актеры фильма арахисовый сокол
КиноНовое имя: Актёр
с синдромом Дауна
Зак Готтсаген
Звезда фестивального хита «Арахисовый сокол»
В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы рассказываем о перспективных новичках: музыкантах, режиссёрах, художниках и других творческих людях, — то есть всех, чьё имя всё чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха.
Зак Готтсаген
кто это: актёр, сыграл главную роль в фильме «Арахисовый сокол»
Первые съёмки для Зака Готтсагена прошли во время его рождения — он был главной звездой фильма-инструктажа по собственным родам. В три года он сыграл лягушку в детском спектакле — и ему сразу захотелось продолжить сценический путь: перед глазами был пример Криса Бёрка, актёра с синдромом Дауна, исполнившего одну из главных ролей в сериале «Жизнь продолжается». В школе его способности развивать не хотели: учителя сначала не обращали внимания на просьбы Готтсагена, а затем и вовсе стали отказывать в ролях. Не хотели принимать его и в Школу искусств Дрейфуса в Палм-Бич — но его мама подала на заведение в суд, после чего Зак стал первым человеком с синдромом Дауна, которому удалось поступить. С тех пор все его мысли были посвящены карьере в кино.
В 2014 году он снялся в вестерне «Пуленепробиваемый», документальный фильм о съёмках которого показали в рамках лагеря для актёров с особенностями. Готтсаген представлял фильм — и привлёк внимание двух режиссёров, Тайлера Нильсона и Майкла Шварца. В итоге они написали сценарий фильма «Арахисовый сокол», держа в уме, что главную роль в нём сможет исполнить только Готтсаген. Финансирование было найти сложно: Нильсон говорит, что им даже предлагали деньги, чтобы заменить Зака на другого актёра. В итоге в проект вложились продюсеры «Маленькой мисс Счастье» и «Небраски», Альберт Бергер и Рон Йеркса — а в других ролях сыграли Шайа Лабаф и Дакота Джонсон.
При небольшом бюджете в шесть с половиной миллионов долларов фильм уже собрал почти семнадцать миллионов — и это учитывая, что его всё ещё показывают на фестивалях, а российский прокат будет только в ноябре. Готтсаген, по словам режиссёров, ничуть не уступал в своей игре Лабафу и Джонсон, а Лабаф поблагодарил его за то, что Зак вернул ему любовь к кино. В итоге игру Готтсагена отмечают в рецензиях на «Арахисового сокола» в первую очередь — а сам он надеется, что его опыт вдохновит других людей с синдромом Дауна следовать своей мечте, как его когда-то вдохновил Крис Бёрк.
«Арахисовый сокол» — «Человек дождя» с Шайа ЛаБафом или наивная мелодрама про синдром Дауна?
«Арахисовый сокол» — как раз то кино, которое высмеивали герои культовой комедии Tropic Thunder («Солдаты неудачи») в лучшей сцене фильма. Той самой, в которой персонаж Бена Стиллера удивляется, что ему не дали «Оскара» за роль умственно отсталого мужчины, а герой Роберта Дауни-младшего объясняет ему: You went full retard! You never go full retard!
За грубостью формулировки («отсталость нужно играть только наполовину! А ты сыграл целиком!») скрыта реальная формула успеха такого рода фильмов. Все дело в полутонах, в тонкости подхода к теме. Это то, что отличает шедевры в духе «Человека дождя» и «О мышах и людях» от стиллеровского «Простого Джека».
В главной роли в «Арахисовом соколе» выступает 22-летний Зак Готтзаген, с которым режиссеры-сценаристы фильма познакомились в лагере для актеров-инвалидов и решили специально под него написать весь проект. В компании депрессивного рыбака Шайа ЛаБафа он отправляется в классический американский роуд-трип (хотя тут, скорее, еще более классический уотер-трип), перебрасываясь ламповыми подколами и встревая в комичные ситуации. Все очень мило, трогательно… и до невозможного скучно и вторично.
«Арахисовый сокол» — очередной пример фильма, который из кожи вон лезет сломать формулу, но по итогу тщательно следует каждому ее пункту.
Главного героя тоже зовут Зак. Он — 22-летний парень с синдромом Дауна, которого всю жизнь держали под надзором в доме престарелых (больше его девать было некуда). Сбежав из медицинской клетки, Зак встречает неотесанного и, цитируя одного из персонажей, «похожего на бомжа» Тайлера (ЛаБаф, кто же еще), скрывающегося от парочки головорезов.
Ворчащий неудачник и совсем не приспособленный, да и в принципе не знающий ничего о жизни парень становятся BFF и вместе отправляются исполнять мечту последнего. Мечта Зака — стать рестлером и протеже Соленого Реднека (Томас Хейден Черч), некогда легендарного борца в округе.
«Арахисовый сокол» всеми силами давит на жалость и у него это получается — кинозал буквально утопает в слезах зрителей, редко или вообще никогда ранее не смотревших фильмы об «особенных» людях. Остальным же остается лишь ждать, когда происходящее хоть как-то оправдает свое упоротое название и синопсис.
Больше об «особенных» людях в кино:
Но этого не происходит: что «Основные принципы добра», что «Пожалуйста, приготовьтесь», что «Арахисовый сокол» и еще ряд подобных фильмов показывают одну и ту же историю, меняя лишь заболевание главного героя. Будь то парень с мышечной дистрофией, девушка с аутизмом или Зак с синдромом Дауна, каждый из фильмов рисует персонажа, который рушит стереотипы о собственной болезни, дышит полной грудью и преодолевает физические и моральные недуги.
И как бы «Арахисовый сокол» не пытался придать мелодраматичному и жалостливому тону фильма брутальности, все, что у него выходит — сыпать абсурдными сценами с рестлингом и имитировать опасную погоню (игру в кошки-мышки) за главными героями, только чтобы те оставались в рамках роуд-муви.
Жизни «Арахисовому соколу» не придал даже эпатажник Шайа ЛаБаф, весь фильм старательно пытающийся быть настолько пресным, насколько это возможно. Для актера это, наверное, была одна из самых сложных ролей. Она требовала зарыть свои способности куда подальше и исполнить роль понурого рыбака, который манит в сон одним только своим скудным обликом, что там говорить про характер. Дакота Джонсон (да, она тут тоже есть и играет медсестру Зака) далеко не ушла — роль актрисы настолько вторична, что ее даже лень упоминать.
Функцию же триггера в фильме, скорее, выполняет Готтзаген, по-максимуму отталкивающийся от собственного синдрома, внося диссонанс в каждую обыденную ситуацию своим ребячеством и незнанием окружающего мира. Поначалу это смешит, однако все полтора часа «Арахисовый сокол» пользуется особенностью героя, чтобы вывернуть каждую сцену наизнанку, из-за чего уже к середине фильма прием приедается и перестает хотя бы как-то задевать — скорее, действовать на нервы однообразием.
Больше об «особенных» людях в кино:
В «Арахисовом соколе» определенно есть моменты, которые заслуживают внимания. Это чуткий фильм, который раскрывает отношения между человеком, который устал от жизни и другим, который только начинает делать первые шаги навстречу реальности, где нет пристального надзора медсестер и ежедневных шоколадных пудингов.
И все же «Арахисовый сокол» — это очередная наивная сказка, которая как и десяток других фильмов об «особых» людях как мантру повторяет избитые истины. Это определенно полезно и правильно. Правда, только для тех, кому требуется постоянное напоминание, что нужно быть чуточку добрее.
Интересное о фильме «Арахисовый сокол»
За свой небольшой, но насыщенный хронометраж, фильм успевает затронуть и ответить на множество вопросов. От того, как некоторые люди хотят уйти от общества, системы и жить, как им хочется, но само общество не желает их отпускать и хочет вернуть себе, до того, какое влияние мы оказываем друг на друга и чему друг у друга можем научиться. Живописнейшие пейзажи — создающие легкую и непринужденную обстановку. И не трудитесь искать в фильме проблемы выживания в дикой природе или вне общности — фильм не об этом.
Это калейдоскоп-ирония, где все нелепо и по-детски, воспринимается глазами 35-летнего «мальчугана» Зака (блестяще сыгранного Заком Готтзагеном, актером с синдромом Дауна), где мы, как и он, заново знакомимся с этим миром и казалось бы понятной нам жизнью.
Это как пародия на современное общество, отягощенное материальными и пошлыми мыслями. Это некий посыл человеку, который решил жить не так как все и идти против набившей оскомину системы и душевных застоев.
В дополнение к основным вышеописанным достоинствам, авторы фильма предлагают зрителям насладиться все больше удивляющими зрителя новыми ролями и амплуа Шайей ЛаБафом и Дакотой Джонс, роскошными пейзажами бескрайней Америки, отличным саундтреком и операторской работой
Это кино о дружбе, любви и большом путешествии, полном приключений и опасностей. Дебютная работа тандема Нилсон-Шварц очаровала меня до глубины души, растрогала до девчачьих слез и воодушевила на новые человеческие свершения.
На волне Марка Твена: рецензия на «Арахисового сокола» с Лабафом и Джонсон
Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)
В России книги Марка Твена про Тома Сойера и Гекльберри Финна читают и любят больше ста лет. Советские постановщики Лазарь Френкель и Глеб Затворницкий даже экранизировали их одними из первых, еще в 1936 году (правда, всенародного обожания удостоилась не эта адаптация, а вышедший почти 50 лет спустя телефильм Станислава Говорухина). На Западе тем временем уже многие годы спорят, расистские эти романы — или все-таки нет.
Некоторые говорят, что необходимо делать скидку на то, что большая часть жизни писателя пришлась на вторую половину XIX столетия, когда нравы были принципиально иными. Некоторые настаивают, что «Приключения Гекльберри Финна» — это настоящая ода освобождению темнокожих от рабства. Некоторые считают, что сегодня произведения Твена необходимо цензурировать и вырезать из них слова на букву «н», а в нынешнем виде — исключать из школьной программы. Некоторые убеждены, что так поступать ни в коем случае нельзя. Судить, наверное, не нам.
Одно можно сказать с уверенностью: история приключений «невоспитанного, немытого и всегда голодного» мальчика — великолепный в своей универсальности сюжет. К счастью, молодые американские кинематографисты Тайлер Нилсон и Майк Шварц тоже читают и любят Твена. Еще около восьми лет назад в калифорнийском лагере для актеров с инвалидностью будущие режиссеры познакомились с человеком по имени Зак Готтзаген. Втроем они решили снять фильм.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)
«Арахисовый сокол», премьера которого прошла в марте на фестивале South by Southwest, всецело отвечает духу времени. Это инклюзивное кино, которое выгодно отличается от своих больших «голливудских» собратьев тем, что вместо осторожных популистских рассуждений обо всем хорошем просто берет и на деле пытается что-то изменить. Весь фильм держится на герое с синдромом Дауна в исполнении актера с синдромом Дауна.
На экране Зак изображает своего тезку, который тоже пытается что-то изменить. 22-летнему узнику дома престарелых осточертело сидеть взаперти, мотая по кругу видеокассету с рекламой школы рестлинга Соленого реднека (Томас Хейден Черч). С третьей попытки он сбегает из-под носа волонтерши Элеанор (Дакота Джонсон) и отправляется на поиски своего кумира. На пути ему встречается бедствующий рыбак Тайлер (Шайа Лабаф), который также покидает родные места в поисках лучшей жизни. Путешествие они продолжают уже вдвоем.
«Арахисовый сокол» — маленькое, крохотное кино с огромным сердцем, одна из самых добрых и нежных картин текущего года. Интонационно и структурно фильм напоминает трагикомедию Тайки Вайтити «Охота на дикарей» — еще одну трогательную историю про одиссею двух одиночеств. К нему так и просится эпитет «необязательный», но это желание обманчиво: лента Нилсона и Шварца получилась именно что обязательной к просмотру. Вроде бы ничего выдающегося в ней нет: немного топорные экспозиционные диалоги сменяются несколько неправдоподобной завязкой (серьезно, просто решили не заявлять в полицию?) и довольно клишированными сюжетными поворотами из сотен роуд-муви. Но магия «Арахисового сокола» заключается не в том, что он говорит, а как именно.
Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)
Пожалуй, это одна из самых убедительных работ Лабафа, который может быть отличным актером, когда приходит в себя и берется за ум. Роль никому не нужного изгоя ему очень к лицу — учитывая, что нечто подобное произошло и с самим актером и его карьерой. Джонсон на глазах превращается в большую артистку, проделывая путь Кристен Стюарт в ускоренном режиме: стартовав с бесконечно ужасными «Пятьюдесятью оттенками серого», в считанные годы она доросла до мощных выступлений в «Суспирии» Луки Гуаданьо и «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» Дрю Годдарда.
Однако «Арахисовый сокол» — это в первую очередь бенефис Готтзагена, который позволяет зрителю взглянуть на мир своими глазами. Важнейшая заслуга фильма состоит в том, что он ни разу не позволяет себе взглянуть на собственного героя с покровительной снисходительностью. Поэтому на любые шероховатости моментально закрываешь глаза, а на предлагаемые условия с легкостью соглашаешься — как и герой Лабафа в какой-то момент бросает вдалбливать своему спутнику перечень требований. Какое первое правило? Да нет же, не тусоваться! Ну ладно, ладно, пусть будет тусоваться.
На своем маленьком плоту, который здесь играет такую же важную роль, как в «Приключениях Гекльберри Финна» (свой основной источник вдохновения создатели не скрывают, а наоборот, всячески подчеркивают), трое героев проплывают красоты реднековской Америки (великолепный труд оператора Найджела Бака, снимавшего эпизоды второго и третьего сезонов «Настоящего детектива»). В этих неслучайных декорациях выпускница Университета Джорджа Вашингтона (в синем платье) и работяга без полноценного образования (в красной кепке) находят общий язык; примиряет два полярных мира человек, которого определяет только его мечта — и больше ничто.
«Друзья — это семья, которую мы выбираем», — говорит в напутствие Заку добродушный инженер-«сокамерник» Карл (Брюс Дерн) перед тем, как раздвинуть прутья их темницы. Эту мысль старее мира мы где только не слышали, но редко когда она звучала столь убедительно. Даже саундтрек из самого простецкого в мире кантри не заглушает этот звук.
Нежный орешек
Василий Степанов о фильме «Арахисовый сокол»
В прокат выходит «Арахисовый сокол» дебютантов Тайлера Нильсена и Майка Шварца — одиссея по американскому Югу 22-летнего героя с синдромом Дауна, сбежавшего из казенного учреждения. Главную роль в фильме, где снялись Дакота Джонсон, Шайя Лабаф и Брюс Дерн, играет актер с синдромом Дауна Закари Готтзаген, подаривший своему герою часть собственной биографии, а зрителям — историю о том, что людей без особенностей не бывает
Заку 22 года, и он живет в доме для престарелых. Все потому, что у сироты Зака не только добрые глаза, чуткое сердце, но еще и синдром Дауна, и правительство Северной Каролины опасается, что в одиночку ему не справиться, а программ инклюзии и поддержанного проживания для таких, как он, в штате нет. Поэтому Зак и живет здесь — с ветхими, но дерзкими на выдумку старичками, которые как могут утешают его и помогают спланировать побег. Первые попытки проваливаются, и администрация записывает Зака в неблагонадежные. Но он не сдается, и однажды решетка на окне поддается, и, обмазавшись мылом, в одних трусах Зак вываливается на большую дорогу. Больше он не объект благотворительности, а субъект большого приключения под названием «свободная жизнь», и, между прочим, у него есть на эту жизнь свои планы. Первым делом Зак решает во что бы то ни стало научиться приемам американского рестлинга в школе, которую открыл рестлер с его любимой видеокассеты — Соленый Реднек.
Тем временем на поиски пускается чувствительная волонтерша Элеанор (Дакота Джонсон), которая, с одной стороны, волнуется, а с другой — кажется, не слишком хочет его вернуть, ведь после поимки Заку не светит ничего хорошего, а точнее, грозит сгинуть в четырех стенах куда более строгого заведения. На счастье беглеца, мир не без добрых людей: очень скоро по дороге ему встречается не какой-нибудь первостатейный разбойник, а едва ли не более пропащий, чем он сам, южанин-нищеброд — печальный бородач Тайлер (Шайя Лабаф), промышляющий кражей крабов из чужих сетей. За ним, как и за Заком, гонятся, что делает этих двоих почти идеальной командой: так, горькая усмешка кантри почти всегда соседствует в этих краях с духоподъемным госпелом. Американский Юг — страна Марка Твена, и нет ничего удивительного в том, что даже краткая аннотация «Арахисового сокола» наводит на мысль, что в генах Зака и Тайлера течет кровь Тома Сойера и Гекльберри Финна, сплавлявшихся по Миссисипи.
Помимо литературной, музыкальной и кинематографической у этого фильма есть еще одна составляющая — кажется, куда более важная. Дебютанты в большом кино Тайлер Нильсен и Майк Шварц особо не скрывают, что в сердце «Арахисового сокола», помимо простого сюжета — два приятеля в бегах, такое экран видел тысячу раз — и сентиментальных подробностей, лежит их встреча с исполнителем главной роли. Свою историю они придумывали под конкретного актера — Закари Готтзагена. Зак родился в 1985-м с хромосомным нарушением, известным как синдром Дауна, что не помешало ему закончить школу искусств и мечтать о карьере актера. Сейчас Заку 34 года, и «Арахисовый сокол» не первая его работа на экране: до него был документальный вестерн «Стать пуленепробиваемым» об инклюзивном лагере Zeno Mountain Farms, где волонтеры превратили кино в подвид абилитационной терапии. Собственно, Нильсен и Шварц познакомились с Заком в Лос-Анджелесе во время представления этого фильма, а затем долго работали с ним во Флориде, где Зак живет своей вполне независимой жизнью — работает в кинотеатре.
Зак — центр и движущая сила «Арахисового сокола». И дело не только в том, что история и харизма Готтзагена помогли привлечь к фильму таких именитых актеров, как Брюс Дерн, Томас Хейден Чёрч, Дакота Джонсон или Шайя Лабаф (Лабафа общение с партнером по площадке, кажется, действительно перевоспитало, о чем он говорит в каждом втором интервью), но и в том, что Зак подарил своему герою собственные привычки, мечты, страсти и идеи. Увлечение рестлингом и арахисовым маслом, чувство юмора и повседневные жесты — все это с необычайным тактом обыграно сначала в сценарии, а затем и на площадке благодаря точной работе актеров второго плана, художника-постановщика и оператора.
Тщательная разработка замысла — на подготовку было потрачено несколько лет — позволила вывести «Сокола» за пределы эксплуатационного, слезовыжимательного «кино о людях с особенностями». Это не благотворительный фильм. Одиссея, которую переживают Зак и Тайлер, по-настоящему увлекательна, а каждый новый персонаж, появляющийся у них на пути, расширяет не только их, экранный, но и наш, зрительский и человеческий опыт. И их, и наше открытие состоит в том, что уникальностью, достойной особого отношения, обладает не только человек с синдромом Дауна, но и любой встречный, каждый человек, годами накапливающий в себе груз совершенно невыносимых особенностей.
«Арахисовый сокол» — скромный фильм с небольшим по американским меркам бюджетом, однако судьба его уже складывается предельно удачно. После мартовской премьеры в Остине, на престижном независимом фестивале SXSW, где он удостоился приза зрительских симпатий, ограниченный летний прокат уже трижды окупил затраченные на фильм средства, и число кинозалов только увеличивается. Грядет «оскаровский» сезон — и кто знает, не увидим ли мы в числе номинантов кого-нибудь из создателей фильма?