актеры фильма белая гвардия
Актеры фильма белая гвардия
Сериал «Белая гвардия»
Режиссер: Сергей Снежкин
Сценаристы: Марина Дяченко, Сергей Дяченко, Сергей Снежкин
Россия. Производство: Производство «Нон-стоп продакшн» при участии «Твин-Медиа». 2012 г. 8 серий
Другие персонажи:
Михаил Семёнович Шполянский (Фёдор Бондарчук), прапорщик-футурист
Юлия Рейсс (Екатерина Вилкова)
Иван Русаков (Дмитрий Лысенков), поэт-сифилитик
Щур (Игорь Верник)
Горболаз (Игорь Яцко)
Василий Иванович Лисович (Юрий Ицков), сосед Турбиных
Ванда Михайловна Лисович (Евгения Добровольская)
Козырь-Лешко (Сергей Гармаш), петлюровский полковник
Сашко Бойко (Артур Смольянинов), адъютант
Галаньба (Олег Волку)
Скоропадский (Сергей Шакуров), гетман
Блохин (Юрий Стоянов), генерал-майор
мажордом гетмана (Андрей Ургант)
стенографистка у гетмана (Маргарита Бычкова)
Мария Францевна Най-Турс (Ирина Скобцева)
Феликс Най-Турс (Алексей Серебряков), полковник
Ирина Най-Турс (Мария Луговая)
Лидия (Оксана Базилевич), экономка в доме Най-Турс
Малышев (Алексей Гуськов), полковник
Студзинский (Андрей Зибров), капитан
Максим (Иван Краско), инспектор гимназии
Плешко (Владимир Вдовиченков), капитан
Страшкевич (Кирилл Жандаров), прапорщик
усатый офицер (Максим Леонидов)
Заманский (Артур Ваха), поручик
доктор (Борис Соколов)
доктор (Виталий Коваленко)
отец Александр (Сергей Барковский)
Яков Фельдман (Михаил Вассербаум)
профессор в морге (Валерий Кухарешин)
Волк (Евгений Ефремов)
избитая офицерская жена (Анна Банщикова)
рыжебородый дворник (Владимир Богданов)
Шехтер (Игорь Головин), штабс-капитан
О героях
Николка, младший брат, семнадцатилетний юнкер – актер Ефремов Николай Михайлович родился 16 августа 1991 года в Москве, в актерской семье Евгении Добровольской и Михаила Ефремова. Николай является внуком великого актера Олега Ефремова. В 2009 году Николай поступил в ГИТИС на актерский факультет по специальности «Актерское искусство», мастерская А.В. Бородина. Известен ролью Галдина в сериале «Восьмидесятые».
Михаилу Пореченкову досталась роль поручика Виктора Мышлаевского, с которой актер великолепно справился. Пореченков Михаил Евгеньевич родился 2 марта 1969 года в Ленинграде, в семье военнослужащего. После окончания школы поступил в Таллинское военно-политическое училище, но за 10 дней до выпуска был отчислен за многократные нарушения дисциплины. Отслужил срочную службу в Советской Армии, в стройбате. В 1996 году, после оконания ЛГИТМиКа, курс В.М. Фильштинского, служил в Санкт-Петербургском театре «На Крюковом канале», а затем был принят в труппу Академического театра имени Ленсовета. В 2002 году Михаил Пореченков дебютировал на сцене МХТ им. Чехова в спектакле «Утиная охота». В 2003 году актера приняли в труппу Московского Художественного театра имени А.П. Чехова. В 2006 году Пореченкову присвоили звание «Заслуженный артист РФ».
Федор Степанов «Карась», подпоручик. Этот образ правдоподобно сыграл актер Евгений Стычкин. Евгений Алексеевич Стычкин родился 10 июня 1974 года в Москве. После окончания ВГИКа, курс Армена Джигарханяна и А.Филозова, поступил на службу в театр клоунады Терезы Дуровой, затем в труппу театра Луны, под управлением Сергея Проханова. Среди его театральных работ были такие, как: «Предложение», «Страх и отчаяние Третьего Рейха», «Машенька», «Чарли Ча» и многие другие.
В роли Леонида Шервинского, поручика, служащего адъютантом в штабе командующего всеми военными силами Украины князя Белорукова и давнего поклонника Елены, выступил известный актер Евгений Дятлов. Евгений Валерьевич родился 2 марта 1963 года в приморском городе Хабаровске, в семье шофера и преподавателя химии и биологии. С раннего детства у мальчика проявлялся талант, он обучался игре на скрипке, занимался боксом, в старших классах играл в ВИА. После окончания школы несколько месяцев работал кузнецом, а потом ушел служить в армию. После армии, проработав два года на заводе, Евгений Дятлов поступил в Харьковский государственный университет. В 1990 году Дятлов получил еще одно образование в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии имени Н.К. Черкасова. Работал в театре «Буфф», в Молодежном театре на Фонтанке, в театре Сатиры на Васильевском города Санкт-Петербурга. В конце 1980-х годов актер выступал вместе с рок-группой «АукцЫон», пел и играл на электрической скрипке. Евгений Дятлов известный петербургский исполнитель романсов и песен. В 2007 году ему присвоили звание «Заслуженный артист России».
Сюжет сериала «Белая гвардия»
За кадром сериала
Основные съемки сериала «Белая гвардия» велись в доме Булгакова, ныне музей № 13 по Андреевскому спуску, где прошла юность знаменитого писателя, и куда впоследствии он поселил героев «Белой гвардии». С самого раннего утра Андреевский спуск перекрывали для машин и пешеходов. Действие картины происходило зимой в заснеженном Киеве, но съемочная зима выдалась не снежная, поэтому снег рассыпали мешками.
Одним из главных действующих лиц «Белой гвардии» являлся город Киев, съемки проходили непосредственно на натуре: на Андреевском спуске, Софийской площади и бульваре Шевченко. Чтобы воссоздать цельный город с архитектурными ансамблями прошлых лет пришлось использовать декорации и снимать бутафорские сцены. Например: пластиковые окна по всей улице закрыли деревянными ставнями, памятник писателю замаскировали деревянным резным забором, поврежденную брусчатку запорошили снегом, на фонари повесили фальшивые сосульки. Павильонные же съемки прошли в Санкт-Петербурге, улицы в начале XX века снимали в старинном Выборге.
Актер Алексей Серебряков, сыгравший в сериале «Белая гвардия» полковника Най Турса с улыбкой сетовал: «Я снимаюсь всего семь дней, у меня практически эпизодическая роль, так что подвигов в этом фильме не совершаю, кроме одного. По сценарию у нас зима, поэтому мы одеты в шерстяные костюмы, шинели и фуражки. Попробуйте хоть немного постоять в таком одеянии на тридцатиградусной жаре!». А жара в Питере в 2010 году стояла воистину горячая. Чтобы хоть как-то защитить себя от удушливой атмосферы Витебского вокзала, Серебряков устраивал себе импровизированный душ: снимал гимнастерку и обливался холодной водой.
Интересные факты
Съемки исторического сериала «Белая гвардия» проходили в два этапа: летом 2010 года – в Санкт-Петербурге в здании Витебского вокзала и Выборге на Крепостной улице и Театральной площади, и зимой – в Киеве на Андреевском спуске и Софийской площади, а также в музее народного быта Пирогово. Отдельные эпизоды были сняты в павильонах Мосфильма и Ленфильма.
Актеры Константин Хабенский и Михаил Пореченков, сыгравшие в сериале «Белая гвардия» Алексея Турбина и Виктора Мышлаевского, во МХАТе имени Чехова исполнили в спектакле Сергея Женовача «Белая гвардия» по пьесе Михаила Булгакова те же роли.
Будучи студентом Киевского института театрального искусства имени И. Карпенко-Карого, продюсер сериала «Белая гвардия» Александр Роднянский играл в спектакле «Дни Турбиных» роль Мышлаевского.
В сериале «Белая гвардия» роль Николки Турбина исполнил 20-летний дебютант Николай Ефремов, сын актрисы Евгении Добровольской. В ходе работы над этой картиной образовалась еще одна кинематографическая династия – младший сын режиссера Сергея Снежкина принял участие в создании «Белой гвардии» в составе продюсерской группы.
Песня «Здравствуйте, дачники, здравствуйте, дачницы!», которую в сериале «Белая гвардия» спел Константин Хабенский, прозвучала и в картине 1976 года «Дни Турбиных» только в исполнении Андрея Ростоцкого.
Первоначально роль Виктора Мышлаевского в сериале «Белая гвардия» предназначалась актеру Владимиру Машкову, но в итоге поручика сыграл Михаил Пореченков.
Съемки сериала «Белая гвардия» на некоторое время отложили из-за президентских выборов на Украине, так как переодетых в белогвардейцев актеров могли спутать с поддержкой предвыборной кампании.
Для написания сценария сериала «Белая гвардия» Сергею Снежкину удалось получить из Музея МХАТа самый первый, 500-страничный вариант пьесы «Дни Турбиных».
Актеры сериала «Белая гвардия» Константин Хабенский и Михаил Пореченков перед началом съемок посетили киевский дом-музей Михаила Булгакова, работники которого устроили москвичам продолжительную экскурсию.
Гример Таня, не заметив, что кресло сломанное, села в него, упала и сломала ногу: «Случись это хотя бы часом позже – и на том самом кресле могли бы сидеть Хабенский или Раппопорт!». Гудков, директор картины «Белая гвардия», срочно попросил проверить абсолютно все кресла в студии.
Без четкого изучения сценария, режиссер сериала «Белая гвардия» не допускал к съемкам даже массовку. Молодые ребята из массовки решили сфотографировать Федора Бондарчука на мобильные телефоны, но знаменитому актеру это не понравилось.
Весь реквизит сериала «Белая гвардия»: самовары, подсвечники, печатные машинки, чернильницы и даже носилки подлинные, начало 20 века. Чтобы добыть такие раритетные вещи реквизиторам пришлось не один день провести на блошиных рынках.
Белая гвардия (телесериал)
Драма, исторический фильм
Содержание
Сюжет
Главный герой Алексей Турбин — военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он является одним из тех тысяч офицеров, которые после революции стояли перед нелёгким выбором: продолжить яростную и безжалостную войну против большевиков или же попытаться заново устроить не военную, а обыкновенную человеческую жизнь. И Турбину приходится сделать свой выбор…
В ролях
Съёмочная группа
Отличия от романа
В телесериале присутствуют сцены, которых нет в романе:
Интересные факты
Оценки
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Белая гвардия (телесериал)» в других словарях:
Белая гвардия — может иметь следующие значения: Белая гвардия другое название Белой армии в Гражданской войне в России. Белая гвардия роман Михаила Булгакова Бег художественный фильм 1970 года режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова (по … Википедия
Белая гвардия (роман) — Белая гвардия … Википедия
Брежнев (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения). Брежнев Жанр фильм биография В главных ролях Сергей Шакуров Светлана Крючкова Мария Шукшина … Википедия
Булгаков, Михаил Афанасьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков Дата рождения … Википедия
Студилина, Янина Сергеевна — Янина Студилина Имя при рождении: Студилина Янина Сергеевна Дата рождения: 6 августа 1985(1985 08 06) (27 лет) Место рождения: Омск, РСФСР, ССС … Википедия
Ефремов, Евгений Евгеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефремов. Евгений Евгеньевич Ефремов … Википедия
Бондарчук, Фёдор Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бондарчук. Фёдор Бондарчук … Википедия
Белый, Анатолий Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Белый. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вайсман. Анатолий Белый Имя при рождении: Анатолий Александрович Вайсман Дата рождения: 1 августа 1972 … Википедия
Най-Турс — … Википедия
Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия
Возле музея Булгакова съемки шли несколько дней. Снимались в основном масштабные сцены, массовки. Перед началом работы создатели фильма просили отснять несколько сцен непосредственно внутри домика, но получили отказ.
Как считают в музее Булгакова, из Константина Хабенского получился отличный Алексей Турбин:
— Он играл именно в том ключе, в котором написан роман «Белая гвардия». И сильно сделана болезнь Алексея. Хабенский показал себя настоящим трагиком. И Федор Бондарчук, сыгравший Шполянского, тоже на своем месте. Он хорошо вылепил образ. Крепкий человек, который знает, за что бороться, что за ним правда.
Анатолию Кончаковскому понравилось и то, как сыграла Елену Ксения Раппопорт. Хотя саму Турбину директор музея Булгакова представлял другой:
В тему
Константин Хабенский: «Наше время не столь кровавое, но перед выбором поставлены мы все»
Актер поделился своими мыслями о Булгакове, политике и съемках в Голливуде
Не успел на российских экранах появиться нашумевший телефильм Сергея Снежкина «Белая гвардия», как в Донецк пожаловал исполнитель одной из главных ролей Константин Хабенский. И снова с «Белой гвардией», события которой 5 марта развернулись на сцене местной драмы. Казалось, актер осунулся и, как говорится, сдал. Напряженная работа? Только за последние два года на экраны вышли 10 фильмов с его участием. Правда, сам артист отшутился: «Знаете, если б здоровья было побольше, я б еще и в космос полетел! А так все в порядке».
О роли Алексея Турбина
Об Америке и комедиях
— Вы снимались в Голливуде. Где лучше: дома или там?
О политике
— Вы ходили на выборы?
— Да. В этом время я был в Москве. Я участвовал в выборах, голосовал за Михаила Прохорова.
— Как вы относитесь к событиям, которые сейчас происходят в Москве?
— Как думаете, вы бы смогли сделать выбор как ваш герой Алексей Турбин?
— На вопросы с «бы» я не люблю отвечать. Наше время не столь кровавое, хотя и тоже непростое. Поэтому мы делаем свой выбор в сегодняшнем дне, сегодняшней ситуации. Для кого-то он может показаться мельче, для кого-то крупнее и значительнее по масштабу. Но перед выбором поставлены мы все.
«Белая гвардия» Михаила Булгакова: об удачах и провалах экранизаций
Остановимся, однако, не на романе и пьесе, а на их экранизациях — советских «Днях Турбиных» и российской «Белой гвардии».
«Дни Турбиных»
Классическая постановка Владимира Басова 1976 года — по сути киноспектакль. Вне павильона снималось не так много сцен.
Роль дома Турбиных играло здание 20б по Андреевскому спуску, которое показалось Басову более кинематографичным, чем собственно «дом Турбиных» №13. Сейчас вид этого дома несколько изменился — у него надстроена крыша, а располагается в нём администрация и гостиная Театра на Подоле.
«Дни Турбиных» сняты очень близко к тексту пьесы, есть только несколько нововведений, касающихся преимущественно идеологической составляющей. Например, начинается фильм закадровым текстом о грядущем освобождении Киева Красной армией, которого у Булгакова не было и быть не могло (сам Булгаков в 1919 году от большевиков прятался в Буче, а затем был мобилизован в Белую армию и уехал на Кавказ).
Тут, впрочем, надо пояснить — фильм снимался во времена «застойные», достаточно либеральные для того, чтобы он мог быть снят в принципе (в годы «оттепели» об этом не могло быть и речи), но достаточно идеологичные для того, чтобы для съемок такого фильма потребовалось дополнительное обоснование. Ссылаться на мнение Иосифа Сталина, очень ценившего пьесу и спектакль, было всё же несколько не комильфо, хотя, думается, первое издание «Белой гвардии» не случайно произошло после начала «ползучей ресталинизации» в 1965 году. Кстати, после XX съезда КПСС Сталин на экране появлялся редко, впервые он был достаточно масштабно представлен как положительный персонаж в киноэпопее Николая Озерова, выходившей на экраны с 1969 года.
Приходилось читать, что нововведением была фраза Басова-Мышлаевского «как же вы будете селёдку без водки есть? Абсолютно не понимаю» — это якобы была импровизация Басова. Увы, обращение к тексту пьесы показывает, что это была импровизация Булгакова… Афанасий Иванович — отец Михаила Афанасьевича
Что интересно в басовском фильме, так это неожиданный подбор актёров.
Нет, некоторые, понятно, как по трафарету.
Олег Басилашвили традиционно играл мерзяева (впрочем, Мерзляева он сыграл позже, так что может всё наоборот — он тальбергов всегда играл…).
Сергей Иванов получил то, что он должен был получить при его внешности и голосе. Правда, сам Булгаков видел в роли Лариона Суржанского актёра толстого и неповоротливого, но так не сложилось даже в прижизненной постановке МХАТа (это реализовано в спектакле МХТ им. Чехова, где Лариосика играет Александр Семчев).
Андрей Ростоцкий играл мальчика. Ну хотя не совсем — в «Белой гвардии» Николка вообще мальчик-мальчик, а в «Днях Турбиных» он несколько более осмысленный. Там ситуация специфическая — он не самолично геройствует, а брата прикрывает, что требует определённой взрослости.
А вот три главные мужские роли, конечно, крышесносные.
Андрей Мягков — совершенно неожиданный с точки зрения его актёрского амплуа. Он бы идеально вписался в доктора Турбина, но полковник Турбин — это совмещение доктора (причем совсем по минимуму), Малышева и Най-Турса. И… И кто скажет, что Мягков плох в этой роли?
Василий Лановой — герой-любовник? Вы шутите? Не знаю, шутил ли Басов, но если это шутка, то более чем удачная. Лановой в этой роли великолепен!
Сам Басов вроде бы вписался правильно. Кто он вообще на нашей памяти? Комедийный злодей из детских фильмов. Дуремар да и только.
Надо понимать, что роль Мышлаевского у Булгакова приниженная и даже комическая (в том смысле, что только у него и достаёт сил шутить в этом кошмаре). Но это явно второй или даже третий план. В «Белой гвардии» его главный подвиг — скоропостижная беременность Анюты. В «Днях Турбиных» эта роль «съела» Карася и несколько «пополнела». Но все равно она была далеко не главной.
Но в исполнении Басова Мышлаевский после смерти Турбина как-то сам по себе становится центром всей этой компании. Он не просто шутит — он произносит самые важные, идеологически значимые фразы. Кстати, эти «самые важные фразы» — и Турбина, и Мышлаевского — не булгаковские, их вставил мудрый К.С. Станиславский, резонно полагая, что без «народ не с нами» и «за Совет Народных Комиссаров» пьесу просто не дадут поставить. Даже при явной их анахроничности — в конце 1918 года говорить о крахе белого дела было преждевременно, тем более что накануне краха гетманата Скоропадского войска Колчака вели вполне успешное наступление на Пермь.
В общем, басовский персонаж оказался гораздо масштабнее булгаковского замысла. Хотя я бы не сказал, что фильму это повредило.
Что реально грустно, так это то, что Валентина Титова потерялась на фоне прекрасных мужских ролей… А ведь именно Елена Тальберг — главный персонаж и в «Белой гвардии», и в «Днях Турбиных». Воспоминания о будущем: Михаил Булгаков про Киев сегодня
Ну и, наверное, важнейший вклад этого фильма в советскую культуру — санудтрек. Специально для фильма были написаны три песни:
— «Бронепоезд «Пролетарий», который играет главную роль в фильме (с неё он начинается, ею и заканчивается). Привязка к фильму символична — она касается завершающего роман образа красноармейца. Написал её Михаил Матусовский на слова Вениамина Баснера.
— Романс «Белой акации гроздья душистые». Написали её эти же авторы по мотивам дореволюционного романса «Белая акация», мелодия которой стала основой для гимна Добровольческой армии генерала Антона Деникина и пролетарской песни «Смело мы в бой пойдём». Со временем, особенно после её блестящего исполнения Анной Герман, песня стала народной.
— Песенка юнкеров («Здравствуйте, дачники»). Булгаков имел в виду какую-то конкретную песню, слышанную в молодости, но которая полностью исчезла из употребления. Её пришлось восстанавливать по авторским фрагментам в тексте романа, причём не вполне аутентично (в оригинале, например, речь идёт не о манёврах, а о «съемках» — элементе топографической подготовки офицеров).
«Белая гвардия»
Пьеса — пьесой, но роман значительно масштабнее и во многих отношениях интереснее (хотя пьеса, конечно, более динамична). Однако снять по нему фильм труднее, потому что даже экранизация пьесы получилось трёхсерийной. Итог — Сергей Снежкин снял восьмисерийный фильм, довольно существенно отличающийся и от пьесы, и от романа, с массой разнообразных авторских нововведений (не всегда логичных и оправданных).
История с географией
По географии режиссёру твёрдая двойка. Сериал показывать киевлянам нельзя.
Нет, понятно, что в современном Киеве не так просто найти места, сохранившие аутентичный вид начала прошлого века. К тому же и сам Булгаков очень своеобразно относился к пространству своих произведений. Да, булгаковский Город — это Киев. Но Киев немножко не такой. По поводу географии Москвы «Мастера и Маргариты» и по сей день идут жаркие споры.
Поэтому, например, оправданным выглядит перенос сцены бегства Турбина от петлюровцев с Верхнего города на Печерск. В романе же события происходят в районе Золотых ворот, которые в прошлом веке были музеефицированы в виде развалин.
Например, Мышлаевский и Карась, которые зашли в парикмахерскую на Андреевском спуске, просто не могли не заметить Турбина, который направляется в центр города. Он должен был мимо них пройти.
А Козырь-Ляшко, обозревающий днепровские кручи с левого берега Днепра, — вообще за пределами добра и зла, потому что петлюровцы наступали на Киев со стороны Житомира, где никакого Днепра и близко нет.
Пожалуй, неудачей можно считать Михаила Пореченкова в роли Мышлаевского. Собственно, ничего особенно плохого в Пореченкове нет, но мы-то сравниваем его Мышлаевского с басовской ролью. Ну что тут сказать? Басов — кавалер ордена Красной Звезды и медали «За боевые заслуги». Кто ещё может ТАК сыграть боевого офицера-артиллериста? В пьесе, кстати, Мышлаевский бьёт Тальберга, а в фильме — просто на него смотрит. Это страшнее.
Режиссер ухитрился отправить коту под хвост две очень своеобразные роли, весьма значительные и для романа, и для пьесы.
Лариосик был просто убит. Скорее всего, не нашли подходящего актёра, но… Вообще оказались «зарезаны» все сколько-нибудь интересные сцены, связанные с этим персонажем. Честно говоря, если режиссёр собирался так с ним поступить с самого начала, то зачем его было вообще вводить в картину? Мебели там и так хватает.
С Шервинским же расправились буквально с садистской жестокостью. Дело в том, что фамилию Шервинского в фильме носит какой-то самозванец — неШервинский. Да, он поет и носит черкеску, а потом — фрак. Но он вовсе не «смазлив как херувим». И он практически не врёт (во всяком случае врёт не так, как врал бы булгаковский Шервинский, явно родственный Хлестакову). Это вообще человек чести, который готов пойти на дуэль с Тальбергом. День в истории. 19 апреля: в Харькове вступил в должность глава мирового правительства
Но с этим неШервинским все общаются так, как будто перед ними Шервинский! Его возражения выглядят вполне естественными — «за кого вы меня принимаете». Но с ним никто и говорить-то не хочет! Говорят с Шервинским, которого попросту нет. Театр абсурда какой-то. За что? Боги, яду мне, яду…
В результате, кстати, сцена признания в любви, которая так отлично удалась у Ланового и Титовой, оказалась совершенно провальной у Дятлова и Раппопорт.
Собственно, удач у режиссера было значительно больше.
Очень органичен оказался Стычкин в роли Карася. Прекрасен Серебряков в роли Най-Турса.
Бесподобен Сергей Гармаш в роли Козыря-Лешко. Кстати, роль выдумана практически полностью. У Булгакова Козырь никакого богатого внутреннего мира не имеет от слова «вообще». Так — пара биографических фактов. А тут — какой размах, да еще и с идеологией. Идеология, кстати, прописана довольно странная (видимо, по неграмотности). Впрочем, при описании мировоззрения этого персонажа надо, чтобы оно вело к лозунгу «москалей на ножи». А оно ведёт.
Неплохо выглядела Студилина в роли Анюты. У актрисы может быть большое будущее, если она встретит неинтеллигентного режиссера, который будет ее бить, когда ей надо будет плакать в кадре.
Но основная удача, конечно, это две главные роли.
Первой удачей режиссера было приглашение на роль Алексея Турбина Константина Хабенского. Во-первых, это просто сильный актёр, во-вторых, он идеально подходит под эту роль. Хабенский не оплошал, его роль оказалась одной из наиболее удачных в картине.
Исключением может быть, пожалуй, только сцена с убийством Козыря-Лешко. Она, кстати, вполне булгаковская — М.А. всю жизнь вспоминал потрясшую его сцену с убийством еврея (кстати, огрех режиссера — в закадровом тексте еврей поминается, а в фильме его нет…), свидетелем которой он был в Киеве. И в конечном итоге написал рассказ «Я убил». Но… И Булгаков, и Турбин убивали только в своих мечтаниях. Книга отомстила — эпизод не получился.
Вторая удача — Ксения Раппопорт в роли Елены Турбиной-Тальберг. Не собираюсь ни с кем спорить, моё мнение — Ксения отлично вошла в роль и переиграла всех, кроме, может, Хабенского. И, кстати, сделала то, что не удалось Титовой, — оставалась в центре повествования. По-моему идеальная исполнительница для этой роли. «Украинский Роден» с хутора близ Перекоповки
И ах да… Очень интересная роль досталась Екатерине Вилковой. Я даже не понял, получилась ли у нее Юлия Рейсс или нет (скорее получилась, раз я обращал внимание не на ее огрехи, а на режиссерские).
Роль вышла противоречивой. В начале она фигурирует как буквально рабыня Шполянского, но потом… Собственно, по книге Рейсс — весьма смелая и волевая натура. Она и остается со Шполянским по своей воле, заставив Булгакова в сердцах бросить, что она, дескать, «плохая женщина».
Кстати, никто не задумывался, а как получилось, что Рейсс спасла Турбина? Что она вообще делала около калитки, за которой бегают и стреляют петлюровцы? Да она там Шполянского ждала… Но дождалась Турбина. И действовать стала не по программе, начав деятельно спасать совершенно ей незнакомого офицера. Врага, собственно (правда, из книги прямо не следует, что она большевичка).
Евангелие от Шполянского
А теперь мы дошли до персонажа, который, собственно, показывает перед нами режиссёрский замысел, за который ему многое можно простить. Это большевик и футурист Михаил Шполянский (прототипом его была действительно фантастическая личность — писатель и литературовед Виктор Шкловский), в роли которого снялся Фёдор Бондарчук. Очень удачно, кстати, снялся.
В книге Шполянский — демоническая личность, но по сути это просто мошенник, находящийся в определенном родстве с небезызвестным Остапом Сулеймановичем (Булгаков работал в газете «Гудок» вместе с Иехиел-Лейбом Файнзильбергом и Евгением Катаевым, более известными как Ильф и Петров). Кстати, книжный Шполянский никого не убивает, а собственного агитатора не только не подставляет под петлюровскую шашку, но, наоборот, спасает (эта сценка попала и в фильм Басова). Это, кстати, важно, но режиссёр почему-то этой важностью пренебрег.
В фильме демоничность Шполянского (в немалой степени благодаря игре Бондарчука) превознесена до небес. Это вообще олицетворение злой силы, которая рушит ту самую нормальную жизнь, о необходимости защищать которую говорит Турбин офицерам…
Это ради него была искалечена сцена на Софийской площади. Ведь сцену парада и митинга Булгаков, что называется, с натуры писал — он наверняка сам был в толпе. Казалось бы, не трожь своими очумелыми ручонками живой артефакт эпохи, но нет — режиссёру надо столкнуть демоничного Шполянского с другим демоном — Козырем-Лешко, так же последовательно уничтожающим «нормальную жизнь»…
Интересующиеся историей творчества Булгакова, наверное, знают о письме Сталина драматургу Билль-Белоцерковскому, в котором Великий Вождь и Учитель тонко намекнул, что Булгакову стоило бы вставить в «Бег» несколько эпизодов, показывающих революционное творчество народных масс. Кстати, экранизаторы «Бега» потом так и сделали, накрошив в фильм эпизодов из булгаковского же либретто оперы «Черное море» и исполнив, таким образом, пожелание вождя. Сам Булгаков ничего такого делать не стал, да и не смог бы, потому что объект его изучения — не народ, а интеллигенция. Но (домысливает за мастера Снежкин) почему бы не вставить демонического интеллигента Шполянского, который, собственно, олицетворяет собой вот эту вот стихию, ломающую привычный ход жизни? Почему Нестор Махно не мог быть союзником украинских националистов
Справиться с этой стихией невозможно, но и она отступает, столкнувшись с настоящими чувствами… Точнее, отступает-то Шполянский, подарив Турбину жизнь и выбравшую Турбина Юлию. Но это романтическое допущение вполне в духе Булгакова.
Так и хочется продолжить, что 10 лет спустя Михаил Семенович Шполянский, никем не узнанный, в час небывало жаркого заката встретится на Патриарших прудах с двумя литераторами…