актеры фильма бубен барабан
Бубен, барабан
составлен из 18
отзывов с оценкой
составлен по 5
рецензиям критиков
Трейлер
Просмотр
Описание о чём фильм
Отзывы зрителей
Очень рад за Наталью Негоду, что ей удалось сыграть такую сложнейшую роль. А моряк и в самом деле очень на ВВП похож, у меня в первые секунды ассоциация возникла. Уж нет ли тут скрытого подтекста.
Оставить отзыв
Отзывы критиков (анонсы рецензий)
Перейдя от родной, но несколько убогой эстетики жилмассивов к холодному, предельно условному европейскому артхаусу (отдельные кадры «Бубна» органично бы вписались в фильмы, скажем, Ульриха Зайдля), Алексей Мизгирев одновременно обрел и гладкость формы, и мощь содержания. Проблематика тут старая, как «Вишневый сад», и боюсь, что вечная: нестяжательство против житейской сметки, интеллигенция против купечества, убеждения против реальности. Вечная лицемерная раздвоенность русского сознания (с одной стороны, воровать стыдно, с другой — не воровать невозможно) приобретает в фильме масштабы вселенского экзистенциального конфликта. Пузо или дух? Родина или жратва? Похожие вопросы не так давно уже выкрикивал Виталий Хаев в «Изображая жертву». Но, в отличие от братьев Пресняковых, Мизгиреву любопытны не решения, а причины.
Мизгирев, ученик Абдрашитова, как-то подобрался, посуровел после излишне провокационного и потому нравоучительного «Кремня». У него получаются какие-то повести Непосебелкина, каменные истории о провинциалах. Убрать бы из этих историй безысходную социальную тоску – цены бы им не было. Старшее поколение в лице Станислава Говорухина уже сделало Мизгиреву – да и всей «новой русской волне» – выговор, обвинив в низком профессиональном уровне и любви к «чернухе». Насчет профессионального уровня поспешили: «Бубен, барабан» заработал призы в Локарно и Коттбусе, в том числе за режиссуру. Любовь к «чернухе» тоже странная претензия: сами же когда-то пытались рассказать, как жить нельзя. Героиня Мизгирева строго на это отвечает: «Не можешь жить – не живи». Обидно, да. И зло. Но честно.
Мизгирев, всячески открещивается от сугубо социальной природы «Бубна», попутно призывая оценить в картине экзистенциальную трагедию русских библиотекарей, обыкновенно питающихся святым духом. И мы бы рады, конечно, но отчего-то не получается совсем. Что самое обидное — кино ведь оказалось безупречным от начала и до конца. Режиссура, будучи схематичной донельзя, довольно пластична. Сценарий с обескураживающими инверсиями, чеканными фразами и смелыми лобовыми метафорами, в которых русская интеллигенции торгует своим культурным наследием, редкостно убедителен. Незаслуженно забытая Наталья Негода, играющая здесь на пределе человеческих возможностей — пожалуй, лучшее, что случалось за последнее время с отечественным кинематографом. Вот только все благие намерения вкупе с талантом постановщика, к сожалению, здесь сжираются с потрохами апокалипсическим фоном.
Чеканные мизгиревские «не можешь жить — не живи», «сердце отжало» и проч., весь этот твердолобый окраинный стоицизм, в «Кремне» если не подкупавший окончательно, то по крайней мере вызывавший любопытство, по второму разу уже начинает казаться позой. Для автора, чей конек — резать правду-матку тупым ножичком, в «Бубне» он так любуется собственной неотесанностью, что в ней невольно начинаешь видеть концепт. Впрочем, магистральная мысль картины, кажется, как раз в том, что стальные люди обычно оказываются мошенниками.
От полного краха эту сомнительную конструкцию спасает Наталья Негода, двадцать лет пережидавшая безвременье, чтобы вернуться и напомнить — после «Маленькой Веры» она продолжает оставаться главной русской актрисой: не только этого года, но и этих двадцати лет тоже. Лишите фильм ее мощнейшей гравитации, и режиссерские бубны с барабанами останутся вращаться в пустоте, как кольца без Сатурна.
Фильм Бубен, барабан
Второй фильм Алексея Мизгирева — про нравственное падение жесткой провинциальной библиотекарши
Актеры
Рецензия «Афиши» на фильм «Бубен, барабан»
Библиотекарь Екатерина Артемовна (Негода, первый выход на экран за 17 лет), последний бастион культуры в умирающем шахтерском городке, цыкает зубом на посетителей, портящих книги, отвергает ухаживания вежливого дантиста-мафиози, дрессирует помощницу (Лядова), читает со сцены из Киплинга — про «владей собой среди толпы смятенной», а по вечерам, замаскировавшись уродской шапкой, продает пассажирам проходящих электричек «Анжелику», украденную из библиотечных фондов. Когда на главную площадь города десантируется решительный, похожий на Путина мужчина в новенькой флотской форме (Куличков), стальная женщина видит в нем родственную душу и на радостях несколько размякает — как выяснится, преждевременно.
Фильмография режиссера Мизгирева строится будто специально для того, чтоб тыкать ею тем, кто сетует, что русское кино выключено из мирового контекста. Его дебютный «Кремень» был более-менее ремейком «Таксиста», «Бубен, барабан» практически перекладывает на русские реалии «Пианистку» Ханеке: замученная аскезой героиня, человеческие эмоции, выродившиеся, оттого что их слишком долго сдерживали, мертвая культура как заменитель живых чувств — ближе к финалу в дело пойдет и бритва. Вопросы в данном случае не к методу (можно же Балабанову в «Грузе 200» пересказать Фолкнера) и не к форме: дерганость сюжета и косноязычность запутавшихся в нем героев тут явно достоевская, выпестованная, придуманная специально, чтоб резать слух и нервы. Другое дело, что чеканные мизгиревские «не можешь жить — не живи», «сердце отжало» и проч., весь этот твердолобый окраинный стоицизм, в «Кремне» если не подкупавший окончательно, то по крайней мере вызывавший любопытство, по второму разу уже начинает казаться позой. Для автора, чей конек — резать правду-матку тупым ножичком, в «Бубне» он так любуется собственной неотесанностью, что в ней невольно начинаешь видеть концепт. Впрочем, магистральная мысль картины, кажется, как раз в том, что стальные люди обычно оказываются мошенниками.
Лучшие отзывы о фильме «Бубен, барабан»
А потом нельзя дышать. Сначала потому, что любовь дыхание сбивает, толкает на немыслимые поступки (в системе ценностей Екатерины Артемовны). А потом в силу того, что не получилось «все проиграть и нищим стать, как прежде, и никогда не пожалеть о том».
Такая пронзительно-бытовая драма отдельной личности. Вот прям из глубины души и России. Идем и смотрим.
Расслабьтесь и дышите вот так: «Бубен, барабан. Бубен, барабан».
Екатерина Артемовна, женщина средних лет, со следами былой красоты, с
честными глазами и сучьими манерами работает в библиотеке. Строго следит,
чтобы дети не рисовали в книгах, и эти же книги ворует. После работы –
домой, спортивный костюм и шапочка-петушок на глаза преображают до
неузнаваемости. Три часа по марсианскому ландшафту на автобусе до ближайшей
ж/д станции – связи с внешним миром, где люди в поездах от скуки охотно приобретают
библиотечные книги по смешной цене. Конечно же, не обошлось и без Пушкина,
который оказался не очень ходовым товаром.
Далее обмен полученных денег в ближайшем магазине на две банки шпрот,
буханку хлеба и пачку макарон – и осудить поселкового библиотекаря рука не
поднимается. Быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало
можем. Шоколадом лечить печаль, и смеяться в лицо прохожим. Но Екатерина
Артемовна позволяет себе улыбнуться только тогда, когда в поселке
объявляется высокий мужчина в военной форме. Мужчина приходит в библиотеку,
возвращает книгу с библиотечным штампом, купленную им в поезде и приглашает
Екатерину Артемовну в ресторан на деньги, вырученные от заклада местному
стоматологу золотой зажигалки с аббревиатурой БОГ. Мужчина рассказывает о
«пережатом» после смерти жены сердце, которое «отжимает» только выпитый
коктейль, мечтает начать новую жизнь, показывает на руке татуировку БОГ,
которая оказывается инициалами умершей жены – Борисовой Ольги Глебовны,
говорит, что человек должен быть сильным, потому что живешь, пока терпишь,
а если не терпишь – то тряпка, и больше всего в жизни ненавидит воровство.
Екатерина Артемовна приводит его в свой дом и начинает верить ему,
строить планы и даже, продав лучшие книги из библиотеки местному
менту, покупает своему мужчине костюм.
Идиллия нарушается тогда, когда мужчина узнает, что Екатерина Артемовна – библиотечный вор.
.
В конце фильма местный стоматолог, посадив перед собой Екатерину
Артемовну, рассказывает, что буквы БОГ на воровском жаргоне означают «был
осужден государством», их накалывают воры, несогласные с несправедливым приговором,
и уходит чистить зубы, поставив перед Екатериной Артемовной злополучную золотую зажигалку.
Идут титры. И, в сущности, понимаешь, что в этом забытом поселке-Олимпе живут одни БОГи.
А если Вы не записаны в библиотеку, то Вас вообще нет.
Сразу захотелось пойти в бар и выпить коктейль, чтобы сердце после этих полутора часов «отжало».
«Бубен, барабан» (Россия, 2009).
Автор сценария и режиссер: Алексей Мизгирёв.
Оператор: Вадим Деев.
В ролях: Наталья Негода, Елена Лядова, Дмитрий Куличков, Сергей Неудачин, Олег Васильков, Олег Билик, Александр Обласов, Сергей Сосновский, Михаил Бирючков, Надежда Кобзева, Ирина Обидина.
Производство: компания «Итака-фильм» по заказу ПЦ «Централ Партнершип».
Часть первая
Борхес говорил, что за всю историю литературы во всех книгах описывается всего четыре сюжета. Точно такое же число до сих пор насчитывает классификация темпераментов, выделенная еще древними греками. В фильме Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан» показана именно такая вот вечная тема: глубоко раскрыт, если не сказать – препарирован флегматический тип, преломляющийся в страстях, которые известны человечеству с самого начала его существования и наверняка останутся с ним до последних дней мира.
Правильно кто-то из критиков сказал: «Восхищает интеллектуальная честность автора, который смог в самых сакральных символах советской эпохи вроде девушки с веслом рассмотреть древнегреческую героиню». Это и правда – в фильме показана некая вечность (в смысле протяженности, длительности, временнОй перетекаемости), которая может находить конкретные воплощения в разных эпохах, будь то Древняя Греция, Средние века, колхозный социализм или ультрапостмодерн.
А темперамент и есть тот самый «Кремень» – психотип, выделенный в первой картине (одноименной) А. Мизгирёва, еще раньше показанный в фильме его учителя – известного режиссера В. Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра».
Такой психотип что ни делает – все делает железобетонно.
Скажем, героиня дает совет больному отцу: «Когда тебе станет плохо, ты скажи: «Бубен-барабан, бубен-барабан», и боль пройдет». Не менее кременен ее совет несчастному влюбленному: «Не можешь жить – не живи».
Она все время повторяет, что человек не должен быть тряпкой, а когда ей надо выступать со сцены, для чтения выбирает Киплинга: «Владей собой среди толпы смятенной». И не зря стихотворение называется «Заповедь»: умение владеть собой – персональная заповедь героини Н. Негоды.
Такой тип может быть только однолюбом. Он не способен метаться из постели в постель и менять привязанности.
На вопрос, любила ли Ростова Болконского, отвечает уверенно – да, на уточнение, почему же она князю изменила, вновь безапелляционно отвечает – все равно любила, хоть и изменила.
Именно в силу своей кременности (а вовсе не потому, что ей, старой деве, наконец-то дали почувствовать простые человеческие радости вроде секса) героиня не может забыть морячка, который однажды оказался в ее душЕ и в ее постели. Не просто забыть – не может его отпустить.
Героиня принимает в систему своих ценностей принцип любимого мужчины: «Если скрысятничал – кровь всегда есть. Кровь всегда на правду выведет».
Эта кремень в юбке падает в обморок, увидев отрезанную голову, которую ей показали в назидание: «Тот, кто это сделал, – дикарь, а Вы не такая», но встав, тут же твердо отвечает: «Все одинаковые».
Она не отступается от своей идеи уничтожить соперницу, ранее бывшую ей единственной подругой, а потом уведшую у нее любимого мужчину. Она предлагает расплатиться за убийство квартирой. Когда все отказываются от этого – остается в темной комнате поджидать соперницу с бритвой, дождавшись же, говорит той, что хотела порезать ее и спрашивает: «Сама себя сможешь?»
А в итоге вскрывает себе вены.
Показанный тип – не патология. Это доведенная до предела кременность.
Сам Мизгирёв определил жанр как фильм ужасов – «ужасов нашей с вами действительности». А в передаче Гордона сказал, что это история о сильном человеке, который готов противостоять всему, о глубине личности (тут режиссер вспомнил Толстовскую идеею, что есть мужчина, есть женщина, а есть человек).
Алексей признался, что хотел пожалеть всех нас, но не давая несбыточную надежду на хэппи-энд, а назвав вещи своими именами.
Хэппи-энда у фильма и впрямь нет. Но светлый эпизод в конце все-таки дан: когда героиня умирает, остается человек, который вспоминает ее с грустью и горечью, – ее брат.
Часть вторая
Профессия библиотекарши (более того – заведующей библиотекой) выбрана тут не зря. Как сказал один критик в передаче Гордона: «Этот фильм – философская притча. Еще древние говорили, что человеку откровение приходит в пустыне и библиотеке…» Оба образа режиссером показаны: в библиотеке работает героиня, пустыню напоминают мрачные пейзажи городка, где разворачивается действие.
А мне еще вспоминается универсальная (она же Вавилонская) библиотека в понимании Борхеса и Эко (недаром Мизгирёв на философском факультете учился). Борхесова библиотека – это модель устройства Вселенной; структура, сочетающая, по словам самого писателя, «все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) – или все, что поддается выражению – на всех языках». И фильм Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан» – попытка (может, и неосознанная) показать модель нашего мира, во многом – сугубо российского, во многом – того вечного, универсального, о котором я говорила в начале этой рецензии.
Как у Борхеса, библиотека Мизгирёва – лабиринт, но лабиринт, имеющий четкую структуру («Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке, который, будучи повторенным, становится порядком»). В картине книги суть вечные, неизменные, повторяющиеся из века в век надежды, страдания и страсти человека.
Часть резюмирующая
В «Заметках на полях «Имени розы»» Эко говорит, что «выход из такого лабиринта предопределен самим фактом его существования: в нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем – это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца лабиринта». И это замечание отлично синтезирует описанный кременный темперамент героини, сыгранной Негодой, с метафизическим образом библиотеки в фильме.
Итак, если бы меня, скажем, поймали инопланетяне и потребовали квинтэссенционного отчета о культуре через призму фильма «Бубен, барабан», я бы сказала два слова: «темперамент» и «библиотека». 🙂
Весьма любопытны мнения критиков о фильме «Бубен, барабан»:
«Это искусство для художников, массы могут не беспокоиться»;
«В картине метафорически показано, как устроено наше общество»;
«Этот фильм – конфликт между кровью и культурой»;
«Это фильм о провинции, снятый для интеллигенции»;
«Героиня, живущая в новом – массовом обществе, выстраивает себя по образу дворянской героини. Ее подруга клонирует образ героини Негоды. Негода клонирует морячка – все время повторяет его реплики и т. д.»;
«Фильмография режиссера Мизгирёва строится будто специально для того, чтоб тыкать ею тем, кто сетует, что русское кино выключено из мирового контекста. Его дебютный » Кремень» был более-менее ремейком «Таксиста», «Бубен, барабан» практически перекладывает на русские реалии «Пианистку» Ханеке»;
«Дерганость сюжета и косноязычность запутавшихся в нем героев тут явно достоевская, выпестованная, придуманная специаль¬но, чтоб резать слух и нервы»;
«Дебютант Алексей Мизгирёв заслужил от своего вгиковского учителя Вадима Абдрашитова, председателя жюри на фестивале Кинотавр, сразу две премии. Кое-кто из критиков назвал «Кремень» нынешним «Братом-3», а точнее – «Антибратом». Другие же справедливо сопоставили как раз с абдрашитовской картиной двадцатилетней давности – «Плюмбум, или Опасная игра», которая была снята по прозорливому сценарию Александра Миндадзе. Поскольку именно теперь настало «время плюмбумов», а не только «бумеров», в том числе – и в искусстве».