актеры фильма дирижер лунгина
Дирижёр
составлен из 74
отзывов с оценкой
составлен по 9
рецензиям критиков
Трейлер
Просмотр
Описание о чём фильм
В фильме Дирижёр отправившийся в Иерусалим для исполнения оратории «Страсти по Матфею» дирижёр начинает в течение трёх дней полностью переоценивать свою жизнь и мировоззрение, доказывая, что никогда не поздно измениться.
Отзывы зрителей
Вчера посмотрела фильм в кинотеатре. В субботу будут показывать по «РОССИИ», тоже неплохо, в пасхальную ночь..
Умный фильм для умных людей..три смерти, представителей трех религий, ценности, мировоззрение иудея, христианки, мусульманина. В фильме много места для воображения. Музыка же звучит до сих пор во мне.
В Иерулаиме Удивительным образом многое становятся на свои места. Распадается брак. который был «браком», интригует сцена подготовки араба к своему последнему шагу..
Многие слова звучат пророчески. Дирижер Петров за несколько дней до трагедии говорит сыну по телефону: у меня нет сына. И его не стало. Мятущаяся от страха солистка хора звонит по телефону паломнице и умоляет ее не приходить на концерт. Она не пришла, и она уже никогда не придет. Как не вспомнить библейское «вначале было слово». Замечательный фильм. Его стоит смотреть.
Великое отечественное кино живо.
О идее.
Кто-то может увидеть тему неумения самому решить свои проблемы, а кто-то строго религиозный посыл. Без сомнения есть о чём рассуждать. Лично я вижу, что фильм о личной несвободе. Почему «Дирижёр»? Напомню это главный герой.
Он внезапно объявляет артистам, что планы меняются и все они раньше времени едут в Израиль с концертом «Страсти по Матвею». Вся спешка из-за страшной новости, которая приходит к нему ещё в Москве. Артисты недовольны. «Даже не предупредил». Не подозревают о истинной причине. Он же скрытный, его все бояться. Не сопротивляются, едут.
Тут начинаем собирать подсказки Лунгина как ключи от сейфов, где спрятаны ответы.
Первый ключ. Оркестр это судьбы, это люди со своими чувствами. Вот один бунтует, не идёт на поводу у дирижёра. «Дайте мне свободы», кричит он в агонии. Перед нами пример борца за свободу.
Ключ второй отношения семейной пары в том же оркестре. Жена пытается управлять волей мужа. Но есть момент, что рано или поздно ружьё выстрелит. Всему есть предел.
Третий ключ тема власти и смирения человека перед ней. Наконец, мы выходим на раздор Израиля и Палестины. На то, что от конфликта между главами государств страдает мирное население. На то, что внутри него находятся те, кто тоже управляет судьбами во имя мира, принося этих невинных в жертву. Как некое послание президентам. Потому что как по-другому остановить многолетний конфликт?Как стать услышанным?
Вывод: слишком дорогую цену платит человек за желание выиграть, приказывать и повелевать судьбами. В итоге мы видим внутреннюю драму дирижёра, тянущего в свои муки ближних. Кроме того наблюдаем, что бывает, если неразумно пользоваться властью. А также что будет, если бездумно всем подчиняться.
О операторской съёмке.
Тут есть психологический момент. Иконописные краски. И ракурсы.
Итог.
Стереотипы от головы. Фильм «Дирижёр» от них противоядие. Так что зрителю, вечно плюющемуся от русского кино, либо его не начинать смотреть. Либо глянуть одним глазком, сюжет своё дело помнит, заманит, окутает и понравится где-то в глубине, посеет бунт и в ночных размышлениях подонимает вопросами. Ну, это кто кино любит, поймёт.
Детально о кинофильме «Дирижёр (2012)»
ИНТЕРВЬЮ РЕЖИССЕРА И АКТЕРОВ ФИЛЬМА
Павел Лунгин (режиссер, автор сценария, продюсер): «Этот фильм начался с музыки, точнее с того, что я познакомился с митрополитом Иларионом Алфеевым, и он дал мне послушать свою ораторию «Страсти по Матфею». У него была идея создать фильм с его музыкой, где были бы показаны храмы, фрески, сохранившиеся в старых полуразрушенных монастырях Сербии и Черногории. Музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм. Появилась новая идея, мы попытались соединить простую бытовую историю с высокодуховным симфоническим музыкальным произведением. Ведь как, например, передать чувство веры? Оно неосязаемо, но оно есть. Можно не находиться все время в молитвенной позе, жить вполне обыденной жизнью, но присутствие своей веры ощущать постоянно. Внешняя канва событий фильма проста: история поездки дирижера и его оркестра в Иерусалим для исполнения оратории. Эта музыка звучит постоянно, чтобы потом реализоваться уже в финальном концерте, реальном выступлении музыкантов. Получился удивительный эффект, чудесное превращение бытового изображения и музыки во что-то третье… Меня это волновало, вдохновляло, и мне кажется, что это очень интересный опыт.
Митрополит Иларион (Алфеев), композитор: «Дирижер» очень необычный фильм, который нельзя отнести ни к одной из существующих категорий. Это и не музыкальный фильм, и не триллер, он близок к драме, но не совсем драма, можно сказать, получился синтез нескольких жанров….
Здесь созданы очень убедительные человеческие образы, и, на мой взгляд, крайне важно, что в фильме затронута проблема отцов и детей. Это вечная тема. Отцы, как правило, считают, что знают, как должны жить дети, но феномен современного человека в том, что у отцов не хватает времени, чтобы вникнуть, чем живут их дети. Герой фильма профессиональный дирижер, который всю жизнь отдал музыке, для него на первом месте была карьера, а уже потом семья. И он проглядел сына. Отпустил в свободное плавание. Он понимает свою ошибку слишком поздно. Сегодня, к сожалению, люди слишком часто стали сталкиваться с подобными ситуациями, когда невозможно ничего исправить.
Тема непонимания между старшим и младшим поколением, тема отторжения отчасти взаимного, и, конечно, тема покаяния, все это вечные темы, которые проходят через многие произведения литературы и искусства, и которые в полной мере нашли свое отражение в фильме Павла Лунгина «Дирижер». Я бы сказал, что лейтмотивом фильма является тема покаяния как нравственного перерождения человека, даже если покаяние является следствием трагических событий и ошибок, имеющих необратимые последствия, все равно покаяние это внутреннее перерождение человека. И фильм именно об этом».
Инга Оболдина (актриса): «Мне очень понравился сценарий. Очень. С одной стороны, простой сюжет, но при этом очень глубокая история…
Люди, когда обретают веру, надеются и верят во все лучшее. Они верят в то, что если приехать на святую землю, то произойдет чудо и жизнь кардинально переменится к лучшему. И моя героиня ничем не отличается от других, так же надеется и верит. Она поет в хоре, как и ее супруг, вместе они едут на гастроли в Израиль, где действительно все меняется. Меняется у каждого, но совсем не так, как ожидают герои. Помните пословицу: «Человек предполагает, а Бог располагает». Наша история в том числе и об этом. Она рассказана очень просто, без надрыва. И снята почти в документальной манере. Например, мы снимали сцены в аэропорту, когда обычные пассажиры даже не догадывались, что рядом снимают кино. Знаете, оказывается, крайне сложно существовать в кадре с людьми, которые живут своей жизнью, не играют. Мы переснимали эту сцену до тех пор, пока не возникло ощущение правды. Так же мы работали и в Иерусалиме, и в горном монастыре. У Павла Семеновича в кадре все всерьез и по-настоящему, это всегда подкупает. И фильм получился очень тонким, без лозунгов.
Для меня самым запомнившимся съемочным днем была сцена теракта. Я приехала, у группы был обед: сидели люди с осколками стекол на лицах, все окровавленные… Они сидели и ели. Это было так страшно… ».
Карен Бадалов (актер): «Я играю певца в хоре. Он баритон. Это уточнение важно.. Любая профессия накладывает отпечаток на характер человека, на его образ мыслей. Недаром дирижер полифоничен, воспринимает все звуки, а если человек только тенор или баритон, то он больше ничего не слышит, он ограничен.
29 марта выходит в прокат фильм Павла Лунгина «Дирижёр», в котором звучит оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Музыкальная тема дает сюжету метафизическое наполнение, оттеняет философскую канву фильма.
Главные герои картины: Иерусалим, где происходит большая часть действия, – то открывающийся зрителям и персонажам, то ускользающий от них; музыка, которая будет «вести» персонажей, отзываться на происходящие события, помогать действию двигаться дальше. И – дирижёр. Немногословный, мощный человек, заставляющий звучать эту музыку. Сначала – слыша её внутри себя, а потом – выпуская её на волю на концерте в Иерусалиме.
«Дирижер» Павла Лунгина
«Музыка как-то сама вписалась в картину, — говорит Павел Лунгин. — И оказалось, что получается эффект достижения совершенно нового качества. Она как бы уходит к тебе в душу.
Чем больше я занимаюсь кино, тем больше убеждаюсь, что эстетическое переживание идет через изображение. Но эмоции, слезы, как это ни странно, идут через звук. Не случайно американцы, не знаю, осмысляют они это или нет, огромные деньги вкладывают в звуковые моменты – во всё это дополнение, наполнение кинотеатров всевозможными репродукторами, музыкой, шумами, шорохом…
В фильме эта музыка берет на себя эмоциональное состояние зрителя. Поэтому, если у человека есть душа, какое-то душевное чувство, то мне кажется, он реагирует на подобное воздействие».
Начинается действие в московской квартире: дирижёр получает по факсу какое-то важное известие. Как позднее станет ясно, известие о гибели сына в Иерусалиме, где он должен выступать с оркестром.
Есть немного в картине Москвы, вскользь, потому что и дирижёра, и солистов его оркестра необходимость и музыка неудержимо влекут в аэропорт. Оттуда – в Иерусалим. Вроде бы ясно для чего – выступить на концерте, которого давно ждали. А на самом деле для того, чтобы переменить жизнь.
В фильме не очень много разговоров. Причём дирижёр – самый молчаливый персонаж. Но пространство вокруг него словно наэлектризовано, наполнено смыслами.
«Владас Багдонас – актёр глубокого «бергмановского» наполнения. Он создает образ слишком сильного человека. И мне кажется, в его лице можно прочитать очень многое», — говорит Лунгин.
«Дирижер» Павла Лунгина
В Иерусалиме дирижёр отправляется туда, где лежит его сын. Непростой это путь – к умершему сыну. Чтобы добраться до места, он поднимается на автомобиле в гору, затем преодолевает лестницу. Можно предположить, какие же «горы» он преодолевает внутри себя.
Не только музыкальные аллюзии привлекает Лунгин, но и живописные. Дирижер находит в квартире сына картину со своим изображением. Но ее композиция вызывает в памяти работу Ганса Гольбейна-младшего «Мёртвый Христос в Гробу». Той самой, про которую князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского воскликнул: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» Речь в картине Гольбейна даже не о Христе, а о смерти, о полной её победе.
В похожей позе, как и на картине сына, мы видим спящего дирижера в самом начале фильма.
Возвращаясь, он выбрасывает картину, словно делая шаг к воскрешению собственной души, из каменной превращая её в живую.
«Мне кажется, что человек развивается кризисами, наверное, как и общество. От кризиса к кризису, каждый из которых ведет к пониманию себя и своего места. В фильме есть момент, когда дирижёр признаётся, что всегда пытался уйти от неприятностей. Он говорит: «Я не люблю смерти, я никогда не ходил на похороны, ненавижу кладбища». Это выбивает его из колеи, ему удавалось ускользать от глубоких мыслей о смерти, о конце, о начале новой жизни.
Историю этого фильма можно рассказать просто в двух словах: о том, как очень сильный человек, кусок камня, глыба, впервые в жизни заплакал. Что надо было жизни, Творцу, чтобы выбить из него, из этой каменной души, эти слезы? Что с ним произошло?», — говорит Павел Лунгин.
Виновны?
«Иерусалим является действующим лицом этого фильма. – рассказывает Лунгин. — Это то место, где с тебя, как с луковицы, сваливаются одежки, шкурки, под которыми ты пытаешься спрятаться. И где проявляется правда. Под безжалостным черным солнцем Иерусалима все становится очевидным».
Иерусалим обнажает и правду о других персонажах, которые уж очень современны, то есть напоминают нас, современных людей, причём не в самом красивом виде.
Героиня Инги Оболдиной – солистка оркестра – единственная, кто позиционирует себя христианкой. Она надевает крестик на своего неверующего мужа (Карен Бадалов), потому что «в Иерусалим ж летим», говорит высокие слова о семье, о браке, совершенно не желая слышать человека, который находится рядом с ней. Идея, выполнение каких-то правил, заменили ей настоящую веру, любовь. И её попытки сохранить семью не становятся стремлением сберечь главное её составляющее – любовь. Она знает, что «брак – это навечно», и больше ей ничего не нужно.
И не случайно она — пусть косвенно, несознательно – становится причиной гибели женщины (Дарья Мороз), матери двоих детей, в которую влюбился её муж. Женщина гибнет именно в тот момент, когда солистка вдохновенно исполняет прекрасное музыкальное произведение. Произведение, все смыслы которого, она, как ей кажется, понимает. А на самом деле – ограничивается лишь внешними знаниями…
А её муж даже не понимает, о чём он поет. Вот его слова: «Церковные вещи. Я плохо разбираюсь. Оратория. У меня там партия Евангелиста». Тоже весьма узнаваемый персонаж, не правда ли?
Фото: «Мастерская Павла Лунгина»
Герои уезжают из Иерусалима другими. Город, который сопутствовал, показывал себя с совершенно разных сторон, оставаясь при этом Вечным Городом, изменил их. В финале фильма перед зрителями – образ дороги, по которой уезжает автобус с музыкантами. Образ дороги – ёмкий и многогранный символ в мировом искусстве. Дорога мыслится как жизненный путь, а часто – как путь к Богу.
Вернулись ли все персонажи картины к Богу – неясно. Но то, что они вернулись к себе – очевидно.
«Мой герой – это человек, который меняет что-то в этой жизни, который грешит и может покаяться, переломить себя и стать иным», — ответил Павел Лунгин на вопрос, каким ему видится «герой нашего времени».
«Дирижер» Павла Лунгина
Павел Лунгин в работах последних лет («Остров», «Царь») пытается найти то изначальное, на что можно опираться человеку в этом мире. Однако истинное легко подменяется собственными придумками и измышлениями, которые и принимаются за основу, и начинают двигать людьми, что приводит порою к очень страшным последствиям.
Лунгина с одной стороны критикуют за то, что он «не так» показывает христианство, не соблюдает «исторической правды». С другой – обвиняют в конъюнктуре. Однако, несмотря на разброс мнений, картины режиссёра не проходят незамеченными. Значит, цепляет что-то в них современного зрителя.
«Дирижер» продолжает главную тему «Острова» — тему покаяния. Но если в первой картине история разворачивается в не очень далёком прошлом, то «Дирижер» — это наша современность.
«Это история нашего времени, когда люди сами создают вокруг себя драмы и трагедии и живут в них», — говорит Лунгин.
Под музыку митрополита
Новый фильм Павла Лунгина «Дирижер» выходит в прокат 29 марта.
Павел Лунгин предварил премьерный показ своего фильма, который состоялся в Центральном доме литераторов, интригующими словами: «Это кино для тех, кто не хочет вливаться в цивилизацию грохочущего оптимизма». На первый взгляд, в фильме рассказана весьма простая история: знаменитый дирижер едет на гастроли со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Накануне маэстро получает телеграмму, в которой сообщается о гибели его сына. Он решает срочно ехать в Вечный город, но не объясняет причин никому из музыкантов своего оркестра…
— В какой-то степени, да. В том смысле, что здесь так же поднята тема раскаяния и покаяния, и в том, что фильм абсолютно перпендикулярен направлению современного российского кино. Я, кстати, был удивлен, когда совершенно неформатные «Остров» и «Царь» показали очень хорошие результаты в прокате. Видимо есть много людей, которые себя чувствуют неловко и неуютно в этом развлекательном плену и бесконечном оптимизме, который им навязывается.
Этот фильм начался с музыки, точнее с моего знакомства с митрополитом Илларионом Алфеевым. У него была идея создать фильм с его музыкой, ораторией «Страсти по Матфею, и эта музыка меня совершенно захватила, но я не хотел делать такой традиционно документальный фильм. Так, собственно, и получился фильм.
— Действительно, при просмотре есть ощущение, что вначале вами была услышана музыка, а потом на нее стал нанизываться какой-то сюжет.
— Да, все верно. И именно музыка и продиктовала географию съемок, возникла простейшая идея, герои едут в Иерусалим исполнять эту музыку. Поэтому в фильме она звучит всегда, и в финале «выходит» в концерте.
— Вам не хотелось в этом фильме уменьшить музыкальный ряд?
— Возможно ли, чтобы музыкант был неэмоционален?
— Читайте Томаса Манна.
— Как вы познакомились с Митрополитом Илларионом?
— Насколько легко снимался фильм?
— В «Дирижере» есть не только линия отца и сына, там есть и история о распаде отношений, расставании мужа и жены, музыкантов оркестра. Это реальная история или вы ее придумали?
— В Храме Гроба Господня спокойно разрешили снимать?
— Вы вкладывали в фильм идею об обновлении религиозного чувства?
— В вашем фильме можно разглядеть библейскую историю Бога Отца и Бога Сына. Особенно она считывается в момент, когда главный герой стоит в Храме. Вы такой смысл в картину вкладывали?
— Кто написал сценарий?
— Как нашли исполнителя главной роли?
— Вы думали о том, чтобы снимать Петра Мамонова и в этом фильме? Он все же музыкант.
— Нет, не хотел. Я очень люблю Мамонова, но понимал, что для этой роли он не подходит, это совершенно не его история, нужно искать другого.
— Где вы нашли иерусалимских ребят, которые играли друзей сына?
— Это молодые иерусалимские актеры. Очень интересные ребята. Нашли совершенно обычно, через кастинг.
— Что за картина использована в вашем фильме?
— Копия картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос».
— А что вы думаете по поводу проката?
— Приму любой вариант.
— А люди духовные видели картину? Какова была их реакция?
КиноТеатр: новый фильм «Дирижер» Павла Лунгина
29 марта в прокат выходит новый фильм-притча Павла Лунгина «Дирижер» о непростых взаимоотношениях знаменитого дирижера и его сына. Накануне премьеры режиссер рассказал о создании картины обозревателю отдела культуры Posta da VIP Анастасии Филатовой.
Фильм, который заставил говорить о себе задолго до премьеры,
наконец смогут увидеть все — с 29 марта в кинотеатрах по всей Роcсии, а 15 апреля на Пасху кино покажут по одному из центральных каналов. Павел Лунгин рассказал Posta da VIP, как создавался фильм.
Лет пять тому назад ко мне пришел молодой священник Илларион Алфеев. Он тогда еще не был митрополитом, служил в Австрии, в Вене. Он — то и принес мне диск со своей пасхальной ораторией «Страсти по Матфею». Я, честно говоря, страшно уворачивался от идеи что-то делать с этой музыкой. Меня и так после фильма «Остров» связывают с православием, поэтому я не сразу стал работать над этой темой. Но музыка запала мне в душу, и я написал несколько вариантов сценария, но вскоре понял, что это все не то. Потом я снял фильм «Царь», и только после этого ко мне пришло понимание того, что это должна быть очень простая история. Главный герой должен сам быть носителем этой музыки. Отсюда — дирижер, оркестр и хор, который едет в Иерусалим (в том, что в картине непременно должен быть Иерусалим, я был уверен с самого начала). Эта музыка имеет право звучать все время в фильме. И поэтому мне важны были какие-то простые бытовые фразы, движения. Вот он встал, пошел — и одновременно с этой историей сливается духовная музыка. Будет ли это алхимия, будет ли это перерождаться во что-то — именно это было главное пари моего фильма. У меня изначально был не сценарий, а музыка. Странным образом они растворились друг в друге, и получилось что-то общее.
Режисер Павел Лунгин и оператор Игорь Гринякин
Съемка сцены похорон сына главного героя
О правде и вымысле
В моем фильме, безусловно, все истории выдуманные. То есть, в картине нет никаких автобиографических отголосков. С другой стороны, что называть выдуманным? Взять хотя бы из фильма ситуацию семьи, в которой умерла любовь. Посмотрите, ведь такие истории вокруг нас повсюду. Зачем выдумывать, когда это все тебя окружает? Или, например, ситуация, где есть сын и жестокий отец. Мы одновременно можем являться и тем и другим… Но, видимо, какая-то боль по отношению к детям у меня все-таки есть. Когда делаешь фильм, то невольно живешь во всех персонажах. Я себя также отождествлял и с героиней Инги Оболдиной, и с ее вечно изменяющим мужем, который не может сказать ей правду. Ведь именно из пространства драмы пришло пространство трагедии.
Заметьте, в драме у Чехова люди никогда не говорят друг другу правды, они всегда говорят около правды. А трагедия — это тот мир, где люди говорят друг другу правду.
Актриса Анна Чиповская
Актриса Дарья Мороз
Актеры Карен Бадалов, Всеволод и Арсений Спасибо
Актриса Инга Оболдина и оператор Игорь Гринякин
Я пытался уйти от известных и медийных лиц. Хотелось, чтобы актеры не несли за собой шлейф актерского мастерства, а несли правду психологии. Главная роль — у Владаса Багдонаса. Это очень хороший театральный актер. Интересная роль у Инги Оболдиной и актера театра Фоменко — Карена Бадалова.
Режисер Павел Лунгин с актерами Сергеем Барковским и Владасом Багдонасом
По-моему, понятен тип этого человека. Он подчинил себя мысли, подавляет всех вокруг себя и вообще не знает жалости.
Он такая «машина духовности» в кавычках.
Актер Владас Багдонас
О продолжительности фильма
Это мой самый короткий фильм. Обычно у меня все фильмы по два часа, а этот — всего полтора часа.
Самое сложное было снимать Иерусалим. Его совершенно не ухватишь. И чувства от него очень сильные. Те, кто был там, знают это. Город некрасивый, библейского там ничего не осталось, там все разрушено.
Иерусалим — это город, который с тебя срывает все маски, он как бы тебя обдирает. Разве история из моего фильма могла бы случиться в Тамбове? Может быть и могла бы, но это была бы уже совсем другая история.
Съемка сцены подготовки террориста смертника к терракту
О структуре фильма
Поэтому «Дирижер» — это, с одной стороны, такое дежурное название. А с другой стороны — это наводит на мысль о том большом Дирижере, который дирижирует всеми нами…
О гибели и возрождении
Это фильм о состоянии кризиса. Я вообще-то за кризис. Кризис — это свидетельство того, что ты живой человек. Ведь температура поднимается у живого человека. У трупа она не поднимается. Кризис — это то, что всегда позволяет тебе увидеть себя со стороны, понять, что ты поднялся на другую нравственную ступень. В музыке, которая звучит в моем фильме «Дирижер», в пасхальной оратории «Страсти по Матфею» есть мистерия о смерти и возрождении. Я имею в виду то, что вся христианская цивилизация уже много веков живет в этом образе гибели и возрождения. Мне кажется, когда главный герой в конце фильма плачет, в этот момент он превращается в ребенка. В этом эпизоде есть ощущение начала другой жизни для него…
Съемка сцены взрыва на рынке в Иерусалиме
Актриса Дарья Мороз в гриме — съемка сцены взрыва на Иерусалимском рынке
В колодце собственной личности пытаться ползти вверх — в этом я вижу смысл жизни.