актеры фильма 9 врата с джонни деппом
Дьявол, ангел и круги ада в головоломке Романа Полански «Девятые врата»
Страна: США, Франция, Испания
Жанр: триллер, детектив, фэнтези
Год производства: 1999
Режиссёр: Роман Полански
Актёры: Джонни Депп, Фрэнк Ланджелла, Лена Олин, Эммануэль Сенье, Барбара Джеффорд
«Девятые врата» /The Ninth Gate (1999 год) — один из самых известных и неоднозначных мистических триллеров Романа Полански. Примечательно, что практически всё творчество этого режиссёра строится на литературных первоисточниках, а в каждой картине создается непередаваемая атмосфера. В чём смысл фильма «Девятые врата»? Чтобы это понять, потребуется сделать полный разбор содержания.
О чём фильм
Начнём рецензию с общей идеи картины.
«Девятые врата» переносит зрителя в мир редких и старинных книг. Главный герой фильма – Дин Корсо, известный среди коллекционеров охотник за раритетами. Он специалист в своём деле, но обладает репутацией беспринципного человека. В самом начале фильма Корсо оценивает коллекцию книг, и в своей экспертной оценке завышает стоимость раритетов вдвое, фактически подставляя других охотников за редкой литературой.
При этом сам облапошивает клиентов, приобретая четырехтомник редкого издания «Дон Кихота». Эта сцена отлично характеризует Дина как человека, готового на всё ради достижения цели.
Однако именно беспринципность и жадность к наживе играет с нашим героем злую шутку. Корсо забывает о негласном правиле этого небольшого мирка, которое гласит, что не все книги можно открывать безнаказанно. Запомните это утверждение, которое пригодится для объяснения концовки.
Однако вернёмся к содержанию. Корсо нанимает для выполнения одной работы богатый американский коллекционер Борис Болкан. Он всю жизнь собирает книги, посвящённые демонологиии и ведьмоведению, изучая самого Дьявола и преклоняясь перед Князем Тьмы.
Болкан сумел приобрести редкую книгу, которая называется «Девятые врата в царство призраков». Это труд Аристиде Торкиа, которого инквизиция сожгла на костре. Ценность фолианта заключается в том, что в мире сохранилось всего три экземпляра. При этом существует легенда, что Аристиде писал в соавторстве с самим Люцифером.
Болкан уверен, что только одна из трёх книг, дошедших до наших дней, настоящая, а остальные подделки. Убедиться в этом и предстоит Дину. Для этого ему предстоит отправиться в Европу, чтобы ознакомиться с двумя другими экземплярами. На гонорар заказчик не поскупился.
Однако практически с самого начала своего расследования Корсо сталкивается с противодействием неких сил. Кто-то очень хочет заполучить книгу, попутно уничтожая другие. В процессе изучения наш герой обнаруживает, что в каждой книге есть три гравюры, которые подписаны Люцифером. И именно эти картинки отличаются и несут в себе тайный смысл.
В пути Корсо помогает таинственная незнакомка, которая становится его ангелом-хранителем. Она ничего не рассказывает о себе, при этом неизменно оказывается в курсе всех событий и вовремя оказывает помощь. Она убеждает Дина, что пока она рядом, с ним ничего не случится.
Корсо выходит на последователей культа Торкиа. Это тайное общество влиятельных и обеспеченных людей, которые читают книгу «Девятые врата в царство призраков» и устраивают оргии. Руководит сектой Лиана Телфер – вдова известного коллекционера книг, который перед смертью продал работу Торкиа Борису Болкану. Сам Борис приходит на тайную мессу, где называет сектантов клоунами и прилюдно убивает Лиану, которая ранее похитила книгу у Корсо.
Сам Болкан уверен, что с помощью Дина смог разгадать головоломку, которую оставил на гравюрах сам Люцифер, и теперь сможет открыть врата между мирами, заполучив абсолютную власть. Однако в процессе проведения обряда Болкан погибает в огне.
Чтобы облегчить его страдания, Корсо стреляет в него, после чего собирает листы с гравюрами и выскакивает из горящих развалин. На улице его поджидает его ангел-хранитель. Между Дином и загадочной незнакомкой происходит бурное соитие на фоне полыхающих развалин.
Утром они вдвоём возвращаются на машине. Дин выходит на заправке, чтобы долить бак, а когда возвращается, обнаруживает, что дама исчезла, оставив под дворником записку, что одна гравюра в книге поддельная. Именно это помешало Болкану провести обряд.
Корсо находит оригинал в мастерской братьев-реставраторов, и обнаруживает на ней свою знакомую незнакомку, которая восседает на семиглавом змее на фоне того замка, в котором Болкан проводил обряд. В финале «Девятых врат», Корсо возвращается на это место, и ему навстречу открываются ворота, из которых бьёт ослепительный свет.
Какой скрытый смысл несёт такая концовка истории? Попробуем дать объяснения ключевым моментам.
Расшифровка сюжета
Большая часть расшифровки кроется в самом названии. «Девятые врата» — это девять кругов ада, каждый из которых символизирует один из человеческих грехов. Корсо прелюбодействует, обманывает, предаёт, ворует. Это его образ жизни, в котором он не видит ничего предосудительного. В этой истории он просто становится заложником ситуации. Помните, в начале упоминалось, что некоторые книги нельзя открывать без последствий? Именно это и происходит в фильме.
Корсо становится заложником книги, которая написана в соавторстве с самими Сатаной, и просто становится пешкой в игре высших сил. Парадокс ситуации в том, что наш герой не верит в мистику и потусторонние силы, поэтому всякие культы, поклонения Дьяволу и тайные обряды для него пустой звук. Он верит только в свой гонорар.
Однако ступив на этот путь, он вынужден пройти его до конца. Им движет даже не любопытство. Изначально он хочет просто выполнить задание Болкана, но когда тот предлагает ему покинуть обряд, чтобы забрать полагающийся гонорар в Нью-Йорке, Корсо отказывается. Он просто не может уйти.
Из простого исполнителя Дин превращается в ключевую фигуру партии между силами Тьмы и Света. Эту игру выигрывает Тьма, ведь в конце Корсо открывает «Девятые врата». Он прошёл предначертанный ему путь, пусть и неосознанно.
В этом ему помогла та самая таинственная незнакомка, которая, занявшись сексом с Дином, завершила ритуал. Корсо осталось только вернуться на место ритуала, чтобы врата открылись перед ним. Что его ждёт за ними? Как знать, но в фильме мелькала замечательная фраза: «Даже в Аду есть свои герои». Вероятно, таким героем, по замыслу Полански, и предстоит стать Дину Корсо. На земле его больше не держит ничего. Если Аристиде Торкиа прошёл врата после сожжения на костре, то Дину этого не нужно, ведь он знает, что из Тьмы идёт Свет. Врата открывает не обряд, а знание.
Смысл концовки
Смысл фильма «Девятые врата» довольно глубокий. Как упоминалось выше, врата открывает знание, но есть ещё один нюанс. Пройти через врата может только бескорыстный человек. Как ни парадоксально звучит, жадный и беспринципный Дин не ищет выгоды от прохождения своей миссии. Он просто плывёт по течению, меняясь вместе с каждым событием.
Собирая по крупицам знания, он не собирается их использовать для достижения своих целей. Объясняется это просто. Наш герой просто не верит в оккультизм. Он прагматик и именно этим отличается от других соискателей. Корсо даже не догадывается, что его незнакомка – это Вавилонская блудница.
На это указывает то, что на гравюре она изображена на семиглавом змее. Также здесь можно провести аналогию с красной машиной, на которой в одной из сцен фильма передвигаются наши герои. Это красный кабриолет Dodge Viper, что переводится, как «гадюка».
Символичен и цвет, ведь в Откровении Иоанна Богослова блудница передвигается на «звере багряном». Вавилонская блудница не олицетворяет собой конкретную женщину, она символизирует город или народ, отвратившийся от Бога. Совокупившись с ней, Дин забыл о Боге, поэтому для него остался единственный путь – к Дьяволу.
При этом Роман Полански очень тонко насмехается над сатанинскими культами. В «Девятых вратах» тайный смысл великолепно озвучил Болкан, назвавший членов тайного общества шайкой престарелых прелюбодеев.
Он уверен, что только ему открыт смысл тайного знания, но Болкан также ошибается. Став на путь знания, он откровенно трусит и именно поэтому обращается к Корсо. Несмотря на то, что Болкан не наряжается в мантию, а носит респектабельный костюм, он пытается стать равным Князю Тьмы, совершает ритуал и погибает.
Истина открывается только тем, кто не ищет выгоды для себя. Именно так можно выразить скрытый смысл фильма. Корсо в конце поверил в эту историю, и только чистая вера позволила ему пройти сквозь врата. Именно так работает любая религия, независимо от предмета поклонения. За мишурой, обрядами и корыстью скрывается истинный смысл. Только отринув всё, можно воссоединиться со своим Господином, став не рабом, а равным.
Реальная мистика: Девятые врата (1999)
Не хочется начинать описание фильма «Девятые врата» с весьма трагичной сцены самоубийства, которое и дало толчок всей этой истории. При просмотре, я ее всегда перематываю, как собственно и список тех, кто принимал участие в создании ленты. Кстати, эта картина входит в число самых любимых мною, а потому смотрела я ее не меньше пары десятков раз.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Краткое описание сюжета
Лучше всего начинать смотреть «Девятые врата» с момент, когда Дин Корсо совершает очередную сделку. Знаток старинных книг, он с первого взгляда может определить ее ценность, установить год выпуска и озвучить другие нюансы, которые известны лишь немногим.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Потому все, что он говорит о большой книжной коллекции, впечатляет парочку обывателей. Собственно, больше всего их интересует сумма, которую Корсо готов предложить за библиотечные редкости. Разве могут они знать, что четыре тома «Дон Кихота» стоят гораздо больше, чем четыре тысячи долларов. И только несчастный парализованный старик, являющийся реальным владельцем библиотеки, понимает, что теперь дело всей его жизни разойдется в миру буквально за копейки.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Именно эта сцена лучше всего показывает характер Корсо, человека, который готов практически на любую подлость, лишь бы успеть заполучить ценную редкость. Ничего удивительного в том, что именно к нему обращается некто Борис Болкан. Ученый, миллионер, бизнесмен и владелец уникального собрания книг, посвященных Дьяволу, мечтает лишь об одном – проверить подлинность книги «Девять врат в царство призраков».
Кадр из фильма «Девятые врата»
По преданию, она была написана в соавторстве с самим Люцифером. Но в наше время таким россказням верят лишь единицы. Потому Корсо, получив солидную сумму в качестве аванса, отправляется в Европу, чтобы посетить еще двоих владельцев книги. Он даже не подозревает, что поиски редкого издания станут для него непростым, а местами даже очень опасным приключением.
Далее описывать сюжет фильма «Девятые врата» не имеет смысла. Так как теряется интрига, которая, несомненно, заложена в эту мистическую картину высочайшего класса. Стоит лишь сказать, что помогать Корсо будет милая девушка, имя которой не называется.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Связь с книгой
Здесь я хочу сделать параллель с книгой Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма или тень Ришелье», по мотивам которой и была снята картина. Дело в том, что в самом романе тема «Девятых врат» является второстепенной. А основное внимание уделено совершенно другой рукописи.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Более того, именно книга дает намек на то, что девушка, помогающая главному герою, если и является ангелом, то, скорее всего, темным или если угодно, падшим. Хотя в самом фильме об этом приходится лишь догадываться. Хотя вероятнее всего, она добилась своей цели, и Корсо стал тем избранным, перед которым открылись Врата в другой мир.
Джонни Депп в роли Дина Корсо
Конечно же, в этом фильме Джонни Депп играет неподражаемую роль. Дин Корсо в его исполнении получился очень правдоподобным и довольно интеллигентным господином. Он красиво продирается сквозь загадки и малоприятные ситуации, связанные со старинным изданием.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Элегантно и даже виртуозно справляется с трудностями, хотя по большей мере и является человеком слабым в физическом смысле. Но когда борьба идет не просто за кровно заработанные деньги, а за собственную жизнь, трудно удержаться и не совершить какой-нибудь героический поступок.
Музыкальное сопровождение
Непередаваемое очарование фильму «Девятые врата» придает феноменальная музыка. Она подчеркивает особенно трагичные и напряженные моменты, и задает темп действиям всех героев. Именно она играет решающую роль, наполняя картину мистикой и благоговейным ужасом, хотя на потустороннюю жуть в фильме нет даже намека.
Кадр из фильма «Девятые врата»
Фильм «Девятые врата» о чем он? По большей мере в нем показаны поступки людей, которые теряют трезвость ума и вообще человеческий облик в желании заполучить нечто большее и прикоснуться к тому, что скрыто под запретными печатями. Вывод хочется сделать только один – «Девятые врата» можно смотреть бесконечно и этот фильм полностью оправдывает свое мистическое содержание.
Все отзывы о фильме Девятые врата
Рецензия «Афиши» на фильм
Лучшие отзывы о фильме «Девятые врата»
Хамоватому, вероломному и просто симпатичному книжному книготорговцу Корсо (Джонни Дэпп) поступает заказ, от которого он не может отказаться – богатый бизнесмен и коллекционер книг Балкан (Фрэнк Лангелла) просит его выяснить, насколько оригинальная его версия одной из мистических книг. Дело в том, что на свете существуют еще две версии того самого тиража, что был отпечатан в Венеции в 1666 году, и Балкан просит выяснить, есть ли между ними какая-то разница. Немного поколебавшись, Корсо отправляется в Европу, дабы провести это необычное расследование, которое на поверку оказывается еще и крайне опасным – мало того, что у него самого несколько раз пытаются увести тот экземпляр, что дал ему Балкан, так еще и владельцев двух остальных книг жестоко убивают, а эстампы из книг – похищают. Уже прикинув к тому времени, что за всем этим стоит Лиана Телфер (Лена Олин) – жена покончившего с собой прежнего хозяина экземпляра книги, которой теперь владеет Балкан, Корсо довольно быстро понимает, что важность книг – в эстампах, после чего, при помощи таинственной незнакомки с феноменальными повадками (Эммануэль Сенье) выходит на секту сатанистов.
Несмотря на то, что в центре фильма находятся более, чем мистические события, фильм «Девятые врата» по сути просто мимикрирует под детектив о сверхъестественном. Если посчитать сцены и ракурсы, где задействованы действительно таинственные и необъяснимые силы и те, где герой Дэппа трогает книги, гладит их рукой, изучает, то вторых будет просто в несколько раз больше. Да оно и не удивительно – снимать еще один фильм, в след за мастером жанра Дарио Ардженто, который за двадцать лет до этого снял фильм примерно о том же, было бы неумно, да Полански этого и не скрывает, часто в интервью по возможности открещиваясь от того, что ряд его фильмов использует демоническую тематику.
Интересно тут еще и то, что при всех технических достижениях, что использует режиссер в данном фильме, по стилистическому подходу, картина повисает где-то между 50-ми и 90-ми. С одной стороны в фильме много работы камерой со «стэдикамом», используются широкоугольные объективы, но с другой – манера спокойного монтажа, не бросая зрителя лицом на выпрыгивающие кадры, а также желание не оглушать его стеной звука, все это напоминает старые добрые годы, когда знали толк в том, как тонко нагнетать атмосферу, не используя дешевые приемы.
Кстати, другим фильмом, который приходит на ум при просмотре «Девятых врат», является «Широко открытые глаза» Стенли Кубрика, который вышел примерно в это же время и столь тщательно изучал тайные комнаты, скрытые в современном городе, находил там пугающие сообщества, построенные на сексе и мистицизме, а также не стеснялся использовать кинематографический язык ультрасовременного образца, но построенный на оммаже более старому, более созерцательному и спокойному кино, достигая при этом известных высот.
Картина же Полански высот особых не достигла, особенно если сравнивать ее с коммерческими достижениями другого мистического фильма режиссера – «Ребенок Розмари». Да и критическая общественность отнеслась к новому фильму пусть и с теплотой, но без известного восторга, которым был обласкан фильм конца 60-х. Но, опять же, «Девятые врата» не был столь амбициозным и претенциозным проектом. Это очень умный, очень интересный, и очень захватывающий фильм, который чудесно снят, имеет умело закрученный саспенс и имеет всего один недостаток – хорошо, когда в мистическом фильме мистика имеет большие права, чем ей были предоставлены тут.
Спроси киноафишу
Над созданием киноленты «Девятые врата» работала не только профессиональная съемочная группа, но и множество талантливых актеров.
На сайте «Киноафиши» доступны личные страницы звезд, сыгравших роли в киноленте, с указанием полной фильмографии актеров.
Авторизация по email
Знаменитый ведущий Первого канала оказался алкоголиком: «Пил на записях программ»
Стало известно, почему врачи не в силах помочь «гниющему заживо» Губину
Совпадение или закономерность? Актеры, сыгравшие Шерлока Холмса и супергероев в Marvel и DC
«Гастарбайтер с запахом дерзкого цитруса»: показавшую голого мужа Макееву облили помоями
Неоперабельна: Кудрявцеву перекосило от страшного диагноза известной актрисы
Тест: проверь свои экстрасенсорные способности за 20 вопросов
8 ситуаций, когда персонажи «Великолепного века» очень похожи на героев «Игры престолов»
«Только сейчас заметил, что торчит»: оголившийся Панин неудачно прикрылся доской
Что будет с «Полем чудес»? Якубович заговорил об уходе с Первого канала
Тимати и не только: звезды, которые выбрали в партнеры «копии» своих бывших
Изуродованная жена Аршавина напугала россиян словами о «прислужниках Люцифера»
«Так выглядит женское отчаяние»: Бородину жестко высмеяли за фотошоп
На сайте «Киноафиши» доступны личные страницы звезд, сыгравших роли в киноленте, с указанием полной фильмографии актеров.
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Что такое «девятые врата»?
Если бы я прочитал роман Переса-Реверте до того, как впервые увидел фильм, я бы посчитал его совершенно не кинематографичным – слишком уж он умозрителен, натянут и сплошь соткан из литературно-книжных ассоциаций. Полански сделал с ним чудо – полностью выкинув сюжетную линию, связанную с рукописью «Трех мушкетеров» (и правильно!), а в истории с «Delomelanicon’ом» изменив совсем немногое (но как! какова концовочка!) Собственно, предфинальная эротическая сцена между Корсо-Деппом и безымянной девушкой, которую играет Эмманюэль Сенье, и навела меня на мысль, что в этой ассоциации что-то есть. 🙂
Прямого подтверждения в тексте романа я не нашел. (И это даже лучше:)). Вот самые отдаленные:
«Изумрудная зелень, снежная белизна, лучезарный свет, глаза, улыбка на загорелом лице, длинная обнаженная шея с нежно пульсирующей жилкой. А пошел ты… Лукас Корсо! Мало на тебя навалилось? Так ты еще пялишься на эти смуглые руки, тонкие запястья и длинные пальцы. И на прочее… Он уперся глазами в великолепные груди, обтянутые белой футболкой, – до сих пор у него не было случая разглядеть их и оценить. Он представил себе: смуглые, тяжелые – темная кожа под белым хлопком, плоть, сотканная из света и тени. А еще он в очередной раз изумился росту девушки. Она была никак не ниже его. Даже чуть повыше.
– Кто ты?
– Дьявол, – ответил она. – Влюбленный дьявол.
И расхохоталась. Томик Казота лежал на комоде….»
«Она загадочно улыбалась. И стояла все так же, сунув большие пальцы в карманы очень узких джинсов. Он впервые видел, чтобы джинсы так на ком-то сидели. Вероятно, это из-за длинных ног. Такие ноги бывают у девушек, путешествующих автостопом. Они стоят на обочине, рюкзак брошен рядом, а в зеленых глазах сквозит несказанный свет.
– А каким ты представляешь себе Люцифера?
– Не знаю. – Охотник за книгами задумался, потом поспешил скроить презрительную и равнодушную гримасу».
«Корсо сглотнул слюну. Какая-то часть его существа уже готова была кинуться к ней, сорвать белую футболку, обнажить смуглое тело, дернуть вниз молнию на джинсах, повалить девушку на постель, прямо на обрывки книги, взывавшей к теням. Погрузиться в эту нежную плоть, сводя счеты и с Богом, и с Люцифером, и с неумолимым временем, и с его, Лукаса, собственными призраками, а также с жизнью и смертью. Но он лишь зажег сигарету и молча выпустил дым изо рта. Она смотрела на него долгим взглядом, точно ожидала чего-то: жеста, слова ли. Потом пожелала ему спокойной ночи и двинулась к двери. И уже на пороге резко повернулась всем телом, глянула ему в глаза и медленно подняла руку, ладонью внутрь, устремив вверх два соединенных вместе пальца – указательный и средний. И на губах ее заиграла нежная и понимающая улыбка – одновременно простодушная и мудрая. Словно у падшего ангела, с тоской указующего на небо» (Артуро Перес-Реверте. Клуб Дюма, или Тень Ришелье. Пер. с исп. Н. Богомоловой. – М.: Иностранка, 2002. – С. 347, 349, 354-355).
Что из этого следует? Ровно ничего, кроме убогой и тривиальной мысли, что женщина – это дьявол, а дьявол – это женщина.
А теперь базовый литературный текст для той немудрящей эзотерики, которая мне тут заподозрилась:
Гийом Аполлинер
ДЕВЯТЬ ВРАТ ТВОЕГО ТЕЛА
(Из писем с фронта к Мадлен Паже)
Guillaume Apollinaire. Les neuf portes de ton corps
Перевод с французского Ольги Воздвиженской
Вот поэма для тебя одной Мадлен
Первое послание секретное
Первая поэма о желании
Как же я влюблен
Сладок день и сладостна война! Можно умереть от этого.
Знаешь дева у тебя есть в теле двери
Мне известны семь а две сокрыты
Я проник в тебя через четыре что вернусь не верил
Я входил к тебе сквозь звезды глаз
И сквозь уши со Словами как со свитою моею
Первый глаз моей любви первый вход любви
Скрытый плотным занавесом века
Где стоят твои ресницы будто воины на вазе греческой чернофигурной
Как из мягкого велюра
Что не попускает света
Тяжки веки твои
От любви
Левый глаз моей любимой это дверь вторая
Целомудренна как первая и тоже от любви тяжела
Дверь что прямо к сердцу милой образ мой улыбку привела
Как звезду двойную взгляд твой обожаю
Вот ухо правое любимой третий вход
Ты слышишь двери первые раскрыть настал черед
Сквозь ухо голосом тебя уговорю
Люблю ту дверь что образ создает сквозь мысль мою
И ухо левое четвертый вход моей любви
Любимой уши я благословляю вас
Врата на мой распахнутые голос
Как розы что раскрылись для весны
Мой голос мой Приказ сквозь вас доходит
И проникают в существо Мадлен
С мужчиной вместе входит этот стих
Поэмы о желания порыве что меня настиг
О левая ноздря моей любимой дверь пятая моего деланья
К любимой в тело проникаю сквозь нее
Вхожу так нежно запахом мужским
Желанья ароматом
Он горьковат Мадлен он возбуждает
И правая ноздря моей любимой дверь для любви шестая
Ты тоже чувствуешь мой запах наслажденья
И наши ароматы слившись вместе прельстительней чем запахи весны
Ноздрей врата двойные я люблю в вас обещанья изысканных чудес
Похожих на табачный тонкий запах и опиумный дым
А рот Мадлен седьмая дверь моей любви
Я видел эти красные врата пучину страсти
Солдаты видя их сдаются умирая от любви
О нежность красных врат
Еще две двери есть моя Мадлен
Неведомые мне
Два входа тела
Колдовские
Восьмая дверь великой красоты моей любви
Растерян я как те солдаты что умирают среди брустверов во Фландрии под тусклою луной
Как путник что от жажды и любви страдает в девственом лесу
Темней Эребского
Дордонского священней
Но путник вдруг нашел Кастальский ключ
Моя любовь там отыскала храм
И вся в крови увидела Невинность чудовище прелестное бессонное
Я отопру и самый жаркий гейзер в мире забурлит
Мадлен моя любимая
Ведь я уже хозяин врат восьмых
Девятый самый потаенный вход
Укрытый меж холмов жемчужных
Последний что секретней всех дверей
Дверь колдовская чье не называют имя
Ты тоже для меня
Последний вход
Ключ у меня
Врат девяти
Откройтесь двери зову моему
Пришел ваш ключник
Гийом Аполлинер. Подвиги юного Дон Жуана. – М.: ВРС, 2003. – С. 155-157.