актеры фильма бег 1970
Актёрские байки: Евгений Евстигнеев
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»?
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Бег»
Как удалось экранизировать запрещённого Булгакова, с кого были списаны персонажи и почему Глеба Стриженова сняли с роли?
Пьесу «Бег» о судьбе интеллигенции и офицеров белой гвардии, которые были вынуждены покинуть родину во время Гражданской войны, Михаил Булгаков начал писать в 1926 году. В основу сюжета легли рассказы жены писателя, которая вместе с первым мужем тогда уехала во Францию, и мемуары белогвардейского генерала Якова Слащёва. У писателя был договор со МХАТом на постановку — там уже собирал аншлаги спектакль по булгаковской пьесе «Дни Турбиных», и никто не сомневался в успехе будущей премьеры.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
Премьера планировалась на 1928 год, а состоялась почти через тридцать лет и не в столице… Пьесу запретил лично Сталин: «„Бег“ есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. „Бег“, в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». Впервые «Бег» поставили в 1957 году на сцене сталинградского драмтеатра, а ещё через несколько лет пьесу впервые опубликовали.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
Фильм «Бег» стал первой экранизацией Булгакова в советском кино. Для того, чтобы взяться за опального автора, требовалась большая смелость, и отважными режиссёрами оказались Александр Алов и Владимир Наумов. Они написали сценарий по пьесам «Бег» и «Белая гвардия» и либретто оперы «Чёрное море», а консультантом пригласили Елену Булгакову — вдову знаменитого писателя. Потом режиссёры говорили, что она была связующим звеном между съёмочной группой и самим Михаилом Афанасьевичем.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
То, что сценарий утвердили, потом называли «булгаковским чудом». Режиссёры срочно собрали оборудование, уехали в экспедицию и начали работать, тратя как можно больше денег. Это был стандартный приём для того, чтобы съёмки было сложнее остановить, так как начальству пришлось бы оправдываться за расход государственных средств впустую, а этого никто не любил. Когда руководство всё-таки спохватилось и запретило съёмки, режиссёры посовещались и продолжили работу — авось что-то изменится. В результате второго «булгаковского чуда» то руководство сняли с должностей, а на съёмочную группу махнули рукой.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
«Бег» стал кинодебютом актёра Владислава Дворжецкого. Он приезжал на киностудию пробоваться на роли Голубкова и контрразвездчика Тихого, а потом вернулся в Омск и почти месяц ждал ответа. Всё это время режиссёры решали, что делать с актёром, который слабо прошёл пробы, но обладал нестандартной готической внешностью и подходил под описание генерала Хлудова, которого уже начал играть Глеб Стриженов… Дворжецкого вызвали ещё раз и дали ему сыграть сложную сцену мистического сна Хлудова. Актёр сыграл её лучше всех ожиданий, а для Стриженова стало ударом то, что его поменяли на неизвестного провинциального дебютанта.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
У многих героев были прототипы. Роман Хлудов — это генерал-лейтенант Яков Слащёв. Воевал против красноармейцев в Крыму, затем эмигрировал в Константинополь. Его походная жена Нина Нечволодова в фильме стала Люськой Корсаковой.
Генерал Чарнота — генерал-лейтенант Сергей Улагай. После штурма Перекопа был эвакуирован в Турцию, откуда переехал во Францию и основал цирковую труппу наездников. Имя и некоторые черты героя взяты от генерал-лейтенанта Бронислава Людвиговича Черноты-де-Бояры Боярского, который в годы революции служил в Польском корпусе.
Епископ Африкан — митрополит Вениамин, глава церкви белогвардейской Русской армии.
Главнокомандующий — барон Пётр Врангель, один из главных руководителей Белого движения.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
Съёмки проходили в постоянных разъездах. Константинополь снимали в болгарском Пловдиве и на «Мосфильме», только общие планы удалось заснять в Стамбуле — на ручную камеру, так как разрешения на съёмки не было. Форсирование красными Сиваша сняли в окрестностях Севастополя, сцены в монастыре — в Звенигороде, видения Хлудова — на песчаном карьере в Люберцах, уличные сцены визита Чарноты и Голубкова в парижскую резиденцию Корзухина снимали непосредственно в Париже. Съёмочную группу очень удивило, что на разгуливающего в одних подштанниках Михаила Ульянова никто из французов даже не обернулся!
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
Сцену карточной игры Корзухина и Чарноты снимали на «Мосфильме». Работали ночью, потому что только в это время Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев были свободны и могли одновременно приехать на съёмочную площадку. У актёров был очень разный подход — Евстигнеев блестяще играл первые дубли, но быстро уставал и тускнел, тогда как Ульянов с каждым дублем играл лучше и лучше. Режиссёры нашли выход из положения. Пока один отдыхал за чаем и отвлечёнными беседами, они репетировали сцену со вторым. Потом отдохнувший Евстигнеев сел к разогревшемуся Ульянову, и сцена получилась с одного дубля. Причем, частично она была построена на импровизации актёров.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
Самым сложным эпизодом стали тараканьи бега. Заставить насекомых бежать наперегонки по прямой было невозможно, хотя их даже пытались «дрессировать». Была идея сделать механических тараканов, но это требовало времени и денег. Мучились до тех пор, пока кому-то не пришло в голову поставить в конце беговых дорожек декорацию с узкими ящичками, обитыми изнутри черным материалом. На дорожки направляли яркий софит, и испуганные тараканы неслись к спасительным темным щелям, никуда не сворачивая с дистанции.
«Бег», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Алов, В. Наумов
Второй раз фильм запретили за пять дней до премьеры. Новость, что в Москве снимают афиши «Бега», застала режиссёров и Михаила Ульянова в Чехии. Надо было срочно возвращаться, но билетов в кассах не оказалось. Пришлось козырять чинами, и, благодаря ульяновскому званию народного артиста СССР, их посадили на спецборт, которым летели члены Политбюро. Интерес оказался обоюдным, и вскоре Алова, Наумова и Ульянова пригласили «к столу». За коньяком и домино Наумов пожаловался, что их дорогостоящий фильм с уважаемым актёром Ульяновым почему-то сняли с проката… На следующий день афиши возвращали на место. Более того, на следующий год «Бег» участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, но Золотая пальмовая ветвь тогда ушла английской мелодраме «Посредник».
За кадром фильма «Бег»: Как советским режиссерам удалось экранизировать запрещенного Булгакова
6 декабря исполнилось 93 года знаменитому режиссеру, сценаристу и педагогу Владимиру Наумову. В тандеме с Александром Аловым он снял фильмы, которые стали признанной классикой советского кино. Одной из лучших их работ стала картина «Бег» по пьесе Михаила Булгакова – первая экранизация Булгакова в советском кино. Как режиссерам удалось обойти цензуру, почему их работу называли «булгаковским чудом», из-за чего Глеба Стриженова сняли с главной роли, и как премьеру фильма выиграли «в козла» – далее в обзоре.
Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов
Первая театральная постановка по пьесе Михаила Булгакова «Бег» должна была состояться еще в 1928 г. – у писателя уже был договор со МХАТом, где с аншлагами шел спектакль по пьесе «Дни Турбиных», и никто не сомневался в успехе новой постановки. Однако премьера не состоялась – ей был подписан «приговор» самим Сталиным: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». Конечно, после такого вердикта в театрах долгое время Булгаков оставался персоной нон грата.
Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов
Впервые спектакль по пьесе «Бег» был поставлен только в 1957 г. в сталинградском драматическом театре, а еще через несколько лет это произведение было наконец опубликовано. А вот браться за экранизацию булгаковских пьес долгое время никто не решался – все понимали, что такой сценарий вряд ли удастся запустить в производство. Первыми, кто в советском кино рискнул осуществить эту затею, стали знаменитые режиссеры Владимир Алов и Александр Наумов. Они могли себе это позволить, так как к тому моменту уже зарекомендовали себя как именитые постановщики, снявшие фильмы «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». К тому же они руководили Творческим объединением писателей и киноработников, что давало им определенные права. Режиссеры сами написали сценарий, в основу которого легли пьеса «Бег» и роман «Белая гвардия», а в качестве консультанта пригласили Елену Булгакову – вдову писателя. Правда, до премьеры она не дожила – ее не стало 18 июля 1970 г.
Кадр из фильма *Бег*, 1970
Как ни странно, их сценарий был утвержден, что позже называли «булгаковским чудом». Однако этот факт не гарантировал того, что съемки не остановят, а фильм не отправят на полку. Поэтому режиссеры пошли на ухищрения: они тут же уехали в киноэкспедицию и приступили к работе, стараясь тратить как можно больше отведенных на съемки средств – они надеялись на то, что в таком случае съемочный процесс будет сложнее остановить, так как руководству пришлось бы отчитываться за расход государственных средств впустую. Когда цензоры спохватились и решили запретить съемки, режиссеры рискнули продолжить работу. В результате руководство отстранили, а вот создателям фильма дали завершить начатое. Для того, чтобы получить «зеленый свет», режиссеры включили в фильм несколько эпизодов с красноармейцами, которых у Булгакова не было – в произведении вообще не было ни одного эпизода, рисующего Красную армию, под натиском которой бегут белогвардейцы.
Владислав Дворжецкий в роли генерала Хлудова
Для актера, сыгравшего главную роль, этот фильм оказался судьбоносным. Возможно, зрители никогда не увидели бы на экранах Владислава Дворжецкого, если бы Наумову и Алову не попалась на глаза его фотография. Владислав вырос в актерской семье, но сам следовать примеру родителей не спешил. К тому моменту он успел окончить медицинское училище, отслужить в армии и стать заведующим аптекой. Он планировал продолжить обучение в медицинском институте в родном Омске, но опоздал к началу вступительных экзаменов. И тогда мать посоветовала ему поступить в студию при Омском детском театре. После завершения обучения Дворжецкий был принят в труппу этого театра, однако его актерскую судьбу нельзя было назвать успешной – он довольствовался только эпизодами и подумывал о том, чтобы сменить профессию. В 1968 г. к ним в театр приехала ассистентка режиссера с «Мосфильма» и попросила актера дать свои фотографии. В тот фильм он не попал, но эти снимки остались в картотеке, а позже оказались в руках Алова и Наумова. Лицо Дворжецкого показалось им таким интересным, а взгляд настолько выразительным, что они решили пригласить его на пробы.
Владислав Дворжецкий в роли генерала Хлудова
Спустя годы актер вспоминал: «Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась – поручили Хлудова». С этой роли начался триумфальный путь в кино Владислава Дворжецкого.
Алексей Баталов в фильме *Бег*, 1970
Однако пока режиссеры решали, какую роль доверить Дворжецкому, главного героя, белого генерала Хлудова, уже начал играть Глеб Стриженов. И когда его вдруг сняли с роли и заменили его, популярного артиста, на никому не известного дебютанта из провинциального ТЮЗа, для него это стало настоящим ударом. К тому же Стриженов дружил с режиссерами, мечтал об этой роли, готовился к ней полгода, изучая материалы о Белом движении. Но Дворжецкий показался режиссерам настолько фактурным, что они решили отдать ему главную роль. По этому поводу они говорили: «Мы понимали, что нам его лица будет мало, если оно просто затеряется где-то в массовке».
Людмила Савельева в фильме *Бег*, 1970
На роль колоритного генерала Чарноты проходили пробы Николай Гринько, Павел Луспекаев, но утвержден был Михаил Ульянов. После того, как он сыграл Ленина, возможность воплотить на экранах образ сумасбродного белого генерала была настоящим актерским подарком, ведь это позволило ему выйти за рамки привычного амплуа. А в тандеме с Евгением Евстигнеевым они были просто блистательны, и эпизоды с их участием стали одними из лучших в фильме. Съемки проходили не только в СССР, но и в Болгарии и во Франции. Всю съемочную группу удивило то, что когда Ульянов разгуливал по парижским улицам в кальсонах, прохожие на это не обращали никакого внимания – парижан совсем не волновало, в каком виде кто-то ходит.
Михаил Ульянов в фильме *Бег*, 1970
Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов в фильме *Бег*, 1970
К концу 1970 г. работа над фильмом была завершена. Премьера была запланирована на 14 января 1971 г., но вдруг режиссеры узнали о том, что все афиши были сорваны, а премьера отменена. Председатель Госкино посмотрел фильм и возмутился тем, что режиссеры сняли совершенно белогвардейскую картину. Наумов на тот момент находился в Чехословакии, и ему нужно было срочно вернуться в Москву. Билетов на пассажирские рейсы не оказалось, и режиссер попал на правительственный спецборт с двумя членами Политбюро. Те предложили ему сыграть в домино. Играли на желание, и режиссер выиграл. Желание на тот момент у него было только одно: запустить фильм в прокат. Наумов говорил: «Таким образом, мы «Бег» выиграли «в козла».
Михаил Ульянов в фильме *Бег*, 1970
Как это ни удивительно, наутро все афиши вернули на место, и премьера состоялась. Это стало настоящим событием и для кинематографистов, и для зрителей, ведь в прокат впервые вышла картина по произведению Михаила Булгакова. За первый год ее посмотрело больше 19 млн человек. Позже «Бег» назвали лучшим фильмом о Гражданской войне и признанной классикой советского кино.
Постеры фильма *Бег*
Бег, 1970: актеры и роли
Людмила Савельева Татьяна Ткач Владислав Дворжецкий Vladislav Dvorzhetsky
Михаил Глузский Роман Хомятов Roman Khomyatov
Бруно Фрейндлих Владимир Осенев Александр Январев
Олег Ефремов Oleg Yefremov Павел Шпрингфельд Pavel Shpringfeld Николай Сергеев Станислав Хитров
Совпадение или закономерность? Актеры, сыгравшие Шерлока Холмса и супергероев в Marvel и DC
Что будет с «Полем чудес»? Якубович заговорил об уходе с Первого канала
«Только сейчас заметил, что торчит»: оголившийся Панин неудачно прикрылся доской
72-летняя Пугачева сделала новую пластику, несмотря на запреты врачей
7 сериалов 2021 года, которые вы могли пропустить, а зря
8 ситуаций, когда персонажи «Великолепного века» очень похожи на героев «Игры престолов»
Изуродованная жена Аршавина напугала россиян словами о «прислужниках Люцифера»
«Так выглядит женское отчаяние»: Бородину жестко высмеяли за фотошоп
Тест: проверь свои экстрасенсорные способности за 20 вопросов
Знаменитый ведущий Первого канала оказался алкоголиком: «Пил на записях программ»
Ради денег: Макеева засветила интимное видео с мужем
«Гастарбайтер с запахом дерзкого цитруса»: показавшую голого мужа Макееву облили помоями
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
За кадром фильма «Бег»: Как советским режиссерам удалось впервые экранизировать запрещенного Михаила Булгакова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первая театральная постановка по пьесе Михаила Булгакова «Бег» должна была состояться еще в 1928 г. – у писателя уже был договор со МХАТом, где с аншлагами шел спектакль по пьесе «Дни Турбиных», и никто не сомневался в успехе новой постановки. Однако премьера не состоялась – ей был подписан «приговор» самим Сталиным: « Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление ». Конечно, после такого вердикта в театрах долгое время Булгаков оставался персоной нон грата.
Впервые спектакль по пьесе «Бег» был поставлен только в 1957 г. в сталинградском драматическом театре, а еще через несколько лет это произведение было наконец опубликовано. А вот браться за экранизацию булгаковских пьес долгое время никто не решался – все понимали, что такой сценарий вряд ли удастся запустить в производство. Первыми, кто в советском кино рискнул осуществить эту затею, стали знаменитые режиссеры Владимир Алов и Александр Наумов. Они могли себе это позволить, так как к тому моменту уже зарекомендовали себя как именитые постановщики, снявшие фильмы «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». К тому же они руководили Творческим объединением писателей и киноработников, что давало им определенные права. Режиссеры сами написали сценарий, в основу которого легли пьеса «Бег» и роман «Белая гвардия», а в качестве консультанта пригласили Елену Булгакову – вдову писателя. Правда, до премьеры она не дожила – ее не стало 18 июля 1970 г.
Как ни странно, их сценарий был утвержден, что позже называли «булгаковским чудом». Однако этот факт не гарантировал того, что съемки не остановят, а фильм не отправят на полку. Поэтому режиссеры пошли на ухищрения: они тут же уехали в киноэкспедицию и приступили к работе, стараясь тратить как можно больше отведенных на съемки средств – они надеялись на то, что в таком случае съемочный процесс будет сложнее остановить, так как руководству пришлось бы отчитываться за расход государственных средств впустую. Когда цензоры спохватились и решили запретить съемки, режиссеры рискнули продолжить работу. В результате руководство отстранили, а вот создателям фильма дали завершить начатое. Для того, чтобы получить «зеленый свет», режиссеры включили в фильм несколько эпизодов с красноармейцами, которых у Булгакова не было – в произведении вообще не было ни одного эпизода, рисующего Красную армию, под натиском которой бегут белогвардейцы.
Для актера, сыгравшего главную роль, этот фильм оказался судьбоносным. Возможно, зрители никогда не увидели бы на экранах Владислава Дворжецкого, если бы Наумову и Алову не попалась на глаза его фотография. Владислав вырос в актерской семье, но сам следовать примеру родителей не спешил. К тому моменту он успел окончить медицинское училище, отслужить в армии и стать заведующим аптекой. Он планировал продолжить обучение в медицинском институте в родном Омске, но опоздал к началу вступительных экзаменов. И тогда мать посоветовала ему поступить в студию при Омском детском театре. После завершения обучения Дворжецкий был принят в труппу этого театра, однако его актерскую судьбу нельзя было назвать успешной – он довольствовался только эпизодами и подумывал о том, чтобы сменить профессию. В 1968 г. к ним в театр приехала ассистентка режиссера с «Мосфильма» и попросила актера дать свои фотографии. В тот фильм он не попал, но эти снимки остались в картотеке, а позже оказались в руках Алова и Наумова. Лицо Дворжецкого показалось им таким интересным, а взгляд настолько выразительным, что они решили пригласить его на пробы.
Спустя годы актер вспоминал: « Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась – поручили Хлудова ». С этой роли начался триумфальный путь в кино Владислава Дворжецкого.
Однако пока режиссеры решали, какую роль доверить Дворжецкому, главного героя, белого генерала Хлудова, уже начал играть Глеб Стриженов. И когда его вдруг сняли с роли и заменили его, популярного артиста, на никому не известного дебютанта из провинциального ТЮЗа, для него это стало настоящим ударом. К тому же Стриженов дружил с режиссерами, мечтал об этой роли, готовился к ней полгода, изучая материалы о Белом движении. Но Дворжецкий показался режиссерам настолько фактурным, что они решили отдать ему главную роль. По этому поводу они говорили: « Мы понимали, что нам его лица будет мало, если оно просто затеряется где-то в массовке ».
На роль колоритного генерала Чарноты проходили пробы Николай Гринько, Павел Луспекаев, но утвержден был Михаил Ульянов. После того, как он сыграл Ленина, возможность воплотить на экранах образ сумасбродного белого генерала была настоящим актерским подарком, ведь это позволило ему выйти за рамки привычного амплуа. А в тандеме с Евгением Евстигнеевым они были просто блистательны, и эпизоды с их участием стали одними из лучших в фильме. Съемки проходили не только в СССР, но и в Болгарии и во Франции. Всю съемочную группу удивило то, что когда Ульянов разгуливал по парижским улицам в кальсонах, прохожие на это не обращали никакого внимания – парижан совсем не волновало, в каком виде кто-то ходит.
К концу 1970 г. работа над фильмом была завершена. Премьера была запланирована на 14 января 1971 г., но вдруг режиссеры узнали о том, что все афиши были сорваны, а премьера отменена. Председатель Госкино посмотрел фильм и возмутился тем, что режиссеры сняли совершенно белогвардейскую картину. Наумов на тот момент находился в Чехословакии, и ему нужно было срочно вернуться в Москву. Билетов на пассажирские рейсы не оказалось, и режиссер попал на правительственный спецборт с двумя членами Политбюро. Те предложили ему сыграть в домино. Играли на желание, и режиссер выиграл. Желание на тот момент у него было только одно: запустить фильм в прокат. Наумов говорил: « Таким образом, мы «Бег» выиграли «в козла ».
Как это ни удивительно, наутро все афиши вернули на место, и премьера состоялась. Это стало настоящим событием и для кинематографистов, и для зрителей, ведь в прокат впервые вышла картина по произведению Михаила Булгакова. За первый год ее посмотрело больше 19 млн человек. Позже «Бег» назвали лучшим фильмом о Гражданской войне и признанной классикой советского кино.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: