актер в роли калашникова
Фильмы и Сериалы 12+
О чем фильм
режиссер и продюсер
Поскольку перед нами стояла задача уложить огромный период жизни великого человека в полтора часа экранного времени, а также учитывая тот факт, что картина все-таки художественная, игровая, мы позволили себе некоторые допущения и собирательные образы, но при этом старались внимательно относиться к фактам биографии Калашникова, опирались на его мемуары, на воспоминания знавших его людей и документы, связанные с его жизнью. В работе над фильмом принимали участие дочь конструктора Елена Михайловна Калашникова и консультанты концерна «Калашников», которые внимательно следили за подлинностью повествования. Но, главное, мы добивались художественной правды.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/02/12/11413/large/11413_large_fe58c75a10.jpg»> Изображение © РБ-Продакшн
Михаил Калашников родился в многодетной крестьянской семье на Алтае, в 1930-х годах семью раскулачили и выслали в Томскую область. Во время службы в армии Калашников проявил изобретательские способности: разработал несколько приспособлений и приборов, которые были запущены в серийное производство. Войну начал командиром танка, спустя несколько месяцев был ранен и в госпитале всерьез взялся за разработку автомата, который бы превзошел по свойствам используемые в то время ППШ. Идеи Калашникова вызывали интерес, но были признаны не представляющими промышленного интереса. Однако молодого изобретателя решено было направить для получения специального образования. В 1947 году автомат Калашникова выиграл в конкурсе конструкторов, а уже через год была изготовлена первая партия нового вооружения.
сценарист и продюсер
О команде
Режиссер Константин Буслов снял не так много фильмов, но в каждом работал с выдающимися актерами: Константином Хабенским, Светланой Ходченковой и Денисом Шведовым в «Авантюристах», Романом Мадяновым в «Бабле», Евгением Стычкиным, Марьяной Спивак и Андреем Мерзликиным в драме «Небо измеряется Милями». Последняя картина, как и «Калашников», — биография выдающегося советского конструктора.
Над написанием сценария работали Алексей Бородачев («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»), Анатолий Усов («Единичка», «Грозовые ворота») и двукратный номинант на премию «Оскар» (за фильмы «Монгол» и «Кавказский пленник») Сергей Бодров. Бодрову удалось познакомиться с легендарным конструктором, правда в не самых очевидных обстоятельствах.
Это было в 1998 году, фильм «Кавказский пленник» получал Государственную премию. В тот же год Госпремию получал и Михаил Тимофеевич — в честь 50-летия изобретения АК-47. А премия эта — не только значок, это еще и денежное вознаграждение. Выплачивали его тогда в долларах. Нам всем позвонили накануне и сказали: «У нас мелкая купюра. Приходите с пластиковыми пакетами». Я до сих пор не знаю, почему с пластиковыми. И вот Калашников, а у него премий много, тоже пришел с пакетом. Мы минут тридцать в очереди стояли, разговаривали. У нас компания — оператор Паша Лебешев, мой сын, Олег Меньшиков и Калашников. Мы ему говорим: «Идите вперед, Михаил Тимофеевич!» А он: «Ничего, я с вами постою!». Так мы с ним познакомились. Потом на фуршете подошли, выпили, разговорились.
Роль Калашникова в фильме исполнил Юрий Борисов, один из самых ярких молодых российских актеров, который в этом году получил номинацию на премию «Золотой орел» за фильм «Бык». Начинал Юрий с небольших ролей у Андрея Звягинцева («Елена») и Александра Прошкина («Искупление»), первая главная роль была у актера в сериале «У каждого своя война», а в последнее время зрители Первого видели его в сериалах «Уходящая натура», «Отчий берег», «Старое ружье», фильмах «Союз спасения» и «Дорога на Берлин».
Я очень надеюсь, что Калашников у нас получился настоящий. По характеру, по его жизни, по его мышлению наш герой очень близок к Михаилу Тимофеевичу. Я провел много времени с людьми, которые его знали, которые с ним работали. Источники говорят, что Калашников не был ни вспыльчивым, ни конфликтным, но у него всегда была своя правда, что и позволило ему достигнуть этих высот. И мы все вместе представили себе, каким должен быть актер. Юра Борисов — прекрасный артист, а для этой роли просто идеальный — его Калашников настырный, упорный, не без хитринки.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/02/12/11414/large/11414_large_a0ceba0ea6.jpg»> Изображение © РБ-Продакшн
Борисов тщательно готовился к роли, пытался найти максимальное число источников, чтобы сделать персонажа живым человеком, а не героем с агитплаката.
Его партнершей по фильму, сыгравшей возлюбленную и будущую жену Калашникова Екатерину, стала Ольга Лерман («Шулер», «Петр Лещенко. Все, что было…»). С супругой Михаил Тимофеевич прожил более 30 лет, до ее смерти, а в фильме зрители увидят историю их знакомства и самое начало отношений.
Отношения Калашникова с женой — предмет отдельного интереса. С одной стороны, — это история большой любви, а с другой, — история мужчины, который идет к своей цели, и женщины, которая поддерживает его во всем, не находя при этом обратной связи. Я очень благодарен своей великолепной партнерше Оле Лерман, мы с ней сразу нашли общий язык, и нам обоим было интересно заниматься поиском взаимодействия между нашими героями.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/02/12/11415/large/11415_large_488ea04d53.jpg»> Изображение © РБ-Продакшн
В фильме сыграли также Артур Смольянинов («9 рота», «Самара», «Духless»), Виталий Хаев («Переводчик», «Изображая жертву», «Салют-7», «Однажды в Ростове»), Эльдар Калимулин («Лучше, чем люди») и другие артисты.
» data-role=»image» src=»https://static.1tv.ru/uploads/photo/image/2020/02/12/11416/large/11416_large_9ab58da29e.jpg»> Изображение © РБ-Продакшн
О съемках
Съемки проходили в Московской, Тверской и Калужской областях, а также в Санкт-Петербурге и Крыму. Деревня Медынь под Калугой, где находится Киностудия Военфильм, послужила локацией для военных сцен, ведь там собрана самая большая в Европе коллекция бронетехники. Сцены с паровозами снимались в петербургских Шушарах и в паровозном депо станции «Подмосковная».
«Денег никому не хватает». Исполнитель главной роли в фильме «Калашников» о борьбе и наградах
Не затихают разговоры про «Оскар». Вы сами были номинирован на «Золотого орла». Расскажите, пожалуйста, про свое отношение к премиям. Влияют ли они, по-вашему, на кинопроцесс?
Нет, я не нахожу для себя чего-то интересного в этом. Но я смотрю, какие фильмы номинируются, просто чтобы понимать, куда движется киномир. И я понимаю, что получение премий дает возможность иметь больше работы — но для людей, которых обычно не видно: художников по костюму, по гриму, монтажеров. Это единственный момент, когда на них обращают внимание, оценивают их работу. Актеров всегда видно, режиссеров и продюсеров периодически тоже видно, а вот этих людей видно только на этих премиях.
То есть для вас тот же «Золотой орел» — история проходная?
Да, ничего же не поменялось. Даже, если б я его получил — ничего б не поменялось.
«Калашников» для вас — кино про войну?
Война происходит параллельно событиям. Мне хотелось, чтобы фильм был именно о человеке. О кризисе его существования, о каких-то ошибках, поступках и так далее. Побочным эффектом от них стал уже автомат. Но получилось не совсем так. Я постоянно задавал Косте (режиссер Константин Буслов — прим.ред.) вопрос: какой жанр мы снимаем? Я до сих пор не понимаю, что это за жанр. Я понимаю, что такое авторское кино, как там существовать. Понимаю, что такое продюсерский блокбастер. Это же военная драма. Как в ней существовать — не знаю. Но ведь и у Тарантино, и у «Паразитов» нет жанра. Так что посмотрим.
Я знаю много историй про достаточно авторитарный подход Буслова к работе на площадке. Он давал творческую свободу?
Давал. Но кино — это искусство режиссера, и по поводу кино нужно задавать вопросы режиссеру. Потому что за все, что происходит в кино, отвечает режиссер, и все лавры должен собирать он. Вот так.
И все-таки на площадке комфортно было?
Съемочная площадка — это наша внутренняя кухня, там всегда непросто, всегда много споров, но всегда из этого потом что-то получается.
Вы наверняка знаете, что перед смертью Михаил Калашников написал письмо Патриарху. В нем — своего рода покаяние за создание автомата, от которого погибали люди. Но отличающий почти все биографические драмы финальный титр ничего об этом не говорит. Вы бы добавили такой титр?
Когда я буду снимать свое кино, мы сможем об этом отдельно поговорить. «Калашникова» же снял и спродюсировал Константин Буслов. Я просто скажу, что я играл Михаила Калашникова, насколько мог это сделать.
В итоге, довольны результатом?
У меня всегда ощущение неудовлетворенности, потому что я всегда вижу кучу ошибок, совершенных мною и не только мною. Но в первую очередь, мною. Еще вижу огромный фронт работы по их исправлению. Но, тем не менее, процесс остается процессом, и он для меня важнее результата. Поэтому я никогда не пересматриваю свои фильмы после. Один раз смотрю, делаю какие-то выводы. И все.
Похоже, вы очень самокритичны.
Да, но тут главное — не быть «самокопательным», потому что в этом нет ничего хорошего. Я говорю скорее об анализе, а не критике. Вообще, очень хорошее ощущение, если у тебя получается чувствовать себя одновременно участвующим в процессе и сторонним наблюдателем. Потому что ты можешь посмотреть со стороны — на себя, на людей, на все.
Этот анализ — важная часть вашей жизни?
Этот анализ и есть, мне кажется, жизнь. Хотя, все есть жизнь, но анализ — это ее ощущение. Это с человеком происходит во время духовных практик: медитации, молитвы, намаза…
Занимались какими-нибудь практиками?
Вы — религиозный человек?
Я хожу в церковь, но для меня религиозный человек — это что-то слепое, это какой-то замороченный человек, зацикленный на чем-то одном. Мне кажется, есть какое-то единство всего сущего, и мне кажется, что человечество сейчас, как никогда, это понимает. Когда у нас появился интернет, все религии соединились, все науки соединились. Сегодня говорить, что ты религиозный человек — странно, потому что раз ты принадлежишь к какой-то религии, значит, отрицаешь остальные.
Многие так и делают — принимают что-то одно, а остальное отрицают.
Я не могу этого сделать, потому что знаю людей всех религий, учений, наук, отрицаний и принятий. И это все живые люди, и они все правы. Они все в той или иной степени что-то поняли, куда-то продвинулись. Но, правда, есть куча людей, которые погружены во что-нибудь одно, абсолютно там слепы, и непонятно, на чем застряли.
То есть ваш месседж заключается в том, что не нужно быть фанатиком?
Абсолютно, это самое важное. Быть фанатиком гораздо страшнее, чем не иметь вообще никаких убеждений. Потому что тогда ты начинаешь разрушать. Исходя из этого контекста, я могу сказать, что я не религиозный, но при этом не отрицаю ни одной из религий.
Вы недавно говорили, что в какой-то момент поняли, что начали в основном идти по истории коммерческой, продюсерской, и снова захотели посмотреть в сторону условного «арта». Сейчас бы вы выбрали мейнтримовое кино или авторский проект?
Для меня это абсолютно неважно. Единственное, я бы не хотел зависать в чем-то одном. Не хотел бы оставаться только в экспериментальном кино. Еще больше ен хотел бы быть только в мейнстриме. Да и вообще, по-честному, я бы не хотел зацикливаться только на кино.
Если не кино, то что?
Все, что угодно. Есть же жизнь, она огромна. Можно подняться на Эверест, например. Главное, чтобы возможности — деньги, время — были. Поэтому я работаю в кино. Оно выступает сейчас по большей части в роли заработка. И я понимаю, что для этого как раз нужен мейнстрим.
Нет, мне все время не хватает. Но это деньги. Их никому никогда не хватает, у них такая особенность. Нужно найти баланс. В этой нехватке тебе должно их хватать. Нужно научиться не гнаться за деньгами, при этом не забивая на них. Один из самых сложных вопросов в жизни для меня — как относиться к деньгам, чтобы не стать их рабом?
Вы еще не нашли на него ответ, верно?
Любовь автоматом
За сколько вы разбираете и собираете автомат Калашникова?
Юра Борисов: До фильма я вообще не держал его в руках. А когда «познакомился» с ним, то увидел, что он технически очень понятный, и его можно быстро разобрать и собрать. За время съемок моя сборка автомата улучшилась на 7-8 секунд.
Важно ли актеру, который играет реального персонажа, внимательно изучать своего героя?
Вы рассказывали, что видели Калашникова и в жизни?
Что самое важное, что вы для себя узнали о Калашникове в процессе съемок?
Юра Борисов: Скорее, даже не узнал, а почувствовал. То, что он был очень простым, но упрямым человеком. Весь съемочный период я пытался быть таким же: простым и упрямым. И когда мне кто-то говорил, что, может быть, Калашников так бы не сделал, я отвечал: «Я знаю, как бы он сделал, это я его играю!» Поскольку режиссер также знал, как именно бы сделал Калашников, то мы не просто спорили, а бились насмерть во время съемок (смеется). Но главное, чтобы все это заканчивалось и люди расходились, подав друг другу руки, приняв тот результат, который получился. Например, сцену с сотрудником НКВД в лесу снимали два раза. Я до конца ее не понял, и у меня до сих пор к ней есть вопросы. А у режиссера есть ответы. По финалу у нас была битва. Вначале мы спорили и сняли так, как я хотел, потом пересняли, как хотел режиссер. Было много сложного, но тем интереснее.
Как по-вашему, фильм «Калашников» больше о герое, творце или об ученом?
Содержание фильма «Калашников». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
20 февраля 2020 года в прокат выходит фильм «Калашников».
Биографическая драма от режиссера Константина Буслова.
Режиссер и продюсер картины Константин Буслов отмечал: «Поскольку перед нами стояла задача уложить огромный период жизни великого человека в полтора часа экранного времени, а также учитывая тот факт, что картина все-таки художественная, игровая, мы позволили себе некоторые допущения и собирательные образы, но при этом старались внимательно относиться к фактам биографии Калашникова, опирались на его мемуары, на воспоминания знавших его людей и документы, связанные с его жизнью. В работе над фильмом принимали участие дочь конструктора Елена Михайловна Калашникова и консультанты концерна «Калашников», которые внимательно следили за подлинностью повествования. Но, главное, мы добивались художественной правды».
кадры из фильма «Калашников»
Режиссер: Константин Буслов;
Сценаристы: Анатолий Усов, Сергей Бодров (ст.), Алексей Бородачёв;
Операторы: Леван Капанадзе, Максим Шинкоренко;
Композитор: Сергей Штерн;
Художник: Евгений Качанов;
Продюсеры: Сергей Бодров (ст.), Константин Буслов, Александр Досталь (иcп.);
Производство: «РБ-Продакшн» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Госкорпорации «Ростех», АО «Концерн «Калашников» и ПАО «Промсвязьбанк»;
Год: 2020;
Премьера: 20 февраля 2020.
«Калашников, а не Толстой — самая известная русская фамилия»
Валерий Баринов уверен, что Михаил Калашников был гением. Считает, что киноискусство превратилось в фабрику по зарабатыванию денег, а театр — редкое место, где чувствуешь того, кто рядом. Об этом и многом другом народный артист России рассказал «Известиям» накануне выхода в прокат биографической ленты «Калашников», где он сыграл роль прославленного конструктора Василия Дегтярева.
— Валерий Александрович, персонаж в картине у вас интересный, но роль небольшая. Почему согласились сниматься?
Сначала мне сделали костюм, а когда на следующий день надо было выезжать на съемки, вдруг звонит администратор и говорит: «У нас остановка». Сейчас это частая история, я не удивился. Потом работу возобновили, приехал на площадку в Павловский Посад. «Пойдемте, мы вас познакомим с режиссером». — «Что меня с ним знакомить? Я его тысячу лет уже знаю». — «Нет, у нас сменился режиссер». Оказалось, что картину будет снимать Константин Буслов, что артисты будут другие…
Кадр из фильма «Калашников»
— Но вы все-таки не отказались?
— Наверное, нужно было психануть и уйти, ведь мне никто ничего не сказал. Но я уже оделся, загримировался, да и режиссер оказался человеком профессиональным, кастинг неплохим. Правда, форму никто из актеров носить не умеет, но что поделаешь, сегодня это беда всех наших фильмов. Ну и сценарий, как всегда, пришлось немножко переделать — была одна замечательная сцена, которую решили выкинуть. Но я потребовал, чтобы ее вернули, мне пошли навстречу.
Да, действительно, роль у меня небольшая, но совершенно замечательная. Одна только сцена, где Василий Дегтярев просит Калашникова: «Ну покажи мне свой автомат» — уже многое раскрывает в моем герое. Он был не просто гениальный конструктор, но потрясающий психолог, к тому же просто хороший мужик. Сразу понял, что перед ним не просто талантливый мальчишка стоит, а гений. Поэтому он и снял свой автомат с конкурса. Другой бы на его месте мог задавить юнца, но этот пропустил вперед. Только на таких людях Россия и вырастала.
— В эту эпоху искренне верили даже Сталину.
— Но вы ведь так мало знаете о времени Сталина, как и многие, кто при нем не жил. Сейчас же — раз! — и одной краской все покрыли. В нашей стране почти все семьи пострадали от культа личности, в том числе и моя. Но я-то помню похороны Сталина, хоть и был тогда мальчишкой, — как же я рыдал! Жил в деревне, ходил в деревенскую школу, мы тогда все носили валенки. Когда Сталин умер, был март — еще достаточно холодно, а нам сказали, что все должны прийти в ботинках. Я даже шнурки не мог завязать — так у меня тряслись руки от слез. Потому что умер бог.
Мне, семилетнему мальчишке, второкласснику, казалось, что жизни дальше нет. Это сейчас всем легко говорить: «Сталин — враг». Но, прожив жизнь, я начинаю задумываться о том, мог ли Сталин быть другим в то время? Победили ли бы мы в войне, если бы не он?
Вокруг него всегда было очень много людей, и Хрущев, и Берия, и другие начальники. Кто-то хотел угодить, кто-то — выслужиться. Не один Сталин был виноват в том, что случилось тогда в стране.
Раньше я часто ходил на разные ток-шоу. Однажды, правда, за кулисами, не с экрана, сказал одному политику-демократу, которого уважаю: «Знаешь, в чем ваша, демократов, самая большая вина? Вы еще лет на сто отбили у русского народа любовь к демократии». Придя к власти, они все кинулись воровать. Что такое Сталин? Конечно, это зло. Но, может быть, нам нужен такой, как он?
— Лучше не надо.
— Не хотите? Я тоже против, но ужас в том, что по-другому у нас не умеют и не хотят. Вы говорите, что, мол, при Сталине Дегтярев совершил такой поступок… А сколько было таких поступков во время войны, сколько было героизма? Мы такой народ. Очень точная фраза есть у Жванецкого: «Вот люди — в драке не выручат, в войне победят». Очень часто люди не думали о себе. Но не только потому, что боялись Сталина.
— Сегодня таких людей еще можно встретить?
— Думаю, что в искусстве много тех, кто поступает по чести. Я однажды пробовался на роль в фильм «Агапэ». Снимался он в объединении, которым руководил Вячеслав Васильевич Тихонов, великий наш артист. Снимал Гена Байсак. Туда пробовалось много артистов, но Гена и автор сценария хотели, чтобы играл я.
Сходил на пробы, всё прошло замечательно. Вдруг Гена звонит: «Ты знаешь, Вячеслав Васильевич очень хочет сам играть эту роль, сказал, что завтра будут пробы для него». Я ответил, что понимаю, все-таки он руководитель. Тихонов попробовался, Байсак сказал, что у него получилось просто гениально. Ну что тут поделаешь?
Утром на худсовете утверждают роли. Тихонов оглашает артистов: «Главную роль будет играть Валерий Баринов!» Все обалдели. Я потом не поленился, посмотрел — его проба действительно была гениальной. Но он сказал: «Если буду играть я, главный герой будет спившимся интеллигентом, а если будет играть Баринов, это будет спившийся русский народ».
Понимаете уровень мышления? Он хотел сыграть эту роль, она была, правда, замечательная — я потом получил за нее столько призов! Но он не только отдал ее, но еще и подыгрывал мне за камерой, когда мы снимали мои монологи. А вы говорите — Дегтярев. Тихонов!
Кадр из фильма «Агапэ»
— Халтуры в нашем кино много, на ваш взгляд?
— К сожалению, в последнее время редко смотрю наши картины. Но часто бываю председателем жюри кинофестивалей, тогда приходится смотреть всё. Есть хорошие фильмы: «Дылда» Кантемира Балагова — неплохой, «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой — достойный. Но они не принесут кассового успеха. А в целом киноискусство превратилось в фабрику для зарабатывания денег.
Было такое понятие при коммунистах — марксистско-ленинская эстетика. Там было очень точное определение: «Искусство — способ познания действительности через художественные образы с целью воздействия на эту действительность». А теперь примените его в отношении современных фильмов. Как они воздействуют на нашу жизнь?
— Поэтому вы всегда переписываете свой текст в сценарии, прежде чем приступить к съемкам?
— Да. Сейчас очень плохо пишут. Мало осталось людей, владеющих диалогом, понимающих, что такое сценарий. Часто режиссеры сами пишут, переписывают под себя, но видно, что литература слабовата. Вот и приходится браться за свои куски самому, чтобы хотя бы звучало органично.
— Просто вы много знаете.
— Если вы беретесь снимать кино, надо знать не много — надо знать всё. Когда снимался в роли Подвойского у Сергея Бондарчука в его знаменитой эпопее «Красные колокола», познакомился с его художником по костюмам Павлом Липатовым. Он знал абсолютно всё в своем деле! Например, снимая «Войну и мир», мог по ментику и пуговицам определить, в каком полку и в какой бригаде служил тот или иной гусар, улан. Вот это был уровень!
Сейчас я просто боюсь смотреть кино. Молодые говорят мне: «Валерий Александрович, смотрели «Т-34»? И я, идиот, 9 мая сел в своем загородном доме перед телевизором с большим экраном и стал смотреть. Пришел в ужас. Перед Новым годом всюду показывали «Союз спасения» — тут тоже приблизительно понимаю, что в ужас приду.
— А когда добиваться? Жизнь несется на таких скоростях, люди не успевают ничего.
— Если у кого и бежит время — так это у меня, человека уже не молодого. Читал книжку Ширвиндта, ему 86-й год, он пишет: «Времени на жизнь оказалось маловато». После 60 оно просто летит. Сегодня пятница, после спектакля лягу спать, а проснусь — уже будет понедельник. Так пролетает жизнь, не успеешь оглянуться. У меня водитель-мусульманин, он по пятницам ходит в мечеть и каждый раз говорит мне: «Я сегодня еду в мечеть» — «Как? Ты же только вчера ходил» — «Нет, уже неделя прошла». Это мы сами толкаем время вперед, всё стремимся куда-то.
В связи с этим я очень дорожу работой в театре. Это место, где большинство людей выключают телефоны, чувствуют дыхание со сцены, дыхание человека, плечо которого рядом. Театр — это редкое место, где всё происходит здесь и сейчас, где живые люди, а каждая оговорка на сцене — это живая оговорка.
МТЮЗ, пока живы Кама Гинкас и Генриетта Яновская, — один из лучших театров Европы. Я иду на репетицию, твердо понимая, что у меня начнется мука, но это сладкая мука. Кама Гинкас — один из режиссеров, который может поставить мне задачу, которую я не могу выполнить. Тогда я начинаю выворачивать из себя всё, чтобы этого добиться… Он один из тех, кто каждый раз открывает во мне то, чего я про себя не знал.
Валерий Баринов родился в деревне Жилина Орловской области в 1945 году. В 1968 году окончил Высшее театральное училище при Малом театре.
С этого же года работал в театре им. А.С. Пушкина в Ленинграде (Александринский театр). С 1974-го по 1988 год служил в труппе Центрального Театра Советской Армии (ныне — Театр Российской Армии). С 1988-го по 1991-й — актер театра им. А.С. Пушкина в Москве. В 1992-м поступил в труппу Малого театра. С 2005 года — актер МТЮЗа. Сыграл около 200 ролей в кино и сериалах, среди которых «Петербургские тайны», «Концерт», «Девять неизвестных» и многие другие.