актеры чумного доктора майор гром
«Майор Гром: Чумной Доктор»: история создания фильма, российский фандом, успех на Netflix и планы на сиквелы
Тихон Жизневский в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»
В начале апреля в России состоялась премьера первого российского фильма по комиксам издательства Bubble Comics «Майор Гром: Чумной Доктор». В прокате картина в итоге собрала намного меньше, чем изначально рассчитывали создатели. Однако вскоре права на фильм купил американский стриминговый сервис Netflix. На платформе фильм вышел в начале июля и сразу же выбился в лидеры международного рейтинга. Spletnik рассказывает историю создания фильма с самого начала — от написания комиксов до полного метра, о российском фандоме ленты, реакции западных зрителей, а также планах на возможные сиквелы.
В основу сценария фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» легла серия одноименных комиксов российского издательского дома Bubble Comics. Он был основан еще в 2011 году журналистом Артемом Габреляновым, который с детства увлекался комиксами Marvel и мечтал о создании собственной комикс-империи в России.
Осуществить эти планы Артему помог его влиятельный отец Арам Габрелянов — основатель медиахолдинга News Media («Жизнь», сайты Life.ru, Super.ru и Marker.ru). На самом старте проекта он выделил сыну около трех миллионов долларов, а потом еще неоднократно финансово содействовал сыну на разных этапах развития его комикс-корпорации.
Артем Габрелянов
В 2011 году Bubble Comics начал издавать первые юмористические журналы с небольшими статьями и комиксами, которые отсылали к реальным событиям и людям. Через год Габрелянов-младший вместе со своей командой решил изменить концепцию. Тогда-то они и придумали нескольких персонажей — Бесобоя, Красную Фурию, Инока и в том числе Майора Грома, — они и стали новыми главными героями еженедельно выходящих комиксов. Российским читателям такая неожиданная смена вектора понравилась, что сразу же отразилось на тиражах издательства.
В 2014—2015 годах, когда в России наступил расцвет комикс-культуры, издательство Bubble Comics продолжало дорабатывать скетчи с уже знакомыми персонажами и совершенствовать сюжетные линии, тем самым привлекая все новых и новых читателей.
В 2017 году в рамках эксперимента Bubble Comics решает выпустить короткометражный фильм, главным героем которого становится ранее выдуманный издательством персонаж Майор Гром. В основу 30-минутной ленты легли комиксы про российского супергероя, которые издательство выпускало в течение последних лет.
У Артема Габрелянова изначально были мысли о сознании полнометражного фильма про Майора Грома, однако начать он решил все же с выпуска короткометражки — чтобы оценить реакцию зрителей. К тому же снять короткий фильм было значительно быстрее и дешевле, чем полный метр. Деньги на съемки короткометражки Артему опять выделил отец: по данным РБК, речь шла о вложениях в 1 миллион долларов, в то время как сам Арам уверял, что потратил на этот проект «несколько сотен тысяч» в той же валюте. Для работы над фильмом в Bubble было создано специальное киноподразделение Bubble Studios — оно и занялось производством первой короткометражки о Майоре Громе.
От комикса до полного метра
В 2017 году выходит 30-минутный супергеройский фильм с элементами комедии о майоре полиции из Санкт-Петербурга Игоре Громе. Главный персонаж короткометражки хоть и не обладает какими-то сверхъестественными способностями, однако отлично владеет техникой рукопашного боя, логическим мышлением и детективными навыками. На фоне остальных Майора Грома также отличают его непримиримое отношение к преступникам и упертый характер.
Афиша короткометражного фильма «Майор Гром»
Короткометражка рассказывала, как Майор Гром пытается остановить банду грабителей в масках хоккеистов из популярного советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!», которые затевают ограбление банка и берут его сотрудников в заложники. Кстати, изначально роль Майора Грома, которого впоследствии в полнометражной картине сыграл звезда сериала «Топи» Тихон Жизневский, в короткой версии картины досталась Александру Горбатову.
В одной из бесед с журналистами Габрелянов объяснил, почему решил начать снимать фильмы по комиксам именно о Майоре Громе, а не о других супергероях Bubble Comics. Артем признался, что этот вариант был банально проще и дешевле в реализации, что было важно для команды на старте:
Я обычно могу говорить про поднятие духа, что очень важно показать образ полицейского, но на самом деле он будет гораздо дешевле в производстве, чем Бесобой (другой герой комиксов Bubble Comics. — Прим. ред.), у которого все в чертях, в демонах, куча компьютерной графики.
Афиша короткометражного фильма «Майор Гром»
Международная премьера короткометражного фильма «Майор Гром» состоялась в феврале 2017 года на Берлинском кинофестивале. Позже ленту опубликовали на YouTube, где она только за первые сутки набрала более 1,7 миллиона просмотров. Критики, как и интернет-пользователи, в основном отреагировали положительно: они отмечали отличную визуальную составляющую, но при этом критиковали актеров за переигрывание, а сценаристов — за слишком примитивный сюжет.
После этого Артем Габрелянов вместе с командой Bubble Comics сразу же начал работать над сценарием полнометражного фильма. Сначала над сценарием фильма работал режиссер короткометражной ленты Владимир Беседин, а в 2019-м к проекту присоединился продюсер Михаил Китаев, известный своими работами над фильмами «Притяжение», «Лед» и «Т-34». По мнению Габрелянова, именно Китаев определил нужный вектор развития полнометражной картины, он же предложил в качестве режиссера Олега Трофима, с которым раньше работал вместе над фильмом «Лед».
В основу сценария легли все те же комиксы о Майоре Громе, которые создавались еще с 2012 года. Несмотря на то, что в скетчах были полностью прописаны характер героя и основные сюжетные линии, сценарий пришлось адаптировать для кино в течение двух лет.
Параллельно шел поиск актеров на роль самого Майора Грома и других ключевых персонажей. Александр Горбатов, который сыграл Грома в короткометражке, не был заинтересован в проекте, поэтому замену ему искали в течение года. Изначально создатели картины обсуждали кандидатуру Юры Борисова, пока они случайно не наткнулись в инстаграме на фото Тихона Жизневского и сразу же увидели в нем своего героя.
Мы даже не представляли себе, что в России так сложно найти высокого красивого мужика с интеллектом в глазах,
— так рассказывал о кастинге сценарист и продюсер проекта Роман Котков.
Тихон Жизневский в образе Майора Грома
Позже к проекту присоединились Сергей Горошко (он сыграл главного антагониста — Сергея Разумовского), Дмитрий Чеботарев (друг Разумовского — Олег Волков), Любовь Аксенова (журналистка Юлия Пчелкина) и другие.
Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге, а на реализацию проекта ушло около 600 миллионов рублей. Около половины суммы лично выделил отец Артема Арам Габрелянов, а остальные средства предоставили инвесторы — компания «Яндекс. Студия» и частные лица.
Афиша фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
По сюжету фильма полицейский Игорь Гром, за которым по всему Санкт-Петербургу ходит слава неподкупного и справедливого сотрудника, преследует зловещего убийцу Чумного Доктора, который скрывается под маской и плащом. Злодей расправляется со всеми, кто когда-то смог уйти от правосудия с помощью денег и своих связей. Майор Гром же готов на все, чтобы прекратить кровавую резню в городе.
Провал в российском прокате и выход на западный рынок
Создатели фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» возлагали на свой уникальный для России проект большие надежды. Еще до премьеры Артем Габрелянов признавался, что они рассчитывают собрать в российском прокате порядка 1,5 миллиарда рублей, чтобы отбить вложенные в ленту деньги и вложить их в следующий фильм и развитие своей киновселенной. Однако в процессе работы компания Bubble Comics не ориентировалась исключительно на российского зрителя: их целью было совместить голливудский язык с отечественным кино с его исключительно русскими чертами.
Любовь Аксенова и Тихон Жизневский в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»
Однако прогноз создателей картины относительно сборов не оправдался. Премьера фильма из-за затянувшегося постпродакшена и пандемии коронавируса несколько раз переносилась и в итоге состоялась только 1 апреля этого года. За первые выходные «Майор Гром: Чумной Доктор» собрал в кинотеатрах всего 104,5 миллиона рублей, а финальная сумма собранных денег в прокате составила 316,4 миллиона.
Тихон Жизневский в образе Майора Грома
Анализируя провал картины в прокате, Арам Габрелянов решил, что хорошим сборам помешали допущенные ошибки в рекламе и маркетинге проекта. Сам же основатель Bubble Comics Артем Габрелянов нашел этому сразу несколько причин.
То ли не угадали с рекламной кампанией, то ли люди не захотели идти в кино, то ли, не знаю. погода была не та,
— поделился своими мыслями Артем в беседе с российским Forbes.
Арам Габрелянов
Мнения насчет неудачных сборов первого российского супергеройского кино ходили самые разные, вплоть до того, что лента получилось банально плохой. Именно такое мнение разделяет российский кинокритик Антон Долин, который отметил, что других версий провала картины просто быть не может.
Несмотря на откровенный провал картины в отечественном прокате, всего через месяц после премьеры стало известно, что американский стриминговый сервис Netflix приобрел права на показ фильма «Майор Гром: Чумной Доктор». Точная сумма сделки хранится в секрете, однако Артем Габрелянов намекнул, что она стала рекордной для российского рынка (предыдущий рекорд установил российский сериал «Эпидемия», который был продан стриминговой платформе за 1,5 миллиона долларов). Отец Артема Габрелянова Арам в разговоре с Forbes отметил, что сумма их сделки была близка к двум миллионам долларов.
Интересно и то, что в России Netflix развивается за счет «Национальной Медиа Группы», где Арам Габрелянов занимал должность генерального директора с 2011 до 2017 год. Многие решили, что Габрелянов-старший благодаря старым связям мог иметь отношение к выгодной продаже Netflix картины «Майор Гром: Чумной Доктор». Однако сам Арам и его сын Артем отрицают причастность НМГ к сделке. Основатель Bubble Comics в целом довольно спокойно отреагировал на продажу его творения успешной стриминговой платформе:
Ну. мы порадовались. Я не такой эмоциональный человек в принципе.
Тихон Жизневский в образе Майора Грома
Реакция иностранных зрителей и российский фандом
После заключения сделки Netflix получил права на показ российского супергеройского кино сроком на несколько лет (точные даты не разглашаются) по всему миру. Премьера картины на платформе состоялась вечером 7 июля, и всего за один день «Майор Гром: «Чумной Доктор» смог возглавить международный рейтинг Netflix. В 64 странах мира лента Bubble Comics попала в топ-10 картин, а в 15 странах стала абсолютным лидером: в их числе оказались Бельгия, Италия, Испания, Бразилия, Венгрия, Чехия, Швейцария, а также ряд стран Латинской Америки и Ближнего Востока.
После просмотра российского супергеройского кино зрители из разных стран мира сразу же ринулись в твиттер, где принялись выражать свое искреннее восхищение российским блокбастером. В этих своих комментариях иностранные интернет-пользователи отмечали отличное кинопроизводство, актерский состав и идею в целом, а также сравнивали исполнителя главной роли Тихона Жизневского с голливудской звездой Майклом Фассбендером.
«Наконец посмотрел «Майора Грома»! Очень веселый и отличный фильм, с хорошим юмором и без кринжа, которыми обычно славятся фильмы Marvel. Достойное кинопроизводство. Посмотрите картину хотя бы ради тех, кто над ней работал и рисовал комиксы».
«По-настоящему насладился «Майором Громом» на Netflix. Это не очередной супергеройский фильм Disney или Marvel! Он совсем другой, более человечный. В нем есть немного от «Бойцовского клуба», «V значит Вендетта», бондианы и, конечно же, нолановского «Бэтмена» с русским акцентом. А Тихон Жизневский чем-то похож на Фассбендера».
«Майор Гром: Чумной Доктор». Это российский экшн, в котором чувствуется влияние «Бэтмена», «Шерлока Холмса» и «V значит Вендетта». Повествование приносит удовольствие, как и актерский состав. Мотивы главного героя заставят вас понять, что в похожей ситуации вы поступите так же, как и он».
«Майор Гром: Чумной Доктор» просто чертовски крут. Обычно я смотрю не так много российских фильмов, но надеюсь, что в будущем увижу больше экранизаций комиксов Bubble Studios».
Несмотря на провал картины в российском прокате и довольно неоднозначные отзывы отечественных критиков и зрителей, после премьеры картины у нее появилось и огромное количество поклонников. Восторженные российские зрители даже объединились в большой фандом. Внутри него они много общаются, обсуждают возможные сиквелы картины, обмениваются фанфиками о ключевых персонажах и делают мемы. В этих своих разговорах поклонники Майора Грома высокопарно заявляют, что с выходом картины у них наконец восстановилась вера в российское кино.
Тихон Жизневский в образе Майора Грома
Поклонников фильма оказалось настолько много, что в середине мая некоторые из них даже угодили в неприятную историю. На встречу с актерами фильма, которая 16 мая проходила в ЦДМ, фанатов пришло так много, что мероприятие пришлось досрочно прекратить из-за нарушения санитарно-эпидемиологических норм. По словам одного из продюсеров ленты, вместо ожидаемых двух с половиной тысяч человек в итоге пришло около пяти тысяч. После этой встречи ЦДМ временно опечатали, а в отношении организатора (им выступило АО «Лубянка-Девелопмент») завели административное дело по статье о нарушении санитарных норм.
Кстати, несмотря на то, что главным героем картины является Майор Гром, многие фанаты прониклись симпатией к его антагонистам — Сергею Разумовскому (его в картине сыграл Сергей Горошко) и Олегу Волкову, которого на экране воплотил Дмитрий Чеботарев. Поклонники сразу же принялись шипперить этих двух персонажей, ласково назвав их пару «сероволк», и развивать их любовную линию в своих многочисленных фанфиках.
Сергей Горошко и Дмитрий Чеботарев в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»
“Майор Гром: Чумной доктор” – все о сюжете, актерах и премьере
Российские кинокомиксы все же существуют. В 2021 году выходит фильм “Майор Гром: Чумной доктор” (2019), точная дата выхода в России назначена на апрель 2021 года, актеры и сюжет известны, трейлер фильма смотрите ниже. Еще в 2015 году издательство BUBBLE Studio заявило, что Эре “плохого кинокомикса” в России конец, и объявило о начале работы над съемками первой экранизации комиксов. “Майор Гром: Чумной доктор” (2021) будет выпущен при поддержке «Яндекс.Студии» и онлайн-кинотеатра «КиноПоиск HD». Разочарует фильм или станет новым шагом в непривычном для России жанре — зрителям еще предстоит увидеть.
Жанр: приключения, боевик
Режиссер: Олег Трофим
Премьера в России: 1 апреля 2021 года
Актеры: Т. Жизневский, Л. Аксенова, А. Маклаков, А. Сетейкин, С. Горошко, Д. Чеботарёв, М. Евланов, О. Чугунов, А. Богданов и др.
Создатели обещают в фильме сцену после титров, поэтому советуют после просмотра не спешить покидать кинозал.
Сюжет
В основу сюжета легла первая сюжетная арка линейки комиксов об Игоре Громе под названием “Чумной доктор”. Игорь Гром живет в альтернативной версии современного Санкт-Петербурга и работает в полиции. Умный, сильный и неподкупный, он — идеальный полицейский. Игорь не привык носить пафосный костюм и не обладает суперсилой, от него не услышишь громких слов и пафосных речей. У Игоря повышенное чувство справедливости, он арестовывает бандитов и не пасует перед трудностями.
Игорь Гром и его начальник Фёдор Прокопенко
Производство
Режиссером стал Олег Трофим (“Лёд”).
Олег Трофим
Павел Дуров и Чумной Доктор — что у них общего?
В 2017 году был выпущен 5-минутный тизер полного метра, который многие сравнили с лентами про Человека-Паука ранних 2000-ых. В тизере Чумной доктор предлагает всем, кто недоволен российской властью, запустить в качестве протеста по бумажному самолетику. Интересно, что 22 апреля 2019 года ровно в 19.00 по мск времени во многих городах России прошла аналогичная акция за свободный интернет. Толчком к ней стала информация о блокировке Telegram, одного из самых популярных мессенджеров, создателем которого является Павел Дуров. Именно в этот день студия BUBBLE официально объявила о дате выхода фильма “Майор Гром: Чумной доктор” — премьера должна была состояться в октябре 2019 года.
Многие увидели тайный подтекст в действиях Дурова и концепции тизера. Однако основатель студии BUBBLE Артём Габрелянов жестко высказался относительно личности легендарного гения и создателя ВКонтакте. По его словам, Дуров, как истинный гений — человек с неуравновешенной психикой и безумными идеями. Габрелянов сравнил Павла с самовлюбленным маньяком, а акцию с бумажными самолетиками считает истинным плагиатом тизера “Чумного Доктора”.
Съемки и комментарии создателей
Артем Габрелянов, один из продюсеров картины, рассказал, что изначальный сценарий был полностью переписан, а также произведен тотальный рекаст. А Ольга Филипук, генеральный директор «Яндекс.Студии», уверена, что “Доктор гром” станет настоящим стартом для создания комикс-вселенных в российском кинематографе.
Также Габрелянов намерен создать вокруг фильма большую шумиху за 2-3 месяца до премьеры, чтобы о нем говорили и знали абсолютно все.
По словам создателей, ни короткий метр, ни 5-минутный тизер не имеют отношения к полнометражному проекту.
Актеры
Интересные факты
Убыточный супергерой: как создатели фильма по комиксам «Майор Гром» провалились в прокате, но продали права Netflix
«В последние несколько недель можно сказать, что-то изменилось в мире, в России, статус-кво поменялся. Теперь «Майор Гром» — это вещь и сила, с которой надо считаться, — радуется продюсер фильма «Майор Гром: Чумной доктор» Артем Габрелянов. — Вот так — с болью, со скандалами, с не всегда приятными вещами — родилась наша киновселенная».
18 мая 2021 года сотрудники московского отделения Роспотребнадзора нагрянули в Центральный детский мир (ЦДМ, бывший «Детский мир») на Лубянке, опечатали здание и составили протокол об административном правонарушении. Двумя днями ранее в ЦДМ проходила автограф-сессия с актерами фильма «Майор Гром: Чумной доктор». Организаторы были вынуждены прервать мероприятие из-за того, что на него пришло гораздо больше людей, чем они ожидали (по данным издания Baza — более 5000 человек). Большинство гостей, по мнению Роспотребнадзора, были без масок и перчаток и не соблюдали социальную дистанцию. 21 мая Мещанский суд Москвы приостановил деятельность ЦДМ на семь суток.
Фильм «Майор Гром: Чумной доктор» вышел в прокат 1 апреля. Он основан на серии одноименных комиксов российского издательства Bubble Comics Артема и Арама Габреляновых. По сюжету майор полиции Игорь Гром противостоит злодею — человеку в маске чумного доктора. Это очередная попытка создать в России своего супергероя.
Forbes рассказывает, зачем издательство Bubble Comics, терпевшее убытки все десять лет своего существования, занялось кинопроизводством и как Габреляновым удалось продать провалившийся в прокате фильм Netflix.
Истории в голове
«Вера — это отсутствие знания. А я знаю, что Bubble станет мейджором (одним из крупнейших в России создателей кино. — Forbes)», — твердо отвечает 34-летний Артем Габрелянов на вопрос журналиста Forbes о том, верит ли он в светлое будущее своей киностудии. Пока на ее счету, помимо полнометражного фильма «Майор Гром: Чумной доктор» с неоднозначными результатами, одна короткометражка по мотивам того же комикса «Майор Гром» издательства Bubble Comics. 316 млн рублей — первый прокатный заработок кинонаправления комикс-империи Габреляновых.
Объясняя свою уверенность в будущем успехе Bubble, отец и сын Арам и Артем Габреляновы в разговорах с Forbes то и дело прибегают к сравнениям своего комикс-бизнеса c Marvel и Netflix. «Netflix убыточный до сих пор, у него долги в сотни миллионов долларов, если не миллиарды», — говорит Артем. «Marvel тоже несколько десятков лет находился в таком подвешенном состоянии: то чуть не разорялся, то снова поднимался», — вторит его риторике Габрелянов-старший.
Комиксы Marvel Артем читал с детства, тогда же стал мечтать снимать кино о супергероях. После школы, впрочем, пошел учиться на журфак в МГУ — по стопам отца, в то время журналиста «Ульяновского комсомольца», а впоследствии — основателя медиахолдинга News Media, куда входят газета «Жизнь», сайты Life.ru, Super.ru, Marker.ru.
Габрелянов-младший начинал журналистскую карьеру внештатным автором глянцевых журналов, а в 2009 году устроился корреспондентом в отдел зарубежных новостей отцовского Lifenews.ru (позднее — Life.ru). Проработал там недолго: уже в 2011-м решил заняться комиксами. «Подумал, что я в любом случае хочу рассказывать истории, которые есть у меня в голове, — вспоминает Габрелянов. — Если я не поступил на режиссера, значит, буду писать комиксы». На отечественном рынке, по его словам, тогда не было ничего, кроме переводных изданий зарубежных комиксов. «В тот момент индустрия [комиксов в России] только зарождалась, — соглашается с ним основатель одного из первых московских магазинов комиксов «Чук и гик» Иван Чернявский. — До этого тоже что-то выпускали, но это были не массовые явления: игроков с регулярным выпуском мейнстримных комиксов не было».
Супергеройская тема
В 2011-м Габрелянов-младший собрал команду из художников и авторов и вместе с ними начал делать юмористический журнал с новостями, статьями и небольшими комиксами с отсылками к реальным событиям. Название журнала и самого издательства придумали очень просто, говорит Габрелянов: «Bubble — с английского «пузырь», а пузырями называют выноски, в которых пишут комиксный текст или речь персонажа». Журнал стал выходить ежемесячно. Первые тиражи составили порядка 10 000 экземпляров. Каждый номер обходился издательству примерно в 300 000 рублей, большая часть которых шла на зарплату художникам. Журнал отдавали на реализацию в киоски, на заправки и в ларьки с прессой.
Каждый выпуск с первых месяцев генерировал убыток в 50 000–60 000 рублей. «Тиражи не росли, а уменьшались», — вспоминает Габрелянов-младший. Он связывает это с наполнением журнала: в нем, например, было «жестковатенькое» интервью с Никитой Джигурдой, юмористический комикс «Брюс Немогущий» про Брюса Уиллиса, который приехал в Россию, чтобы вызволить украденную дочь, но потерял в чужой стране свои суперспособности. «Это была сатира на злободневные темы, но, к сожалению, люди ее не всегда понимали, журнал им не заходил», — говорит Габрелянов. «Юмористический журнал [Bubble] походил на журнал политической карикатуры консервативного толка, нам было не очень интересно такое распространять», — добавляет основатель «Чук и гик» Иван Чернявский.
В 2012 году Bubble «переобулся»: команда создала нескольких персонажей — Майора Грома, Бесобоя, Красную Фурию и Инока — и стала еженедельно выпускать по комиксу с одним из этих героев. «Мы практически полностью ушли от сатиры и переключились на современную супергеройскую тему», — рассказывает Габрелянов. Первые тиражи по 8000 экземпляров, по словам предпринимателя, «уходили влет». «Тогда на волне неожиданности, что кто-то в России начал выпускать комиксы каждый месяц, действительно был большой всплеск интереса к Bubble», — подтверждает его слова Чернявский.
Смысл денег
В 2014–2015 годах начался «взрыв гик-культуры», рассказывает директор по развитию Bubble Дмитрий Слепцов: «Если раньше все было слишком камерное, то тогда настал большой расцвет — начали плодиться и множиться комикс-шопы». Также в то время Bubble радикально переосмыслил линейки комиксов, вспоминает Иван Чернявский: «Например, они доработали комикс «Инок»: изначально он путешествовал по разным историческим событиям в истории России, а потом начал путешествовать в параллельные миры. Серия стала привлекать гораздо больше внимания». Кроме того, издательство запустило две новые линейки комиксов — «Экслибриум» и «Метеора». Первые линейки начали переиздавать в книжном формате сборников.
На этом фоне росли продажи Bubble. По данным СПАРК, в 2016 году выручка ООО «Бабл» выросла почти вдвое год к году — до 32,6 млн рублей. Правда, годовой убыток издательства как в 2015 году, так и в 2016-м превышал 14 млн рублей. В начале 2017 года директор издательства переводных зарубежных комиксов «Комильфо» (в 2017-м стало частью издательского холдинга «Эксмо») Михаил Богданов оценивал рыночную долю Bubble в 14%. Еще 25% принадлежало издательству переводных комиксов «Азбука», 20% — АСТ, 16% — самому «Комильфо». «Мы были первопроходцами во многих направлениях и сильно повлияли на формирование комикс-индустрии в России, но делать комиксы про отечественных супергероев так и не решились», — добавляет Богданов в разговоре с Forbes. Только у Bubble, по его словам, хватило «запала, энтузиазма и финансовых возможностей, чтобы построить такую компанию с нуля».
В 2017 году Артем Габрелянов говорил РБК, что годом ранее издательство вышло на самоокупаемость. Однако, судя по данным СПАРК, все годы своего существования компания была глубоко убыточной. Максимальный убыток — 62 млн рублей при выручке 27,4 млн рублей — ООО «Бабл» получило в 2017 году. Габрелянов в беседе с Forbes уточняет, что говорил РБК про операционную прибыль: «Конкретно на печати комиксов мы зарабатывали». Убытки в официальной отчетности он объясняет большими вложениями в другие направления, в том числе эксперименты.
Убытки покрывали «частные инвестиции Арама Ашотовича [Габрелянова]», говорит Артем. «Смысл денег в чем? В том, чтобы они работали и развивались, — издалека начинает ответ на вопрос Forbes о рентабельности своих инвестиций сам Арам Габрелянов. — Вселенная из нескольких сотен героев стоит огромных вложений и имеет огромную перспективу». Создание вселенной супергероев Bubble — это игра вдолгую, которая только сейчас показывает первые результаты, вторит риторике Габрелянова-старшего Иван Чернявский.
«По любви и с удовольствием»
Под создание картины Габрелянов-младший в 2016 году зарегистрировал ООО «Бабл студиос» и нанял операторов и монтажеров в студию Bubble Studios. На съемки ушел месяц. Премьера прошла на Life.ru, в фильме также появился бренд издания. «Мы договорились, что [Life.ru] порекламируют нас через свои системы уведомлений. Им было это интересно с точки зрения привлечения аудитории на сайт», — объясняет Артем Габрелянов. По его словам, трансляция упала «практически мгновенно», не выдержав наплыва пользователей. Через несколько дней Bubble выложил фильм на свой YouTube-канал.
Затем с создателями связались продюсеры «Вечернего Урганта», чтобы пригласить их на шоу, рассказывает Артем Габрелянов. После записи шоу он смог договориться на показ короткометражки на «Первом канале». Канал, по словам Габрелянова, заплатил за права на показ фильма «символические деньги» — меньше 100 000 рублей: «Мы хотели дать им права бесплатно, но нам сказали, что так нельзя». Пресс-секретарь «Первого канала» Лариса Крымова не ответила на запрос Forbes.
Короткометражного «Майора Грома» в YouTube в первый месяц посмотрели 3–4 млн пользователей, уверяет Артем Габрелянов (сейчас — 8,1 млн): «Мы тогда сразу и поняли, что это интересно людям и будет пользоваться успехом. Начали прикидывать сценарий [полнометражного фильма]». Активная работа над ним стартовала в середине 2017-го. Поначалу над сценарием работал режиссер короткометражки Владимир Беседин, но весной 2019-го в Bubble Studios пришел продюсер Михаил Китаев (работал над фильмами «Притяжение», «Лед», «Т-34»). Он задал нужный вектор, вспоминает Габрелянов: привел в проект режиссера Олега Трофима (был режиссером фильма «Лед») и продолжил с командой работу над сценарием.
Основой сценария стал тот же комикс «Майор Гром» о майоре полиции Игоре Громове. Несмотря на то, что его история и сюжетная линия уже были придуманы и описаны в комиксах Bubble, сценарий пришлось переписывать много раз. В общей сложности на его создание ушло около двух лет, говорит Габрелянов: например, в первой версии сценария был особняк, но команда не смогла найти подходящий, поэтому сценарий пришлось переписать под другую локацию.
Локацией для съемок выбрали Санкт-Петербург. «Город очень красиво встраивается в сюжет своей архитектурой, лепниной, памятниками. Я с трудом представляю Чумного доктора на фоне московской панельки», — рассказывал Forbes Габрелянов ранее. «Но если в короткометражке [город] был солнечный и яркий, то мы сделали его потемнее: действие основное происходит в ночное время, — говорит в беседе с Forbes режиссер Олег Трофим. — Мне показалось, что в мрачном прочтении история будет куда более эмоциональна».
Съемочные миллионы
Еще после выхода короткого метра у полнометражного фильма появились инвесторы, рассказывает Артем Габрелянов: его отец, «Яндекс.Студия» и частные лица, имена которых он не называет. По словам предпринимателя, изначально он рассчитывал на бюджет в 500 млн рублей, но «после детального просчета» сумма приблизилась к 600 млн рублей. Сложностей с привлечением денег не было, утверждает он: «Общались, говорили: вот такая сумма в обмен на такой процент со сборов — все». Какую сумму вложил каждый из инвесторов и какой процент со сборов за это получил, он не раскрывает.
По словам Арама Габрелянова, лично он инвестировал в кино 330 млн рублей, еще порядка 100 млн рублей вложил «Кинопоиск HD». Директор по контенту медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук опровергает эту цифру, но не раскрывает сумму. По ее словам, компания вложилась в фильм под долю от выручки в кинопрокате и купила лицензию на его показ на «КиноПоиск HD» в России и СНГ. Также в рамках сделки у «Яндекса» были обязательства по продвижению фильма.
В процессе продакшена и постпродакшена Bubble Studios успела привлечь в качестве прокатчика фильма компанию Disney и разработать вместе с ней маркетинговую стратегию. Рекламная кампания «Майора Грома», помимо трейлеров, включала в себя активности с YouTube-блогерами, граффити и баннеры на улице, рекламу на телевидении и на ресурсах «Яндекса». Маркетинговый бюджет составил чуть больше 100 млн рублей — это деньги Disney, говорит Габрелянов. В Disney от комментариев отказались.
Доход от проката фильма его создатели договорились делить между собой. В каких пропорциях, Габрелянов не раскрыл. Традиционно около половины сборов забирают кинотеатры, говорит Forbes источник в одной из российских продакшен-компаний.
Пока шла работа над фильмом, у ООО «Бабл» внезапно сменились владельцы. С 2014 года долями поровну владели Арам и Артем Габреляновы, но в середине 2019 года единоличным владельцем стал Габрелянов-старший, а в марте 2020-го 40% компании перешли некоему Александру Колесову. «Без понятия, это к юридическому отделу, я занимаюсь только творчеством», — ответил на вопрос Forbes о том, кто это, Артем Габрелянов. Его отец в беседе с Forbes пояснил, что Колесов — дедушка Артема: «Насколько я знаю, он [Колесов] хотел Артему сделать подарок. Что-то существенное. Он говорит: «Давай я буду как-то инвестировать в эти комиксы. Дам деньги туда». По словам Габрелянова-старшего, Колесов вложил «немного денег», поэтому и получил долю: «По сути владелец я, конечно. Ну, 85 лет человеку [Колесову]».
Премьера и шрамы
«Мы нацелены на 1,5 млрд рублей. Нам нужно отбиться, чтобы вложить деньги в следующий фильм и развитие киновселенной», — говорил Артем Габрелянов в интервью Forbes накануне премьеры. Ольга Филипук из «Яндекса» признается, что в консервативном сценарии «Яндекс.Студия» ожидала более 600 млн рублей сборов. О похожей ожидаемой сумме — 500–600 млн рублей — говорит и Арам Габрелянов.
Выпустить кино в прокат рассчитывали еще в декабре 2020 года, но из-за затянувшегося постпродакшена и пандемии выход отложился. Финальную дату премьеры, 1 апреля, огласили только в марте 2021-го. За первый уик-энд фильм собрал всего 104,5 млн рублей. «Видишь эти шрамы на моих руках? — отшучивается Габрелянов о своей первой реакции на такие показатели. — Мы сразу поняли, что про 1,5 млрд можно не мечтать». В следующий уик-энд сборы упали на 35% — до 66,4 млн рублей. Всего фильм собрал в прокате 316,4 млн рублей.
Артем признается, что не понимает, что пошло не так: «То ли не угадали с рекламной кампанией, то ли люди не захотели идти в кино, то ли, не знаю. погода была не та». По мнению Габрелянова-старшего, «ошибки железно были в рекламе и маркетинге». Какие именно ошибки, он не поясняет: «Этим занимался Disney, и я не хочу их критиковать». В Disney от комментариев по этому поводу отказались. Вторая причина провала в том, что на фоне пандемии людям интереснее «дурацкие смешные комедии, а не фильмы с эмоциями, над которыми надо думать», полагает Арам Габрелянов.
Режиссер Олег Трофим, продюсер Екатерина Кононенко и владелец «Чука и гика» Иван Чернявский согласны с мнением Габрелянова-старшего о проблемах с маркетингом фильма. «Часто я слышал от людей, что они вообще не видели рекламу [фильма], другие жаловались, что ее было слишком много», — говорит Трофим. «Я, казалось бы, аудитория этого кино, потому что интересуюсь комиксами, но почти не видел его рекламы», — вторит ему Чернявский.
Президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова замечает, что «Майор Гром» вышел в прокат в момент триумфа фильма «Годзилла против Конга» (сборы в России — 884,6 млн рублей). «Голливудское высокобюджетное кино стало появляться в российских кинотеатрах реже, а потому все зрительские симпатии в момент выхода подобных фильмов обращены к ним», — считает Зинякова. На второй уик-энд препятствием стал фильм «Мортал Комбат» (сборы в России — 863,7 млн рублей). «Майор Гром» буквально попал в жернова между двумя самыми кассовыми картинами года», — заключает Зинякова.
«Картина провалилась, потому что она плохая. Неужели могут быть другие версии?» — лаконично ответил на вопрос Forbes кинокритик Антон Долин. В своей рецензии о «Майоре Громе» в «Медузе» он, в частности, отметил, что главный герой фильма «до обидного последователен, линеен и одномерен», а кастинг и диалоги «в большинстве случаев вызывают недоумение».
Артем Габрелянов уверяет, что авторы не преследовали целей сделать пропагандистский фильм: «Основная мысль, которую мы закладывали, — нельзя убивать людей. Видимо, все-таки кто-то считает, что можно, раз называет это пропагандой». По его словам, такое мнение «либеральной тусовки» негативно сказалось на бокс-офисе. Чернявский считает, что Bubble Studios хотела сделать фильм «как у них — как в Голливуде»: «Они взяли много элементов, сцен, тропов из фильмов, которые они сами любили. Но некоторые их этих тропов плохо друг с другом сочетаются или морально устарели. Отсюда и пропагандистский характер сцен — не думаю, что это специально задумывали».
Кононенко, в отличие от Долина, считает, что фильм получился достойным: «Он сделан очень качественно и стоит своих денег». В числе минусов она отмечает лишь слабый актерский состав. Главную роль (Майора Грома) в фильме сыграл Тихон Жизневский (сериал «Топи»), второго центрального персонажа (Чумного доктора) — начинающий актер Сергей Горошко, подругу Грома — Любовь Аксенова (фильмы «Любит не любит», «Салют-7»), напарника майора — Александр Стейкин (сериалы «Победители», «Бессонница»). «Кроме Любы Аксеновой, там не было звезд. Жизневский все равно еще не звезда. Можно было докрутить с кастингом», — говорит Кононенко. «Мы специально искали свежие лица, которые бы не ассоциировались у зрителя с другими фильмами или сериалами», — объясняет режиссер фильма Трофим.
Рождение киновселенной
В сентябре 2020 года Netflix объявил о выходе на российский рынок и развитии на платформе русскоязычного контента. Netflix развивается в разных странах за счет локальных партнеров — местных медиакомпаний, которые занимаются закупкой контента в интересах Netflix или совместным производством. Таким партнером видеоплатформы в России стала «Национальная медиа группа» (НМГ), которая управляет телеканалами РЕН ТВ и «Пятый канал» и является совладельцем «СТС Медиа» и «Первого канала». НМГ стала 100% владельцем юрлица ООО «Развлекательный онлайн-сервис» — оператора российского Netflix.
Габрелянов-старший в прошлом работал в НМГ: в 2011 году он занял должность заместителя гендиректора холдинга, а в 2017 году покинул ее. Артем Габрелянов уверяет, что к сделке Bubble Studios с Netflix холдинг отношения не имел. Арам Габрелянов тоже отрицает причастность НМГ к сделке. В НМГ отказались от комментариев. В глобальном Netflix на запрос Forbes не ответили.
Netflix получил право показа «Майор Гром: Чумной доктор» по всему миру, кроме Китая, сроком на несколько лет, говорит Артем Габрелянов, не уточняя детали. В России видеосервис делит эксклюзив с «Кинопоиск HD». По словам Филипук, «Яндекс» получил деньги за «ко-эксклюзив на наших территориях».
Екатерина Кононенко считает интерес Netflix «абсолютно понятным»: «Качество продукта в данном случае соответствует мировому. Netflix покупает к себе в Netflix Originals «Серебряные коньки» (историческая драма режиссера Михаила Локшина, Netflix купил права на фильм в марте 2021 года. — Forbes), потом «Майора Грома». Это понятная логика: фильмы, которые работают на более широкие аудитории, чем русский зритель».
Артем Габрелянов воспринял продажу фильма Netflix сдержанно: «Ну. мы порадовались. Я не такой эмоциональный человек, в принципе». С гораздо большим энтузиазмом он рассказывает о том, что после выхода фильма заметно выросли продажи комиксов. По словам Арама Габрелянова, за два месяца после выхода картины продажи издательства увеличились в пять раз, и в апреле издательство получило около 18 млн рублей выручки и 6 млн рублей прибыли. Иван Чернявский считает правдоподобным рост продаж в пять раз: «Только у нас в два-три раза спрос вырос на комиксы «Майор Гром». Мы сделали специальный раздел — он сейчас пустой, все раскупили».
В ближайших планах Габрелянова-младшего — съемки сиквела «Майора Грома». Он признает, что из-за провала по сборам первого фильма команде будет сложнее искать инвесторов на второй. Но не падает духом: «Низкие сборы не останавливают нас в глобальной идее создать нашу киновселенную».