актеры фильма девятаев 2021
Фильм «Девятаев»: актеры, роли и интересные факты
Для россиян День Победы — один из главнейших праздников. И потому ежегодно отечественные кинематографисты изо всех сил стараются подготовить к этой важной дате что-нибудь на тему отгремевшей войны, чтобы зрителям было ради чего посетить кинотеатры. В 2021 году таким напоминанием стал фильм «Девятаев», премьера которого – 29 апреля.
О сюжете картины, связанных с ней интересных фактах и игравших актерах — в материале 24СМИ.
Сюжет
Унесшая миллионы человеческих жизней Великая Отечественная война стала бесподобных масштабов трагедией для всего советского народа. И одновременно явила бессчетное число примеров настоящего мужества и доблести, несгибаемой силы воли и невероятной отваги.
За стенаниями и плачем в пламени пожарищ выплавлялись неповторимой твердости и цельности характеры — ковались не умеющие, не желающие отступать люди. Мужчины и женщины, ради достижения единственной цели — ради победы над фашистскими захватчиками — готовые не сдаваться даже в самых отчаянных ситуациях. Продолжая бить врага до тех пор, пока еще хватает сил в руках, пока еще бьется сердце.
Предложенный выбор — умереть в плену или сражаться на стороне противника с советскими летчиками — Михаила Девятаева не устраивает. И тогда главный герой решает идти своим путем — угоняет у немцев самолет, чтобы с группой товарищей по несчастью добраться до своих.
Съемки
Изготовлением картины о героическом летчике-истребителе, основанной на реальных событиях, занималась компания «Базелевс», причастная к созданию таких проектов, как «Ночной Дозор», «Особо опасен», «Елки», «Выкрутасы», «Хардкор», «Время первых» — это далеко не полный список кинохитов, выпущенных фирмой.
Детищу Тимура Бекмамбетова помогали в работе над картиной «МТС Медиа», в конце 2020 года заявившая о желании заняться прямыми инвестициями в российский кинопром, студия «Военфильм», участвовавшая в работе над «Подольскими курсантами», американская компания Columbia Pictures и телеканал «Россия-1».
Продюсерами, помимо упомянутого уже владельца фирмы «Базелевс», выступили Игорь Угольников («В июне 41-го», «Брестская крепость», «Батальонъ») и Игорь Мишин («Измены», «Полицейский с Рублевки», «Смерть нам к лицу»). Среди сценаристов «засветились» Максим Бударин, работавший над сюжетами «Битвы за Севастополь» и киноверсии «Черновика» Сергея Лукьяненко, и Константин Галдаев, трудившийся над «Истребителями» и 3-м сезоном «Мажора».
Музыкальным оформлением картины занимался Юрий Потеенко, в послужном списке которого числится создание треков к таким фильмам, как «Дневной Дозор», «Книга мастеров», «Обитаемый остров», «Угрюм-река». За режиссерским пультом обосновались Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов, для которого фильм «Девятаев» стал первым опытом работы в качестве режиссера.
Актеры и роли
В картине о подвиге советского летчика, сбежавшего из немецкого плена, прихватив попутно вражеский самолет, главные роли сыграли артисты:
Роль безымянного парикмахера, благодаря хитрости которого Девятаеву удалось избежать смерти, досталась Тимофею Трибунцеву.
Интересные факты
1. Тимур Бекмамбетов — один из самых известных режиссеров в России. Карьера его пошла в гору после выхода рекламных роликов «Всемирная история» для банка «Империал», обретших впоследствии культовый статус. Также известен как создатель нового киножанра — screenlife, когда зрителю вместо привычного действия предлагают наблюдать за тем, что происходит на экранах компьютеров и смартфонов героев (переписка в соцсетях, поисковые запросы, общение в видеочатах и т. д.).
2. Для Сергея Трофимова, сотрудничающего с Тимуром Бекмамбетовым еще со времен выхода «Ночного Дозора», фильм «Девятаев», как упоминалось выше, стал режиссерским дебютом. До этого кинематографист трудился на съемочной площадке исключительно в качестве оператора, участвуя в создании таких лент, как «Ирония судьбы. Продолжение», «Август. Восьмого» и «Черная молния». В последнем (как и в «Дневном Дозоре») Трофимов также сыграл второстепенных персонажей.
3. Картину снимали преимущественно на студии «Ленфильм» и в Кронштадте. Причем в рабочий процесс вмешалась пандемия COVID-19, из-за которой кинематографистам приходилось как трудиться удаленно, так и временно останавливать съемки. Консультантом на площадке выступал сын Михаила Девятаева Александр, профессор Казанского медицинского госуниверситета.
4. Первоначально фильм «Девятаев» числился под рабочим названием «Фау-2. Побег из ада» и планировался к показу в феврале 2020-го. Однако впоследствии дату выхода перенесли, а наименование решено было поменять.
6. За Павла Прилучного при виртуальной симуляции воздушных битв в большинстве боев летала девушка-геймер. Хотя и самому артисту пришлось осваиваться в компьютерной игре, учась взаимодействию с «союзниками».
Рецензия на «Девятаева» Бекмамбетова: как ура-патриотизм помешал снять отличный военный триллер
Историческое соответствие
Михаил Петрович Девятаев с женой Фаиной. Фото: сайт Национального музея республики Татарстан
В 1945 году советский лётчик Михаил Девятаев (Павел Прилучный) чудом избежал расстрела и попал в нацистский лагерь Заксенхаузен. Заскенхаузен находился близ военного полигона Пенемюнде, на котором проводились крайне важные испытания новых немецких ракет. Девятаев приметил самолет-бомбардировщик Heinkel He 111, сговорился с девятью другими заключёнными, которые тоже планировали побег, и после сложной подготовки смог захватить «Хенкель».
Девятаев, который не знал немецкого языка и никогда не летал на немецких самолётах, всё-таки смог поднять бомбардировщик в воздух. Благодаря этому десять пленников вылетели из Заскенхаузена и вернулись в СССР. А данные из угнанного самолёта помогли найти и уничтожить базу немцев и позже легли в основу космических разработок академика Сергея Королёва.
Огромный плюс «Девятаева» в том, что больших расхождений с реальной историей нет. Единственная абсолютно вымышленная линия – существование Николая Ларина (Павел Чинарёв), сослуживца и лучшего друга Девятаева. Авторы создали полноценного антагониста, добавили конфликт и личную драму главного героя. Остальные допущения в «Девятаеве» небольшие; события фильма кажутся фантастическими (например, запредельное везение героев), но большинство из них действительно произошло.
Девятаев и его команда
Несмотря на название, фильм не только (и не столько) о Девятаеве – он о совместных усилиях, которые помогли пленникам вернуться домой, о взаимовыручке, о силе духа и поддержке. Условия в Заскенхаузене нечеловеческие, заключенные выживают как могут: исполняют все приказы, действуют сугубо в своих интересах, при необходимости доносят друг на друга. Девятаев на их фоне выделяется: он старается помочь другим солдатам. За это один из них перед смертью рассказывает о плане побега, который придумал заключённый по фамилии Корж.
Пленники, с которыми впоследствии сбегает Девятаев, – сильные, славные, человечные персонажи. Не переживать за них невозможно. В центре действия оказываются четыре героя: решительный Корж (Алексей Филимонов), вчерашнем школьнике Немченко (Олег Чугунов) и шумный Рябой (Никита Кологривый), которых играют актёры из «Майор Гром: Чумной доктор», а также молчаливый и исполнительный Кутергин (Максим Ханжов).
Авторы фильма нашли место для того, чтобы показать каждого из героев, хотя бы мельком обрисовать запоминающиеся детали, например, Рябого, который постоянно повторяет свой домашний адрес, чтобы о его судьбе рассказали родителям. Отдельно западает в душу история Соколова (Евгений Серзин), единственного человека среди сбежавших, который хорошо знает немецкий и работает на начальников лагеря. Ему приходится идти на жуткие поступки по отношению к другим пленным, чтобы сбежать самому и помочь товарищам.
Бои в воздухе, триллер на земле
Военный аспект «Девятаева» тоже удался: воздушные бои сняты действительно на совесть, в сценах заметен высокий технический уровень. До боёв из «Звёздных войн» и фильмов Marvel, которые моделировались с помощью тех же технологий, этому зрелищу далеко. Но перед военным кино такой цели и не стоит. Энтузиасты и эксперты по части военной техники наверняка найдут ошибки и неточности, но для обычного зрителя бои будут выглядеть вполне реалистично, а для поклонников War Thunder – знакомо (воздушные бои создавались на движке игры).
События в Заскенхаузене выглядят даже драматичнее и напряженнее, чем бои в воздухе. В какой-то момент подготовка к побегу превращается в триллер: в лагере повсюду предатели, планы и первые попытки срываются, а часть пленников просто не доживает до захвата самолёта. В погоню за Девятаевым отправляется Ларин, его бывший друг и нынешний соперник— что выливается в потрясающе сильные сцены как на земле, так и в небе.
Фрустрирующая концовка
Сила «Девятаева» – в человеческих отношениях, во внутреннем конфликте каждого из героев. Особенно в сюжетной линии Ларина, который местами перетягивает на себя всё внимание зрителя. Его решение перейти на сторону немцев наверняка вызовет обсуждение в соцсетях. Девятаев и все его сотоварищи сомневаются в своих действиях, спорят, обвиняют друг друга, мучительно добиваются доверия друг друга.
Их попытки сбежать в СССР постоянно омрачены размышлениями героев о том, что на родине их могут репрессировать как предателей. Если верить исторической справке, всем беглецам по возвращении в СССР пришлось тяжело. После побега почти все вернулись на фронт, кое-кто не дожил до Дня Победы. О судьбе Девятаева сохранились противоречивые сведения: по одним данным он как бывший военнопленный долго не мог найти работу, а «Российская газета» (со ссылкой на рассказ самого Михаила Петровича) писала, что по возвращении Девятаева осудили как предателя и отправили в лагеря на девять лет, а впоследствии амнистировали.
Но сценаристы придерживаются нейтрального варианта. Это свело на нет один из главных конфликтов и основные опасения Девятаева. Финал вообще получился приторно-оптимистичным, посвященным торжеству дружбы и верности. Жестокость немцев в лагере показана в полную силу, а вот несправедливое отношение к героям на родине сценаристы практически обошли стороной.
Вердикт
Тон отечественных военных фильмов был и остается сложной темой, и «Девятаев» по трейлеру также казался сумбурным и пафосным кино. К счастью, в фильме есть много хорошего: от игры молодых актёров, захватывающего экшена в лагере и противостояния двух давних друзей (Девятаева и Ларина), которое может стать эмоциональным центром картины, до воздушных боёв, поставленных на «отлично». Авторам удалось нащупать почти идеальный баланс реальных событий и зрелищности. История Михаила Девятаева удивительна сама по себе, а побочные сюжетные повороты не сделали её хуже.
Но оторванная от исторического контекста концовка действительно способна испортить всё перечисленное. Здравые и драматичные опасения о том, что на родине персонажей назовут предателями, заканчиваются слабым, отстранённым рассуждением о важности дружбы и триумфальной прогулкой по Красной площади. Этим авторы «Девятаева» сбивают тон, дискредитируют переживания Михаила, сглаживают трудности реабилитации героев Великой Отечественной войны. А заодно транслируют современному зрителю мысль: добрые, верные и дружные люди в конце концов получили заслуженные награды и счастливую, спокойную жизнь.
Смотреть фильмы и сериалы с максимальным комфортом можно на телевизоре LG OLED C1. Телевизор с экраном, сделанным с помощью технологии OLED, органично вписывается в окружающее пространство, подходит для ежедневного просмотра фильмов, трансляций и гейминга следующего поколения. Интеллектуальный процессор α9 IV поколения 4K использует алгоритмы глубокого обучения для анализа и оптимизации контента. Режим FILMMAKER MODE™ отключает сглаживание движения, сохраняя при этом исходное соотношение сторон, цветопередачу и частоту кадров, что позволяет увидеть фильм именно таким, каким его задумал режиссёр.
Узнать подробнее о новинке от LG можно по ссылке.
Интервью с сыном летчика Михаила Девятаева о фильме Тимура Бекмамбетова
Режиссер, продюсер Тимур Бекмамбетов, Герой Советского Союза, летчик Михаил Девятаев (1917 — 2002) и сын Михаила Девятаева Александр (коллаж)
— Что для вас значит эта картина?
— Очень многое, ведь жизнь моего отца отразила чуть ли не весь этап нашей истории до 2002 года. Он был ровесником Октября, поэтому голодные годы, коллективизация 20-х — это про него; 30-е, авиация, аэроклуб — это про него. Затем он стал летчиком и поднялся по социальной лестнице до немыслимых высот, как космонавт стал практически. Потом война, концлагерь — это отдельная громадная тема. Затем проблема сталинских репрессий и всего остального. А потом великая, всенародная слава, когда он вводил «Ракету» на подводных крыльях, «Метеор». Потом очень любил своих внучек, правнучек.
— Насколько фильм соответствует реальным событиям?
— Сам Тимур Бекмамбетов сказал, что в фильме ничего не будет сделано против воли нашей семьи. Так оно и было. Только потребность работы над художественным фильмом привела к необходимости сделать две новые линии, которых не было в жизни отца совершенно. Поэтому те, кто знает биографию, легко поймут, что это придумка.
Сын Героя Советского Союза Михаила Девятаева Александр на премьере фильма «Девятаев» в кинотеатре «Поклонка» в Музее Победы в Москве, 26 апреля 2021 года
Евгений Одиноков/РИА «Новости»
— Будет спойлером, если вы назовете эти линии?
— Это, можно сказать, и не придумка — ведь такое действительно происходило, просто не было связано с вашим отцом.
— То, что у нас летало несколько полков на стороне Гитлера, — не секрет. Всей целью немецкой пропаганды и агитации было перетащить на свою сторону советских летчиков, элиту, как говорится, армии. Они все для этого делали.
— Вы спокойно отнеслись к художественному вымыслу и романтизации истории?
— Сначала я был против. Это естественно. А потом Тимур Нуруахитович убедил меня в необходимости художественного вымысла, и я согласился с ним. Наверное, иначе бы получилось очень сухо. А тут диалоги появились живые. Ну им виднее, кто снимает это кино. Мы же, все-таки, только хранители памяти фактически.
— В биографии вашего отца было много интересных деталей. Например, удивительная история про замену бирки на одежде (В концлагере регистратор и парикмахер заменили на одежде Девятаева бирку летчика, приговоренного к смертной казни за попытку побега, на бирку только что умершего человека, это спасло ему жизнь — «Газета.Ru»). Она вошла в сюжет?
— Это есть в фильме. Конечно, это сюжет, без которого непонятно, как вообще он мог оказаться в ракетном центре Вернера фон Брауна [создатель первых баллистических ракет — «Газета.Ru»].
— Жалеете ли вы о том, что какие-то моменты не вошли в фильм?
— Я об этом не жалею, а надеюсь, что будет сериал, в котором удастся уже подробно рассказать о становлении личности, об интересных событиях его биографии. Не только во время войны, но и в послевоенное время. Поэтому нужен большой хороший сериал.
Актер Павел Прилучный в фильме «Девятаев» (2021)
— К вам уже обращались по поводу сериала?
— Нет. Об этом никто еще не думал. Я понимаю, что нужна очень большая работа. Для работы в кино нужно невероятно много чего найти, узнать, понять. А потом это все передать актерам, чтобы они справились со своей задачей.
— Актер Павел Прилучный, сыгравший Девятаева, был замешан в скандале из-за обвинения в домашнем насилии. Джонни Деппа из-за этого отстранили от ролей. Как вы считаете, должна ли личная жизнь актера влиять на его работу?
— Я вообще считаю, что личная жизнь любого человека – это его личная жизнь. Конечно, я понимаю, что есть публичные люди, — у них, так сказать, некая большая ответственность. Но актер, в первую очередь, должен быть актером. Мне кажется, он справился с ролью.
— С какой целью вы создали фонд памяти Михаила Девятаева?
— Мы будем более активно работать над тем, чтобы ответить на многие вопросы, которые не ясны до сих пор. Надеюсь, будет допуск к литературе, к архивным данным. Может быть, фильм поможет в этом.
— Среди этих вопросов — встреча Девятаева с Сергеем Королевым, о правдивости которой ходят споры?
— Никаких документов, подтверждающих, что отец встречался с Королевым, нет. Он встречался с офицером, ученым. А кто это был…
— Многие источники склоняются к тому, что это был именно Королев.
— Ну гипотеза такая есть. Она более реальная, но для того, чтобы так сказать, надо иметь документы. Все документы закрыты. Я надеюсь, что фильм даст возможность нашему фонду познакомиться с архивами и реально ответить на многие интересующие не только нас вопросы. Это же вопросы секретности «Фау-2». Биография фон Брауна расписана до последней минуты, все известно. А про отца ничего не сможем сказать, у нас нет документов. Отсюда и гипотезы, и предположения вполне возможные о роли этого побега, такой исторической роли в войне. Это тоже несомненно. Но только можно трактовать по-разному. Я имею в виду степень этой роли, значение и так далее.
Кадр из фильма «Девятаев» (2021)
— Помогли ли технологии угнанного вашим отцом самолета Heinkel советской науке?
— Была ли у Девятаева какая-то обида на власть? Ведь после войны ему пришлось перенести много трудностей.
— Мне кажется, в фильме Тимура Бекмамбетова удалось показать, что он не только ненавидел, не только боролся с фашизмом, но еще и умел прощать. Он был великий человек. А на прощение по-настоящему способны только великие люди.
— В 2002 году режиссер Василий Пичул и продюсер Денис Филюков собирались снимать художественный фильм «Побег в небо. Девятаев», но его много раз переносили, а через 15 лет совсем отменили. Известно ли вам, почему?
— За него взялся человек, который участвовал в съемках фильма «Догнать и уничтожить» 2002 года [в титрах документальной ленты Филюков указан как монтажер — «Газета.Ru»]. Но заявить — это одно. У нас ведь часто много чего заявляют. А сделано ничего не было. Он просто фантазировал и писал, что фильм есть. Я тоже с интересом открывал интернет, там было написано: «Фильм о Девятаеве выйдет в таком-то году». Потом — «в следующем», потом — опять «в следующем». Но это все была авантюра. Назовем это так. Человек хотел снять, но для этого нужен режиссер с таким списком послужным и авторитетом, как Тимур Бекмамбетов. Ему-то сколько пришлось потратить сил, чтобы этот проект заработал и получился. Еще и преодолеть COVID плюс ко всему. А там это никому не известный, по-моему, даже не очень хорошо образованный в кино человек. Поэтому зачем сейчас об этом вспоминать? Этот прошедший период, уже все, его нет и не будет.
Кадр из фильма «Девятаев» (2021)
— «Девятаев» — это первый художественный фильм о вашем отце, но ведь было много документальных.
— О папе снято более 30 хороших документальных фильмов. Начиная от картины Алексея Высоцкого, дяди Владимира Высоцкого, «Суровая память», который получал призы на разных международных фестивалях, — и до чудесного фильма «Догнать и уничтожить», снятого в 2002 году еще при жизни отца. Но документальный фильм, сами понимаете, смотрит не тот объем аудитории.
— Что вы можете сказать о «Догнать и уничтожить»?
— Сценарий был написан Ярославом Головановым — это главный журналист и специалист по космосу от «Комсомольской правды». Также в создании сценария участвовал Василий Песков — это человек, который написал трехтомник о Королеве. И поэтому делался очень серьезный фильм. Они первые забили тревогу: как же так, нет документов. Им не дали. Прошло 20 лет, а воз и ныне там.
— Как вы считаете, в чем актуальность фильмов о Великой Отечественной войне, которых сейчас снимается так много?
— Если мы хотим изучить историю, мы должны знать людей, которые ее совершали. О том, как человек лежал в окопах того же Сталинграда, фильм вам расскажет по-настоящему — с грязью, с потом, со смертью. Вот тогда вы, наверное, поймете, что такое Сталинград. А история общая — это просто обычное образование, знание неких дат ключевых. Это, конечно, должно быть, как у любого получившего образование человека. Но это не понимание истории.
— Какие фильмы о войне вам понравились больше всего?
— Если говорить вообще о войне, то я помню просто по названию «Перл-Харбор», который вышел 20 лет назад, а также знаменитые фильмы о Вьетнамской войне. Конечно, я помню всю нашу советскую классику от «В бой идут одни «старики» до «Чистое небо» и так далее. Конечно, я все это видел, и не раз. Ну а в сегодняшнее время я не смотрю уже.
— На ваш взгляд, сможет ли «Девятаев» встать в один ряд с самыми важными фильмами про войну?
— Я бы очень надеялся на это. Для этого мы и прикладываем усилия. Для этого, между прочим, мы и интервью даем, чтобы попытаться разъяснить какие-то вопросы. Хоть и понимаем, что на все никогда не ответишь.