актерские приемы для жизни
Упражнения по актерскому мастерству
Уроки тренинга по актерскому искусству на нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.
Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки
Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.
Упражнение «Слова на букву…»
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?
Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.
Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения. В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.
Упражнение «Повтори»
Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.
Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.
Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.
Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»
Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.
Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими мыслями с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.
Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга.
От предлагаемых обстоятельств к роли
В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:
Упражнения на концентрацию
Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.
Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.
Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.
Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:
Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке.
Упражнение «Смена ролей»
Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.
Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.
Упражнения на импровизацию
Импровизация – это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:
«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.
«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.
С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.
Комплекс упражнений на дикцию
Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике, а также в видеоролике, который мы разместили ниже.
Цепочки ассоциаций
Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.
Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.
После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Практика
Актерских упражнений очень много, но самое главное – это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:
Практикуйтесь как можно чаще и придумывайте свои способы применения знаний.
Как актерские навыки помогают в обычной жизни
Давайте представим, что вы пришли на интервью, чтобы устроиться на работу: перед этим долго готовились, учили искрометные фразы, читали гайды по языку тела и искали подходящую одежду – провели все вечера перед зеркалом. И как назло – тревога, нервозность, недружелюбный человек в строгом костюме. Сразу сбивается речь и забываешь нужные слова, сидишь в неуверенной позе, а одежда больше не кажется комфортной и презентабельной.
Этих и других подобных вещей (и не только на собеседовании, но и во множестве других жизненных ситуаций) можно избежать, если знать, как использовать в жизни актерские навыки. Поставленная сценическая речь позволит уверенно звучать, размеренно и четко говорить, а развитый эстетический вкус подскажет, какая одежда лучше подойдет для интервью. Даже разволновавшись, можно выразить положительные эмоции, а лучше и не волноваться – главное развивать психологическую устойчивость. Этому мы учим на нашем онлайн-курсе по актерскому мастерству: с теорией, практикой, обучающими видео и интересными заданиями. А в этой статье давайте разберемся подробнее с самыми важными навыками актера и возможностями их применить.
Ключевые актерские навыки: для чего их использовать
Существует множество навыков, которыми располагают актеры: от умения вживаться в роль и импровизировать до креативности, четкой дикции и раскрепощенности. Посмотрим на самые важные из них с практической точки зрения:
Актерским навыкам везде можно найти применение, другое дело – как-то освоить их. Разберемся, как можно самостоятельно натренировать каждое из перечисленных умений (кстати, узнать, в каких профессиях необходима сценическая речь, подробнее разобраться с эстетическим вкусом и понять специфику всех ключевых навыков можно в нашей статье «Навыки актера, которые пригодятся каждому»).
Как освоить актерские навыки?
Давайте посмотрим на рекомендованные упражнения для практики актерских навыков и разберемся, как можно тренировать эти умения с помощью ресурсов 4brain. В конце концов, вы сможете успешно применять навыки в жизни – мы также рассмотрим приемы, которые предлагает актриса Джейн Марла Роббинс в своей книге об актерских техниках, и научимся эффективно их использовать.
Вжиться в роль и выразить эмоции
Чтобы научиться хорошо передавать эмоции и поддерживать нужный образ, обратимся к технике якорения, основанной на нейролингвистическом программировании:
Узнать подробнее о технике якорения и найти еще 14 методик по управлению эмоциями можно в третьей части нашего тренинга по актерскому мастерству.
Прием. Техника якорения основана на такой вещи, как эмоциональная память. В своей книге Роббинс уделяет этой особенности мозга большое значение – и вот как ее можно использовать на примере актрисы:
«Бьющиеся о скалы волны придают мне ощущение живости, силы и безопасности. Настоящие ли это волны или воспроизведенные по памяти. Другими словами, звуки бьющихся волн, запах соленого морского воздуха, вид пены – все эти чувственные вещи заставляют мое тело вести себя так, будто я и вправду у океана, так это или нет. И это просто чудесное ощущение.
Для меня это способ контролировать свое тело, вместо того, чтобы быть зажатой, несчастливой или напуганной. Мне нравится ощущать расслабление, силу и воодушевление. Так что в тех ситуациях, когда имеют место быть убогость и напряжение, я просто воссоздаю те волны на противоположной стене – и это все, что мне нужно, чтобы хорошо провести время».
Для каждой эмоции можно подобрать соответствующий стимул, который ее вызовет. Можно поэкспериментировать с этим самим или для начала взять пример с Джейн и ее бьющихся волн.
Выразительно говорить
В хорошо поставленную сценическую речь входят правильная артикуляция, четкая дикция, выдержанные дыхательные паузы и выразительная интонация. Посмотрим, какими упражнениями можно улучшить дикцию:
Все задания на тренировку сценической речи, в том числе для интонации, дыхания и артикуляции, можно найти в пятом уроке по актерскому мастерству.
Прием. Чтобы ничего не мешало полностью раскрыть вашу отработанную речь, изучим прием «Замена». Он связан с эмоциональной памятью, и его смысл в том, чтобы заменять любые мешающие предметы на что-то радостное и безопасное в вашем сознании. Рассмотрим это на примере Линды.
Линда боялась свиданий вслепую: каждый раз она сильно напрягалась, не могла сказать ни слова и волновалась, что не понравится своему собеседнику. Так что она решила прибегнуть к «Замене»: любые цветы на столе ресторана она заменяла своими любимыми фрезиями, вместо шумной музыки она представляла Колыбельную Шумана, а запах хлеба на подносе приобретал аромат ее свежеиспеченных булочек.
Использовав все эти хитрости, Линда чувствовала себя как дома: она могла быть собой и не волноваться, что вся ее жизнь зависит от одного свидания. «Замена» – универсальный прием. Вспоминайте про него всегда, когда нужно разрядить обстановку и создать себе комфортные условия.
Уверенно двигаться
Станиславский считал сценическое движение самым главным средством внешней техники актера. Разберем упражнения на развитие координации:
Все тренировочные практики по развитию сценического движения можно найти в нашей статье «Сценическое движение».
Прием. Для того, чтобы свободно двигаться перед людьми, нужно чувствовать себя раскрепощенно. Воспользуемся такой методикой, как «Пародирование персонажа», в оригинале – Playing a Character. Эта практика хорошо подходит для многих ситуаций: от театрального выступления до свидания и знакомства с новыми людьми.
Все, что нужно – это взять на себя роль определенного персонажа или образа. Чтобы чувствовать себя привлекательной и чарующей девушкой, можно представить образ Мадонны, а если нужно немного подурачиться, то стоит прикинуться псом Гуфи. Подойдет любой персонаж.
А чтобы лучше войти в роль, ответьте на вопросы: «Какая у него походка? А манера разговора? Какая осанка и движения руками? Улыбка широкая и открытая, или наоборот закрытая?» Чем конкретнее вы представляете поведение своего персонажа, тем лучше.
Все запомнить
Актеры тренируют память, чтобы быстро и эффективно запоминать свои сценические реплики, песни, монологи. Но хорошая память пригодится всем и каждому, в любой ситуации: вспомнить номер начальника, вовремя поздравить с днем рождения друга и не забыть купить молоко в магазине.
Вот некоторые рекомендации по тренировке памяти:
Все практические рекомендации, способы запоминания и интересная теория по теме памяти находятся в статье «Как тренировать память». А еще есть мнемотехники.
Прием. С хорошей памятью к хорошему реквизиту – и да, это опять не про сцену.
Как повествует Роббинс, актриса Джоанна Майлз во время съемок одного фильма удивительным образом плакала каждый раз, когда ей подавали сигнал. Как только камеры немного сдвинули, она потеряла эту возможность. Все дело в том, что оборудование закрыло собой ручку какого-то красного дивана, видневшегося Джоанне. Можно предположить разное: возможно, когда-то на таком диване весело смеялась ее бабушка, а может, на похожем диване случилось что-то трагическое. Но факт остается фактом: актриса была эмоционально связана с этим предметом, и он заставлял ее плакать.
Для повседневной жизни, где нет камер и красных диванов, можно найти, например, камень – какой вам понравится. Подержите его в руке, сфокусируйтесь на этом маленьком предмете в своей ладони. И если вы услышите какую-то мысль, какую-то идею, – свой внутренний голос, – то носите этот камень с собой, в кошельке, сумке или где-то еще. В моменты напряжения и тревоги вспоминайте про него – должно стать легче, если вы направите внимание на предмет, с которым эмоционально связаны.
Выработать вкус
Эстетический вкус – понятие довольно абстрактное и субъективное. Вот несколько общих рекомендаций по его развитию:
Но самый действенный способ улучшения эстетического вкуса – это тренировать насмотренность.
Прием. Правильно подобранная одежда – залог успеха. Экспериментируйте с одеждой: светлыми и темными цветами, разными фактурами и тканями. Можно начать со шляпки (так, кстати, и сделал Харрисон Форд для роли Индианы Джонса – и это стало его фирменной фишкой в фильме), а можно подобрать себе целый наряд. Найдите вещи, в которых вы будете чувствовать себя уверенно и красиво – тогда вас запомнят, а вы произведете хорошее впечатление.
Обрести дзен
Вот несколько признаков того, что стоит поработать над своим ментальным здоровьем:
Если что-то из этого списка свойственно вам, советуем пройти нашу программу по психической саморегуляции: за 6 недель обучения и 25 уроков вы научитесь адаптироваться к стрессовым ситуациям, контролировать эмоции, регулировать внимание; освоите техники управления своей мотивацией, методы физиологической саморегуляции и еще много других полезных вещей.
У всех актерских навыков есть практическое применение. Отработав эти навыки, больше можно не волноваться ни о собеседовании, ни о свидании, ни о презентации, потому что все получится. Теперь, вернувшись на интервью, не будет беспокойства о его результате, как и об исходе свидания, чтении лекции или выступлении на сцене – главное помнить, что весь мир – театр, а мы всего лишь актеры в нем. Все зависит от того, как мы сыграем свою роль.
Желаем успехов в освоении актерских навыков и удачи в применении их на практике!
Актерское мастерство: 20 лучших упражнений
Обычно, этот блок ставят в самое начало тренировки, потому что занятия на раскрепощение одновременно разогревают мышцы. Благодаря им человек погружается в процесс, перестает нервничать и начинает контролировать собственное тело. Большинство из них основаны на расслаблении и снятии зажимов, как телесных, так и психологических. Зачем это нужно? Если вы когда-нибудь видели, как актриса на сцене падает в обморок, то, наверняка, у вас возникал вопрос, почему ей удается не разбить затылок или не сломать плечо. Дело в том, что благодаря регулярным тренировкам тело становится пластичным и мягким, поэтому во время падения не ударяется об поверхность, а «сползает» на нее, не травмируясь.
1. Актерское мастерство — новая йога
Освободите территорию на полу и постелите коврик — подойдет любой, не пропускающий холод. Лягте на спину и найдите комфортную позицию, только не перекрещивайте руки и ноги. Закройте глаза, глубоко вздохните и мысленно «ощупайте» свое тело, а затем расслабьте его: начните со ступней левой ноги и постепенно поднимайтесь выше, пока не достигните головы. Сделать это не так просто, как написано, поэтому возьмите столько времени, сколько нужно именно вам. Механизм упражнения напоминает медитацию, поэтому его можно регулярно делать по утрам, сразу после просыпания.
2. Заведите друга. Воображаемого
Звучит как абсолютный бред, правда? На самом деле, это очень ценный совет для тех, кому сложно раскрываться и раскрепощаться с любыми, даже близкими людьми. Если вам сложно удерживать постоянно перед глазами человеческий образ, то просто сядьте или встаньте перед зеркалом и коммуницируйте с отражением. Расскажите абстрактному собеседнику то, чем не можете (пока что) поделиться с остальными. Если у вас получится это сделать, вы преодолеете словесный барьер и диалоги с реальными людьми будут складываться гораздо легче.
3. Танцуйте!
Танцы — одно из самых раскрепощенных и пластичных искусств в истории. Поэтому, обойти его стороной, если вы действительно хотите до конца снять зажимы, не получится. Поставьте таймер на 15 минут, встаньте перед зеркалом и танцуйте не останавливаясь. Вы можете двигаться как угодно, смешивая разные жанры, замедляясь или ускоряясь. Если у вас нет психологического барьера перед окружающими, то вы можете делать все то же самое в присутствии друзей или родных. Это упражнение обязательно даст результаты, если повторять его ежедневно — оно может стать вашей полезной привычкой и заменить утреннюю зарядку.
Работа артиста на 50% состоит из постоянного включения в придуманный мир — мир, которые в «Войне и мире» описал Толстой или Чехов в своих «Трех сестрах». Для того, чтобы органично существовать на сцене актер должен уметь переносить сюжеты из литературы в реальную жизнь. Обойтись в этом случае без бурной фантазии никак нельзя, поэтому тренировать ее необходимо.
1. Представьте, вы — бухгалтер.
Попросите друзей написать на листке любую профессию, максимально далекую от той, которой вы занимаетесь сейчас. Посмотрите, какая роль вам выпала и начинайте рассказывать о своей жизни так, словно вы уже работаете электриком, парикмахером, современным художником или дизайнером интерьеров. Пусть друзья задают вам дополнительные сложные вопросы, которые будут постоянно «обновлять» ваше повествование и детализировать его.
2. Придумайте авторское кино.
Это упражнение можно делать в одиночку. Представьте, что вам необходимо через два часа отправить сценарий для съемки короткометражного фильма. Выберите тему, опишите героев, завязку, кульминацию и развитие сюжета, предложите воображаемые декорации или место действия — можно делать это вслух, а можно на листочке. Поверьте, что двух часов вам может не хватить, настолько захватывающим оказывается процесс. Если вдруг сюжет покажется вам достойным, то вы можете попробовать его воплотить в жизнь с помощью «Легких людей». В школе актерского мастерства в конце одного из курсов педагоги предлагают студентам самостоятельно разрабатывать сюжет для своего курсового видео-ролика. Почитать об отзывах учеников и съемочном процессе можно здесь:
3. Возьмите в руки игуану.
Воображаемую! Представьте, что у вас на руках сидит какое-нибудь экзотическое животное, которое категорически нельзя спускать с рук на пол. Оно может быть огромным, как кенгуру, может быть колючим, как дикобраз или, мягким и, одновременно, опасным, как котенок гепарда. Попытайтесь наиболее правдоподобно показать «ускользание» животного из ваших рук и не забудьте о том, что зритель должен правильно определить какого именно зверька вы держите. Еще больше полезных упражнений на развитие фантазии можно найти в нашей статье
Внимание кажется очень рациональным явлением, зависящим от работы головного мозга, хотя самый известный практик и теоретик русского театра — Константин Станиславский — писал, что на его взгляд, внимание находится не в голове артиста, а в районе «солнечного сплетения». Внимание необходимо для того, чтобы артист умел правильно выбирать из материала самые важные и кульминационные точки, а еще с ходу улавливать настроение публики, сидящей в зрительном зале. Определив отрицательную реакцию зрителя, актер может повлиять на ход спектакля в лучшую сторону.
1. Посмотрите на свою настольную лампу.
Или любой другой предмет, который используете ежедневно. Поставьте его перед собой и, для начала, внимательно осмотрите его со всех сторон, представьте, каким он может быть на ощупь — скользким, колючим, поцарапанным и так далее. Затем проверьте догадки на практике и потрогайте вещь — так начнет работать ваша тактильная память. В финале отвернитесь и попробуйте наиболее полно описать предмет, используя полученные ощущения. Это можно сделать на следующий день или просто через какое-то длительное время.
2. Вспомните Цезаря, который умел делать несколько дел одновременно.
Внимательный артист должен уметь то же самое. Поэтому попробуйте погрузить себя в такую ситуацию: начните играть в щахматы или шашки, включите песню с незнакомыми словами и попытайтесь время от времени отвечать на сообщения от друзей. Когда будете тренироваться, пригласите кого-нибудь наблюдать за вашим успехом и давать обратную связь. Это очень важно, потому что с первого раза сделать идеально каждое из дел, конечно, не получится.
3. Сыграйте в более сложную версию «Крокодила»
Для выполнения этого упражнения вам понадобится помощь близких людей. Встаньте в полутора метрах друг от друга и договоритесь о том, что один из вас показывает разные движения, а второй их повторяет. Если вам досталась вторая роль, то пытайтесь наиболее четко и правильно следовать за передвижениями и позами партнера.
Пункт, важность которого объяснять не нужно. Очевидно, что для профессии артиста нужна хорошая дикция, над которой нужно работать ежедневно. Здесь снова можно обратиться к Станиславскому, который говорил, что красивая речь должна быть не просто навыком, а частью личности человека, такой, словно она была у него от рождения. Это значит, что разговаривать правильно и хорошо актер должен не только на сцене или съемочной площадке, но и за чашкой кофе с другом. Причем дикция — это не просто правильное и громкое произношение слов вслух, но и умение владеть интонациями, управлять вниманием зрителя с помощью своей речи. Тренировать дикцию хоть раз в жизни приходилось каждому, вспомните хотя бы уроки в начальной школе, где вас просили проговаривать смешные скороговорки. Правда, для профессионального актерского образования требуются более сложные инструкции, о которых мы сейчас расскажем.
1. Не бойтесь сломать язык
Один из самых знаменитых в Петербурге педагогов по сценической речи — Егор Архипов — советует начинающим артистам начинать тренировку дикции с упражнений по артикуляции. Артикуляция необходима для того, чтобы уметь четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Специально для школы «Легкие люди» Егор Архипов составил большой список полезных тренировок, о которых подробнее можно почитать в статье. Одна из них заключается в том, чтобы произносить сложные буквенные сочетания, которые в бытовой жизни встречаются крайне редко. Например: ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Для усиления эффекта и большего раскрепощения можно делать это упражнение перед зеркалом.
2. Три различных версии Конституции
Возьмите Конституцию России и выберите абсолютно любой отрывок. Ваша задача — прочитать его несколько раз, психологически погружаясь в различные условия. Сначала произнесите текст так, словно вы зачитываете торжественный манифест, затем так, словно признаетесь в страстной любви, а напоследок так, словно перед вами не Конституция, а увлекательный и качественный детектив. Внимательно следите за дикцией — в каждом из предложенных случаев она должна стремительно меняться, где-то быть мягче и пластичнее, а где-то напористее и четче. Для оценки результатов вам понадобится помощь друзей, чтобы они смогли рассказать вам об ошибках и помочь добиться идеального звучания каждого отрывка.
Для того, чтобы запоминать большие пласты текста и транслировать их со сцены, артисту необходимо иметь отменную память. Принято считать, что свойство быстро и навсегда запоминать любую информацию — врожденное, как талант. Но нейробиологи, которые изучают реальные свойства и способности нашего мозга, в ответ на этот стереотип рассмеются и ответят, что память поддается тренировке так же, как мышцы нашего тела. Мы подобрали несколько самых интересных тренировок:.
1. Фиксируйте детали в блокноте
Теперь, когда идете куда-нибудь гулять или, лучше, когда отправляетесь в путешествуйте, возьмите за правило записывать свой маршрут на листочке в конце прогулки или поездки. Если у вас есть склонность к рисованию, то можно не только писать, но и зарисовывать мелкие подробности и детали, встреченные на пути. Постепенно, объем записей или зарисовок будет расти — в следующие прогулки/путешествия вы будете гораздо сильнее концентрироваться на том, что вас окружает.
2. Оглянитесь по сторонам
По дорогу в школу, институт или на работу научитесь запоминать по 10-12 явлений, существ или предметов, которые понравились или, наоборот, не понравились вам больше всего. Например: на асфальте вы увидели потерянную помаду, в автобусе услышали как кто-то признается кому-нибудь в любви, проходя по набережной увидели смешную маленькую девочку в коляске, а в витрине магазина — огромный леденец. Когда дойдете до цели попытайтесь пересчитать в голове (не записывая!) увиденное в правильном порядке.
3. Больше музыки!
Попросите друзей скинуть вам несколько музыкальных треков, где есть увлекательный текст. Послушайте каждый из них и попытайтесь вслух пересказать сюжет каждой песни. С первого раза может получиться только каша из метафор и путаница с героями, поэтому переслушайте треки еще по два раза и попытайтесь снова. Если выполнять задание регулярно, то через какое-то время у вас выработается своя методика запоминания, которая в будущем будет очень полезна для фиксации ролей.
Процветает стереотип, что в профессиональных театральных вузах педагоги смотрят на внешние данные человека и его способность танцевать, петь или читать стихи. Но, на самом деле, гораздо больше в профессии ценится способность заявить о себе. Речь идет о выразительности человека, как личности. О таких людях, обычно, говорят, что они умеют «выделиться из толпы», то есть эффектно преподнести себя и свои таланты. Многие думают, что это качество — врожденное, но на самом деле его можно прокачивать и добиваться видимых результатов.
1. Начните со взгляда.
Одним из ключевых приемов гения бизнеса и технологий XXI века — Стива Джобса — был его фирменный ледяной взгляд, который он использовал только в крайнем случае. Если партнер или непонятливый сотрудник не не соглашались с мнением Джобса, он не мигая фиксировал взгляд глаза-в-глаза на собеседнике и замедлял речь. Большинство людей, которым пришлось испытать это на себе, говорили, что уже через минуту им хотелось согласиться на что угодно, просто, чтобы прекратить исходящее давление и мощь. Стив методично, в течение нескольких лет, тренировал этот взгляд в зеркале, проверяя впечатление на себе. Первый контакт между любыми людьми или между артистом и аудиторией возникает в момент пересечения взглядов. Поэтому, чтобы производить на публику нужный эффект, вам необходимо понять, как именно вам комфортнее смотреть человеку в глаза — вкрадчиво, пристально, отводить взгляд или задерживать, прищуриваться или, наоборот, смотреть максимально открыто и ободряюще.
2.10 непростых вопросов
Возьмите тетрадь и напишите десять тем для разговора, которые наиболее часто затрагиваются в вашем кругу общения. Вы знаете ответ на каждый из них? Можете ответить четко и уверенно, подобрать аргументы и защитить свое мнение? Если ответ «да», то напишите еще 10 вопросов — тех, на которые вы в разговорах не могли дать такой же идеальный и быстрый ответ. Вопросов, которые приводят вас в ступор и вынуждают что-то неразборчиво и путано отвечать. Потратьте время и силы, чтобы сформулировать на большинство из них ответы, которые сможете дать в случае неожиданной беседы.
3. Задумайтесь о кумирах
Наверняка у вас есть люди, которые мотивируют и вдохновляют быть лучше и сильнее. Это могут быть деятели из абсолютно разных сфер — политики, режиссеры, изобретали, инженеры, бизнесмены и так далее. Наверняка, каждый из них по-своему выразителен, поэтому потратьте время на то, чтобы проанализировать их биографию и карьеру. Выберите по несколько факторов или качеств, которые делают этих людей особенными — это может быть красноречие, критичность или упорство. Попробуйте «перенести» выбранные параметры на себя и трезво оцените их наличие и отсутствие. Таким образом вы поймете, чего вам не хватает и будете тренировать только то, что действительно необходимо для создания выразительного и эффектного образа. Ы