актер в роли раскольникова 10 букв
Галантный герой Георгий Тараторкин
СИМФЕРОПОЛЬ, 11 янв – РИА Новости Крым, Светлана Соколова. В эту субботу самому элегантному, одухотворенному и галантному актеру российского театра и кино Георгию Тараторкину исполнилось бы 75 лет.
Президент ассоциации «Золотая маска» Георгий Тараторкин отвечает на вопросы журналистов во время пресс-конференции в Москве
О важных страницах в биографии артиста – в материале РИА новости Крым.
«Тише, товарищи! Вы же в Ленинграде»
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им.братьев Васильевых, почетный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, талантливый «Раскольников» отечественного кинематографа Тараторкин родился 11 января 1945 года в Ленинграде. Мировоззрение и философия жизни будущего актера формировались в послевоенное время в городе с поистине геройским прошлым и аристократическими корнями.
Три года назад в интервью радио «Спутник» Тараторкин рассказал о культуре родного города.
Вера режиссера – залог успеха актера
После школы в 1966 году Тараторкин устроился работать в ленинградский ТЮЗ. Не актером, а осветителем. Тут его и заметил худрук театра Зиновий Корогодский, который принял юного Гошу в драматическую студию при театре.
Заслуженный артист РСФСР, ведущий актер театра им. Моссовета Георгий Тараторкин (слева) среди артистов ленинградского ТЮЗ-а, приехавшего на гастроли в Москву
Спустя много лет актер признался, что именно Корогодский внушил ему веру в себя как артиста.
Георгий Тараторкин после спектакля «Я навсегда люблю Раскольникова»
Кинодебютом актера стала роль цареубийцы Гриневицкого в фильме «Софья Перовская» в 1967 году. А славу и признание принесла роль Родиона Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» по роману Достоевского – 1969 год.
Спустя четыре года он сыграл Раскольникова и на сцене театра Моссовета. Для Тараторкина этот трагический герой стал родным пожизненно.
После Раскольникова Тараторкин неоднократно играл персонажей Достоевского: Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» в постановке Павла Хомского театра имени Моссовета и Николая Ставрогина в «Бесах», поставленных на сцене театра имени Пушкина Юрием Ереминым.
Удивительная Раневская и творчество Блока
Помимо работы в театре и кино Георгий Тараторкин раскрылся как талантливый мастер слова, его голос звучал во многих аудиоспектаклях. А в 70-80-е годы актер часто выступал с чтением стихов любимого поэта Александра Блока.
За время актерской службы жизнь преподнесла ему немало трогательных и значимых знакомств. Особенно тепло он вспоминал дружбу с великой Фаиной Раневской, которая увидела в нем сходство с Блоком.
Актер Антон Поспелов (Клодий) (слева) и народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Георгий Тараторкин (Дион) в сцене из спектакля «Римская комедия (Дион)» в постановке Павла Хомского в театре Моссовета
Тараторкин: встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы
11 января исполняется 65 лет актеру театра и кино Георгию Тараторкину. Сегодня Тараторкин – один из выдающихся и самых известных российских актеров. Он – народный артист России, лауреат Госпремии имени братьев Васильевых, член и с 1996 года первый секретарь Союза театральных деятелей России, возглавляет Ассоциацию «Золотая маска», награжден орденом «За заслуги перед отечеством» четвертой степени.
При упоминании фамилии Тараторкина у любителей и знатоков его творчества сразу выстраивается перед глазами целая вереница созданных им театральных образов и сыгранных в кино ролей, непременно ярких и запоминающихся.
Он никогда не хотел становиться актером, и многие годы успешной актерской карьеры не смогли избавить Тараторкина от терзаний – ту ли дорогу он выбрал. «По сей день иногда мне думается, а то ли это, что мне суждено было от природы, от Бога?» — говорит он.
Тараторкин до сих пор он удивляется тому, что стал актером. «Самой большой неожиданностью для меня по-прежнему является то, что я занимаюсь актерской профессией, — рассказал Тараторкин, накануне своего юбилея газете «Комсомольская правда». — Я ведь не собирался быть актером. В детстве мечтал стать учителем. А после школы пришлось работать осветителем в Ленинградском ТЮЗе, надо было зарабатывать на хлеб. И если бы не встреча с главным режиссером театра Зиновием Корогодским, моя судьба, скорее всего, сложилась бы иначе».
Судьба — это люди, в тебя поверившие
Тараторкин родился и вырос в Ленинграде. Его детство не назовешь беззаботным. Он рос в трудное послевоенное время. Георгию было всего 7 лет, когда после долгой болезни умер его отец, и на мать, легли все заботы о детях – о нем и младшей сестре Вере. Но, не смотря на все материальные трудности, мать уделяла много внимания и духовному воспитанию детей. Самым любимым их праздником стали семейные походы в театр, особенно в ленинградский ТЮЗ.
Тараторкин никогда не мечтал об актерской профессии. В юности он хотел стать учителем, но судьба рассудила иначе. Как-то в одном из интервью Тараторкин сказал: «Что такое судьба? Не нечто абстрактное, а люди, в тебя поверившие». Именно люди, а точнее один человек, разглядевший разглядел в долговязом застенчивом 18-летнем юноше будущего актера.
После школы Тараторкин решил устроиться на работу, чтобы помочь матери и заработать хоть какие-то деньги. И он пошел в любимый с детства театр – ленинградский ТЮЗ – с надеждой стать учеником художника, но что-то не сложилось и Георгий начал работать простым осветителем.
Там юношу и заметил художественный руководитель театра и студии Зиновий Яковлевич Корогодский. Тараторкину предложили держать экзамены в студию, и он был принят, выдержав фантастический конкурс — сто человек на место.
О своем первом учителе Тараторкин до сих пор вспоминает с теплотой. «Этому человеку я обязан всем, — сказал он несколько лет назад в интервью газете «Труд». — Благодаря Зиновию Яковлевичу я многое понял и в жизни. Понял, что хорошим актером никогда не станешь, если у тебя нет силы воли, характера, терпения».
Актер «театра Достоевского»
Окончив учебу, Тараторкин играл в ленинградском ТЮЗе. На его счету были Гамлет и Борис Годунов, Петр Шмидт и Подхалюзин – репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер.
Именно роль лейтенанта Петра Петровича Шмидта в спектакле «После казни прошу…» и привлекла внимание ассистентов режиссера Льва Кулиджанова, которому Тараторкин понравился настолько, что он решил пригласить совсем молодого неизвестного актера, вчерашнего студийца на роль Раскольникова в своей экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» на долгие годы стал визитной карточкой актера, хотя дебютировал он в кино чуть раньше в фильме «Софья Перовская», он сыграл Гриневицкого, бомбиста, который взрывал Александра Второго.
За роль Родиона Раскольникова Тараторкин получил государственную премию. И это в 25 лет! Слава, признание и любовь зрителя. Но это почти не интересовало молодую звезду.
Творчество Достоевского сыграло в жизни и судьбе актера Тараторкина уникальную роль, отмечает телеканал «Культура». Недаром отечественная критика пришла к единодушному мнению, что лучшего актера для «театра Достоевского» трудно представить.
Еще один герой Достоевского, ставший одной из лучших, знаковых ролей Тараторкина – Иван Карамазов. «Федор Михайлович Достоевский приоткрыл мне завесу над тайной бытия, погрузил в бездну человеческих страстей, поднял на духовную высоту, приблизив к Богу, — рассказал актер об этой своей роли газете «Труд». — Многие зрители думают, что Иван — зрелый человек, на самом деле ему всего 24 года. Для меня это тоже было открытием, поскольку я только в 40 лет стал задумываться о том, о чем размышляет молодой Иван Карамазов».
Профессия — актер
В 1974 году, получив приглашение от художественного руководителя театра имени Моссовета, Тараторкин переезжает в Москву. Где еще раз играет Раскольникова, теперь уже на театральных подмостках, в спектакле «Петербургские сновидения».
В интервью «Комсомолке» актер сказал о своей «любимой» роли так: » Раскольников стал мне по-родственному дорог. В отличие от процентщицы Алены Ивановны встречу с Раскольниковым я воспринимаю как подарок судьбы».
С 1974 года Тараторкин сыграл множество ролей на сцене театра им. Моссовета: Раскольников в «Петербургских сновидениях», Иван в «Братьях Карамазовых», Александр Блок в «Версии», Жюльен Палюш в «Не будите мадам» и многих других.
Он снялся в более чем 30 фильмах. Среди них: «Преступление и наказание», «Дела сердечные», «Победитель», «Отклонение — ноль», «Нам не дано предугадать», «Маленькие трагедии», «Чисто английское убийство», «Богач, бедняк», «Открытая книга» и другие. Но отказывался от киноролей Тараторкин, пожалуй, больше, чем снимался.
Георгий Тараторкин не любит опускать планку своих достижений. Он считает, что сейчас не помешало бы создать некий кодекс чести актеров, который позволил бы им не опускаться ниже определенного культурного уровня в своей работе.
И хотя понимание профессиональной чести, по его словам, дело интимное, объединяться все-таки стоит. «Когда понятие чести ослабевает, то тогда возникает нынешний, лишенных этих параметров, безбрежный зрелищный рынок, в котором от имени театра подчас позволяют себе выступать, Бог знает кто», — сказал он в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Тараторкин не любит слово «роль». «Что такое роль? Если она хороша,— значит это человеческая судьба, жизнь, – говорит он. — Меня очень греет понятие судьба. Потому что пути моего сближения с образом не умозрительны, между мной и моим героем существует кровное родство. Ведь, действительно, кровь-то моя, нервы-то мои, сердце-то мое».
«Каждая новая роль для меня — это езда в неведомое, — сказал он когда-то газете «Труд». Поэтому если Бог даст мне силы, то я постараюсь не разочаровывать своих зрителей и говорить им со сцены правду, потому что самый большой грех — это обманывать людей».
Муж, отец и дед
Георгий Тараторкин долгие годы счастливо женат на актрисе Екатерине Марковой (Галя Четвертак в фильме «А зори здесь тихие…»), с которой он, кстати, познакомился на съемках «Преступления и наказания». У звездной четы двое детей: сын Филипп и дочь Анна. А еще есть два внука. По словам дедушки Георгия, «два классных мужика».
Владимир Кошевой: Я хотел отказаться от Раскольникова
Это долгожданный проект петербургской киностудии «АСДС» (инициалы продюсеров Андрея Сигле и Дмитрия Светозарова). Роль Родиона Раскольникова сыграл актер Владимир Кошевой. Это его первая большая роль в кино.
Российская газета: Как начиналась история о Раскольникове?
Владимир Кошевой: По телевидению был сюжет о спектакле нашего частного театра «Антика» «Флорентийская трагедия» Оскара Уайльда, где я играю принца. Дмитрий Светозаров увидел его, а он как раз искал актера на роль Раскольникова.
Кошевой: Конечно. Вы не поверите, но я хотел отказаться от Раскольникова. Мне казалось, что я еще не готов играть такие роли, что не справлюсь. На второй или третий съемочный день я шел к Светозарову с покаянием. Решил сказать, что пока еще не снято много материала, давайте расстанемся. Уже открыл рот, как Дмитрий Иосифович со свойственным ему темпераментом «заговорил» меня: «Так, старик, слушай, здесь нужно следующее. А как ты думаешь, может, тут сделаем по-другому? Я не знаю, а ты как считаешь?» В общем, я и забыл, зачем пришел, моментально переключился на его энергию. Режиссер направлял меня туда, куда ему нужно было. Думаю, он почувствовал, с каким настроем я пришел.
РГ: Рассказывают, что когда снимали сцену убийства старухи, у вас случился обморок. Вы боитесь крови? Или было сильное переутомление?
РГ: Что делали, чтобы достичь нужной эмоции в сцене убийства?
РГ: Какие сложные испытания еще выпали на вашу долю?
Кошевой: Была такая сцена. Раскольников идет по мосту после разговора с Мармеладовым, и проезжающий мимо извозчик бьет его по спине, чтобы он посторонился с дороги. Снимали эпизод долго. На меня надели щитки, но оказалось, что на экране их под одеждой видно. «Защиту» сняли. Артист никак не мог попасть мне хлыстом по спине, бил то по руке, то по ноге, и Светозаров сказал ему: «Ты бей по-настоящему. Один раз все-таки можно стерпеть». Камера, мотор, начали! Артист замахнулся, кнут затянул мне горло. Я чуть не задохнулся, начал хрипеть. Помню слова Дмитрия Иосифовича: «Ну, давай, бей актера, бей, у меня их много еще». Режиссер наш с чувством юмора. У меня остался шрам на шее, гримеры потом замазывали его неделю.
Владимиру Кошевому 31 год. Актер родился в Риге. Учился в Московской военной академии. Окончил факультет журналистики МГУ, актерский факультет РАТИ. Работал в Московском театре им. Гоголя, в Театральном товариществе «814» Олега Меньшикова. Снимался в фильме «Своя чужая жизнь», сериале «Сармат». С 2004 года живет в Петербурге. После «Преступления и наказания» сыграл князя Юсупова в фильме Станислава Либина «Заговор» (скоро премьера в кинотеатрах), Николая Гумилева в фильме Дмитрия Томашпольского «Луна в зените» об Анне Ахматовой, Белого герцога в «Маленьких трагедиях» Ирины Евтеевой.
Полина Филоненко: Экзамен по Достоевскому
Российская газета: Наверное, далеко не каждой студентке выпадает шанс начать кинокарьеру с классической роли, да еще у известного режиссера?
Полина Филоненко: Я училась в театральном институте Игоря Горбачева «Школа русской драмы». В конце третьего курса отнесла свои фотографии в актерский отдел «Ленфильма». И уже через две недели мне несказанно повезло! Предложили сразу две роли: Сонечка Мармеладова и Липа в фильме «Яр» режиссера Марины Разбежкиной по повести Сергея Есенина. Интересно, что, заканчивая третий курс, я сдавала экзамен по русской литературе и вытянула билет по «Преступлению и наказанию»! Пятерку, кстати, получила.
РГ: Вы не из актерской семьи?
РГ: Каким было первое впечатление от Раскольникова-Кошевого?
РГ: В каких проектах еще участвовали?
Поиск слов по маске и определению
Поиск по ключевому слову
РАСКОЛЬНИКОВ | ||||||||||||||||||||
ДУНЯ |
ЛУЖИН | |||||||||||||||
РОДИОН |
АВДОТЬЯ |
ЛИЗАВЕТА | ||||||||
ВАСИЛЬЕВА |
ТАРАТОРКИН |
ДОСТОЕВСКИЙ |
СВИДРИГАЙЛОВ |