актер зулейха открывает глаза игнатов
«Остались ли Зулейха и Игнатов вместе?»: Чулпан Хаматова раскрыла интригу
Главные герои фильма «Зулейха открывает глаза» разоткровенничались в прямом эфире и рассказали, о том, как им работалось вместе, а также поставили точку в недосказанном финале сериала.
Евгений Морозов (Е.М.): Мне кажется, нужен не один год, чтобы понять, что произошло. Я смотрел фильм в первый раз вместе со всеми, как бабушка. Я плакал, переживал, только глаза не закрывал. Это было очень нелегко смотреть. Не на себя, а в принципе. Мы с Егором Анашкиным потом разговаривали и решили, что просто космосы совпали. У меня до сих пор в голове каждое утро звучит эта татарская песня, надо на будильник ее поставить. Что-то такое через нас прошло, что я не могу до конца представить.Могли ли мы тогда это представить?
Ч.Х.: Не могли, потому что тогда был такой холод, усталость и недосып и все остальное.
Е.М.: Точно также как не могли представить, что встретим в Казани Стинга.
Ч.Х.: У нас был очень плотный съемочный график. Каждый день нужно было снимать по много этих раньше были метры-пленки, а теперь это секунды, минуты, и чтобы мы как-то успевать готовиться периодически репетировали с главными героями. Когда у Егора были силы и время, он репетировал с нами. Но в тот день у режиссера было как-то совещание и мы поехали предстоящие сцены в Казань, искали какое-то ночное место, которое должно было быть открыто. Мы зашли в гостиницу, проходили мимо стойки ресепшена. Я толкаю Женю в бок и говорю: «Посмотри на этого мужика, это просто вылитый Стинг».
Е.М.: А я так спокойно говорю: «Да, это он». Дальше мы, конечно, не могли ничего репетировать. Мы пошли и сказали, что мы его фанаты. Чулпан говорила, а я просто головой кивал. Пожали руки и так ушли (смеется).
Ч.Х.: На следующий день мы приехали на съемочную площадку и стали всем рассказывать об этом. Одна девочка из нашей группы сказала, что он умер давно (смеется). Я засомневалась, мы полезли гуглить (смеется). Там была масса таких живых и настоящих моментов.
Вопрос от зрителя трансляции: Были ли у вас ссоры во время съемок?
Е.М.: Я лично не помню. Один раз повздорил с Егором, мы не разговаривали где-то час. Потом пошли в лес, мириться, обниматься. Я сказал ему, что был горячим и попросил прощения. И он тоже. И все. Это был максимум.
Ч.Х.: У меня тоже был срыв. Я тоже поссорилась с режиссером. Причем эта сцена, из-за которой я уезжала со съемочной площадки и готова была выплатить все штрафные санкции, не вошла в фильм. А я ее так ждала (смеется).
Вопрос от зрителя трансляции: Евгений, расскажите о ваших любимых книгах.
Е.М.: Я начитан варварски. Я могу читать совершенно разное. Видимо, это актерское такое. Я читаю книгу и если она написана живым языком, я влюбляюсь в нее и она становится моей любимой. Дальше я иду к следующей. Неверный я такой любитель книг. Одна из моих любимых – это «Мастер и Маргарита» Булгакова. Я как раз думал ее перечитать и Сирано Де Бержерак (французский писатель). А так я постоянно что-то читаю.
Вопрос от зрителя трансляции: Евгений, в каком городе вы живете?
Е.М.: В Москве. В столице нашей родины.
Вопрос от зрителя трансляции: Какие у вас планы на будущее в кино и в театре?
Е.М.: Не знаю, не знаю. У меня тоже была такая мысль. Я посмотрел «Зулейху» и подумал: «Господи, а что же теперь играть?», Ну в смысле теперь нужно искать какие-то проекты.
Вопрос от зрителя трансляции: Какая сцена была самая сложная?
Е.М.: Физически или психически? Физически – это наш с тобой заплыв по Каме, когда нас бросили посередине реки и сказали: «Тоните». Сцену, когда Игнатов вытаскивал Зулейху из воды действительно снимали на середине Камы, а она там широкая. Нам сказали: «12 метров глубины там». У меня 1,80 рост, я точно не смогу торчать из воды (смеется).
Ч.Х.: И этот силиконовый живот, который стал набирать воду и тянуть ко дну. Камера уплыла вместе с кораблем.
Е.М.: У Чулпан куча этих татарских юбок, у меня запутались ноги в них, а я должен одной рукой держать ее, другой грести. Это было, конечно, нелегко. А группа на катере смотрит и говорит, что мы так классно тонем.
Ч.Х.: (смеется) У меня уже силы заканчиваются, но я на всякий случай придерживаю парик.
Е.М.: Утонуть, но красиво. Сложно было и когда мы снимали въезд в Казанский кремль. Меня посадили на лошадь и сказали не слезать с нее. А было так холодно, что в какой-то момент я просто примерз к ней. Я помню, что единственное о чем я думал, чтобы губы не тряслись в кадре, а потом смотрю – так харизматично еду на коне, а у меня от холода все отморожено.
Ч.Х.: Я, например, обморозила руки на этих съемках. Если я прихожу из осенней температуры и ставлю руки под теплую воду, то кажется, что это просто кипяток. А психологически какая была самая сложная?
Е.М.: Наверное, с Зиной, когда баржа утонула. Когда я почти плачу. Это было сложно, я не могу это объяснить.
Вопрос от зрителя трансляции: Почему так мало комаров?
Ч.Х.: На самом деле было очень много комаров, но, видимо, не все они хотели сниматься в кино.
Вопрос от зрителя трансляции: Как снималась сцена, когда Игнатов бежит по бревнам вслед за катером?
Е.М.: Это был первый съемочной день. Меня привезли в аэропорт в час ночи, а выезд на съемочную площадку был в шесть. Меня встречает водитель и я говорю ему: «Ну тут где-то близко?» и он отвечает: «Да, 4 часа». Меня 4 часа везли к этой реке, поселили в какой-то домик, через два часа я уже выехал бегать по бревнам. Это реально лесосплав. Они там как-то закрепили бревна. Был каскадер, но в результате в фильм вошла только одна секунда его ног, а все остальное я сам делал. Было очень скользко. Так, что так и снимали. Я сейчас смотрю и думаю: «Господи». Мне нужно было пробежать по скользким бревнам, юркнуть в щель 50 сантиметров и выплыть снова. А там такое сильное течение было. Надо было удержаться, чтобы не унесло под бревна. Это был первый день съемок, мы на адреналине еще и еще. Сейчас я думаю, как я вообще на это рискнул. После первого же дня съемок Игнатова могли заменить.
Вопрос от зрителя трансляции: Расскажите про ваше первое знакомство.
Ч.Х.: Мы в фильме [«Зулейха открывает глаза»], да? У нас были игры победителей для фонда «Подари жизнь» и я приехала в каком-то клоунском гриме. Мы должны были что-то репетировать, но я не очень помню эту репетицию, так как все мои мысли были заняты этими играми.
Е.М.: Я был сам напуган без тебя. Егор попросил приехать на репетицию с Чулпан и Пересильд. И дальше пол ночи не спишь. Я помню, что когда мы увидели в первый раз, т зашла в комнату и абсолютно деловым тоном: А это мой партнер, да?». И так: «А, ну хорошо. Чулпан» и ушла куда-то, оставила меня в раздумьях, понравился, не понравился. Думаю, пошла звонить продюсерам, все, я не буду здесь сниматься (смеется).
Ч.Х.: (смеется) Ужас какой. Нет, я просто была в другом пространстве.
Вопрос от зрителя трансляции: Тяжело ли было снимать зимой?
Ч.Х.: У меня почему-то все съемки зимой.
Е.М.: Было холодно просто.
Ч.Х.: Но у нас были гениальные костюмеры. И группа была настолько отзывчивая. Условия правда были тяжелые. Иногда были смены по 16-17 часов, при том, что актерская работа в этом смысле немного полегче. У нас была зона отдыха, мы могли поспать по 5-6 часов. А группа приезжает раньше актеров, потом занимается нашими костюмами. В этом смысле у нас работали удивительные люди. Каждый из них вошел в сердце.
Е.М.: У нас там была большая семья. Других слов нет.
Вопрос от зрителя трансляции: Целовались ли вы по-настоящему?
Ч.Х.: Я по-настоящему, я не знаю как Женя. Было холодно.
Е.М.: Мы целовались быстро и по-настоящему (смеется).
Е.М.: Мы так сцену бани с Мадяновым снимали. Я так смотрю в кадре, нам так жарко. А там было так холодно. Перед каждым дублем нас брызгали водичкой, мол, мы вспотели. А там было настолько холодно, просто нереально. В щели было видно снег, а мы играли, что было очень жарко.
Вопрос от зрителя трансляции: Играли строго по тексту или была импровизация?
Е.М.: По тексту, что-то иногда меняли. Я не помню, чтобы мы что-то импровизировали.
Ч.Х.: Я кстати в один момент, увидев себя, начала плакать и думать, какая пошлость. Видимо, это уже старость какая-то.
Е.М.: Нет, это наивность.
Вопрос от зрителя трансляции: Как проходит самоизоляция?
Е.М.: Да отлично. Я на днях вышел вынести мусор и не был на улице дня четыре. Я чуть не расплакался. Просто остановился посреди двора и думал: такие большие деревья, ветер дует. Я стоял как дурачок 15 минут с этим пакетом. И воздух в Москве стал другой. Я вышел на балкон и пахнет морем. Я из Симферополя, я этот запах узнаю.
Вопрос от зрителя трансляции: Как вас коснулась критика вокруг фильма?
Е.М.: Я злился только на то, как на Чулпан нападают. В одном интервью у меня спросили мнение про коммунистов и я высказался. Я маме рассказываю, а она говорит, что зря так сказал, не надо было. Видимо, это как-то через поколение проходит. Я спрашиваю: «А почему, мам?». «Ну, вдруг тебя запретят». Мне не нужно читать никакие документы того времени. Если в моей маме живет такой страх, то какие споры могут быть? Это яркое доказательство того, что тогда было не все в порядке. Это мой ответ критикам.
Вопрос от зрителя трансляции: Будут ли Зулейха и Игнатов вместе?
Ч.Х.: Это самый частый вопрос, несмотря на то, что фильм закончился. Я думаю, что да. По фильму Игнатов не смог поехать в конце в Казань, у него были дела. А вообще, мы должны были вместе с Женей сойти с того поезда.
Е.М.: А, да. Я не помню, как так произошло. Это вопрос к продюсерам. Там был какой-то абсолютно нелепый человеческий фактор и я не вышел из поезда. А людям не хватило. Иногда мне злобно пишут почему я ее не обнял, не поцеловал. Мне кажется, они так настрадались, что они почти без слов вдвоем дальше живут, в таком молитвенном существовании. Сели поели, молча посмотрели друг на друга, легли спать. Мне кажется, они этого заслужили. Я очень хочу, чтобы там была тишина. Слова не нужны после того, что они пережили.
Вопрос от зрителя трансляции: Планируются ли дальнейшие совместные проекты?
Ч.Х.: Конечно, я бы хотела поработать с Женей еще не раз. Уже один прекрасный проект у нас был для фонда «Подари жизнь». Еще не было его премьеры. Это не фильм, это видеоклип. История была такая, что нам очень хотелось снять клип в фонде, который бы не давил бы на жалость и чувство вины, а пробуждал бы какие-то совершенно другие чувства, затрагивал бы у людей клавиши сопричастности, доверия. Так получилось, что Земфира подарила нам песню. Она не новая, давнишняя. Мы никак не могли придумать достойный сценарий для нее. Один раз мы сидели с Женей в вагончике и просто рассказывала, какая есть проблема, что нужен новый талантливый язык. Женя сказал, что попробует что-нибудь написать. Мы снимались и снимались, а потом он показал первую наработку сценария на песню и она мне очень понравилась. А потом Женя сделал развернутый сценарий. Мне показалось, что такое направление и хотелось бы. Потом случилось чудо: один щедрый человек специально под проект выдал деньги и мы сняли клип.
Е.М.: В голове было ощущение детей, которые есть во всех взрослых. Есть момент детскости, момент чистоты. Хотелось зацепить эту частоту в наш клип. Не показывать больных детей и давить на жалость, а показать детей-героев, потому что они большие герои. Дети, когда попадают в какое-то горе, они не ведут себя как взрослые. Они воспринимают это с достоинством. Мы это и придумали. Откликнулись лучшие люди индустрии. Мы снимали пять дней. У нас было 27 детей. Я очень жду премьеры, я думаю, что это будет очень трогательно и в цель. Когда я понял, что дети на карантине там взаперти с врачами, я подумал, что даже я тут взрослый мужик иногда схожу с ума. Я решил, что со следующего гонорара обязательно… Я не подумал, что я не один. Я подумал, что если я переведу сто рублей и таких будет миллион человек, то получится сто миллионов рублей. Можно спасти несколько детей.
Ч.Х.: Я часто слышу, что это дело государства, олигархов, а они тут не причем. Я считаю, что с таким подходом у нашей страны нет будущего. Нет понятия государство и олигархи, есть только личное желание помочь. Пока я буду злиться на государство и олигархов, дети будут умирать. А если мы многомиллионной страной поймем, что это наши дети, каждый из них через пять рукопожатий знаком нам, то благотворительность будет развиваться совершенно по-другому. Да, конечно, нужно исключить всякое мошенничество, но это уже другие инструменты. Главная двигающая сила, которая может изменить эту ситуацию – это люди. Каждый человек. Со своими 100, 10 рублями. Нет волшебника на голубом вертолете, мы сами волшебники.
Вопрос от зрителя трансляции: Когда появится клип?
Ч.Х.: При хорошем стечении обстоятельств, летом. Пандемия нарушила все наши планы. У нас была сетка мероприятий, все это было поставлено на рельсы.
Вопрос от зрителя трансляции: Вы случайно в Женю не влюбились? У вас такой влюбленный взгляд.
Ч.Х.: Конечно, я влюбилась в Женю. Как в него можно н влюбиться.
Е.М.: А я влюблен вы Чулпан. Помнишь, как тебя называла девочка? На съемках была девочка, которая очень полюбила Чулпан, везде за ней ходила и называла ее Зулейха Хаматовна.
Ч.Х.: Женя – драгоценный человек в моей жизни, я счастлива, что нас свела эта работа. Я знакома с Мирой (дочь Морозова). Оказывается наши дочери подружки в хоре. Я очень люблю хороших людей. Ничего не могу с этим поделать. Когда я вижу человека с большим сердцем, у меня распахивается душа.
Е.М.: Я был влюблен в Чулпан давно. Я еще не учился в Москве. Иногда видишь человека и он кажется тебе родным человеком и все. Так у меня с Чулпан задолго до того, как мы познакомились. Помню я в «Современнике» сдавал какой-то спектакль. Это был другой зал, как вы его называете. И вдруг заходит Чулпан и садится за два места от меня на мой ряд. Я не видел спектакля, не помню его названия, все время косился на Чулпан. Антракт и я смотрю, Чулпан достала телефон. Я точно знал, что мы поработаем вместе.
Ч.Х.: У Беллы Ахмадуллиной есть такое прекрасное выражение: Сильнее дружбы нет любви. Дружба – она и любовь и что-то большее. Учитывая, что Женя так впрягся в съемки нашего клипа, и сделал все-все за пять дней, как можно его не любить?
Е.М.: Я тебя тоже очень люблю.
Евгений Морозов: «Зулейха открывает глаза Игнатову»
Исполнитель одной из главных ролей в фильме по роману Гузель Яхиной – о подводных съемках, работе с коллегами и открытии Казани.
Фото: Денис Гордийко
Роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» покорил сердца многих читателей, которые теперь с нетерпением ждут выхода одноименного многосерийного фильма (его снимает кинокомпания «Русское» для телеканала «Россия 1»). Роль одного из «красноордынцев», как называла их в книге главная героиня Зулейха, сыграл актер Евгений Морозов. В ходе съемок он научился держаться в седле, нырять, кроме того, исполнилась его мечта – сыграть с такими выдающимися актерами, как Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роман Мадянов. О подводных съемках, работе с коллегами и открытии Казани рассказал Евгений Морозов в интервью читателям портала KZN.RU в перерыве между съемками.
Евгений, когда вы получили приглашение сняться в фильме? Сразу приняли приглашение или были какие-то сомнения?
Е.М.: Конечно, нет. До этого я не читал роман и ничего о нем не слышал. Подумал: «Какая-то «Зулейха», ну ладно, схожу». Я знал режиссера (Егора Анашкина – прим.ред.), только из-за этого пошел на пробы. Он рассказал, что есть такой роман, что в фильме будут сниматься Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий. Я говорю: «Можно поподробнее с этого момента?» Дальше я уже прочел сценарий, потом роман.
Игнатов, один из главных героев произведения, по ходу повествования проходит свой путь, меняется его мировосприятие. Сложно ли было прочувствовать героя и передать все изменения, которые происходят в его душе, сознании?
Е.М.: Он разочаровывается во власти, в том, чем он занимался. Когда я прочитал сценарий один раз, второй, понял, что это история мужчины и женщины. И в первую очередь я играю эту историю, не про время. Гузель очень талантливо поместила свою историю в эти ужаснейшие обстоятельства. Но суть от этого не меняется – можно и сегодня рассказать такую историю: правильная, настоящая женщина приходит к мужчине и открывает ему глаза. Хотя название романа «Зулейха открывает глаза», для меня Зулейха открывает глаза именно мужчине, это моя актерская трактовка. Я в первую очередь рассказываю об этом.
Игнатов подростком привык бегать с пистолетом. Это очень заманчиво для мужчин повоевать, нам нравится таким образом делать себя значимыми. Нам, мужчинам, проще развязать очередную войну, чем прийти домой к своей женщине и сказать ей в глаза: «Я тебя люблю». Это, к сожалению, заложено в нашей природе. Вначале это был абсолютный «Я – герой», во всех стреляю, за власть. Чем больше я читаю про то время, тем больше понимаю, что им было все равно, какие лозунги. Поменяй партию, поменяй что-то еще – они бы все равно бегали, потому что это затягивает. Кроме того, Игнатов, как и многие мужчины, не терпит никакой критики в свой адрес, тем более от женщины. Он встречает женщину, которая говорит ему: «Иди, погуляй», и так год, второй, третий, он там почти спился. Потом он пришел, готовый к критике, и она его приняла. Для меня это главное.
Обстоятельства, власть, страну – все это можно поменять, но суть не меняется, вот в чем еще гениальность этого романа, помимо всего другого, что открыла Гузель.
Вам удалось пообщаться с Гузель Яхиной?
Е.М.: Один раз, когда она приезжала на площадку. Я впервые тогда увидел поселок Семрук (декорации построены в Лаишевском районе – прим.ред.), где мы снимались, поговорили об этом, про персонаж очень коротко.
Кого интереснее играть – современных героев или персонажей из другой эпохи?
Е.М.: Да, я надеваю этот костюм, плащ 10 минут, он тяжелый, кожаный, того времени. Но я к нему привык. Дело не в антураже, а в драматургическом материале, в том, какие перипетии предстоят персонажу. Мой герой переживает все. Сергей Васильевич Маковецкий сказал, что это роль мечты. И он всегда говорил, что если бы был моложе, то он бы отнял эту роль. Но нет, я бы все равно играл (смеется). Если бы это была современная история, ее бы тоже было безумно интересно играть.
Если говорить о ваших партнерах по фильму, переняли у них опыт?
Е.М.: Конечно, они все космические люди. С Ромой Мадяновым у нас была череда дней, когда мы с ним только вдвоем в поселке снимались. Сергей Васильевич Маковецкий, Саша Баширов, Чулпан, Юлия Пересильд – это мечта, которая сбылась. Это было огромным счастьем с ними работать. Рядом с ними в кадре невозможно врать, невозможно прийти неподготовленными – ты сразу становишься на другой уровень актерского существования и по-другому просто не можешь.
Сегодня во время массовых сцен видели вас на коне. До съемок ездили верхом?
Е.М.: Нет, верховой езде учился специально, было несколько занятий. Сложно – не сложно, куда деваться.
А чему еще пришлось учиться?
Е.М.: Нырять на глубину 6 м. Мы снимали в бассейне сцену, которая происходит на реке. Пришлось учиться глубоко нырять, задерживать дыхание, тоже было несколько занятий. На тренировках у меня мало что получалось, после команды «Камера! Мотор! Начали» просто занырнул и все – даже не болела голова, не закладывало уши.
Финал книги открытый – сыну Зулейхи удается покинуть Семрук, уплыть из этого места, где он родился и вырос. Какой вы видите дальнейшую судьбу своего героя Игнатова?
Е.М.: Наверное, какая-то спокойная тихая жизнь. Не знаю, что насчет возмездия от судьбы – не нам решать, он наворотил много всего, ему ли расплачиваться за это или его детям, и будут ли у него дети – не знаю. Я бы на месте этого человека просто тихо жил, стараясь, может, помогать кому-то, если возможна для него такая трансформация. Не знаю, сможет ли Игнатов осознать, что он сделал, успокоиться.
До съемок вы были в Казани?
Е.М.: Нет, я впервые в Казани, летом мы сюда заехали, с какими-то перерывами вот уже 7 месяцев я так или иначе живу здесь. Я в восторге от Татарстана, Казани, татар, мне очень здесь комфортно. Думаю, я сюда буду приезжать. Я открыл для себя этот прекрасный город, людей, здесь чувствуется свой мир.
Рамиль Сабитов — Муртаза из «Зулейхи»: «Это история про мои корни — бабушек и дедушек»
Актёр рассказал о впечатлениях от книги Гузель Яхиной и предстоящих съемках
Стали известны актеры, которые исполнят роль Муртазы и Упырихи в сериале «Зулейха открывает глаза», съемками которого занимается кинокомпания «Русское». Сериал покажут на телеканале «Россия-1», в конце августа в Перми должны стартовать съемки. Эксклюзивными подробностями с «Реальным временем» поделился исполнитель роли Муртазы — Рамиль Сабитов.
«Это про мои корни»
Продюсеры сериала «Зулейха открывает глаза» раскрыли интригу о том, кто сыграет еще двух главных персонажей картины — супругу и свекровь Зулейхи. Так, роль Муртазы исполнит российский актер театра и кино, татарин по национальности Рамиль Сабитов. Артист родился в Ульяновской области, затем семья переехала в Татарстан в Набережные Челны. Рамиль закончил Ярославское театральное училище, позже режиссерский факультет ГИТИСа. Работал в Тверском ТЮЗе, «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева. Снимался в фильмах «Бухта Филиппа», «Охота на пиранью», «Апостол» и другие.
Роль Упырихи сыграет заслуженная артистка России и Татарстана Роза Хайруллина. Актриса родилась в Норильске, окончила Казанское театральное училище, после чего ее пригласили сразу пять театров, но она выбрала Казанский ТЮЗ, в котором работала до 1996 года. В 2009 году вошла в труппу театра-студии Олега Табакова.
Роль Упырихи сыграет заслуженная артистка России и Татарстана Роза Хайруллина. Фото rustars.tv
«Реальному времени» удалось связаться с исполнителем роли Муртазы и поговорить с ним о будущих съемках.
— Два года назад я прочитал книгу, она не могла не понравиться, потому что, во-первых, я татарин. Во-вторых, это история про мои корни — бабушек и дедушек. История, связанная с кровью, национальностью, то есть она близка мне и понятна. Я тоже думал, как эту вещь будут ставить. Когда читал «Зулейху», не думал, что пригласят играть Муртазу. Потому что Муртаза описан огромным мужчиной, каким я его увидел. Когда мне позвонили, я был в Пушкинских Горах. Вдруг мне позвонил кастинг-директор и говорит: «Рамиль, мы хотим вас пригласить на пробы в такой-то проект». Я очень обрадовался и спрашиваю, на какую роль? На Муртазу. Я удивился, потому что я себя никогда не видел в этой роли. Тем не менее я попал на кастинг, встретился с Егором Анашкиным, мы с ним очень хорошо поговорили, он прекрасный режиссер, рассказал, что хочет, — вспоминает историю попадания в проект Рамиль Сабитов.
На кастинге не обошлось без смешных эпизодов.
— Есть сцена, когда Муртаза рубит топором корову. Тяжелый момент, он делает это, чтобы его не забирали. Я взял на пробы реальный топор у соседа, он тогда делал ремонт. Но в Москве шел чемпионат мира, ехать по городу с топором было опасно. Я понимал, что если попаду, буду объяснять, что еду на пробы, вообще могут счесть за сумасшедшего. Пришлось с ним как-то пробираться, не знаю, как, но я не попался. К счастью, пробрался и уже тогда понял, что удача светит. Потом пришел на пробы, режиссер говорит, что здесь надо взять какую-то палку, мол, я буду рубить топором. Я говорю, зачем палку, у меня топор есть. Егор так на меня смотрит, говорит: нет, не надо. Но я же артист! Уже проходя мимо, режиссер сказал, что первый раз видит, чтобы артист с топором пришел на пробы, — вспоминает Сабитов.
Эскиз декораций к сериалу «Зулейха открывает глаза». Предоставлен кинокомпанией «Русское»
С его слов, через какое-то время ему позвонили и сказали, что утвердили.
— Я уже знал, что Чулпан будет играть, это носилось в воздухе. Когда узнал, кто будет играть Упыриху, очень обрадовался. Она тоже описана огромной, но режиссер увидел ее по-своему. Мне кажется, единственная, кто по духу может сыграть Упыриху, — Роза Хайруллина. А Чулпан — это наше все, не только татарское, но и русское, — говорит актер.
Возможные расхождения сценария с книгой комментировать не стал, но подробно рассказал о своем видении роли и о работе с Чулпан Хаматовой.
— Непросто сыграть Муртазу. У меня очень хорошие партнеры, когда они хорошие и сильнее тебя, а они у меня звезды, мне будет легче играть. Не потому, что буду плыть по течению.
С Чулпан снимался в маленькой роли в фильме «Маяковский», играл любовника Лили Брик. Помню, когда присел рядом с Чулпан, дальше понял, что играть ничего не нужно. Она настолько излучала некий свет и направление, что я попал под ее магию, даже не думал, как играть, на это надеюсь и сейчас. Знаю, что такой партнер — это счастье. Как сыграть, режиссер объяснит, у меня есть свое представление. Это необычный герой. У него тайна рождения, тайна выживания — остался жив благодаря тому, что его мама погубила других детей. Она его кормила молоком, а они умерли. И еще есть страшный момент — не кормила ли она его мясом братьев и сестер? Когда думаешь об этих вещах, волосы встают дыбом, — признается исполнитель Муртазы.
«Чулпан — это наше все, не только татарское, но и русское», — говорит актер. Фото Олега Тихонова
Интерес к истории
Как только он узнал об утверждении на роль, то поневоле стал больше интересоваться историей собственного рода.
— Старший брат рассказал, что наш прадед был зажиточным крестьянином, у него были обозы с сеном. Об этом узнал, когда меня утвердили на роль, стал больше интересоваться корнями, брат очень много рассказал, ему рассказывала бабушка, он мне передал. А отец был уже председателем колхоза, получается, мы были с двух сторон, — считает Сабитов.
С критикой романа он согласен не во всем.
— Знаком с людьми, которые критикуют книгу, имел разговоры в татарском обществе. Одни в восторге, другие говорят, что это не наш путь. Я поражен красотой вещи, образами — таких не видел. Такой язык, характеры, сцены страшные, например, когда они тонут, находят ключ, а там решетка. Очень сильный роман. Я не праведник, чтобы говорить — это да, а это нет. Для меня важно эстетическое восприятие, я художник, актер. Мое право не судить, а сделать образ таким, чтобы люди, которые смотрят, поверили, но это будет непросто. Очень бы хотел познакомиться с Гузель Яхиной, для меня эта книга — возможность с ней познакомиться, — признался актер.
Эскиз декораций к сериалу «Зулейха открывает глаза». Предоставлен кинокомпанией «Русское»
Прекрасная песня о татарской женщине
Сейчас он находится в Башкирии на других съемках. Знает, что здесь поставили спектакль по книге, но уверенно говорит, что пока сам не сыграет роль, ничего по роману не будет смотреть.
— Это прекрасная песня о татарской женщине, в ней есть и слезы, и радость. Не знаю, почему некоторые не принимают. В этой вещи есть зерно света, это самое главное, — снова вернулся к роману Сабитов.
Связаться с исполнительницей роли Упырихи Розой Хайруллиной пока не удалось. PR-директор кинокомпании «Русское» Екатерина Воронцова рассказала, что съемки стартуют в конце августа.
«Очень бы хотел познакомиться с Гузель Яхиной, для меня эта книга — возможность с ней познакомиться», — признался Рамиль Сабитов. Фото Романа Хасаева
— Съемочный процесс начинается в Перми, в сентябре съемки стартуют в Татарстане. Планируется, что на фестиваль «Аксенов-фест» приедет Гузель Яхина, которая также посетит съемочную площадку и увидит, как воплотились ее пожелания. Поселок Семрук в Лаишево готов полностью, — отметила Воронцова.