актеры белого солнца пустыни фильма
Кавсадзе, Куркина, Годовиков: трагические судьбы звезд «Белого солнца пустыни»
Почему Гюльчатай оказалась втянута в секту? За что сидел в тюрьме любимец Петруха? Подробности — в материале 5-tv.ru.
В актерской среде есть поверье: не стоит играть в фильмах, сценарии которых полны мистики и кровопролития. Считается, что злые духи обязательно навредят героям этих картин уже в реальной жизни. Впрочем, как выяснилось, бывают и исключения.
Лента Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышла на экраны 30 марта 1970 года. Казалось — приключенческая комедия, чего плохого от нее ожидать? Но трагедии происходили одна за другой. Кто из главных героев погиб, кто-то попал в тюрьму, кто-то не смог выбраться из секты.
Павел Луспекаев — Верещагин
«Белое солнце пустыни» для Павла Луспекаева стало последним проектом. Сыгравший легендарного Верещагина актер умер от разрыва сердечной аорты. Трагедия произошла 17 апреля 1970 года.
Как отмечали близкие и друзья Луспекаева, у него всегда была масса проблем со здоровьем. Еще будучи молодым он ушел на фронт добровольцем, где сильно обморозил ноги. В 26 лет медики диагностировали ему нарушение кровообращения в нижних конечностях, что впоследствии привело к развитию атеросклероза.
К сожалению, вдоволь насладиться жизнью и славой он не успел. Луспекаев умер в 42 года.
Павел Луспекаев. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Анатолий Кузнецов — Федор Сухов
По воспоминаниям друзей и супруги Анатолия Кузнецова, актер никогда не жаловался на здоровье и проблемы в жизни. Но как только закончились съемки «Белого солнца», ситуация резко изменилась.
Отправившись на консультацию к действительно профессиональным медикам, он узнал, что раком никогда не болел. Причиной плохого самочувствия Анатолия изначально был полип, устранить который не составило бы труда. Но время было упущено, а здоровье загублено. Оказавшись в очередной раз в больнице, он наложил на себя руки.
Анатолий Кузнецов. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Николай Годовиков — Петруха
Не повезло в жизни и Николаю Годовикову. После выхода в свет картины он женился, вскоре супруга забеременела и родила дочь. Содержать семью на актерские деньги было непросто, да и подработку искать становилось все труднее. Брак распался, некогда знаменитый молодой человек переехал в «коммуналку» и запил.
В 90-х годах Николай наконец встретил свою судьбу — любимая женщина помогла ему устроиться на работу, начать жизнь заново. Но счастье продлилось недолго. В 2015 году спасительница актера скончалась, а вскоре — в ноябре 2017 — и он сам — от рака почек.
Николай Годовиков. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кахи Кавсадзе — Абдулла
Кахи Кавсадзе скончался 27 апреля 2021 года. По предварительным данным, в результате осложнений коронавирусной инфекции. Сколь ярким и успешным актером он был, столь же несчастным являлся за кадром.
Отца грузин почти не видел. На пути с фронта мужчину сняли с поезда, арестовали и впоследствии сослали в Сибирь. Мама актера больше не вышла замуж и умерла на руках наследника. Очередная трагедия в жизни Кавсадзе произошла в 1992 году. После 23 лет болезни скончалась его обожаемая супруга Белла Мирианашвили. Женщина подарила Кахи двоих прекрасных детей — сына и дочь. Остаток жизни актер провел в одиночестве, так и не женившись.
Кахи Кавсадзе. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Татьяна Кузьмина — Гюльчатай
В «Белом солнце пустыни» танцовщица Татьяна Кузьмина снималась, еще когда носила девичью фамилию Федотова. Ее жизнь раз и навсегда изменил брак. Звезда фильма ответила согласием на предложение руки и сердца композитора Геннадия Кузьмина, и все пошло под откос.
Влюбленные находились словно в прострации: у них не было стабильной работы и даже друзей. Многие считали Кузьмину скандалисткой, а потому не желали с ней общаться. Однако после нескольких лет странствий Татьяна все-таки нашла свое пристанище. Актриса подалась в общину, которую священники считают сектой. Но женщина уверена, что ее жизнь удалась. Все время она проводит за молитвами и призывает людей следовать за ней.
Татьяна Кузьмина. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Раиса Куркина — жена Верещагина
Актриса Раиса Куркина запомнилась отечественному зрителю как жена Верещагина — Настасья. Сниматься в «Белом солнце» ей разрешили без проб — мужем звезды был режиссер картины Владимир Мотыль. Правда, с окончанием проекта закончилось и ее семейное счастье — благоверный начал изменять.
Замуж Куркина больше не хотела, да и зачем? Ведь у нее уже была наследница, а тратить нервы на мужчин и строить жизнь заново не очень-то и хотелось. С актерской карьерой она закончила еще в конце 80-х годов. Когда дочка выросла и перебралась в Канаду, Раиса Семеновна осталась совсем одна без помощи и поддержки, пишет » Экспресс газета ».
Раиса Куркина. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Забвение, секта, рак: как сложились судьбы актеров из «Белого солнца пустыни»
Сейчас, спустя много лет, многие называют «Белое солнце пустыни» роковым фильмом из-за того, как сложилась судьба актеров. Многие артисты закончили свою жизнь по-настоящему трагически.
Кахи Кавсадзе. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Совсем недавно, 27 апреля, ушел из жизни актер Кахи Кавсадзе, который сыграл в фильме бандита Абдуллу. Ему было 85 лет. Незадолго до смерти он переболел коронавирусом. Вероятно, болезнь дала свои осложнения, из-за чего Кахи и скончался. Отметим, что Кавсадзе сыграл множество ролей в кино, но зрители знали его именно по фильму «Белое солнце пустыни». Карьера Кахи сложилась хорошо, а вот обычную жизнь артиста можно назвать трагической. В раннем возрасте он потерял родителей, а будучи взрослым, столкнулся с серьезной болезнью жены, которую обожал. Артисту приходилось совмещать работу и уход за лежачей супругой, которая все-таки скончалась. Это стало большим ударом для Кахи. После ее смерти актер жил в одиночестве.
Исполнитель роли красноармейца Сухова Анатолий Кузнецов попал на съемки культового фильма случайно и буквально проснулся знаменитым. После он начнет активно сниматься, но зрители все равно запомнят его как красноармейца Сухова. Так уж вышло, что после съемок в фильме у Анатолия Кузнецова начались серьезные проблемы со здоровьем. У него диагностировали рак, после чего начались бесконечные обследования и долгое лечение. Последние годы жизни артист не мог встать с кровати. Он скончался в 2014 году в возрасте 83 лет.
Николай Годовиков. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Красноармеец Петруха, которого сыграл Николай Годовиков, больше всего понравился зрителям. Его персонаж был особенно ярким, так что казалось, что Николая ждет большое будущее в актерской профессии. Однако ролей так и не последовало. У артиста не было работы, из-за чего его брак распался. После развода Годовиков переехал в маленькую квартиру и стал много пить, перебиваясь разными мелкими заработками. За это время артист умудрился получить травму, начал воровать и даже отсидел в тюрьме, но в 90-е годы взялся за голову и попытался вернуться к нормальной жизни. Он встретил новую любовь и жил хоть и скромно, но счастливо. К сожалению, мужчина ушел из жизни в 2017 году от рака в возрасте 67 лет.
Актер Павел Луспекаев исполнил роль Верещагина, которая стала для него последней. Артист скончался в возрасте 43 лет в 1970 году от разрыва аорты. У Луспекаева были серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых он с трудом мог работать. Он перенес множество операций и ампутацию пальцев на ногах, но не отказывался от ролей.
Раиса Куркина. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Актриса Раиса Куркина запомнилась в роли жены Верещагина. Раиса была супругой режиссера фильма и без труда попала на съемки, получив роль. Однако этот фильм стал для нее роковым, ведь сразу после окончания съемок она узнала об измене мужа и подала на развод. Сейчас ей 93 года, артистка живет одна, а ее единственная дочь переехала жить в Канаду.
Татьяна Федотова. Фото: кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Исполнительница роли Гюльчатай Татьяна Федотова стала знаменитой после выхода фильма, но в это же время начались проблемы в ее личной жизни. В то время она вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, но семейная жизнь не пошла ей на пользу. У пары не было работы и денег, а Татьяна в какой-то момент попала в религиозную организацию, которую православная церковь считает сектой. Сейчас Федотова ведет закрытый образ жизни, о ней почти ничего не известно.
Фильм «Белое солнце пустыни»: актеры и судьба
Съемки фильма «Белое солнце пустыни» начались в 1969-м, но насладиться этой лентой зрители смогли только через год. Кинокартина режиссера Владимира Мотыля рассказала публике историю жизни красноармейца Федора Сухова, который ценой собственной жизни в годы гражданской войны спасал женщин из гарема разбойника Абдуллы.
Помимо великолепного актерского состава и красивой картинки, отличительной особенностью картины стала заглавная песня «Ваше благородие, Госпожа удача», написанная Булатом Окуджавой.
Лента, фразы из которой разобраны на цитаты, прошла полувековое испытание временем и заслуженно попала в золотой фонд отечественной киноклассики.
Редакция 24СМИ рассказывает читателям о том, как сложилась судьба актеров фильма, снятого на производственной базе студии «Мосфильм», и составила список с фотографиями артистов.
Анатолий Кузнецов (1930-2014)
Актер Анатолий Кузнецов сыграл в фильме красноармейца Федора Сухова.
В отличие от коллег по съемочной площадке артист в дальнейшем не стал актером одной роли и был востребован вплоть до момента, когда здоровье более не позволяло ему сниматься в кино.
Последней работой мастера перевоплощений числится сериал «Мосгаз», который вышел на телеэкраны за 2 года до его смерти.
Павел Луспекаев (1927-1970)
Актер Павел Луспекаев перевоплотился в фильме в таможенника Павла Верещагина. Мало кто знает, но первоначально героя артиста звали Александр, но харизма лицедея заставила режиссера дать персонажу имя Павел.
Съемки в ленте принесли Луспекаеву всенародную любовь. Правда, насладиться ею он не успел. Через несколько недель после выхода «Белого солнца пустыни» в свет актер умер от разрыва сердечной аорты.
Кахи Кавсадзе (1935)
Роль разбойника Абдуллы досталась актеру Кахи Кавсадзе.
После премьерного показа «Белого солнца пустыни» артист, на радость поклонникам, продолжил пополнять кинематографическую копилку полнометражными проектами и многосерийными работами.
Сегодня Кахи редко снимается в кино, предпочитая съемкам спокойную жизнь. Последние фильмы мастера перевоплощений — ленты «Тэли и Толи», «Слепые свидания» и «Пари на любовь» — пришлись по нраву и зрителям, и критикам.
Николай Годовиков (1950–2017)
Актер Николай Годовиков примерил на себя образ красноармейца Петрухи.
К сожалению, судьба артиста в дальнейшем сложилась не лучшим образом. После выхода ленты в свет Николай отслужил в армии, женился, завел ребенка и даже отсидел год в тюрьме за тунеядство. Супруга не поддерживала мужа в его желании стать актером, поэтому Годовиков всю жизнь перебивался случайными заработками.
Спартак Мишулин (1926-2005)
Актер театра и кино Спартак Мишулин перевоплотился в фильме в жителя Средней Азии — Саида.
После премьеры «Белого солнца пустыни» карьера артиста пошла в гору. Спартак пополнил свою кинематографическую копилку еще уймой примечательных ролей. Также, помимо съемок в сериалах и полнометражных картинах, Мишулин не забывал и про театры, периодически играя в спектаклях.
Раиса Куркина (1927)
Актриса Раиса Куркина перевоплотилась в ленте в Настасью – супругу Павла Верещагина. Стоит отметить, что эту роль артистка получила без проб, так как на тот момент режиссер картины был ее законным мужем.
После премьерного показа «Белого солнца пустыни» Куркина получала неимоверное количество предложений о работе вплоть до 1990 года. Затем артистка резко ушла в тень, перестав сниматься в кино.
Татьяна Кузьмина (1950)
Татьяне Кузьминой в фильме досталась роль младшей жены Абдуллы — Гюльчатай.
Съемки в фильме «Белое солнце пустыни» принесли актрисе всенародную любовь, ведь в обаятельную брюнетку невозможно было не влюбиться. Несмотря на возможность стать звездой мирового масштаба, Татьяна блистательной карьере предпочла спокойную, размеренную жизнь. В итоге роль Гюльчатай стала единственной в ее послужном списке.
Неизвестные актрисы «Белого солнца пустыни»: Кем были жены Абдуллы за кадром
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В основу сюжета сценария легла история, рассказанная участником Гражданской войны, о том, как в Средней Азии басмачи, спасаясь бегством от красноармейцев, бросали в пустыне свои гаремы. Изначально главными действующими лицами были жены Абдуллы и он сам, поэтому фильм назывался «Спасите гарем». Однако такое название показалось кинематографическому руководству двусмысленным, а главная тема – слишком мелкой, и перед режиссером поставили задачу снять фильм о том, как происходила революция в азиатских странах. Чтобы «Белое солнце пустыни» все-таки увидели зрители, Владимиру Мотылю в уже отснятый материал пришлось внести более 30 правок, а множество сцен – вырезать.
Только двое из девяти жен Абдуллы были актрисами, остальные были далеки от мира кино. Съемки проходили в Дагестане и Таджикистане, при температуре 45 градусов в тени, женщины тяжело переносили жару. К тому же им нужно было возвращаться к своей основной работе после съемок основных сцен. И в тех эпизодах, где им не нужно было открывать лица, их заменяли солдаты-срочники из соседней части и члены съемочной группы, облаченные в паранджу. Команды этому «гарему» отдавал старшина, и в конце сцен вместо команды «стоп!» режиссер кричал «отставить!» Местные девушки отказались от участия в съемках – и отдувались солдаты.
Светлана Сливинская
Роль старшей жены Абдуллы Саиды сыграла Светлана Сливинская – писательница, переводчик, искусствовед. Она согласилась примерить на себя образ самой умной и старшей по статусу жены просто из любопытства. Позже она рассказывала: « Ко мне обратился сам Владимир Мотыль. Он сказал, что снимается фильм «Спасите гарем!». Было любопытно – обещали поездки в Среднюю Азию, и я согласилась… ».
К сожалению, несколько эпизодов с ее участием вырезали из финальной версии фильма. Сливинская рассказывала: « Была сцена с большими шахматами, когда я обучаю гарем играть в шахматы. Но этот эпизод выпал. В одном из снов Сухов в образе Стеньки Разина под слова песни «И за борт ее бросает» должен был кидать меня за борт. При этом я должна была покорно улыбаться и под водой. Сцена получилась отличная. Аквалангисты вытащили меня почти без сознания. А потом сцену велели вырезать как жестокую ». В дальнейшем Сливинская не захотела продолжать сниматься в кино и никогда об этом не жалела.
Велта Деглав
Самую высокую жену Абдуллы Хафизу тоже сыграла непрофессиональная актриса Велта Деглав. На тот момент она была студенткой филологического факультета Латвийского университета, занималась спортом, играла в молодежной баскетбольной команде. После съемок она окончила университет, занималась журналистикой и общественной деятельностью, была депутатом латвийского парламента, а затем заняла пост председателя правления Фонда здоровья сердца детей и подростков.
Алла Лименес
Для Аллы Лименес роль Зарины тоже стала единственной в кино. Она попала на съемки совершенно случайно – зашла в ленинградский Дом моды, а там к ней подошел помощник режиссера и предложил поучаствовать в съемках. В фильме ее героиня произносит всего одну фразу: « Мне кажется, господин нас бросил ». А озвучил ее сам режиссер – образу суровой Зарины вполне соответствовал грубый мужской голос. Ей очень не нравилось то, что ее героиню сделали усатой, но с режиссером она не спорила. Алла вспоминала: « Подкупила возможность побывать на Юге. Я была в Туркмении, в которой мало кто может побывать, даже если захочет. Но условия там были спартанские. Мы жили в офицерском общежитии, в казарме. Это было глубоко в пустыни. Маленький городок. А потом съемки проходили в Дагестане. Там уже жили в гостинице… Помню один момент: мы украли у Сухова кисет и уединились с женами, чтобы попробовать. На самом деле нам купили сигареты «Прима», а не самокрутки. Эпизод не вошел в кадр… ».
Она всю жизнь проработала инженером и даже не думала о том, чтобы продолжать сниматься в кино. « Это был один из эпизодов моей жизни, дальше я этим не занималась. У меня совершенно другая профессия. У меня ведь нет актерских способностей. Я не актриса и не стремилась ею быть. Я не жалею, что не продолжила карьеру. Я все-таки инженер », – говорит Алла.
Зинаида Рахматова
Об исполнительнице роли Зульфии Зинаиде Рахматовой практически ничего не известно. Это была ее единственная роль в кино, о которой сама она никогда не рассказывала. В прессе писали, что на самом деле она была девушкой легкого поведения, и что помощники режиссера ее нашли на «рабочем месте» возле ленинградской гостиницы «Астория». Насколько это соответствует действительности – сказать сложно.
Татьяна Кричевская
Роль Джамили досталась Татьяне Кричевской, которая незадолго до начала съемок окончила ЛГИТМиК. В фильме ее героиня произносит фразу: « Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь ». После «Белого солнца пустыни» она снялась еще в двух фильмах в 1980-х гг., но успехов в актерской профессии не добилась. В 1994 г. она ушла из жизни.
Лидия Смирнова
Для Лидии Смирновой роль Лейлы была единственной. На съемки девушка попала совершенно случайно: однажды она прогуливалась по Невскому проспекту, ее увидел ассистент режиссера Эрнест Ясан и предложил ей роль в фильме. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно.
Марина Ставицкая
Лицо непрофессиональной актрисы Марины Ставицкой, сыгравшей эпизодическую роль Гюзель, крупным планом в кадре не показывали. О том, чем она занималась на тот момент и что с ней случилось после, никаких сведений нет.
Татьяна Ткач
Роль любимой жены Абдуллы Зухры досталась профессиональной актрисе Татьяне Ткач. Ей обещали большую роль, но в итоге сократили до минимума. Своим появлением в фильме она была обязана актеру Павлу Луспекаеву, сыгравшему роль Верещагина, с которым они были знакомы до этого. Тот был увлечен Татьяной и заявил режиссеру, что без нее сниматься не будет, и Владимир Мотыль лично приехал домой к актрисе, чтобы предложить ей роль. Татьяна Ткач рассказывала: « Съемки, длившиеся два лета подряд, были нелегкими. Изначально Мотыль делал две серии, но при монтаже половину материала вырезали (причем преимущественно за счет нашего гарема), и в результате осталась только одна ».
Она стала единственной, у кого очень успешно сложилась актерская карьера – Татьяна сыграла более 70 ролей в кино и стала народной артисткой РФ. Больше всего Ткач запомнилась зрителям в образе подруги Фокса из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Татьяна Кузьмина
Одна из самых ярких и запоминающихся ролей – Гюльчатай – досталась Татьяне Кузьминой, студентке Ленинградского хореографического училища им. Вагановой. Она попала на съемки последней – в этой роли уже в течение 4-х месяцев снималась другая актриса, Татьяна Денисова, но она вдруг отказалась сниматься, и ей нашли замену.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Белое солнце пустыни
«Бе́лое со́лнце пусты́ни» — советский кинофильм [3] [4] 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца «Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля» Фёдора Ивановича Сухова, спасающего от бандита Абдуллы его гарем в годы гражданской войны. Фильм снят на ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия) на производственной базе студий «Мосфильм» и «Ленфильм».
Содержание
Сюжет
Действие фильма происходит приблизительно в начале 1920-х годов на восточном берегу Каспийского моря.
Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в близлежащий приморский посёлок Педжент. [7] В скором времени в посёлок приходит и Абдулла со своей бандой, планирующий переправиться за границу на небольшом баркасе.
Сухову удается захватить Абдуллу в плен, но тот сбегает, убив Петруху и самую молодую жену гарема — Гюльчатай. Сухову удаётся вывести гарем из посёлка по подземному ходу, показанному ему хранителем местного музея. Беглецы укрываются вместе в старом нефтяном резервуаре. Бандиты осаждают резервуар. Верещагин, узнав о гибели Петрухи, разоружает басмачей на баркасе, направляет его к берегу, не зная что он заминирован, и погибает при взрыве. Сухов, благодаря помощи Верещагина и Саида, выбирается из резервуара и уничтожает всех бандитов. Женщины гарема передаются под опеку Рахимова. Сухов отправляется на родину к любимой женщине.
В ролях
Список жён Абдуллы
В эпизодах
Н. Абдулрагимов • Д. Герами (Ибрагим) • Ю. Дарумов • Яков Ленц • Александр Массарский • Игорь Милонов (Аристарх) • А. Наймушин • Ираклий Нижарадзе (старик в кишлаке) • К. Омаров • Андрей Смирнов (бандит, застреленный Суховым) • Аркадий Соколов • М. Ставицкая
Съёмочная группа
Технические данные
Создание
Предыстория
Во второй половине 1960-х на волне популярности дилогии о «Неуловимых мстителях» (1966) советское кинематографическое руководство из вполне конъюнктурных соображений обращается к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК приглашает к работе над сценарием нового фильма в жанре «истерн» (тогда такого термина ещё не существовало) Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна. [2]
Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Сценаристы начали собирать материал. В разговоре с ветераном Гражданской войны Валентин Ежов услышал историю о том, как басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история привлекла сценариста и стала сюжетообразующим началом для нового сценария. [13]
Официально работа над сценарием началась 7 июня 1967 года и была закончена в июле. Кончаловский покинул проект ещё до окончания работы над сценарием, получив заманчивое предложение об экранизации Тургенева. 1 августа 1967 года сценарий был принят в работу и начались поиски режиссёра. Предложения возглавить съёмки последовательно отклонили Жалакявичус, Чулюкин и даже Тарковский. После долгих обсуждений предложение стать режиссёром было сделано Владимиру Мотылю. Картина «Женя, Женечка и „катюша“» уже принесла определённую известность Мотылю и руководство студии справедливо полагало, что опытный режиссёр не испортит картину, хотя режиссёр был из категории «неблагонадёжных». [13] [14]
Мотыль в то время мечтал о постановке фильма о декабристах, но при отсутствии других предложений, испытывая затруднения денежного характера, согласился. В первом прочтении сценарий понравился, но Мотыль считал, что такое кино снимать ему не разрешат. По опыту предыдущих картин можно было догадаться, что подобный сюжет в глазах советской цензуры мог выглядеть осквернением образа солдат гражданской войны. Тем не менее, Григорию Чухраю (руководителю ЭТК) и Валентину Ежову, удалось уговорить Мотыля, пообещав ему полную свободу действий на съёмочной площадке. [15]
На этом этапе судьба картины оказалась под большим вопросом. 14 сентября 1967 года сценарий картины под новым рабочим названием «Пустыня» было предложено включить в тематический план Комитета по кинематографии СССР на следующий год. В ответ неожиданно было предложено договориться о совместных съёмках этого фильма с одной из киностудий республик Средней Азии. В результате сложных переговоров сценарий был переработан так, что доля национального колорита уменьшилась, более выпуклыми стали роли русских героев (Сухова, Верещагина). Сценарий был принят в работу на 1968 год. [13]
Подбор актёров
Пробы начались в январе 1968 года. На главную роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Юматов был более известен как актёр, снявшись в 1950—1960-х годах в нескольких героико-приключенческих картинах в главных ролях. К концу 1960-х от героических ролей он начал переходить к характерным, и слава его стала несколько блекнуть. Юматов имел репутацию человека, склонного к алкоголизму, и мог сорвать съёмки. Через неделю после начала съёмок Юматова обнаружили в состоянии тяжёлого опьянения с лицом, сильно пострадавшим после драки. О дальнейших съёмках не могло быть и речи, и Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актёр оказался не занят и согласился принять участие в съёмках. [15] [16]
На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров. На роль Верещагина — Ефим Копелян. В итоге роль Саида досталась актёру Театра сатиры Спартаку Мишулину, а роль Верещагина — актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву. Он был хорошо известен как театральный актёр, но кинематографическая карьера Луспекаева была не слишком успешной. К моменту начала съёмок актёр был уже тяжело болен — у него были ампутированы пальцы на обеих ступнях и ходить он мог только с тростью. [17]
Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмёл все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадёров. Режиссёр согласился. Личность Луспекаева и его актёрская игра серьёзно повлияла на сценарий. Наблюдая за воплощением роли Верещагина, режиссёр увеличил первоначально незаметную роль таможенника практически до главной. Даже имя героя Верещагина сменилось с первоначального Александра на Павла. [18] [19]
Многие из участвовавших в съёмках не были профессиональными актёрами. Только три «жены Абдуллы» из девятерых были актрисами. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съёмках, и «жён» подбирали со всего Союза (одну «жену» нашли в Латвии).
Галина Лучай (Катерина Матвеевна, супруга Сухова) работала редактором студии «Останкино» и согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.
Сложно шёл подбор актёра на важную роль второго плана — Петрухи. На неё даже пробовался Савелий Крамаров. Утверждён режиссёром Владимиром Мотылём был уже актёр Юрий Чернов, но он всё-таки выбрал цирковой путь. [20] [21] В итоге роль досталась Николаю Годовикову, также непрофессионалу, работавшему слесарем на заводе. [22] [23]
«Белое солнце пустыни» — не первое общее появление на экране Годовикова и Луспекаева. До того они совместно снялись в фильме «Республика ШКИД». Годовиков был занят в эпизодической роли беспризорника, а Луспекаев сыграл учителя физкультуры.
Музыка
Оркестровые партии для звуковой дорожки были исполнены музыкальным коллективом Ленинградского академического Малого театра оперы и балета под управлением Л. Корхина. Владимир Мотыль уже работал с творческим тандемом: Исаак Шварц и Булат Окуджава. Ими была написана песня «Капли датского короля» для его предыдущего фильма «Женя, Женечка и „катюша“». Песня «Ваше благородие, госпожа удача» была написана специально для фильма.
Несмотря на то что Исаак Шварц создал музыку более чем для 100 фильмов, это его самая известная и узнаваемая мелодия. Как признавался впоследствии Шварц, песню он написал, представляя себе то, как её будет петь Павел Луспекаев. Актёр также не первый раз работал с Исааком Шварцем, который писал музыку и песни для спектаклей БДТ. Песня стала одной из самых популярных мелодий советского кинематографа и приобрела самостоятельную известность. [24]
Съёмки. Места съёмок
Съёмки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года на натуре возле деревни Мистолово. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он куёт серп и затем пьёт чай вместе с супругой и остальным гаремом. [25] Сразу после этого съёмочная группа отправилась в первую командировку в Дагестан, в окрестности Махачкалы на побережье Каспийского моря. Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента, возле которого по сценарию должны были развернуться основные события. Часть картины снята в Туркменистане. Существует миф о том, что местом съемки служила Куршская коса.
Съёмки шли тяжело и были плохо организованы. Осенью 1968 года в СССР создавалась киноэпопея «Освобождение», и туда были брошены лучшие кинематографические силы и все ресурсы. «Белому солнцу…» даже не досталось съёмочного крана — его пришлось мастерить прямо на площадке из подручных средств. К участию в съёмках привлекли эскадрон, подразделение знаменитого кавалерийского полка, созданного для съёмок фильма «Война и мир». Однако, в итоге в картину так и не вошли сколько-нибудь сложные конные трюки. При этом в ходе съёмок один из кавалеристов-каскадёров по неосторожности погиб. [13]
Владимиру Мотылю впоследствии, при разбирательстве о перерасходе средств на съёмки, всё это вменили в вину. Дисциплина в творческой группе хромала — актёры вне съёмок постоянно участвовали в пьянках и драках в соседних ресторанах. Эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо совершенно натурален. Накануне, в драке с местными хулиганами, Луспекаеву рассекли бровь. [13] После того, как в Каспийске воры ночью выкрали много ценного реквизита, и для обеспечения в дальнейшем безопасности съёмок, Мотыль предложил местному криминальному авторитету Али снятся в эпизодической роли одного из бандитов Чёрного Абдуллы. В итоге, в фильме Али появился на экране два раза, играя бандита в красной рубашке.
В ноябре 1968 года съёмки были завершены. С ноября 1968 года по январь 1969 года шли павильонные съёмки, запись музыки и песни. [13]
Рабочий материал отсмотрела комиссия творческого объединения и осталась недовольна результатами. 15 января 1969 года Григорий Чухрай, художественный руководитель ЭТК, в письме режиссёру указал на то, что качество отснятого материала неудовлетворительно и картина находится под угрозой перерасхода средств, и, следовательно, может быть закрыта. Режиссёра обвинили в профессиональной непригодности — материал, запланированный к съёмке в ходе командировки, не был готов. Фильм, уже снятый на две трети, оказался законсервирован на 4 месяца. [2]
Руководство ЭТК рассматривало вариант передать незаконченный фильм другому режиссёру. Вопрос обсуждался с Владимиром Басовым, но тот отказался. Владимир Мотыль пошёл по инстанциям, вплоть до министра кинематографии СССР Алексея Романова, пытаясь доказать перспективность работы. Всё было бесполезно. Студия уже готова была свернуть работу над фильмом, когда в дело неожиданно вмешалось Министерство финансов, отказавшееся списать более 300 тыс. истраченных рублей. Было решено пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и фильм закончить. [13]
Комиссия указала режиссёру на то, что картина получается слишком трагической. Требовалась серьёзная доработка. Для того чтобы удовлетворить требованиям, необходимо было переснять несколько ключевых сцен и в том числе полностью изменить концовку. Так, например, в первоначальном варианте Настасья (супруга Верещагина) сходит с ума от горя. Жёны Абдуллы вылезают из нефтяного танка, в отчаянии бросаются к мёртвому мужу и рыдают. Совсем иначе выглядела финальная схватка Абдуллы и Сухова. Все эти сцены в окончательный вариант не вошли или были полностью переделаны. [13]
18 мая 1969 года съёмочная группа вылетела во вторую командировку, теперь уже на восточный берег Каспийского моря — в Туркмению, район города Байрам-Али. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Вместо Татьяны Денисовой на роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову. С мая по июль 1969 года прошла вторая экспедиция, в результате которой фильм сильно изменился и у него фактически появилась другая концовка. Съёмки завершились в сентябре 1969 года. [2]
На этом проблемы не закончились. Даже после второй экспедиции материалы не удовлетворили руководство студии. Владимиру Мотылю пришлось внести ещё около 30 правок.
Фильм начинали снимать на базе студии «Ленфильм», а заканчивали в «Мосфильме» (в выходных данных значатся обе крупнейшие советские киностудии). 18 сентября 1969 года состоялась приёмка картины. Её отсмотрел директор Мосфильма Владимир Сурин. Он остался недоволен качеством и акт о приёмке не подписал. [18]
Премьера и прокат
Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта 1970 года.
Из-за низкой оценки приёмной комиссии картина получила 2-ю категорию, что, по мнению создателей, снизило прокатные показатели. В прокате 1970 года фильм занял 2-е место — 50 млн зрителей (лидером стало «Освобождение» Юрия Озерова). [6] [13]
Чем больше я думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, помогал, нерукотворно помогал Господь.
Оценка и восприятие
Критика
Как во время съёмок, так и по окончании мнение критики и кинематографического руководства СССР о фильме было скорее скептическим. Даже после многочисленных переделок результат был далёк от того, что хотели увидеть на экране. Режиссёрская трактовка неубедительно реализовала весь потенциал, который был заложен в сценарии. Операторскую работу, монтаж и звукорежиссуру, по мнению специалистов, также нельзя отнести к образцам киноискусства. [15]
Владимир Мотыль, приступая к фильму, собирался снимать именно вестерн : «При всем сопротивлении чистоте жанра я стремлюсь снять именно вестерн. Но не путем подражания. Мы идем другим путём, но жанр в конечном итоге останется, ради этого мы и затевали всю эту историю…» [13]
Несмотря на то, что фильм изначально планировалось снять как вестерн — жанровая принадлежность конечного результата несколько расплывчата. Киноведы считали, что у «Белого солнца пустыни» много общего с такими фильмами, как «Профессия: репортёр» Антониони, «Под покровом небес» Бертолуччи и советским «Тринадцать» Михаила Ромма. [22]
Кинокритик Майя Туровская, отзываясь о «Белом солнце пустыни», говорила о создании в СССР нового жанра, аналогов которому в мировом кино нет.
Думаю, что историко-революционный фильм — это единственный в собственном смысле жанр, который создало вообще советское кино. Все остальные жанры, так или иначе, существовали без него, а историко-революционный фильм стал в советском кино таким же жанром, как, предположим, в американском кино жанр вестерна.
Положительные стороны картины — это стиль и проработанные мелочи, придающие сюжету глубину и драматизм. Так, например, интересная режиссёрская находка — письма Сухова супруге, которые он читает про себя. Идея разнообразить таким образом сюжет принадлежала режиссёру, а текст писем сочинил Марк Захаров. [22] [27]
Другое достоинство фильма — актёрская игра, особенно персонажей второго плана, но прежде всего Павла Луспекаева, работа которого стала откровением для зрителя. [17]
Признание и значение
Фильм стал значимой частью советской культуры, приобрёл статус культового, [22] фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.
Сразу после выхода на экраны СССР картину выдвигали на соискание Государственной премии СССР, но награду в 1970 году получила картина «У озера». В советское время фильм так и не был удостоен каких либо официальных регалий. В конце концов фильм получил Государственную премию России после распада СССР в 1998 году. [6]
Владимир Мотыль снял всего девять полнометражных лент, и следующей его работой стала реализация давней мечты: экранизация истории о декабристах. Но ни одна другая картина не сравнилась по популярности с «Белым солнцем». Для большинства актёров фильм фактически стал визитной карточкой и главной работой всей жизни. После успеха «Белого солнца» Павел Луспекаев получил множество предложений от режиссёров, но прожил он всего несколько месяцев и скончался в 1970 году во время съёмок в своём следующем фильме. [17]
Павел Верещагин стал символом таможенной службы в России и некоторых других странах. Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (Украина, Донецкая область) и Луганске (Украина) установлен памятник герою фильма. [28] [29] Планируется открытие памятника в Москве. [30]
В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова — русской девушки Кати. [34] [35]
В культуре
Фильм и фразы из него часто цитируются и пародируются в других произведениях искусства.
Интересные факты
См. также
Примечания
Ссылки
« Белое солнце пустыни» | ||
---|---|---|
Персонажи | Красноармеец Сухов • Таможенник Верещагин • Саид • Абдулла • Петруха • Гюльчатай • Джавдет | |
Актёры | Анатолий Кузнецов · Павел Луспекаев · Спартак Мишулин · Кахи Кавсадзе · Николай Годовиков · Татьяна Федотова | |
Места | Педжент | |
Другое | Белое солнце пустыни (игра) (2004) |
Полезное
Смотреть что такое «Белое солнце пустыни» в других словарях:
БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ — Художественный приключенческий фильм. Снят в 1969 г. на киностудии «Мосфильм». Режиссер В.Я. Мотыль. Композитор И.И. Шварц. Текст песни Б.Ш. Окуджавы*. В фильме снимались актеры: Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Павел Луспекаев и др. Действие… … Лингвострановедческий словарь
История кинофильма «Белое солнце пустыни» — Вот уже более четырех десятков лет фильм Белое солнце пустыни прочно удерживает свои позиции в ряду национальных хитов. Это один из самых известных фильмов в истории советского кинематографа, повествующий о приключениях красноармейца Федора… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Белое солнце Байконура — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Подтвердить значимость предмета статьи согласно критериям значимости … Википедия
Sol blanco del desierto — Белое солнце пустыни Título Beloye solntse pustyni Ficha técnica Dirección Vladimir Motyl Producción Estudio experimental de Mosfilm … Wikipedia Español
Красноармеец Сухов — Анатолий Кузнецов в роли красноармейца Сухова … Википедия