актеры белорусский вокзал фото и фамилии кто воевал
Советские Актёры – участники Великой Отечественной Войны
Мы знаем и любим очень многих артистов Советского кино, а также их работы в кино. Мы любим и помним таких артистов, как Ю. Никулин, В. Басов, А. Смирнов, А.Папанов, М.Пуговкин, Г. Юматов, а также многих других. Но мы почти ничего не знаем о главной роли каждого из них – о их роли в Великой Отечественной войне. А ведь они все участвовали в боях за нашу Родину против фашизма. Я хочу поделиться с вами о том, что сам узнал о некоторых из этих знаменитых артистов.
Юрий Никулин
18 ноября 1939 года, в соответствии с Указом о всеобщей воинской обязанности, Ю. Никулина призвали в армию. Служил Никулин в войсках зенитной артиллерии под Ленинградом. Уже с первых дней Великой Отечественной войны, батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду, закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, дослужился до звания старшего сержанта. Затем, с ранениями, он дважды побывал в госпитале. После выздоровления, из госпиталя его направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под г. Колпино. Победу Юрий Никулин встретил в Прибалтике. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Алексей Смирнов
Анатолий Папанов
В первый же день войны 22 июня 1941 года он ушел на фронт. Дослужился до старшего сержанта. В 1942-м был направлен на Юго-Западный фронт. Там готовилось большое наступление советских войск. Под Харьков были стянули несколько советских дивизий, которые попали в «котел». Немцы перешли в контрнаступление, и советские войска были вынуждены отступать до самого Сталинграда. Двадцатилетний Анатолий Папанов командовал тогда зенитной батареей. В этих боях, он роль солдата, которому некуда отступать – прожил сполна. Под Харьковом Папанов узнал, что значит служить в батальоне, который просит и не получает огня. Там он был тяжело ранен в ногу, попал в госпиталь и, в 21 год от роду, вышел из него инвалидом. «Разве можно забыть, как после двух с половиной часов боя, из сорока двух человек осталось тринадцать?» – вспоминал Папанов. Об этом времени – одна из самых ярких и значительных ролей актера – роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые». Возможно, не будь Серпилина в творческой биографии Папанова, не было бы и другой военной роли – бывшего радиста-десантника, бухгалтера Дубинского, в фильме «Белорусский вокзал».
Николай Трофимов
В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Военно-Морского Флота. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Элина Быстрицкая
Во время войны работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале санитаркой. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
Иннокентий Смоктуновский
Участник битвы на Курской дуге, форсировании Днепра, освобождении Киева.
Дошел до Берлина. Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией».
Зиновий Гердт
Старший лейтенант саперной роты. На фронт ушел добровольцем. В феврале 1943 года под Белгородом был тяжело ранен в ногу, перенес 11 операций, в результате которых нога стала короче на 8 сантиметров, хромота осталась на всю жизнь. Награжден орденом Красной Звезды.
Владимир Этуш
Доброволец. Закончил школу военных переводчиков в Ставрополе. (Кстати, если вам нужен синхронный перевод, то сегодня это не проблема). Сражался в горах Кабарды и Осетии, освобождал Ростов-на-Дону, Украину. Старший лейтенант, помощник начальника штаба полка. В 1943 году был тяжело ранен и комиссован. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Михаил Пуговкин
На фронт ушел добровольцем. Разведчик, служил в 1147-м стрелковом полку.
Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией».
Владимир Басов
Капитан, командир батареи 424 мотострелкового полка 14-й зенитной артиллерийской Рижской дивизии Резерва ГК СВГК, заместитель начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.
Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Евгений Весник
Воевал три года. Награжден двумя медалями «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Кенигсберга», двумя медалями «За отвагу», медалью «За победу над Германией».
Сергей Бондарчук
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны II степени.
Георгий Юматов
С 1942 года — юнга на торпедном катере «Отважный», спустя год — рулевой. Освобождал Будапешт, Бухарест, Вену. Награжден орденом Отечественной войны II степени, матросской медалью Ушакова, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
Леонид Гайдай
В 1942 году Леонид Гайдай призван в армию. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей ковбойской работой справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники рвались на фронт. Находиться в мирной Монголии, они считали стыдным. Кроме того, новобранцев частенько забывали кормить и они страшно голодали.
Юрий Катин-Ярцева
Великая Отечественная война – огромный и важный этап в биографии Юрия Катин-Ярцева. Он служил в железнодорожных войсках, строил мосты на Дальнем Востоке, затем попал в действующую армию, на Воронежский фронт. Он был участником боев на Курской дуге, был на I Украинском фронте и IV Украинском. В конце войны Катин-Ярцев стал кавалером ордена Красной Звезды.
Владимир Гуляев
Актер из «Белорусского вокзала» умер в шаге от славы
В этом году киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», рассказывающей о друзьях военных лет, собравшихся в мирный день проводить в последний путь одного из них, исполняется полвека. Картину с замечательным актерским составом и песней Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») только в первый год проката посмотрели 28,3 млн зрителей. По сложившейся традиции репортеры «Экспресс газеты» навестили могилы артистов, снявшихся в легендарной ленте.
К началу Великой Отечественной Женя окончил седьмой класс. Но по совету родителей продолжать учебу в школе не стал, а устроился помощником токаря на авиационный завод. Позже поступил в приборостроительный техникум, где активно участвовал в самодеятельности, что и определило его дальнейшую судьбу.
Трудно поверить, что к концу жизни успешный и любимый миллионами зрителей народный артист СССР почувствовал себя лишним на этой земле. В наступившие в 90-е новые времена ему приходилось несладко. Скончался дома, собираясь на спектакль «Поминальная молитва» театра «Ленком».
Евгений Леонов похоронен на Новодевичьем кладбище. Фото Кристины Безбородовой
В одну из годовщин смерти Евгения Павловича его коллега Стас Садальский припомнил в своем блоге, как на съемках у Эльдара Рязанова подрался с добродушным Леоновым:
После школы Алексей приехал из родной Удмуртии в Москву и с первой попытки поступил в ГИТИС на знаменитый курс, в 1942-м отправившийся на передовую с концертами для бойцов. Был награжден медалью «За оборону Москвы». Институт окончил в 1944-м и после служил в театрах Таганрога, Ростова-на-Дону и Новосибирска. В 1961 году переехав в Москву, устроился в Театр им. Станиславского, где играл роль Ленина. Но зрителям полюбился по фильмам «Щит и меч», «Живые и мертвые» и «Белорусский вокзал».
Алексей Глазырин
В юности Всеволод не собирался быть актером, рвался в бой, мечтая попасть на фронт. Окончив авиационный техникум (не по летной, а по технической специальности) в последний год войны, он с нетерпением ждал повестки в армию. Но медкомиссия не пропустила его по состоянию здоровья. Жизнь потеряла смысл, и тогда за компанию с другом он пошел на экзамены в Щукинское училище. Сам того не ожидая, поступил. Начиная с 50-х довольно много снимался. Но в определенный момент пристрастился к бутылке.
Всеволод Дмитриевич упокоился в одной ограде с тещей Еленой Александровной. Эльза Леждей, пережившая супруга на девять лет и тоже скончавшаяся от рака, нашла последний приют здесь же. Фото Руслана Вороного
Весной 1918 года 16-летний Никифор ушел в Красную гвардию и воевал против Чехословацкого корпуса под Красноярском. Потом работал молотобойцем и котельщиком в железнодорожных мастерских. Участвовал в вооруженном восстании рабочих против колчаковцев. С 1927 года Колофидин начал выходить как актер-любитель на театральную сцену.
Никифор Колофидин похоронен на Ваганьковском кладбище. Фото Руслана Вороного
Во время Великой Отечественной работал в труппе Приморского краевого драматического театра во Владивостоке. Позже переехал в Москву и стал артистом театра Советской армии. В кино впервые снялся в 52 года, уже имея звание народного артиста РСФСР. В результате воплотил на экране более трех десятков небольших, но ярких ролей. В основном играл людей в погонах. Выйдя на пенсию, переехал на дачу и до последнего ходил на охоту. Умер во сне.
Один из самых ярких бардов, а еще сценарист, журналист и актер последнюю неделю жизни провел в больнице. В печени 50-летнего Визбора обнаружили метастазы.
Юрий Визбор похоронен на Кунцевском кладбище. Фото Руслана Вороного
«Белорусский вокзал»
«Белорусский вокзал» спасли слезы Брежнева: факты о культовом фильме
Пару месяцев назад российская общественность возмутилась известию о том, что Мосфильм и Тигран Кеосаян хотят переснять советский фильм «Белорусский вокзал», перенеся действие картины в современность и заменив ветеранов Великой Отечественной на афганцев. Против этой идеи высказались и сами ветераны Афгана, и режиссер оригинальной ленты Андрей Смирнов, заявивший, что не благословит Кеосаяна на съемки, и даже Иван Ургант в своем вечернем шоу. В итоге Кеосаян ретировался, написав в соцсетях, что, мол, не в курсе, откуда вообще пошли лживые слухи о его намерении переснять культовый фильм.
Реакция российского общества, посчитавшего кощунством создать ремейк картины Смирнова, понятна – «Белорусский вокзал» до сих пор считается одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Причем никакой войны в ленте на самом деле нет: ее действие разворачивается через несколько лет после победы, рассказывая о друзьях-ветеранах, встретившихся на похоронах своего боевого товарища. Интересно, что этот фильм, как и другие значимые картины советского периода, мог бы никто не увидеть – его пытались запретить несколько раз, начиная с этапа подготовки сценария и выбора режиссера.
Память отца
Белорусский вокзал – незримый герой картины. Для фронтовиков он был своеобразным символом войны, ведь именно оттуда 22 июня 1941 года отправлялись военные эшелоны и туда же они приезжали 9 мая 1945 года. Для режиссера Андрея Смирнова снять фильм с таким заглавием было невероятно важно. В годы войны самому будущему режиссеру было всего 14 лет, однако позднее его отец Сергей Смирнов, будучи ведущим программы «Рассказы неизвестных героев», посвятил долгие годы поиску солдат, совершивших подвиги. Со многими из них встречался и Смирнов-младший, с юности проникнувшийся историями фронтовиков.
Режиссер-антисоветчик
На старте работы над «Белорусским вокзалом» Андрею Смирнову было всего 27 лет, отчего многие его решения по съемочному процессу оспаривались киностудией и министерством культуры. Тем паче что Смирнов подозревался еще и в антисоветских взглядах, а снимаемый им фильм, по мнению чиновников, был пропитан упадническими настроениями.
Дело в том, что сценарий драматурга Владимира Трунина до того, как им заинтересовался Смирнов, уже много лет лежал на Мосфильме. Автора несколько раз просили его переписывать, а после студия и вовсе расторгла со сценаристом договор. В режиссерское кресло сначала собирались позвать Ларису Шепитько, но ей идея картины не понравилась. И тогда сценарий перешел к Андрею Смирнову. Он нашел драматурга Трунина в киноэкспедиции в Средней Азии, чтобы вместе доработать скрипт. Однако министерство культуры плоды совместных трудов сценариста и режиссера не впечатлили: дескать, фронтовики в тексте показаны неудачниками и дебоширами, а сотрудники милиции – бесчестными разгильдяями. Из сценария пришлось вырезать несколько сцен, и съемки наконец начались.
Фурцевой пришлось извиниться
Для Евгения Леонова «Белорусский вокзал» оказался первым фильмом о войне, поэтому стал знаковым. Актер много раз признавался, что картина Смирного – одна из его самых любимых. «Этот маленький, обыденный человек высок и красив. Я его очень люблю», – говорил про своего персонажа Леонов.
Однако гораздо сложнее ситуация разворачивалась с Ниной Ургант, которую режиссер позвал на роль бывшей фронтовой медсестры Раи. Против ее кандидатуры по неизвестным причинам выступала сама министр культуры Екатерина Фурцева. Она хотела видеть в фильме то Ию Саввину, то Инну Макарову, но Андрей Смирнов был непреклонен в своем выборе. Наконец, когда режиссер поставил ультиматум, пригрозив уйти из картины, чиновники согласились пойти ему навстречу. В итоге успех картины был так велик, а Нина Ургант так проникновенно отыграла свою роль, что Фурцева была вынуждена признать ошибку. «Простите, я была не права», – написала она в телеграмме для Ургант.
«Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал»
Центральное место в популярности картины занимает песня «Нам нужна одна победа», написанная Булатом Окуджавой и Альфредом Шнитке специально для фильма. Поначалу Нина Ургант предполагала, что споет под гитару одну из песен Клавдии Шульженко, однако с решением Смирнова записать что-то другое спорить не стала. И вскоре, увидев, как на съемочной площадке под произведение Окуджавы плачут актеры, поняла, насколько точным было чутье Андрея Смирнова. Теперь самым сложным для актрисы было самой не поддаться эмоциям и не прослезиться в кадре – по задумке режиссера, во время исполнения песни плакать должны были все, кроме Раи. Сцену удалось снять далеко не с первого дубля, однако она получилась невероятно душевной и позднее обрела статус культовой.
В одном из интервью Нина Ургант рассказывала, что уже в 80-е к ней на улице подошли двое мужчин бандитской наружности. Актриса испугалась, но, как выяснилось, напрасно – прохожие встали перед ней на колени: «Спасибо! Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал».
Существует легенда, что исполнение песни «Нам нужна одна победа» Ниной Ургант растрогало не только обычных зрителей и самих фронтовиков, но и Леонида Брежнева. Картину якобы все-таки чуть не запретили, однако ее успел посмотреть генсек, начав характерно всхлипывать на песне о десантном батальоне, – так «Белорусский вокзал» был спасен.
Тайны актерской семьи Сафоновых: Как майор Кибрит вернула к жизни звезду «Белорусского вокзала»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всеволод Сафонов был коренным москвичом. Он родился в 1926 г., во время войны учился в авиационном техникуме, а после его окончания хотел уйти на фронт, но врачебная комиссия не допустила его к военной службе. С юности Сафонов занимался в кружке художественной самодеятельности, и его друзья по кружку предложили попробовать за компанию вместе с ними поступить в Щукинское училище. На успех Сафонов не рассчитывал, но с первой же попытки был зачислен.
С 1949 г. Всеволод Сафонов начал выступать на театральной сцене. Через год он дебютировал в кино в эпизодической роли, а в 30 лет у него случилось два знаковых события: актер получил первую главную роль в фильме «Солдаты» и стал отцом – его жена, режиссер «Мосфильма» Валерия Рублева родила ему дочь Елену. Она росла в творческой атмосфере, предопределившей ее дальнейший путь. Елена Сафонова рассказывала: « Мама у меня была очень строгая, а папа был очень мягким человеком. Я не слышала папу кричащим… Мое детство прошло среди актеров, часто в киноэкспедициях, куда меня брал отец. Иногда я засыпала на кофрах с кинопленкой, постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила. С этими воспоминаниями расстаться невозможно. Папино влияние предопределило мою будущую профессию, я даже не выбирала, кем буду, для меня все было ясно. ».
После успешного кинодебюта Всеволод Сафонов получал главные роли в новых фильмах практически каждый год, но ярких работ среди них не было. К концу 1960-х гг. предложений становилось все меньше, главных ролей среди них больше не было. Тяжело переживая свою творческую нереализованность, актер начал выпивать. Из-за этого разрушился его первый брак. В тот момент он с грустью говорил: « Единственная подруга, которая меня не предала, – это бутылка ».
Когда Всеволоду Сафонову казалось, что он потерпел крах и в творческой, и в личной жизни, судьба дала ему второй шанс. Своей самой важной киноработой Всеволод Сафонов считал роль журналиста, бывшего минера-подрывника Алексея Кирюшина в фильме «Белорусский вокзал». В 44 года для актера наконец настал звездный час. Эту драму режиссера Андрея Смирнова называли одним из лучших фильмов о войне, хотя ни одной батальной сцены в нем не было. История о фронтовых друзьях, встретившихся через 25 лет после окончания войны, никого не оставила равнодушным. В фильме был очень сильный актерский состав: помимо Сафонова, главные роли исполнили Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин и Нина Ургант. При этом Сафонова часто называли стержнем этого фильма, главным героем, которому была отведена роль немногословного наблюдателя, одним взглядом передающего целый спектр эмоций.
Через год после премьеры «Белорусского вокзала» в его жизни случилось еще одно судьбоносное событие – он встретился с актрисой Эльзой Леждей, звездой телесериала «Следствие ведут Знатоки», где она сыграла майора Кибрит. Они познакомились еще в 1957 г., на съемах фильма «Шторм», но встреча была мимолетной. Почти через 15 лет судьба снова их свела на съемочной площадке, и на этот раз оба поняли, что это не случайность.
Их отношения начались в очень сложный для актера период. Актер был в разводе и очень переживал из-за того, что мало видится с дочерью. Свою тоску он заливал спиртным. Но Эльза помогла ему справиться с трудностями. Актриса поставила ему лишь одно условие: она станет его женой только в том случае, если он бросит пить. Ради нее Сафонов был готов на многое, и он смог выполнить это условие.
Позже он говорил: « Эльза вернула меня к жизни. Если бы не она, я уже никогда не поверил бы в себя, не вернулся бы в профессию ». Друзья семьи говорили, что вторая жена подарила Сафонову еще 20 лет жизни. Их семейная жизнь была очень счастливой и гармоничной, супруги относились друг к другу с большой любовью, заботой и нежностью. Хотя детей у них не было, Сафонов в этой семье обрел домашний уют и счастье с любящим и понимающим человеком.
Врожденная сдержанность, немногословность, чувство собственного достоинства, природная интеллигентность, привычка держать дистанцию с окружающими – качества, которые все отмечали в актере, и которые словно по наследству передались его дочери, актрисе Елене Сафоновой. У нее очень много общего с отцом и в характере, и в актерской манере игры – тот же пронзительный глубокий взгляд, который становится красноречивее любых слов, та же аристократичная осанка, та же внешняя сдержанность при внутренней буре эмоций.
Ее отец наверняка бы ею гордился, если бы увидел ее звездные роли в кино, но ему посчастливилось наблюдать только начало ее творческого взлета после «Зимней вишни». Позже она признавалась, что всю жизнь искала себе спутника жизни, похожего на отца – такого же доброго, понимающего с полуслова, которому так же можно было бы доверить все свои тайны.
В начале 1990-х гг. у Всеволода Сафонова диагностировали рак. На протяжении двух лет Эльза Леждей надеялась на лучшее, не допуская даже мысли о том, что может потерять самого близкого человека. Но, к сожалению, так случилось. 6 июля 1992 г. актера не стало. На тот момент ему было 66 лет. Его супруга пережила его на 9 лет, но последние годы не жила, а доживала. После этого она замкнулась в себе, перестала общаться с друзьями и не появлялась на публике, страдая от того же недуга, который забрал жизнь ее мужа. Его уход стал для актрисы большим потрясением, с которым она так и не смогла смириться.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: