актеры фильма чужой звонок
А бабы здесь тихие
Тестом Бехдель по нашему кино
Чужой звонок (1985)
По одноимённой повести и сценарию Екатерины Марковой.
Режиссёр Сергей Олейник.
В главных ролях: Елена Сафонова, Татьяна Назарова, Яна Друзь, Данила Перов, Антон Мухарский, Мария Скворцова, Людмила Аринина, Алла Мещерякова.
Музыка Эдуарда Артемьева (а также Леннон-Маккартни в сцене, где играют в бутылочку).
С визуальной точки зрения, «Чужой звонок» — кино про любовь режиссёра и оператора к актрисе Елене Сафоновой в элегантных одеждах. По жанру и сюжету, это мелодрама о том, как юношеская влюблённость погибла, не выдержав социального расслоения. Мелодрама бесхитростная, но интересная тем, что социальное расслоение позднесоветское. Это во-первых. Во-вторых, «Чужой звонок» на редкость наглядно показывает нам заветную мечту интеллигентной советской женщины. Спасибо Екатерине Марковой, написавшей и книгу, и сценарий.
Отметим, кстати, в энный раз, какое поистине волшебное действие оказывает на персонажей женского пола присутствие женщины среди авторов. Эти самые персонажи вдруг начинают вести себя по-человечески. Решения принимать, мнения иметь, предрассудки. Амбиции, не связанные с браком. Кто бы, как говорится, мог подумать, шо есть такая корреляция.
Среди прочего, «Чужой звонок» с ходу получает зачёт по Бехдель. Первый же диалог фильма — долгое общение художницы Наташи Кузнецовой, главной героини, с Тимофеевой, старой подругой. Общаются они обо всём подряд. Вот здесь Наташа подруге картину свою показывает новую:
— Творчество. — завистливо вздыхает Тимофеева. — Не то что моя работа. Одни цифры с утра до вечера…
Зависть Тимофеевой возвращает нас к самому интересному бонусу немужской перспективы в фильме — к той самой мечте интеллигентной советской женщины.
У мечты два основных компонента. Один из них — успех в любимой профессии, желательно творческой, — показан в фильме как нечто само собой разумеющееся. Мать Наташи записывает классическую музыку на «Мелодии»; бабушка-художница имеет собственную студию в Ленинграде. Наташина креативная стезя в этом фамильном русле выглядит даже не то чтобы нормальной, а прям-таки неотвратимой.
Второго компонента мечты зовут Игорь Турбин. Этот юноша приходит в Наташину школу, набитую блатной центровой молодёжью, в восьмом (т. е. ныне девятом) классе. «Турбин» — фамилия, само собой, говорящая. Интеллигентная советская зрительница немедленно вспоминает Булгакова, «Дни Турбиных» и благородную дворянскую уберменш-Россию, Которую Мы все Потеряли.
И вспоминает не зря. Новенький Игорь Турбин реально изъясняется языком романов XIX века:
— Он единственный называл меня по имени, — вспоминает взрослая Наташа. — Для него я была не дурацкой «Кузей», а «Наташей». Или «милостивой государыней Натальей»…
Игорь Турбин понимает высокое искусство:
— Просто поразительно, как твой Турбин чувствует классику, — сообщает Наташе мама.
Игорь Турбин получает письмо из новосибирского Академгородка. В письме отмечают его «незаурядные способности в области физики».
Дома у Игоря Турбина стоит большущий шкаф редких книг:
— Какие у вас книги! — ахает юная Наташа, поражённая в самое сердце.
Лицо у Игоря Турбина «замечательное» и даже «какое-то народовольческое». Так скажет потом Наташина художница-бабушка, которой сразу захочется объективировать Игоря ради искусства. В смысле, нарисовать. (Отметим заодно и реплику Наташиной мамы о том, «как похорошел» Макаркин, другой ключевой мальчик в сюжете. У авторов-мужчин женщины хронически любят мужиков за что угодно, кроме внешности. У Марковой женщины, опять же, ведут себя как люди.)
Но внешность, интеллект и благородные манеры — это ещё не всё. Контрольный выстрел в сердце своей целевой аудитории Екатерина Маркова делает иначе. Игорь Турбин у неё не просто тургеневский юноша. Он, как бы это сказать поточней, тоже ведёт себя по-человечески. В смысле, умеет ходить в магазин за продуктами и заботиться о других, в том числе эмоционально.
Игорь Турбин носит по экрану авоську, в которой угадывается капуста и прочее:
Игорь Турбин ухаживает за больной матерью (отец умер до начала фильма) и младшими братьями-близнецами. Он «варганит чаёк». Он восхищается Наташиными рисунками. Он светится от радости, когда Наташа прибегает с криком: «Я поступила [в ленинградскую Академию художеств]!» Когда умирает и мать, Игорь переходит в вечернюю школу, устраивается на завод и на своём горбу вытаскивает близнецов в люди. Конкретней — в выпускной класс консерватории. Сам он при этом так и остаётся рабочим классом.
Иными словами, Игорь делает всё, что ожидалось бы в подобных обстоятельствах от девушки и чего никто — ни тётя Игоря, ни его бабушка, ни зрители «Чужого звонка» — не ждёт от мужчины. Он самоотвержен, как Таня Ищенко из незабвенного фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.». У Тани в «Клаве», напомню, тоже умирает мама, ей приходится идти работать медсестрой, и это всё типа грустно, но не служит сюжетным двигателем целой мелодрамы, а упоминается вскользь. Так, минутка экранного времени ближе к концу. Потому что а чё ж вы ждали и ну как же иначе? Таня Ищенко ж девушка. Обыкновенная девушка. А вот Игорь Турбин — другое дело. Он идеал. Мечта интеллигентной советской женщины о спутнике жизни, который заслуживает этого названия.
ЗАЧЁТ 3/3
О нулевых требованиях к советским мужчинам см. также «Городской романс» и «Не горюй!«. Ну, и см. заодно текст на смежную тему, развивающий реплику «Тебе же учиться надо» из «Чужого звонка»: «Шведская теория свободы«.
Чужой звонок
Игорь Турбин совсем недавно перевелся в новую школу в 8 класс. Мальчик был хоть и видным, но очень сдержанным, за что новые одноклассники прозвали его сфинксом. Высокий, с приятным лицом и необычным способом общения паренек сразу привлек к себе внимание. Особенно всем казались интересными его немного театрализованные манеры.
Игорь был серьезным не по годам. Восьмикласснику пришлось стать главой семьи, ведь отца у него не было. Он заботится о больной матери и двух малолетних братьях, слишком рано повзрослев. Однако куча домашних дел и обязательств не мешали ему хорошо учиться. Мальчик был не просто отличником – он имел незаурядные способности в физике.
Особые отношения у Турбина сложились с одноклассницей Наташей. Миловидная девочка мечтает стать художницей и делает все, чтобы достигнуть своей цели. Веселая, энергичная и свободолюбивая – эти качества были присущи государыне Наталье, как часто ее называл Игорь. Восьмиклассница влюблена в Турбина, но ее совершенно не привлекает его серьезная жизнь.
Ей хочется беззаботной юности, поэтому она не намерена жертвовать своей свободой ради мальчика. Наташа не плохая и не лишена моральных принципов, но в силу молодости ей хочется смеха и веселья. Может, она и передумала бы, не случись в жизни Игоря несчастье, которое кардинально изменило его жизнь. Пройдет много лет, и судьба сведет Наташу и Игоря снова. По какому пути они пошли? Сделали ли правильный выбор?
Картина Чужой звонок рассказывает о взрослении, ответственности и первой любви. Она раскрывает тему сложности выбора и того, как он может повлиять на дальнейшую судьбу человека.
Чужой звонок (1985)
Чужой звонок
Вещий сон вызывает у молодой женщины воспоминания о юности и первой любви. Спустя годы она понимает, что предала любимого и вышла замуж за совершенно чужого ей человека.
Отзывы критиков о фильме «Чужой звонок», 1985
От ласки, платой озабоченной, и от любви, достаток любящей
В семидесятые-восьмидесятые в общем богатом, разнообразном, всячески цветущем своде советской литературы для детства и юношества стихийно возник целый подраздел подростковой любовной, социальным неравенством отягощенной повести, сюжетно выросшей, несомненно, из «Двух капитанов», из ранней, зависимой, детски-несвободной сведённости вместе Сани Григорьева, ещё не полярного лётчика, но нищего детдомовского мальчишки, с московским, барским комфортом окружённой Катей Татариновой, дочерью легендарного исследователя Арктики. Из «Двух капитанов» и «Дикой собаки Динго» с её душу рвущей, безнадёжной влюблённостью нанайского мальчика Фильки в надменно-славянскую блондинку Таню Сабанееву, наивного дикаря — в дочь цивилизаторов. Инвариантами повести этого типа стали непременная разведённость юноши и девушки по разным социальным этажам, причём девушка ставилась всегда выше, была всегда привилегированней, материально и эмоционально благополучней, — и более сильное (более страстное, более трагичное — в зависимости от обстоятельств, но всегда самоотверженное, всегда личностно краеугольное) чувство юноши. В этих историях было много боли, но красивой, чистой, возвышающей душу боли, без грязи, без низости, без мучительной телесной и духовной неловкости, обязательных в социально зеркальных мезальянсах снисходящего до плебейки барчука. Было в них и потакание вкусам и тайным, не высказываемым вслух желаниям женской аудитории, которой такие расстановки, такие воздвижения на пьедесталы (в жизни — редкие, и оттого тем более драгоценные на экране) — льстили.
Об этом — повесть Слепухина «Киммерийское лето», и «Дни поздней осени» Сергиенко, и «Сентиментальный роман» Веры Пановой, и «Абориген» Юрия Короткова, и даже недавние, разлагающие форму по винтикам «Весёлые ребята» Ирины Муравьёвой. Во многом об этом — фильмы «Смятение чувств» Арсёнова, «Всем — спасибо!» Инессы Селезнёвой, «Чужой звонок» Сергея Олейника по одноимённой повести Екатерины Марковой. Последний опус в ряду, телевизионный, бюджетно скромный, выброшенный на экраны в шабутном, стилистически рваном, яркого и пикантного алчущем восемьдесят пятом и сразу же забытый, отодвинутый в густую тень вышедшим через год после него «Курьером» Шахназарова, вывернувшим чувственную модель наизнанку, вычерпавшим из первой юношеской любви всю романтику, дистиллировавшим её в самоотвращение, рессентимент, протест — стал экранным замыкающим целой эпохи настоящих, выковывающих характер в рыцарском служении прекрасной, недоступной даме русских мальчишек. Герой, подобный им, мелькнул в пореформенном нашем кино лишь однажды — в «Нежном возрасте» Соловьева — мелькнул ностальгической пародией на самого себя, и исчез, растворился в реальности новых трезвости и прагматизма, никаким лицемерием более не прикрытого слияния сфер чувственной и деловой.
Между тем, «Чужой звонок» композиционно едва ли не совершенен и расстановкой акцентов даёт едва ли не наилучшее из возможных представление о тогдашнем состоянии умов просвещённого обывателя (а о том, что нет ничего в мире вдохновительнее мещанской вульгарности, знал ещё Набоков). Середина восьмидесятых была, по сути, очень злым, очень хищным временем, очень бессовестным при всей его внешней благообразности. Не было, у нас, кажется, другой эпохи, в которой героиня наследственно сытая, наследственно пристроенная, обложенная по жизни всеми возможными подушками безопасности и сознательно, уже зрелым в семнадцать лет умом выбирающая комфорт, не забывая при этом о более тонких душевных плезирах (она же художник!), и потому морочащая голову чудесному парню, который так грустно, так красиво, так возвышенно влюблён — могла бы вызвать такое жаркое сочувствие, такую истошную жажду отождествления с нею у зрительниц.
Елена Сафонова, стройная, стильная, в шикарном, белыми лисами подбитом пальто на хмурящихся осенним дождём московских улицах — в этом фильме права, сохранив красоту, не убившись в гнусном бытовом служении сирым и убогим. Её жизнь — удалась, поскольку у неё, ах-умницы, получилось совместить зажиточность престижного замужества с прелестью безумной страсти где-то там, в приличествующей эскападам юности. И даже концовка, отсутствующая в повести Марковой, эта афиша Консерватории с именами близнецов Турбиных, знак того, что жертва её Игоря была не напрасна, что братья выжили, выучились, добились — выглядит не столько как кость, брошенная брошенному возлюбленному, сколько как лишняя думочка под спину героине, максимально смягчающая грызь её ещё живой совести. Всё же образовалось в конце концов, правда? Значит, не таким уж предательством было выпустить тогда из своих рук тёплые ладошки малышей, которые Игорь ей, ей одной доверил?
Москва, Петербург, школьные годы, первая любовь
Щемящая история о первой школьной любви, которая никогда не проходит бесследно и навсегда врезается в память и сердце.
Игорь Турбин — новенький в 8 классе. За свою сдержанность он получил кличку «сфинкс». Он заботится о больной маме и двух маленьких братьях. Он высокого роста, у него приятное лицо и чудесные, немного театрализованные манеры (главную героиню он зовёт «государыня Наталья»). Помимо всего прочего, он отлично учится и у него особые способности к физике. Но случается несчастье и жизнь Игоря меняется.
Наташа — обычная девушка, которая собирается стать художницей и хочет беззаботной юности. Она любит Игоря, но не собирается жертвовать ради него своей жизнью. Она не пустышка, просто в силу молодости хочет веселья и смеха. А жизнь Игоря стала слишком серьёзной.
Пройдут годы, и судьба сталкивает Игоря и Наташу вновь. На что стала похожа их жизнь и правильный ли выбор сделал каждый из них? Кого легче понять и как поступили бы вы на месте обоих?
Восхитительный фильм о взрослении, любви и ответственности, снятый в декорациях великих городов Москвы и Петербурга. Глубокий и красивый, мудрый и трогательный. Один из по-настоящему любимых.
Драма Чужой звонок появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Сергей Олейник. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Данила Перов, Антон Мухарский, Елена Сафонова, Людмила Полякова, Людмила Аринина, Яна Друзь, Маргарита Криницына, Мария Скворцова, Наталья Сумская, Алла Мещерякова, Татьяна Антонова, Алла Покровская, Антон Мухарский, Александр Мазуренко, Сергей Мазуренко.
- актеры фильма чужой грех
- актеры фильма чужой против хищника реквием