актер юрский золотой теленок
Виноват Юрский: «Золотой теленок» мог не выйти на экраны из-за позиции актера, сыгравшего Остапа Бендера
О том, как создавался фильм «Золотой теленок», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Эта двухсерийная лента сделала знаменитым героя войны, уроженца Витебской губернии Зиновия Гердта.
О чем фильм
Обаятельный авантюрист Остап Бендер, едва не попавшись на очередном мошенничестве в городке Арбатов, знакомится с простодушным жуликом Шурой Балагановым. Остап делится мечтой: заполучить крупную сумму и уехать в Рио-де-Жанейро. Шура вспоминает сплетню о подпольном миллионере из Черноморска. На поездку туда Бендер легко уговаривает таксиста Адама Козлевича. На выезде из города они подбирают Паниковского, спасающегося бегством с краденым гусем в обнимку. Четверка делает всё, чтобы заполучить миллион от Александра Корейко, скрывающегося под личиной обычного служащего.
В здравом уме
Сатирический роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, завершенный в 1931-м, публиковался в журнальной версии. Книга с большим трудом издана в СССР в 1933 году благодаря содействию Максима Горького. Цензоры считали: классовый враг и мошенник Бендер чрезмерно романтизирован авторами. А пародии и каламбуры в тексте высмеивают социалистические устои. Симпатию читателей к нему идеологи считали опасной. Шла эпоха других героев. После Великой Отечественной роман признали идеологической диверсией, запретили к печати до конца 1950-х.
Михаил Швейцер
Режиссер Михаил Швейцер подал заявку и начал добиваться разрешения на экранизацию романа в 1962-м. Никита Хрущев отрицательно относился к произведению. В то время заместителем заведующего отделом культуры в аппарате ЦК КПСС был литературовед Георгий Куницын. Он способствовал финансированию фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», помогал выходу в свет картины Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», которую запрещали к показу. Заявку Швейцера Куницыну пришлось отстаивать 4 года на уровне Политбюро ЦК КПСС. Сменивший Хрущева Брежнев обладал чувством юмора. В 1966-м Михаил Абрамович смог приступить к работе над лентой.
Великий хромой
Леонид Куравлев в 1960-м снялся у Михаила Швейцера в «Мичмане Панине». Ранее режиссер с супругой потеряли двух детей, юного актера воспринимали как сына. Он был вхож в дом Швейцеров. В 1965-м Куравлев сыграл в его ленте «Время вперед!». На съемках этой картины Михаил Абрамович открыл для себя глубокого и талантливого Сергея Юрского. Он знал: если посчастливится снимать «Золотого теленка», то Юрский — готовый Бендер, а Куравлев — Балаганов. Начальство потребовало кинопроб и с другими артистами. Швейцер умышленно выбирал не самые лучшие сцены из романа для проб с Александром Пороховщиковым, Владимиром Басовым, Николаем Губенко, которые примеривали на себя образ Остапа, чтобы на худсовете сказать: «Видите, Юрский справляется лучше».
Зиновий Гердт
Отдельно стоит сказать об актере, сыгравшем Паниковского. Зиновий Гердт родился в городе Себеж Витебской губернии. Артистом стал до войны. На фронте его тяжело ранило в ногу осколком танкового снаряда. В результате операций ее удалось спасти, но она не сгибалась и была короче другой на 8 см. Хромающий актер не нужен ни в кино, ни на сцене. Но Гердт нашел выход — Центральный театр кукол, ведь там артисты за ширмой. Своим бархатным баритоном озвучивал и зарубежные фильмы. К 1960-м Гердта хорошо знала театральная Москва хотя бы по роли конферансье в знаменитом кукольном спектакле «Необыкновенный концерт». Но для зрителей он был неизвестен. На роль Паниковского режиссер изначально утвердил Ролана Быкова. По версии супруги Гердта Татьяны Правдиной, Михаил Абрамович из-за занятости Ролана Быкова попросил Зиновия Ефимовича подыграть другим исполнителям на кинопробах в образе Паниковского. Когда режиссер увидел точное попадание в характер, то сменил Быкова на Гердта. Правда, в протоколах худсовета «Мосфильма» есть подтверждение другой версии. В 1966-м Быкову было 37 лет. Паниковский в романе — больной старик. Хромающий Гердт находился на шестом десятке и выглядел убедительнее. Но Зиновий Гердт согласился не сразу. В книге его герой мерзкий. Зиновий Ефимович сказал, что сделает его жалким, с долей детскости. Именно после «Золотого теленка» он стал знаменит по-настоящему. Как вспоминала приемная дочь актера, он купался во внезапно нахлынувшей популярности, а ей, тогда еще ребенку, было неловко ходить на рынок с отцом, которому все кричат: «Паниковский!»
Роль Козлевича исполнил ленинградский артист Николай Боярский, родной дядя Михаила Боярского.
Подпольного миллионера Корейко сыграл Евгений Евстигнеев.
Играй дворняжку
Режиссер отказался от цветной пленки, он хотел черно-белой картинкой добиться стилизации под 1920-е. Даже музыка имеет таперские интонации из немого кино. Съемки начались 28 декабря 1966 года в павильоне «Мосфильма». Там выстроили декорацию номера гостиницы «Карлсбад» в Черноморске. В тот день снимали драку Паниковского и Балаганова за 10 тысяч рублей в портсигаре, отнятом у Корейко на побережье, другие сцены в этой декорации. Куравлев в первый день не мог нащупать манеру своего поведения с Бендером. Швейцер ему сказал: «Играй дворняжку, нашедшую своего хозяина». Интересно, что актеру приходилось бегать между павильонами «Мосфильма», так как в соседнем снимался «Вий», где он играл Хому Брута.
Николай Боярский
Арбатов снимали весной 1967-го в городе Юрьев-Польский Владимирской области. А в селе Сима, которое находилось рядом, — пламенную речь комбинатора на трибуне во время автопробега. Прототип Черноморска из книги — Одесса. Там сняли основную часть городских сцен. Юрскому пришлось нелегко. В Одессе в те годы все были уверены, что знают, с кого конкретно списан персонаж Бендера. Актеру не давали прохода советчики. Докучали подсказками, как правильнее играть. Порой приводили к нему в гостиничный номер немолодого человека, уверяя, что это постаревший Остап Ибрагимович.
Финал ленты режиссер хотел видеть иным. Сначала Швейцер намеревался закончить ленту женитьбой Остапа на Зосе. Потом — многоточием. Ему запретили: крах афериста должен состояться. Сцену столкновения с румынскими пограничниками снимали на заснеженном тушинском аэродроме на окраине Москвы. После многочисленных дублей в снегу актер слег с воспалением легких.
Холод и бездна
Поскольку роман читали многие, каждый рисовал в воображении своего Бендера. Многие, потирая руки, ждали от картины уморительной эксцентрики. Никто не мог предположить, что Швейцер пожертвует долей веселья, гиперболой, гротеском, дабы рассказать о трагедии человека, радость которому приносил лишь процесс достижения цели. Заполучив миллион, Бендер оказался перед пустотой, обаяние без денег превратилось в деньги без обаяния. Добравшись до цели, герой, в понимании Швейцера, утратил искрометность и жажду жизни, но не лишился самоиронии, поэтому намерен переквалифицироваться в управдомы.
Режиссерская трактовка произведения обескуражила многих. В декабре 1967-го проходит первый показ для коллег чернового монтажа фильма. По окончании слово берет генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин. Какое-то время он молчит, а потом говорит, что разочарован. В тон начальнику возмущаются остальные. Автору выдают целый список правок. На них ушло более трех месяцев. Потом появлялись новые замечания, а в августе 1968-го над картиной и вовсе нависла угроза невыхода на экраны: Сергей Юрский открыто выступил против ввода советских войск в Прагу. Всё же в декабре премьера состоялась. Как вспоминал актер, многие его знакомые из зала выходили, опустив глаза в пол. Гротеска они не дождались. Прошло еще несколько лет. Не всем приглянулся Бендер в эксцентрической ленте Леонида Гайдая «12 стульев» (1971). Зрители постепенно поняли: великий комбинатор не просто остряк и балагур, он часто философ. И приняли, полюбили версию Швейцера, ставшую народной, классической.
У него было 2 женщины и обе ушли к нему от гениальных мужей
Сергей Юрский
Будущий актёр родился в 1935 году в Ленинграде в творческой семье. Мать была преподавателем музыки, отец – режиссёром и руководителем цирка. Во время войны семья находилась в эвакуации в Узбекистане, потом перебралась в Москву, где отец работал худруком цирка на Цветном бульваре.
Через пять лет Юрские вновь оказались в Ленинграде. Окончив школу с золотой медалью, Сергей отправился получать профессию юриста. Молодой человек успешно учился, но больше всего его увлекала работа в студенческом театре. Через три года он решил бросить институт и поступил в ЛТИ.
Сергей Юрский в детстве
Еще студентом Юрский вошёл в труппу Большого драматического театра. Это послужило началом его многолетнего сотрудничества с режиссёром Георгием Товстоноговым. Роли артиста в спектаклях: “Горе от ума”, “Три сестры”, “Божественная комедия” сделали его настоящей звездой театра.
Дебют Юрского в кино состоялся в 1957 году. Через несколько лет пришла главная роль в фильме “Человек ниоткуда”, затем, запомнившаяся зрителям, в картине “Республика ШКИД”. Но настоящая популярность настигла его в 1968 году после фильма “Золотой телёнок”.
Примечательно, что поначалу Юрский не хотел ехать на пробы, и создателям картины пришлось буквально уговаривать артиста. Кто бы мог тогда подумать, что эта роль станет одной из самых значимых в его жизни.
Сергей Юрский на сцене
Впоследствии Сергей Юрьевич вспоминал эти годы как одни из самых счастливых в его жизни. Именно в это время он встретил свою первую любовь, актрису Зинаиду Шарко, она кому времени уже будет в разводе с Игорем Владимировым. Волевая, своеобразная Шарко станет его гражданской супругой на семь лет.
О своей жизни с Зинаидой Юрский рассказывать не любил. Известно лишь, что актёр ушел от неё к молоденькой коллеге по театру Наталье Теняковой, влюбившись в последнюю, как мальчишка.
Сергей Юрский и Зинаида Шарко на сцене
Сергей Юрский И Наталья Тенякова
Когда в работу советского театра стала вмешиваться цензура, актер Юрский оказался под контролем властей. Очевидно, было оказано колоссальное давление на режиссёра театра и тот не мог помочь своему артисту.
Наталья была с мужем в это тяжелое время. Когда его уволили из БДТ, она ни минуты не раздумывая, отправилась менять фамилию в паспорте, тоже став Юрской. А после положила и свое заявление об увольнении на стол руководства театра.
«Любовь и голуби»
Сергей Юрьевич был вынужден покинуть Ленинград и искать работу в Москве. После долгих скитаний его приняли только в театр Моссовета. Вскоре и Наталья стала частью его труппы. Неоднократно они выходили вместе на сцену, а позже снялись в картине Владимира Меньшова “Любовь и голуби”, сыграв легендарную супружескую пару.
Деятельность народного артиста не ограничивалась только съемками и сценой. Его талант многогранен. За годы жизни Сергей Юрьевич выступил в качестве писателя, создав автобиографию “Игра в жизнь”, воспоминания “ Кого люблю, того здесь нет”, фантазию “Я Кот” и рассказы “Кто держит паузу” и “Содержимое ящика”. Он писал изумительные стихи.
Сергей Юрский и Наталья Тенякова
Последние его работы в кино: роль Сталина в картине “Товарищ Сталин” и Пастернака в фильме “Фурцева”, заслуживают восхищения. К сожалению, больше он не снимался. Последние годы актёр тяжело болел, а в 2019 году его не стало. Сердце авантюриста и всегда веселого великого комбинатора «Остапа Бендера» и балагура «дяди Мити» остановилось.
Великий Русский Актёр! Мы будем помнить Вас всегда!
Тайны Сергея Юрского: Почему актер скрывал настоящую фамилию, и за что его уволили из театра
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Семейные тайны Юрских
Он должен был получить другую фамилию при рождении – Жихарев, а Юрский – это творческий псевдоним отца, образованный от его имени Юрий. Но то, что придуманный театральным режиссером и актером псевдоним стал фамилией его жены и сына, не было просто прихотью. Род Жихаревых был дворянским, и свое происхождение отцу приходилось позже скрывать. Еще в юности, во время выступления в гимназических спектаклях, он придумал себе псевдоним Юрский, а позже решил сделать его своей фамилией.
Сергей Юрский родился в Ленинграде, но уже через несколько месяцев семья была вынуждена переехать в Саратов, куда отца сослали за дворянское происхождение. В послевоенное время он стал художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре. Жилья не было, и семья поселилась в цирке, в комнате бывшей бухгалтерии. 5 лет Сергей рос за кулисами цирка, однако вскоре отца сняли с должности «за развал идеологической работы, протаскивание формализма в советский цирк и неправильный подбор кадров» (фактически – за то, что он принимал на работу евреев). Семья вернулась в Ленинград, в коммунальную квартиру с 27 жильцами. 3 года отец оставался безработным, и семья выживала благодаря тому, что мать Сергея, учительница музыки, давала частные уроки, а затем устроилась педагогом в детскую музыкальную школу. Позже отец поставил несколько спектаклей в Театре комедии и стал худруком Ленконцерта.
Отец был человеком идейным и очень переживал из-за этих событий. Сергей Юрский вспоминал: « В детстве я был свидетелем артистического таланта отца: его умения рассказывать истории, анекдоты, умения показывать, его чтения стихов, его живой мысли, всегда сверкающей в оценках и суждениях. Но свидетельствовал я также и смертной тоске отца, его мучительному раздвоению – искренней вере в идеалы и осознанию реальности как смеси фальши и насилия – и обостренному чувству вины. Мы жили не просто скромно, мы жили бедно. Но понимаю я это только сейчас. А тогда. все обволакивалось отцовским юмором, его фантазией, его совершенно аристократическим умением довольствоваться минимальным ». Отец рано ушел из жизни, когда Сергею было 22 года.
Стремительный взлет в театре и в кино
Отец отговаривал Сергея от выбора актерской профессии. Дома они устраивали импровизированные спектакли, и отец ему говорил: « Я не играл 20 лет. Если хочешь быть актером, ты должен меня переигрывать ». Как правило, Сергею это не удавалось, и после школы он поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Но уже на 3-м курсе осознал, что больше всего его увлекают постановки Театра-студии ЛГУ, и тогда он бросил учебу и поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института.
Уже на втором курсе Сергей Юрский начал получать предложение от ведущих режиссеров и еще во время учебы вошел в труппу Большого драматического театра, на сцену которого выходил на протяжении 21 года. Одной из самых ярких стала роль Чацкого в спектакле «Горе от ума», а также роли в «Божественной комедии», «Трех сестрах» и «Карьере Артуро Уи». Позже свой ленинградский период жизни актер называл одним из самых счастливых, ведь тогда он стал настоящей звездой БДТ, а режиссер Георгий Товстоногов настолько доверял его актерскому чутью, что разрешал выбирать пьесы и даже предлагал их самостоятельно поставить.
Юрский считал себя театральным актером, но широкая публика узнала его по ролям в кино. Он начал сниматься в 22 года, но громкая популярность пришла к нему в 33, когда он сыграл роль Остапа Бендера в «Золотом теленке». В 1960-х гг. Юрский стал одним из самых востребованных артистов и в театре, и в кино, его карьера развивалась стремительно и очень успешно, и никто не мог предположить, что вскоре актеру «перекроют кислород».
Актер, который «дискредитировал звание советского человека»
Неприятности у актера начались после знакомства с филологом, историком литературы Ефимом Эткиндом, который участвовал в борьбе за Бродского и хранил рукописи Солженицына. Однажды в доме Эткинда Юрский встретился с Солженицыным, после чего актера вызвали в КГБ «на беседу». Сначала его не утвердили на роль на «Ленфильме», потом на радио запретили транслировать передачи с участием Юрского, аннулировали пропуск на ленинградскую студию телевидения, а в 1978 г. уволили из театра. Почти на 10 лет он стал невыездным.
Только в 1990-х гг. актер рассказал, из-за чего его уволили из БДТ: « Меня вызвали в КГБ и сообщили, что такого актера – Сергей Юрский – больше не существует. Потому что он, по мнению властей, «дискредитировал высокое звание советского человека». Я осудил подавление «пражской весны» нашими войсками, открыто общался с опальным Солженицыным… Поступил приказ сверху, и передо мной мгновенно закрылись все двери на «Ленфильме», радио, телевидении. Мне пришлось уйти из БДТ. Меня вынудили уехать из Питера в Москву. Но здесь не взяли во МХАТ, потом в «Ленком»… Да и в Театр Моссовета приняли с жутким скрипом ».
Коротко о личном
Актер не любил делиться тайнами, и на все вопросы о своей семье и личной жизни отвечал: « Это запретная для меня тема. Я совершенно не понимаю, как люди могут сами рассказывать в газете о своей личной частной жизни. Допустим, журналист может что-то раскопать, но чтобы сами! Этот душевный стриптиз мне кажется постыдным и бессмысленным. И некоторых своих коллег я перестал уважать после таких откровений ».
О своем первом гражданском браке с Зинаидой Шарко актер не любил вспоминать, о второй жене, актрисе Наталье Теняковой, до последних дней говорил с неизменным восхищением и любовью, но при этом не вдавался в подробности. Об их отношении друг к другу можно судить по одному факту: в самые сложные для актера времена, когда он остался без работы в Ленинграде, его жена приняла решение официально взять его фамилию. В театре и в кино она по-прежнему оставалась Теняковой, а по паспорту была Юрской. Муж посвятил ей такие строки:
Я пытаюсь душою постигнуть былое –
Теперь это можно – оно за чертой.
Наташа со мною, а все остальное –
Уже не со мной.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Актер Стержаков о смерти звезды «Золотого теленка» Юрского: Уходит эпоха великих из великих
Советский и российский актер Владимир Стержаков в беседе с РЕН ТВ поделился воспоминаниями об ушедшем коллеге — знаменитом режиссере и актере Сергее Юрском. Народный артист РФСФР скончался сегодня утром в результате острой сердечной недостаточности. Дочь Сергея Юрьевича сообщила журналистам, что ее отец долго болел.
Владимир Стержаков с сожалением отметил, что уходит эпоха великих из великих артистов, которые могли играть любые роли.
«Они были, конечно же, кудесниками, волшебниками на сцене. Сергей Юрьевич относится к этой же бригаде, потому что что бы он ни делал — играет ли он на сцене, снимается ли он в кино. Мы же все воспитывались на этом кино. И «Республика ШКИД», и «Время вперед», и «Золотой теленок», это был безусловно герой нашего времени. Он читал классику со сцены — и как он великолепно это делал. Я помню, еще в студенческие годы я попал на его творческий вечер, где он читал Пушкина, это было очень здорово. И я в общежитии с ребятами поспорил, что я выучу «Графа Нулина» за три дня, и я выучил, потому что Сергей Юрьевич читал «Графа Нулина». Мне посчастливилось, конечно, в жизни с ним работать не так много, как я хотел. Но, наверное, самая интересная работа — по чеховскому рассказу «Писатель», где мы были абсолютно вдвоем, в таком небольшом павильончике мы снимались. И мне очень приятно, что при каждой встрече он всегда вспоминал эту нашу работу. Это, конечно, очень грустно, очень печально, конечно. Он был с юмором — этот юмор был такой, что не прямой, а к нему приходишь через какое-то время, он умело им пользовался, разыгрывал актеров и своего поколения, и нас, молодых. Он говорил необычно, очень красиво, литературно. В моем сердце светлая память о Сергее Юрьевиче будет всегда», — сказал актер.
Сергей Юрский родился в Ленинграде, с 1978 года жил в Москве. Он был ведущим актером и режиссером Театра им. Моссовета. На его сцене он поставил спектакли «Предбанник», «Орнифль», «Правда хорошо, а счастье лучше» и многие другие.
Его фильмография насчитывает более 40 работ. Народную любовь ему принесли роли в таких фильмах, как «Человек ниоткуда», «Золотой теленок», «Ищите женщину», «Место встречи изменить нельзя».
Выходные в Арбатове
Зато появились растяжки «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!» и «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»
Толпа на площади смотрела, как зажигались софиты, направленные на Зиновия Гердта, Леонида Куравлева и, конечно, Сергея Юрского. Он в роли Остапа Бендера на фоне церквей уверял Шуру Балаганова, как легко стать миллионером, ограбив скромного служащего Корейко.
. Когда не стало Сергея Юрского, по телевидению показывали фильмы с его участием, в том числе «Золотой теленок». Мне сразу вспомнился Юрьев-Польский и те наши с Надей майские каникулы. Кино с видом на древний русский город потом чаще будут снимать в соседнем Суздале, потому что там нет дымящих фабричных труб. Но «Золотой теленок» навсегда останется в Юрьеве. И в нашей с Надей памяти.
Актеров, насколько помню, разместили тогда в домах местных жителей. Потом они были удивлены и довольны, узнавая себя в эпизодах во время просмотра картины.
А мы с Надей смотрели фильм уже во Владимире, где 8 мая 1969 года и поженились.