николай Ренков
Композитор: Родион Щедрин
Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
Производство: «Мосфильм»
Премьера: 9 февраля 1958
Актеры: Евгений Урбанский, Софья Павлова, Борис Смирнов, Евгений Шутов, Сергей Яковлев, Валентин Зубков, Виктор Колпаков, Владимир Адлеров, Аркадий Смирнов.
Жанр: историко-революционная драма
Награды:
МКФ в Венеции ( 1958): Почетный диплом — Юлий Райзман;
ВКФ в Киеве ( 1959): Первая премия по разделу художественных фильмов; Первая премия за лучшую режиссерскую работу ( Юлий Райзман); Первая премия за исполнение мужской роли ( Евгений Урбанский).
Вошёл в число трёх лучших фильмов 1958 года по опросу журнала « Советский экран».
Сюжет
Главный герой фильма коммунист Василий Губанов после ранения на фронтах Гражданской войны приезжает в деревню Загора, где по ленинскому плану ГОЭЛРО начинается строительство электростанции. В первый же день он попадает на постой в дом мешочника Фёдора Фокина, который согласился пустить Василия на ночлег только за головку сахара. В доме Фокина по вечерам собирается подозрительная компания, негативно настроенная к советской власти и начинающемуся строительству.
Партячейка поручает Губанову работу заведующего складом. До него складом заведовал поп-расстрига Яков Иванович, воровавший стройматериалы и бравший взятки самогоном. Василий прогоняет Якова со склада, наживая себе смертельного врага.
Строительству очень нужны гвозди. Василий едет доставать их в Москву. Безуспешно проплутав целый день по городу, он идёт в Кремль, где попадает в кабинет Ленина. Вождь договаривается с товарищем Варейкисом, чтобы Губанову дали гвоздей. И в дальнейшем Василий успешно выбивает для стройки то олифу, то кирпич.
Фёдор Фокин между тем решает исключительно свои единоличнические проблемы, отправляясь спекулировать продуктами. За кусочек сала он снимает с ближнего последние штаны, оставляя его в одном исподнем. Правда, он всё же не совсем конченый человек: узнав, что Ленин после покушения на него остался жив, Фёдор даже от радости прослезился.
Пока Фёдор мешочничал, его жена Анюта полюбила Василия. Вернувшийся домой Фёдор жестоко избивает Анюту. Её подружка сообщает об этом Фёдору, и тот забирает Анюту из мужнина дома. Вскоре у Фёдора и Анюты рождается сын.
Тем временем на строительстве начинаются перебои с хлебом. Фёдор отправляется встречать эшелон с мукой, который где-то застрял. Как оказалось, у паровоза кончилось топливо, и эшелон стоит на маленькой станции. Фёдор призывает паровозную бригаду самим нарубить дров для паровоза, но те не соглашаются. Тогда Фёдор в одиночку начинает рубить огромные сосны. На следующий день паровозники усовестились и подключились к работе. Вскоре эшелон двинулся к Загоре.
Когда поезд уже был недалеко от стройки, враги советской власти подожгли посёлок строителей, а потом напали на эшелон и стали грабить его. Фёдор вступает в драку с бандитами и один из них его убивает. Фёдора хоронят как героя, а бандитов ждёт ревтрибунал.
О пожаре и смерти Фёдора становится известно Ленину. В финальном монологе он говорит, что война не бывает без жертв, но раз люди идут на них, то значит, что они поверили в советскую власть.
Съёмки в Ярославской области:
Натурные съёмки проходили в Ярославской области — в Переславском районе и в Ростове. Места съёмок сегодня не узнаются, поскольку ничем не замечательны: деревня, природа. Единственное исключение — эпизод на железнодорожной станции, когда герои узнают о покушении на Ленина. Эта сцена снималась на путях станции Ростов, на втором плане периодически попадает в кадр старый железнодорожный вокзал — деревянный, одноэтажный. Сегодня его не помнят даже большинство ростовцев. ( Этот вокзал также фигурирует в финальных сценах фильма « Тридцать три» — там он виден гораздо лучше.)
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Главные эпизоды судьбы Евгения Шутова: За что любили актёра друзья и коллеги
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эпизод первый: Мужская профессия
Евгений Шутов, родившийся в простой сельской семье, был уверен, что должен получить настоящую мужскую профессию. После окончания школы отправился поступать в Ленинградскую военно-морскую академию. Шел 1943 год, и выбор юноши был вполне объясним. Однако из академии его отчислили уже через три месяца: состояние здоровья курсанта не позволяло ему продолжать обучение в этом ВУЗе. Но бывший курсант рук не опустил, он поступил в авиационно-технологический институт, где успевал не только хорошо учиться, но и активно участвовал во всех концертах и самодеятельных студенческих постановках.
После первого курса молодой человек отправился с самодеятельной концертной бригадой на Карельский фронт. Через четыре месяца военная комиссия рекомендовала его к обучению в Оперно-драматической студию имени Станиславского.
Эпизод второй: Театр
В труппе Театра Станиславского Евгений Шутов прослужил 13 лет, сыграв немало значимых ролей. А ещё он с удовольствие принимал участие в капустниках и концертах, никогда не отказывался выступать на мероприятиях или отправиться на гастроли в отдалённые районы.
После Театра Станиславского он три года трудился в театре имени Пушкина, параллельно выходя на сцену театра Сатиры. С 1963 года работал Театре-студии киноактёра.
Эпизод третий: Семья
Евгений Ефимович женился довольно рано, в 23 года. Его избранницей стала Альбина Батова. Девушка не имела никакого отношения к миру искусства, работала в издательстве, зато искренне и нежно любила своего Женечку. Впрочем, не любить его было просто невозможно. Через год после свадьбы в семье родился сын Серёжа.
Актёр умел создавать вокруг себя теплую доброжелательную атмосферу. Он бы нетребователен и непритязателен в быту. Он лишь просил своих домашних не мешать ему работать над ролью. Иногда эта работа занимала всё его время, но домашние не жаловались. Они понимали, насколько для него это важно.
Евгений Шутов и Альбина Батова прожили вместе 45 лет и за эти долгие годы нисколько не наскучили друг другу.
Эпизод четвёртый: Кино и люди
О таланте этого актёра можно говорить очень много. Каждая его роль – действительно шедевр. Но хочется сказать о самом Евгении Ефимовиче, как о настоящем человеке. Он очень быстро становился своим в любом коллективе, мог внезапно залихватски исполнить матерную частушку, а мог одним лишь взглядом поставить на место уличного забияку.
Актёр был открытым и остроумным, но в компаниях предпочитал роль слушателя. Он внимательно наблюдал за происходящим вокруг, но от его внимательного взгляда ничего не ускользало. Его считали едва ли не аристократом, хотя он никогда не скрывал своего крестьянского происхождения. А ещё он всегда был готов прийти на помощь, если видел, что таковая требовалась.
Во время съемок фильма «Коммунист» Евгений Шутов познакомился с Евгением Урбанским, который играл главную роль. Молодой актёр только окончил Школу-студию МХАТ, а вот в труппу МХАТа его не взяли, хотя он мечтал о театральной сцене. Евгений Ефимович сделал всё, чтобы коллегу приняли в Театр имени Станиславского, где сам тогда работал.
Во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя» авторы сценария, да и многие актёры, несколько неприязненно относились к Владимиру Конкину. А Евгений Ефимович будто бы взял исполнителя роли Шарапова под своё крыло. Он с удовольствием репетировал с Конкиным, придумывал с ним какие-то актёрские ходы и радовался его успеху не меньше, чем своему.
Настоящая дружба связывала Евгения Шутова с другим потрясающим актёром Иваном Рыжовым. Они были неразлучны и являли вместе потрясающий дуэт. Они могли вместе хохмить и рассказывать самые неприличные анекдоты с невозмутимым видом.
При всей своей внешней покладистости Евгений Шутов был требователен к себе и к окружающим. Он мог отказаться от роли, если режиссёр не мог ему внятно объяснить идею фильма или правильно поставить актёрскую задачу. Но если уж соглашался на роль и на площадке устанавливалось полное взаимопонимание, работа для Евгения Ефимовича становилась праздником.
Когда в 1990-е работы почти не стало, актёр не роптал и не ждал, пока его пригласят на роль. Он стал брать уроки вокала и подготовил сольную программу из военных песен, с которой объехал всю страну.
Коллеги в один голос утверждают: Евгений Шутов никогда никого не подводил. Когда его спрашивали во время концертов о том, было ли ему когда-нибудь страшно, он честно отвечал: на фронте и на съемочной площадке. На самом деле он боялся соврать своей ролью или своей жизнью.
Он скончался дома 28 ноября 1995 года, когда собирался в очередную концертную поездку. Врачи констатировали, что причиной смерти актёра стал пятый инфаркт.
В фильме «Место встречи изменить нельзя» Евгений Шутов сыграл подполковника Панкова, а вот за главные роли шла настоящая битва. В пробах принимали участие известные актёры, но у режиссера Станислава Говорухина было свое видение будущего фильма. Время показало, что его выбор оказался верным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Коммунист (фильм)
«Коммунист» — художественный фильм, снятый в 1957 году режиссёром Юлием Райзманом.
Содержание
Сюжет
Василий Губанов — рядовой коммунист, участник одной из первых советских строек. Фильм рассказывает о его добросовестном и честном труде, о его короткой, но яркой жизни.
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Награды
Технические данные
Интересные факты
Ссылки
Примечания
Фильмы Юлия Райзмана | |
---|---|
1920-е | Круг • Каторга |
1930-е | Земля жаждет • Лётчики • Последняя ночь • Поднятая целина |
1940-е | Машенька • Небо Москвы • Берлин • Поезд идёт на восток • Райнис |
1950-е | Кавалер Золотой Звезды • Урок жизни • Коммунист |
1960-е | А если это любовь? • Твой современник |
1970-е | Визит вежливости • Странная женщина |
1980-е | Частная жизнь • Время желаний |
Полезное
Смотреть что такое «Коммунист (фильм)» в других словарях:
Коммунист (значения) — Коммунист сторонник идей коммунизма либо член коммунистической партии. А также: Коммунист село в России, Саратовская область, Краснокутский район. Коммунист посёлок на Украине, Харьковская область, Харьковский район. «Коммунист» шахта в городе… … Википедия
Коммунист — Коммунист сторонник идей коммунизма либо член коммунистической партии. А также: Коммунист посёлок, Харьковский район, Харьковская область, Украина. «Коммунист» шахта в городе Харцызск, Донецкая область, Украина.… … Википедия
КОММУНИСТ — «КОММУНИСТ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1957, цв., 111 мин. Оптимистическая драма. Эта лента справедливо считается прямым ответом нашего кинематографа на политическую и духовную ситуацию в стране, возникшую после разоблачения Сталина на 20 съезде КПСС:… … Энциклопедия кино
Молодая гвардия (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Молодая гвардия. Молодая гвардия … Википедия
Твой современник (фильм) — Твой современник Жанр Киноповесть Режиссёр Юлий Райзман Автор сценария Евгений Габрилович, Юлий Райзман … Википедия
Девять дней одного года (фильм) — Девять дней одного года Жанр Киноповесть Режиссёр Михаил Ромм Автор сценария Михаил Ромм Даниил Храбровицкий В … Википедия
Высокая мода (фильм) — См. также: Высокая мода Высокая мода Prêt à Porter … Википедия
Историко-революционный фильм — историко революционный фильм. На первых порах экранное воплощение событий Великого Октября выпало на долю кинохроники. Кинохроникёры запечатлели демонстрации с полотнищами лозунгов «Вся власть Советам!», красногвардейские грузовики на улицах… … Кино: Энциклопедический словарь
Хребет дьявола (фильм) — Хребет дьявола El espinazo del diablo … Википедия
Мы из будущего (фильм) — Мы из будущего Back in time Жанр военный, драма, фантастика … Википедия