актеры большого театра москвы
Лица Большого театра: искусство, ставшее эпохой
28 марта Большому театру исполнилось 240 лет. Именно в этот день Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. За два с половиной века театр не просто оправдал надежды императрицы, а стал настоящим культурным явлением.
Кирилл Кондрашин, выдающийся дирижер советской эпохи, воплотив на сцене Большого не один спектакль, в свое время пришел к пониманию того, что в жизни что-то нужно менять. Он решил уйти из театра, что было равноценно безрассудству. Его коллега Самуил Самосуд при встрече спросил Кондрашина: «Я слышал, дорогой, что Вы уходите из Большого театра? Вы что, с ума сошли? Из Большого театра не уходят. В Большом театре или умирают или арестовывают…»
В день юбилея редакция m24.ru решила вспомнить самых известных персоналий театра, ставших в XX веке его визитной карточкой.
Леонид Собинов
Солист, комиссар и затем дважды директор Большого театра в 1917–1918 годах, 1921 год
Молодой тенор появился на сцене Большого театра в 1897 году. Он попал в труппу, минуя обязательные в то время стажировки в провинции. После удачного дебюта в партии князя Синодала в опере «Демон» Рубинштейна с ним был заключен контракт на два года. Биографы называют его самым прекрасным адвокатом среди певцов – молодой человек долго думал, прежде чем прекратить свою деятельность по судебной части, хотя и признавал работу трудной и неприятной. Его успешные выходы в операх «Руслан и Людмила» и «Князь Игорь» убедили в правильности выбора.
Критики признавали за ним безупречное голосоведение в русском репертуаре, но не переставали отмечать технические огрехи в итальянской и немецкой операх. Осознавая их правоту, Собинов занимался с педагогом, будучи признанным мастером. Тщательная шлифовка нюансов позволила ему покорить Ла Скала. «В своей сценической работе я исходил из совета, данного мне много лет назад Немировичем-Данченко – в каждой роли идти от себя и искать себя в каждом герое», – делился Собинов в воспоминаниях.
В 1910–1911 годах Собинов дебютирует в Большом в качестве режиссера совместно с В.П. Шкафером, а в 1917 году становится первым выборным директором.
Успех его был обусловлен тем, что певец сумел соединить различные вокальные школы – итальянское bel canto и традиции русского реалистического искусства, благодаря чему поднял вокальное искусство на небывалую высоту.
Федор Шаляпин
Солист Большого театра с 1899 года
Федор Шаляпин – крупнейшая фигура в опере конца XIX начала XX века во времена своего отрочества служил писарем в земской управе, имея 10 рублей дохода. Самое большое впечатление детства предопределит дальнейшую судьбу мальчика – после оперы Глинки «Жизнь за царя» Федор заболевает театром.
На сцене Большого появляется уже после того, как его признал Мариинский театр. В Москве Шаляпин выступал в частной опере Мамонтова, однако осознавал, что артистический дар и вокальное мастерство уже достигли тех масштабов, когда нужно задуматься о дальнейшем пути. На сцене Большого он дебютирует в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Созданный им образ станет его визитной карточкой. Демоническое начало в Шаляпине будет провоцировать антрепренеров из Европы приглашать русского баса на аналогичные роли – в Милане он споет в «Мефистофеле» Бойто, где за дирижерским пультом будет стоять молодой Артуро Тосканини.
В Большом Шаляпин блистал в партиях Бориса Годунова, Досифея, Ивана Сусанина, Владимира Галицкого.
Игорь Моисеев
Премьер и балетмейстер в 1924–1937 годах
Иван Козловский
Солист в 1926–1954 годах
Сергей Лемешев
Солист Большого театра с 1931 по 1956 годы
Дорога на сцену Большого театра для легендарного тенора лежала через Свердловск. Оставив оперную студию Станиславского, Лемешев пошел на прослушивание в главный театр страны. Там он познакомился с присутствовавшим на пробе директором Свердловской оперы Б.С. Аркановым. Тот сделал ему встречное предложение – годовой контракт на ведущие партии, предупредив певца, что его, конечно, возьмут в Большой, но будут держать на вторых ролях. Спустя несколько лет Лемешев все-таки вернется в Москву – в 1931 году он дебютирует в Большом театре в двух партиях: Берендея и Джеральда в «Лакме» Делиба. Конечно, в веках он остался как лучший Ленский всех времен и народов. Эту партию он спел 501 раз. В Большом же Лемешев попробовал себя как режиссер – поставил «Вертера» Массне в 1957 году.
Самуил Самосуд
Дирижер, руководитель Большого театра в 1936–1943 годах
Дирижер и виолончелист Самуил Самосуд появился в ГАБТ в 1936 году, когда его, бывшего руководителя Михайловского театра, вызвали в столицу. На посту руководителя Самосуд взялся за классику и поставил оперы «Иван Сусанин» в новой литературной редакции и «Руслан и Людмила». В «Пиковую даму» Чайковского дирижер внес авторские коррективы, например, изменил место действия первой картины. Спустя время театр откажется от этих новаций. Самосуд не обходил вниманием и советскую оперу: он поставил «Поднятую целину» И. Дзержинского, а во время Великой Отечественной войны – оперу Д. Кабалевского «В огне». Федор Шаляпин, высоко ценивший талант и музыкальное чутье дирижера, даже дал ему прозвище, похожее, скорее, на регалию, – маэстрино. Самосуд отличался смелостью, парадоксальностью, любовью к творческому хаосу. Даже выглядел он не по-советски: небрежно наброшенное пальто, шапка, сдвинутая на затылок, немодные ботинки.
Дирижер очень хотел обратиться к творчеству Мусоргского, в частности к опере «Борис Годунов», но планам помешала война. Следующий этап творческой жизни Самосуда был связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Владимир Атлантов
Солист в 1936–1943 годах
«Мне еще не приходилось встречать драматического тенора такой мощи и красоты», – отзывался о Владимире Атлантове композитор Игорь Свиридов. В Большой театр Атлантов пришел уже состоявшимся артистом, успев побывать солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сейчас Мариинский театр), где пел в том числе и сложную партию Хозе из «Кармен» Жоржа Бизе. Кроме того, Атлантов в течение двух лет проходил стажировку в миланском Ла Скала под руководством известного певца и педагога маэстро Барра. Собственно, в Италии Атлантов впервые присоединился к Большому театру, чья труппа была там на обменных гастролях с итальянцами в 1964 году. Но на сцену ГАБТ он попал лишь в 1967 году: только после победы на международных конкурсах в Монреале и Софии его наконец позовут в Большой.
На главной оперной сцене Атлантову суждено было стать звездой мировой величины. Он признан одним из лучших Отелло в мире наряду с Пласидо Доминго. Голос Атлантова вошел в пятерку лучших бельканто мира. В Большом театре артист исполнил 18 партий. Тогда же, во время работы в ГАБТ, он получил почетное звание каммерзенгера – этот титул присваивается правительством Австрии и Германии наиболее заслуженным и достойным певцам.
Майя Плисецкая
Балерина с 1943 года, в 1960–1990-й – прима-балерина
Мстислав Ростропович говорил о ней: «У ее тела необъяснимая способность выражать тончайшие эмоции души». Икона русского балета XX века, она стала для многих эталоном большого художника, самостоятельно мыслящего, независимого и гордого. Эти неженские качества наиболее притягивали к ней людей такой же формации – новаторов с неординарным взглядом на культуру в целом.
Она дебютировала в Большом театре в 1943 году, попала в кордебалет, но уже вскоре доказала свое право на ведущие партии. Ее чувственные образы производили сенсацию, плодя последователей и одновременно завистников.
«Кармен-сюита», созданная специально для нее Родионом Щедриным, ее супругом, живым классиком XX века и нынешней эпохи, принесла ей всемирную славу. Ее талант драматической актрисы привлекал к ней кинорежиссеров, запечатлевших Плисецкую в ряде художественных кинолент.
В последний раз она вышла на сцену Большого в 1990 году. Дальнейшая ее судьба была связана с Европой. Как рассказывал Щедрин, Плисецкой не нашлось места в России, среди современников она оказалась лишней.
Галина Уланова
Прима-балерина в 1944–1960 годах, педагог в 1960–1997 годах
Галина Вишневская
Солистка Большого театра в 1952–1974 годах
Галина Павловна Вишневская продолжает галерею портретов легенд оперного пения, чья судьба неразрывно связана с Большим театром. До 1952 года красивая статная девушка родом из Ленинграда выступала на эстраде, попутно занимаясь классическим вокалом. В стажерскую группу Большого театра она попала буквально с улицы – не имея консерваторского образования, единственная из всех прошла Всероссийский конкурс.
Над каждой партией она работала, подвергая сомнению существовавшие каноны. Ее героини – живые образы, яркие, индивидуалистические. Такова и страстная Купава в «Снегурочке», и непокорная Аида в одноименной опере. Галина Вишневская была первой исполнительницей многих сочинений Дмитрия Шостаковича: пела Катерину Измайлову, в его Четырнадцатой симфонии.
В последние годы жизни певицы ее отношения с главным театром страны не ладились. После нашумевшей постановки «Евгения Онегина» режиссера Дмитрия Чернякова певица отказалась отмечать свой юбилей в стенах Большого. На его исторической сцене за свою творческую жизнь она с неизменным успехом исполнила тридцать партий.
Ирина Архипова
Солистка Большого театра в 1956–1988 годах
Елена Образцова
Солистка в 1963–2013 годах
Звезда мировой оперной сцены, великая певица, которой рукоплескал весь мир, пришла в Большой в 1963 году и прослужила там больше 50 лет. В первый же год работы Образцова исполнила восемь партий и стала не просто новым именем в музыке, но целым явлением. Феноменальный успех принесла артистке роль Марины Мнишек: во время гастролей в США ее пять раз вызывали на сцену, из-за чего пришлось приостановить спектакль. Образцова рассказывала, что ежедневно занималась вокалом по 4–6 часов в день, и именно ежедневные нагрузки позволили не просто сохранить голос, но и довести его до абсолютного совершенства. «Ла Скала, Метрополитен-опера и Большой театр – три моих дома, – повторяла Образцова. – В Большом уникальная сцена и несравненная акустика». Елена Васильевна исполнила более 30 ведущих оперных партий, в том числе Кармен, Далилы, Марфы, Любаши. Партию Графини из «Пиковой дамы» она пела сорок лет.
Образцовой не стало 12 января 2015 года. Церемония прощания проходила в Большом театре.
Геннадий Рождественский
Дирижер в 1965–70 годах, художественный руководитель в 2000–2001 годах
Родившийся в семье знаменитого дирижера Николая Аносова и солистки Всесоюзного радио Натальи Рождественский, он с детства был погружен в музыку. Отец научил сына управлять оркестром без помощи рук, используя только мимику и меняя выражение глаз. Этому уникальному мастерству Геннадий Рождественский потому обучать студентов Московской консерватории. 20-летнего юношу, обладающего природным даром, взяли на стажировку в Большой театр, где после конкурсного отбора он занял пост балетного дирижера, которым проработал девять лет. За пять лет работы дирижером Большого театра оркестр исполнил почти 40 опер и балетов. Параллельно маэстро возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
Второй раз в Большой театр Рождественский вернулся уже в 2000 году в качестве худрука, когда пост директора занял Анатолий Иксанов. При нем в Большой вернулся Юрий Григорович, воплотив на сцене новую версию «Лебединого озера». Однако сотрудничество с новым руководством продлилось недолго: уже в 2001-м Рождественский написал заявление об отставке. Уход мэтра такого уровня имел огромный резонанс: музыкальная общественность считала это колоссальной потерей для театра.
Юрий Григорович
Главный балетмейстер Большого театра в 1964–1995 годах и с 2008 года по настоящее время
Имя Григоровича связано с двумя главными российскими театрами – Мариинским и Большим. Оба способны многое поведать о его достижениях, но Питер в этом вопросе имеет некое преимущество, так как именно здесь Григорович впервые попробовал свои силы в качестве балетмейстера, поставив «Каменный цветок» Прокофьева, а затем «Легенду о любви» Арифа Меликова. Позднее оба спектакля заполучит на своей сцене Большой. Помимо них появятся еще двенадцать, первый из которых, «Щелкунчик», будет создан на основе полной партитуры Чайковского без каких-либо купюр.
В 1964-м Григорович придет в Большой как главный балетмейстер. Эту должность мастер оставит только в 1995 году и вернется в 2008-м в возрасте 80 лет.
Николай Цискаридзе
Премьер театра в 1992–2013 годах
Историю взаимоотношений одного из самых известных современных артистов балета и Большого театра вряд ли можно назвать безоблачной. Окончив в 1992 году Московское хореографическое училище, Цискаридзе сразу поступает в ГАБТ: на экзаменах Юрий Григорович высоко оценил талант будущего премьера. Ученик Пестова и Улановой, танцовщик уникально широкого диапазона, на главной сцене страны он исполнил весь балетный репертуар. Французская кукла и Принц в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице», Меркуццо в «Ромео и Джульетте», граф Альберт в «Жизели», Король в «Лебедином озере» и многие другие партии сделали Цискаридзе суперзвездой.
Восхождению на вершину славу помешал конфликт между премьером и руководством театра. В 2011 году танцовщик заговорил о больших нарушениях при проведении масштабной реставрации, а после выразил свое недоверие тогдашнему руководителю Анатолию Иксанову. Новый виток скандала разразился после нападения на руководителя балета Сергея Филина. В итоге в 2013 году с Николаем Цискаридзе не продлили договор, и он ушел из театра.
Владимир Васильев
Художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 1995-2000 годах
Биография Владимира Васильева подтверждает, что атмосфера формирует дух человека, укрепляет стержень его характера и рождает непреодолимую тягу к познанию мира с нетривиальной позиции. Юный Васильев после окончания Московского академического хореографического училища в 1958 году попадал в труппу Большого театра. В первой большой сольной партии Пана в сцене «Вальпургиева ночь» его заметила Галина Уланова и предложила стать партнером в «Шопениане», что предопределило дальнейшую биографию Васильева. Великая балерина стала его наставником, другом.
Спартак в исполнении Васильева перевернул представление о мужском балете. Юрий Григорович сыграл в этом жанровом прорыве огромную роль, но и человек, воплотивший идеи балетмейстера, в равной степени был ответственен за успех. Впервые в истории мирового жанра танцовщик, долгое время остававшийся в тени пачки балерины, сравнялся с ней в художественной значимости.
«Никто никогда не покорит Большой театр. Вы не можете одновременно занять своей идеей, сделать единомышленниками все 2,5 тысячи человек», – такую фразу Васильев сказал в одном из телеинтервью. В 2000-м его должность упразднили.
Анатолий Иксанов
Директор Большого театра в 2000–2013 годах
Светлана Захарова
Прима-балерина с 2003 года
Молодых звезд Большого театра публика буквально носит на руках. Имя Светланы Захаровой – гарантия аншлага. Приобрести билет на спектакли с ее участием практически невозможно: из касс они улетают за считанные секунды. Самые преданные ценители искусства, махнув рукой на переплату, приобретают заветный билетик у спекулянтов, лишь бы увидеть, каких высот достиг сегодня балет.
Светлана Захарова появляется в Большом в 2003 году, уже имея в багаже блистательные роли, успех Мариинки и зарубежные гастроли. Ее наставником на московской сцене становится Людмила Семеняка. Удивительно одухотворенная, изящная, гибкая, воздушная, она словно создана для исполнения всего классического репертуара. В то же время Захарова не боится ничего нового и смело берется за современные постановки. Так, в балете «Герой нашего времени», поставленного всегда провокативным режиссером Кириллом Серебренниковым, она исполнила партию Княжны Мери.
Оперная труппа Большого театра
В список входят оперные певцы и певицы, входящие и входившие в труппу Большого театра в разные периоды его существования.
Содержание
Сопрано
Меццо-сопрано
Контральто
Контртеноры
Теноры
Баритоны и бас-баритоны
Полезное
Смотреть что такое «Оперная труппа Большого театра» в других словарях:
Балетная труппа Большого театра — Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Большого театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Большого театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории список… … Википедия
Дирижёры Большого театра — См. также Большой театр, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Дирижёры Мариинского театра до 2000 после 2000 Альтани, Ипполит Карлович Арендс, Андрей Фёдорович Андропов, Владимир … Википедия
Балетная труппа Мариинского театра — Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Мариинского театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Мариинского театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории… … Википедия
Режиссёры и хореографы Большого театра — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Режиссеры и хореографы Большого театра — См. также Большой театр, Дирижёры Большого театра, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра В список помещены режиссёры, сотрудничавшие с Большим театром на постоянной основе, либо … Википедия
Дирижеры Большого театра — См. также Большой театр, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Дирижёры Мариинского театра до 2000 после 2000 Чайковский, Пётр Ильич Альтани, Ипполит Карлович Рахманинов, Сергей… … Википедия
Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия
Репертуар Большого театра (Москва) — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
Е катерина II 28 марта (17-го по ст. стилю) 1776 года подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра, которому в 2016 году исполнилось 240 лет. Однако здание Большого, которое уже в течение многих лет воспринимается как одна из главных достопримечательностей Москвы, появилось лишь много лет спустя.
История создания. На первом этапе существования театра состав трупп был разношёрстным: от приглашённых зарубежных звёзд до крепостных артистов. Содержание увеселительного заведения было делом финансово обременительным, и к 1804 году оно переходит в ведение Опекунского совета. Но уже через год случается первый пожар, уничтоживший старое здание театра.
Иначе, как «Большим» здание театра, возведенное в XIX веке, назвать было невозможно. Построенный на месте сгоревшего в 1805 году театра Большой Петровский театр, который был назван так по месту расположения на улице Петровка, открылся 18 января 1825 года.
Его строил Осип Бове по приказу тогдашнего московского губернатора князя Дмитрия Голицына. Он улучшил дорогостоящий проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова и воздвиг здание колоссального размера.
Фасад был украшен портиком из восьми белокаменных колонн с конной тройкой Аполлона на фронтоне.
На протяжении 30 лет Большой Петровский театр был самым величественным театром России, превосходя даже петербургский Большой (Каменный) театр. Но 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил почти все здание.
За восстановление театра взялся известный архитектор Альберт Кавос. Работы проводились стремительно, поскольку надо было успеть к торжествам по случаю коронации императора Николая II. Кавос значительно изменил облик фасада, добавив второй фронтон, а конную тройку Аполлона заменил бронзовой квадригой работы Петра Клодта. В августе 1856 года театр снова открылся в Москве.
Роскошное внутреннее убранство зала и фойе с вензелем Николая II было подвергнуто значительным изменениям с приходом советской власти. Некоторые детали интерьера были уничтожены по идеологическим соображениям: в советское время в Большом театре проводились крупные политические мероприятия.
Реконструкция театра. Восстановить убранство XIX века удалось только после реконструкции 2005–2011 годов. Реставраторы не только постарались воссоздать исторический облик здания, но и сделать театр более удобным для зрителей. Площадь самого театра увеличилась почти в два раза: прибавилось несколько подземных этажей с репетиционными классами и Бетховенский зал.
Балетная труппа Большого театра
Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Большого театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Большого театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории список построен по хронологическому принципу: год поступления артиста в труппу.
См. также
Примечания
Балетные труппы | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Австралия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Англия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Дания |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Италия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Куба |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Россия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Россия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
США |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Франция |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Швеция |
|
Полезное
Смотреть что такое «Балетная труппа Большого театра» в других словарях:
Балетная труппа Мариинского театра — Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Мариинского театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Мариинского театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории… … Википедия
Оперная труппа Большого театра — См. также Большой театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Большого театра, Дирижёры Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Оперная труппа Мариинского театра. В список входят оперные певцы и певицы, входящие и входившие в… … Википедия
Дирижёры Большого театра — См. также Большой театр, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Дирижёры Мариинского театра до 2000 после 2000 Альтани, Ипполит Карлович Арендс, Андрей Фёдорович Андропов, Владимир … Википедия
Режиссёры и хореографы Большого театра — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
Режиссеры и хореографы Большого театра — См. также Большой театр, Дирижёры Большого театра, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра В список помещены режиссёры, сотрудничавшие с Большим театром на постоянной основе, либо … Википедия
Дирижеры Большого театра — См. также Большой театр, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Дирижёры Мариинского театра до 2000 после 2000 Чайковский, Пётр Ильич Альтани, Ипполит Карлович Рахманинов, Сергей… … Википедия
Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия
Репертуар Большого театра (Москва) — В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия