актеры фильма депутат балтики

Депутат Балтики

Из Википедии — свободной энциклопедии

актеры фильма депутат балтики. 267px %D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82 %D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-267px %D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82 %D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка 267px %D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%82 %D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.Жанристорико-революционныйРежиссёрАлександр Зархи
Иосиф ХейфицАвтор
сценарияДаниил Дэль
Александр Зархи
Леонид Рахманов
Иосиф ХейфицВ главных
роляхНиколай Черкасов
Мария Домашёва
Борис Ливанов
Олег Жаков
Александр МельниковОператорМихаил КапланКомпозиторНиколай ТимофеевКинокомпанияКиностудия «Ленфильм»Длительность90 минСтранаактеры фильма депутат балтики. 22px Flag of the Soviet Union (1924%E2%80%931955).svg. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-22px Flag of the Soviet Union (1924%E2%80%931955).svg. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка 22px Flag of the Soviet Union (1924%E2%80%931955).svg. СССРЯзыкрусскийГод 1936IMDbID 0027509

«Депутат Балтики» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1936 году режиссёрами Александром Зархи и Иосифом Хейфицем. Другое название — «Беспокойная старость».

Премьера фильма в СССР состоялась 27 марта 1937 года.

Посвящаем великому русскому учёному. К. А. Тимирязеву. Борцу и мыслителю

Источник

Депутат Балтики

Выход фильма «Депутат Балтики»

«Депутат Балтики» — художественный фильм, снятый в 1936 году в СССР. Другое название — «Беспокойная старость». Премьера — 27 марта 1937 года.

Содержание

Сюжет

Действие фильма происходит в Петрограде, осенью 1917 года, в самый разгар революции. Большевики приходят к власти. Студенты увлечены политикой и им не до учёбы. Большинство преподавателей и учёных с презрением и опаской относятся к новой власти и её действиям. Но главный герой — пожилой профессор Дмитрий Илларионович Полежаев, сумел понять и принять революцию. Он начинает обучать группу балтийских матросов-большевиков. Неудивительно, что позже Полежаев становится «депутатом Балтики», избирается депутатом от моряков Балтийского флота.

Прообразом профессора Полежаева стал легендарный русский учёный естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев (1843—1920), преподававший в Кембридже и Оксфорде. Тимирязев был одним из немногих выдающихся русских учёных, которые открыто поддержали Советскую власть.

В ролях

Съёмочная группа

Призы и награды

Ссылки

актеры фильма депутат балтики. 55px P Cinema.svg. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-55px P Cinema.svg. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка 55px P Cinema.svg.

Полезное

Смотреть что такое «Депутат Балтики» в других словарях:

ДЕПУТАТ БАЛТИКИ — ДЕПУТАТ БАЛТИКИ, СССР, Ленфильм, 1936, ч/б, 96 мин. Историко социальная драма. Фильм о талантливом ученом, профессоре Полежаеве (прототипом являлся К. А. Тимирязев) русском интеллигенте, сразу и безоговорочно принявшем революцию. Тенденциозность… … Энциклопедия кино

ДЕПУТАТ БАЛТИКИ — 1936, 96 мин., ч/б. жанр: историко революционный. реж. Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, сц. Леонид Рахманов, Даниил Дэль, Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, опер. Михаил Каплан, худ. Николай Суворов, Владимир Калягин, комп. Николай Тимофеев, зв.… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Депутат Балтики (фильм) — Депутат Балтики Жанр Драма Режиссёр Александр Зархи Иосиф Хейфиц В главных ролях Кинокомпания … Википедия

Старков, Эдуард Сергеевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Старков. Эдуард «Рэдт» Старков Эдуард Старков, 1996 год … Википедия

Зархи, Александр Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зархи. Александр Зархи … Википедия

Хейфиц, Иосиф Ефимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хейфец. Иосиф Хейфиц Имя при рождении: Иосиф Ефимов … Википедия

Химера (рок-группа) — Химера Группа Химера в 1993 году Годы … Википедия

Хейфиц — Хейфиц, Иосиф Ефимович Иосиф Хейфиц Имя при рождении: Иосиф Ефимович Хейфиц Дата рождения: 4 (17)&#160 … Википедия

Черкасов — Николай Константинович [14(27).7.1903, Петербург, 14.9.1966, Ленинград], русский советский актёр, народный артист СССР (1947). Член КПСС с 1940. В 1923 26 учился в Ленинградском институте сценических искусств, затем работал в… … Большая советская энциклопедия

Химера (группа) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 ноября 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

Источник

«ДЕПУТАТ БАЛТИКИ»

«ДЕПУТАТ БАЛТИКИ»

«Ленфильм», 1937 г. Сценарий: Л. Любашевский, Л. Рахманов, А. Зархи, И. Хейфиц. Режиссёры А. Зархи и И. Хейфиц. Оператор М. Каплан. Художники Н. Суворов и В. Калягин. Композитор Н. Тимофеев. В ролях: Н. Черкасов, М. Домашева, Б. Ливанов, О. Жаков, А. Мельников.

В основу сценария «Депутата Балтики» легла биография К.А. Тимирязева — русского учёного, ставшего после революции депутатом Моссовета от рабочих-железнодорожников.

Инициатива создания фильма принадлежала руководителю студии Адриану Пиотровскому. Сценарий поручили молодому писателю Леониду Рахманову.

Далеко не сразу удалось решить кардинальный вопрос: делать ли сценарий о самом Тимирязеве или вывести на экране образ учёного, наделённый тимирязевскими чертами, но не связанный конкретно с фактами его биографии. Сценаристы и редакция студии предпочли второй вариант.

С образом Изборского, как долго назывался будущий профессор Полежаев, в советскую драматургию вошёл новый герой. Фамилия Изборский появилась не случайно. Так в одном из произведений В. Короленко именует своего учителя К.А. Тимирязева.

В сценарии было немало подробностей, взятых из биографии великого учёного. Первые слова, произносимые Изборским, — точные слова Тимирязева, которыми он начал в Лондонском Королевском обществе лекцию о «Космической роли растений».

Рахманов придал своему герою и другие черты Тимирязева. Оба они ботаники, члены многих академий мира, почётные члены научных обществ, награждены мантией Ньютона. Оба высокого роста, сухопары, подтянуты. У них похожие бородки, острый, колючий характер. Они ровесники.

Пиотровский познакомил со сценарием «Беспокойная старость» режиссёров Первой комсомольской бригады Александра Зархи и Иосифа Хейфица. После «Горячих денёчков» они собирались ставить фильм по роману Юрия Германа «Наши знакомые», но сценарий был забракован.

Сама возможность показать большого учёного привлекала режиссёров. Но смогут ли они, молодые люди, снять фильм о пожилом человеке, проникнуть в психологию своего героя? Пиотровский на это ответил: «По-моему, именно такое резкое возрастное несовпадение может придать фильму остроту, создать „революционный взрыв“».

Зархи и Хейфиц от выбора темы и до начала съёмок работали абсолютно синхронно. Обычно либо сами писали сценарий, либо в соавторстве с кинодраматургом. И все проблемы, связанные с постановкой фильма решались ими настолько согласованно, что они в любой момент могли подменить друг друга.

Через некоторое время Рахманов представил студии второй вариант сценария. На заседании режиссёрской коллегии «Ленфильма», проходившей в мае 1936 года под председательством А. Пиотровского, этот вариант подвергли серьёзной критике. К работе над литературным сценарием активно подключились А. Зархи, И. Хейфиц и привлечённый студией драматург Д. Дэль (Леонид Любашевский).

В результате из сценария выпало всё то, что могло «размельчить» суровый пафос повествования. Ушло и камерное рахмановское название «Беспокойная старость», и фамилия профессора: Изборский. Появился Дмитрий Илларионович Полежаев.

Постепенно исчезали из сценария черты семейно-бытовой драмы. Дольше всех не сдавала позиций «молодая героиня» — дочь профессора Зоя с её несчастной любовью к доценту Воробьёву и сложным отношением к отцу. И всё же авторы не побоялись лишить фильм «интересности» и любовную линию убрали. Весь драматургический конфликт будущего фильма сосредоточился вокруг образа профессора Полежаева.

В подготовительном периоде все трудности отступали перед коренной проблемой: кому играть Полежаева? Пока шли поиски главного героя, проводился подбор актёров на другие роли. Тут всё было легче.

Когда встал вопрос о том, кто сыграет доцента Викентия Воробьёва, ассистента профессора Полежаева, взоры режиссёров обратились на Олега Жакова. Зархи и Хейфицу нравится этот молодой актёр со сдержанными, даже скупыми движениями, за которыми ощущалась недюжинная эмоциональная сила.

Роль матроса Куприянова досталась Александру Мельникову. Обаяние, тонкий юмор, свойственные этому артисту, должны были вызвать симпатии к суровому балтийскому моряку.

На роль студента-большевика Бочарова после сравнительно недолгих поисков был утверждён прославленный мхатовец Борис Ливанов. На роль Марии Александровны пригласили артистку Марию Домашеву из Ленинградского театра госдрамы.

Подготовительный период по картине близился к концу, а профессора Полежаева все ещё не было. И тут ассистенту режиссёра Михаилу Шапиро пришла в голову смелая мысль: а что если Черкасов? Молод? Может помочь грим. Почему не попробовать?

Идея пригласить Черкасова на роль профессора Полежаева была, конечно, несколько рискованной. Его знали как талантливого молодого артиста комедийного плана.

Черкасов ознакомился со сценарием и почувствовал, что профессор Полежаев — как раз тот образ, который он искал.

Поначалу неотступное желание артиста сыграть роль Полежаева несколько озадачивало Зархи и Хейфица, потом они и сами загорелись этой идеей. А вокруг на студии посмеивались и предсказывали неудачу — мальчишество, авантюра!

Г. Козинцев, увидев Черкасова на экране, обратился к молодым режиссёрам: «У вас же получится не фильм, а гимназический спектакль. Для мам и пап. Гимназист нацепил на себя бородку, чтобы мама и кузины не узнали. Это же несерьёзно — гимназист в вате!»

Но молодых режиссёров поддерживала вера в Черкасова, подстёгивала жажда риска.

Первая проба состоялась в обычной комнате и всем принесла разочарование. Черкасов был похож на кого угодно, но только не на профессора Петербургского университета, каким представляли его себе постановщики фильма.

Вторая проба проходила уже на студии и была более удачной. Режиссёры решили провести ещё одну пробу.

Искусный художник-гримёр Антон Анджан сконструировал окончательный грим Черкасова. На столике перед зеркалом стоял снятый в три четверти портрет К.А. Тимирязева. Анджан уверенно брал усы, бороду, наклейки, ловко манипулировал ножницами и гребёнками. От парика пришлось отказаться, волосы артиста Анджан подкрасил, а у висков наложил серебристые пряди. Мягкие седины окружили широкий, выпуклый лоб Черкасова. Работа над внешним обликом Полежаева длилась около четырех часов.

Оператор Михаил Каплан вспоминал: «Когда мы через день пришли в „директорский“ зал и осветился экран — в первое мгновение мы как будто оцепенели: прямо на нас шаркающей походкой шёл высокий седовласый старец с живым проницательным взглядом, высоким лбом мыслителя и мальчишеской улыбкой. Мы услышали старческий голос с тем же черкасовским прононсом, в котором моментами прорывались высокие энергичные нотки — характерная особенность полежаевского голоса, найденная Черкасовым уже тогда и сохранившаяся на протяжении всей картины».

Казалось, что актёр знает о своём герое буквально все.

Съёмки «Депутата Балтики» шли последовательно, по ходу развития действия.

С первых же кадров фильма, предваряющих сцену обыска, зритель погружается в напряжённую тревожную атмосферу революционного Петрограда.

Насторожённая ночь. Безлюдно. Зорко всматривается в неверную тьму патруль красногвардейцев и матросов. Среди них Куприянов (Мельников), командир отряда.

Для первого кадра выбрали окраинную улицу с неказистыми домами и дощатым забором. Заказали пожарные машины — дождь, ветродуи (аэросани с пропеллером). И вдруг все отложилось. Отдел техники безопасности категорически запротестовал против условий этой съёмки. Под ледяным дождём здоровью артистов угрожала опасность. Лишь на следующий день, когда Жаков и Мельников официально заявили, что готовы сниматься при любой погоде, съёмка была разрешена.

Вслед за проходами патруля на экране появляется ночная очередь у продовольственного магазина. Для съёмки этих кадров выбрали перекрёсток в центре города на углу улицы Рубинштейна и Пролетарского переулка, нашли подходящую витрину, у которой и выстроилась очередь. И все покрывал моросящий, холодный осенний дождь — сложное сочетание водяных потоков из трех пожарных рукавов.

Продолжение эпизода — суд над грабителем хлебного склада — снимали следующей ночью. Шёл дождь. Раз пять-шесть в течение ночи, во время перестановки кадра Мельников и Жаков убегали на студию и, как были в одежде, бросались под горячий душ. Задубевшая материя бушлата, пальто, бескозырка оттаивали, становились мягче. Отогревшись, артисты опять выходили на холодный воздух. Мельников потом рассказывал, что к утру его непрестанно била мелкая дрожь. Но как только он оказывался перед объективом киноаппарата, все забывалось, и он вновь становился суровым и твёрдым матросом Куприяновым.

Съёмка окончилась в четвёртом часу ночи. С сознанием выполненного долга все отправились отсыпаться.

Легко представить себе состояние операторов, когда из лаборатории им сообщили, что негатив отснятого материала забракован… Электрические разряды на плёнке! Лёгкое свечение, мгновенно воздействующее на светочувствительную эмульсию. Пересъёмка неизбежна… Катастрофа!

Оператор Каплан договорился, что весь материал напечатают для контрольного просмотра на экране.

На следующий день состоялся просмотр первых кадров. Игра актёров и обстановка действия — почти физически ощутимые мрак, дождь, ветер — режиссёров вполне удовлетворили. А посвечивание разрядов вперемежку со сверканием дождевых струй было никем не замечено, кроме, разумеется, операторов. И в таком виде, с электрическими разрядами, сцены прохода патруля и вошли в картину.

Первая встреча с профессором происходит в его рабочем кабинете. Высокие стеллажи с книгами, рукописи на столе, на стуле… Решительным шагом, не обращая внимания на взволнованную хозяйку дома, входит в кабинет матрос Куприянов, чтобы произвести обыск у «буржуя» и отобрать излишки продовольствия. Но профессор, оказывается, не трусит, а наоборот. И он вовсе не «буржуи» Начинается взаимопонимание будущих друзей. В этом взаимопонимании, в разведке «боем» матрос оказывается побеждённым. У него рождается уважение к науке, с представителем которой он столкнулся впервые.

Хейфиц и Зархи во время съёмок заботились о том, чтобы не было отклонений от сложившегося замысла. Перед каждой съёмкой актёрам читали записи из журнала репетиций. Вся техническая работа — установка мизансцены, съёмочной аппаратуры, света — проводилась с дублёрами, чтобы не утомлять перед съёмкой актёров.

Продуманность фильма, чёткая организованность, точное ощущение замысла позволили снять фильм в небывало короткие сроки — за пять месяцев, с августа по декабрь 1936 года.

Авторы фильма отказались от упрощения в показе перехода интеллигенции на сторону революционного народа. Студенты устраивают обструкцию профессору. Набор его книги — труда всей жизни — рассыпается, а рукопись похищается. В день своего рождения Полежаев оказывается одиноким.

Точная копия зала заседаний Таврического дворца была построена в белом ателье «Ленфильма», в бывшем главном зале фешенебельного варьете «Аквариум».

Полежаев начинает свою речь с неожиданного обращения. «Господа!» — провозглашает он довольно твёрдо. Потом, в монтаже, режиссёры дадут лёгкий шумок, прокатившийся по рядам зала, такого обращения никто не ожидал. Или профессор ошибся? Но Дмитрий Илларионович после секундной паузы продолжает с воодушевлением: «Нет, я не оговорился! Я говорю вам — господа! Рабочим и работницам, вам — крестьянам и крестьянкам, вам — красным солдатам и славным морякам!»

Голос оратора звучит уверенно и сильно: «Вы — хозяева и подлинные господа на шестой части мира… Приветствую вас от лица науки, обязанной думать о вашем настоящем и о вашем будущем счастье. »

Больше полутора месяцев прожил Черкасов в трехкомнатной квартире профессора Полежаева в съёмочном павильоне «Ленфильма» на Кировском проспекте. Когда съёмки закончились и плотники начали разбирать «полежаевскую» декорацию и строить на её месте новую, уже для другого фильма, у Черкасова появилось щемящее чувство расставания с родным домом.

1 января 1937 года «Депутат Балтики» был показан в Ленинградском Доме кино, а спустя немного времени в Московском. И в обоих залах зрители стоя аплодировали заключительной речи Полежаева в Петросовете. Это был огромный успех.

В марте фильм вышел на экраны страны. Равнодушных не было. В адрес съёмочной группы начали приходить письма и телеграммы со всех концов страны. «Зрители Донбасса восхищены фильмом „Депутат Балтики“», — писали шахтёры. «Полежаев — образ, могущий стать идеалом для любого советского интеллигента», — выражал мнение учёных профессор В. Квасников.

Работа всей съёмочной группы оценивалась чрезвычайно высоко, но, пожалуй, самый большой успех выпал на долю Черкасова. «Это был гениальный актёр, — говорит Зархи. — Он до такой степени вживался в образ, проникал в характер своего героя, что после команды „Мотор!“ я буквально физически ощущал, как на него накатывали десятки прожитых лет. Это выражалось в каждом жесте, даже в движении его пальцев. Когда коллеги не пришли на именины к Полежаеву, на душе у него очень тяжело. Чтобы не расстраивать жену, он заходит в свой кабинет. Видит штатив с пробирками, в которых у него идёт опыт. Он берет одну пробирку, смотрит. И этот простой жест говорил о многом. В нём были и человеческое горе, и профессиональный автоматизм учёного. Все это показывал Черкасов».

Актёру пошли письма с просьбами, предложениями, раздумьями о том, как сделать жизнь лучше. К нему обращались как к депутату. Черкасов был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

В 1937 году фильм был показан на Международной выставке в Париже и был удостоен высшей награды — «Гран-при».

Источник

ДЕПУТАТ БАЛТИКИ

ДЕПУТАТ БАЛТИКИ — 1936, 96 мин., ч/б. жанр: историко революционный. реж. Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, сц. Леонид Рахманов, Даниил Дэль, Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, опер. Михаил Каплан, худ. Николай Суворов, Владимир Калягин, комп. Николай Тимофеев, зв.… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Депутат Балтики (фильм) — Депутат Балтики Жанр Драма Режиссёр Александр Зархи Иосиф Хейфиц В главных ролях Кинокомпания … Википедия

Старков, Эдуард Сергеевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Старков. Эдуард «Рэдт» Старков Эдуард Старков, 1996 год … Википедия

Зархи, Александр Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зархи. Александр Зархи … Википедия

Хейфиц, Иосиф Ефимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хейфец. Иосиф Хейфиц Имя при рождении: Иосиф Ефимов … Википедия

Химера (рок-группа) — Химера Группа Химера в 1993 году Годы … Википедия

Хейфиц — Хейфиц, Иосиф Ефимович Иосиф Хейфиц Имя при рождении: Иосиф Ефимович Хейфиц Дата рождения: 4 (17)&#160 … Википедия

Черкасов — Николай Константинович [14(27).7.1903, Петербург, 14.9.1966, Ленинград], русский советский актёр, народный артист СССР (1947). Член КПСС с 1940. В 1923 26 учился в Ленинградском институте сценических искусств, затем работал в… … Большая советская энциклопедия

Химера (группа) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 ноября 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

Источник

Как единственный актер, изображенный на ордене, поставил Любовь Орлову на колени: Николай Черкасов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 1. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 1. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 1.

Мальчишка, очарованный театром

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 2. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 2. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 2.

Николай вырос в Петербурге в семье железнодорожного служащего, но все домочадцы были людьми творческими, а одна из тетушек выступала в Мариинском театре. Николай с братом часто бывал в опере и сам грезил о сцене. Когда ему было 16 лет, он узнал о том, что Мариинка набирает статистов, и решил воспользоваться этой возможностью оказаться хоть на шаг ближе к своей мечте.

Черкасов с юности боготворил театр и позже вспоминал: « Мариинский театр, самые очертания этого здания, его оркестр, его сцена, его голубой зал, затянутый бархатом, сверкающий позолотой, – все это представлялось самым заветным кладезем искусства, недоступным, недосягаемым, сладчайшим плодом, существующим лишь для избранных ».

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 3. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 3. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 3.

Позже Николай окончил студию мимистов и Институт сценических искусств, после чего начал выступать на сцене Ленинградского ТЮЗа, передвижного театра «Комедия» и Ленинградского академического театра драмы им. А. Пушкина (Александринки), а также стал артистом Ленинградского и Московского мюзик-холлов. В 24 года он начал сниматься в немом кино, а известность пришла после 30 лет, в середине 1930-х гг., когда Черкасов снялся в фильмах «Горячие денечки», «Депутат Балтики», «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ» и др.

Любимец Сталина, запечатленный на ордене

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 4. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 4. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 4.

Всесоюзную славу актеру принесли роли царевича Алексея в «Петре Первом», главных героев в «Александре Невском», «Иване Грозном». «Александре Попове» и «Дон Кихоте». В 1940-х – 1950-х гг. Николай Черкасов был одним из самых востребованных, узнаваемых и популярных советских актеров. Ради роли Ивана Грозного он даже отказался от поступившего в то же время предложения знаменитого итальянского режиссера Лукино Висконти сняться в его фильме «Леопард».

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 5. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 5. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 5.

Неординарные способности актера были оценены по заслугам: за роль 75-летнего профессора Полежаева, которую Черкасов сыграл в 33 года в фильме «Депутат Балтики», он был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР, а картина получила Гран-при на Международной выставке в Париже. А его перевоплощение в образ Александра Невского так впечатлило самого Сталина, что актер получил Сталинскую премию I степени. А когда позже в СССР появился орден Александра Невского, на нем, по требованию Сталина, был запечатлен профиль Николая Черкасова (прижизненного изображения полководца не сохранилось). Так он стал единственным в истории актером, изображенным на ордене.

Мастер, покоривший Любовь Орлову

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 6. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 6. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 6.

Когда Николаю Черкасову предложили роль кинорежиссера Громова в фильме Григория Александрова «Весна», он поначалу отказался. И тогда супруга режиссера, знаменитая актриса Любовь Орлова, исполнявшая в картине главную роль, пригласила Черкасова к ним на дачу во Внуково. Александров попросил его прочитать сценарий фильма, но он актера не впечатлил. Дочитав до конца, он заявил: « Мне здесь играть нечего ».

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 7. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 7. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 7.

Орлова принялась его переубеждать. Когда все аргументы были исчерпаны, кинодива полушутя-полусерьезно упала перед ним на колени: « Ни один актер не сыграет так, как нам нужно! А Гриша и вы сделаете из этого материала чудо! Мы будем снимать в Праге во время вашего отпуска в театре, вы можете взять вашу супругу с собой… ». Отказать в такой ситуации одной из самых ярких звезд советского кино Черкасов не смог и в результате воплотил на экранах образ чудаковатого, но очень талантливого режиссера, черты которого «списал» со своего друга – режиссера Сергея Эйзенштейна.

Депутат, помогающий людям

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 12. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 12. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 12.

Помимо съемок в кино, Николай Черкасов занимался активной общественной и государственной деятельностью. В партию он вступил еще в 1940 г., а в 1950-х гг. был депутатом Верховного Совета СССР. Пользуясь своим положением, он помог огромному количеству людей – в годовом отчете депутата было указано, что он принял 2565 человек. При этом не афишировал того, что помогал репрессированным и выбивал квартиры актерам. Георгий Товстоногов о нем говорил: « Если можно было бы собрать в одно место всех, кому когда-нибудь в трудную минуту жизни помог Николай Константинович, пришлось бы арендовать стадион! »

Его знакомые вспоминали о таком случае: однажды во время депутатского приема к нему в кабинет ворвалась женщина с тремя детьми, заявила, что всем им негде и не на что жить, а потому она не видит другого выхода, кроме как оставить их прямо в кабинете. Черкасов посадил ее и малышей в свою машину и повез по инстанциям. В результате в тот же день они получили жилье.

Несчастный отец, лишившийся дочерей

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 9. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 9. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 9.

Профессиональная судьба Николая Черкасова складывалась очень успешно, а вот в личной жизни ему довелось пережить немало испытаний. Он был счастлив в любви и всю жизнь прожил с единственной женой, актрисой Ниной Вейтбрехт, с которой познакомился еще в институте. У статного привлекательного актера, чей рост достигал почти двух метров, всегда было множество поклонниц, но его сердце принадлежало одной женщине.

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 10. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 10. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 10.

В 1931 г. у пары родилась старшая дочь, в 1939 г. – младшая, а перед самым началом войны – сын. Он стал единственным ребенком актера, который остался в живых. Младшая дочь ушла из жизни еще в младенчестве, старшая не пережила блокаду в Ленинграде. Андрей Черкасов не захотел пойти по стопам отца – он занялся наукой, стал доктором физико-математических наук и работал в НИИ.

Профессионал, преданный своему делу

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 11. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 11. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 11.

После 40 лет у актера начались проблемы со здоровьем – подводили сердце и легкие. Но своей работе он был предан фанатично и продолжал много работать. На съемках фильма «Дон Кихот», где было несколько опасных сцен, он иногда отказывался от помощи каскадера и исполнял трюки самостоятельно. В одном из эпизодов актер вертелся на крыле мельницы и висел вниз головой на высоте 16 метров над землей. На тот момент ему было уже 53 года.

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 14. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 14. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 14.

Его партнер по съемкам Юрий Толубеев вспоминал: « Он был великий труженик. Это был пятый Дон-Кихот в творческой биографии Черкасова. Казалось, можно быть уверенным в себе – выручит профессиональная память. Но Черкасов искал новые краски в знакомом образе… Съемки фильма проходили посреди раскаленного пыльного плато. Солнце палило, как на экваторе, но оператору не хватало света, и целый ряд огромных пылающих дигов окружал съемочную площадку. Но Черкасов надевал на себя металлические, обжигающие тело доспехи и дубль за дублем искал нового, не похожего ни на своих прежних, ни на каких других трагического Дон-Кихота. Он просто не умел работать вполсилы, увлеченный постоянным поиском ».

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 8. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 8. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 8.

В последние годы Черкасов все чаще попадал в больницу. Его состояние усугубилось, когда его неожиданно уволили из Александринского театра. По одной версии, он поставил ультиматум после того, как его жена попала под сокращение, и ушел следом за ней. В других источниках утверждается, что он вступился за начинающих актеров и заявил на собрании: « Чем увольнять молодежь, лучше увольте меня! »

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 13. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 13. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 13.

Как бы то ни было, из театра ему пришлось уйти. Вскоре после этого он слег, а 14 сентября 1966 г. его не стало. На тот момент Николаю Черкасову было 63 года. Один из его учеников сказал, что его погубила не сердечная недостаточность, а недостаточная сердечность – тех, кто его окружал. В 1970 г. именем Черкасова была названа одна из улиц в Ленинграде. Театровед Раиса Беньяш писала о нем: « Такой очевидной и громкой славы не было, вероятно, при жизни ни у одного другого актера ».

актеры фильма депутат балтики. Nikolay Cherkasov 15. актеры фильма депутат балтики фото. актеры фильма депутат балтики-Nikolay Cherkasov 15. картинка актеры фильма депутат балтики. картинка Nikolay Cherkasov 15.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *