актеры фильма белорусский вокзал фамилии
Фильм «Белорусский вокзал»: актеры и судьба
Режиссер Андрей Смирнов в 1971 году представил миру мелодраму “Белорусский вокзал”, которая была удостоена Главной премии на кинофестивале в Карловых Варах. Финальная песня “Нам нужна одна победа”, которую исполняла сестра милосердия Рая, была написана поэтом и композитором Булатом Окуджавой. Сейчас эта композиция звучит буквально на каждом военном параде.
Песня “Нам нужна одна победа” из х/ф “Белорусский вокзал”В центре сюжета — бывшие однополчане, которые расстались на Белорусском вокзале в 1945-м. Герои вновь встретились на похоронах бывшего товарища, траур пробуждает в них былые воспоминания. Время оказалось невластно над их памятью, мужчины сохранили верность фронтовой дружбе, любовь к жизни и способность жертвовать собой.
Как сложилась судьба актеров, исполнивших главные роли в картине “Белорусский вокзал” — в материале редакции 24СМИ.
Алексей Глазырин (1922 — 1971)
Советский актер Алексей Глазырин в фильме “Белорусский вокзал” сыграл роль директора завода Виктора Харламова, который в прошлом был командиром саперной роты. Как считают коллеги по сцене, этот персонаж стал одним из лучших в фильмографии Алексея Александровича. Помимо этого, Глазырин снимался в лентах “В погоне за славой”, “Живые и мертвые”, “Мужской разговор” и др.
Актер умер в 1971 году, через неделю после премьеры картины “Белорусский вокзал”. Похоронили Алексея Глазырина на Введенском кладбище.
Евгений Леонов (1926 — 1994)
Советский и российский актер Евгений Леонов в “Белорусском вокзале” сыграл слесаря Ивана Приходько, в прошлом — командира разведки. Евгений Павлович прославился благодаря заметным ролям в картинах “Полосатый рейс”, “Снежная королева”, “Джентльмены удачи”, “Афоня”, “Мимино”, “Обыкновенное чудо” и др. Примечательно, что во время съемок в кино Леонов предпочитал не гримироваться, все персонажи носят его внешность.
Смерть пришла к Евгению Павловичу в 1994 году. 29 января актер собирался на спектакль “Поминальная молитва”, когда у него оторвался тромб. Похоронили Леонова на Новодевичьем кладбище.
Анатолий Папанов (1922 — 1987)
Советский актер Анатолий Папанов в “Белорусском вокзале” исполнил роль бывшего радиста Николая Дубинского, который после войны стал бухгалтером. Прославился Анатолий Дмитриевич с выходом картины “Живые и мертвые”, после чего режиссеры приглашали актера принять участие в их проектах. Среди них самые известные — “Берегись автомобиля”, “Бриллиантовая рука”, “12 стульев”, “По семейным обстоятельствам” и др.
Смерть Папанова можно назвать нелепой случайностью, так как до планового отключения воды в его доме все было в порядке. 5 августа 1987 года Анатолий Дмитриевич вернулся домой после съемок и, несмотря на свою сердечно-сосудистую недостаточность, решил принять холодный душ. Актер умер прямо в ванной от сердечного приступа. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.
Всеволод Сафонов (1926 — 1992)
Советский и российский актер Всеволод Сафонов сыграл в “Белорусском вокзале” журналиста Алексея Кирюшина, бывшего минера-подрывника. Он вовсе не думал о творческой карьере, с детства мечтая стать летчиком. Окончил авиационный техникум, чтобы применить свои знания на войне, но к службе не был допущен по состоянию здоровья. Всеволод Дмитриевич без энтузиазма отнесся к предложению друга стать актером, но все же смог сдать экзамены.
В фильмографии Сафонова более 100 картин, среди которых — “Солдаты”, “Сердце матери”, “Было у отца три сына”, “Следствие ведут ЗнаТоКи” и др. Скончался Всеволод Дмитриевич в 1992 году, причиной смерти послужил рак легких. Похоронили артиста на Хованском кладбище.
Любовь Соколова (1921 — 2001)
Советская и российская актриса Любовь Соколова прославилась еще до того, как сыграла жену Ивана Приходько Любу в картине “Белорусский вокзал”. Ее фильмография пестрит самыми знаменитыми фильмами, за годы творческой карьеры Любовь Сергеевна сыграла более 350 ролей. Среди них — “Маскарад”, “Тихий Дон”, “Я шагаю по Москве”, “Преступление и наказание”, “Ирония судьбы или С легким паром!”, “Белый Бим Черное ухо”, “Самая обаятельная и привлекательная” и др.
Смерть пришла к Соколовой в 2001 году. Любовь Сергеевна умерла от сердечного приступа, похоронили ее на Кунцевском кладбище.
Раиса Куркина (1927)
Советская и российская актриса Раиса Куркина сыграла в “Белорусском вокзале” Лидию Матвееву, жену погибшего однополчанина главных героев. Артистка начала свою творческую карьеру с фильма “Гость с Кубани”, позднее в ее фильмографии стали появляться ленты “Идиот”, “Павлуха”, “Семейное счастье”, “Белое солнце пустыни”, “Афоня”, “Два капитана”, “Мимино” и др.
В настоящее время Раиса Семеновна в кино не снимается. Актриса периодически появляется в ток-шоу в качестве гостьи. В одном из выпусков “Пусть говорят” Куркина призналась, что когда-то пожертвовала общением с дочерью Ириной ради карьеры, о чем теперь жалеет. Звезда рассказала, что сейчас она редко видит родственников, так как они живут в Канаде.
Нина Ургант (1929)
Советская и российская актриса Нина Ургант в “Белорусском вокзале” сыграла сестру милосердия Раю, которая во время войны выполняла обязанности фронтовой медсестры. Именно эта работа помогла Нине Николаевне заслужить всенародную любовь. Кроме того, в фильмографии Ургант имеются картины “Шли солдаты”, “Вступление”, “Я родом из детства”, “Сыновья уходят в бой”, “Воскресный папа”, “Улицы разбитых фонарей” и др.
Актриса трижды была замужем. В браке со Львом Милиндером она родила сына Андрея, который стал известным актером и телеведущим. Ее внук Иван Ургант также работает на телевидении, а внучка Мария проживает в Нидерландах. В 2014 году Нина Николаевна призналась прессе, что страдает от болезни Паркинсона.
В фильме “Белорусский вокзал” также снимались Маргарита Терехова, Юрий Орлов, Александр Январев, Людмила Аринина, Юрий Визбор и др.
Белорусский вокзал (фильм)
Мосфильм
Творческое объединение «Товарищ»
«Белорусский вокзал» — художественный фильм 1970 года. Первый полнометражный фильм 28-летнего режиссёра Андрея Смирнова.
Содержание
Сюжет
Бывшие однополчане — теперь журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь, расставшиеся на Белорусском вокзале летом 1945 года и последний раз собиравшиеся вместе 27 сентября 1946 года на дне рождения фронтового товарища Валентина Матвеева, встречаются вновь — но теперь для того, чтобы проводить его в последний путь. Спокойного застолья не получилось, и четверо друзей отправляются на прогулку по Москве. С момента окончания войны прошло 25 лет, но они по-прежнему остались верны фронтовой дружбе. В финале фильма они собираются в гостях у бывшей батальонной медсестры.
История создания
Сценарий фильма
Первоначальный сценарий был написан в 1966 году Вадимом Труниным и значительно отличался он снятого впоследствии фильма. Cогласно этому сценарию, молодёжь в ресторане начала насмехаться над четырьмя фронтовыми друзьями и дело дошло до драки. Бывшие десантники легко вышли из неё победителями, но вызванная ими милиция приняла сторону молодых людей (у кого-то из последних оказались влиятельные родители). Четырёх друзей попытались засадить в помещение для задержанных («обезьянник»), но это только привело к другой успешной демонстрации боевого опыта фронтовиков — теперь уже по отношению к милиции. [1]
Первым режиссёром, который обратил внимание на этот сценарий, оказался Марк Осипьян. Его заинтересовало столкновение в ресторане, когда представители «нового потерянного поколения» набрасываются с побоями на своих «героических отцов». Впрочем фильм с такой сценой вряд ли бы смог выйти на экраны, так что в итоге Марк Осипьян выпустил в 1968 году проблемный фильм о молодёжи 60-х годов под названием «Три дня Виктора Чернышёва». В 1969 году договор с Труниным на «Мосфильме» был опять расторгнут, так что будущий режиссёр фильма Андрей Смирнов начал подготовительный период на свой страх и риск. [1]
Съёмки
Актёров для этого фильма Андрей Смирнов выбирал очень долго. Так на роль директора комбината Харламова пробовались Михаил Ульянов и даже Эльдар Рязанов. Роль простого рабочего, слесаря, хотел сыграть кумир 50-х Николай Рыбников, но Евгений Леонов на пробах оказался сильнее. Персонаж бухгалтера Дубинина задумывался, как аналог Арамиса, которого будет играть классический интеллигент — Иннокентий Смоктуновский или Николай Гринько. В результате же Андрей Смирнов выбрал Анатолия Папанова, в котором удивительным образом сочетались нежность и сентиментальность с брутальностью и мощью. [1]
В ролях
Съёмочная группа
Награды
Интересный факт
О песне
Песня «Нам нужна одна победа» была написана специально для фильма. Режиссёр Андрей Смирнов обратился к Булату Окуджаве с просьбой написать стихи на музыку Альфреда Шнитке. Вместе с первой строчкой у Окуджавы родилась и мелодия. На встрече с Шнитке и Смирновым он представил сочинённую песню. Шнитке мелодия понравилась, и впоследствии он сделал аранжировку песни в виде марша, который стал звучать на военных парадах 9 мая. Окуджава, ободрённый неожиданной похвалой, играл её на фортепьяно, присутствующие подпевали и, как оказалось в конце, песня всем понравилась.
См. также
Ссылки
Примечания
Юрка — бесштанная команда • Эй, кто-нибудь! • Пядь земли • Шуточка • Начало неведомого века (новелла «Ангел») • Белорусский вокзал • Осень • Верой и правдой • Жила-была одна баба
Полезное
Смотреть что такое «Белорусский вокзал (фильм)» в других словарях:
Белорусский вокзал (значения) — Белорусский вокзал: Белорусский вокзал Белорусский вокзал (фильм) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие … Википедия
БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ — «БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ», СССР, Мосфильм, 1970, цв., 101 мин. Киноповесть. Они расстались летом 1945 года на Белорусском вокзале после долгих и трудных дней войны. А теперь собрались вместе для того, чтобы проводить в последний путь друга гвардии… … Энциклопедия кино
Белорусский вокзал — У этого термина существуют и другие значения, см. Белорусский вокзал (значения). Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°34′49″ в. д. / 55.776389° с. ш … Википедия
БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ — Художественный фильм. Снят в 1970 г. на киностудии «Мосфильм». Режиссер А.С. Смирнов. Композитор А.Г. Шнитке. Текст песни и аранжировка Б.Ш. Окуджавы*. В фильме снимались: Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Нина … Лингвострановедческий словарь
Брестский вокзал — Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°34′49″ в. д. / 55.776389° с. ш … Википедия
Осень (фильм, 1974) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осень (значения). Осень Жанр мелодрама Режиссёр Андрей Смирнов Автор сценария Андрей Смирнов … Википедия
Председатель (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Председатель (значения). «Председатель» … Википедия
Смирнов, Андрей Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Смирнов. Андрей Смирнов Имя при рождении: Андрей Сергеевич Смирнов Дата рождения: 12 марта 1941(1941 03 12) (71 год) … Википедия
Москва-Белорусская — Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°34′49″ в. д. / 55.776389° с. ш … Википедия
Тайны актерской семьи Сафоновых: Как майор Кибрит вернула к жизни звезду «Белорусского вокзала»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Всеволод Сафонов был коренным москвичом. Он родился в 1926 г., во время войны учился в авиационном техникуме, а после его окончания хотел уйти на фронт, но врачебная комиссия не допустила его к военной службе. С юности Сафонов занимался в кружке художественной самодеятельности, и его друзья по кружку предложили попробовать за компанию вместе с ними поступить в Щукинское училище. На успех Сафонов не рассчитывал, но с первой же попытки был зачислен.
С 1949 г. Всеволод Сафонов начал выступать на театральной сцене. Через год он дебютировал в кино в эпизодической роли, а в 30 лет у него случилось два знаковых события: актер получил первую главную роль в фильме «Солдаты» и стал отцом – его жена, режиссер «Мосфильма» Валерия Рублева родила ему дочь Елену. Она росла в творческой атмосфере, предопределившей ее дальнейший путь. Елена Сафонова рассказывала: « Мама у меня была очень строгая, а папа был очень мягким человеком. Я не слышала папу кричащим… Мое детство прошло среди актеров, часто в киноэкспедициях, куда меня брал отец. Иногда я засыпала на кофрах с кинопленкой, постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила. С этими воспоминаниями расстаться невозможно. Папино влияние предопределило мою будущую профессию, я даже не выбирала, кем буду, для меня все было ясно. ».
После успешного кинодебюта Всеволод Сафонов получал главные роли в новых фильмах практически каждый год, но ярких работ среди них не было. К концу 1960-х гг. предложений становилось все меньше, главных ролей среди них больше не было. Тяжело переживая свою творческую нереализованность, актер начал выпивать. Из-за этого разрушился его первый брак. В тот момент он с грустью говорил: « Единственная подруга, которая меня не предала, – это бутылка ».
Когда Всеволоду Сафонову казалось, что он потерпел крах и в творческой, и в личной жизни, судьба дала ему второй шанс. Своей самой важной киноработой Всеволод Сафонов считал роль журналиста, бывшего минера-подрывника Алексея Кирюшина в фильме «Белорусский вокзал». В 44 года для актера наконец настал звездный час. Эту драму режиссера Андрея Смирнова называли одним из лучших фильмов о войне, хотя ни одной батальной сцены в нем не было. История о фронтовых друзьях, встретившихся через 25 лет после окончания войны, никого не оставила равнодушным. В фильме был очень сильный актерский состав: помимо Сафонова, главные роли исполнили Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин и Нина Ургант. При этом Сафонова часто называли стержнем этого фильма, главным героем, которому была отведена роль немногословного наблюдателя, одним взглядом передающего целый спектр эмоций.
Через год после премьеры «Белорусского вокзала» в его жизни случилось еще одно судьбоносное событие – он встретился с актрисой Эльзой Леждей, звездой телесериала «Следствие ведут Знатоки», где она сыграла майора Кибрит. Они познакомились еще в 1957 г., на съемах фильма «Шторм», но встреча была мимолетной. Почти через 15 лет судьба снова их свела на съемочной площадке, и на этот раз оба поняли, что это не случайность.
Их отношения начались в очень сложный для актера период. Актер был в разводе и очень переживал из-за того, что мало видится с дочерью. Свою тоску он заливал спиртным. Но Эльза помогла ему справиться с трудностями. Актриса поставила ему лишь одно условие: она станет его женой только в том случае, если он бросит пить. Ради нее Сафонов был готов на многое, и он смог выполнить это условие.
Позже он говорил: « Эльза вернула меня к жизни. Если бы не она, я уже никогда не поверил бы в себя, не вернулся бы в профессию ». Друзья семьи говорили, что вторая жена подарила Сафонову еще 20 лет жизни. Их семейная жизнь была очень счастливой и гармоничной, супруги относились друг к другу с большой любовью, заботой и нежностью. Хотя детей у них не было, Сафонов в этой семье обрел домашний уют и счастье с любящим и понимающим человеком.
Врожденная сдержанность, немногословность, чувство собственного достоинства, природная интеллигентность, привычка держать дистанцию с окружающими – качества, которые все отмечали в актере, и которые словно по наследству передались его дочери, актрисе Елене Сафоновой. У нее очень много общего с отцом и в характере, и в актерской манере игры – тот же пронзительный глубокий взгляд, который становится красноречивее любых слов, та же аристократичная осанка, та же внешняя сдержанность при внутренней буре эмоций.
Ее отец наверняка бы ею гордился, если бы увидел ее звездные роли в кино, но ему посчастливилось наблюдать только начало ее творческого взлета после «Зимней вишни». Позже она признавалась, что всю жизнь искала себе спутника жизни, похожего на отца – такого же доброго, понимающего с полуслова, которому так же можно было бы доверить все свои тайны.
В начале 1990-х гг. у Всеволода Сафонова диагностировали рак. На протяжении двух лет Эльза Леждей надеялась на лучшее, не допуская даже мысли о том, что может потерять самого близкого человека. Но, к сожалению, так случилось. 6 июля 1992 г. актера не стало. На тот момент ему было 66 лет. Его супруга пережила его на 9 лет, но последние годы не жила, а доживала. После этого она замкнулась в себе, перестала общаться с друзьями и не появлялась на публике, страдая от того же недуга, который забрал жизнь ее мужа. Его уход стал для актрисы большим потрясением, с которым она так и не смогла смириться.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм Белорусский вокзал: как сложилась судьба актеров
Фильм «Белорусский вокзал», с трогательным сюжетом и прекрасной игрой популярных актеров 70-х полюбился не только зрителям советской эпохи, но и многим нашим современникам. Его с удовольствием смотрят и сегодня, но далеко не все знают, как сложились судьбы актеров, исполнявших главные роли.
Фильм Белорусский вокзал, его создатели и актеры
Фильм «Белорусский вокзал» вышел на экраны в далеком 1971 году. Сценарий к нему был написан за несколько лет до этого Вадимом Труниным, но чиновники из Госкино долго не запускали его в производство, заставляя сценариста переписывать сюжет и делать многократные правки. Образы фронтовиков им казались недостаточно «героическими».
По сюжету фильма бывшие однополчане, которые воевали в одном десантном батальоне, встречаются через двадцать пять лет после войны на похоронах своего друга. За это время многое изменилось в их жизнях, но они остались верны своей дружбе и сохранили способность жертвовать собой ради других.
Для режиссера Андрея Смирнова этот фильм стал первой полнометражной картиной, но он блестяще справился с этой задачей. Булат Окуджава специально для этого фильма написал одну из самых своих известных песен «Нам нужна одна победа».
В 1971 году на кинематографическом фестивале в Карловых Варах фильм «Белорусский вокзал» был удостоен главной премии.
Как сложилась жизнь у актеров, снимавшихся в главных ролях фильма Белорусский вокзал
В фильме «Белорусский вокзал» все главные роли сыграли популярные актеры 60-70-х годов. Каждая роль глубока, содержательна и по-своему уникальна. Этот фильм невозможно смотреть без эмоций и переживаний. Поэтому он имеет долгую жизнь и интересен не только зрителям советской эпохи, но и нашим современникам.
Главные роли в этом фильме сыграли замечательные актеры:
Алексей Глазырин – роль директора завода Виктора Харламова, бывшего командира саперной роты. Для актера фильм «Белорусский вокзал» стал последним, он скоропостижно скончался от инфаркта через неделю после его премьеры.
Евгений Леонов – роль слесаря Ивана Приходько, бывшего разведчика отряда. Актер скончался в 1994 году, причиной скоропостижной смерти актера стал оторвавшийся тромб.
Анатолий Папанов – роль бухгалтера Николая Дубинского, в годы войны – радиста. Актер умер в 1987 году от инфаркта.
Всеволод Сафонов – роль журналиста Алексея Кирюшина, на фронте – минера. Актер скончался в 1992 году от онкологии.
Любовь Соколова – роль жены бывшего разведчика Ивана Приходько – Любы. Актриса умерла в 2001 году от сердечного приступа.
Раиса Куркина – роль жены умершего однополчанина, Лидии Матвеевны. В настоящее время актриса живет в Москве, в кино не снимается, изредка участвует в ток-шоу. Последняя роль Раисы Куркиной в кино – Алевтина Евгеньевна в фильме «МУР есть МУР», вышедшем в 2004 году. В 2017 году Раиса Куркина отметила свое 90-летие.
Нина Ургант – роль фронтовой медсестры Раи, исполнявшей песню «Нам нужна одна победа». В настоящее время живет в Санкт-Петербурге, играет в театре. В кино не снимается, последняя роль – Ошкинчиха в картине «Азиат», вышедшей в 2008 году.
«Белорусский вокзал» спасли слезы Брежнева: факты о культовом фильме
Пару месяцев назад российская общественность возмутилась известию о том, что Мосфильм и Тигран Кеосаян хотят переснять советский фильм «Белорусский вокзал», перенеся действие картины в современность и заменив ветеранов Великой Отечественной на афганцев. Против этой идеи высказались и сами ветераны Афгана, и режиссер оригинальной ленты Андрей Смирнов, заявивший, что не благословит Кеосаяна на съемки, и даже Иван Ургант в своем вечернем шоу. В итоге Кеосаян ретировался, написав в соцсетях, что, мол, не в курсе, откуда вообще пошли лживые слухи о его намерении переснять культовый фильм.
Реакция российского общества, посчитавшего кощунством создать ремейк картины Смирнова, понятна – «Белорусский вокзал» до сих пор считается одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Причем никакой войны в ленте на самом деле нет: ее действие разворачивается через несколько лет после победы, рассказывая о друзьях-ветеранах, встретившихся на похоронах своего боевого товарища. Интересно, что этот фильм, как и другие значимые картины советского периода, мог бы никто не увидеть – его пытались запретить несколько раз, начиная с этапа подготовки сценария и выбора режиссера.
Память отца
Белорусский вокзал – незримый герой картины. Для фронтовиков он был своеобразным символом войны, ведь именно оттуда 22 июня 1941 года отправлялись военные эшелоны и туда же они приезжали 9 мая 1945 года. Для режиссера Андрея Смирнова снять фильм с таким заглавием было невероятно важно. В годы войны самому будущему режиссеру было всего 14 лет, однако позднее его отец Сергей Смирнов, будучи ведущим программы «Рассказы неизвестных героев», посвятил долгие годы поиску солдат, совершивших подвиги. Со многими из них встречался и Смирнов-младший, с юности проникнувшийся историями фронтовиков.
Режиссер-антисоветчик
На старте работы над «Белорусским вокзалом» Андрею Смирнову было всего 27 лет, отчего многие его решения по съемочному процессу оспаривались киностудией и министерством культуры. Тем паче что Смирнов подозревался еще и в антисоветских взглядах, а снимаемый им фильм, по мнению чиновников, был пропитан упадническими настроениями.
Дело в том, что сценарий драматурга Владимира Трунина до того, как им заинтересовался Смирнов, уже много лет лежал на Мосфильме. Автора несколько раз просили его переписывать, а после студия и вовсе расторгла со сценаристом договор. В режиссерское кресло сначала собирались позвать Ларису Шепитько, но ей идея картины не понравилась. И тогда сценарий перешел к Андрею Смирнову. Он нашел драматурга Трунина в киноэкспедиции в Средней Азии, чтобы вместе доработать скрипт. Однако министерство культуры плоды совместных трудов сценариста и режиссера не впечатлили: дескать, фронтовики в тексте показаны неудачниками и дебоширами, а сотрудники милиции – бесчестными разгильдяями. Из сценария пришлось вырезать несколько сцен, и съемки наконец начались.
Фурцевой пришлось извиниться
Для Евгения Леонова «Белорусский вокзал» оказался первым фильмом о войне, поэтому стал знаковым. Актер много раз признавался, что картина Смирного – одна из его самых любимых. «Этот маленький, обыденный человек высок и красив. Я его очень люблю», – говорил про своего персонажа Леонов.
Однако гораздо сложнее ситуация разворачивалась с Ниной Ургант, которую режиссер позвал на роль бывшей фронтовой медсестры Раи. Против ее кандидатуры по неизвестным причинам выступала сама министр культуры Екатерина Фурцева. Она хотела видеть в фильме то Ию Саввину, то Инну Макарову, но Андрей Смирнов был непреклонен в своем выборе. Наконец, когда режиссер поставил ультиматум, пригрозив уйти из картины, чиновники согласились пойти ему навстречу. В итоге успех картины был так велик, а Нина Ургант так проникновенно отыграла свою роль, что Фурцева была вынуждена признать ошибку. «Простите, я была не права», – написала она в телеграмме для Ургант.
«Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал»
Центральное место в популярности картины занимает песня «Нам нужна одна победа», написанная Булатом Окуджавой и Альфредом Шнитке специально для фильма. Поначалу Нина Ургант предполагала, что споет под гитару одну из песен Клавдии Шульженко, однако с решением Смирнова записать что-то другое спорить не стала. И вскоре, увидев, как на съемочной площадке под произведение Окуджавы плачут актеры, поняла, насколько точным было чутье Андрея Смирнова. Теперь самым сложным для актрисы было самой не поддаться эмоциям и не прослезиться в кадре – по задумке режиссера, во время исполнения песни плакать должны были все, кроме Раи. Сцену удалось снять далеко не с первого дубля, однако она получилась невероятно душевной и позднее обрела статус культовой.
В одном из интервью Нина Ургант рассказывала, что уже в 80-е к ней на улице подошли двое мужчин бандитской наружности. Актриса испугалась, но, как выяснилось, напрасно – прохожие встали перед ней на колени: «Спасибо! Спасибо вам! За Победу и за «Белорусский вокзал».
Существует легенда, что исполнение песни «Нам нужна одна победа» Ниной Ургант растрогало не только обычных зрителей и самих фронтовиков, но и Леонида Брежнева. Картину якобы все-таки чуть не запретили, однако ее успел посмотреть генсек, начав характерно всхлипывать на песне о десантном батальоне, – так «Белорусский вокзал» был спасен.