актеры фильма 12 лет рабства
Спроси киноафишу
Кликнув на имена тех, кто исполняет роли в фильме, можно перейти на страницы актеров, где вы найдете их биографии и список всех картин с их участием.
Авторизация по email
«Гастарбайтер с запахом дерзкого цитруса»: показавшую голого мужа Макееву облили помоями
«Только сейчас заметил, что торчит»: оголившийся Панин неудачно прикрылся доской
Совпадение или закономерность? Актеры, сыгравшие Шерлока Холмса и супергероев в Marvel и DC
Стало известно, почему врачи не в силах помочь «гниющему заживо» Губину
Вы не поверите: как сегодня выглядят взрослые сыновья Бритни Спирс
Неоперабельна: Кудрявцеву перекосило от страшного диагноза известной актрисы
Тест: проверь свои экстрасенсорные способности за 20 вопросов
Знаменитый ведущий Первого канала оказался алкоголиком: «Пил на записях программ»
Тимати и не только: звезды, которые выбрали в партнеры «копии» своих бывших
Что будет с «Полем чудес»? Якубович заговорил об уходе с Первого канала
8 ситуаций, когда персонажи «Великолепного века» очень похожи на героев «Игры престолов»
Изуродованная жена Аршавина напугала россиян словами о «прислужниках Люцифера»
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
12 лет рабства
С афроамериканцем Соломоном Нортапом случилась чудовищная путаница – его принимают за раба и направляют к плантаторам. Под предлогом работы в цирке в Вашингтоне, его выдают за другого человека. Он – свободный человек, гражданин Саратоги, штат Нью-Йорк, а с ним обращаются как с никчемным рабочим, наказывая за малейшие проступки, в большинстве случаев придуманные.
Переходя от одного хозяина к другому, Соломон проявляет себя смышленым работником, придумывает схему с переправой сырья через реку, чтобы упростить своим товарищам и без того тяжелую работу. В прошлом Нортап еще и музыкант, отлично владеет скрипкой. Это подкупает плантаторов, и они разрешают ему играть на праздниках и мероприятиях.
Парень обладает невероятным терпением, стойкостью духа и выносливостью, что очень помогает ему выжить в нечеловеческих условиях. Среди рабов он уважаемый человек, к нему часто обращаются за помощью и утешением, будь то безутешная Элиза, которую разлучили с детьми, или юная Пэтси – любимица жестокого плантатора Эдвина Эппса. Самое ужасное, что может случиться с человеком, – утрата какой-либо связи с родными и близкими. Даже не издевательства и унижения, а именно разлука с семьей дается рабу тяжелее всего.
Самое удивительное, что вся эта история реальна. Человеку действительно пришлось все это пережить. В 1853 году вышла книга 12 лет рабства, написанная самим Соломоном. Нортап также ездил с лекциями о рабстве по северо-восточным штатам и участвовал в переброске рабов из рабовладельческих штатов юга на север.
фильм «12 лет рабства»
«The extraordinary true story of Solomon Northup»
драма, биография, история
2013, США, Великобритания, 133 мин.
режиссёр: Стив МакКуин
сценарий: Джон Ридли, Соломон Нортап
в ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Пол Дано, Пол Джаматти, Лупита Нионго, Сара Полсон, Брэд Питт, Элфри Вудард, Куавенжаней Уоллис
мировая премьера: 30 августа 2013 г.
российская премьера: 12 декабря 2013 г.
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в Нью-Йорке, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Оскар, 2014 год
Лучшая женская роль второго плана (Лупита Нионго)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая мужская роль (Чиветель Эджиофор)
Лучшая мужская роль второго плана (Майкл Фассбендер)
Лучший режиссер (Стив МакКуин)
Лучшая работа художника-постановщика
Золотой глобус, 2014 год
Лучший фильм (драма)
Лучшая мужская роль (драма) (Чиветель Эджиофор)
Лучшая мужская роль второго плана (Майкл Фассбендер)
Лучшая женская роль второго плана (Лупита Нионго)
Лучший режиссер (Стив МакКуин)
Премия канала «MTV», 2014 год
Лучшая мужская роль (Чиветель Эджиофор)
Лучшая женская роль (Лупита Нионго)
Лучший злодей (Майкл Фассбендер)
Британская академия, 2014 год
Лучшая мужская роль (Чиветель Эджиофор)
Лучшая мужская роль второго плана (Майкл Фассбендер)
Лучшая женская роль второго плана (Лупита Нионго)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая работа оператора (Шон Боббитт)
Лучшая работа художника-постановщика (Элис Бэйкер, Адам Штокхаузен)
Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре (Стив МакКуин)
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
Жорж, 2014 год
Лучшая зарубежная драма
Премия Гильдии актеров, 2014 год
Лучшая женская роль второго плана (Лупита Нионго)
Лучшая мужская роль (Чиветель Эджиофор)
Лучшая мужская роль второго плана (Майкл Фассбендер)
Интересные факты о фильме «12 лет рабства»
1. Съемки фильма заняли 35 дней. Они проходили на плантации в Вашери, штат Луизиана, недалеко от того места, где содержался реальный Нортап. Порт Нового Орлеана и Саратога воссоздали в декорациях.
2. Этот же сюжет, основанный на мемуарах, написанных в 1853 году, использовался в телевизионном фильме «Одиссея Соломона Нортапа» (1984).
3. В этом фильме снялся актер Таран Киллэм, который часто пародирует Брэда Питта на шоу «Субботним вечером в прямом эфире» (1975). И хотя Брэд Питт тоже снялся в этом фильме, на съемочной площадке актеры ни разу не пересекались. Компания Питта — Plan B — занималась продюсированием фильма, сам же актер исполнил в нем лишь небольшую роль.
4. Практически эпизодическую роль в фильме исполнил Брэд Питт. Маккуин позже признавался, что лично не утверждал его на роль рабочего Басса, а сыграл в картине только потому, что и продюсировал её. Ключевой злодейский образ в ленте создал постоянный и любимый актёр Маккуина Майкл Фассбендер, уже работавший с ним над двумя проектами — «Голодом» и «Стыдом». Режиссёр вспоминал, что во время съёмок сцены избиения Эппсом Пэтси Фассбендер просто потерял сознание от эмоционального перенапряжения.
5. Бабушка и дедушка Стива МакКуина были потомками рабов из Вест-Индии.
6. Спустя год после возвращения домой Соломон Нортап опубликовал свои мемуары. Книга вышла в свет за 9 лет до Гражданской войны, стала бестселлером и вызвала огромную дискуссию в американском обществе. Однако в 20 веке она не переиздавалась и была забыта до тех пор, пока Сью Икин в 1968 году не написала работу, документально подтвердившую историю Нортапа. Режиссер Стив МакКуин узнал о существовании мемуаров Нортапа от своей жены.
7. Режиссёр вспоминал, что во время съёмок сцены избиения Эппсом Пэтси Фассбендер потерял сознание от эмоционального перенапряжения.
8. Начав работу, Маккуин не имел понятия о реальной истории Соломона Нортапа, поэтому решил просто «снять кино о свободном человеке, которого похитили, и через эту призму показать все круги рабства». Супруга режиссёра отыскала ему автобиографическую книгу Нортапа, которую он буквально «проглотил»: «Это как впервые прочитать дневник Анны Франк». Все образы были у Маккуина в голове, большое количество времени он проводил с оператором Шоном Боббиттом: « Для того чтобы рассказать историю, необходимо сохранить равновесие. Чтобы функционировал каждый кусок, ни одна часть не должна быть тяжелее или легче. Я добиваюсь этого почти хирургическим путём, постепенно отсекая все лишнее, и смотрю, что выходит. »
9. Каждый цвет в картине, по словам Маккуина, что-то обозначает, даже характер владельца каждой плантации выделен отдельной палитрой: «У Форда на плантации довольно сочные цвета. У судьи Тернера цвета менее яркие, но теплые. … В сценах, где Соломон возвращается обратно в Саратогу, использованы гораздо более теплые тона».
10. В Луизиане во время съёмок стояла невероятно жаркая погода, Маккуин «едва не отключился».
Рецензия на фильм «12 лет рабства»
Безусловный претендент на «Оскар» в нескольких номинациях, фильм о торжестве духа, рассказанный ярким, жестким, хлестким языком и наполненный целой плеядой выразительных, талантливых актеров
Середина XIX века. Северо-восточные штаты уже давно отказались от рабовладения и почитают афроамериканцев наравне с белыми гражданами. Соломон Нортал – средней руки трудяга из пригорода Нью-Йорка, любящий муж и отец, мастер игры на скрипке – отправляется подзаработать в Вашингтон, где становится жертвой похитителей людей. Злодеи переправляют его на юг, где Соломон становится рабом на плантациях. Переходя от господина к господину, испытывая тяготы и лишения, угрозы и побои, Соломон не теряет присутствия духа даже в самые тяжелые времена, веря, что однажды справедливость восторжествует и к нему вернется свобода.
Кадр из фильма «12 лет рабства»
Когда год назад практически в это же время в прокат вышел тарантиновский «Джанго освобожденный», среди критиков и зрителей прокатилась дискуссия, мол, чего это Голливуд вдруг обратился к такой, прямо скажем, неактуальной теме – истории черного рабства. Вроде и неравенство давно закончилось, и страной руководит президент-афроамериканец, и само негритянское население уже давно не чувствует себя «вторым сортом». Тогда мнения разделились, а затем этот вопрос и вовсе ушел на задний план, выдавленный триумфом фильма, режиссера и актеров. Однако «ящик Пандоры» уже был открыт, и вслед за местами легкомысленным, местами гротескным Тарантино из него появился Стив МакКуин – артиллерия куда более тяжелая во всех смыслах слова.
Кадр из фильма «12 лет рабства»
Дорога МакКуина к «12 годам рабства» была извилистой, но насколько она его укрепила, заметно практически с первых кадров фильма. Режиссер он и без того лаконичный, стремящийся во многом к минимализму, но в новом фильме зритель должен быть готов к тому, что разговор предстоит еще более тяжелый, чем в «Стыде» или «Голоде». Двухминутные статичные планы лица героя, убегающие вдаль волны, уносящие свободу, небо и бескрайние поля, напоминающие о беззаботной жизни, – этого будет в достатке, но картину такие приемы не перегружают. Наоборот, каждая такая сцена еще на толику приближает к пониманию чувств героя. Чувств человека, лишившегося того незримого и неосязаемого в обычной жизни права, ощутить которое можно, только потеряв его.
Кадр из фильма «12 лет рабства»
Безусловно, с таким материалом на исполнителя главной роли Чевителя Эджиофора выпадает немыслимая нагрузка. Но то, как актер справляется с ролью, делает из него одного из главных претендентов на «Оскар» (в номинации Эджиофора нет никаких сомнений). За два экранных часа Соломон успевает пережить столь многое, испытать весь спектр эмоций, а через эти эмоции показать не только сам ужас рабовладения, но и то, как этот ужас выглядит изнутри. Не со страниц учебников или гладких вылизанных историй Дикого Запада, где негр в лучшем случае присутствовал в качестве отшельника или торговца. Нет, Соломон Эджиофора несет на себе всю тяжесть страшной ноши, сохраняя внутри тлеющий уголек надежды.
Кадр из фильма «12 лет рабства»
Яркая положительная роль невозможна без уберзлодея, и здесь на передний план выходит Майкл Фассбендер, задвигая в тень Леонардо Ди Каприо с его белым тортом. В третий раз МакКуин и Фассбендер берутся за совместную работу и в третий раз поражают воображение. Плантатор Эппс, роль которого исполнил талисман режиссера, – персонаж, выглядящий с высоты времен карикатурным, вымышленным, словно комиксовым злодеем. Но именно в нем раскрывается и становится понятна та порочность белого рабовладельца, видящего в своих «ниггерах» только вложенные деньги и получаемую рабочую силу. Если глубоко в мыслях Стива МакКуина и были спрятаны реваншистские нотки, то Эппс – именно тот укол в адрес белых, который отзывается больнее всего.
Кадр из фильма «12 лет рабства»
О героях и злодеях фильма, тем более что первые здесь часто переплетаются со вторыми, можно говорить долго, однако лучше их увидеть своими глазами. Не в последнюю очередь и потому, что снято кино очень красиво, если такое слово уместно для описания сцен с кровавыми избиениями, изнасилованиями и казнями. Пару месяцев назад я восхищался невероятными длинными планами «Гравитации», но космическая трагедия Куарона была все-таки техническим достижением в большей степени. В «12 годах рабства» пара-тройка сцен без склеек длится 3-4 минуты, но это совсем не то же самое, что крутиться в одиночку в скафандре. Сцена наказания служанки Пэтси, например, включает десяток героев и двигающуюся камеру. Какое напряжение испытывают в такие моменты актеры (а настроение персонажа Фассбендера в этой сцене меняется несколько раз), можно только представить. Это очень высокий уровень мастерства и режиссера, и всех присутствующих на площадке. Уровень, превращающий зрелище в искусство.
Банальные вещи о том, что «свобода лучше, чем несвобода», оставим для других. Отечественного зрителя сложно будет увлечь борьбой за равноправие и отмену черного рабства, слишком это далеко от нас. А вот тем, что такое достоинство, что такое вера, что такое отчаяние и что такое справедливость, заманивать нужно. Ценности это непреходящие, но отчаянно нуждающиеся в постоянном повторении. Даже в те моменты, когда вы чувствуете себя свободными.
Смотрите в кино с 12 декабря.