актеры фильма 12 стульев с андреем мироновым
Как два великих режиссера почти одновременно экранизировали «12 стульев»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Леонид Иович подбирал актеров всегда очень тщательно, но пробы на роль Остапа Бендера стали даже для него особенными – он перепробовал более 20 кандидатов, да еще каких! Никита Михалков, Олег Басилашвили, Александр Белявский, Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Часть из этих прекрасных актеров не смогла принять участие в съемках, а кому-то Гайдай отказал (например, Миронову).
Когда отсеялись те, кто по мнению режиссера не подходили, остались всего лишь два претендента, и с ними дело решилось еще более интересно. Александр Белявский был уже утвержден и даже приехал на съемочную площадку, но перед началом нового фильма группа всегда разбивала тарелку «на счастье». В этот день посуда оказалась крепкой, и суеверный Гайдай не только отложил съемки, но и решил еще раз пересмотреть кандидатуру главного героя. Пригласил на роль Владимира Высоцкого – опять, как ни странно, неудача с тарелкой, причем примета оказалась верной, Высоцкий в первые же дни съемок запил. И только тогда отчаявшемуся режиссеру кто-то рассказал про малоизвестного актера Арчила Гомиашвили, который уже много лет прекрасно играет Бендера в одном из провинциальных театров. С этим кандидатом и тарелка разбилась, и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл главную роль в своей жизни.
А Марк Захаров зато воспользовался «наработками» коллеги и взял без раздумий на главные роли отвергнутых Гайдаем Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Время показало, что и он абсолютно точно не прогадал. Сегодня о том, какая пара актеров является более яркой, даже никто не спорит – все хороши. Интересно, что целая команда из 10 актеров снялась в обеих лентах, в небольших ролях, некоторые в тех же самых образах. Так, например, Георгий Вицин сыграл в одном фильме Безенчука, а в другом — монтера Мечникова, а Савелий Крамаров был одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым.
А Марк Захаров, как всегда, быстрый в решениях, утвердил на эту же роль Лидию Федосееву-Шукшину даже без проб. Правда, роль далась актрисе очень тяжело. Незадолго перед этим ушел из жизни ее супруг, а как только началась работа над фильмом, она потеряла еще и отца. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера актриса приехала сразу с похорон. Отыграв эпизод, уходила в уголок и плакала.
Были в работе над обеими картинами и сложности. Гайдай не скупился на расходы, и часть съемок проходила на Кавказе. Особенно досталось при этом Михаилу Пуговкину. Сначала его пожарным краном поднимали на острый пик скалы, куда, якобы, забрался Отец Федор. Актер был очень далек от профессии каскадера, поэтому тут он натерпелся страху. Однако при просмотре материала оказалось, что его мучения еще и были напрасными – в кадре совсем не было видно той высоты, на которой он находился, поэтому эпизод решили переснять в павильоне, безо всякого риска. А затем, после рубки стульев на фоне шторма, актер слег с сильнейшим радикулитом – буря для съемок требовалась настоящая, а такую удалось дождаться в Батуми только к осени.
Существует известная история о том, что на съемках у Марка Захарова Любовь Полищук получила серьезную травму позвоночника – в момент, когда Андрей Миронов бросает ее после жаркого танца, актриса, якобы, приземлилась мимо матов на бетонный пол. Правда, сам режиссер эту легенду всегда яростно опровергал и говорил, что с техникой безопасности под его руководством всегда был полный порядок.
Хочется в данном случае согласиться с Мао Цзэдуном, который взял на вооружение лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Два фильма, снятые в разных стилях по одному роману, действительно украсили наш кинематограф и служат до сих пор прекрасным учебным пособием для будущих режиссеров. Зрители от соперничества великих корифеев нашего кинематографа, несомненно, только выиграли.
Время все расставляет по своим местам, но, к сожалению, не щадит людей. Смотрите дальше, Как изменились актеры, сыгравшие в комедии «Двенадцать стульев», через годы после съемок
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
12 стульев
СССР | 1976 г. | 0 мин. | приключения, детектив, комедия
Рейтинг:
Кинопоиск 8,5 IMDb 8,3
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «12 стульев»:
Актеры фильма «12 стульев»:
Содержание фильма «12 стульев»:
Фильм «12 стульев» (1976) — режиссёрская работа Марка Захарова. Комедийный четырёхсерийный фильм, экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Сюжет фильма «12 стульев»
1927 год. Уездный город N — в этом месте начинается эта история. Спокойную жизнь ведёт Ипполит Матвеевич Воробьянинов ( актёр Анатолий Папанов ). Он работает делопроизводителем в ЗАГСе. Его размеренную жизнь нарушает внезапная кончина тёщи, Клавдии Ивановны Петуховой ( актриса Татьяна Пельтцер ). Перед смертью пожилая женщина признаётся в том, что в сиденье одного из двенадцати стульев их старого гарнитура из гостиной, работы Гамбса, было зашито сокровище. Бриллианты пожилой аристократки.
Ипполит Матвеевич намерен во что бы то ни стало найти сокровище. Этой идеей окрылён священник, отец Фёдор Востриков ( актёр Ролан Быков ). На исповеди он узнал от умирающей Клавдии Ивановны о спрятанных бриллиантах.
Ипполит Матвеевич встретил молодого авантюриста, Остапа Бендера ( актёр Андрей Миронов ). Он согласился за 40 % от стоимости бриллиантов помочь бывшему дворянину найти спрятанный клад.
Бендер быстро получил ордер на стулья у Варфоломея Коробейникова ( актёр Марк Прудкин ). Он узнал, что стулья находятся в Москве. Все, кто заинтересован в поисках клада, гонятся за стульями по стране.
Они приезжают в Москву, и движутся вверх по Волге. На Военно-Грузинской дороге герои встречают нищего, обедневшего отца Фёдора. Он потратил все деньги на поддельные стулья. Он купил их в Батуми у инженера Брунса ( актёр Михаил Светин ). Священник даже не догадался, что Коробейников его обманул.
Отец Фёдор взобрался на скалу, с которой не мог спуститься в течение десяти дней. Пожарные помогли ему слезть и увезли в психбольницу.
Остап и Воробьянинов смогли попасть в театр Колумба. Там они разрезали одиннадцатый стул из двенадцати. И в нём нет сокровищ, поэтому друзья вернулись в Москву.
Остапу нашёл последний стул. Он сказал об этом Воробьянинову перед тем, как пойти спать. Понятно, что бриллианты в последнем стуле.
Алчный Киса хочет забрать своё сокровище сам. Он убивает спящего Бендера, перерезав его горло бритвой.
Оказывается, что несколькими месяцами ранее сторож Клуба железнодорожников ( актёр Павел Павленко ) случайно нашёл бриллианты в стуле. Заведующий, товарищ Красильников, построил на полученные деньги новый клуб.
Фото фильма «12 стульев»:
Фильм «12 стульев» (1976): актеры и судьба
Режиссер Марк Захаров снял художественный телефильм «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Картина в четырех сериях увидела свет в 1976 году. Захаров не стремился снять ленту лучше, чем Леонид Гайдай, чьи «12 стульев» вышли в 1971 году. Марк снимал принципиально другое кино, но споры о том, чья версия лучше, не утихают до сих пор.
Редакция 24СМИ рассказывает, как сложилась судьба актеров, исполнивших ключевые роли в фильме «12 стульев» (1976), и публикует их фото тогда и сейчас.
Андрей Миронов (1941-1987)
Захаров сразу решил снимать фильм с Андреем Мироновым, которого ранее забраковал Леонид Гайдай на роль Остапа Бендера в «12 стульях» 1971 года. В итоге зрители и критики отметили блестящую игру актера, находившегося на пике карьеры. Первый громкий успех Миронов обрел в ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Далее последовали культовые «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Человек с бульвара Капуцинов».
Миронов непревзойденно играл и в мюзиклах: «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и «Обыкновенное чудо» стали советской классикой. Бесстрашный актер часто исполнял рискованные трюки без дублеров. Скончался на сцене театра во время гастролей в Риге. На спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» у Миронова случилось кровоизлияние в мозг.
Анатолий Папанов (1922-1987)
Анатолий Папанов также не устроил Гайдая, но без проволочек попал в фильм Захарова. Папанов уже работал с Захаровым в театре и уверенно справился с ролью Кисы Воробьянинова. Встать на творческий путь Папанов твердо решил после ранения в Великую Отечественную. Вместо демобилизации собрал творческий коллектив и выступал по фронтовым госпиталям. В Москве сразу попал на второй курс ГИТИСа, после выпуска снискал славу в театральных кругах. До самой смерти проработал в столичном Театре Сатиры.
С кинематографом отношения складывались сложные — камера смущала Папанова. Тем не менее, зрителям ярко запомнились образы из «Бриллиантовой руки», «Берегись автомобиля» и «Служили два товарища». Колоритный голос Папанова использован в сотне мультфильмов. Жизнь артиста внезапно оборвалась в один год с Андреем Мироновым. В 1987 году Папанов умер от сердечного приступа, вернувшись домой со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…».
Ролан Быков (1929-1998)
В исполнении Ролана Быкова отец Федор Востриков вышел персонажем ярким. Артист удачно вписался в образ алчного духовника из книги. Актер, режиссер театра и кино прославился благодаря фильмам «Вызываем огонь на себя», «Айболит 66», «Служили два товарища», а также «Чучело», где снял в главной роли юную Кристину Орбакайте.
Быков создавал кино на «Мосфильме», руководил театрами, писал сценарии, преподавал. В начале 90-х успел стать Народным депутатом СССР, а позже — президентом банка. Скончался от рака легких, несмотря на усилия опытных врачей.
Елена Шанина (1952)
Актриса театра и кино Елена Шанина прославилась после роли Эллочки-людоедки. Перед пробами на роль она похудела на 41 кг, а по просьбе Захарова сбросила еще 10 и к съемкам весила 50 кг. Сыграв 18 ролей в кино, стала прототипом для памятника Эллочке Щукиной в Харькове.
Лидия Федосеева-Шукшина (1938)
Образ «мечты поэта» — мадам Грицацуевой — достался Лидии Федосеевой-Шукшиной без проб. Но в ходе съемок ее ждали тяжелые испытания. Сначала скончался супруг Василий Шукшин, затем — отец. Сразу после похорон актрисе пришлось сниматься в самой веселой сцене фильма, когда Бендер и Грицацуева праздновали свадьбу.
Впервые Лидия вышла на сцену, играя роли в детских спектаклях. Прославилась ролями в лентах «Печки-лавочки», «Странные люди» и «Калина красная». Сыграла более 100 ролей в театре и кино. Дочь Мария Шукшина пошла по стопам матери, став популярной актрисой. Сейчас Лидия Федосеева-Шукшина живет в Москве. В 2018 году исполнила роль матери одного из главных героев в англо-американском сериале «МакМафия».
Любовь Полищук (1949-2006)
После премьеры «12 стульев» Любовь Полищук проснулась знаменитой. Эпизодическая роль танцовщицы открыла двери в большое кино. До этого она была известна лишь в театральных кругах благодаря постановкам Московского мюзик-холла. Лучшей работой в биографии Полищук считается героиня «Интердевочки», для которой реплики Любовь добавляла сама. Также на цитаты разошлись и емкие фразы ее героини из фильма «Моя морячка». Вместе с Вячеславом Тихоновым сыграла в двухсерийном фильме «Любовь с привилегиями», а с Анастасией Заворотнюк — в ситкоме «Моя прекрасная няня». За карьеру исполнила в кино 89 ролей.
Актриса театра и кино, состоявшийся педагог скончалась от саркомы позвоночника. В прессе ходили слухи, что болезнь вызвана давней травмой на съемках «Двенадцати стульев», где Остап в танце бросал героиню. Но Захаров категорически эту версию отверг, поведав о матрасе с пружинами и гимнастических матах, на которые все 14 дублей падала актриса.
Великие Комбинаторы мирового кино: Кто из актеров стал лучшим Остапом Бендером
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как это ни удивительно, первые Остапы Бендеры появились не в советском кино, а в зарубежном, задолго до знаменитых экранизаций Леонида Гайдая и Марка Захарова. Еще в 1933 г. вышла чешско-польская кинопостановка «Двенадцати стульев», где главных героев, переименованных в Фердинанда Шуплатко и Камила Клепку, сыграли Власта Буриан и Афольф Дымша. При этом создатели фильма перенесли место действия в Польшу, и сюжет не был связан с экспроприацией имущества.
Еще одной зарубежной адаптацией романа Ильфа и Петрова стал английский фильм «Пожалуйста, сидите» 1936 г., где Остапа Бендера сыграл Джордж Формби.
В 1938 г. вышел адаптированный под немецкие реалии фильм «Тринадцать стульев», где главную роль исполнил Ганс Мозер. По сюжету, парикмахер Феликс Рабе получает в наследство от своей тетушки 13 старинных стульев, в одном из которых были зашиты 100 000 марок. Вместо «предводителя дворянства» и работника ЗАГСа Кисы Воробьянинова во многих зарубежных версиях главным персонажем становился парикмахер.
В 1957 г. в Бразилии сняли ремейк немецкого фильма. Его создатели удивили зрителей тем, что помощником незадачливого парикмахера в поисках зашитого в стульях наследства стала женщина, которую сыграла Рената Фронци.
Еще один ремейк был снят в 1969 г. Во французско-итальянской комедии «Один из тринадцати» («12+1») искать драгоценности главному герою помогает тоже девушка (актриса Шэрон Тейт).
В 1962 г. вышла кубинская версия «12 стульев», в которой действие перенесено на Кубу, вскоре после Кубинской революции. Главных героев – Оскара и дона Иполито – сыграли Рейнальдо Миравальес и Энрике Сантьестебан.
Первым советским Остапом Бендером стал актер театра и кино Евгений Весник, который перевоплотился в Великого Комбинатора в спектаклях «Золотой теленок» (1956) и «12 стульев» (1963). Актер говорил, что в общей сложности выходил на сцену в образе Остапа Бендера более 600 раз! А Кису Воробьянинова тогда сыграл Анатолий Папанов, который позже предстал в том же образе в кино. Спустя годы Евгений Весник заявил, что считает свою интерпретацию образа Остапа Бендера самой верной, в то время как Арчил Гомиашвили «интеллектуально не дотягивает» до этой роли, Сергей Юрский не соответствует внешне тому Великому Комбинатору, которого описали Ильф и Петров, а Андрей Миронов «просто не понял, что играл»: в его исполнении Бендер – хохмач, комедийный герой, а не трагикомическая фигура.
На экранах зрители впервые увидели Бендера в исполнении Игоря Горбачева – в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» в 1966 г.
Самой классической экранизацией романа Ильфа и Петрова называют фильм «Золотой теленок» Михаила Швейцера. Над сценарием он работал около трех лет и свой замысел объяснял так: « Мы не хотим издеваться над Остапом. Пусть зритель вместе с умным, энергичным, обаятельным героем – может быть, сочувствуя ему, может быть, желая удачи, – пройдет крестный путь друга Уголовного кодекса и вместе с ним убедится, что в конце-то тупик! Ведь это трагедия: жизнь растрачена впустую! ». Роль Остапа Бендера в этой постановке исполнил Сергей Юрский, который говорил: « Счастье, что я сыграл Остапа. Бендер – один из моих любимых образов. Ведь он принес мне известность и любовь зрителей. Я и сам был влюблен в произведение Ильфа и Петрова, в режиссера и актеров. После «Золотого теленка» у меня появилось хобби – стал собирать игрушечных телят и коров ».
В советских экранизациях «12 стульев» главную роль играли актеры, которые, как правило, были старше литературного Остапа Бендера, а вот в американской версии 1970 г. его сыграл ровесник – 28-летний актер Фрэнк Ланджелла. И хотя американская версия романа Ильфа и Петрова была слишком упрощенной, главный герой выглядел вполне убедительно, соответствуя авторской характеристике – молодой, обаятельный, «с военной выправкой», самонадеянный и отчаянный авантюрист.
В 1971 г. на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев», где роль Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили. Поиски актеров продолжались очень долго, режиссер выбирал главного героя из 22 претендентов, среди которых были Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Андрей Миронов, Валентин Гафт и другие знаменитые актеры. Поначалу он решил остановить выбор на Александре Белявском, но в паре с Сергеем Филипповым он смотрелся «неавторитетно», и роль досталась 44-летнему Арчилу Гомиашвили, который уже давно играл Бендера на театральной сцене.
Спустя 5 лет свою версию «12 стульев» снял Марк Захаров, который уже на стадии написания сценария знал, что его Бендером станет забракованный Гайдаем Андрей Миронов, а Кисой Воробьяниновым – Анатолий Папанов, который также не прошел пробы в предыдущем фильме. Гайдай очень ревностно относился к новой версии «12 стульев» и называл фильм Захарова «уголовным преступлением». Гомиашвили также не оценил этой экранизации, считая ее «опереточным фарсом».
В 1993 г. вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого теленка». Здесь Остапа сыграл, наверное, самый необычный из всех претендентов на эту роль – певец Сергей Крылов. В 2003 г. появилась еще одна оригинальная интерпретация романа – фильм немецкого режиссера Ульрике Оттингера «12 стульев», где главную роль исполнил Георгий Делиев.
В новогоднем мюзикле «12 стульев» в 2005 г. в образе Остапа Бендера предстал Николай Фоменко. А в 2006 г. вышел сериал «Золотой теленок», где главная роль досталась Олегу Меньшикову. На тот момент актеру было уже 46 лет, но его интерпретацию легендарного персонажа критики и коллеги разнесли в пух и прах не по этой причине. Режиссер Татьяна Лиознова говорила: « Это худший из всех Остапов! Новый Бендер слабосильный и какой-то женственный, словно лишенный мужского начала ». С ней соглашался Марк Захаров: « В «Золотом теленке» аморфное и замедленное действие. У Андрея Миронова, Юрского и даже у Гомиашвили была целеустремленность и энергия, которой мне недостает в Меньшикове. Он актер интересный. Но ему нужно помогать, в фильме он брошен в отсутствие жанра. Ему остается только играть какую-то жизнерадостность на пустом месте ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как гаснут звезды: 4 культовых актера из «12 стульев», которых больше нет в живых
Сейчас в это трудно поверить, но «12 стульев» Захарова со звездным составом: Миронов, Табаков, Успенская, по началу был принят советскими зрителями без восторга.
Приступая в 1976 году к съемкам картины «12 стульев», режиссер Марк Захаров, несомненно, сильно рисковал — ведь и пяти лет не прошло, как на экранах с большим успехом прошла аналогичная экранизация Леонида Гайдая. И, действительно, при первом показе по телевидению 4-х серийный фильм Захарова с треском провалился. И только по нескольку раз пересмотрев обе версии «12 стульев», зрители поняли: сравнивать картины просто глупо, каждая из них хороша по-своему.
Сегодня, спустя 43 года после выхода захаровских «12 стульев», трудно даже представить, что когда-то этот шедевр кинематографа не имел успеха. Жаль только, что многие артисты уже ушли из жизни. Давайте вспомним 4 актеров-звезд из этого фильма, которых уже нет с нами.
Андрей Миронов — Остап Бендер
В отличие от Гайдая, который нашел исполнителя роли Бендера только с 23-й попытки, Марк Захаров сразу знал, что Остапом у него будет только Миронов.
«Миронов — феерический актер. Это благодаря его таланту и музыкальным способностям наш фильм превратился в самый настоящий мюзикл», — говорил режиссер.
По словам Захарова, строки: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите – я играю», звучащие в одной из песен, в равной степени можно отнести и к Остапу Бендеру, и к самому Андрею Миронову.
Интересно, что запись песен в «12 стульях» давалась всегда поющему Миронову очень нелегко. По воспоминаниям композитора Геннадия Гладкова, у актера внезапно обнаружился «музыкальный комплекс». С одной стороны, он очень любил и хотел петь. А, с другой, понимал, что музыкальные способности у него средние и боялся попасть впросак.
«Миронов каждый раз долго и мучительно готовился к записи, повторяя, что сегодня у него ничего не получится — голос не звучит, нет посыла и тому подобное. Потом, взяв себя в руки, просил наиграть мелодию и внимательно ее слушал. После этого заставлял меня самого спеть, записывал на магнитофон и уходил. Дома он старательно выучивал песню с моего голоса и только на следующий день уже был готов записывать ее сам», — вспоминал Геннадий Гладков.
Тем не менее, песни «Белеет мой парус», «Танго Остапа», «О Рио, Рио» и «Билет на пароход» и сегодня, спустя более чем 40 лет после выхода фильма, с удовольствием напевают не только люди старшего поколения, но и молодежь.
Анатолий Папанов — Киса Воробьянинов
Анатолий Дмитриевич Папанов, как и Андрей Миронов, попал в картину без всяких проб.
По воспоминаниям режиссера, оба исполнителя главных ролей буквально с первого съемочного дня «почувствовали» друг друга и всегда работали слаженно, не перебивая, а дополняя один другого. Впрочем, это не удивительно. Потому что творческий тандем Миронов-Папанов появился задолго до съемок «12 стульев».
Крестным отцом их дуэта стал режиссер Эльдар Рязанов. В его картине «Берегись автомобиля» Миронов сыграл афериста и жулика Диму Семицветова, а Папанов — его тестя-солдафона. Кто не помнит его замечательную фразу: «Тебя посодют, а ты не воруй!»
Второй раз артисты встретились в «Бриллиантовой руке» у Гайдая в ролях Геши Козодоева и Лелика. Кстати, в этой картине они оба впервые запели. Правда, Миронову досталась целая песня «Остров невезения», а Папанову только одна строчка: «Я встрэтил вас и усе былое…».
Захаровские «12 стульев» стали третьим и, к сожалению, последним фильмом этого дуэта. После него Миронов и Папанов уже не пересекались на съемочной площадке. Тем не менее, совсем их пути не разошлись, ведь оба служили в одном и том же театре Сатиры и часто играли в одних и тех же спектаклях. Например, в «Ревизоре» (Городничий и Хлестаков), «Горе от ума» (Фамусов и Чацкий), «Вишневом саду» (Лопахин и Гаев).
Кстати, несмотря на совместную работу, в обычной жизни Миронов и Папанов не только не дружили, но и практически не общались.
Любовь Полищук — девушка мечты Остапа Бендера
Актрису Любовь Полищук нашли ассистенты режиссера, а сам Марк Захаров познакомился с ней только во время съемок. С совсем небольшой ролью «девушки мечты Остапа» Полищук справилась настолько блестяще, что режиссер был уверен — перед ним актриса со стажем. И только после окончания съемок Захаров с удивлением узнал, что «12 стульев» — это дебют Полищук в кино.
Кстати впоследствии, вспоминая работу в «12 стульях», Любовь Полищук назвала ее самой сложной за всю свою актерскую карьеру. Кроме того, по словам актрисы, роль девушки принесла ей не только славу и успех, но и стала причиной проблем со здоровьем.
Именно во время съемок зажигательного танго с Андреем Мироновым Любовь Григорьевна получила свою первую травму позвоночника.
«Сначала забыли положить подушки, и Миронов грохнул меня о цементный пол. В полуинвалидном состоянии я продолжала танцевать, но теперь уже сам Андрей в порыве танца разбросал положенные подушки ногами и снова уронил меня на цемент», — рассказывала Полищук.
Но и это было еще не все. По задумке режиссера, Миронов, танцуя, должен был головой актрисы открывать дверь и разбивать оконное стекло. И в этом месте тоже возникли неполадки. Первоначально стекло закрепили чересчур крепко, и оно никак не хотело разбиваться («Миронов меня о него бил, бил — никак не прошибало!»). Зато в следующий раз стекло держалось еле-еле и, как только Полищук ударилось в него головой, оно раскололось на две части. Причем нижняя часть рассыпалась на осколки, а верхняя упала целиком. И если бы не мгновенная реакция актрисы, то не миновать бы большой беды.
Неудивительно, что, когда отсняли последний, 14 дубль, на Полищук было страшно смотреть — вся в синяках и царапинах, в разорванном платье, со слезами на глазах.
В 2000 году позвоночник актрисы снова пострадал, на этот раз в автомобильной аварии. После этого здоровье артистки стало резко ухудшаться. А еще спустя 5 лет, в 2005, врачи обнаружили у Полищук саркому — одну из самых страшных форм онкологии. К сожалению, ни операция по удалению части позвоночника, ни интенсивное лечение, не привели к успеху. 28 ноября 2006 года Любовь Полищук скончалась на 58 году жизни.
Олег Табаков — Альхен
На роль «голубого воришки» Альхена Марк Захаров решил пригласить Олега Табакова. И, конечно же, не прогадал.
«Табаков — это самый серьезный сочинитель, творец и выдумщик, и самый веселый человек в театральном мире, которого я никогда не видел нахмурившимся. Свой неистощимый оптимизм он принес в наш фильм и подарил его зрителю», — говорил Захаров.
Готовясь снимать сцену первого знакомства Альхена с Бендером, Захаров в шутку попросил Табакова сыграть с ощущением, что у его героя вот-вот выкатится из глаза скупая мужская слеза. В ответ артист на полном серьезе спросил: «Из какого глаза?». «Ну, допустим, из левого». «А на каком такте?». «Ну, давайте, на третьем».
«Далее произошло нечто удивительное, от чего я до сих пор содрогаюсь от восторга: Табаков встретился с Андреем Мироновым в роли Остапа и ровно на третьем такте из его левого глаза выкатилась слеза», — вспоминал режиссер.
Когда после окончания съемок эпизода ошеломленный Захаров стал расспрашивать артиста, как ему это удалось, Олег Табаков ответил:
«А у меня организм всегда заточен под любую реакцию».
Сегодня, когда экранизация «12 стульев» Марка Захарова считается шедевром советского кинематографа, трудно поверить, что первый показ фильма по телевидению был провальным. Но, к счастью, время все расставило по своим местам и, как сказал сам режиссер:
«Эту картину, как хорошее вино, распробовали с годами».