актеры фильма адамово ребро
Ребро Адама (1990) – реж. Вячеслав Криштофович
Когда я говорю, что ненавижу российские фильмы из 90-х, я подразумеваю, что не хочу туда возвращаться, даже на два часа, даже на мгновение. Ужасно больно. Но на этом беспросветно-мрачном небе есть картина, которую я просто обожаю. Нет, в ней ничего не приукрашено – это наша тогдашняя действительность во всей красе со всеми дефицитами, но остаётся после просмотра чувство уверенности, что всё с нами будет хорошо, что главное, не потерять доверие близких, держаться вместе под натиском неприятностей. Как в этой семье, где одни женщины. С трудом верится, что согласно библии Бог сотворил женщину из ребра Адама. Или это было самое главное ребро. Ребро всех рёбер, без которого ни стоять, ни ходить, да что там – существовать невозможно. Женщины в этой картине настолько интересны, что все мужчины меркнут на их фоне, отступая в тень.
В фильме рассказывается о нескольких днях из жизни четырёх женщин – мать, Нина Елизаровна (Инна Чурикова), её две дочери, Лидия (Светлана Рябова), Настя (Мария Голубкина) и бабушка (Елена Богданова). Время на дворе суровое – пресловутая перестройка, которую так любит Запад и которую ненавидит каждый, кто в ней жил. Это как оказаться на стройке, где ничего не строят, а только шумят, устраивают грязь, всё ломают и корёжат и нет надежды, что эта стройка когда-нибудь кончится и будет построено что-то путное. Вот так и в жизни этих женщин.
Нина Елизаровна имеет двух дочерей от разных мужей, но, мудрая, остаётся с ними в хороших отношениях ради дочек. Настолько хороших, что мужья продолжают помогать по мере состояния своего кошелька. Сама Нина Елизаровна хочет попытать свою судьбу в третий раз – к ней на экскурсии в музее Красная Пресня зачастил Евгений Анатольевич (Андрей Толубеев) из командировочных. Как он, с виду такой простецкий и невзрачный, сумел разгадать пламенную сущность Нины Елизаровны, уму непостижимо.
Когда видишь троих мужчин вместе, понимаешь, почему она рассталась с отцами своих дочерей.
Первый муж (Ростислав Янковский) слишком сосредоточен на себе, хвастун, вращающийся в высших сферах, чиновник. Он авторитарный, негибкий и наверняка пытался жену задвинуть в самый дальний угол. Второй муж (Игорь Кваша), слишком робкий, слишком интеллигентный, слишком пьющий. А вот новый кавалер, словно комбинация двух, у него здравая голова и он надёжен, он точно впишется в эту семью.
Есть ещё один мужчина, Мишка (Андрей Касьянов), он вызывает самые неудобные эмоции – стыд, сожаление, неприязнь и даже отталкивает. Он жалок, недалёк умишком и явно не пара Насте (Мария Голубкина), младшей дочери Нины Елизаровны.
Да и о какой паре речь, если Насте всего 15, она учится в ПТУ и проходит практику в магазине. Только Настя в свои 15 знает о жизни всё, и даже больше. А уж крутиться умеет ловчее, чем её мать и старшая сестра Лидия.
Старшая сестра спит со своим начальником – у того семья, дети, но она собирается с ним в отпуск в Адлер. Она вся в ожидании этой поездки. Жизнь тут же наказывает её за эти надежды построить своё счастье на несчастье других – близкая подруга увела начальника прямо из-под носа Лидии. Сцена разговора Лидии и жены начальника пронизывает и отрезвляет девушку основательно. Счастье придётся поискать в другом месте и с другим человеком.
Особое место в картине «Ребро Адама» занимает парализованная бабушка. Её история колоритно прописана в повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом», по которой и написан сценарий фильма. История эта ужасна и лучше её не знать. Но если быть в курсе её мерзких подвигов, то становится понятна реакция родственников на её выздоровление – у неё будет долгая жизнь, и она ещё попьёт крови у своей дочери и внучек.
Всю историческую линию режиссёр справедливо убирает и даёт нам возможность увидеть пару-тройку дней с подготовкой ко дню рождения бабушки и сам день рождения, где за столом все скелеты из семейного шкафа выходят наружу. Здесь, во время турбулентного застолья, мы узнаём, кто есть кто – мужчины и женщины предстают в истинном свете и понятно, кто Адам, а кто его ребро.
Режиссёр Вячеслав Криштофович («Одинокая женщина желает познакомиться») и оператор Павел Лебешев так тонко запечатлели атмосферу 90-х, что картина словно свидетель ушедшей исторической эпохи, на фоне которой звучат живые диалоги прекрасной русской речи, играют великие русские актёры, а история, которую они рассказывают, вызывает полное доверие.