актер в роли шарикова
«Клеймо» Шарикова: Как роль в «Собачьем сердце» изменила судьбу Владимира Толоконникова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зрители могли бы никогда не увидеть Толоконникова на экранах, ведь в то, что он может стать актером, не верил никто. Он родился и вырос в Алма-Ате, где часто выступал на школьных мероприятиях, занимался в драмкружке, но это никак не помогло ему при поступлении в театральные вузы столицы. Ни в один из них Толоконникова не приняли – члены приемной комиссии в один голос говорили ему о том, что с такой специфической внешностью об актерской карьере он может даже не мечтать.
Его мечта осуществилась только благодаря невероятному упорству и целеустремленности – сам он не сомневался в том, что выбрал правильный путь. Владимир участвовал в постановках молодежной студии Ю. Померанцева, работал на телевидении, выступал в массовке драмтеатра Алма-Аты, пока его не призвали в армию. Отслужив 2 года в ракетных войсках в Германии, Толоконников снова отправился в Москву. Даже после четвертой неудачной попытки поступления он не отказался от своей мечты. Проработав год в Театре юного зрителя в Самаре, он все же сумел добиться своего, окончив Ярославское театральное училище. После окончания учебы Толоконников был принят в труппу ТЮЗа Алма-Аты, а затем он перешел в Академический театр русской драмы им. М. Лермонтова. Там он служил до последних лет жизни, отдав этому театру больше 40 лет.
Если театральная судьба Владимира Толоконникова была довольно успешной, то его кинокарьера долгое время не складывалась. Впервые на экранах он появился только в 38 лет, и поначалу ему доставались лишь небольшие эпизоды. Путь в большое кино для никому не известного 45-летнего актера из Казахстана открыл Владимир Бортко, предложив ему роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова в своей экранизации повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
То, что эта роль досталась Толоконникову, можно назвать счастливым случаем. Режиссер дал своим ассистентам непростую задачу: найти актера с низким приплюснутым лбом, большим ртом, оттопыренными ушами – словом, такого, чтобы зритель сразу поверил в то, что этот герой и вправду только-только превратился из животного в человека. Таких «красавцев» среди актеров было немного, всего около 10 человек. Когда Бортко увидел фотографию неизвестного актера из Алма-Аты, он сразу же попросил вызвать его на пробы. При первой встрече он понял, что это именно тот, кого он искал. Режиссер не сумел сдержать эмоций: « Я зашел в свой кабинет и увидел сидящую за столом собаку в галстуке! »
Однако худсовет был категорически против кандидатуры Толоконникова – в роли Шарикова они видели любимца публики Николая Караченцова. Но режиссер не был с этим согласен: « Караченцов талантливо изображал пса, но его актерское амплуа – герой-любовник, а мне нужен был в одном образе пес и алкоголик ». Тогда Бортко поставил ультиматум: либо утверждают выбранного им актера, либо он не будет снимать фильм!
Этот период стал для Толоконникова звездным часом. Благодаря «Собачьему сердцу» все убедились в том, что, помимо специфической внешности, актер обладает неординарным талантом. В 1989 г. фильм был удостоен приза «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве (Польша) и Гран-при на Международных фестивалях телевизионных фильмов в Душанбе (СССР) и в Перудже (Италия). За эту роль Толоконников получил Государственную премию РСФСР.
В образе Шарикова актер был так убедителен, что его стали отождествлять с недалеким, грубым, хамовитым персонажем. При этом сам он в жизни был полной противоположностью своего героя. Его сын Иннокентий говорил: « Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль и понимал, что такой шанс выпадает не каждому артисту. Поразительно, но он сам ни капли не похож на своего героя. Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей в русском драматическом театре в Алма-Ате. Но, конечно, зрители знали его прежде всего по «Собачьему сердцу»… У него не было звания народного артиста, но всегда была народная любовь ». Владимир Бортко говорил о том же: « Толоконников был замечательным актером и абсолютно не Шариковым в жизни! »
Полиграф Шариков сыграл с ним злую шутку. Блестяще сыгранная роль не только стала его визитной карточкой, но и сделала заложником этого образа – и режиссеры, и зрители отказывались видеть в Толоконникове кого-либо другого. К нему часто подходили на улицах за автографом, но обращались исключительно как к Шарикову, даже не зная его настоящего имени. Журналисты в интервью задавали ему вопросы только об этой роли. Сам актер эту роль называл «клеймом», хотя и был ей очень благодарен за то, что определила его судьбу.
В 1990-х гг., когда интерес к этому фильму поутих, актер на какое-то время пропал из виду. Продолжая ассоциировать его с Шариковым, некоторые журналисты писали, что он спился и влачит жалкое существование. На самом деле Толоконников вернулся в Алма-Ату, где продолжать выступать на сцене театра русской драмы, вел на местном телевидении авторскую программу, снимался в кино в Казахстане и в России, растил двух сыновей. После «Собачьего сердца» Владимир Толоконников сыграл более чем в 50 фильмах и сериалах, он был востребован и продолжал сниматься до последних дней своей жизни, но роль Шарикова так и осталась самой известной его работой. 15 июля 2017 г., за несколько часов до выезда на очередную съемочную смену, актер скончался от остановки сердца. На тот момент ему было 74 года.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Владимир Алексеевич Толоконников
Фото Все
Видео Все
Интервью без грима. Владимир Толоконников
Умер Владимир Толоконников
«Раскрывая тайны звёзд»: Владимир Толоконников
Владимир Толоконников — биография
До двадцати пяти лет он безуспешно пытался поступить в театральный вуз, и до сорока пяти не был на съемочной площадке. Владимира Толоконникова туда просто не брали. Но у него хватило сил не сломаться и реализовать свою мечту. Он стал знаменитым актером, сыграв в театре и в кино много заметных персонажей.
Фильмография Владимира Толоконникова насчитывает несколько десятков разноплановых ролей, но больше всего он известен любителям театрального искусства. О нем впервые заговорили после выхода картины «Собачье сердце», в которой он сыграл одну из центральных ролей – Шарикова.
Детство
Родился Владимир Толоконников 25.06.1943 года в столице Казахстана Алма-Ате. В военные годы именно в Алма-Ате располагались госпитали, куда привозили раненых советских солдат. Солнечный гостеприимный город радушно встречал героев, помогал им восстановиться, чтобы потом одни из них снова отправились на фронт, а другие домой, если ранение было слишком серьезным. В одного из таких раненых бойцов и влюбилась мама Володи и родила мальчика. Кто стал его отцом, Владимир так и не знает, они никогда не встречались, мальчик даже не видел его на фото. Мама вырастила Володю в одиночку. Женщина не держала зла на своего любимого, никаких нареканий в его адрес Володя никогда не слышал. Если заходил разговор об отце, то мама всегда отзывалась о нем только хорошими словами.
Фото: Владимир Толоконников в молодости
Володя рос шустрым, артистичным и смышленым мальчиком. Ему очень нравилось рисование, он участвовал во всех мероприятиях, которые проводились в школе, и с ранних лет узнал, что такое любовь благодарного зрителя. В детские годы Володя мечтал о небе и видел себя летчиком. Потом хотел стать художником, особенно когда понял, что у него есть тяга к живописи. В старшей школе к Владимиру пришло понимание, что его тянет к сцене, на которой можно перевоплотиться в кого хочешь и осуществить все свои детские мечты.
Юность
Окончательно определившись с тем, чем он хочет заниматься в жизни, Владимир решает поступать в театральный. Он начал посещать драматический кружок, который вел М.Азовский. В свое время там занимались прославленные актеры Лев Прыгунов и В.Абдрашитов. Юноша серьезно готовится, но эти занятия не помогли ему стать студентом ни одного из столичных вузов. Все три попытки поступления были безуспешными. Во время одного из экзаменов ему откровенно сказали, что с такой специфичной внешностью он не поступит никогда. Если бы характер Владимира был не таким твердым и целеустремленным, он наверняка сломался бы и оставил эти попытки. Но Толоконников был не таким, он решил идти к своей мечте до конца.
Парень чувствовал, что актерский путь это именно то, чем он хочет заниматься всю жизнь, и ни к чему другому его душа просто не лежит. Его не сломали многочисленные отказы – он был уверен, что идет правильным путем.
После школы Владимир посещает молодежную студию Ю.Померанцева, участвует во всех ее постановках. Он работал на телевидении и участвовал в массовках алмаатинского драмтеатра.
Вскоре юношу призвали в армию, где он пробыл три года, стараясь не пропустить занятия армейского самодеятельного кружка. После демобилизации настойчивый юноша снова пошел на штурм столичного театрального вуза, но вновь потерпел фиаско. Это был четвертый провал в его жизни. Домой Толоконников не поехал, он устроился в самарский ТЮЗ, где в течении целого года довольствовался массовыми сценами. Немного набравшись сценического опыта, Владимир решил сделать еще одну попытку, и на этот раз судьба оказалась благосклонной к нему. Толоконников стал студентом Ярославского театрального училища, которое закончил в 1973-м. Диплом об окончании вуза он получил накануне своего 30-го дня рождения.
Театр
Окончив вуз, Толоконников возвращается в родную Алма-Ату и устраивается в местный ТЮЗ. Он отработал в нем всего один сезон и получил приглашение на работу в самый престижный театр Казахской ССР – русский драматический им.Лермонтова.
Этому театру он отдал не только долгие годы своей биографии, но и свой талант, и актерское мастерство. Ему не предлагали сниматься в кино, поэтому весь талант и мощный потенциал артиста реализовался на сцене именно этого театра. Толоконников задействован в «Семейном портрете с посторонними», «Уроках французского», «На дне», «Вишневом саду», «Соборе Парижской Богоматери».
Он любил детей и с удовольствием участвовал в детских спектаклях. Он был одновременно Стариком и Лешим в постановке «Василиса Прекрасная». Всю свою жизнь Толоконников был верен родному театру, у него появился свой зритель, который не пропускал премьер с участием любимого артиста.
Фильмы
Дебютной работой в кинематографе стала лента «Последний переход», снятая казахскими кинематографистами в 1981 году. Владимир сыграл в небольшом эпизоде.
Фото: Владимир Толоконников в фильме «Собачье сердце»
Роль, прославившую актера не только на родине, но и за рубежом, он получил с легкой руки режиссера В.Бортко. Перед началом съемок картины «Собачье сердце» он никак не мог подобрать актера на роль Полиграфа Шарикова. На пробы пригласили восемь претендентов, в кастинге участвовал даже Николай Караченцов, но режиссер всем отказал. Он искал неординарного актера, чтобы тот напоминал и алкаша и собаку.
Порывшись в провинциальных архивах, ассистентка Бортко нашла фото Толоконникова, и показала режиссеру. Тот сразу приказал вызвать актера на пробы и утвердил его на роль. После выхода картины «Собачье сердце» на экраны, Толоконников стал настоящей звездой. Никого другого в этой роли представить было невозможно – так органично актер вписался в нее. Фильм стал настоящим шедевром и пополнил копилку лучших картин столетия.
Роль Шарикова стала для Толоконникова и наградой и своеобразным клеймом. Его узнавали везде, просили автограф, называли только по имени его персонажа, даже не удосужившись запомнить его фамилию и имя.
Фото: Владимир Толоконников в фильме «Хоттабыч»
Картина стала культовой, ее демонстрировали в десятках стран, а сам Толоконников стал звездой мирового масштаба. За эту работу актер получил Государственную премию СССР.
Этот персонаж стал настоящей кармой для актера. Ему не очень охотно звонили режиссеры, ведь в любом другом проекте он все равно был бы «тем же Шариковым». В 1990 году Толоконникова пригласили на съемки картины «Облако-рай», режиссера Н.Досталя. Картина была награждена многочисленными наградами, и в этом была непосредственная заслуга Владимира, который сыграл Филомеева.
В Казахстане актер снялся в сериале «Перекресток», который прославил его совершенно в другом амплуа. Вскоре на казахском телевидении стала выходить передача «На кухне с Толоконниковым», которую вел Владимир, приглашая на съемки популярных актеров.
Толоконников стал автором еще одного популярного проекта – передачи «Толобайки», которую на протяжении долгих лет показывал канал КТК. Программа напоминала российский «Городок». Ведущими стали В.Толоконников и Г.Балаев. Одно время ее могли видеть и зрители российского канала «Дарьял-ТВ».
Несмотря на приклеившийся к актеру ярлык «Шариков», Толоконников продолжает успешно сниматься в других проектах. Его приглашают в сериалы «Гражданин начальник», «Участок», «Убойная сила-5», «Солдаты», «Виола Тараканова».
После этого было снято продолжение картины «Облако-рай» и «Коля-перекати поле». Фразы, произнесенные героем Толоконникова, разошлись в народ и стали афоризмами.
В 2006-м в творческой биографии актера появилась еще одна роль, которая сделал его популярным среди молодежи. Толоконникова пригласили на съемки картины «Хоттабыч», где он сыграл главного персонажа. Джин Хоттабыч впервые оказался в новом веке, узнал, что такое Интернет. За эту роль актер Толоконников был награжден премией MTV-2007 в номинации «Лучшая комедийная роль». Актер настолько перевоплотился в своего персонажа, что в нем не сразу признали знаменитого «Шарикова».
Толоконникову стали предлагать роли в криминальном жанре, но он упорно отказывается от таких съемок. Он ответил согласием на предложение поработать в картине о войне «Исчезнувшие», где стал партизаном Андреевым, потом его героем был тренер по боксу в ленте «Сделано в СССР». Далее была комедия «Смешанные чувства», в которой Владимир стал пациентом, военная драма «Дух балтийский», где он стал ветераном войны.
Личная жизнь
В личной жизни Владимира Толоконникова все складывалось намного лучше, чем в творческой. Он женился на Надежде Березовской, преподавателе физики. Надежда была младше мужа на восемь лет. У них родились два сына – в 1983 году Иннокентий, в 1991-м Родион. Младший тоже стал актером и на сегодняшний день в его фильмографии есть несколько успешных работ – картины «У каждого своя война», «Анна-детективъ», «Наследники».
Фото: Владимир Толоконников с сыновьями
В 2013 году Владимир Толоконников овдовел.
Сам Толоконников был прямой противоположностью своему персонажу Шарикову. Он был настоящим интеллигентом, интересным собеседником с тонкой организацией души. Целых пять лет он строил дом за городом для своей семьи. Он мечтал о камине, возле которого можно сидеть зимними вечерами, а еще актер обустроил розарий и сам сажал и ухаживал за любимыми розами.
Причина смерти
Фото: Похороны Владимира Толоконникова
Местом упокоения Владимира Толоконникова стало Троекуровское кладбище.
Избранная фильмография
Владимир Толоконников
«Очень люблю розы, считаю даже, что они живые. Я разговариваю с ними. Когда уезжаю, они начинают скучать. Приезжаю — полью, прополю, а они улыбаются мне».
Владимир Толоконников (1943—2017), советский, казахстанский и российский актёр театра и кино.
Всенародная известность пришла к Владимиру Толоконникову после роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова в кинофильме «Собачье сердце» по одноименному произведению Михаила Булгакова.
Из восьмерых кандидатов на роль Шарикова, среди которых было много известных артистов, в частности на роль пробовались Николай Караченцов и Алексей Жарков, Владимир Бортко остановил свой выбор на не известном широкому зрителю актере Алма-Атинского Русского театра драмы Владимире Толоконникове.
Детство актера пришлось на послевоенные годы. Отец, эвакуированный в Казахстан после ранения на фронте, оставил семью, и мальчика воспитывала мать.
В школьные годы Владимир Толоконников занимался в алма-атинском драматическом кружке под руководством Михаила Азовского, участвовал в работе молодежной театральной студии Юрия Померанцева на республиканском телевидении. После окончания школы несколько лет подряд безуспешно пытался поступить в московские театральные училища.
Всего Владимир Толоконников сыграл в более чем 60 фильмах и сериалах, в числе которых ленты «Облако-рай» (1990, режиссер Николай Досталь), «Небо в алмазах» (1999, Василий Пичул), «Хоттабыч» (2006, Петр Точилин), «Правосудие волков» (2009, Владимир Фатьянов), «СуперБобровы» (2016, Дмитрий Дьяченко) и др. Преимущественно исполнял второстепенные и эпизодические роли.
В июле 2013 г. артисту была проведена операция на сердце, позднее в том же году он вернулся к работе в театре и съемкам.
Владимир Алексеевич Толоконников скоропостижно скончался 15 июля 2017 года в Москве от остановки сердца, во время съемок продолжения комедии «СуперБобровы». Он был похоронен на столичном Троекуровском кладбище.
Найдены возможные дубликаты
Всё о кино
11.1K постов 39.7K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Сразу вспомнилось:
«- Как же вам угодно именоваться?
Человек поправил галстук и ответил:
— Фамилию позвольте узнать?
— Фамилию я согласен наследственную принять.
— Как? Наследственную? Именно?
— Шариков.» (с) М.Булгаков
Хороший был артист, царство ему небесное. Фактурный.
— Вы меня что, убили что ли?
*Играет кукла колдуна*
Недавно пересматривал Облако-рай. До чего ж депрессивный и в то же время светлый фильм. Смотришь и поражаешься от того, до чего ж докатился СССР, к своему логическому концу..
насколько я помню в Бобровых он играл деда, который не мог умереть, иронично получилось
И это единственно, что там можно было смотреть.
он умер, потом воскрес
Обнаглевшие буржуи
Продолжение поста «Фильм — шедевр, актеры — культовые, цитаты — расхожие. Как снимали «Собачье сердце»»
Чтобы найти исполнителя роли пса съёмочная бригада узнала координаты хозяев потенциальных Шариков в клубе служебного собаководства. Среди них была хозяйка Карая Елена Никифорова – ей позвонили и предложили придти на кастинг. Карая выбрали из более чем 20 претендентов, и решающим аргументом стала его внешность: одно ухо у пса стояло, а другое – висело. На съемках часто делали дубли из-за игры актеров, но пес не входил в их число – все команды он выполнял с первого раза.
На съемочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съемки которого не совпадали со съемками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Только Бортко опасался Карай на съемочной площадке – наверное, понимал, что он тут главный.
Служивший в милиции пес почти ничего не боялся во время съемок – ни грима, ни бинтов, ни софитов, ни даже страшной гудящей машины – ветродуя, которым нагоняли метель, потому что зима в год съёмок выдалась малоснежная. Единственное, чего он боялся – это уколов: он на самом деле вырывался, когда ему вводили снотворное, но в результате это сделало натуральнее его и так идеальную актерскую игру.
С помощью Елены специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). И даже обидно, что эпизод с кошкой, над которым пришлось помучиться, так и не вошел в фильм.
Нелегко далась Караю и сцена с колбасой – колбаса была очень соленая, а за несколько дублей его просто закормили ею. Несмотря на это, пес каждый раз добросовестно ловил ее, а потом сплевывал и бежал к ведру с водой, чтобы запить.
Единственная серьезная проблема со съемками возникла у Карая в эпизоде, где он должен был укусить человека за ногу. Так как никто из актеров не хотел быть «укушенным”, сделали муляж, но умный пес сразу распознал подмену и долго отказывался ее кусать.
После дебюта в «Собачьем сердце» Карай снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пёс умер от отравления.
Роман Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
Интересные подробности со съёмочной площадки.
— На съёмки в Ленинград Евстигнеев с Плотниковым ездили в «Красной стреле», и едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Актриса Малого драматического театра Санкт-Петербурга, исполнительница роли заведующей культотделом Вяземской Наталья Фоменко, одна из свидетельниц работы Евстигнеева на съёмках, вспоминала:
— Ни для кого не было секретом тяжелое душевное состояние Евстигнеева в то время. Иногда он брал свой дипломатик и удалялся в комнату, объявляя: «Пойду поучу текст!” А выходил оттуда уже навеселе. К концу дня реквизиторы этот дипломатик с коньячком уже припрятывали…
Из-за этого Бортко однажды поссорился с актером. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.
— На съёмках Толоконников все время был недоволен своей игрой и постоянно просил переснять или переделать сцены, на что Бортко обычно отвечал: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».
— Мы переснимали только один раз, —говорит актер. — Помните, эпизод с галстуком, когда я говорю: «Документ мне нужен, Филипп Филиппыч”. Первоначально эта сцена решалась, что я, вроде Сталина, должен был сидеть за столом. Но потом ее переделали. Тогда же коммунисты были еще сильны, шел переходный период. Или вот другая сцена, которой нет у Булгакова, — когда Шариков на трибуне выступает. Этот кадр хотели вырезать, но Бортко заявил: «Я, может быть, из-за этого кадра весь фильм делал». Я Шарикова обожаю! Это прекрасный человечек, испорченный Швондером и гипофизом Клима Чугункина, который ему вшили. Он же не виноват в этом. Если бы ему пересадили гипофиз Эйнштейна, он был бы Эйнштейном.
— В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано «поют», но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!». Он позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки, и уже через день он получил «Эх, яблочко, мое ты спелое».
— Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
— Он пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку — иди, мол, скажи за нас слово. Но это, конечно, шутка, – вспоминал позднее Толоконников.
— Хотя по сценарию действие фильма происходит в Москве, съёмки проходили в Ленинграде, и улицы Москвы «сыграли» питерские улицы:
Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой,
Пречистенкой, где Шарик с профессором встретились, стала Боровая улица.
Также съемки проходили на улице Рылеева, на Преображенской площади, в Дегтярном переулке и в других местах северной столицы.
— Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
— Чтобы передать на экране колорит того времени и стилизовать фильм под кино 1930-х, Бортко применил в съемках фильма специальный фильтр – «сепию». Впоследствии режиссёр применял этот прием при съемках фильмов «Мастер и Маргарита» и «Идиот».
— Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца».
— Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актерскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины.
— «Филиппыч ну скажи ему» — был экспромт от Толоконникова. Смеялись всей площадкой:
— Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.
— В этом фильме режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке.
Фильм — шедевр, актеры — культовые, цитаты — расхожие. Как снимали «Собачье сердце»
– Не читайте до обеда советских газет!
– Все отнять и поделить!
– Котов душили, душили…
– Разруха не в клозетах, а в головах!
– Человеку без документов строго воспрещается существовать.
– Успевает всюду тот, кто никуда не торопится!
Первая экранизация булгаковского шедевра была снята за рубежом в 1976-м. В СССР же только в 1987 году опубликовали написанную в 1925 году повесть Булгакова «Собачье сердце», а режиссер Владимир Бортко экранизировал ее через год.
И только еще через год после экранизации состоялся премьерный показ фильма «Собачье сердце». Он, как и оригинальное произведение Булгакова, пережил трудные времена, но в итоге стал классикой – пересматривать его можно снова и снова.
А ведь после премьеры на фильм обрушилась критика. Трудно передать в полном объеме, как тогда доставалось режиссеру. Экранизацию называли безвкусной дрянью, режиссеру предлагали запретить снимать, и казалось совершенно невозможным изменение отношения власти к «Собачьему сердцу».
— Насколько быстро – за полтора месяца – мы запустились с этим фильмом, настолько сложно было его сдавать, – рассказывал режиссёр. – Худсовет на студии заключил, что кинофильм не сильно удался. На Центральном телевидении были более благосклонны: начали смотреть картину с мрачными лицами, а под конец даже развеселились. Зато газеты на следующее утро после премьеры камня на камне от нас не оставили. Это надо было почитать: дурость редкостная. Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?” Я ответил: «Подожди, время рассудит».
Чиновники от культуры выбрали привычный для себя и проверенный временем метод – обругать режиссера и его творение через прессу устами журналистов. Бортко потом вспоминал:
— Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Евгений Евстигнеев, Владимир Федоров и Владимир Бортко на съемках.
Сценарий Бортко писал в соавторстве с женой Натальей, и использовал тексты рассказов и писем Булгакова. Например, профессор Персиков был взят из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона – цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением – из рассказа «Спиритический сеанс», крестины детей пролетариев позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица («Сделай загадочное лицо, дура!») – из рассказа «Мадмазель Жанна» и т.д.
Это прекрасно объясняет удивление зрителей, кинувшихся скупать тиражи произведения в книжных магазинах и не обнаруживших многих цитат из фильма в первоисточнике.
Целью насыщения сценария такими яркими деталями было желание режиссера наполнить историю жизнью и колоритным бытом, раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие в народ и на улицы.
Оставалось найти подходящих исполнителей. Бортко вспоминал:
— Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».
Среди звезд советского кино на роль профессора Преображенского пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. Все они сыграли на пробах великолепно, но, когда на пробы пришел Евгений Александрович, то стало понятно – его Филипп Филиппович гениален.
Евстигнеев получил эту роль очень вовремя – он был в состоянии творческого кризиса.
— Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – говорит сын актёра Денис Евстигнеев. – Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце» (он отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик), он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены…
Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
— Все актеры на пробах замечательно играли, но Евстигнеев был точнее, — вспоминает Бортко.— Он, как и я, не читал «Собачьего сердца”. И спрашивал у родственников, стоит ли ему сниматься. Они дружно отвечали: «Да!». Всё он делал правильно, разве что походкой профессор Преображенский напоминал профессора Плейшнера из «17 мгновений весны». Я сказал ему об этом. «А какой она должна быть?” — последовал вопрос. Отвечаю: «Как у Менделеева Д. И.».
Позже сам Евстигнеев признается, что это роль на всю жизнь останется для него самой любимой.
В Борисе Плотникове, актере Московского театра сатиры, режиссёр увидел доктора Борменталя. Сначала Плотников робел и тушевался на одной съемочной площадке с именитым артистом, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега», и Плотников раскрылся в полной мере.
Сложнее всего оказалось найти актера на роль Шарикова – ведь режиссеру требовался этакий человек-собака. На все киностудии и по некоторым театрам страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров.
Как это ни удивительно, но на эту роль претендовали такие звезды кино, как Николай Караченцов и Алексей Жарков. Их Бортко не утвердил, считая, что в них зритель увидел бы не персонажа, а уже известных актеров.
В итоге выбор пал на Владимира Толоконникова – актера алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе.
Когда же Владимира Толоконникова привезли на пробы, то, как вспоминал позже режиссер, он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актер был утвержден на роль.
— Как мне говорят, он на меня на первого указал — первого вызывайте, — говорит о режиссёре Толоконников. — Пробовал я с Броневым, с Симоновым. Я так и думал, что Броневой будет играть. А, оказывается, третья проба была с Евстигнеевым. Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех.
Чиновникам из худсовета этот выбор не понравился – они настаивали, что играть должен любимец публики Караченцов. Действие возымел ультиматум режиссера: дескать, или Толоконников, или я не буду снимать.
А переходное от пса к человеку существо сыграл Владимир Фёдоров.
YAGNI, или Оно вам нужно?!
«Собачье сердце»
Повесть-сатира Михаила Булгакова «Собачье сердце» была написана еще в 1925 году, но из-за цензуры мир ее увидел лишь в 1987. И через год Владимир Бортко сделал ее экранизацию
Режиссер прекрасно адаптировал повесть, сняв ее в своем уникальном стиле, а фразы «не в клозетах, а в головах», «не читайте до обеда советских газет», «это какой-то позор» навсегда остались в золотом фонде цитат советского кинематографа.
Теперь уже невозможно представить кого-то, кроме Евгения Евстигнеева в роли профессора-экспериментатора. А ведь его могли сыграть Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик и Михаил Ульянов. Для Евстигнеев, который поначалу даже не хотел за нее браться, эта роль стала спасательным кругом в карьере. Позже актер говорил, что эта роль была и остается его любимой. Бортко рассказывал: «Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
А во время съемок потопа, устроенного Шариковым в квартире, помощник режиссера Юрий Вертлиб из раза в раз носил Евгения Евстигнеева на собственной спине, чтобы он не намочил ноги и не простудился.
Шариков Полиграф Полиграфович
Во время эпизода, когда Шарикова, ловят, а он разносит посуду и буфет, Толоконников сильно поранил ногу.
Швондер, председатель домкома
«Это какой-то. позор». Фраза, произнесенная Романом Карцевым, играющим роль Швондера, еще долгие годы будет в памяти множества поколений. Ему филигранно удалось сыграть одновременно смешного и пугающего человека, строящего новый мир, с рвением, достойным лучшего применения. Несмотря на то, что роль его была второстепенна, она запомнилась и полюбилась миллионам.
Великолепный пес-дворняжка по имени Карай на ура справился с ролью Шарика. Его отбирали тщательно и из 20 собак Карай приглянулся абсолютно всем. Он когда-то служил в полиции и до «Собачьего сердца» никогда не принимал участия в съемках. Но так и не скажешь.
Он точно следовал всем указаниям режиссера, быстро учился и выполнял даже самые сложные сцены. Владимир Бортко рассказывал о нем: «Я не боюсь при Плотникове и Евстигнееве сказать, что пес талантливее их. Он разве что по-французски не говорил».
Как только фильм вышел на экраны, то на него обрушилась жесткая критика. В основном его ругали за то, что он не следовал оригинальному произведению Михаила Булгакова. В журналах и газетах открыто рекомендовали не смотреть фильм.
Режиссер рассказывал, что в газетах писали, например, вот такое: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста».
Режиссером было добавлено много выражений, которых не было в книге и это сильно разочаровало поклонников повести. Бортко позаимствовал выражения из других книг Булгакова, создав своего рода коллаж. Однако режиссер был уверен, что все сделал верно, а за границей (Польша, Италия и Болгария) «Собачье сердце» был принят на ура и отмечен призами.
В 1989 году фильм выиграл на кинофестивале в Душанбе, а Евгений Евстигнеев и Владимир Бортко получили Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.
Собрал из разных источников.
Пёс Карай
Фильм «Собачье сердце», вышедший на экраны СССР в ноябре 1988 года, открыл сразу двух талантливых актеров, которым довелось играть фактически одну роль. Первый – актер из Алма-Аты Владимир Толоконников, второй – пёс Карай.
Мохнатого актера нашли в базе ленинградского Клуба служебного собаководства «Дружок». Выбирали из двадцати претендентов. Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.
Режиссер Владимир Бортко говорил о собаке: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля».
Когда хозяйка привезла Карая на съемки, ей сразу сказали, что пес выглядит слишком гладким и ухоженным для дворовой собаки. Чтобы сделать пса «шелудивым», его обмазывали желатином. Один бок Шарика должен был выглядеть обваренным после того, как его окатили кипятком во дворе. Гримеры так постарались с красной краской, что прохожие шарахались от Карая во все стороны.
Караю нелегко далась сцена, где Шарик ловит на лету колбасу. Хозяйка вспоминает: «В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была еще и соленая. Но дворняга честно ловила ее, правда, потом сплевывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить».
Карай стал всеобщим любимцем, но самая большая взаимная любовь возникла у пса с Евгением Евстигнеевым, сыгравшем роль профессора Преображенского. Кстати, Владимир Толоконников, несмотря на то, что на съемках фильма с Караем не пересекался, специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником».
Да, на «Собачьим сердце» дело не закончилось. Великолепный Карай после фильма снялся еще в четырех проектах. У него была роль в короткометражном фильме «Переэкзаменовка», детской сказке «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в картинах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш».
К сожалению, Карай долго не прожил, пес погиб от отравления через два года после съемок. Остается надеяться, что все собаки точно попадают в рай.