актер васильев актер малого театра

Васильев Николай Иосифович

Васильев Николай Иосифович (28 ноября 1864 года, подмосковное село Ростокино – 1914, Москва) – русский актер. Родился в семье фельдшера. Несомненные способности к рисованию позволили Васильеву в 1880 г. поступить в Училище живописи ваяния и зодчества в Москве. Однако побывав на спектакле Малого театра, понял, что его призвание – сцена. В 1884 году закончил драматическое отделение Филармонического отделения (по классу М.П.Садовского), 22 марта 1884 года в экзаменационном спектакле в пьесе Хмельницкого «Воздушные замки» играл на сцене Малого театра роль слуги Виктора, а 22 января 1885 года, то есть через год, благодаря покровительству М. П. Садовского, оценившего его блестящие способности, он был уже принят в труппу Малого театра как актер. Благодаря заботе А.П.Ленского на утренних спектаклях Малого театра Васильеву удалось сыграть Тесова («На пороге к делу»), Кисельникова («Пучина»), Тихона («Гроза») и др. 1 сентября 1898 года в Новом театре, организованном А.П.Ленским, Васильев играет Хлестакова в «Ревизоре» и в этой роли обнаруживает, по словам Е.Д.Турчаниновой, многообещающую силу, незаурядность и блеск своего дарования, дарования искреннего, глубокого, правдивого, многогранного и необыкновенно обаятельного. Эта роль принесла ему признание, в ней он выступал в театрах Варшавы, Пензы, Одессы, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Уфы, Казани и других городов.

Другие роли: Слендер в «Виндзорских проказницах» Шекспира, Андрей Белугин — в «Женитьбе Белугина» Островского, князь Мышкин в «Идиоте» по Достоевскому. Из-за болезни вынужден был оставить сцену в начале 1900-х гг. После поправки не смог вернуться на сцену и стал преподавателем Филармонического училища.

Лит.: Сб. «Евдокия Дмитриевна Турчанинова», М., «Искусство», 1959.

актер васильев актер малого театра. VasilievN. актер васильев актер малого театра фото. актер васильев актер малого театра-VasilievN. картинка актер васильев актер малого театра. картинка VasilievN.

актер васильев актер малого театра. VasilievN. актер васильев актер малого театра фото. актер васильев актер малого театра-VasilievN. картинка актер васильев актер малого театра. картинка VasilievN.

Васильев Николай Иосифович (28 ноября 1864 года, подмосковное село Ростокино – 1914, Москва) – русский актер. Родился в семье фельдшера. Несомненные способности к рисованию позволили Васильеву в 1880 г. поступить в Училище живописи ваяния и зодчества в Москве. Однако побывав на спектакле Малого театра, понял, что его призвание – сцена. В 1884 году закончил драматическое отделение Филармонического отделения (по классу М.П.Садовского), 22 марта 1884 года в экзаменационном спектакле в пьесе Хмельницкого «Воздушные замки» играл на сцене Малого театра роль слуги Виктора, а 22 января 1885 года, то есть через год, благодаря покровительству М. П. Садовского, оценившего его блестящие способности, он был уже принят в труппу Малого театра как актер. Благодаря заботе А.П.Ленского на утренних спектаклях Малого театра Васильеву удалось сыграть Тесова («На пороге к делу»), Кисельникова («Пучина»), Тихона («Гроза») и др. 1 сентября 1898 года в Новом театре, организованном А.П.Ленским, Васильев играет Хлестакова в «Ревизоре» и в этой роли обнаруживает, по словам Е.Д.Турчаниновой, многообещающую силу, незаурядность и блеск своего дарования, дарования искреннего, глубокого, правдивого, многогранного и необыкновенно обаятельного. Эта роль принесла ему признание, в ней он выступал в театрах Варшавы, Пензы, Одессы, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Уфы, Казани и других городов.

Другие роли: Слендер в «Виндзорских проказницах» Шекспира, Андрей Белугин — в «Женитьбе Белугина» Островского, князь Мышкин в «Идиоте» по Достоевскому. Из-за болезни вынужден был оставить сцену в начале 1900-х гг. После поправки не смог вернуться на сцену и стал преподавателем Филармонического училища.

Лит.: Сб. «Евдокия Дмитриевна Турчанинова», М., «Искусство», 1959.

Источник

Васильев Сергей Васильевич

Сергей Васильевич Васильев родился в семье московского мещанина в 1827 году. Он рано лишился отца и с шести лет был отдан в Воспитательный дом. В 1839 году мальчика определяют в Московское театральное училище. Он обучается музыке, танцам, занимается в классе Щепкина декламационным искусством. Вскоре после окончания училища Васильев зачислен в труппу Малого театра.

В первые годы артист выступает в основном в водевильных ролях. Прирожденная живость, непосредственность, музыкальность, столь необходимые в водевиле, а также юмор, разностороннее комическое дарование приносят молодому артисту успех у публики. Писатель П. Д. Боборыкин сравнивал его с прославленными актерами В. И. Живокини и П. М. Садовским и считал, что по богатству мимики, интонаций он не уступает ни одному из них.

До 1853 года Васильев сыграл 150 ролей в водевилях и только семь в русском классическом репертуаре. Но и в его комедийных ролях сказывалось глубокое сочувствие судьбе «маленького» человека, защита его прав.

С приходом в театр А. Н. Островского начинается новый этап творческой биографии артиста. В его репертуаре появляются драматические роли, и он пользуется в них не меньшим успехом, чем в ролях комедийных. Игра Васильева делается еще более естественной и правдивой, техника — более отточенной. Актер был мастером скупой, лаконичной характеристики, несколькими штрихами умел передавать суть персонажа, Характер дарования Васильева был очень близок Островскому. Драматург уделял ему много внимания, сам проходил с ним роли в своих пьесах. На прощальном обеде в честь Васильева Островский назвал его «самым желанным исполнителем».

В репертуаре Островского Васильев сыграл множество ролей разнообразного характера, от Бородкина до Бальзаминова. Высшим достижением актера стала роль Тихона Кабанова в драме «Гроза». В этой роли раскрылся драматический талант артиста, его глубокий психологизм. Васильев вызывал сочувствие к своему герою. Несмотря на униженное положение, на тщательно скрываемое желание «загулять», в Тихоне пробивалось живое человеческое чувство к Катерине. Он не мог понять, что происходит в ее душе, но по-своему сочувствовал ей. Это сочувствие было особенно сильно в сцене покаяния Кате-рины. С подлинным драматизмом проходила финальная сцена, когда Тихон — Васильев с бессильным отчаянием бросал Кабанихе: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы!»

Среди гоголевских ролей большой интерес представляет роль Хлестакова, исполненная Васильевым в 1858 году. Ему удалось лучше, чем Шумскому, передать полнейшее легкомыслие, наивную пустоту героя — именно то, что Гоголь определил словами «без царя в голове».

У Шумского современники замечали некоторое лукавство, порой проскальзывавший плутоватый взгляд. В Хлестакове Васильева было «много простодушного увлечения и искренней наивности. Он играл его очень молодым, легко отдающимся всякому впечатлению и, как скоро овладеет им, не знающим уже никакого удержу. Всего более он выдвигал крайнее легкомыслие Хлестакова, заставляющее его беспечально переносить затруднительное положение, в котором он очутился без денег в незнакомом городе, и так же беззаботно принять на себя навязанную ему обстоятельствами опасную роль чиновника, приехавшего из Петербурга для ревизии. Убедившись, что его действительно считают ревизором, он все больше и больше входит в эту роль и уже ничем не ограничивает свою разыгравшуюся фантазию». В сцене вранья не было никакого расчета, нарочитости: Хлестаков — Васильев просто выкладывал под влиянием какого-то вдохновения все, что приходило ему в голову.

С верным ощущением смысла всей пьесы проводил Васильев сцену представления чиновников. Он и не подозревает, что деньги, которые он с каждым разом все бесцеремоннее просит у них взаймы,— это взятки, предназначенные грозному ревизору. Неведение Хлестакова усиливало комизм ситуации и точно передавало суть гоголевской сцены. Такое решение находит опору в самом тексте пьесы.

Судьба Васильева трагична. Он уходит со сцены в расцвете творческих сил: из-за болезни глаз, начавшейся в 1855 году, он начал постепенно слепнуть. Свой последний бенефисный спектакль, 27 января 1861 года, артист играл уже почти совсем слепым. Через год он умер.

В памяти современников С. В. Васильев остался как один из талантливейших актеров московского театра.

Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.215.

Васильев Сергей Васильевич

актер васильев актер малого театра. VasilievS. актер васильев актер малого театра фото. актер васильев актер малого театра-VasilievS. картинка актер васильев актер малого театра. картинка VasilievS.

актер васильев актер малого театра. VasilievS. актер васильев актер малого театра фото. актер васильев актер малого театра-VasilievS. картинка актер васильев актер малого театра. картинка VasilievS.

Сергей Васильевич Васильев родился в семье московского мещанина в 1827 году. Он рано лишился отца и с шести лет был отдан в Воспитательный дом. В 1839 году мальчика определяют в Московское театральное училище. Он обучается музыке, танцам, занимается в классе Щепкина декламационным искусством. Вскоре после окончания училища Васильев зачислен в труппу Малого театра.

В первые годы артист выступает в основном в водевильных ролях. Прирожденная живость, непосредственность, музыкальность, столь необходимые в водевиле, а также юмор, разностороннее комическое дарование приносят молодому артисту успех у публики. Писатель П. Д. Боборыкин сравнивал его с прославленными актерами В. И. Живокини и П. М. Садовским и считал, что по богатству мимики, интонаций он не уступает ни одному из них.

До 1853 года Васильев сыграл 150 ролей в водевилях и только семь в русском классическом репертуаре. Но и в его комедийных ролях сказывалось глубокое сочувствие судьбе «маленького» человека, защита его прав.

С приходом в театр А. Н. Островского начинается новый этап творческой биографии артиста. В его репертуаре появляются драматические роли, и он пользуется в них не меньшим успехом, чем в ролях комедийных. Игра Васильева делается еще более естественной и правдивой, техника — более отточенной. Актер был мастером скупой, лаконичной характеристики, несколькими штрихами умел передавать суть персонажа, Характер дарования Васильева был очень близок Островскому. Драматург уделял ему много внимания, сам проходил с ним роли в своих пьесах. На прощальном обеде в честь Васильева Островский назвал его «самым желанным исполнителем».

В репертуаре Островского Васильев сыграл множество ролей разнообразного характера, от Бородкина до Бальзаминова. Высшим достижением актера стала роль Тихона Кабанова в драме «Гроза». В этой роли раскрылся драматический талант артиста, его глубокий психологизм. Васильев вызывал сочувствие к своему герою. Несмотря на униженное положение, на тщательно скрываемое желание «загулять», в Тихоне пробивалось живое человеческое чувство к Катерине. Он не мог понять, что происходит в ее душе, но по-своему сочувствовал ей. Это сочувствие было особенно сильно в сцене покаяния Кате-рины. С подлинным драматизмом проходила финальная сцена, когда Тихон — Васильев с бессильным отчаянием бросал Кабанихе: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы!»

Среди гоголевских ролей большой интерес представляет роль Хлестакова, исполненная Васильевым в 1858 году. Ему удалось лучше, чем Шумскому, передать полнейшее легкомыслие, наивную пустоту героя — именно то, что Гоголь определил словами «без царя в голове».

У Шумского современники замечали некоторое лукавство, порой проскальзывавший плутоватый взгляд. В Хлестакове Васильева было «много простодушного увлечения и искренней наивности. Он играл его очень молодым, легко отдающимся всякому впечатлению и, как скоро овладеет им, не знающим уже никакого удержу. Всего более он выдвигал крайнее легкомыслие Хлестакова, заставляющее его беспечально переносить затруднительное положение, в котором он очутился без денег в незнакомом городе, и так же беззаботно принять на себя навязанную ему обстоятельствами опасную роль чиновника, приехавшего из Петербурга для ревизии. Убедившись, что его действительно считают ревизором, он все больше и больше входит в эту роль и уже ничем не ограничивает свою разыгравшуюся фантазию». В сцене вранья не было никакого расчета, нарочитости: Хлестаков — Васильев просто выкладывал под влиянием какого-то вдохновения все, что приходило ему в голову.

С верным ощущением смысла всей пьесы проводил Васильев сцену представления чиновников. Он и не подозревает, что деньги, которые он с каждым разом все бесцеремоннее просит у них взаймы,— это взятки, предназначенные грозному ревизору. Неведение Хлестакова усиливало комизм ситуации и точно передавало суть гоголевской сцены. Такое решение находит опору в самом тексте пьесы.

Судьба Васильева трагична. Он уходит со сцены в расцвете творческих сил: из-за болезни глаз, начавшейся в 1855 году, он начал постепенно слепнуть. Свой последний бенефисный спектакль, 27 января 1861 года, артист играл уже почти совсем слепым. Через год он умер.

В памяти современников С. В. Васильев остался как один из талантливейших актеров московского театра.

Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С.215.

Васильев Сергей Васильевич

Источник

Васильев Юрий Николаевич

ВАСИЛЬЕВ Юрий Николаевич (12.10.1939, Москва — 04.06.1999, Москва). Народный артист России (1999). Окончил ГИТИС имени А. В. Луначарского (1961). Сразу по окончании ГИТИСА Юрий Васильев пришел работать в Московский академический Малый театр. Там он проработал до конца своих дней — почти сорок лет. Юрий Николаевич играл в спектаклях «Маскарад», «Бешенные деньги», «Красавец-мужчина», «Сирано де Бержерак», «Убийство Гонзаго», «Пир победителей» и других.

В кино Юрий Васильев дебютировал в 1960 году, снявшись в роли Николаоса в фильме режиссера М. Захариаса «Ловцы губок».

По настоящему первой большой удачей актера стала главная роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Герой Васильева — преуспевающий молодой журналист приезжает в небольшой промышленный городок на Урале, чтобы разобраться в письменных жалобах гражданки Аникиной. Здесь у него появляется много друзей, здесь же он обретает любовь. Внешне непритязательный, но безусловно наполненный обаянием советского образа жизни пафос картины претендовал на то, чтобы сделать ее подлинным документом эпохи, хотя скорее сделал образцом социалистического реализма.

Казалось, актер с такой внешностью не должен был испытывать недостатка в ролях. Однако судьба не очень благоволила к Васильеву. Из фильма в фильм ему доставались лишь роли второго плана.

В 1979 году Юрий Васильев с блеском сыграл первого возлюбленного главной героини мелодрамы «Москва слезам не верит» Кати Тихомировой.

Среди других заметных работ в кино — роли криминально-политической драме «Ничего не случилось», в мелодрамах «Только не уходи» и «Балерина».

актер васильев актер малого театра. VasilievY. актер васильев актер малого театра фото. актер васильев актер малого театра-VasilievY. картинка актер васильев актер малого театра. картинка VasilievY.

Офицер, матрос «Порт-Артур» И Ф. Попова и А. Н. Степанова

Колхозник «Крылья» А.Корнейчука

Парень «Власть тьмы» Л.Толстого

Адъютант полковника Кутова «Любовь Яровая» К.Тренева

Охранник «Деньги» А.Софронова

Молодой джентльмен «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда

Городовой «Живой труп» Л.Толстого

1-й из народа «Гроза» А.Островского

8-й гость «Маскарад» М.Лермонтова

Мистер Дамбл «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда

Акинфиев «Порт-Артур» И Ф. Попова и А. Н. Степанова

Звездич «Маскарад» М.Лермонтова

Вознесенский «Живой труп» Л.Толстого

Матрос-сигнальщик «Порт-Артур» И Ф. Попова и А. Н. Степанова

Молчалин «Горе от ума» А.Грибоедова

Анатолий Леднев «Нас где-то ждут» А.Арбузова

Евгений Бондарь «Коллеги» В.Аксенова

Зимин «Дачники» М.Горького

Сесиль «Человек из Стратфорда» С.Алешина

Луиджи «Украли консула» Г.Мдивани

Гость «Иванов» А.Чехова

Столяр «Волки и овцы» А.Островского

Наследник «Умные вещи» С.Маршака

Сын Крюгера «Герои Фатерланда» Л.Кручковского

Маляр «Волки и овцы» А.Островского

Велимир «Доктор философии» Б.Нушича

Боб «Дипломат» С.Алешина

Костя «Мои друзья» С.Алешина

Аркадий Кирсанов «Отцы и дети» И.Тургенева

Чекист «Твой дядя Миша» Г.Мдивани

Буков «Золотое руно» А.Гуляшки

Люлюков «Ревизор» Н.Гоголя

Гримм «Разбойники» Ф.Шиллера

Олег Морозов «Твой дядя Миша» Г.Мдивани

Эрхарт Боркман «Господин Боркман» Г.Ибсена

Тятин «Достигаев и другие»

Офицер «Растеряева улица» по Г.Успенскому

Глумов «Бешеные деньги» А.Островского

Эгмонт «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

Анатолий «Самый последний день» Б.Васильева

Сергей Антипов «летние прогулки» А.Салынского

Синицын «Так и будет» К.Симонова

Кальканьо «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера

Валдайцев «Вина» Л.Курганникова

Дремин «Любовь Яровая» К.Тренева

Окоёмов «Красавец-мужчина» А.Островского

Франкёр «Мамуре» Ж.Сармана

Дон Мельчор «Ревнивая к самой себе» Т. де Малина

Маляр «Дикий Ангел» А.Коломийца

Кристиан «Сирано де Бержерак» Э.Ростана

Буштец «Рядовые» А.Дударева

Трубин «Гости» Л.Зорина

Чарльз Манн «Сказки Голливуда» К.Хэмптона

Вяземский «Князь Серебряный» А.Толстого

Чарльз «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова

Глебов «Петр и Алексей» Ф.Горенштейна

Центурион «Царь Иудейский» К.Романова

Лисаневич «Холопы» П.Гнедича

Бербенчук «Пир победителей» А.Солженицына

Дулебов, Великатов «Таланты и поклонники» А.Островского

Милонов «Лес» А.Островского

Камердинер Президента «Коварство и любовь» Ф.Шиллера

Стенбокк «Король Густав Ваза» А.Стриндберга

1974 «Перед заходом Солнца»

1975 «Достигаев и другие»

1979 «Москва слезам не верит»

1980 «Коней на переправе не меняют»

1982 «Нам здесь жить»

1985 «Валентин и Валентина»

1987 «Шура и Просвирняк»

1989 «Ничего не случилось»

1992 «Только не уходи»

актер васильев актер малого театра. VasilievY. актер васильев актер малого театра фото. актер васильев актер малого театра-VasilievY. картинка актер васильев актер малого театра. картинка VasilievY.

ВАСИЛЬЕВ Юрий Николаевич (12.10.1939, Москва — 04.06.1999, Москва). Народный артист России (1999). Окончил ГИТИС имени А. В. Луначарского (1961). Сразу по окончании ГИТИСА Юрий Васильев пришел работать в Московский академический Малый театр. Там он проработал до конца своих дней — почти сорок лет. Юрий Николаевич играл в спектаклях «Маскарад», «Бешенные деньги», «Красавец-мужчина», «Сирано де Бержерак», «Убийство Гонзаго», «Пир победителей» и других.

В кино Юрий Васильев дебютировал в 1960 году, снявшись в роли Николаоса в фильме режиссера М. Захариаса «Ловцы губок».

По настоящему первой большой удачей актера стала главная роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Герой Васильева — преуспевающий молодой журналист приезжает в небольшой промышленный городок на Урале, чтобы разобраться в письменных жалобах гражданки Аникиной. Здесь у него появляется много друзей, здесь же он обретает любовь. Внешне непритязательный, но безусловно наполненный обаянием советского образа жизни пафос картины претендовал на то, чтобы сделать ее подлинным документом эпохи, хотя скорее сделал образцом социалистического реализма.

Казалось, актер с такой внешностью не должен был испытывать недостатка в ролях. Однако судьба не очень благоволила к Васильеву. Из фильма в фильм ему доставались лишь роли второго плана.

В 1979 году Юрий Васильев с блеском сыграл первого возлюбленного главной героини мелодрамы «Москва слезам не верит» Кати Тихомировой.

Среди других заметных работ в кино — роли криминально-политической драме «Ничего не случилось», в мелодрамах «Только не уходи» и «Балерина».

Офицер, матрос «Порт-Артур» И Ф. Попова и А. Н. Степанова

Колхозник «Крылья» А.Корнейчука

Парень «Власть тьмы» Л.Толстого

Адъютант полковника Кутова «Любовь Яровая» К.Тренева

Охранник «Деньги» А.Софронова

Молодой джентльмен «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда

Городовой «Живой труп» Л.Толстого

1-й из народа «Гроза» А.Островского

8-й гость «Маскарад» М.Лермонтова

Мистер Дамбл «Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда

Акинфиев «Порт-Артур» И Ф. Попова и А. Н. Степанова

Звездич «Маскарад» М.Лермонтова

Вознесенский «Живой труп» Л.Толстого

Матрос-сигнальщик «Порт-Артур» И Ф. Попова и А. Н. Степанова

Молчалин «Горе от ума» А.Грибоедова

Анатолий Леднев «Нас где-то ждут» А.Арбузова

Евгений Бондарь «Коллеги» В.Аксенова

Зимин «Дачники» М.Горького

Сесиль «Человек из Стратфорда» С.Алешина

Луиджи «Украли консула» Г.Мдивани

Гость «Иванов» А.Чехова

Столяр «Волки и овцы» А.Островского

Наследник «Умные вещи» С.Маршака

Сын Крюгера «Герои Фатерланда» Л.Кручковского

Маляр «Волки и овцы» А.Островского

Велимир «Доктор философии» Б.Нушича

Боб «Дипломат» С.Алешина

Костя «Мои друзья» С.Алешина

Аркадий Кирсанов «Отцы и дети» И.Тургенева

Чекист «Твой дядя Миша» Г.Мдивани

Буков «Золотое руно» А.Гуляшки

Люлюков «Ревизор» Н.Гоголя

Гримм «Разбойники» Ф.Шиллера

Олег Морозов «Твой дядя Миша» Г.Мдивани

Эрхарт Боркман «Господин Боркман» Г.Ибсена

Тятин «Достигаев и другие»

Офицер «Растеряева улица» по Г.Успенскому

Глумов «Бешеные деньги» А.Островского

Эгмонт «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана

Анатолий «Самый последний день» Б.Васильева

Сергей Антипов «летние прогулки» А.Салынского

Синицын «Так и будет» К.Симонова

Кальканьо «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера

Валдайцев «Вина» Л.Курганникова

Дремин «Любовь Яровая» К.Тренева

Окоёмов «Красавец-мужчина» А.Островского

Франкёр «Мамуре» Ж.Сармана

Дон Мельчор «Ревнивая к самой себе» Т. де Малина

Маляр «Дикий Ангел» А.Коломийца

Кристиан «Сирано де Бержерак» Э.Ростана

Буштец «Рядовые» А.Дударева

Трубин «Гости» Л.Зорина

Чарльз Манн «Сказки Голливуда» К.Хэмптона

Вяземский «Князь Серебряный» А.Толстого

Чарльз «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова

Глебов «Петр и Алексей» Ф.Горенштейна

Центурион «Царь Иудейский» К.Романова

Лисаневич «Холопы» П.Гнедича

Бербенчук «Пир победителей» А.Солженицына

Дулебов, Великатов «Таланты и поклонники» А.Островского

Милонов «Лес» А.Островского

Камердинер Президента «Коварство и любовь» Ф.Шиллера

Стенбокк «Король Густав Ваза» А.Стриндберга

1974 «Перед заходом Солнца»

1975 «Достигаев и другие»

1979 «Москва слезам не верит»

1980 «Коней на переправе не меняют»

1982 «Нам здесь жить»

1985 «Валентин и Валентина»

1987 «Шура и Просвирняк»

1989 «Ничего не случилось»

1992 «Только не уходи»

ПАМЯТЬ

«Звуковой архив Малого театра»АЛЕКСЕЙ ДУДАРЕВ «РЯДОВЫЕ»

«Звуковой архив Малого театра»

АЛЕКСЕЙ ДУДАРЕВ «РЯДОВЫЕ»

Предлагаем вашему вниманию запись спектакля, поставленного в 1985 году режиссером Борисом Львовым-Анохиным…

«Звуковой архив Малого театра»

Алексей Дударев

«РЯДОВЫЕ»

Драматическая баллада в 2-х действиях. Перевод с белорусского автора

Действующие лица и исполнители:

Дугин – Эдуард Марцевич

Дервоед – Виктор Коршунов

Буштец — Юрий Васильев

Соляник – Александр Потапов

Одуванчик – Игорь Марычев

Лида – Евгения Глушенко

Вера – Алефтина Евдокимова

Люська – Елена Доронина

Женщина — Галина Кирюшина

Лейтенант – Дмитрий Писаренко

От автора — Борис Львов-Анохин

Постановка — Борис Львов-Анохин и Василий Федоров

Режиссёр (радио) — Мария Попова

Художник – Давид Боровский

Премьера – 5 февраля 1985 года

Из книги Ю.Дмитриева

«Академический Малый театр. 1941-1995»

Если «Русские люди» и «Так и будет» были написаны во время войны, то пьеса белорусского писателя А.Дударева «Рядовые» — спустя почти сорок лет. В первый раз ее сыграли 5 февраля 1985 года. Ставили спектакль Б.Львов-Анохин и В.Федоров, оформлял Д.Боровский.

Московские театралы знали Дударева и по другим его пьесам: «Порог», который шел в Театре имени К.С.Станиславского, и «Вечер» — в Театре Моссовета.

События пьесы «Рядовые» происходили в 1945 году. Неподалеку от Берлина обосновался взвод под командованием старшины Дугина (Э.Марцевич). В нем бывший партизан Петро Дервоед (В.Коршунов), совсем молодой боец, которого все называют Одуванчиком (студент Щепкинского училища И.Марычев), до предела озлобленный Сергей Буштец (Ю.Васильев), Матвей Соляник (А.Потапов).

Перед тем как спектакль увидел свет рампы, режиссер говорил, что драматург поднимает существенные вопросы добра и зла, любви и ненависти, создает яркие, живые и сложные характеры. В пьесе присутствует суровая правда военных будней. Это сочетается с высоким духовным напряжением и поэтическими взлетами мыслей и чувств. Все сказанное придает пьесе философские масштабы, и хочется верить, что ее будут играть долгие годы (Львов-Анохин Б. Аншлаг. — «Советский Союз», 1985, № 10, с. 26).

Художник возвел на сцене полуразрушенную стену, по-видимому бывшего костела, а может быть старинной ратуши. Возле этой стены и расположился взвод. Здесь горы щебня, искореженные металлические конструкции. Сцену заволакивал густой дым, на заднем плане зарево пожара, оно освещало здание, которое когда-то было прекрасным. Пели соловьи, шел дождь, тучи сменялись чистым небом.

Драматург и режиссер отказались от батальных сцен, их интересовали характеры людей, то. какая перспектива их ожидает в мирных условиях. Прав был режиссер, когда писал, что суть спектакля в соединении кровавой достоверности с поэтическим ощущением мира, освободившегося от войны (Львов-Анохин Б. Аншлаг. — «Советский Союз», 1985, № 10, с. 26).

Партизан Дервоед видел, как сжигали его жену и ребенка. Он поседел от ужаса, но в то время не мог двинуться, поднять головы, выстрелить, потому что у него в сумке находились документы, определявшие судьбы сотен людей. Свой военный долг Дервоед выполнил, но счастья ему это не принесло. Теперь он молит, чтобы его вина перед родными была прощена. Но сам себя простить не может, воспоминания о виденном причиняют ему жестокие страдания. И при этом он умеет сочувствовать чужой беде, и когда в расположение части пришли две женщины, он засуетился, не знал, чем их угостить, как смягчить загрубевшие, озлобленные сердца.

Коршунов играл эту роль мощно, приподнимая своего героя над бытом, символизируя в нем народную силу, готовность все личное принести в жертву общему делу.

Старшина Дугин был ранен и теперь лишен возможности иметь детей, сам на себя он написал похоронку и отправил красавице жене. И все же сохранил светлое ощущение жизни, его улыбка способна растопить даже заледеневшее сердце. Он погибал — война есть война, — но оставлял о себе добрую память. В том Дугине. каким его показывал Марцевич, заключалась хрупкость, интеллигентность, благородство. Казалось, что он рожден для мира, но если шла война, он отдавал ей все силы и в результате жизнь.

Буштеца призвали в армию прямо из-за свадебного стола, после первой чарки вина. И он узнал, что фашисты надругались над его Люськой. Кажется, все чувства, кроме ненависти и мести, выжжены в его сердце. И когда он снова встречает Люську, у него нет сил даже для того, чтобы обнять ее, хотя умом он может понять, что она ни в чем не виновата. Так и стоял он, переполненный обидой.

Одуванчик очень молод, наивен. Им увлечена санитарка Лиза (Е.Глушенко), ранее знавшая мужчин, но теперь ей нужен не просто тот, с кем можно сойтись, а кого она сможет полюбить. Но Одуванчика она не увлекла: слишком энергична, напориста, активно добивается своего.

В свою очередь Лиза нравилась Буштецу, он ревновал ее, но выносил Одуванчика из огня. Сама же Лиза погибала на переправе — простая, добрая, ищущая счастья девушка, спасшая многих раненых.

Разные люди встречались в этом спектакле, и у каждого был свой характер, свои привычки, вкусы. Смотря на них, можно было представить, как сложится судьба у тех, кто останется жив.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *