актер в роли печорина
Данная экранизация, а точнее, как утверждают сами создатели, сериал «по-мотивам» произведения М.Ю.Лермонтова, который для меня все-таки больше именно экранизация с незначительными элементами вольности, вышел в 2006 году из под руки режиссера Александра Котта. Знаю, что у романа есть вполне хорошая и полюбившаяся многим киноверсия 1965 года. Но я не большой фанат советских экранизаций, поэтому я всегда с интересом и надеждой наблюдаю за тем, что получается, когда за классику берутся современники. Получается, надо сказать, это дело, что у русских, что у иностранцев, посигнувших на русскую литературу, с переменным успехом.
В данном случае, на мой скромный взгляд, в данном случае итог вышел вполне годный и достойный, хоть и почему-то лишенный особого внимания зрителей и кинокинокритиков, и не имеющий широкой известности. Что, несомненно,обидно.
Начну с подбора актерского состава.
Сначала поговорим о мужчинах:
Доктор Вернер (Авангард Леонтьев)- еще один своеобразный, но сильный и убедительный, харизматичный и запоминающийся мужской образ
Сергея Никоненко в роли Максима Максимыча так же могу только похвалить.
Грушницкий в исполнении Юрия Колокольникова.
Я уверена, что Юрий хороший актер и вполне бы мог справиться с ролью лучше, если бы по-каким-то причинам, уж не знаю, по воле режиссера или из-за чего-то другого, так сильно не переигрывал, показывая желание своего персонажа порисоваться и «сделаться героем романа». Думаю, Лермонтовский Грушницкий делал это более утонченно и изящно. Здесь же эта его черта выписана настолько грубо, это выглядит просто смешно, оттого должной вражды, конкуренции и накала между героями Грушницкого и Печорина не чувствуется, и в этом, на мой взгляд, есть большое упущение.
Однако ж, худшим образом в сериале для меня все-таки стал не он. А Слепой в исполнении Александра Якина (полстраны знает его как Рому Букина). Эта роль полностью не его. Играет плохо. Никакого выражения в словах, говорит чуть ли не по слогам. Полный провал в моем понимании.
Вера (Эльвира Болгова)- аналогично Печерину, хоть и не книжная блондинка, но хороша и убедительна.
Так же понравилась и Ирина Алферова в роли княгини Лиговской
Бэла тоже вполне неплоха, хотя и чувствуеются в актрисе некая скованность, видимо,ввиду неопытности.
Во-первых. Даже несмотря на то, что последовательность глав отличается и от книжной, и в некоторой мере, отличается от хронологической, хотя и предельно близка к ней, впечатления это не портит, путаницы не возникает.
Во-вторых. Даже несмотря на то, что хронометраж сериала составляет 8 серий, несмотря на плавную нить повествования, никакой скуки, затянутости не ощущается.
В-третьих, и в-главных.Даже несмотря на то, что видно, что картина невысокобюджетна, она пропитана той самой, «правильной» и «нужной» Лермонтовской атмосферой
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
Кавказ и кавказцы в советском кино. «Герой нашего времени. Бэла» (1965)
Не буду писать о горах, водопадах, джигитовках и тонкой работе консультантов-этнографов в фильме; все это давно известно и написано. В фильме, снятом в 1965 году, поражают две фигуры – Бэлы и Казбича. Хотя, признаюсь, мне не очень нравится Сильвия Берова в роли Бэлы – внешний типаж вроде бы идеально подходит для воплощения образа, описанного Лермонтовым, но не хватает какого-то куража, дерзости и «перца».
Темы Белы и Казбича, казалось бы, давно описаны, проанализированы и почти что сданы в архив. Бэла – якобы наивна и романтична, Казбич – вероломен и необуздан.
Еще со школы мы привыкли считать, что через взаимоотношения Печорина и Бэлы Лермонтов писал о несовместимости двух культурных миров, а гибель Бэлы, помещенной из родного мира горской свободы в чужой мир, и является символом такой несовместимости.
Но мне кажется, можно посмотреть на эти образы по-другому. И фильм Ростоцкого это позволяет, хотя в нем, как и в романе Лермонтова, ничего не лежит на поверхности, и нет никаких прямолинейных прочтений.
Один из ярких эпизодов – свадьба в доме «мирного князя» (мирные горцы – это горцы, которые взяли на себя обязательства не нападать на русские крепости), куда Максим Максимыч едет вместе с Печориным. Заметим, что Максим Максимыч и князь – кунаки, что тоже накладывает на обоих взаимные определенные обязательства.
Здесь Печорин впервые видит Бэлу. Неожиданно она подходит к нему и поет песню. «Стройны, дескать, наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройней их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду».
Но то, что поет Бэла – это не какая-то уже известная песня, а ее импровизация; искусство импровизации всегда ценилось и считалось особым даром в горских обществах.
Зачем же Бэла поет об этом? Зачем дает понять о своих чувствах Печорину? Зачем княжеская дочь, воспитанная на четких представлениях о том, что такое княжеское чувство собственного достоинства, сама подошла к незнакомому мужчине, и в иносказательной форме, в традициях своей культуры, в окружении ее родственников выразила свою симпатию?
Один из литературных критиков предположил, что, возможно, Бэла дала понять, что не против быть похищенной? Тем более, она говорит о том, что «с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне, и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Тогда и похищение Бэлы, которое устроил Печорин, – не только проявление его эгоизма, а единственный способ решить дело миром, ведь в горской культуре есть правила, сводящие на ноль конфликт, возникший после похищения девушки.
Еще один герой, за которым несправедливо закрепилось однозначное прочтение, — это Казбич. Казбич якобы коварный абрек, вероломный похититель и т.д.
Первое упоминание о Казбиче в фильме звучит в рассказе Максима Максимыча в эпизоде свадьбы. «Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной; из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича».
В очень скупых и лаконичных словах Лермонтов передал глубину чувства Казбича. Он любит Бэлу. Он ценит ее красоту и происхождение. Это его мир и это его женщина. Если бы не Печорин на свадьбе старого князя, Казбич стал бы для Бэлы лучшим выбором, потому что они похожи – это люди одной культурной традиции, цельные натуры, преданные своей любви. Интересно, что Казбич отказывается от предложения Азамата похитить сестру в обмен на коня – а ведь он мог бы, убив Азамата и не сдержав слова, и получить Бэлу, и сохранить коня.
Но Казбич размышлял не об обмене Бэлы на своего коня, которого воспринимал как лучшего друга, а о возможности похитить Бэлу бесчестным образом. Дать слово Азамату – а потом нарушить его – это невозможно. Быть вероломным, не сдержать обещания, Казбичу не позволила горская честь. У Казбича был выбор – или получить любимую женщину, но потерять честь, нарушить собственное слово, или отказаться от сделки, но сохранить свое лицо и достоинство, в том числе и перед Богом. Он выбрал второе.
Герой нашего времени (фильм)
Только на территории России:
«Герой нашего времени» — экранизация одноимённого романа Михаила Юрьевича Лермонтова. Дилогия состоит из двух фильмов — «Бэ́ла» и «Максим Максимыч. Тамань».
Содержание
О фильме
«Герой нашего времени» — психологический роман, и портрет Печорина — первый в русской литературе психологический портрет. Картина, созданная Станиславом Ростоцким, получилась лирическая и страстная, снятая с детальной исторической и литературной реалистичностью, с большим уважением к классике. А сам Григорий Печорин, созданный Ивашовым, получился очень органичным и убедительным, психологически верным, с истинной лермонтовской внутренней глубиной и трагизмом.
Сюжет
Первый фильм дилогии. Начало XIX века. Печорин — русский офицер, служащий на Кавказе. Он влюбляется в дочь местного князя Бэлу и подговаривает её брата Азамата похитить сестру. Взамен Печорин помог Азамату украсть коня у лихого джигита Казбича. Поместив Бэлу у себя в крепости, Печорин долгими ухаживаниями добивается её любви. Но со временем Бэла наскучит ему…
«Максим Максимыч. Тамань»
Вторая часть кинодилогии рассказывает об обстоятельствах пребывания Печорина на Тамани и о его службе в крепости на Кавказе в обществе старого доброго служаки Максима Максимовича.
В ролях
Съёмочная группа
Соло на виолончели исполняет Мстислав Ростропович
Технические данные
Награды
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Герой нашего времени (фильм)» в других словарях:
Печорин. Герой нашего времени (фильм) — Печорин. Герой нашего времени Печорин. Герой нашего времени Жанр Драма Исторический Режиссёр Александр Котт Продюсер … Википедия
Герой нашего времени (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени … Википедия
Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Печорин. Герой нашего времени — Печорин. Герой нашего времени Жанр драма Исторический Режиссёр Александр Котт Продюсер … Википедия
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХЕЙФИЦ. ГЕРОЙ НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ — 2002, 52 мин., видео, цв., «Ленфильм» при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Администрации Санкт Петербурга. жанр: документальный реж. Дмитрий Светозаров, сц. Дмитрий Светозаров, опер. Александр… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Герой (значения) — В Викисловаре есть статья «герой» … Википедия
Печорин (фильм) — Герой нашего времени (фильм) фильм 1966 года. Режиссёр Станислав Ростоцкий. Герой нашего времени (телесериал) 8 серийный минисериал 2006 года. Режиссёр Александр Котт … Википедия
Бойцовский клуб (фильм) — Бойцовский клуб Fight Club Жанр … Википедия
Духless (фильм) — Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяю … Википедия
Брестская крепость (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Брестская крепость (значения). Брестская крепость … Википедия
Григорий Печорин
Печорин. Актер И. Петренко. Сериал «Печорин. Герой нашего времени». 2006
Григорий Печорин – центральный персонаж романа «Герой нашего времени», авторство которого принадлежит М.Ю. Лермонтову. Печорин – тип лишнего человека, его предшественником можно назвать пушкинского Евгения Онегина. Большинство критиков считает образ Печорина одним из интереснейших в русской литературе. Герой не является чистым носителем сплошь отрицательных или положительных черт, его можно отнести к классу нейтральных персонажей. Тем не менее, он вызывает к себе любые чувства, кроме равнодушия и является центральным образом, вокруг которого раскручивается сюжет всего произведения. У Печорина существуют литературный и реальный прототипы, о которых будет рассказано в соответствующем разделе.
Описание героя
Внешность Печорина
Печорин – необыкновенно привлекательный молодой человек в возрасте приблизительно двадцати трех лет. Обращает на себя внимание стройность его фигуры, подтянутость и ухоженность. Особенность его внешности – темно-карие глаза и черные брови и усы при белокуром цвете волос. Это придает ему особенный шарм и неповторимость, а также указывает на «признак породы в человеке». Известно, что такой типаж пользуется необычайной популярностью у светских дам. Походка его несколько ленива и чуть небрежна. Двигается молодой человек изящно и грациозно, не размахивая руками – «верный признак некоторой скрытности характера», оставляя после себя шлейф дорогого парфюма.
В целом герой производит положительное впечатление, но его образ не будет полным, если не привести слова Максима Максимыча и рассказчика, которому довелось самому познакомиться с Печориным. По словам Максима Максимыча, Печорин был «такой тоненький, беленький, на нем мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». Рассказчик же более подробно описывает героя: «мужчина среднего роста, крепкого телосложения с тонким станом при широких плечах. Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами. Кожа была по-женски нежная. Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и живописно обрисовывали бледный, благородный лоб. Нос был немного вздернут, зубы были ослепительно белые. Глаза его не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти, его взгляд был непродолжительный, но проницательный и тяжелый». Одевался Печорин дорого, несмотря на то, что сюртук его был покрыт пылью, под ним присутствовало «ослепительно чистое белье».
Характер и образ жизни героя
Григорий Печорин. Актер В. Ивашов. Х/ф «Герой нашего времени. Бэла». 1965
Образ жизни Печорина как нельзя лучше характеризует его как лишнего человека, не нашедшего своего места и предназначения в этом мире. Само общество, в котором он вращается, не предполагает ни теплых отношений, ни любви, ни бескорыстной дружбы. Несмотря на положение и богатство, на успех у женщин, жизнь не приносит ему удовольствия. Если и существует внутри него какая-то нерастраченная энергия, он не знает, где ее применить, но понимает, что это, скорее всего, никому не нужно. В первую очередь, это не нужно ему самому. Вечная спутница Печорина – неизбывная, непроходящая скука. Избавление от нее он находит в своеобразном развлечении – жонглировании судьбами людей. Печорина можно назвать духовным инвалидом, олицетворяющим собой не самую лучшую часть молодого поколения дворян.
По отношению к окружающим людям Печорин ведет себя жестоко и эгоистично. Ему неведомы сострадание и сочувствие, в его характере на первое место выходят властность и самовлюбленность. Ему доставляет удовольствие унижать других, издеваться над их слабостями и неспособностью противостоять его бесцеремонности. Устав от назойливого женского внимания, он решает, во что бы то ни стало добиться любви восточной красавицы, девушки-горянки. Но через некоторое время охладевает и к ней, что во многом становится причиной ее гибели.
Ведомый той же скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге убивает его на дуэли. От скуки он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее любовью, оставляет ее в полном разочаровании. Если говорить о глубоком чувстве, то единственная женщина, к которой он испытывает его – это Вера. Эта связь длится неопределенно долго, и то, скорее потому, что Вера, в отличие от других женщин, никак не претендует на роль его жены. Но даже она страдает в отношениях с Печориным, ее так же не обходит стороной участь тех, кому довелось оказаться в плену его внешнего обаяния.
С дружбой у Печорина также не складывается. Друзей, как таковых, у него нет, не считая приятелей – Вернера и Грушницкого. У героя есть своя философия, согласно которой, он считает дружбу чем-то вроде рабства, где один всегда находится в подчинении другого. По отношению к обществу у него проявляется завышенное самомнение – окружающих он считает гораздо ниже и глупее себя. Единственным человеком, с кем он позволяет вести себя на равных – это доктор Вернер.
Печорин и Максим Максимыч
Максим Максимыч нес службу на Кавказе в должности штабс-капитана и в скором времени собирался выйти в отставку. В это время он и познакомился с прибывшим в эти места Григорием Александровичем Печориным. Симпатия Максима Максимыча к Печорину была больше похожа на отцовское чувство. У него сразу возникло желание оберегать и опекать этого молодого офицера, оказавшегося вдали от родных мест. Максим Максимыч, как старший по возрасту предложил Печорину отбросить формальности и называть друг друга по имени, но его новый знакомый продолжал подчеркнуто вежливо и официально обращаться к штабс-капитану. Такое уважительное отношение взамен дружеского он сохранил до конца своей службы с Максимом Максимычем. Это еще раз подчеркивает закрытость Григория и нежелание пускать кого-либо в свой внутренний мир.
Григорий Печорин. Актер И. Петренко. Х/ф «Герой нашего времени». 2006
Но по прошествии нескольких лет именно Максиму Максимычу исповедуется Печорин, рассказывая о том, почему он стал таким, каков есть. Всю вину он возлагает на светское общество, под влиянием которого раскрылись самые ужасные черты его характера. Но Максим Максимыч уже и сам видит, что ошибался относительно Печорина. Подтверждением этому служит холодность Григория во время их встречи, и эта холодность оставляет горький осадок в душе Максима Максимыча. Старый штабс-капитан – единственный из всех героев романа, который проявляет к Печорину самые теплые, дружеские чувства и заботу. Возможно, сам Печорин также понимает это, и если бы он смог изменить свой характер, то между двумя героями была бы возможна крепкая, настоящая дружба.
Любовь в жизни героя
Печорин никогда не считал любовь важной частью своей жизни. Он легко сходился с женщинами и так же легко расставался с ними. Причиной расставания была все та же скука, которую он начинал испытывать через некоторое время отношений. На примере трех любовных историй, описанных в романе, автор показывает эту сторону жизни героя и его взаимоотношения с женщинами.
Первой девушкой была черкешенка Бэла – дочь князя, красавица, которую Печорин увидел на свадьбе ее старшей сестры. Но о Бэле давно мечтал разбойник Казбич, а Азамат, брат девушки, в свою очередь, мечтал о коне Казбича – гордом и выносливом красавце-жеребце Карагёзе. Печорин, с первого взгляда влюбившийся в Бэлу, пообещал Азамату добыть коня взамен на то, что Азамат украдет Бэлу из отцовского дома и привезет в крепость к Печорину.
Печорин и Бэла. Актер В. Ивашов. Х/ф «Герой нашего времени. Бэла». 1965
Вначале Печорин не мог налюбоваться на Бэлу, говорил ей нежные слова, признавался в любви, осыпал подарками. В итоге девушка, поначалу дичившаяся Григория, открылась ему и всем сердцем полюбила молодого красивого офицера. Она была счастлива и думала, что так будет всегда. Но Печорину, постоянно стремившемуся к острым ощущениям, вскоре наскучила любовь и преданность Бэлы. Он стал часто оставлять ее одну, проводя целые дни на охоте. Она чувствовала его охлаждение и безмерно страдала.
Бэла погибла от руки Казбича, который украл ее из крепости, чтобы отомстить Печорину за коня. Когда он увидел, что Печорин, бросившийся в погоню, уже приближается и вот-вот нагонит его, он ударил девушку кинжалом. Прожив еще два дня, Бэла умерла. Печорин по-своему любил черноглазую красавицу-дикарку. Пока Бэла не принадлежала ему, она оставалась ему интересна, но когда жизнь вошла в обыденное русло, он начал изнывать от тоски, восполняя отсутствие страсти и азарта охотой. Бэла, молодая и наивная девушка, не смогла рассмотреть непостоянную натуру возлюбленного. Ее любовь к Печорину до конца ее недолгой жизни оставалась чистой и искренней.
В истории с княжной Мери Печорин действовал из спортивного интереса. Ради развлечения он решил покорить сердце юной, надменной красавицы княжны. Ему была невыносима сама мысль о том, что на него кто-то может смотреть свысока, даже если этот «кто-то» – молодая прелестная девушка. Другой причиной была злость на Грушницкого, который считал княжну своей возлюбленной, хотя с ее стороны не было для этого никаких поводов. Третьей причиной стала встреча Печорина в Пятигорске с его давней привязанностью Верой. Женщина попросила его стать вхожим в дом Лиговских, чтобы там они могли чаще встречаться. Это стало еще одним поводом влюбить в себя молодую княжну.
Нужно отдать должное Печорину, что он предупреждал Грушницкого не сближаться с Мери во избежание неприятных последствий. Но Грушницкий, будучи уверенным в собственной неотразимости, пропустил просьбу Печорина мимо ушей. Будучи искусным манипулятором, Печорин изображал по отношению к Мери полнейшее равнодушие. Он знал, что красавица, привыкшая к всеобщему обожанию, не сможет устоять и начнет предпринимать любые попытки, чтобы очаровать его. Так и случилось: Мери попала в сети, расставленные Печориным, что закончилось для нее невероятными страданиями. Грушницкий пал на дуэли от руки все того же Печорина. Спокойная, размеренная жизнь Веры также оказалась на грани разрушения.
Связь Печорина с Верой длилась долгие годы, но она была замужем и всегда оставалась для Григория недоступной. Несмотря на это, она всячески препятствовала сближению Печорина с другими женщинами, безумно ревновала его к Мери, умоляя его не делать предложение юной княжне. Вместе с тем, Вера никогда не предъявляла к Печорину требований жениться на ней. Возможно, эта недоступность и разжигала в Печорине ту страсть, которая не давала погаснуть пламени этих длительных отношений.
Во всех трех историях Печорин предстает как истинный манипулятор женскими судьбами. Все его действия и поступки обусловлены исключительно тщеславием и самолюбием и приносят только страдания. Его сердце закрыто для настоящего, благородного, всепоглощающего чувства любви.
Роль героя в произведении
В произведениях русских писателей можно встретить немало образов, подобных Печорину. Все эти герои схожи двойственностью своих характеров, в которых соседствуют врожденные и приобретенные черты. Вероятно, это и старался показать М.Ю. Лермонтов, описывая Печорина. Героя можно рассматривать с разных позиций. Кому-то он неприятен, а есть и те, кто восхищается Печориным. Это во многом происходит из-за того, что автор, описывая этот образ, большое внимание уделял его внутренним противоречиям. Если бы Печорин смог направить свою энергию в правильное русло, он мог бы остаться в истории, как вершитель множества добрых дел.
В тридцатых годах девятнадцатого столетия, во времена разгула николаевской тирании молодежь не могла сполна использовать свой потенциал и найти место в этом мире. Целое поколение образованных молодых людей того времени было разочаровано жизнью, не видело впереди никаких целей, не знало, к чему приложить свои силы и таланты.
В этом смысле очень показательны слова самого Лермонтова, своеобразное обращение к читателям, написанное в предисловии к роману: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении романа личность Печорина не претерпевает каких-либо существенных изменений. От главы к главе читатель видит все того же эгоистичного и самовлюбленного, холодного молодого человека, лишь изредка позволяющего себе проявление человеческих эмоций. В повести «Бэла» автор показывает Печорина как пылкого и страстного влюбленного, идущего на риск с одной целью – завладеть покорившей его девушкой. Сначала герой и сам верит в то, что, наконец, нашел утешение в любви, которая навсегда избавит его от беспросветной скуки. Но после того как он достигает своей цели, ему снова становится нестерпимо скучно. Несмотря на то, что Бэла становится ему неинтересна, он из сострадания продолжает притворяться влюбленным. Однако девушка все понимает и осознает, что уже нелюбима. После ее смерти Печорин некоторое время искренне страдает, но затем снова становится самим собой.
В главе «Тамань» Печорин предстает в образе мечтателя, которого влечет все новое и неизведанное. На этой волне происходит его знакомство с очаровательной Ундиной – девушкой-контрабандисткой. Необычная красавица влечет к себе Печорина, она кажется ему пришелицей из другого мира, желанной и недосягаемой. Но жестокая реальность, когда он чуть не лишается жизни, возвращает его в обычное состояние скуки и разочарования.
В «Княжне Мери» Печорин предстает перед читателем в двух ипостасях. С одной стороны – это разумный человек, осознающий все последствия, которые может принести его поведение. С другой – олицетворение зла в облике человека, которым управляет вселившийся демон. Его нечестная игра по отношению к юной девушке становится для него еще одним приключением, а близкая цель еще больше раззадоривает его. Когда он добивается того, что Мери уже не мыслит без него своей жизни – он тихо удаляется со сцены.
Отношение автора к герою
В ходе повествования отношение автора к герою никак не озвучивается. По-видимому, Лермонтов делает это намеренно, предоставляя читателю самому выбрать позицию по отношению к Печорину и оставляя за собой право быть сторонним наблюдателем. Об этом свидетельствует его следующее высказывание: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю…»
Прототипы
По свидетельству современников, Лермонтов служил в Нижегородском полку со своим родственником по линии матери – Алексеем Аркадьевичем Столыпиным. Некоторые исследователи творчества поэта сходятся во мнении, что именно черты этого человека нашли свое отражение в образе Печорина. Как основание этих предположений приводится некоторое сходство между Столыпиным и героем романа М.Ю. Лермонтова: «Алексей Аркадьевич принадлежал к высшему петербургскому обществу, был совершеннейшим красавцем-мужчиной. Он был одинаково хорош и в лихом ментике, и под барашковым кивером нижегородского драгуна, и в одеянии современного льва, каким был вполне, в самом лучшем значении этого слова».
Еще одним реальным прототипом мог стать Владимир Сергеевич Печерин – философ и поэт, последователь теории утопического социализма. Этот человек не нашел для себя места в русском обществе и в 1836 году был вынужден эмигрировать за границу.
Из литературных персонажей, ставших прообразом Печорина, первенство принадлежит Евгению Онегину. Сходство уже прослеживается, начиная с фамилий героев, которые даны им по названиям северных рек Онеги и Печоры. Они оба, хотя и по разным причинам, разочарованы в обществе с его вышесветскими нравами, и в жизни в целом. Оба покидают столицу: один из них едет в деревню, другой – на Кавказ. Кроме этого, их также сближает отношение к женщинам и любви, где они в итоге оказываются несостоятельными неудачниками.
Экранизации героя
В 1927 году на экраны вышел фильм-трилогия режиссера Владимира Барского «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Роль Печорина досталась очень популярному в 20-30-е годы актеру Николаю Прозоровскому. В 1955 году режиссер Исидор Анненский представил на суд зрителей свое киновоплощение произведения М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери». На роль Печорина был приглашен очень красивый советский актер Анатолий Вербицкий. Созданный им образ до сих пор считается хрестоматийным.
Григорий Печорин. Актер А. Вербицкий. Х/ф «Княжна Мери». 1955
В 1967 году была закончена работа над третьей экранизацией знаменитого романа. Она стала очередным успехом известного режиссера Станислава Ростоцкого. Фильм носил одноименное название с романом и состоял из двух частей. На главную роль Ростоцкий пригласил молодого талантливого актера Владимира Ивашова, которого зрители уже знали и успели полюбить за роль Алеши в фильме «Баллада о солдате». Фильм получился предельно приближенным к сюжету романа. Печорин в исполнении Ивашова предстал перед зрителем в образе романтического красавца, холодного и отстраненного. Именно Ивашову удалось наиболее полно прочувствовать своего героя и воплотить этот образ так, как его преподносит гениальный М.Ю. Лермонтов.
Очередная экранизация под названием «Страницы журнала Печорина» появилась в 1975 году. Этот фильм рассказывает об истории отношений Печорина и княжны Мери. Режиссер Анатолий Эфрос при выборе актера на главную роль отдал предпочтение популярному актеру Олегу Далю, который довольно неплохо справился с ролью, представив Печорина в виде некоего «монстрика». Хотя портретно актер совершенно не был похож на своего героя, этот образ ему вполне удался, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы.
Наконец, в 2006 году состоялась премьера сериала «Печорин. Герой нашего времени», восьмисерийной работы режиссера Александра Котта. Роль Григория Александровича Печорина досталась известному актеру Игорю Петренко. По отношению к этой версии Печорина до сих пор ведутся неумолкающие споры и зрителей, и кинокритиков. И те, и другие разделились на два лагеря. Сторонники актера считают созданный им образ лучшим за всю историю экранизаций романа. Противники придерживаются ровно противоположного мнения. Так или иначе, каждый остается при своем, ведь в спорах, вопреки цитате, не всегда рождается истина.