актеры фильма берегись автомобиля фото
Смоктуновский умер, узнав, что его сестру зарубили топором
55 лет назад начались съемки криминальной комедии «Берегись автомобиля». А сильно затянулись они, потому что в роли страхового агента Деточкина Эльдар Рязанов видел Юрия Никулина. А тот укатил на длительные зарубежные гастроли. И в итоге утвердили Смоктуновского. В советском прокате фильм о современном Робин Гуде, переводившем деньги, вырученные за украденные им у «рвачей-богачей» автомобили, в детские дома, собрал 29 млн. зрителей. По сложившейся традиции репортеры «Экспресс газеты» навестили могилы актеров, снявшихся в легендарной картине.
Из-за обострения старого заболевания легких в последние месяцы жизни Олег Ефремов мог дышать только с помощью кислородного аппарата. Требовалась трансплантация легкого. Помимо этого, Ефремов с трудом ходил, виной чему был тромб. Но Олег Николаевич не жаловался: руководил МХАТом, репетировал.
Фото Ларисы Кудрявцевой
После очередного осмотра врачи заявили, что жить артисту осталось полгода. Но он умер раньше от закупорки сосудов. Похороны состоялись спустя неделю, потому что почти вся труппа театра находилась на гастролях в Тайване. Вернуться раньше артисты не могли, так как пришлось бы платить неустойку в 300 тысяч долларов. К слову, во МХАТе многие верят, что это именно душа Ефремова летает по театру в образе большой бабочки.
Но в конце 70-х артистке перестали давать роли. Она ушла с гордо поднятой головой. И тут же сломалась: вылезла куча болячек.
Фото Ларисы Кудрявцевой
В 1934-м был убит глава Ленинграда Сергей Киров. Много лет спустя Жженов рассказывал такую версию: якобы из-за того, что он не пошел на похороны этого видного партийного деятеля, его арестовали. И приговорили к пяти годам. Отбывал срок Жженов в разных местах, но самым страшным называл лагерь в Магаданской области. Освободившись, Георгий Степанович устроился в магаданский театр. А когда в 1955-м его реабилитировали, стал активно сниматься. И уже при жизни стал легендой, одним из самых любимых народом артистов, обладающим уникальной обаятельной харизмой.
Он дожил до 90 лет. За месяц до смерти на артиста обрушилось множество несчастий: перелом шейки бедра и сложная операция по установке эндопротеза, воспаление легких… Георгий Михайлович заново учился ходить, когда врачи обнаружили у него рак легких. Четвертая жена артиста Лидия решила, что правильнее скрыть от супруга страшный диагноз. Болезнь, увы, победить не удалось.
Вячеслав Михайлович страдал от диабета второй степени, который начал лечить слишком поздно. В 2005-м Невинному удалили стопу левой ноги из-за начавшейся гангрены. А через год ампутировали правую ногу.
Фото Ольги Емельяновой
Играть Невинный, естественно, уже не мог и очень от этого мучился. Чтобы как-то взбодрить мужа, супруга репетировала с ним свои роли, а подруга семьи Ия Саввина постоянно советовалась насчет новых спектаклей.
Приехавшие врачи лишь констатировали летальный исход.
Ради Соколовой режиссер Георгий Данелия развелся с женой, бросил дочь. За ее более 160 ролей женщин с большим сердцем и непростой судьбой Любовь Сергеевну прозвали «всесоюзной мамой». Их с Данелией сын Коля родился, когда Соколовой было 38 лет. Роды прошли тяжело: ребенок пошел боком, и врачам пришлось переворачивать и подтягивать его вакуумом. А в 26 лет Николай погиб при загадочных обстоятельствах.
Фото Ольги Емельяновой
Фильм «Берегись автомобиля»: актеры и роли
Фильм «Берегись автомобиля» как в 1966 году, так и сейчас производит на зрителя исключительно положительное впечатление. В картине нашлось место и для чувствительного серийного угонщика машин, и для дисциплинированного следователя, который в свободное от поимки преступников время играет в народном театре.
Наличие таких выразительных главных героев подразумевало наличие не менее выразительных главных актеров. Поэтому неудивительно, что на главные роли были приглашены уже состоявшиеся звезды. Благодаря блестящему сценарию фразы из «Берегись автомобиля» разошлись на цитаты, а вальс композитора Андрея Петрова и сейчас приходит на ум при упоминании фильма.
Редакция 24СМИ рассказывает любителям комедийных лент о судьбе артистов картины, составив список с фотографиями.
Иннокентий Смоктуновский (1925-1994)
Один из центральных персонажей ленты — страховой агент Юрий Деточкин, который в свободное время ворует автомобили. Эта роль в фильме досталась актеру Иннокентию Смоктуновскому.
Несмотря на противозаконность действий, герой артиста вызывал у публики уважение, ведь заработанные деньги он пересылал в детские дома.
После выхода картины в свет артист продолжил сниматься в кино и играть в театре.
Олег Ефремов (1927-2000)
Роль следователя Максима Подберезовикова, пытавшегося поймать Деточкина, досталась актеру Олегу Ефремову.
Изначально режиссер ленты хотел, чтобы Ефремов перевоплотился в Робина Гуда из народа, но судьба внесла свои коррективы, и Олег стал представителем закона.
Съемки в «Берегись автомобиля» не только увеличили армию поклонников артиста, но и принесли ему множество новых предложений о работе.
Любовь Добржанская (1905-1980)
Имя актрисы Любови Добржанской было малоизвестно зрителям. В фильме она перевоплотилась в маму персонажа Иннокентия Смоктуновского.
После завершения съемок кинематографическая биография артистки пополнилась еще парой новых проектов. Среди них самым популярным стал фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», в котором коллегами Добржанской по съемочной площадке стали Юрий Яковлев и Лия Ахеджакова.
Ольга Аросева (1925-2013)
В отличие от Добржанской, актрису Ольгу Аросеву зритель уже знал по фильмам «Мы с вами где-то встречались» и «Гость с Кубани».
В картине Эльдара Рязанова артистка перевоплотилась в Любу — водителя троллейбуса, являющуюся также невестой Юрия Деточкина.
Затем кинематографическая копилка артистки пополнилась множеством работ, а в 1989 году Аросева стала участницей развлекательного шоу «Кабачок «13 стульев»».
Андрей Миронов (1941-1987)
Еще одно известное имя в составе актеров — Андрей Миронов. В фильме артист сыграл Диму Семицветова — владельца комиссионного магазина, иногда торгующего из-под прилавка.
Лента «Берегись автомобиля» стала точкой отсчета в череде звездных ролей советского мастера перевоплощений. После премьерного показа картины фильмография Миронова пополнилась десятком новых работ, среди которых многие («Бриллиантовая рука», «12 стульев») стали культовыми.
Татьяна Гаврилова (1939-2000)
Жену персонажа Андрея Миронова сыграла актриса Татьяна Гаврилова. Героиня артистки Инна — крайне склочная и шумная дама — вызывала у зрителей смешанные чувства.
В 70-х востребованность артистки пошла на спад. В этот закатный период самой запоминающейся работой Гавриловой стала роль преступницы Люсьен в фильме Василия Шукшина «Калина красная».
В конце 90-х Гавриловой присудили звание народной артистки РФ.
Анатолий Папанов (1922-1987)
Второстепенную роль подполковника в отставке — Семена Сокола-Кружкина, являющегося также тестем Семицветова, — исполнил актер Анатолий Папанов.
Зритель по сей день помнит этого артиста как контрабандиста Лелика из легендарной комедии «Бриллиантовая рука». Позже лицедей, хорошо зарекомендовавший себя у режиссеров, снялся в ряде культовых лент. Правда, в большинстве из них у Папанова были эпизодичные роли.
Евгений Евстигнеев (1926-1992)
Еще один великий артист — Евгений Евстигнеев — также был удостоен роли второго плана. В ленте он сыграл режиссера народного театра, на сцене которого выступали персонажи Ефремова и Смоктуновского.
После выхода в свет комедии Евгений в разы увеличил армию своих поклонников, снявшись в лентах «Семнадцать мгновений весны», «По семейным обстоятельствам», «Золотой теленок» и «Место встречи изменить нельзя».
Как снимали фильм «Берегись автомобиля»
Эта замечательная социально-сатирическая комедия увидела свет 3 февраля 1967 года. Сегодня мы решили вспомнить знаменитый киношедевр и подготовили несколько любопытных фактов о его создании.
Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.
Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл милиционера Максима Подберезовикова. Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.
В театре самодеятельности персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : “Гамлет” был показан в 1964 году.
На фото: Гамлет Деточкина
Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».
Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя”, использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».
Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.
А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.
Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.
Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.
Также в фильме есть несколько киноляпов:
В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.
Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.
Иннокентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа; 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.
Последняя сцена, где отсидевший Деточкин возвращается к Любе, снята на эстакаде Садового кольца над Ульяновской улицей и эстакаде Остоженки (тогда улицы Метростроевской) над Садовым кольцом. Самодеятельный театр репетирует в ДК завода «Каучук». Юрий Деточкин отправляет телеграмму из ныне не существующего 291 отделения связи г. Москвы.
Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — его посмотрели 29 млн зрителей.
«Детектив без погони – это как жизнь без любви»: как снимался фильм «Берегись автомобиля?»
На телеканале «МИР» будет показан любимый миллионами фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Когда в 1966 году эта картина вышла на экраны, она произвела фурор не только в СССР. Режиссер получил за эту работу диплом кинофестиваля в Эдинбурге и Сиднее. А Иннокентий Смоктуновский за роль Юрия Деточкина был признан лучшим актером года.
Говорят, что историю о водителе из Куйбышева, который угонял автомобили у жуликов и взяточников, продавал, а вырученные деньги переводил на счета детских домов, рассказал Эльдару Рязанову Юрий Никулин. Молодой в то время режиссер был просто в восторге от этой байки и решил, что снимет по ней кино. Идея понравилась и писателю Эмилю Брагинскому, к которому обратился Рязанов.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Они вместе принялись искать реального человека, который совершал столь удивительные преступления, чтобы узнать о его судьбе. Но сколько они ни слали запросы в правоохранительные органы, следов истории о советском Робине Гуде они так и не нашли – она оказалась вымышленной. Зато кинематографисты выяснили, что похожие легенды встречаются в устном народном творчестве сразу нескольких городов.
Почему Олег Ефремов не сыграл Деточкина, а Юрий Яковлев остался за кадром
Эльдар Рязанов поначалу видел в главной роли только Юрия Никулина. Именно его наивное и простоватое обаяние должно было украсить этот фильм. Однако когда сценарий уже был написан, оказалось, что Никулин уехал с цирком на гастроли. И режиссер начал затяжные поиски того единственного актера, который сыграет Юрия Деточкина. Найти замену оказалось непросто, ведь главный герой картины – человек необычный, чудак. Рязанов понимал, что ему нужен актер, которому зритель безоговорочно поверит. Скоро режиссер вспомнил про Иннокентия Смоктуновского. Но тут в историю вмешались чиновники.
Смоктуновский уже сыграл к тому времени Гамлета и заканчивал сниматься в роли Ленина в картине «На одной планете». Поэтому председатель Госкино сказал прямо: актер, сыгравший Ленина, не может теперь предстать в роли какого-то жулика.
После этого Рязанов кого только ни пробовал! Образ Деточкина «примеряли» Леонид Куравлев и Олег Ефремов
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
«Леонид Куравлев оказался достоверен, правдив, симпатичен, но в нем все же не было эдакого легкого сдвига, – вспоминал впоследствии режиссер. – С Куравлевым получилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Пробовали и Олега Ефремова. Он прекрасно сыграл сцену, но, увидев его в роли Деточкина на экране, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!» И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника».
И тогда Рязанов решил, что Ефремов идеально подходит на роль следователя Максима Подберезовикова, хотя на эту роль уже был утвержден актер Юрий Яковлев. Но режиссер все переиграл. В фильме Яковлев читает закадровый текст – это его голос, полный тонкой иронии, держит весь фильм, скрепляя события.
Однако в момент, когда 1 июля 1965 года начались съемки фильма, актер на главную роль так и не был утвержден. В тот день на Зацепском рынке прошла съемка пробных кадров, которые в фильм не вошли – с участием неподражаемых Анатолия Папанова (Сокол-Кружкин) и Андрея Миронова (Дима Семицветов). Герой Папанова продавал клубнику. Помните крылатое: «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя – родную дочь сотру в порошок!»?
В результате Рязанов на свой страх и риск решил снимать Иннокентия Смоктуновского, и – будь что будет! Правда, в тот момент Иннокентия Смоктуновского мучила серьезная болезнь глаз. Проблемы со зрением возникли еще на съемках «Гамлета», потому что там ставили огромное количество света, и от этого пострадала сетчатка. Актеру какое-то время нельзя было сниматься, и он уехал на дачу под Ленинград.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Где находится дача Смоктуновского, режиссер не знал, но так яростно объяснял актеру Георгию Жженову, почему ему нужно туда попасть, что тот проникся идеей, дал адрес, да еще и начертил схему, как ее найти. Рязанов долго плутал, попал под дождь, завалился к актеру вымокшим до нитки и полдня его уговаривал. В результате Смоктуновский дал ему расписку, что обязуется сняться в этом фильме.
Как у Ольги Аросевой появилась «запасная профессия»
На роль Любы, подруги Юрия Деточкина, искренней и очень сочувствующей своему непутевому, хотя и глубоко идейному возлюбленному, была приглашена Ольга Аросева. Великолепная актриса второго плана, неподражаемая клоунесса, она была не столько красивой, сколько невероятно притягательной. Режиссеры уже в то время считали, что если в фильме есть Ольга Аросева, то это половина успеха. Кстати, ни одного диплома актриса так и не получила.
Кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Аросева шутила, что единственное ее законченное образование – это курсы водителей троллейбуса. Их она окончила по настоятельной просьбе Эльдара Рязанова для того, чтобы сыграть в эпизоде, где ее героиня азартно ведет слежку за своим возлюбленным, находясь за рулем троллейбуса. В этом эпизоде Аросева сыграла сама.
Не счесть, сколько раз потом на протяжении всей жизни актрисе пришлось отвечать, правда ли она умеет водить троллейбус, и дежурно шутить, что на случай увольнения из театра у нее есть запасная профессия.
Страна влюбилась в ее героиню Любу так же, как Деточкин. Невозможно было не полюбить эту мудрую, верную, азартную девушку. Зритель верил, что, если будет надо, Люба будет ждать Деточкина всю жизнь. А фраза «Люба, я вернулся!», которую произносит ее по-лагерному обритый возлюбленный в самом финале фильма, ушла в народ.
Кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Отдельно стоит сказать, что Рязанов был одним из первых, кто снимал сцены погони и трюки. Белую «Волгу» Димы Семицветова, угнанную Деточкиным, купили специально для съемок фильма «Берегись автомобиля». Причем, по требованию руководства «Мосфильма», на ней не должно было остаться ни единой царапины, хотя на ней снимались погони, причем без помощи комбинированных съемок. Под управлением каскадера Александра Микулина машина неслась под откос, на полной скорости взлетала на платформу едущего впереди трейлера и проскакивала под мчащимся грузовиком-лесовозом.
От Папанова до Евстигнеева: гениальные роли второго плана
Для Ефремова фильм «Берегись автомобиля» тоже оказался судьбоносным. По сути, этот фильм на долгие десятилетия стал его кинематографической визитной карточкой, а роль следователя Максима Подберезовикова «приклеилась» к актеру навсегда.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Но это случилось не сразу. Участники съемок рассказывают, что, когда существенный кусок фильма уже был отснят, Ефремов вдруг потребовал переснять заново все сцены с его участием. Актер, который поначалу все время решал на площадке какие-то театральные вопросы и относился к съемкам не очень серьезно, понял вдруг, как он должен играть.
Теперь Ефремов был занят только своим героем, и его Максим Подберезовиков обрел новые краски. Оказалось что внутренне они очень похожи с Деточкиным. Следователь, в сущности, такой же чудак, как Деточкин – он тоже и наивный, и смешной.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Рязанов собрал в фильме целый букет великолепных актеров, каждый из которых получил неподражаемую роль второго плана: и Анатолия Папанова, и Андрея Миронова, и Евгения Евстигнеева, который сыграл режиссера самодеятельного театра. «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» – это его шедевр.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
У Евстигнеева в тот период выходило по пять фильмов в год. Он много снимался и очень уставал. Рассказывают, что Евстигнееву было свойственно спать на съемочной площадке, ожидая съемок. Просыпаясь, он спрашивал: «Какой фильм мы сейчас снимаем?» Ему говорили, он за несколько минут совершенно менялся, шел и прекрасно играл сцену – на все сто!
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Фильм «Берегись автомобиля» вышел на экраны страны в мае 1966 года и собрал в итоге 29 миллионов зрителей. А цитаты из него ушли в народ и до сих пор не забыты. Вот только некоторые из них: