актеры эстонии советского периода
Список народных артистов Эстонской ССР
Список народных артистов Эстонской ССР
Ниже приведён список народных артистов Эстонской ССР по годам присвоения звания.
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
Содержание
1930-е
1940-е
1950-е
1960-е
1970-е
1980-е
Год присвоения звания не установлен
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Список народных артистов Эстонской ССР» в других словарях:
Список народных артистов Грузинской ССР — Ниже приведён список народных артистов Грузинской ССР по годам присвоения звания. Это служебный список статей, созданный … Википедия
Список народных артистов Латвийской ССР — Ниже приведён список народных артистов Латвийской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Азербайджанской ССР — Ниже приведён список народных артистов Азербайджанской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Армянской ССР — Ниже приведён список народных артистов Армянской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Казахской ССР — Ниже приведён список народных артистов Казахской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Киргизской ССР — Ниже приведён список народных артистов Киргизской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Литовской ССР — Ниже приведён список народных артистов Литовской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Белорусской ССР — Ниже приведён список народных артистов Белорусской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Список народных артистов Таджикской ССР — Ниже приведён список народных артистов Таджикской ССР по годам присвоения звания … Википедия
Советские иностранцы: Как сложились судьбы звёзд прибалтийского кино
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прибалтика в советское время считалась почти заграницей. Там была совсем другая культура, особенные традиции, уникальная архитектура и там снимались редкие, непохожие на всё остальное фильмы. Прибалтийские актёры и сами напоминали иностранцев, которых им часто приходилось играть. Они пользовались популярностью, их узнавали на улицах, за их карьерой и жизнью следили. После распада Советского Союза прибалтийские актёры остались за границей. Но интерес к жизни советских иностранцев не угасает до сих пор.
Донатас Банионис
Он мог бы никогда не выйти на сцену, если бы родители с самого детства не привили ему любовь к искусству. Они были простыми рабочими, но совмещали работу с художественной самодеятельностью и обладали вокальным даром. Донатас Баниос получил профессию керамиста, совмещая учёбу с участием в драматическом кружке. В 17 лет будущий актёр переехал из Каунаса в Паневежис и сразу же был принят в труппу драмтеатра под руководством Юозаса Мильтиниса. Через три года Донатас Юозович уже был выпускником студии при театре.
С Паневежским театром была связана практически вся его жизнь. В 1980-е годы он был его главным режиссёром и художественным руководителем, актёром же прослужил до начала 2000-х, пока не был принят закон о пенсионной реформе.
Популярность пришла к нему после съёмок в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», а всенародная любовь обрушилась на Донатаса Баниониса после роли разведчика Ладейникова в фильме «Мёртвый сезон». Всего же в его фильмографии более 60 картин.
Донатас Юозович всю жизнь прожил со своей супругой Оной Конкулевичюте-Банёнене, вместе они воспитали двоих сыновей. Он ушел из жизни в 90 лет после перенесенного инсульта.
Вия Артмане
Она появилась на свет в 1929 году в крестьянской семье. После смерти мужа, погибшего ещё до рождения дочери, мама будущей актрисы вторично вышла замуж, а у девочки отношения с отчимом не складывались.
Но переезд в Ригу в 15-летнем возрасте круто изменил всю жизнь Вии Артмане. Она стала сниматься в кино, прожила яркую творческую жизнь, много лет играла в театре, занималась общественной деятельностью. Во время работы в фильме «Родная кровь» познакомилась с Евгением Матвеевым. Чувства, сыгранные на съемочной площадке, перешли в реальную жизнь. Однако актёры были несвободны и не посчитали возможным разрушать свои семьи.
После распада СССР Вия Артмане лишилась крова над головой и доживала свой век на даче дочери. Она продолжала сниматься в кино, однако здоровье актрисы уже было подорвано. Вия Фрицевна ушла из жизни в 79 лет, успев незадолго до окончания своего жизненного пути принять православие.
Ивар Калныньш
Его любили практически все женщины Советского Союза. Хотя на самом деле он мог бы никогда не стать актёром. Родители настояли на получении рабочей профессии, а сам Ивар всерьёз увлекался музыкой. Он был ещё студентом Латвийской государственной консерватории, когда Ивара Калныньша стали приглашать в кино. И даже в труппу Художественного театра актёра приняли за два года до получения диплома.
Он снялся почти в ста фильмах и сегодня, в свои 70 лет, продолжает активную творческую жизнь: играет в двух театрах, снимается в кино, часто появляется на телевидении.
В юности Ивар Калныньш мечтал об одной большой любви на всю жизнь, но судьба распорядилась по-своему. Свою женщину он встретил уже после 50 лет, успев до этого дважды жениться и развестись. Актёр и сегодня очень востребован и не собирается почивать на лаврах своей популярности.
Юозас Будрайтис
Он родился в крестьянской семье, а в школе участвовал в художественной самодеятельности, хотя о карьере актёра даже не задумывался. Юозас Будрайтис готовился стать юристом и поступил на соответствующий факультет Вильнюсского университета, однако в его планы вмешался счастливый случай. Студента-третьекурсника пригласили сняться в фильме «Никто не хотел умирать», а после ошеломительного успеха картины Юозас Будрайтис навсегда связал свою жизнь с искусством. Университет оканчивал заочно, так как много снимался в кино, позже учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
На сцене Каунасского театра сыграл множество ярких ролей, а во второй половине 1990-х стал атташе по культуре в посольстве Литвы в России. На счету Юозаса Будрайтиса более ста сыгранных ролей в кино, но его фильмография постоянно пополняется, так как он продолжает сниматься и сегодня.
Лилита Озолиня
Её детские мечты были всегда связаны только с кино, и уже в 10 лет она пришла на свои первые кинопробы. Режиссёру фильма «Эхо» девочка не подошла, а сама Лилита Озолиня после неудачи стала всерьёз задумываться о медицине. Однако тяга к сцене оказалась гораздо сильнее.
В 1965 она была уже участником Народной студии киноактёра в Риге, а через год Лилиту зачислили в труппу Художественного театра в Риге.
Снималась в кино с 1967 года, но вся страна узнала имя актрисы в момент выхода на экраны картины Алоиза Бренча «Долгая дорога в дюнах». Впоследствии получала множество предложений о режиссёров, а после распада Советского Союза больше внимания стала уделять театру, но не отказывалась от съемок в кино, кода была такая возможность.
Сегодня Лилите Озолиня 70 лет, она живет вместе с дочерью-бизнесменом в Риге.
Юозас Киселюс
Его имя прочно связывают с именем Артура из «Долгой дороги в дюнах». Но зритель мог бы никогда не увидеть на экране этого талантливого актёра, потому что он сам даже не догадывался о своих способностях, мечтая о работе лесника. Уже собираясь подавать документы в институт, где готовили работников лесного хозяйства, Юозас Киселюс вдруг резко меняет своё решение и поступает на актёрский в Вильнюсскую консерваторию.
Он успел сняться в 18 фильмах, а затем его жизнь оборвалась. Актер скончался в 42 года от сложного порока сердца.
Во времена СССР Прибалтика была для советских людей «почти заграницей». Стоило там очутиться, как казалось, что попал в мир, несколько отличающийся от советской реальности. Как выглядела жизнь в «заграничной» Эстонии более полувека назад?
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эстонские или советские? Судьбы известных людей
Обвиняя Советский Союз и Россию, как его преемницу, в «преступлениях коммунистического режима», дискриминации эстонцев и уничтожении культурных традиций, эстонские националисты, тем не менее, гордятся своими соотечественниками, получившими образование и известность благодаря ресурсам большого советского государства.
ОТС Георг, эстонский советский певец (баритон), народный артист СССР.
Был лауреатом Государственных премий СССР (1950, 1952, 1968). Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва.
Награжден орденом Ленина и 3 другими орденами.
Ушел из жизни в Эстонии 5 сентября 1975 года.
ЯРВЕТ Юри, эстонский советский актёр, народный артист СССР (1975).
Умер Юри Ярвет 5 июля 1995 года.
ВАЛТОН (настоящая фамилия Валликиви) Арво, президент международной ассоциации финно-угорских писателей, председатель Союза кинематографистов Эстонии.
ПЭТЭРС Пеэт, кинорежиссер и киносценарист, член Союза кинематографистов России
ВАРЕС Яан, скульптор
Родился 27 августа 1927 года в г. Валга, Эстония.
В 1952 году окончил Государственный художественный институт Эстонской ССР.
В 1955 году окончил аспирантуру Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Член-корреспондент АХ СССР (1978).
Заслуженный художник Эстонской ССР, кандидат искусствоведения, профессор. Живет и работает в Таллине.
ОТТ Урмас, тележурналист и телеведущий
Родился 23 апреля 1955 года в эстонском городе Оттель. Окончил режиссерский факультет Таллинского педагогического университета. С 1979 года работал на таллинском телевидении. Автор и ведущий телепрограммы «Картбланш».
Лауреат премии союза журналистов CCCР 1988 года за создание передач «Телевизионное знакомство».
МЯННИК Рейн, аэролог, единственный эстонец, который зимовал и в Арктике, и в Антарктике.
Родился 3 января 1942 года. Учился на геофизическом отделении Ленинградского арктического училища. Свою карьеру покорителя арктических льдов Р. Мянник начал в 1962 году, когда впервые зимовал на мысе Шмидта. После окончания училища Рейн отправился на арктический остров Врангеля, где зимовал в 1964-1965 и в 1965-1966 годах. Вернувшись со второй зимовки, он поступил в Тартуский государственный университет.
В 1980 году Р. Мянника пригласили на работу на дрейфующей станции «Северный полюс-22». В 1981-1983 годах он работал на антарктической станции «Мирный», создание которой в далеком 1956 году пробудило его интерес к ледяным землям.
В 1987-1988 годах состоялась последняя «суровая» зимовка Р. Мянника на станциях «Молодежная» и «Мирный».
АНТСОН Антс, советский и эстонский спортсмен, олимпийский чемпион по конькобежному спорту (1964) на дистанции 1500 метров.
Родился 11 ноября 1938 года. В 1964 году он сумел, защищая честь Советского Союза, выиграть первенство Европы в многоборье, стать олимпийским чемпионом в беге на 1500 м и установить мировой рекорд на дистанции 3000 м.
ПИККУУС Ааво, советский и эстонский спортсмен (велосипедный спорт), заслуженный мастер спорта (1975).
Родился 23 ноября 1954 года в селе Капера Тартусского района, Эстония.
Чемпион мира (1977) в командной шоссейной гонке. Победитель велогонки Мира в личном (1977) и командном (1975, 1977-1979) зачете. Неоднократный чемпион СССР (1973-1979) в различных видах шоссейных гонок. Награжден орденом «Знак Почета».
Угасшая звезда Яака Йоалы: Почему «эстонский соловей» в 38 лет ушел со сцены, избегал публики и терпеть не мог песню «Лаванда»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С самого детства жизнь Яака Йоалы была связана с музыкой – его мать была музыковедом и работала в Государственной филармонии Эстонской ССР. Яак занимался в музыкальной школе, где учился играть на фортепиано и флейте, а позже поступил в музыкальное училище. На вступительных экзаменах педагоги спросили, уверен ли он в своем выборе, ведь в Таллине его знали как азартного автогонщика. Тем не менее музыка всегда оставалась для него на первом плане. Однако музыкальное училище Яак не окончил – он с юности был поклонником группы «The Beatles», увлекался рок-музыкой, и за отказ прекратить исполнение рок-композиций был отчислен. Это несоответствие того, что он любил, и тем, чем был вынужден заниматься, сыграло роковую роль в его жизни.
Самый известный эстонский певец в СССР
После службы в армии Яак Йоала выступал в качестве бас-гитариста и солиста различных эстонских групп, участвовал в музыкальных конкурсах и фестивалях, где неоднократно завоевывал награды, но всесоюзная популярность пришла к нему в 1975 г., когда певец получил специальный приз жюри на международном конкурсе песни в Сопоте. У него тогда даже появился шанс сделать карьеру в Европе: на Яака обратил внимание продюсер Джо Наполи из Лондона, который привез на фестиваль английского певца Барри Райана. Он был ведущим телепередачи «Суперсоник», где выступали и мировые звезды первой величины, и начинающие вокалисты. Наполи предложил эстонскому певцу отправиться вместе с ним в Лондон, но для Йоалы это было равносильно эмиграции из СССР, и он отказался от этого предложения.
С ним работали лучшие советские композиторы: Давид Тухманов, Александр Зацепин, Раймонд Паулс. В конце 1970-х гг. – начале 1980-х гг. наступил его звездный час – после того, как Яак Йоала исполнил песни в фильме «31 июня» и спел в дуэте с Софией Ротару в «Голубом огоньке» песню «Лаванда». Он стал частым гостем телепрограмм центрального телевидения СССР и на радио, его пластинки расходились миллионными тиражами, а песни «Я тебя рисую», «Фотографии любимых», «Любовь нас выбирает» пела вся страна.
Поклонниками его таланта были даже коллеги, пользовавшиеся не меньшей популярностью. Муслим Магомаев написал о нем в «Советской культуре»: « Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налёта вульгарности, подчас выдаваемой за «эстрадную специфику», без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное – голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист – всё это привлекает в нём. Яак Йоала поёт красиво, взволнованно, что называется, на нерве ».
Непонимание на родине и ненавистная «Лаванда»
Хотя в репертуаре певца преобладали лирические, а не патриотические песни, в Эстонии ревностно относились к его всесоюзной популярности, осуждали за исполнение песен на русском языке и презрительно называли «кремлевским соловьем» и «яшкой ёлкиным», в то время как в советской прессе его именовали «эстонским соловьем». Яак Йоала рассказывал: « Это считалось предательством. Ведь я десять лет был идолом в Эстонии, и вдруг стал петь по-русски. Считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось ».
При этом сам Йоала никогда не был в восторге от своего репертуара и позже говорил, что пел совсем не то, чего хотел сам. Песню, которую долгие годы называли его визитной карточкой, он и вовсе терпеть не мог и спустя годы признавался: « Мне все равно, как сейчас оценивают мое творчество. «Лаванда»… Разве можно такое слушать? Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это неважно, что песня имела сумасшедшую популярность… Я это давно забыл и выбросил из головы. Мне всегда нравилось исполнять рок-музыку ». Певец удивлялся тому, что из всех его песен слушатели запомнили именно эту, ведь он исполнил ее всего один раз на «Голубом огоньке», вот только на советском телевидении эту запись очень часто ставили в повторе, и у миллионов Яак Йоала ассоциировался именно с «Лавандой».
Завершение карьеры и загадочное исчезновение
В 1988 г., на пике популярности, певец неожиданно для всех решил уйти с советской эстрады, а в середине 1990-х гг. практические прекратил выступать с концертами. Сам он позже объяснял свое решение так: « Для меня наступил предел, я уже не мог петь эти дурацкие, дешевые песни. И все, я ушел… Я ушёл вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё… Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в лёгкий жанр ». При этом заниматься музыкой он не перестал – преподавал в Таллинском училище, продюсировал молодых исполнителей, занимался организацией концертов.
После завершения своей вокальной карьеры он вышел на сцену только один раз, в 2007 г., во время совместного тура по Эстонии с Тынисом Мяги, который был не только его коллегой, но и другом. Однако в последние годы жизни Яак перестал общаться не только с журналистами, но даже с друзьями. Тынис Мяги рассказывал, что на протяжении нескольких лет не мог ему дозвониться, хотя раньше они созванивались ежедневно.
Внезапное исчезновение певца породило много слухов: говорили, что он спился, уехал в США, потерял голос и т.д. В последние годы его жизни часто писали о том, что Яак Йоала стал отшельником и живет в сельской глубинке в лесу. У него действительно был загородный дом, в котором он проводил много времени со своей семьей, но при этом из столицы Эстонии артист не уезжал и жил там в самом центре. Но спустя годы его попросту перестали узнавать на улицах, ведь в постаревшем и прибавившим в весе прохожем в простой повседневной одежде сложно было узнать блистательного элегантного артиста с манерами зарубежной звезды.
Еще в 2005 г. артист перенес инфаркт, через год – еще один, потом его разбил инсульт, в 2011 г. его госпитализировали в связи с третьим инфарктом. Он не хотел, чтобы кто-либо, кроме близких, знал о его проблемах, а потому перестал появляться на публике. Он и до этого не участвовал в светских мероприятиях и вел закрытый образ жизни, поэтому этот факт никого не удивил – списали на замкнутость и странности характера. 25 сентября 2014 г. его не стало. Об этом не сразу стало известно широкой публике, ведь в прессе о его уходе писали очень скупо и сдержанно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как солдаты вермахта и СС стали знаменитыми советскими актерами
Виктор Лоренц в фильме «Иди и смотри».
Народный артист Эстонской ССР
Калье Кийск в фильме «Смерть под парусом».
Ада Неретниеце/Рижская киностудия,1976
В 1944 году девятнадцатилетний эстонец Калье Кийск был мобилизован в 20-ю гренадерскую дивизию СС (1-ю эстонскую). После прохождения трехмесячной подготовки на учебном полигоне СС Хайделагерь в Польше его направили на оборонительный рубеж «Танненберг» в восточную Эстонию, где летом того же года развернулись кровопролитные бои против наступавших частей Красной Армии.
Позиции немецких войск подверглись массированным ударам бомбардировщиков и постоянному обстрелу советской артиллерии. Служивший в расчете противовоздушной обороны Кийск вспоминал, что из-за страха повредить барабанные перепонки в том невыносимом шуме он не мог закрыть рот и тот всегда был полон песка.
В сентябре 1944 года линия «Танненберг» была прорвана, и немецкие войска отступили со своих позиций. Калье Кийск решив, что достаточно повоевал, не ушел вместе с ними и вернулся домой в уезд Ида-Вирумаа.
После освобождения территории Эстонии Красной Армией у местной службы госбезопасности появились к Кийску вопросы: чем он занимался во время войны и почему его, вполне подходящего по возрасту, не забрали в немецкую армию? Калье выручил отец: он показал, что они вместе работали в сланцевой промышленности в городе Силламяэ и таким образом не подлежали мобилизации.
Всю свою дальнейшую жизнь Кийск посвятил кинематографу. При этом он проявил себя и как актер, и как режиссер. На его счету — 17 фильмов, что было выдающимся достижением в рамках не только маленькой Эстонии, но и всей огромной страны. В 1980 году ему присвоили звание Народного артиста Эстонской ССР, важнее которого было только звание Народного артиста СССР.
Калье Кийск тщательно хранил тайну своего военного прошлого. О его службе в СС знали лишь самые близкие друзья. Только после распада СССР и обретения Эстонией независимости о ней стало известно широкой общественности.
Народный артист СССР
Харий Лиепиньш в фильме «Контрудар».
Владимир Шевченко/Киностудия имени А. Довженко,1985
За 50 лет своей карьеры один из самых прославленных латвийских актеров Харий Лиепиньш сыграл более 250 ролей на сцене театра и в кино. Однако до того, как к нему пришла популярность, Лиепиньшу довелось пройти через войну и ГУЛАГ.
В 1944 году, когда будущему актеру было 17 лет, его мобилизовали в качестве «хиви» («добровольного помощника») в немецкую армию. Набранные немцами (далеко не всегда добровольно) среди советского населения эти люди служили грузчиками, санитарами, механиками, подносчиками снарядов и на других должностях. Харий попал в расчет ПВО.
В скором времени Лиепиньш вместе с остатками группы армий «Север» оказался блокирован в западной Латвии в так называемом Курляндском котле. Те из войск, которые не были эвакуированы в рейх по морю, держались здесь вплоть до самой капитуляции нацистов.
Харий не собирался бежать в Германию. После окончания войны он вернулся в Ригу, где вскоре был арестован как коллаборационист и отправлен на север СССР в угольные шахты Воркуты.
13 апреля 1946 года вышло постановление Совета министров СССР «О возвращении на родину репатриантов — латышей, эстонцев и литовцев», согласно которому были амнистированы представители прибалтийских народов, так или иначе сотрудничавшие с немцами во время войны. В их числе был и Лиепиньш. Вскоре после возвращения в Ригу он всецело посвятил себя театру и кино и получил в награду в 1988 году звание Народного артиста СССР.
Благодаря своей характерной неславянской внешности, прибалтийских актеров в советском кинематографе часто приглашали на роли иностранцев: англичан, американцев и, конечно, немцев в фильмах про Вторую мировую войну.
Не был исключением и Харий Лиепиньш. Среди прочих, на его счету роль фельдмаршала Эриха фон Манштейна в фильме «Контрудар», офицеров СС в культовом советском сериале «Долгая дорога в дюнах» и в фильме того самого Калье Кийска «Безумие».
Заслуженный артист Латвийской ССР
Виктор Лоренц в фильме «Красная скрипка».
В 1944 году семнадцатилетний рижанин Виктор Лоренц был мобилизован в Латышский добровольческий легион СС. Несмотря на название, набор в него происходил в том числе и на принудительной основе.
После войны Лоренц оказался в одном из проверочно-фильтрационных лагерей НКВД на Дальнем Востоке, через который проходили некоторые граждане СССР, служившие в германской армии, побывавшие в плену, а также жившие на оккупированных немцами территориях. Однако после амнистии прибалтийских коллаборационистов 1946 года он вернулся в Латвию.
Закончив в 1961 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (сегодня — Всероссийский), Виктор Лоренц стал первым профессиональным латвийским киносценаристом.
Еще во время учебы Лоренц написал свой первый сценарий, основанный на его военном прошлом в СС. Озаглавленный «Родина, прости!», он рассказывал историю трех друзей, мобилизованных в Латышский легион в ходе Второй мировой войны.
Сценарий был опубликован в московском альманахе, но оказался слишком смелым для кинематографа в то время. На экранизацию решились лишь в 1964 году.
Вышедший спустя два года фильм «Я все помню, Ричард» с Харием Лиепиньшем в главной роли подвергли сильной цензуре, однако все-таки допустили до всесоюзного проката. Лишь в Латвии он прошел ограничено в нескольких небольших кинотеатрах, без рецензий и упоминаний в местной прессе. В 1992 году была выпущена полная версия фильма под названием «Камень и осколки».
Заслуженный артист Латвийской ССР, Лоренц не ограничивал себя лишь деятельностью сценариста, но и активно снимался сам. По иронии судьбы в 1985 году ему вновь пришлось примерить эсэсовскую форму. В одном из самых страшных фильмов о Второй мировой войне «Иди и смотри» он сыграл роль штурмбанфюрера, отдавшего карательному отряду приказ об уничтожении жителей белорусской деревни.