актеры фильма дни турбиных 1976
За кадром фильма «Дни Турбиных»: Какую личную и творческую катастрофу пережил режиссер Владимир Басов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Летом 1941 г. Владимир Басов пришел во ВГИК, чтобы узнать правила приема, – он собирался поступать на режиссерский факультет. Но его планы разрушила война. Он ушел на фронт добровольцем, служил сначала начальником клуба стрелковой бригады, затем стал минометчиком, в феврале 1945 г. получил ранение, после которого вновь вернулся в строй. С войны Басов вернулся в чине капитана и имел все шансы сделать блестящую военную карьеру, но предпочел уволиться на гражданку. В 1947 г. он все-таки поступил на режиссерский факультет, а в 1952 г. стал режиссером киностудии «Мосфильм».
С актрисой Валентиной Титовой Басов познакомился, когда приступил к съемкам фильма «Метель». Когда он впервые увидел ее на пробах, сразу же не только решил утвердить ее на главную роль, но и заявил съемочной группе: «На этой актрисе я женюсь». У него за плечами было уже 2 брака, он был на 18 лет ее старше, Валентина была все еще влюблена в актера Вячеслав Шалевича, который не решился ради нее оставить свою семью, но все это не стало препятствием для их отношений с Басовым. Вскоре режиссер женился на Титовой и начал снимать ее практически во всех своих фильмах, сделав настоящей звездой. И сама актриса была ему за это очень благодарна. « Вся наша семейная жизнь была подчинена творческой карьере Басова. Творчество для нас и было любовью. Ведь моя актерская карьера только начиналась. И я неожиданно попала не просто в семью, а в творческую мастерскую талантливого режиссера », – говорила Титова.
Идею экранизации пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» Басов вынашивал в течение нескольких лет, снимая тем временем другие фильмы, сложившие образ «надежного» режиссера. Когда он приступил к экранизации, у него не было сомнений по поводу того, кого снимать в главной женской роли – конечно, Елену Тальберг сыграла Валентина Титова, хотя она была старше своей литературной героини на 10 лет. А сам Басов не только выступил в качестве режиссера и сценариста, но и исполнил роль Виктора Мышлаевского.
Вспоминая о работе над этим фильмом, Басов писал: « Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым: «Дни Турбиных» – моя давняя страсть. Может быть, потому, что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки… Но это присказка. Главная же причина вот в чем. Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами, ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства… Фильм выполнен в манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в её тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру ». С этими персонажами, хотя они и были белогвардейцами, Басов ощущал родственную связь, узнавал в них себя и своих товарищей – ему казалось, что у всех офицеров есть много общего.
Тому, что Басову удалось добиться разрешения на съемки, удивлялась даже его жена. Титова рассказывала: « Однажды Володя пришел домой очень возбужденный и сказал: «Валя, мне дают снимать «Дни Турбиных». Я говорю: «Не радуйся, завтра решение могут отменить». Так случалось довольно часто. Но Басов, едва получив разрешение, сразу запустился со съемками. «Дни Турбиных» были готовы в рекордно короткие сроки – за два с половиной месяца… Снимать фильм о белой гвардии, да еще в период развитого социализма было нельзя, категорически невозможно! Конечно, в свое время пьеса шла во МХАТе, но с разрешения Сталина – то ли ему пьеса понравилась, то ли вождю было интересно наблюдать в зале, как спектакль смотрят зрители… Но что такое зал МХАТа – 700 человек и в основном интеллигенция, другое дело – когда вся страна увидит, как прекрасны эти люди ».
Для того, чтобы экранизация выглядела «идеологически правильной», в начале вставили закадровый текст о грядущем освобождении Киева Красной Армией, чего у Булгакова не было. Однако опасения Титовой оказались небезосновательными: фильм показали по телевизору только один раз, а затем на 10 лет отправили на полку, назвав «гимном белогвардейщине». Второй шанс увидеть свою картину на экране выпал Басову только в конце 1980-х гг., незадолго до его смерти.
После этой неудачи Басов ничего не снимал на протяжении 5 лет. Кризис случился не только в творческой, но и в личной жизни режиссера. «Дни Турбиных» стали последней совместной работой Басова и Титовой – вскоре после завершения съемок их брак распался. Для многих их знакомых это стало полной неожиданностью – они прожили вместе около 14 лет, воспитывали двоих детей. Но немногие знали о том, что последние 2 года совместной жизни стали для обоих настоящим кошмаром – Басов начал злоупотреблять алкоголем. Позже Титова вспоминала: « Басову нужно было всегда во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая… С того момента, как он запил, это был уже совершенно другой Басов. Басов, которого я не знала. Последние два года нашей жизни были чудовищными. Наши знаменитые соседи – Чулюкин, Таланкин – подтаскивали Владимира Павловича к двери и оставляли у порога… Алкоголь меняет людей, это тяжело. Я пыталась помочь, но он не хотел ничего делать, а я не могла жить с алкоголиком. Я бы никогда не оставила его, если бы все было как прежде ».
В 1977 г., через год после премьеры «Дней Турбиных», Валентина Титова на съемках фильма «Отец Сергий» влюбилась в оператора Георгия Рерберга и подала на развод. Этот разрыв сказался на самочувствии Басова – тогда у него начались серьезные проблемы со здоровьем, он попал в больницу с обширным инфарктом, затем перенес инсульт. В результате и в творчестве наступила затяжная пауза. В 1980-х гг. он снял еще 3 фильма, а 17 сентября 1987 г. Басов ушел из жизни после второго инсульта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дни Турбиных: Василий Лановой и Андрей Мягков в фильме Владимира Басова
Когда дети и взрослые в семидесятых и в восьмидесятых годах прошлого века смотрели фильм «Дни Турбиных», они неожиданно для себя могли увидеть офицеров Русской Императорской Армии с положительной стороны.
Они не были тупыми солдафонами и идиотами, как это было принято показывать в советских фильмах, посвященных гражданской войне. Для молодого поколения это было совершенно чуждо.
Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Именно по пьесе, а не по книге «Белая гвардия». Кстати, возникает вопрос: можно ли называть всех героев фильма белогвардейцами? Ведь ни одни из не отправился на Дон, где формировалось Белое движение.
В фильме фигурируют следующие офицеры: полковник-артиллерист Турбин Алексей Васильевич (Андрей Мягков), полковник генерального штаба Украинской державы Тальберг Владимир Робертович (Олег Басилашвили), капитан-артиллерист Студзинский Александр Брониславович (Петр Щербаков), штабс-капитан, артиллерист Мышлаевский Виктор Викторович (Владимир Басов), поручик, адъютант Гетмана Украинской державы Шевринский Леонид Юрьевич (Василий Лановой). А также 18-летний юнкер Николай Васильевич Турбин (Андрей Ростоцкий), которого ласково называют Николкой.
В фильме всего-навсего одна героиня – Елена Васильевна Тальберг (Валентина Титова). Она сестра Алексея и Николая Турбина, супруга Владимира Тальберга.
Кроме того, есть одна маленькая, но довольна заметная роль двоюродного брата Турбиных – Суржанского Лариона Ларионовича (Сергей Иванов). Или как его все называют в фильме – Лариосик.
События картины происходят в конце 1918 года в Украинской державе. К Киеву приближаются войска Семена Петлюры, а вслед за ними войска большевиков.
Владимир Басов давно хотел снять фильм по пьесе Булгакова, но он понимал, что разрешение на съемки не так просто будет получить.
Пьеса о белогвардейцах в конце 20 годов прошлого века с успехом шла в Московском художественном академическом театре. Постановка очень нравилась Иосифу Сталину, поэтому и была разрешена. Посмотрев спектакль несколько раз, Сталин для себя сделал странный вывод: если даже семья Турбиных признает силу и власть большевиков – значит власть справедливая и непобедимая…
Как вспоминал Басов: «Дни Турбиных» – моя давняя страсть. Может быть, потому что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр…». Режиссер хотел напомнить советским зрителям, что мы очень похожи, близки с героями Булгакова. Что наши мысли, желания и чувства нисколько не отличаются.
Случилось чудо, и сценарий фильма «Дни Турбиных» был утвержден. Тут нужно отметить несколько немаловажных факторов, повлиявших на это. Во-первых, к середине семидесятых Басов уже имел определенный статус «благонадежного» режиссера. Во-вторых, был специально сделан отдельный сценарий телефильма из-за того, что комиссия, принимающая сценарии для большого экрана, была намного строже. В-третьих, в сценарий внесены изменения, не имеющие ничего общего текстом Булгакова, но вводившие в заблуждение советский худсовет. Например, фраза диктора в начале фильма: «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали, что ее надо защищать!».
Владимир Басов после получения разрешения на съемки понимал, что время работает против него. Это разрешение может быть в любой момент аннулировано, об этом ему также говорила его супруга, исполнительница главной роли в фильме, Валентина Титова. Чтобы опередить советскую застойную машину, трехсерийный фильм «Дни Турбиных» был снят буквально за смешное время – чуть более двух месяцев. Из-за этого в жертву были принесены съемки на улицах Киева, в фильме всего несколько минут кадров на открытом воздухе. В основном все было снято в одном помещении. К минимуму сведены батальные сцены.
И все равно вышел потрясающий и невероятно душевный фильм. Благодаря замечательному актерскому составы были натурально переданы зрителю переживания героев в это непростое время, когда власть и идеология меняются несколько раз за год, когда близкие люди отдаляются друг от друга из-за политики…
Несомненно, в фильме значительную роль сыграл образ Андрея Мягкова (Алексей Турбин). Он глава семьи и в то же время командир дивизиона юнкеров. От него брат и сестра ждут наставлений, а офицеры и юнкера приказов.
Андрей Мягков еще раз доказал свою актерскую разноплановость. В этот раз он настоящий полковник, переживающий за Родину, за вверенных ему юнкеров и за свою семью.
Алексей Турбин проявляет неимоверную человечность, когда на общем построении сообщает офицерам и юнкерам, что не нужно воевать и лучше расходиться по домам. Он, прошедший войну с немцами, демонстрирует навыки настоящего командира, когда голосом истинного военачальника усмиряет взбудораженный его речью строй. Он заставляет себя слушаться в тот момент, когда только начинались пререкания и крики. Турбин четко и грамотно дал понять, что воевать уже не за кого и не за что. Он убедил 18-летних юнкеров в том, что они еще слишком юны, и их жизни не стоят политических козней.
Полковник Турбин пресек желания некоторых офицеров и юнкеров ехать на Дон и присоединиться к Белому движению. Он понимал, что это Гражданская война, в которой никогда не будет победителей.
Андрей Мягков выразительно показал в своей роли страдания, переживания и поиск истины дворянином, офицером. Он спас от неминуемой гибели несколько сотен молодых людей, но сам, один, без своих однополчан, остается на боевом посту, где погибает на руках своего младшего брата. Он был честен перед всеми и перед собой до самого конца.
Как же точно Василий Лановой сыграл поручика Шервинского. Он вжился в роль, передал его душевное состояние, когда при нем Павел Петрович Скоропадский, облачаясь в немецкую форму, тайно бросает армию.
Шервинский – красавец мужчина, обладатель хорошего голоса, он любит Елену Васильевну. Он понимает, что его место на сцене, однако в то же время он офицер и долг перед Родиной превыше всего. И снова мы видим переживания дворянина, когда жизнь меняет цвета с белого на черный, с черного на серый.
Нельзя не отметить игру самого Владимира Басова. Его штабс-капитан Мышлаевский (кстати, режиссер вернулся с фронтов Великой Отечественной войны в звании капитана Советской армии) выглядит очень убедительно и естественно. Есть конечно небольшое предположение, что Басов уж очень много времени уделил внимания своему герою и героине, роль которой сыграла его супруга, но он режиссер – ему видней.
Валентина Титова в своей роли смотрится просто великолепно. Она действительно влюбляет в себя всех мужчин.
Для книги, пьесы и фильма про столь трагический период нашей истории как никогда нужен свой Лариосик. Он совершенно не военный человек, однако именно он выражает мнение многих людей, находящихся за дверью квартиры Турбиных.
В целом фильм получился достойным. Он понравился зрителям, но был негативно встречен советскими критиками. Да, действительно белые офицеры были показаны обыкновенными людьми, они высказывали разумные мысли. На них отлично сидела военная форма, то есть была подогнана по размеру. Ведь в большинстве советских фильмов белогвардейцев показывали глупыми и жестокими да и форма была как-будто с чужого плеча.
Неизвестно откуда пошла информация о том, что фильм «Дни Турбиных» показали один раз и положили на полку на десять лет. На самом деле это не так. Первого ноября 1976 года показали первую и вторую серию телефильма, а на следующий день была показана заключительная серия. Время показа самое рейтинговое для советского ТВ – 19:45.
В следующий раз фильм «Дни Турбиных» показали по Центральному советскому телевидению в Олимпийский 1980-й год. В 14:00 14 сентября – первая серия. В 15:15 21 сентября – показали вторую серию и в 14:00 27 сентября – демонстрировали третью серию. А вот потом действительно фильм не показывали целых семь лет вплоть до 1987 года.
Дни Турбиных (фильм)
«Дни Турбиных» — трёхсерийный художественный телевизионный фильм по одноимённой пьесе (авторское изложение для сцены романа «Белая гвардия») М. А. Булгакова. Снят по заказу Гостелерадио СССР в 1976 году. [1]
Содержание
Сюжет
Фильм повествует об интеллигенции и революции в России, о жизни семьи офицеров Турбиных во время гражданской войны. [2]
Киев. Зима 1918—1919 годов. Гражданская война. Власть в городе переходит от гетмана к Директории, от Петлюры — к большевикам. Турбиным и их знакомым приходится делать свой выбор. Полковник Алексей Турбин и его брат Николай остаются верными белому движению и мужественно отстаивают его, не щадя жизни. Муж Елены, урождённой Турбиной, — Владимир Тальберг позорно бежит из города с отступающими германскими войсками. В это смутное время семья и близкие друзья собираются и отмечают Новый Год. В гости к ним приезжает странный и немного нелепый человек, дальний родственник Турбиных — Ларион Суржанский (Лариосик)…
В ролях
Съёмочная группа
Песни в фильме
Также звучат арии из опер Антона Рубинштейна: романс Демона («Демон») и эпиталама Гименею («Нерон»).
Интересные факты
См. также
Примечания
Ссылки
Фильмы Владимира Басова
Полезное
Смотреть что такое «Дни Турбиных (фильм)» в других словарях:
Дни Турбиных — пьеса М. А. Булгакова. Дни Турбиных фильм В. П. Басова по этой пьесе … Википедия
Дни Турбиных (значения) — Дни Турбиных: «Дни Турбиных» пьеса Михаила Булгакова. «Дни Турбиных» фильм Владимира Басова по этой пьесе … Википедия
Семь криков в океане (фильм) — Семь криков в океане Жанр фантасмагорическая притча Режиссёр Владимир Басов В главных ролях Анатолий Ромашин Владимир Басов Всеволод Сафонов … Википедия
Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Щит и меч (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Щит и меч (значения). Щит и меч … Википедия
Нейлон 100% (фильм) — Нейлон 100% Жанр комедия Режиссёр Владимир Басов Автор сценария Самуил Шатров Владимир Басов В главных ролях … Википедия
Опасный поворот (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Опасный поворот. Опасный поворот … Википедия
Время и семья Конвей (фильм) — Время и семья Конвей … Википедия
Битва в пути (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Битва в пути. Битва в пути Жанр Драма … Википедия
Дни Турбиных (1976)
Дни Турбиных
Конец 1918-го, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных. Для семьи Турбиных, как и для всего русского офицерства, дворян, это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь.
Видео к сериалу «Дни Турбиных», 1976
Постер сериала «Дни Турбиных», 1976
Нажмите на изображение для его увеличения
Отзывы критиков о сериале «Дни Турбиных», 1976
Мир за кремовыми шторами
Фильм «Дни Турбиных», снятый Владимиром Басовым в 1976 году, давно стал классикой советского кинематографа. В первый раз я посмотрел его в детстве и вдруг понял, что враги-белогвардейцы тоже в какой-то степени люди, а не звери, бесконечно режущие звезды на телах красноармейцев. И они тоже могут быть умными, а совсем не идиотами, как в каких-нибудь «Неуловимых». Нет, был, конечно, до этого знаменитый «Адъютант его превосходительства», но там все же положительный герой — красный офицер, переодетый в белого, а тут все по-домашнему, все изнутри. Вот такие детские воспоминания, но такова реакция на этот фильм, ставший экранизацией пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», но отнюдь не романа «Белая гвардия».
Вряд ли стоит подробно говорить о сюжете фильма. Если в нескольких словах — это фильм о смутных днях в Киеве времен гражданской войны, когда меняется власть за властью, одни знамена и лозунги — на другие, и посреди этого хаоса есть «мир за кремовыми шторами» — квартира Турбиных и его обитатели — хозяева и гости, как слепок того, белогвардейского общества, что, словно обломок Российской империи попадает то под один, то под другой сапог очередного правителя.
Так уж получилось, что в череде фильмов-пьес-романов, я увидел сначала фильм «Дни Турбиных», потом, много позднее, прочел роман «Белая гвардия», а еще позднее, сравнительно не так давно, посмотрел фильм «Белая гвардия» (2012г). Что касается последнего — это уже, как говорится, «совсем другая история», а вот фильм «Дни Турбиных» стал для меня первым знакомством с этой темой. Не читая романа или пьесы, я не знал возраста героев, не сопоставлял соответствие действующих лиц и их действий и так далее. Я просто смотрел этот фильм и наслаждался. К чему я сделал это отступление? К тому, что Булгаков прямо указал возраст своих персонажей, но Басов снял в фильме актеров (в том числе и себя) более возрастных, чем это оговаривалось автором, но, несмотря на то, фильм ничего не потерял, а в чем-то даже и выиграл.
Вообще, что касается актерского ансамбля, он, конечно же, звездный. Это и сам Владимир Басов (Мышлаевский), а также Андрей Мягков (Алексей Турбин), Андрей Ростоцкий (Николка), Василий Лановой (Шервинский), Валентина Титова (Елена), Петр Щербаков (Студзинский), Олег Басилашвили (Тальберг), Сергей Иванов (Лариосик). В фильме заняты и другие известные актеры, но только на эпизодических ролях. Как мне кажется, все со своей задачей справились на «отлично».
Единственный минус этого трехсерийного фильма в том, что вся последняя серия для меня — какой-то очень длинный эпилог или развязка, так как основные события фильма уже показаны в первых двух. Несмотря на это, я с удовольствием пересматриваю этот замечательный фильм, чего желаю и вам!
Гроздья душистые (Мир за кремовыми шторами)
Извечный спор о том, какое из искусств для нас является важнейшим — кино или литература — как правило, завершается в пользу последнего. Мол, всякая книжечка изначально интеллектуальнее вашего Антониони — то ли в силу долговечности существования печатного слова, то ли просто по привычке. Потому любым экранизациям по определению уготована тяжелая судьба у той части публики, что мнит себя мыслящей (или просто мыслит мнительно?). Но есть исключения. В их числе — один из самых недооцененных и потому особенно любимых советских фильмов по любимой пьесе главного советского тирана.
«Дни Турбиных» уникальны тем, что это даже не киновариация на тему книги, а вариация вариации: фильм по пьесе, написанной по роману — казалось бы, трижды перекрученное мясо, какой тут интерес. Однако режиссер Басов вместе со звездной актерской компанией сделал из вроде бы хорошо знакомого и потому вторичного продукта абсолютно оригинальное и трогающее душу произведение. Несмотря на все стереотипы, описанные в первом абзаце текста, фильм по булгаковской классике я ставлю выше, чем первоисточник. Да, вот так, смело. Доказательства? Извольте.
Роман «Белая гвардия» написан довольно вычурно и нервно, до неряшливости. Атмосфера сумеречного города-морока, где за каждый углом — засада и выстрел, передана весьма завораживающе, но не более, на сем перечень художественных достоинств можно и завершить. Пьеса «Дни Турбиных» известно, почему нравилась Сталину (см. первый абзац текста вновь) — раз уж такие достойные и благородные люди благоговейно склонили головы перед новой властью и признали ее безоговорочный приоритет, то уж, знать, она сильна… Басов же снял фильм вообще о другом.
Главное послевкусие картины — ее подчеркнуто внесоветская стильность в форме, и в содержании. Про форму — ниже, а по содержанию — отдельно. Ведь все три серии «Дней Турбиных» доносят нам, собственно, одну простую вещь — от ужаса внешнего мира можно укрыться только за родными кремовыми шторами, не можешь спасти Отечество — спаси близких, и пусть все вокруг хором завывают «Интернационал» — в своей маленькой Вселенной у тебя всегда есть возможность петь про белую акацию. То есть — настойчивый приоритет личного над общественным, частного над народным. Возмутительнейший выпад для 1976 года. Но такой верный.
…И такой точный. Басову удалось собрать шикарную актерскую команду — может, не суперзвездную, но очень уместную — каждый на своем месте, все в лад и в такт. Конечно, простительно для режиссера-актера, что он сам в роли Мышлаевского временами слегка перетягивает одеяло на себя, а простительно для любящего мужа порой чрезмерно долго любуется в кадре Валентиной Титовой — но, помилуйте, господа, это все столь мило, что даже не раздражает. А остальное — в десятку. Кто бы разглядел в тишайшем Мягкове (который, напомню, примерно в те же дни параллельно был Женей Лукашиным) железного полковника Турбина («Я вас не поведу!»)? Кто бы заставил обаятельного Басилашвили действительно быть похожим на крысу в роли Тальберга? Ну, и как хорош все скрепляющий и умиляющий Лариосик — Сергей Иванов, сыгравший за пару лет две почти одинаковые кинороли (еще Кузнечик, который шел в бой вместе со «стариками»), обессмертившие его нелепость…
Кроме стенаний «как люди жили, как тонко чувствовали» — а эти стенания неизбежны и вполне уместны при просмотре «Дней Турбиных» — в голову может закрасться шальная мысль: при чем тут кино, это все Булгаков. Посмотрите ужасающий мини-сериал Сергея Снежкина пятилетней давности ровно на том же материале (и актеры-то все первостатейные по нынешним временам) — но все мимо, невпопад, фальшиво… Так что басовский фильм — далеко не просто булгаковская калька. Это тоска и ностальгия по неслучившемуся, это запах белой акации гроздьев душистых сквозь экран, это боль и сладость следования своему долгу… Это настоящее кино. Это та жизнь, которая должна быть, но нету.
«Народ не с нами… Он — против нас»
Это, конечно, тонко подмечено. Другое дело, что звучит это вроде как с претензией. Дескать, мы к нему (народу, то бишь) со всей душой, а он… Тоже со всей. Пролетарской ненавистью. Ни с того, ни с сего.
То есть не потому, что мы от этого самого «народа» бесконечно далеки в своем неуемном желании вкусно есть, сладко спать и вести нескончаемые «культурные» разговоры ни о чём, а потому лишь, что высокие наши идеалы и, якобы, бесспорные ценности «мужичками» оказались не поняты. И, как следствие, попраны. «Бессмысленно и беспощадно».
Это один момент. Один повод. Для (зрительской) иронии, как минимум. Есть и другой. Гневные рассуждения об офицерах и генералах, питающих большую слабость ко всякого рода кафе и им подобным учреждениям общепита. Мол, не будет им отныне успеха, ибо не осталось ни следа от былого уважения и почитания. Моральное разложение в Русской армии — вот корень всех бед!
С одной стороны, уже ближе к истине. С другой… Почему «им»? Чем принципиально отличается праздное времяпрепровождение в «культурном заведении» от дружеских посиделок «на кухне»? Над этим вопросом героям фильма задумываться в голову не приходит. Не иначе, видят разницу. В отличие от меня, например.
Полная политическая несостоятельность так называемой «белой гвардии» — вот что я имел неудовольствие в очередной раз наблюдать. Слова, слова… Стоит ли удивляться безальтернативности ближайшей перспективы? «Они нас всё равно расстреляют! — И отлично сделают. »
И ведь не скажешь даже: да бог с ней, с политикой, людей жалко! Не жалко. Моральные устои господ Турбиных и Ко также представляются мне весьма спорными. Минуту назад звенели бокалы и «друзья семьи» наперебой поздравляли неверную жену и ее ушлого «фаворита», как вдруг… «Господа! Владимир Робертович. » И… Прям как у Гоголя: немая сцена. Как же так? Вы же все такие правильные, такие смелые, такие уверенные в собственном превосходстве! Откуда вдруг смущение? И почему вместо выяснения отношений, прямого и честного, сразу: «Виктор!»? Совесть не чиста?!
Определенно, был повод у соседки снизу воскликнуть: «Я удивляюсь, как им легко всё сходит с рук!» Успокойтесь, мадам. Красные уже в городе…
Об измене и предательстве
Я смотрела этот фильм после посещения в Киеве квартиры Булгакова, расположенной по адресу Андреевский спуск 13. Эта квартира, где Булгаков пишет свою «Белую гвардию» и делает прототипами героев своих родителей и эту самую квартиру. Антураж музея воспроизводит обстановку квартиры Турбиных — шкура под ногами в комнате Елены, печка с надписями. В общем, я посчитала нужным ознакомиться и с произведением.
Конечно я читала и «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» и смотрела разные экранизации, но эти произведения относятся к московскому периоду творчества автора, но как Булгакову нужно было измениться в Москве, чтобы начать писать в теперь так называемом жанре фентези. Белая гвардия — это история страны и история семьи. Что значит это произведение для меня? Оно уже не актуально. Я никогда не пойму этих людей, героев… Это было сложное время-перемена власти. Но чисто по-человечески мне нравятся все герои, кроме самой Елены. Мне безумно жаль это слабое создание. Она настолько не жива, неинтересна, что даже диву даешься — как столько мужчин могли польститься на неё?
Возможно времена сильно изменились, но её поступок можно считать предательством. Её муж — важный человек, генерал и она знала за кого выходила замуж. Он уехал — не сбежал, чтобы прощупать почву и вернуться за ней — он так и поступил. Конечно был негатив по отношению к братьям-но это уже его отдельное дело. А что сделала Елена? Она бесчувственная амеба тут же приняла ухаживания певца…
Другое дело братья Елены — это те герои, которые есть в каждой войне или революции. По-истине интересный персонаж Ларион — он такой трогательный и искренний.
В общем, 3 серии конечно многовато, не знаю на сколько фильм передает оригинальный текст. Отдельного внимания требует саундтрек «Белой акации гроздья душистые», в моем детстве его пела Анна Герман.
Оценивать я не буду, потому что это классика, которая не нуждается в моей оценке.
Начинается экранизация булгаковской пьесы с ушата холодной воды на зрителя. Одна из первых фраз — «Все хотели управлять Украиной, но только большевики понимали что ее надо защищать». К Булгакову, как вы догадываетесь, это не имеет никакого отношения.
Впрочем, я не сторонник дословного перенесения текста первоисточника на экран. Важно, чтобы картина в целом получилась стоящая. А с этим, как выяснилось, есть проблемы. И такие, что фразу про большевиков на их фоне забываешь моментально.
Кроются они в святая святых — в постановке. Театр вознамерились претворить в кино, и да-с, режиссер Владимир Басов с этим не справился. Оно-то понятно, что целью было воспроизвести сдержанность и даже аристократическую холодность белогвардейского сообщества, и действительно ощущается, что изображаемые характеры и отношения прилично отстоят по времени от наших дней. Уверен, такой же эффект фильм Басова произвел сразу после выпуска, в середине 70-х — тогда рафинированная высокопарность была кумиром диссидентствующей интеллигенции и эксклюзивом для простых смертных.
Но при этом фильм вышел словно деревянным. В смысле неживым: дерево в руках Басова, в отличие от Папы Карло, не заговорило. В большинстве сцен нет должного уровня эмоционального натяжения, пассионарности. Именно для таких вещей в русском языке придуманы фразеологизмы «ни рыба ни мясо», «ни два ни полтора» и т. д. Особенно слабость драматургии заметна в ключевых по тексту эпизодах: когда бежит Тальберг, когда предает гетман и когда убивают Турбина.
Почему у Басова, большой и знаковой фигуры советского кино, так получилось, это вопрос. Мне это крайне любопытно. Чувствую, что здесь есть какая-то основная причина, но, вероятно, мне не хватает специальных знаний по кинематографии, чтобы ее выделить. Могу сказать лишь о частностях. Во-первых, это пробелы в звуке — как отсутствие внятного музыкального сопровождения, так и ляпсусы в закадровой озвучке. Во-вторых, сумбурный и временами вообще необъяснимый монтаж. Наконец, в-третьих, картина снята на длиннофокусные объективы. Крупные, портретные, планы, конечно, смотрятся здорово, но количественно с ними явный перебор. А что-то более-менее существенное без широкого угла не захватишь — это особенно заметно в сценах военных действий и городской жизни. Больше двух человек в кадр не помещаются, и возникает ощущение тесноты и духоты. Тем более непонятно, зачем Басов эти сцены вставил (фактически, они принадлежат не «Дням Турбиных», а «Белой гвардии») и сделал достаточно продолжительными. Три четверти второй серии состоит из них — признаться, смотрится совсем вяло.
Наконец, по актерам. Тут я не могу не сравнивать — перед этим посмотрел постановку «Белой гвардии» 2005 года в МХТ (ее, кстати, можно найти в Сети). Да, в ней куда больше современного, бойкого и мелочного, и в основном она стремится играть на публику, чем играть Булгакова. Но, по-моему, экранизация 1976 года уступает «новоделу»… даже не исполнительским мастерством, а кастингом. Непонятно, что делает Андрей Мягков в роли Алексея Турбина — у него типаж сотрудника советского НИИ, а не полковника-белогвардейца. Кто бы что ни говорил про «ментовское» прошлое Константина Хабенского, Мягкова он затыкает за пояс.
В свою очередь Михаил Пореченков мне кажется аутентичнее в роли Мышлаевского, чем Басов. Опять же, претензий к Басову-актеру нет, но почему Басов-режиссер выбрал на эту роль себя?! Студзинский, Лариосик, Николка играют на сопоставимом уровне — где-то лучше, где-то хуже. У Василия Ланового в роли Шервинского, безусловно, больше лоска, чем у Анатолия Белого в МХТ. Но единственная роль, которая здесь на голову превосходит аналог из России 2000-х, это Елена Тальберг. Валентина Титова безупречно воплощает образ женщины, в которую влюбляется половина персонажей пьесы.
Итогом просмотра неожиданно стала отрада, что далеко не всегда прав стереотип гласящий, что в случае с экранизацией одного произведения советская версия по умолчанию лучше. Возможно, МХТ помогает то, что они дают «Дни Турбиных» в своем первоначальном виде — на театральной сцене. Как бы то ни было, им я дал бы 9 баллов, тут же не могу поставить больше
«Атмосфера собачьей свадьбы, вокруг рыжей жены приятеля»
Весьма не охотно начинал смотреть этот фильм, тема революционного хаоса (об этом вторая серия) казалась мной исчерпана. А кончилось всё, как и началось, великолепной театральной постановкой с точными диалогами в исполнении наилучших актеров. И революция здесь лишь неизбежная декорация тяжелого времени в жизни интересных людей, которых приятно послушать.
Особенно хороша замечательная женщина Елена Васильевна, как же значительно молчание Турбина-старшего — нет достойных перспектив белого офицера, появление в антиколоре гражданской войны Лариосика, каков типаж чувствительного лгуна Шервинского, а про роль Басова лучше ничего не говорить, его слова — это афоризмы, сказанные вовремя.
«И что же это делается в этом богом спасаемом доме?»
Режиссер камерно, на одной сцене, почти без выстрелов, показывает трагедию, которая еще не случилась. Жизнь почти сломана, новой нет, и стоит необходимость выбора — со страхом в глазах, приближения неизвестного, угрожающего часа. Но сперва был ужин, и «белой акации гроздья душистые ночь напролет…» Автор пьесы гений, в этом нет сомнения, он очевидец страшного времени, может большей степенью как Ларион; как и режиссер картины, несомненный талант которого прошел жернова другой войны, здесь он Мышлаевский. В конце фильма они главные персонажи, между ними идет не прямой диалог, может быть, Басова и Булгакова, поясняя их необходимость «повернуться», чтобы жить. Да жить, и жить в этом отечестве, потому что, «человек имеет право на исполнение мечты», — как сказал когда-то Басов.
Автор исписывает теплую квартиру, где принимают гостей, играют на рояле, за общим столом принимают пищу, мужчины преклоняются перед очаровательной женщиной и по своему основному призванию говорят о войне и чести… И всё это рушится в финале пролога под побеждающей силой советской власти. Цензура друзей народа была категорична, но пьеса личным мотивом нравилась Сталину, и этим спасла всё наследие Булгакова. Удивительно, что до нас дошел-таки тот порядочный акцент драматурга, и это из времени отсутствия других газет, кроме советских.
Я большой поклонник творчества Булгакова, однако его пьеса «Дни Турбиных» равно как и рассказ «Белая гвардия», который в сущности является тем же самым что и пьеса, мне никогда не нравились. Читая и то и то, я испытывал скуку. Честно, было ужасно тяжело читать эти произведения в отличие от других творений автора.
И я решил посмотреть картину «Дни Турбиных» в надежде, что может повествование этой истории с экрана возбудит во мне какие-либо другие чувства, кроме скуки и желания поскорее все это закончить. Тем более, что в списке актеров, которые в этом фильме снимались, огромное количество фамилий, олицетворяющий собой золотой век российского кинематографа. Во-первых, в одной из главных ролей снимается Андрей Мягков. Обожаю этого актера. Поэтому с большим интересом начинал смотреть этот фильм. Также Василий Лановой, Петр Щербаков, Олег Басилашвили, Борислав Брондуков и, конечно, Владимир Басов, который не только играет одну из главных ролей, но и является режиссером этой картины. Именно игра Басова мне понравилась больше всего в этом фильме. То ли герой у него такой, а играет он капитана Мышлаевского, который притягивает своей горячностью и эксцентричностью. Вот например игра Титовой мне не особо понравилась. Считаю, что у неё получилась какая-то «неживая» героиня. Лично я представлял Елену совсем по-другому.
В общем, к моему огромному сожалению, это кино так и не вызвало у меня большого интереса при просмотре и к середине третьей серии, а фильм состоит из трех серий, мне уже откровенно наскучило все это действо и я смотрел этот фильм как говорится «в пол глаза».
Наверное, я не понимаю, что хотел донести Булгаков в своем произведении. Потому, что сказать, будто творение Михаила Афанасьевича ничего в себе не несет, у меня просто язык не поворачивается.
На мой скромный взгляд эта экранизация — самая лучшая из всех когда-либо снятых по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Потрясающая постановка, изумительный актерский состав, трагичный сюжет. Я не стала бы больше ставить «Белую гвардию» и «Дни Турбиных», потому что лучше снять и сыграть невозможно.
Кто может лучше передать весь трагизм гражданской войны в России, чем Андрей Мягков в роли Алексея Турбина. Это одна из лучших ролей этого удивительного актера.
Трудно сказать, где в российском кино есть женщина прекраснее, чем Валентина Титова в роли Елены Васильевны. Она действительно не рыжая, она — золотая.
Бесподобен здесь и Мышлаевский блистательно сыгранный Владимиром Басовым. Он удивительно перевоплотился в этакого балагура-приспособленца, способного выжить в любых условиях. Василий Лановой в роли Шервинского полностью отвечает всем параметрам этой роли. Красивый мужчина, который постоянно врет, любимый и любящий, способный благодаря своему голосу стать своим по обе стороны баррикад. Студзинский, олицетворенный Петром Щербаковым, уныл и безнадежен, впрочем, как и любой, верящий в Деникина и белое движение в целом.
Лариосик в исполнении Сергея Иванова просто неподражаем. Он сыграл удивительно тонко влюбленного и чувствительного ребенка, который родился в не то время, когда есть место мечтам, стихам и романтике.
Итог: смотреть обязательно этот фильм. Он полностью отвечает написанному тексту.
Спасибо за внимание!
Из романа «Белая гвардия» М. А. Булгакова:
Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.
Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь.
Он стремительно подходил к половине.
О книге и о фильме.
В Киеве живут два брата и сестра, Турбины, Алексей Васильевич, Николка и прекрасная рыжеволосая Елена. Они живут во время революционное, на город наступает красная армия, белая гвардия и союзники скоро оставят город, среди них одним из первых муж Елены, капитан Тальберг, «похожий на крысу», в исполнении замечательнейшего актера Олега Басиашвили, которому всегда на удивление прекрасно удается играть как роли положительные, так и отрицательные, отвратительнейших, мерзких и ничтожных типов, которых только носит земля.
Турбины живут тревожно, смутно, какое время, такая и жизнь. У них собираются и устраивают долгие ночные посиделки и застолья друзья, белогвардейцы. Они говорят о политике, политическом положении в стране и в городе, поют песни, играют на гитаре.
Турбины прекрасные, интересные люди, добрые и радушные хозяева. Они готовы принять и приютить у себя кого угодно из друзей, тем более в такое тяжелое время, когда у кого-то может не возникнуть возможности переночевать где-нибудь еще. У них постоянно дома гости, среди них неуклюжий растяпа, родственник Лариосик, у которого буквально валится все из рук, например, посуда, которая падает на пол и разбивается вдребезги. Но Лариосик на самом деле добрейшей души человек, именно такой, как следовало ожидать от родственников таких людей, как Турбины.
Страшные, тяжелые события предстоит пережить небольшой семье Турбиных и их друзьям в ближайшие дни, как и всем остальным жителям города.
Наступает красная армия и наступают новые исторические времена, о которых в свое время мог написать такую смелую, великолепную книгу только Булгаков.
Это сложная книга, и написана она, конечно же, не для праздного, обыкновенного развлечения читателя, в ней чувствуется правда жизни.
Необходимо иметь желание и настроение, интерес к истории, чтобы читать такие книги, необходимо желание узнать разные точки зрения о том, что происходило когда-то и почему, тем более если происходившие события имели влияние на ход мировой истории.
Я несколько раз начинала читать книгу и откладывала ее на потом. Когда же я, наконец, прочитала ее от начала и до конца, то поняла, что это, несомненно одно из лучших произведений Булгакова наряду с» Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и пьесой «Бег».
С просмотром фильма у меня связанны похожие впечатления. Сначала я посмотрела только первую серию, потом через некоторое время еще раз ее пересмотрела, начала смотреть вторую и сразу же вслед за ней посмотрела третью.
Не все по книге, не все соответствует полностью, как это бывает особенно приятно для экранизаций, это, конечно же, идеальный вариант.
Не знаю, какое впечатление фильм может произвести на тех, кто не читал книгу или сначала посмотрел фильм, а потом книгу прочитал, но в любом случае, мне кажется, что это достойная, качественная экранизация.
Один из моментов в фильме, который весьма занятно и интересно отображает дух того времени и настроения простых людей, это когда после того, как страну оставил и бежал гетман, в опустевшем здании остается какой-то старичок, звонит телефон и старичок кричит в трубку, повторяя слова говорившего до этого по телефону одного из начальников, только называя при этом свое имя:
-Бросайте все к чертовой матери и бегите! Федор говорит! Федор!
Актеры прекрасные. Отличный, интересный фильм.
- актеры фильма днепровский рубеж
- актеры фильма дни хирурга мишкина