Роль преданной, любящей жены Павла Истомина Лидии Сергеевны Истоминой, библиотекаря, досталась замечательной актрисе Дарье Мороз. Дарья Юрьевна Мороз родилась 1 сентября 1983 года в Москве, в семье режиссера Юрия Мороза и актрисы Марины Левтовой. Уже в два месяца малышка дебютировала на экране в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». В 16 лет одаренная девочка сыграла главную роль в фильме Георгия Данелии «Фортуна». В 2003 году, после окончания Школы-студии МХАТ, курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина, Дарья Мороз была принята в труппу Художественного театра, где дебютировала в спектакле «Ю». Актриса приняла участие в таких спектаклях как: «Вечность и еще один день», «Тот, кто получает пощечины», «Песочный человек». В 2004 году актриса поступила на продюсерский факультет Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров, мастерская Владилена Арсеньева.
Актеру Андрею Смирнову доверили сыграть роль отца Петра и Павла, Истомина Аркадия Андреевича. Смирнов Андрей Сергеевич родился 12 марта 1941 года в Москве, в семье Сергея Смирнова, автора книг о защитниках Брестской крепости и ведущего популярной на советском телевидении передачи «Подвиг». В тяжелые для Родины годы, годы перестройки Андрей Смирнов активно занимался общественной деятельностью. С 1986 года 1989 год Андрей Смирнов вместе с Элемом Климовым возглавлял Союз кинематографистов. В 1990-х годах ставил телеспектакли, телеконцерты, театральные постановки, а как актер снялся в ряде заметных ролей. В 2003 году Андрею Смирнову присвоили почетное звание «Народный артист РФ».
Рита, жена Хромова – блистательная актриса Алена Бабенко. Бабенко Алена Олеговна родилась 31 марта 1972 года в Кемерово, в семье преподавателя фортепиано и инженера. В детские годы девочка была приобщена к творчеству, посещала всевозможные кружки, студии, музыкальную школу, участвовала в праздниках, пела в хоре, в вокально-инструментальном ансамбле. В 2000 году начинающая актриса окончила ВГИК, мастерская Анатолия Ромашина. С 2008 года Алена Бабенко актриса театра «Современник», дебютировала в роли Маши в спектакле «Три сестры». Алена Бабенко была замужем за телережиссером Виталием Бабенко, имеет сына Никиту.
Сюжет
Сюжет сериала «Апостол» развивался нелинейно и был основан на судьбе двух братьев-близнецов, пути которых драматически разошлись во время Великой Отечественной войны. В картине то и дело проскальзывали воспоминания главных героев фильма, которые переносили их в прошлое: «В этой непростой истории, имеющей документальную основу, разыгрывалась многоходовая операция секретного отдела НКВД против мощной разведывательной структуры Абвера. Заложниками шпионской игры в сериале «Апостол» стал простой человек и его семья. Чекисты поймали главного героя на крючок: «Не выполнишь задание – уничтожим жену и ребенка».
За кадром сериала
На съемках сериала «Апостол» Евгений Миронов и Николай Фоменко чуть было не сгорели в антикварном автомобиле ГАЗ М-1, в котором во время дубля загорелась проводка в моторе. Огонь был погашен и для экономии времени не стали ждать починки старенького «газика»: привязали его тросом к «Ситроену» и стоически досняли материал.
Шпионский сериал «Апостол» снимали в Праге, Москве, Тунисе, Серпухове, Франции, Минске и в Вологодской области. Военную Москву 1942 года снимали в Минске, в роли Берлина выступила Прага, а заключительная «иранская» часть сериала «Апостол» снималась в Тунисе.
С особой тщательностью создатели сериала «Апостол» подошли к достоверности антуража: в съемках задействована настоящая военная техника времен Великой Отечественной войны, соблюдены все нюансы — от знаков различия на форме до плакатов на стенах домов. Застенки «Лубянки» нашли в госпитале им. Бурденко, а интерьеры немецкой разведшколы в Кирилло-Белозерском монастыре.
По словам создателей сериала «Апостол» на роль «советских» местные жители шли охотно, но играть немцев соглашались не все. В тюремном дворике на территории монастыря построили вышку, забор из колючей проволоки, развешали нацистские флаги, на месте иконы появился портрет Гитлера. Конечно, существовали и ограничения, например, при работе в музее-заповеднике, не разрешалось снимать пиротехнические эффекты на территории монастыря, и взрывы сериала «Апостол» гремели неподалеку от его стен.
Гримеры сериала «Апостол» не скупились на бутафорскую кровь и щедро поливали персонажа Николая Фоменко, а заодно и бетонный пол камеры, где его пытали. «Камерой пыток» для актера и местом съемок стал полузаброшенный текстильный завод в подмосковном городе Серпухов, там выстроили мрачные декорации, имитирующие застенки овеянного ужасными легендами НКВД.
Николай в картине показал неоднозначный образ чекиста, он реалистично отыграл избиение, неуклюже поднимаясь с бетонного пола, харкая кровью и затягиваясь папиросой из рук своего бывшего начальника. Зато в перерывах между сценами шоумен потешно шутил и хохмил. За несколько дублей артистам пришлось осилить целую пачку жгучих папирос, так что к концу съемки Фоменко выглядел слегка «обкуренным», но результатом работы был явно доволен.
В сериале «Апостол» прозвучали песни: «Катюша» М. А. Блантера, «В землянке» К. Я. Листова.
Существовало мнение, что сюжет сериала «Апостол» был заимствован из повести Георгия Брянцева «Конец «Осиного гнезда».
Интересные факты
Во многих сценах сериала «Апостол» актеры работали без дублеров: «Во время съемок фильма «Апостол» мне (Егений Миронов) пришлось овладеть многими навыками: боксом, прыжками с парашютом, самбо».
Съемки сериала «Апостол» пришлось приостановить на три дня из-за кулачного боя каскадеров с жителями города Кириллова, в результате которой одного московского каскадера увезли на «скорой помощи» в одну из больниц Питера. Благодаря личному вмешательству Евгения Миронова инцидент удалось замять, а съемки возобновить. Но местные жители еще долго смотрели настороженно в сторону незваных московских киношников.
Киноляпы
Отличная работа актеров, операторов. Сценарий тоже хороший, но несколько испортили впечатление технические и логические киноляпы:
Когда Апостолу присвоили звание ефрейтора в разведшколе, один из диверсантов сказал, что это сопля на погон. Наверное, этот «диверсант» не знал, что в Вермахте на погонах ефрейтора не было никаких знаков различия, а пришивался уголок в верхней части левого рукава.
К капитану госбезопасности Хромову Алексею Ивановича иногда обращались товарищ подполковник.
Весьма стильно смотрелся красно-черный «Мерседес» на титановых дисках с низкопрофильной резиной. в 1942 году.
На Первом канале одновременно с DVD-релизом стартовал шпионский сериал «Апостол», в котором школьного учителя Евгения Миронова превращают в урку и шпиона, чтобы сподручней было бороться с фашистами.
Немцы в начале войны забрасывают в СССР диверсантов, которых тут же ловят. Один из них – медвежатник в законе, приблатненный такой, веселый и бесстрашный Евгений Миронов. Его пытается расколоть матерый контрразведчик, капитан НКВД Николай Фоменко. В процессе вор бежит, и при попытке к бегству его убивают, так и не расколов.
Кадр из сериала «Апостол»
Но – не велика потеря. У вора есть брат-близнец, очкарик, репрессированный школьный учитель. Его тут же привозят с Соловков и начинают учить воровскому и диверсионному делу, чтобы он вышел на связь с Абвером и стал двойным агентом – вместо своего брата-уркагана. Учителю будет трудно, но на истинный путь его выведет вера православная.
Военно-исторический сериал начинал снимать Геннадий Сидоров («Старухи» (2003)), ушел, проект отдали на передержку Николаю Лебедеву («Звезда» (2002) и «Волкодав» (2006)), ну а потом уже это снимал Юрий Мороз («Подземелье ведьм», «Каменская»), который проект и закончил. В титрах в результате написано «Иван Иванов, Юрий Мороз».
Кадр из сериала «Апостол»
Создателям фильма страшно повезло со звездой. Евгений Миронов играет разных – действительно разных – людей, и очень убедительно прокручивается через лагерно-шпионскую мясорубку, перевоплощаясь из мягкого интеллигента, страдающего от столкновения с абсурдной кафкианской государственной машиной, в нечто ужасное, но не потерявшее при этом человеческого облика. От Фоменко, в свою очередь, ждешь все время подвоха, репутацию просто так не побороть. Приятный шок от того, что никакого подвоха нет, изрядно скрашивает просмотр – Фоменко и в самом деле актер.
Жизнь украшают прекрасные цитаты и намеки не только из «Джентльменов удачи» или тех же «17 мгновений весны», но и из классического трэша: одна из героинь «Апостола» – мятая блондинка в сапогах, Хильда, волчица Абвера, комендант разведшколы. Кроме того, создатели картины очень внимательно подошли к форме, технике и оружию. И ничего, что по их версии на весь третий рейх есть только один малиновый двухдверный «мерседес» и что один из актеров, бедняга, перепутал калибр немецкого единого пулемета, стоя прямо перед плакатом, на котором пулемет был нарисован, а калибр указан. Не сценарист же это задумал?
Кадр из сериала «Апостол»
Но если начать говорить о ляпях, можно увлечься. И вообще – рискнули же в фильме «Сволочи» (2005) командой детей-диверсантов, и никто, кстати, не извинился. Вопрос, собственно, не в деталях – в фильме практически не идет речи о том, что немецкие упыри напали на нашу советскую Родину. Эта господствовавшая некогда позиция утрачена, и на смену ей пришло мнение, что это была схватка двух равновонючих бульдогов. При этом одна из причин успеха «Ликвидации» (несмотря даже на абсурдных «лесных братьев» в одесских степях) заключалась в том, что это был почти деидеологизированный сериал, в котором не было ни просоветских патриотических, ни новорусских антисоветских мифологем. Просто уголовный розыск боролся с бандитами и шпионами, как он бы делал это при любой власти, чей бы портрет не висел в кабинете. «Апостолу» такая сдержанность тоже пошла бы.
Кадр из сериала «Апостол»
И последняя печаль. Лучше всего этим двум сериалам – «Ликвидации» и «Апостолу» – удались филологические реконструкции. «Апостольская» феня, может, и непохожа на то, как говорят или говорили в тюрьмах, но звучит, особенно из уст Миронова, органично и красиво. Однако, Первый канал отцензурировал все неприличное, вырезал слово «сука», оставив бурление языка поклонникам просмотра сериалов на DVD, который вышел еще до старта сериала. Что ж, поскольку фильм отчасти о свободе и несвободе выбора, наверное это логично.
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: различить его братьев-близнецов можно даже по выражению лица
Между молотом и наковальней очутился герой телефильма «Апостол» Павел Истомин. Втянутый в смертельную схватку между советской и фашистской разведками, он оказался тем самым маленьким винтиком, что способен развалить весь механизм.
Юрий Мороз не снимает пьющих актеров
— Почему фильм называется «Апостол»?
— Родной, ведь столько в него вложено сил. Вначале я был сопродюсером, а потом и закончил картину.
— Вы участвовали в кастинге?
ИСТОМИН В ШКОЛЕ АБВЕРА: фашисты не заметили подмены
— А как работалось с Николаем Фоменко? Все-таки он больше шоумен, чем актер.
— С Колей в моей части фильма было мало сцен. Никаких вопросов не возникало. Ему нравилась роль, и он ее сыграл. Он много лет потратил на то, чтобы стать шоуменом, а теперь ему придется долго от этого дистанцироваться. Невозможно совместить несовместимое, и в конце концов он должен будет выбрать что-то одно. Если бы кастингом занимался я, то взял бы кого-то другого, только не шоумена.
— Я с ним работал всего один день. Вообще я принципиально не снимаю пьющих актеров.
В одном месте он не сыграл, и я жалею, что это сцена получилась не такой, как могла бы быть.
Злодей откроется в финале
— Были ли сцены, в которых актеры рисковали жизнью?
— Все происходящее на площадке должно быть подконтрольно. Была сложная сцена в 11-й серии, где актеры бегают по крыше движущегося поезда.
ПОНТОННАЯ ПЕРЕПРАВА: в фильме задействовано много техники времен войны
— Часть картины снимали в Тунисе. В море каждый день купались?
— Кто еще из звезд снялся в фильме?
— Андрей Смирнов, он играет отца Евгения Миронова, а замечательная Лариса Малеванная, она и сейчас в прекрасной форме, играет мать Фоменко.
— В картине будет любовь?
— Конечно. Очень трогательная история Жени Миронова и Даши Мороз.
ЛИДА И ПАВЕЛ: Даша Мороз с восторгом отзывается о своем партнёре
— А как вы вообще относитесь к эротическим сценам в кино?
— У нас их не умеют снимать. Да и артисты не чувствуют себя свободно перед камерой. Надо преодолеть двести комплексов, чтобы раздеться. В молодости я сам, снимаясь в кино, раздевался в кадре. И теперь стараюсь так снимать эти сцены, чтобы артисту не было стыдно. Всегда показываю на мониторе, что получилось, спрашиваю, все ли устраивает. Сейчас на компьютере «лишнее» всегда можем убрать.
— Почему так долго не выходит ваш фильм «Братья Карамазовы»?
— Был заменен композитор. А так фильм вышел бы уже в декабре. Надеюсь, картина выйдет в начале следующего сезона.
— Какой ваш следующий проект?
— В мае приступаю к работе над фильмом «Пелагия и белый бульдог» по повести Бориса Акунина.
— Сейчас идет кастинг, их кандидатуры тоже рассматриваются.
Миронов научился взламывать сейфы
ССЫЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ: не предполагал, что станет диверсантом
— Я за ночь прочитал два огромных тома сценария и согласился на роль не раздумывая, хотя ради фильма пришлось на время оставить работу в театре. «Апостол» напомнил мне такие прекрасные советские картины, как «Щит и меч», «Место встречи…». Это интересная актерская работа, а кроме того, мне пришлось освоить много новых навыков: бокс, прыжки с парашютом, приемы самбо, взламывание сейфов. В фильме много экшена, и большую часть трюков мы, актеры, выполняли самостоятельно.
Николай Фоменко «сдул» шоумена
Актер играет капитана НКВД Алексея Хромова, который и придумал заменить погибшего диверсанта его братом-близнецом и заслать бедолагу в немецкую разведшколу.
НИКОЛАЙ ФОМЕНКО: чуть не сгорел на работе
— Николай, как вы относитесь к тому, что играете настолько отрицательный персонаж?
— Вы довольны результатом?
— Работы такой глубины и качества у меня, может быть, больше и не будет в кино. Роль настолько серьезная, что «сдует» сложившееся у зрителей в последнее время восприятие меня как шоумена. Кстати, сценарист Олег Антонов говорит, что эту роль писал специально для меня.
— Самый памятный день съемок?
— В одной из сцен мы с Женей Мироновым чуть не сгорели. В раритетном автомобиле «ГАЗ М-1» загорелась проводка: из-под капота повалил дым, посыпались искры. Пожар погасили подручными средствами, но в дальнейшем «газик» не заводили, а возили его на тросе.
Дарье Мороз поблажек папа не дает
ЮРИЙ МОРОЗ: родственных поблажек на съёмках не делает
— Даша, сложная оказалась роль?
— А ваш папа-режиссер Юрий Мороз вам помогал?
— С отцом мы разговаривали о роли, профессии, но поблажек мне он не делал никогда. На площадке я не дочь, а актриса. Вот в «Братьев Карамазовых» он меня не взял, а героиню «Апостола» во мне увидел. Хотя ради роли он настоял, чтобы я остригла длинные волосы.
ГЕОГРАФИЯ
* Военный Берлин киногруппа «Апостола» нашла в Праге, правда, работать пришлось по ночам, чтобы в кадр не попадали современные машины и прохожие.
* Немецкий концлагерь и школу диверсантов «разбили» на территории Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области, застенками «Лубянки» стали подвалы Госпиталя им. Бурденко, а вот Москву 1942 года снимали в Минске, на улицах которого практически отсутствует наружная реклама.
* Работала киногруппа во Франции, Серпухове и Тунисе, где снимали «иранскую» часть.
«Апостол» — российский телевизионный 12-серийный сериал, снятый в формате полнометражного художественного фильма.
Премьера фильма в России с февраля 2008 года анонсировалась Первым каналом, однако уже феврале 2008 года фильм был продемонстрирован на телеканале «Интер» (Украина), а в марте 2008 года начал продаваться на DVD.
Премьера фильма на Первом канале состоялась 7 апреля 2008 года.
Содержание
Режиссеры
Над фильмом работали последовательно три режиссёра. Первым из них был Геннадий Сидоров. По его замыслу, «Апостол» должен был стать историей «о человеке, чью жизнь бессмысленно давят и калечат бесчувственные жернова тупой власти».
Отсняв 9 серий, Сидоров ушёл со скандалом. Он так отзывается о фильме:
эти г…ны все это взяли и опустили в мыло. Моя маленькая история, как оказалось, на х…, не интересна никому. То, что сейчас показывают — это не моя история!
Они опустили все. Когда берутся люди и с холодным носом ставят музыку какого-то Сысоева, бл…. Кто такой, х… его знает! И когда идёт трагическая история — там «дум-дум-дум», когда романтическая — там «ля-ля-ля» и бл…, музыкальный фильм получился! Кино, которое получилось — оно… Да, оно хорошее, оно получит ТЭФИ, оно получит, бл…, «Нику», оно получит х… Но, слава Богу, я к этому не причастен!
Двенадцатая серия и вовсе перечёркивает весь сериал, ведь её делали с помощью Жени Миронова — «великого» будущего режиссёра и сценариста. Мне, естественно, обидно: это ведь моя деточка, только получилась она какая-то обрезанная, без ручек и ножек.
По требованию Сидорова его имя убрали из титров. Вместо него в титрах стоит вымышленное имя Иван Иванов.
После ухода Сидорова над фильмом по просьбе Миронова временно работал Николай Лебедев. Его имени также нет в титрах. Он говорит:
Миронов мой друг. И он меня молил продолжить съёмки, иначе бы все закрылось надолго. Я не смог отказать… Но мне нечего и не с кем делить. Я ни на что не претендую, потому что просто помог друзьям. А в титрах меня нет потому, что это не моя картина и я не могу за неё отвечать.
Третьим и последним режиссёром был Юрий Мороз. В интервью он заявил:
Никакой Лебедев в этой истории не фигурирует. Нет такого режиссёра! Не работал такой на проекте!
Сюжет
Сюжет фильма развивается нелинейно. То и дело воспоминания главных героев фильма переносят их в прошлое.
Первая серия
1943 год. Иранский берег Каспийского моря. На берегу сидит заросший человек в азиатской одежде. В нём едва угадывается герой Евгения Миронова. Он ждёт кого-то. Он ждёт того человека, который поделил его жизнь на до и после, который отнял у него всё…
Зима 1941/1942 года. Соловецкие острова. Ссыльнопоселенца, сельского учителя, Павла Истомина срочно вызывают в район. Его провожает жена Лида (Дарья Мороз) и приёмный сын Серёжа Истомин (Михаил Фёдоровский). Сам Павел думает что вернётся к вечеру, но сын и жена чувствуют что-то неладное и сын говорит ему, что вернётся он нескоро…
Идёт Великая Отечественная война. Немецкое командование зимой 1941—1942 годов забрасывает на территорию СССР своего разведчика-диверсанта Петра Истомина (Евгений Миронов) с двумя другими диверсантами. Высадка группы проходит неудачно: один из них — Марченко (Максим Важов) прямо в самолёте расстреливает пилотов, убивает одного диверсанта и ударом пистолета глушит Петра Истомина.
Пётр едва успевает очухаться и выпрыгнуть из самолёта с парашютом, до того как самолёт врежется в землю. В бессознательном состоянии на парашюте он повисает на ветках большого дерева и его обнаруживают местные жители, они же и сообщают о произошедшем в НКВД. Марченко, приземлившийся удачно, сам сдаётся в плен.
Москва, где-то недалеко от Кремля (слышен бой курантов на Спасской башне). В кабинете на диване спит капитан госбезопасности Алексей Хромов (Николай Фоменко). Его будит адъютант — пришло срочное сообщение. Хромов вызывает по телефону комиссара Владимира Семёновича Дёмина (Юрий Назаров) и докладывает ему о том, что в Луках сдался диверсант, проходивший обучение в разведшколе абвера, которой руководит Отто Гельдрих. Он срочно вылетает в Луки. По прибытию в Луки Хромов проводит первичный допрос Марченко и Истомина и понимает, что захвачены интересные для дальнейшей разработки агенты. Он докладывает о плане работ Дёмину, тот одобряет его действия, ведь есть возможность подобраться к Гельдриху, за которым давно идёт охота.
Москва, НКВД. Идёт допрос Петра Истомина. Следователь Шаповалов (Сергей Быстрицкий) спрашивает, как он попал к немцам.
Лето 1941 года, прифронтовая полоса. Заключённых тюрьмы, где сидел вор в законе Пётр Истомин по кличке Щелкун, привозят к бараку, загоняют внутрь и расстреливают. Случайно уцелевший Истомин остаётся лежать под грудой мёртвых тел. Вскоре это место захватывают немцы, они заходят в барак и достреливают раненых. Немецкий офицер замечает, что Пётр жив и лишь притворяется мёртвым…
Пётр Истомин вроде бы идёт на сотрудничество с НКВД. В обмен на более комфортные условия содержания он сообщает имена немцев, преподававших в разведшколе. По предложению Хромова Пётр легко вскрывает сейф в его кабинете, подтверждая тем самым свою воровскую специальность — медвежатник. На требование рассказать о Гельдрихе подробнее, Пётр отвечает, что потерял память из-за травмы во время приземления, и просит, чтобы его отвезли в родной дом, где он не был 20 лет: там, в месте, где прошло его детство, к нему вернётся память. Хромов и Дёмин решают удовлетворить его просьбу.
В квартире Пётр говорит, что ему срочно надо в туалет. В туалете он открывает потайную дверцу в потолке и выбегает на крышу. За ним гонятся, он уходит по крышам всё дальше. У Шаповалова не выдерживают нервы: несмотря на приказ Хромова «не стрелять», он стреляет в Петра, который падает с крыши и разбивается насмерть.
Дёмин устраивает Хромову разнос за то, что тот допустил побег и гибель Петра. Хромов же подготовился к этой встрече и выкладывает свой последний козырь: у Петра Истомина есть брат-близнец Павел. Дёмин соглашается, что можно использовать этот шанс.
Хромов обещает, что семью Павла эвакуируют в Кисловодск, обеспечат там жильём и пайком как членов семьи сотрудников НКВД.
Вторая и третья серии
Лида и Сережа
Тело Петра отправлено на Соловки и его выдают за тело скончавшегося Павла. Лиде Истоминой сообщают, что её муж умер в райцентре, в кабинете районо. Комендант (Михаил Панюков) после сообщения этой новости начинает приставать к Лиде; она бьёт его горячим утюгом. Комендант в ярости и грозится с ней расквитаться. Несмотря на запрет коменданта, Лида едет в районный морг и, осмотрев тело «Павла», находит татуировку волка. Она понимает, что это не её муж и пытается добиться правды. По настоянию коменданта её отправляют в психиатрическую лечебницу как буйную сумасшедшую. Её сына Серёжу отправляют в детский дом.
Разлучённая и с мужем, и с сыном, Лида пытается покончить с собой путём отказа от еды. Её кормят насильно. В палату входит врач. Он объясняет Лиде, что знает, что она нормальна, и готов ей помочь. Он говорит ей, в каком детдоме находится Серёжа, и предлагает передать ему письмо: он — врач и в Серёжином детдоме. Но Лида должна хорошо себя вести и не отказываться от еды, иначе он не сможет ей помогать. Лида соглашается. Под диктовку врача Лида пишет письмо сыну. Врач также передаёт Лиде рисунки Серёжи.
Павел
Павел о судьбе жены и сына не знает. В изоляции от внешнего мира он проходит курс интенсивных тренировок:
Всему этому Павла учат одновременно. Кроме того, Павел, в отличие от брата, близорук и носит очки. Из лагеря привозят гениального врача, разработавшего операцию по коррекции зрения. Операция была принята в штыки его коллегами, и он попал в лагерь. Во время поездки в лагерь Хромов встречается со своей женой: она тоже заключённая, и Хромов не может её освободить. До конца срока жене Хромова остаётся ещё 8 лет. Врач оперирует Павла, успешно ликвидируя его близорукость, и получает от Хромова орден и квартиру в Москве, а также восстанавливается на прежнем месте работы.
Также Павлу делают все татуировки, которые были на теле его брата, и вставляют фиксы.
Первое из писем, написанное Лидой сыну, передают Павлу как письмо ему самому. Все имена вымарывают якобы из соображений конспирации. Фразу «слушайся старших» объясняют как совет подчиняться старшим по званию. Подозрения Павла вызывает обращение жены и её подпись: в письмах к нему она всегда в шутку называла его Лобачевский, а подписывалась как Софья Ковалевская. Хотя обращение и подпись вымараны, они слишком коротки для этих слов. Тем не менее он не догадывается об истинной судьбе жены и сына.
Отец Павла
Мы узнаём, что родители Павла были арестованы и об их дальнейшей судьбе он не знает. Живёт он в ссылке как член семьи врага народа. Павел просит у Хромова узнать, что стало с его родителями. Тот приносит документы, из которых следует, что мать Павла была арестована, и умерла, замученная чекистами, в следственном изоляторе через 3 месяца после ареста. Об отце Павла Хромову удаётся найти (по крайней мере, по его словам) только постановление об аресте. Павел вспоминает, что на следующий день после ареста его отца сотрудники ЧК вновь пришли его арестовывать. Они очень удивились, что отец Павла уже арестован. Впоследствии Павла допрашивали и били в ЧК, требуя сказать, где его отец.
Серии 4-9
Павел отправляется за линию фронта. Перед отправкой Хромов даёт ему агентурную кличку Апостол по ассоциации с именами Павел и Пётр. Для того, чтобы завоевать доверие немцев, Павел получает микрофильм с чертежами нового самолёта, который должен поступить на вооружение через месяц. По словам Хромова, чертежи подлинные.
Попав в разведшколу абвера, Павел передаёт чертежи командованию. Ему приказывают написать всё, что с ним произошло на советской территории. Павел умеет подделывать почерк брата (в детстве часто писал за него диктанты). После того как Павел начинает писать, немцы начинают его бить и требовать, чтобы он писал правду о том, как он работал на комиссаров. Павел ругается, вставляя блатные слова, а потом плюёт в начальника разведшколы Штайница. Штайниц приказывает его расстрелять. Павла выводят на плац, и солдаты стреляют в него. Он падает.
Павел приходит в себя в лазарете. Всё предыдущее было проверкой, которую он выдержал. Павла награждают трёхдневным отпуском в Берлин.
Понимая, что здесь уважают силу, в столовой Павел устраивает драку с двумя другими русскими курсантами, здоровыми и крепкими парнями. Он раскидывает обоих. В столовой же Павел встречает повара по кличке Машка, который и там, и в дальнейшем относится к нему с обожанием.
Фельдфебель наказывает Павла за драку нарядом вне очереди (мытьём пола). Получив ведро и тряпку, Павел поднимается наверх, но там все комнаты заперты. Павел не знает, какую комнату он должен мыть, и боится попасться на такой мелочи. После долгих поисков он находит в шкафчике ключ, заходит в одну из комнат и начинает её осматривать. Входит немецкий офицер. Это Хильда, единстванная женщина-офицер в школе. Внезапно Хильда начинает гладить и целовать Павла: оказывается, она была любовницей Петра. Павел и Хильда спят. Хильда недовольна: Пётр «какой-то деревянный».
Павел отправляется в Берлин. Там он неожиданно встречает отца, который сумел его разыскать. Оказывается, отец Павла работал в ЧК. Отец рассказывает Павлу, что чудом сбежал из лагеря, спрятавшись в трюме английского корабля, когда заключённые работали на разгрузке кораблей. Его долго искали, но не нашли и сочли утонувшим. Теперь отец работает на немцев. Отец предлагает Павлу уехать: он достал для него деньги и документы. Павел отказывается: любой ценой он должен спасти жену Лиду и сына Серёжу. Павел расстаётся с отцом и возвращается в разведшколу.
В разведшколе идёт учёба. Павел тоже посещает занятия, то как учащийся, то как преподаватель. Другие курсанты недовольны презрительным отношением немцев к ним, русским. В беседах с ними Павел говорит о величии немецкой нации и близкой победе немцев. Павел продолжает спать с Хильдой.
Тем временем жена Павла по-прежнему в психиатрической лечебнице, а сын — в детдоме. Врач передаёт Лиде рисунки Серёжи, а Серёже — письма Лиды. В обмен на это врач спит с Лидой. Кроме того, Лида получает от него поблажки в режиме (санитары относятся к Лиде по-человечески, ей разрешается гулять во дворе).
Как и планировалось, Гельдрих приглашает Павла на охоту в качестве егеря (или приказывает ему участвовать в охоте): Гельдрих — заядлый охотник, Павел по легенде — тоже, и Гельдрих неминуемо выбирает Павла на роль егеря. Охотиться должны на кабана.
Павел замечает странности: охотничьи собаки выбраны неправильно, для охоты на кабана эта порода не годится. Сам Гельдрих проявляет подозрительно низкий интерес к охоте. Тем не менее ночью Павел крадёт гранату и готовится к покушению, но засыпает и проснувшись обнаруживает, что граната исчезла. Во время охоты Павел обращает внимание, что Гельдрих курит. На охоте курить запрещено. Если Гельдрих не знает даже таких азов, значит, он к охоте не имеет отношения: это фальшивый Гельдрих. Павел решает, что убивать лже-Гельдриха нельзя: вся охота является очередной проверкой для Павла.
На группу нападают партизаны. Завязывается стрельба. Лже-Гельдрих попадает в болото, Павел спасает ему жизнь. За это Павла награждают орденом Дубовых Листьев II степени. Через связного — русского портного — Павел передаёт, что Гельдрих оказался фальшивым, и ликвидацию пришлось отменить.
Дёмин считает, что операция не удалась. Хромову поручено сопровождать архив польского генерала Андерса.
Дёмин приходит домой к матери Хромова предупредить её, что в НКВД ищут «крота» (двойного агента). Поскольку у Хромова мать немка, а жена — заключённая, есть опасность, что «кротом» объявят его.
Хромов приходит в больницу, где лежит Лида. Он грубо выталкивает её из постели, требует, чтобы она выполняла все его указания, походя даёт пощёчину, приказывает одеться в кавказский костюм и приводит в одну из комнат больницы. Туда же приводят Серёжу, тоже одетого в кавказский костюм и с игрушечной саблей. Им приказывают взяться за руки, перестать плакать, и фотографируют на фоне плаката «Привет из Кисловодска». За послушание Хромов позволяет Лиде некоторое время побыть с сыном. Сын рассказывает ей, что не рисовал никаких рисунков и не получал от неё никаких писем. Он также говорит ей, в каком детском доме находится; это не тот детдом, который называл врач.
Лида выкрадывает у врача ключи и сбегает из лечебницы.
У связного его застаёт группа немцев. Это Хильда с подчинёнными: кто-то настучал. Oна угрожает сурово наказать Павла за грубое нарушение дисциплины. В действительности она подозревает, что Павел нашёл любовницу, и ревнует. Павел уверяет Хильду, что просто заказывал костюм. Хильда приказывает портному принести костюм, а Павлу — примерить. Костюм отлично сидит на Павле. Рассеяв подозрения Хильды, Павел грубо занялся с ней сексом, после чего она с солдатами уезжает.
Хромов встречается с Павлом. Он подозревает, что Павел просто струсил или, хуже того, перебежал к немцам. Павел сообщает про собак и курение, про отсутствие следов порохового дыма на пальцах (обязательных для любого охотника); про то, что ночью лже-Гельдрих развлекался с одной из женщин, и она называла его Вальтер; и даже передаёт выкраденное им из палатки Гельдриха письмо. Девушка, пишущая письмо, тоже называет его Вальтер. Хромов вынужден согласиться с этими доводами. Павел говорит Хромову, что для убийства Гельдриха ему нужна очень жирная приманка. Хромов колеблется. Павел напоминает Хромову о его немецкой матери и жене-заключённой, и о грозящем ему расстреле в случае провала операции. Хромов рассказывает Павлу про архив Андерса.
Напоследок Хромов передаёт фотографию Лиды и Серёжи, якобы из Кисловодска, и сообщение на словах «любит, ждёт» от имени Лиды.
Хромов попадает в немецкую полицейскую облаву, а потом в тюрьму. Через три дня его освобождают. Павла за самовольную отлучку на неделю сажают в карцер.
Павел рассказывает немцам об архиве Андерса. Он предполагает, что захватить архив поручат ему.
Павел снова встречается с отцом. У отца всё готово: и билеты, и документы для Павла. Но Павел опять не хочет ехать. Он рассказывает отцу, что собирается захватить архив Андерса, а затем потребовать вернуть ему Лиду и Серёжу. Отец предупреждает, что такая игра с двумя разведками сразу смертельно опасна, но Павел хочет спасти свою семью.
Павел предлагает Штайницу, командиру разведшколы, сделать работу разведшколы значительно эффективнее: он, Павел, наберёт группу из трёх курсантов и будет их тренировать. Со своей группой он сможет сделать многое, а потом этот успешный опыт можно будет расширить. Сейчас диверсантов засылают по одному и всех их, за редким исключением, ловит НКВД (или они сами сдаются). Штайниц согласен. Машка очень просит Павла его взять. Павел отказывается. Машка начинает ругаться по-польски. Услышав это, Павел решает всё же взять Машку: его польский язык может пригодиться. Павел муштрует своих трёх подчинённых, обучая их стрельбе, прыжкам с парашютом на точность приземления, многокилометровому кроссу и т. д. У Павла начинает быстро портиться зрение.
Серии 10-12
Хромова арестовывают немцы, держат под арестом 3 дня, но потом отпускают, сочтя его документы подлинными.
Шаповалов считает Хромова немецким агентом: доказательства — его довоенная фотография с высокопоставленными немцами, несанкционированный отъезд за линию фронта, странное освобождение из немецкой тюрьмы. Дёмин вынужден согласится с этими доводами. Отдан приказ о его аресте.
Дёмин вновь приходит к матери Хромова, чтобы предупредить её об опасности, грозящей её сыну и ей. Он советует ей уехать. Она отказывается, обещает, если понадобиться, дойти до самого Берии, но спасти сына.
Хромов встречается с Кравченко, главой партизанского отряда, который предупреждён, что Хромова необходимо арестовать. Хромову удаётся уйти. В следующих кадрах он сидит в лодке и что-то передаёт по рации.
Хромов возвращается в Москву. Его арестовывает и избивает Шаповалов. Несмотря на побои, Хромов не признаёт себя немецким агентом. Фотографию объясняет тем, что встречался с немцами с целью завербовать их. Чертежи самолёта, переданные немцам — фальшивка и дезинформация. К Хромову приводят мать, тоже избитую. Мать признаёт, что её сын — немецкий агент. Видя, как избит Хромов, она умоляет чекистов больше не бить его, и просит сына признать всё, что от него потребуют.
Шаповалов арестовывает и избивает также лодочника, переправлявшего Хромова через границу. Он арестовывает и врача, оперировавшего Павла Истомина. Того не надо и бить: запуганный врач признаёт всё, что от него требуют — и что он не делал никакой операции, и что Хромов враг народа.
Архив Андерса едет под усиленной охраной в бронированном вагоне, который называют «сейф на колёсах». У Павла есть план, как его захватить.
Павла собираются арестовать. На арест Павла Дёмин посылает Шаповалова. Павел приходит на конспиративную квартиру, но чудом избегает ареста, забариккадировавшись в комнате и нокаутировав Шаповалова. Павел пытает его, и тот признаётся, что Хромов арестован. Павел уходит, но получает ранение в живот.
Павел на корабле. С ним Машка. Оказывается, Машка чуть не утонул, приземлившись в озере, но сумел выплыть и, после долгих поисков, найти Павла. Два дня Павел был без сознания. Машка его выходил. Чтобы спасти Павла, он купил билет на пароход, направляющийся в Иран.
Пароход прибывает в Иран. Павел выходит и приказывает Машке расстаться. Машка злится, но Павел заставляет его уйти. Он идёт по улочкам города и падает (всё ещё очень слаб из-за раны). Снова появляется Машка и помогает Павлу подняться. Павел разрешает Машке остаться с ним. Машка приводит Павла в снятую им гостиницу.
Павел объясняет Машке, что хочет спасти семью. Машка забрасывает одну страницу из тетради во двор советского полпредства, вместе с предложением вернуть всю тетрадь в обмен на семью Павла и ультиматумом, что говорить Павел будет только с Хромовым.
Хромова посылают в Тегеран с приказом ликвидировать Павла. Туда же едет и сотрудник НКВД, который после ликвидации Павла должен ликвидировать самого Хромова.
Павел и Машка выслеживают двух агентов НКВД в штатском до гостиницы, хитростью проникают в их номер, оглушают их и связывают. Там они находят чуть живого Хромова. На Павла нападают ещё один сотрудник НКВД, но неожиданно появившийся Машка помогает Павлу с ним справиться. Павел повторяет свой ультиматум лично для Хромова и требует сказать, где его семья. Хромов говорит, что не знает (его отстранили от расследования), но уверен, что его семьи уже нет в живых.
Машка достаёт для Павла очки, тот снова видит.
Хромов, в мундире и с орденами, вызван к Берии. Оказывается, всё происшедшее, включая арест Хромова, было сложной операцией НКВД, засекреченной даже от Дёмина и Шаповалова. Хромов обещает Берии «лично провести ликвидацию» (кого именно — пока не ясно) — это будет заключительной частью операции. Берия назначает Хромова комиссаром госбезопасности и приказывает Дёмину передать дела бывшему подчинённому.
Павел выбегает из кафе. На выходе он странно дёргается всем телом, после чего бежит, запрокинув голову. На пляже никого нет. Вдруг он видит жену и сына, от них исходит сияние. У Лиды длинная коса, хотя в психиатрической лечебнице её наголо остригли. На этом фильм кончается.
Роли исполняли
В главных ролях
В ролях
В эпизодах
Андрей Межулис, Александр Шестопалов, Алексей Ермилко, Борис Конный, Ринат Яппаров, Виктор Ельцов, Сергей Пыжов, Вера Погорелова, Александр Глинский, Андрей Ларин, Геннадий Вершинин, Дмитрий Сорочинский, Борис Заволокин, Галина Николаева, Пётр Покрышко, Татьяна Лосева, Алексей Кизенков, Сергей Тимошин, Никита Селедцов.