актеры фильма день за днем
«Дню за днем» полвека: первый телесериал в истории СССР отмечает 50-летний юбилей
Сегодня, когда многочисленные зарубежные и российские сериалы на равных конкурируют с кинопрокатом, а онлайн-платформы – с кинотеатрами, невольно начинаешь забывать о временах, когда с экранными развлечениями дела обстояли не столь радужно. И если в Соединенных Штатах телесериалы появились еще в первой половине XX века, то в Советском Союзе робкие шаги в сторону развития этого формата были сделаны лишь несколько десятилетий спустя.
В 1971 г. Центральное телевидение СССР начало показ первого отечественного сериала «День за днем», официально названного «телевизионной повестью». Его действие было современно дате выхода на экраны и происходило в Москве начала 70-х. Героями были жильцы большой коммунальной квартиры, представители нескольких столичных семей, прежде всего – Якушевых и Баныкиных. Несмотря на то, что их дом должен был быть снесен и соседям предстояло расселение по разным квартирам, по ходу повествования эти люди становились родственными душами не только друг другу, но и многочисленной телеаудитории. Актуальные и понятные проблемы героев зрители переживали, как свои собственные, а потому всенародная любовь была гарантирована.
По словам режиссера Всеволода Шиловского, первоначально сериал должен был состоять лишь из 9 серий, но по чиновничьему требованию свыше «День за днем» продлили до 17 полноценных эпизодов. Итоговая структура постановки состоит из двух разновеликих частей-сезонов, включающих 9 и 8 глав-серий соответственно. Каждый эпизод озаглавлен днем недели, числом и месяцем, причем действие обоих сезонов завершается аккурат под Новый год. Сценаристом и создателем текстов песен сериала выступил поэт и драматург, один из основателей авторской песни Михаил Анчаров. По его воспоминаниям, никто из съемочной группы, включая самого режиссера, не знал заранее, что будет происходить в каждой следующей серии. Возможно, именно в этом и состоял секрет успеха. Во время съемок Анчаров перенес инфаркт, однако смог выкарабкаться и уже через несколько лет сделал с Шиловским еще один проект – телеспектакль «В одном микрорайоне», оставшийся, впрочем, в тени их первой совместной работы.
Сейчас это кажется чем-то доисторическим, но сериал «День за днем» снимался на бобины, вмещавшие лишь по 40 минут экранного времени, а потому в случае любой актерской ошибки всю серию приходилось снимать заново. В силу экспериментальности формата на производство сериала был выделен крайне скромный бюджет, поэтому режиссеру пришлось добиваться достойных гонораров для членов съемочной группы напрямую у тогдашнего председателя Гостелерадио Сергея Лапина.
Став дебютным проектом телевидения СССР в своем формате, сериал «День за днем» снискал огромную популярность среди аудитории. Рассказывают, что создателям постановки в начале 70-х пришло около 300 тысяч писем от благодарной публики. Считается, что этот рекорд зрительской любви не побит до сих пор.
Безусловно, «День за днем» трудно всерьез сравнивать с современными телесериалами. Камерная разговорная постановка без намека на экшн и визуальной динамики, целиком снятая в павильоне и напоминающая то ли бытовой док, то ли запечатленный на пленку спектакль, вряд ли смогла бы сегодня выдержать конкуренцию с сериалами нового типа. Да и нарочитая простота истории вкупе с наивными конфликтами между хорошим и очень хорошим едва ли способна тронуть искушённую публику наших дней. Тем не менее и у этого произведения есть неоспоримые преимущества. Детище Михаила Анчарова и Всеволода Шиловского – настоящий подарок как всех для ностальгирующих по советской эпохе, так и для тех, кто попросту устал от гнетущих атрибутов современного телеэкрана и соскучился по человечному изображению отношений между людьми.
Наконец, «День за днем» – вещь в полном смысле слова историческая. Это не только уникальный взгляд в прошлое и важнейшее свидетельство канувшей в Лету страны с ее нравами, проблемами и чаяниями, но и документ отечественного телевидения. Бесценный в своем роде.
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко о том, как идут съемки первого в мире художественного кино на орбите
За Нобелевской неделей следят по всему миру, как и за научно-просветительским проектом «Вызов», который в Год науки и технологий вместе реализуют Первый канал и Роскосмос. Каким будет первый в мире фильм, снятый на орбите? Как идет работа над ним на высоте 400 километров от Земли? И насколько хорошо к условиям невесомости адаптировались непрофессиональные космонавты, подготовленные к полету в сжатые сроки? Некоторые секреты сегодня приоткрыли главные участники — актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко.
Есть такая легенда, что Останкинская телебашня на самом деле космическая ракета. Проверить пока шанса не было, но сегодня и башня, и телецентр точно стали намного ближе к орбите благодаря сеансу связи с МКС и первым в мире киноэкипажем.
Сразу в глаза бросаются непривычные для МКС детали — то в кадр вплывет кинокамера, то хлопушка с названием фильма «Вызов» Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко здесь ради съемок, но как они встретили свой личный вызов космического полета?
— Д.Рогозин: Рады вас видеть и слышать. Как самочувствие — главный вопрос. Как самочувствие? Меня это больше всего интересует.
— К.Шипенко: Вы знаете, Дмитрий Олегович, по-моему, отлично. Пока все хорошо. Мы вовсю осваиваемся, уже начали снимать. Чувствуем себя хорошо, да, Юля?
— Ю.Пересильд: Чувствуем себя хорошо.
— К.Эрнст: Расскажите про первые сутки, Юля.
— Д.Рогозин: И где спали? Вы выбрали себе уже места, где вы будете коротать свое пребывание на орбите?
— Ю.Пересильд: Мне отдали командирскую каюту. У меня лакшери-вечеринка. Я тут гримируюсь. У меня по всей каюте расклеен грим, наш, киношный. На полу медицинские укладки разложены. У меня даже иллюминатор есть в каюте.
А в иллюминаторе, как в песне, Земля. Но грустить по ней некогда. Кино само себя не снимет. О нем и очередной земной вопрос.
— К.Эрнст: Расскажите, что успели снять за вчерашний день. Насколько знаю, пока полностью в съемочный график не вошли.
— К.Шипенко: Мы сняли несколько сцен, две конкретно, и, собственно, готовились к сегодняшнему дню. Мы практически в графике, в котором планировали находиться, так что сегодня пока все идет по плану.
А как же выполнение плана оценивает командир экипажа, и в первую очередь с профессионально-космической точки зрения?
— Д.Рогозин: Ваши ощущения? Они успевают сделать свою работу? Справляются с трудностями, с которыми сталкиваются на орбите?
— А.Шкаплеров: Могу сказать, что состояние их организма оказалось лучше, чем все ожидали, даже врачи, то есть это говорит о профессиональном отборе, которые произвел ЦПК, МПП. Был, конечно, небольшой дискомфорт первые сутки, на вторые практически уже не чувствуется. На второй же день уже начали съемки, хотя первые кадры были сняты еще в корабле, после выведения, как мы и договаривались. Единственное — перед стыковкой пришлось прекратить съемки. А так ребята адаптируются, учатся готовить себе есть, передвигаться. Конечно, пока летают, сносят половину, что на станции находится. Но мы помогаем, за ними что-то делаем. Даже умыться и то приходится им объяснять, вместо 10-15 минут они тратят больше. Но говорю, что молодцы, стараются Все идет по плану,не беспокойтесь. Думаю, все получится.
В голосе Антона Шкаплерова, пусть и искаженном помехами дальней связи, звучит та самая уверенность, с которой он вручную пристыковал корабль к Международной космической станции. В этот момент съемки на борту «Союза» пришлось прервать, чтобы не отвлекать командира.
— К.Эрнст: Это было действительно круто. Мы, несмотря на то, что страшно волновались, мы настолько были уверены в Антоне. Юля, Клим, что вы будете делать с Юлиными волосами?
— К.Шипенко: В каких-то сценах мы будем оставлять этот прекрасный эффект, которого невозможно добиться, снимая невесомость на Земле, так что мы пользуемся, и чтобы зритель видел, что происходит с волосами женщины, которая находится в невесомости. А в каких-то сценах, конечно же, Юля будет их прибирать в хвостик. Но даже в хвостике, конечно, видно, что волосы в невесомости, поэтому это очень зрелищно выглядит. Будем эту зрелищность оставлять и подчеркивать, где надо.
— Д.Рогозин: Я думаю, что сейчас многие мировые стилисты смотрят на Юлю и, наверное, теперь эта прическа войдет в моду. Я не знаю, как ее сделать на земле, в условиях гравитации, но выглядит это своеобразно, я первый раз такое вижу.
В этом проекте вообще очень многое впервые. И неспроста его называют научно-просветительским. Миллионы людей увидели подготовку к запуску в таких подробностях, как никогда прежде. А что еще, если не пристальное внимание такого количества глаз, может поднять престиж профессии сотен людей, которые, как правило, остаются за кадром. Мир наблюдал за работой инженеров и техников, а потом и за пуском ракеты с немыслимых до сих пор ракурсов. А сценарий фильма «Вызов», где одному которому одному из космонавтов требуется срочная операция прямо на орбите, далеко не только захватывающий киносюжет.
— Д. Рогозин: Фактически это учение по проведению мощного медицинского вмешательства для спасения жизни наших космонавтов. Это будет иметь долгосрочный эффект. И я также, если не возражаете, передам слова благодарности нашим коллегам из НАСА, потому что я вижу, несмотря на тот холодок, который был вначале в восприятии этой миссии, они понимают, что это нужное для всех дело.
Встреча с американской частью экипажа МКС, кстати, тоже прошла отлично. Станция живет как один организм, вне зависимости от страны происхождения космонавтов. А уж как сближает магия кино, теперь узнают и на орбите. Ну а внизу, конечно, ждут возвращения. Съемочная группа пробудет в космосе до 17 октября.
Здесь, на земле, после такого сеанса связи невольно задаешься вопросом — мог ли о чем-то подобном мечтать отец русского телевидения Владимир Зворыкин. Кто знает, но факт остается фактом — телебашня в осенних красках деревьев у подножия сегодня и правда напоминает ракету на старте.
Документальные фильмы 12+
«Леонид Куравлев. Это я удачно зашел!». Документальный фильм к 85-летию актера
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Леонид Куравлев — народный любимец, актер яркий и узнаваемый. Он не забыт, до сих пор снимается в кино, да и по улице пройти просто так ему не дают поклонники. Если честно, мы с трудом уговорили Леонида Вячеславовича дать нам интервью. Куравлев не любит, как он сам говорит, «светить мордой лица».
Он совершенно не публичный человек. Блеска софитов и внимания телекамер ему вполне хватает на съемочных площадках. В обычной жизни актер старается жить тихо и даже незаметно. Он отказывается от интервью. Избегает светских мероприятий. Не впускает в свой дом журналистов. И только для Первого канала он сделал исключение. Он дал большое интервью нашей съемочной группе, рассказал об очень личных моментах своей жизни, таких, о которых раньше молчал. В нашем фильме актер впервые немного приоткроет дверь в свою личную жизнь.
По-настоящему Леонида Куравлева знала только одна женщина. Та, чье тепло помнят его руки, чей голос слышится ему во время одиноких прогулок по набережной. Леонид Куравлев ни разу не сыграл на экране настоящую любовь. Но он прожил ее в жизни. Впервые в нашем фильме актер расскажет историю их любви и жизни с женой. До сегодняшнего дня он ни с кем не делился своими воспоминаниями.
Он познакомился со своей будущей женой Ниной, когда учился в 9-м классе. Пришел на каток, увидел ее — семиклассницу, которая скользила по кругу и все! Пропал! Они поженились через 6 лет после знакомства. Иных вариантов Куравлев просто не рассматривал. Сегодня люди постоянно находятся в поиске: сравнивают, выбирают, вычисляют — как бы не ошибиться! А вот Куравлев ничего не вычислял. Зачем искать еще кого-то, когда ты уже нашел ту, которую полюбил и которой доверился. Поэтому и во ВГИКе Куравлев ни на кого из однокурсниц не смотрел. И ни разу не был замечен в романах на съемочных площадках. Сам Куравлев говорит — пусть мне не верят, крутят пальцем у виска, но так оно и было! Нина — единственная женщина в моей жизни.
Нина Куравлева была не только красива, но и умна. Она никогда не почивала на лаврах звездной жены. Всю жизнь работала в школе, начинала преподавателем английского языка, потом стала завучем. Специально для нашего фильма мы съездили в школу, где работала Нина Васильевна, поговорили с учителями, с которыми она работала бок о бок, они рассказали нам, какой она была.
Практически каждый актер рано или поздно играет героя-любовника. Но в огромной фильмографии Куравлева нет ни одной мелодрамы, ни одной истории любви! Что касается любовных отношений, на экране Куравлев чаще всего играл легкомысленных товарищей — Аркадий из фильма «Начало», который изменяет жене, несерьезный Афанасий Борщев, ловелас Миша Дятлов из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Мы спросили Леонида Вячеславовича — почему ему не давали играть серьезные чувства? Настоящую любовь? Это так сложно? Оказывается — наоборот! И он нам тут же, во время интервью, показал, как надо играть любовь: как смотреть на партнера, как с ним говорить!
Многие коллеги актера заметили — за последние несколько лет Леонид Вячеславович очень изменился, стал замкнутым. Но на это есть причина. Самая страшная причина, которая только может быть в жизни. В 2012 году не стало любимой жены актера.
Сегодня утешение Куравлева — это его внуки. Три славных мальчика. Продолжение жизни, продолжение рода, продолжение истории его любви к Нине. Внуков подарил актеру его сын — Василий. Дочка Катя закончила Щукинское училище и успела мелькнуть в кино. Даже в одном фильме с папой. После смерти мамы Катя переехала к отцу — чтобы он не оставался один. Следит за его здоровьем, помогает по хозяйству, да и вообще поддерживает его. Дети актера еще более скромны и закрыты, чем папа — они наотрез отказываются сниматься где-либо. Куравлев поддерживает — это их право! Но сам с удовольствием рассказывает про своих детей на камеру. Впервые в нашем фильме Леонид Куравлев рассказал про семью своего сына, про внуков.