актер ведущий шоу кресло на телевидении
Телеведущий
Телеведущий – это лицо канала, именно от него зависит популярность телепередачи. Ведущий не только выходит в прямой эфир, но и участвует в подготовке материала.
Содержание:
История профессии
Профессия телеведущий появилась в 30-е годы прошлого века, одновременно с регулярными телепередачами. В то время с экранов рассказывали только о новостях и погоде. Первые телеведущие были настоящими звездами, их знали в каждом доме и им безоговорочно доверяли.
Во второй половине XX в. на телевидение начали появляться развлекательные передачи, программы о музыке, медицине, сельском хозяйстве.
Особенности профессии
Телеведущему нужно быть готовым к популярности. От его поступков зависит репутация канала, поэтому «человеку с экрана» нужно следить за своим поведением, высказываниями и постами в соцсетях, внешним видом.
Рабочий день телеведущего ненормированный, нередко приходится работать в выходные, праздники, рано утром и даже ночью.
Эта профессия очень сложная морально и физически, приходится держать себя в руках в любой ситуации.
Обязанности
Обязанности телеведущего зависят от его сферы деятельности. К примеру:
Но есть и общие обязанности. Работа телеведущим предполагает взаимодействие со съёмочной группой (оператором, режиссером, сценаристом, звукооператором) и участниками программы, обсуждение сценария, участие в репетициях и съемках. По ходу передачи ведущий общается с аудиторией и зрителями.
Важные качества
Понятно, что телеведущий должен иметь презентабельный внешний вид, хорошую дикцию, грамотную речь. Также важны способность работать в команде, находить общий язык с разными людьми, не бояться камеры и уметь вести себя перед объективом.
Профессия телеведущий требует умения четко, грамотно и понятно излагать свои мысли, удерживать внимание публики, коммуникабельности, обаяния и харизмы. Важно иметь чувство юмора, уметь импровизировать. Пригодятся хорошая память, стрессоустойчивость, способность контролировать свои эмоции, тактичность и воспитанность.
Телеведущий должен говорить обдуманно и осознавать ответственность за каждое сказанное слово.
Навыки и знания
Телеведущему необходимо уметь писать сценарии программ, иметь широкий кругозор, чтобы поддержать беседу на любую тему. Также ему следует разбираться в особенностях телесъемки и монтажа, знать как нужно обращаться с аппаратурой.
Перспективы и карьера
Каждый телеведущий стремиться к собственной программе на крупном канале. Это считается достаточно престижным. Профессионалы могут вести сразу несколько проектов.
Со временем телеведущий может стать продюсером, режиссером или даже возглавить телекомпанию.
Обучение
В телеведущие нередко приходят из других областей, но тому, кто не связан с эстрадой, спортом и т.д., все же стоит получить соответствующее образование.
Работа телеведущим может начаться с ВУЗа, имеющего специальность «тележурналистика». Во время учебы можно не только овладеть знаниями, но и завести знакомства. На последних курсах стоит устроиться работать на телеканал. Разумеется, без опыта возьмут только на низшую должность, помощником или ассистентом, но это поможет приобрести необходимые навыки, узнать работу телеканал изнутри и может стать отличным началом карьеры.
Также будущему телеведущему необходимо освоить основы сценической речи, ораторское мастерство, актерские навыки. Всему этому обучат на театральных курсах.
Телеведущий: кто это и в чем суть его работы
Телеведущий – это человек, работающий в телекомпании и ведущий различные передачи. Он может быть занятым в развлекательном жанре, вести новости, ток-шоу или аналитические программы.
Описание профессии ведущего на ТВ
Профессия телеведущего относительно молодая. В России первые профессионалы в этой сфере появились в 30-х годах прошлого века, да и то в порядке научного эксперимента.
Ведущие в том виде, в котором их сейчас представляют, появились в конце 50-х годов вместе с первыми тематическими передачами. По-настоящему массовой эта профессия стала лишь в 50 – 60-е годы.
Телеведущий постоянно общается с гостями программы, известными личностями, политиками, зрителями. В зависимости от темы его передачи меняется и его рабочая «рутина»: кто-то занимается кулинарией и ведет передачи, посвященные кухням разных стран, кто-то ведет шоу о путешествиях, кто-то анализирует последние события на финансовых рынках и т.д.
Принято выделять два основных направления работы ведущих:
новостные и аналитические программы.
К первому относятся те самые многочисленные шоу – от музыкальных передач до кулинарных программ. Ко вторым – всё, что связано с политикой, экономикой (нередко в формате ток-шоу). Одна из разновидностей профессии ведущего – дикторы. Так называют специалистов, которые ведут программы новостей на радио и ТВ.
Публичный характер профессии накладывает свой отпечаток на всю жизнь телеведущего. Даже если он не находится на своем рабочем месте, он должен быть готов к тому, что кто-то его узнает, подойдет, захочет поговорить или сфотографироваться с ним. Телеведущий должен быть вежлив, в меру открыт и приветлив. Он должен уверенно держаться на публике и перед камерой, быть готовым к неожиданному развитию событий, быть эрудированным и обладать чувством юмора.
Особенности профессии телеведущего
У каждого телеведущего есть свой стиль и специфика, зависящие от направления его передачи. Так, ведущий новостных выпусков, как правило, начинает свою карьеру с журналиста или редактора программы. В настоящее время ведущий новостей принимает очень активное участие в создании передачи – он занят подготовкой информации, участвует в отборе материалов, а не просто зачитывает уже готовый текст, как это было раньше.
Работа ведущего информационной программы подчиняется строгой схеме:
написание текста (подводок);
знание новостной повестки – как правило её подбирает съемочная бригада (редакторы, журналисты);
работа в кадре. У каждого ведущего в передаче есть свое место и свои реплики, выверенные до секунды. Хотя в прямом эфире нередко случаются накладки и приходится импровизировать.
Источник фото: prostooleh/freepik
Вершиной карьеры телеведущего считается авторская программа. Часто ведущие таких передач даже не являются профессиональными журналистами. В данном случае на первый план выходит фигура самого человека, его талант и обаяние. Он должен уметь увлекательно рассказать о том, что его интересует, привлечь внимание зрителей, обладать своим собственным стилем. Очень часто ведущими становятся люди, работающие в театре, кино, шоу-бизнесе и смежных сферах.
У ведущего развлекательных программ одна из главных задач – привлечь как можно большую аудиторию и поддерживать ее интерес к шоу на протяжении всего цикла. А это значит, что нужно уметь разговаривать со зрителем, сделать его активным участником, избегать конфликтных ситуаций и постоянно подогревать интерес новыми и эксклюзивными материалами.
Профессиональные требования к телеведущему
Каждый телеведущий для успешного выполнения работы должен быть интеллектуально развитым, начитанным, обладать хорошей памятью, отличной дикцией, уметь виртуозно вести беседу, задавать нетривиальные вопросы.
В прямые обязанности телеведущего входит:
проведение репетиций и съемок телепередачи;
тесная работа с операторами, режиссерами и сценаристами;
подготовка программы к эфиру: общение с приглашенными гостями, работа над сценарием;
постоянное общение с аудиторией.
Профессиональные требования к телеведущему в общих чертах сводятся к:
наличию высшего образования;
отличной дикции и приятному тембру голоса;
умению работать перед камерой и участвовать в съемочном процессе.
Телеведущий должен обладать чувством юмора, отличной памятью, харизмой, сохранять спокойствие и выдержку в любых ситуациях, быть готовым к импровизации.
Сколько зарабатывают телеведущие
Профессия телеведущего – «штучная», поэтому открытых вакансий по этому направлению крайне мало в свободном доступе. Желающих работать на телевидении всегда превышало реальное количество рабочих мест. Сделать хорошую карьеру в этом случае может тот, кто готов полностью отдаваться работе, забыть о личной жизни, кто согласен ради интересного репортажа сорваться и поехать за многие километры от дома, терпеть различные бытовые неудобства.
Прежде чем стать телеведущим, надо быть готовым к рутинной журналисткой работе, будням корреспондента и к постоянным кастингам для телешоу.
Уровень зарплаты популярных ведущих, как правило, не разглашается.
Источник фото: freeplk/freepik
Где учат на телеведущих
Желающие работать телеведущими могут получить высшее образование на факультете журналистики. Но, как показывает практика, работу ведущего часто получают актеры, певцы, музыканты и вообще популярные медиа-персоны с опытом в шоу-бизнесе. Главное – это узнаваемый стиль, популярность у зрителей.
Можно также поступить на курсы телеведущих при крупных телекомпаниях или воспользоваться театральными курсами. Однако главным характеристикам для профессии телеведущего – эрудиции, интеллекту, юмору – невозможно выучиться за пару месяцев. Эти навыки человек нарабатывает всю жизнь самостоятельно.
Плюсы и минусы профессии телеведущего
К плюсам профессии телеведущего относятся:
работа с известными людьми;
возможность самому стать узнаваемым и популярным;
высокие гонорары при условии хорошего карьерного роста.
ненормированный рабочий день;
та же самая публичность, которая имеет массу негативных сторон;
Профессия телеведущий
Мы включаем телевизор и видим их, их лица и голоса известны миллионам людей, к их мнению прислушиваются, ими восхищаются. Профессия телеведущего с момента своего появления в 1930-х годах остается все такой же притягательной для парней и девушек всего мира.
Телеведущий – это сотрудник средств массовой информации, работающий непосредственно в кадре и представляющий разнообразные сведения зрителям. Это очень престижное занятие, ведь лицо такого человека известно миллионам людей по всей стране. Множество парней и девушек во всем мире мечтают о том, чтобы попасть на телевидение и стать узнаваемыми и влиятельными личностями.
История профессии
Профессия телеведущего ведет свое начало с 30-х годов XX века. Именно в это время из диковинки телевизионные передачи стали регулярным средством получения важных сведений, вступив в конкуренцию с печатными СМИ и радио. В СССР первые дикторы появились в 1936 году. К 1950-м в западных странах телевизоры были уже в большинстве семей, и популярность ведущих была сравнима с известностью кинозвезд.
Ведущий на ТВ, независимо от того, какую информацию он предоставлял (международные или внутренние новости, прогноз погоды или спортивные результаты), считался источником, заслуживающим самого высокого доверия. Тогда представителей этой профессии было немного, их в буквальном смысле слова знали в лицо миллионы и доверяли каждому их слову.
Описание профессии
Ведущий ТВ – это одно из основных амплуа тележурналиста, которое может потребовать сочетания качеств комментатора, интервьюера, репортера, шоумена и обозревателя. Такой человек подает разнообразную информацию, а популярность передачи во многом зависит от его харизмы и профессионального мастерства.
Телевизионный продукт бывает самый разнообразный, поэтому ведущий может работать в разных направлениях:
В зависимости от специфики телеканала и конкретной передачи подбираются и ведущие с набором определенных характеристик. Если это молодежный канал, то и лица на экране должны быть молодыми, чтобы не было разрыва с целевой аудиторией. Если же речь идет о еженедельном итоговом новостном проекте, то здесь очень важна репутация и уровень профессионализма сотрудника.
На каких специальностях лучше учиться
Конечно же, многих интересует вопрос, как стать телеведущим. Самый очевидный путь – это поступать на специальность «журналистика», где можно освоить главные азы этой профессии. В некоторых вузах в рамках этого направления выделяется специализация «тележурналистика». Студенты, поступившие на этот профиль, со второго-третьего курса детально изучают телевизионную «кухню», особенности работы здесь, а также проходят соответствующую практику.
Также есть вариант обучения специальности «PR и связи с общественностью» или по направлениям, имеющим отношение к сцене или кинематографу. Основам работы на камеру обучат, однако все равно придется доучиваться в вузе или на курсах, чтобы получить специфические навыки, необходимые телеведущим.
Лучшие вузы для обучения
Остановимся на нескольких лучших высших учебных заведениях России, где учат на телеведущих. Конечно же, пальма первенства принадлежит столичным вузам:
Определяясь, где учиться на телеведущего, не стоит забывать о том, что во многих крупных региональных вузах также есть факультеты журналистики, поэтому тем, кто не имеет возможности покорить столицу, вполне реально начать свой путь к вершине на местах. Эту специальность можно найти как в классических, так и в гуманитарных, и даже технических университетах.
Старшеклассникам, мечтающим о профессии телеведущего, необходимо сосредоточиться на подготовке по гуманитарным предметам. Обычно от будущих журналистов требуют результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию, иностранным языкам. Кроме того, в большинстве вузов потребуется еще пройти собеседование и творческий конкурс (чаще всего написать эссе).
Обязанности на работе
Профессия телеведущего имеет множество различных направлений, поэтому функции сотрудника во многом зависят от формата конкретной передачи, которую он ведет. Но, невзирая на все особенности, работнику приходится выполнять и вполне типичные задачи:
Основная задача новостей и авторских программ – это донесение определенной информации до широкой публики, представление собственной уникальной точки зрения. Развлекательные шоу предполагают умение «держать» аудиторию, привлечь и заинтересовать зрителей, чтобы у них не возникало желания нажать кнопку на пульте переключения каналов.
Кому подходит
Профессия телеведущего лучше всего подходит людям открытым, готовым к восприятию любой информации и общению с самыми разными собеседниками. На телевидении работают мужчины и женщины, но конкуренция здесь очень жесткая, и если передача не имеет достаточно высокого, по мнению руководства канала, рейтинга, то ее закроют или сменят ведущего.
К важным профессиональным качествам ведущего телевизионных передач относятся:
Для выполнения своих задач на высоком уровне не обойтись и без соответствующих личных качеств:
Препятствием к вхождению в профессию служат непривлекательная внешность или явные физические изъяны, невнятная речь, неумение держаться перед камерой. И наоборот, преимуществами будут курсы ораторского искусства или вокала, актерского мастерства.
Плюсы профессии – это узнаваемость в широких кругах и статусность, возможность знакомиться и общаться с интересными и влиятельными людьми, стать лицом известного бренда одежды или косметики, высокие доходы при достижении определенного уровня. Минусы – необходимость постоянно находиться в «боевой» форме, психологические перегрузки, трудности с приватной жизнью и нередко чересчур навязчивый интерес поклонников.
Сколько получают
О заработках телеведущих говорить непросто, поскольку в открытых источниках не так много информации на эту тему. Зарплаты ведущих очень сильно отличаются в зависимости от статуса телеканала, количества охваченной зрительской аудитории, а также репутации самого ведущего. И хотя средний уровень дохода по стране обозначен на уровне чуть выше 60 тысяч рублей в месяц плюс надбавки и премии, на самом деле разброс в цифрах очень велик.
Небогатые региональные телерадиокомпании зачастую не могут платить своим дикторам больше 30-40 тысяч рублей в месяц, в то время как на федеральных каналах оплата труда стартует с отметки 90-100 тысяч рублей. При простом озвучивании ранее написанного текста зарплата меньше: от 100 до 600 тысяч рублей ежемесячно. Если же в передаче присутствует авторское оригинальное мнение и общение с экспертами, то уровень гонорара возрастает в разы.
Если сотрудник ведет параллельно несколько передач, то он получает оплату за каждую из них. Также влияет на размер дохода и время выхода в эфир. На утренних программах много не заработаешь, а вот наиболее рейтинговые шоу в прайм-тайм привлекают огромное число зрителей, а, следовательно, и рекламодателей. Оплата труда самых востребованных ведущих на российском телевидении может исчисляться миллионами рублей или сотнями тысяч долларов в месяц. В телекомпаниях есть штатные сотрудники, их труд оплачивается в соответствии с Трудовым законодательством России, а также внештатные ведущие, с которыми заключают контракт на определенное количество эфиров и фиксируют сумму вознаграждения.
Как построить карьеру
Сразу стать ведущим телевизионной передачи на популярном телеканале удается единицам. В период испытательного срока и стажировки большинству приходится побегать журналистами, помощниками режиссеров, участвовать в подготовке шоу и выпускных новостей на вторых-третьих ролях. Необходимо проявить талант и недюжинную выдержку, чтобы, работая за копейки, не забыть о своей мечте, трудиться и ждать своего шанса. В основном это касается новостных передач.
Многие популярные ведущие пришли в телевидение совершенно другими путями. Так, в развлекательных шоу засветилось большое количество певцов, актеров, других узнаваемых людей. Вести спортивные передачи после дополнительного обучения часто берут известных в недавнем прошлом атлетов. Для концептуальных авторских передач вообще не требуется диплом телевизионщика, здесь важно уметь заинтересовать зрителя и быть непререкаемым авторитетом в своей области знаний.
Перспективы профессии
На сегодняшний день телевидение занимает огромную нишу в жизни большинства людей на планете в целом и в России в частности. Быть ведущим популярной передачи престижно и финансово выгодно, общение с влиятельными людьми дает необходимые связи в обществе, помогающие решать многие проблемы. Однако это касается в основном не такой уж и большой прослойки профессионалов в столице, попасть в которую чрезвычайно сложно. В регионах ситуация не такая радужная. Кроме того, есть угроза этому благополучию в виде интернета, где люди могут получать нужную для себя информацию без персонализации ее в образе ведущего. Правда, здесь пока речь идет в основном о разного рода новостях, развлекательный же контент пока остается всецело за телевизором.
Автор: Алексей Кузнецов
Как становятся звёздами телеэкрана
Ведущие люди страны
С начала марта на российском телевидении появился новый телеканал «Домашний». В сетке вещания новые программы, новые проекты и. старые лица, в смысле — уже известные. Елена Ищеева, Анастасия Чухрай, Александра Вертинская, Вадим Тихомиров — вот лишь неполный список их имён. А можно ли простому смертному попасть на телевидение в качестве ведущего? Где этому учат, сколько это стоит, с чего начинать и c кем дружить? Попробуем разобраться.
«Попасть на телевидение не архисложно, — рассказал «Версии» Александр Гурнов, в настоящее время возглавляющий информационную службу одного из центральных каналов, в прошлом телеведущий. — Но это не самый лёгкий способ зарабатывания денег. Известных ведущих можно по пальцам пересчитать, в то время как в кадре и за кадром остаются сотни человек, вкалывающих с раннего утра и до глубокой ночи».
Действительно, все знают Светлану Сорокину, Владимира Соловьёва, Татьяну Миткову, Михаила Осокина. Но каналов на российском телевидении более 20. На каждом из них десятки ведущих и программ. Это как в теннисе. Занимаются им в России тысячи, а Марат Сафин — один.
«Для того чтобы появиться на экране в качестве ведущего, для начала надо определиться с жанром, — говорит Гурнов, — потому что если сформулировать себе цель стать просто телеведущим — не важно, какой программы, — то вас скорее всего никуда не возьмут. Потому что для таких целей есть, например, Мисс Вселенная Оксана Фёдорова или Аня, дочка Никиты Михалкова, которые ведут по очереди «Спокойной ночи, малыши!». Так вот, после того как вы определитесь, будете ли вести музыкальную программу, новостийную, развлекательную, ток-шоу, игру, станете ли профессиональным интервьюером, надо понять, какие у вас есть возможности для достижения поставленной цели. Во-первых, внешность. Она должна быть более или менее презентабельной. Во-вторых, речь: «фефекты фикции» здесь не допустимы. И, в-третьих, конечно же, необходимо разбираться в том предмете, о котором вы собираетесь вести передачу».
В Москве существует Первая национальная школа телевидения, которая призвана готовить будущих телезвёзд. Обучение по специальности «ведущий телепрограмм», в частности, занимает всего 6 месяцев — 3 раза в неделю по 4 академических часа. За этот срок (и 250 у.е. в месяц) студента обучают, как завоевать доверие телезрителя, как научиться находить с ним контакт, технике речи, мастерству актёра, журналистике, психологии общения и многому другому.
«Я не верю в то, что в подобных школах можно научить профессии телеведущего. По крайней мере не встречал пока примеров, — говорит Александр Гурнов. — Научиться профессии телеведущего можно только в процессе работы. Настаиваю: выбираете себе программу, приходите туда и работаете». Например, хотите попасть на Муз-ТВ — идите и работайте там администратором, редактором или ещё кем-то. И, обладая надлежащими личностными и профессиональными качествами, через некоторое время у вас может появиться шанс продвинуться.
«А вообще, когда каналу требуются ведущие, то действуют обычно тремя способами. Просматривают региональные каналы и берут уже готового журналиста-телевизионщика. Например, так было со Светой Сорокиной, которую пригласили в «Вести» из ленинградской программы «600 секунд». Второй способ — обзвонить знакомых, коллег и попросить кого-нибудь посоветовать. Третий вариант — вузы. В основном гуманитарные. Например, журфак МГУ, МГИМО. Звонишь декану и говоришь, что нужна парочка ребят, порекомендуй, мол, кого-нибудь. Вот и всё. Кстати, если бы, когда мы набирали людей в Новости на телеканал «Спорт», вы привели ко мне 25—30-летнего юношу с хорошей внешностью, имеющего опыт работы журналистом и разбирающегося в спорте, да ещё умеющего держаться в кадре и обладающего хорошим голосом, то мы бы его с удовольствием взяли. Даже если он не «готовый» телеведущий — не важно».
Требование о переводе на дистанционный режим работы не менее 30% сотрудников продлено в Москве до 29 ноября. До конца ноября будет действовать и домашний режим для пожилых людей старше 65 лет и москвичей, страдающих хроническими заболеваниями.
Ещё один вариант сделать карьеру телезвезды — вести прогноз погоды. Но этот вариант подходит только для девушек. Для этого надо просто записаться в школу моделей. Потому как на «Метео-ТВ» в качестве ведущих работают именно модели. И отбирают их просто — звонят в агентство и просят прислать штук 50 девушек. Нескольких из них берут на передачу.
Попасть в «ящик» можно и за деньги. Если есть симпатичная девочка, которая умеет держаться в кадре и членораздельно объясняется на русском языке, её вполне реально пропихнуть «в телевизор» за определённую сумму денег. Всё очень просто — надо позвонить продюсеру передачи или в ту фирму, которая её делает, и предложить материальную помощь. Но, не обладая определённым набором качеств, задержаться в роли ведущей даже за деньги долго не получится. Проект должен окупаться. Например, если бы Ксения Собчак, ведущая «Дома-2» на канале «ТНТ», не соответствовала бы по своему интеллектуальному уровню тем персонажам, которые задействованы в её передаче, то продюсеры её убрали бы.
Другой вариант попасть «в телевизор» — выкупить передачу. Например, человек со средствами приходит на какой-нибудь канал и говорит: «Пацаны, есть такая мысль — сделать на телевидении программу о моде. Я согласен содержать эту программу и оплачивать её производство, но вести её будет моя жена или дочка». Такие варианты на российском телевидении есть, но длятся они, как правило, недолго. Тем более если начальство понимает, что в роли ведущего выступает не тот, кто им нужен для поддержания рейтинга, и оно теряет деньги. В этом случае ведущего убирают, а программу попросту закрывают.
Кроме того, ведущие очень много работают, и неподготовленные люди, желающие просто засветиться на телевидении, такой нагрузки физически не выдерживают.
И всё же нужные связи способствуют продвижению в телекарьере. К примеру, продвижению Даны Борисовой на телевидении, по утверждению некоторых источников, способствовал влиятельный муж. А жена Алексея Пиманова, гендиректора телекомпании «Останкино», ведёт программу «Кумиры».
Игорь Кириллов мог запоминать огромный объём текста
В советское время всё было совершенно иначе. Телеведущих в современном понимании слова не существовало вообще. Практически не было и прямых эфиров. Новости на телевидении читали дикторы. Они в большинстве своём (90%) имели актёрское образование. Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева, Татьяна Веденеева — мы помним их и любим до сих пор. Это были люди с привлекательной внешностью и хорошо поставленной речью. Кроме того, ведущий должен был уметь запоминать большой объём текста. Телесуфлёров не было. Тот же Игорь Кириллов мог запомнить целую страницу текста. Телеведущие той закалки вообще делали это потрясающе. В бумажку они почти не заглядывали — только за какими-то цифрами и именами, — но в основном говорили наизусть заученные тексты.
Кстати, на советском телевидении тогда была своя школа дикторов, туда брали молодых актёров и учили, «как быть диктором». Возглавлял её как раз Игорь Кириллов.
Что касается авторских программ, то была, например, программа «Здоровье», ведущей которой была Юлия Белянчикова. Но она вела программу «Здоровье» как специалист в данной области, а не как телеведущая. Белянчикова на тот момент была заслуженным врачом России. «Музыкальный киоск» вела Элеонора Беляева, имевшая музыкальное образование. То есть, чтобы «попасть в телевизор», необходимо было окончить либо театральное училище и стать диктором, либо быть специалистом в узкой области и вести авторские программы, которых были единицы.
Схожая ситуация была и с политическими программами. «Международную панораму» вели по очереди несколько специалистов. Бовин и Герасимов работали в ЦК КПСС — они были профессиональные аналитики. И только Владимир Осипов был профессиональным журналистом.
Ближе к перестройке в телеэфире появились ежевечерние новости на международные темы: программа «Сегодня в мире». Её вели политобозреватели. Все они были специалистами в конкретных сферах российской экономики: в сельском хозяйстве, промышленности, космосе. Кстати, в их трудовых книжках даже не фигурировала запись «телеведущий». Помимо того, что они вели программы, им приходилось ещё и писать комментарии, делать фильмы. Их же посылали и на встречи глав государств.
В четверг соцсеть Facebook в своём отчёте объявила об удалении ряда учётных записей и страниц, за которыми, как считают в компании, стоят люди, связанные с партией «Единая Россия».
Корреспонденты в кадре тогда тоже не появлялись. Самое большее, что дозволялось, — показать своё ухо, когда берёшь интервью у известного человека. Лишь единицы, досконально проверенные партией и правительством, могли появиться на телевизионном экране. Ещё были программные дикторы — они приветствовали телезрителей и рассказывали дальнейшую программу канала.
Первыми авторскими новостями стала ТСН
Первые телеведущие появились лишь к концу 80-х годов, когда вместо 2 каналов их стало 5. Добавилось Московское телевидение (3-я кнопка), 4-й канал — учебный, где шли программы для школьников, и пятый — ленинградский. Именно на нём появились знаменитые «600 секунд» с Невзоровым и Сорокиной и «Пятое колесо» Беллы Курковой.
К концу 80-х стали появляться и утренние программы-шоу. «Эта идея пришла с Запада, — рассказывает один из телевизионщиков. — На одном из зарубежных каналов кто-то из наших увидел утреннюю программу Sixty minuts («Шестьдесят минут»). У нас же сделали круче — сначала была передача «90 минут», а потом и все «120». В этих программах и появились первые телеведущие. Программу вели диктор и журналист, вдвоём. Например, Татьяна Веденеева и журналист Сергей Алексеев. В них участвовали также спортивный комментатор и международник. «Моя первая работа «в кадре» была именно в качестве международника, — вспоминает Александр Гурнов, — я в 4 утра приезжал в редакцию, готовил все информационные блоки, потом редакторы помогали отбирать картинки для эфира. К началу программы я садился в студии за маленький столик, а Веденеева говорила: «Ну а сейчас в программе «120 минут» пришло время обзора международных событий. С ними вас познакомит мой коллега Александр Гурнов».
В телеведущие в то время шли преимущественно журналисты.
Одним из самых популярных телеведущих того времени был Владимир Молчанов. Пришёл он на телевидение «по знакомству». Когда решили делать программу «До и после полуночи», встал вопрос, кто её будет вести. Замглавред программы «Время» сказал, мол, есть у него знакомый в АПН — красивый, молодой и очень перспективный. Молчанов на тот момент действительно работал в информационном агентстве «АПН». А потом вёл «До и после полуночи» несколько лет.
Первыми авторскими новостями стала ТСН. Программа выходила на Первом канале. «Это был мой первый большой проект, — говорит Гурнов, — я вёл ТСН в течение первых нескольких месяцев один. А затем на роль ведущей мы пригласили Татьяну Миткову, редактора «Международной панорамы», и комментатора программы «Время» Юрия Ростова.
Киселёв променял востоковедение на ТВ-карьеру
Многие телевизионные журналисты в основной своей массе всегда были выпускниками журфака МГУ. Но есть исключения. У Евгения Киселёва, например, за спиной Институт стран Азии и Африки, Олег Добродеев, первый гендиректор НТВ, окончил истфак МГУ.
Те же, кто сейчас ведёт новости на центральных каналах, в основном бывшие репортёры. Сергей Брилёв окончил журфак МГИМО, затем работал в различных газетах, потом пришёл в «Вести», работал корреспондентом в Лондоне, а когда вернулся, «сел в кадр» — вести «Вести».
Ведущие информационных программ не просто дикторы, они принимают участие в создании программы, пишут тексты, принимают решения по вёрстке, по эфиру. Они должны быть высочайшими профессионалами. Как правило, их отбирают среди корреспондентов.
Что касается ток-шоу, то Елену Хангу, к примеру, нашёл Ленонид Парфёнов специально для программы «Про это». Он знал, что в Америке живёт русская афроамериканка, поехал за ней в Штаты и уговорил. Елена Ищеева, которая поначалу вела с Хангой «Принцип домино», — журналистка и раньше работала в программе «Время». Андрей Малахов тоже журналист и до того, как стать «лицом» Первого канала, работал на нём репортёром.
Зато Владимир Познер окончил биофак МГУ, затем работал на радио. А Николая Сванидзе на телевидение позвал давний знакомый — Евгений Киселёв. Сванидзе в то время работал в НИИ за 154 рубля, преподавал в Историко-архивном институте и репетиторствовал на дому.
Ольга Кокорекина, ведущая Первого канала, по собственному признанию, на ТВ попала случайно. «В 1993 году я оканчивала 3-й курс факультета журналистики МГУ и работала в фирме, занимающейся недвижимостью, — рассказала Ольга «Версии». — Понятно, что ни о какой карьере телеведущей я и не мечтала. Но однажды мой знакомый, стажирующийся в программе «Вести» на РТР, сказал мне, что канал начинает отбор ведущих для утреннего выпуска новостей». С тех пор Кокорекина отработала на канале 7 лет, а в конце 2000 года перешла на Первый. «Чтобы работать на телевидении, нужно очень много терпения и много практики, — говорит Кокорекина. — Теоретические знания и специальное образование не так важны, ведь большинство моих коллег заканчивали вузы, имеющие весьма отдалённое отношение к телевидению».
Антон Комолов начинал карьеру, учась в МГТУ имени Баумана. Он играл в команде КВН и работал на радио, совмещая должности оператора-телефониста и внештатного корреспондента новостной программы.
Яна Чурикова до 12 лет мечтала о карьере палеонтолога, но поступила всё-таки на журфак. Первым телевизионным опытом Яны стала программа «Времечко».