актеры фильма долгая дорога в дюнах фото
Судьба актёров, снявшихся в популярном советском фильме «Долгая дорога в дюнах»
Потрясающий фильм «Долгая дорога в дюнах» повествует о не лёгком периоде в истории Латвии с 1939 по 1970 годы. На фоне социальных преобразований чётко прослеживается любовно-романтическая сюжетная линия. Несмотря на суровые жизненные испытания, любящие сердца всё-таки соединяются вновь.
Благодаря прекрасному актёрскому ансамблю эта картина и сегодня, через 37 лет после выхода на телевизионный экран, притягивает к себе внимание зрителей всех возрастных категорий. О судьбе тех, кто создал образы героев, пойдёт речь в этой статье.
Юозас Киселюс (Артур Банга)
Главную роль сына рыбака Артур Банги сыграл киноактёр Юозас Киселюс. В юности он собирался посвятить себя лесничеству, но потом передумал и подал документы в Вильнюсскую консерваторию на актёрское отделение.
Став дипломированным артистом, играл на сцене Литовского Театра драмы, а в 1977 году впервые снялся в картине с названием «Цену смерти спроси у мёртвых» и сразу в главной роли.
Однако всесоюзной знаменитостью Киселюс стал после выхода на экраны фильма «Долгая дорога в дюнах». Потом актёр снялся ещё в нескольких кинолентах, среди которых «Волки в зоне» «Грядущему веку», «Адвокат». Его герои всегда честные и порядочные люди.
Лилита Озолиня (Марта Озолс)
В конце 80-х Лилита Озолиня была достаточно известной в Латвии. Рост её популярности начался в 1967 году. Именно тогда Алоиз Бренч, который в это время преподавал в студии киноактёра, снял 20-летнюю Лилиту в своей художественной кинокартине «Когда дождь и ветер стучат в окно». Интересно то, что в тот момент она была студенткой медучилища и собиралась стать доктором, но знаменитый в будущем режиссёр посоветовал ей идти учиться актёрской профессии, что она и сделала.
К роли Марты Озолиня шла без малого 14 лет, и за плечами были довольно успешные работы в семнадцати картинах. Но такого ошеломляющего успеха она ещё не испытывала. Романтический образ красавицы Марты, страдающей, но всё-таки нашедшей своё счастье, с восторгом был воспринят миллионами телезрителей.
Последующие её роли в киноиндустрии практически не запомнились, кроме Эвы в «Двойном капкане» всё того же Алоиза Бренча.
Сегодня Лилита уже не снимается. Иногда она заседает в жюри и оценивает молодых актёров. Её дочь Лилиана работает на латвийском ТV. Семейные тайны не выпускает за порог квартиры и живёт по принципу «Мой дом – моя крепость». Актрисе 71 год.
Ромуалдас Раманаускас (Рихард Лосберг)
Литовский киноактёр Ромуалдас Раманаускас снялся в роли местного фабриканта Рихарда Лосберга, впоследствии активно сотрудничавшего с гитлеровцами. По фильму он беззаветно любил Марту. Но, даже женившись на ней, не испытал ответных чувств с её стороны.
Актёр с блеском играет эту роль, заведомо отрицательную, и, тем не менее, иногда вызывающую сочувствие и даже симпатию.
Он и его друг Юозас Киселюс учились на одном курсе Вильнюсской консерватории. Так получилось, что один играл положительные роли, а другой – отрицательные.
Ромуалдас двадцать лет служил в Литовском народном драматическом театре, снимался в кино. Были ещё заметные роли в фильмах «Фаворит», «Богач, бедняк», но успеха «Долгой дороги в дюнах» они не превзошли.
С 2009 года актёр не снимается. Живёт в своём домике на хуторе близ Вильнюса, пишет статьи, записывает аудиокниги. Сын Рокас, копия отца, был женат на Татьяне Лютаевой – звезде «Гардемаринов». Сейчас Ромуалдасу Раманаускасу 68 лет.
Эдуард Павулс (Якоб Озолс, отец Марты)
Этот популярный латышский киноактёр создал образ Якоба Озолса будучи известным на всю страну. Павулс тридцать пять лет служил верой и правдой в актёрской студии при ХАТ имени Яна Райниса.
Кинокарьера артиста пошла вверх в далёком 1957 году, когда он снялся в художественных фильмах «Сын рыбака» (Оскар за главную роль) и «После шторма». Чуть позже последовали «Укротители велосипедов», «Слуги дьявола», «Двойной капкан», «Стрелы Робин Гуда». Но именно кинолента «Долгая дорога в дюнах» принесла ему заслуженный успех. Персонаж Павулса фигура неоднозначная: он вызывает и неприязнь, и сочувствие. В период преобразований непросто было удержаться «на плаву», и его герой был одним из тех, кто этого сделать не смог.
Эдуард Карлович Павулс покинул этот мир в июле 2006 года в возрасте 77 лет.
Иван Рыжов (дед Митяй)
Дед Митяй – хозяин избы в сибирской деревне, приютивший сосланную Марту. Встретил её настороженно и с опаской, но потом «оттаял» и раскрыл всю широту русской души.
Самым возрастным участником съёмочного процесса был Иван Петрович Рыжов: ему на ту пору исполнилось 68 лет. Актёр уже давно стал широко известен и горячо любим зрительской аудиторией. Уже в середине 30-х годов, закончив актёрское училище, он стал работать в Театре Революции.
Фильмография актёра начинается в 1939 году, а заканчивается в 1995. Иван Рыжов снялся более чем в 140 картинах, наиболее известными стали «Тени исчезают в полдень» (Андрон), «Цыган» (директор конезавода), «Большая перемена» (начальник отделения милиции), «Калина красная» (отец Любы).
Он умер в возрасте 91 года в результате большой потери крови из-за халатности врачей, не успевших вовремя перевязать ему рану, хотя он находился в больнице. Роковую травму артист получил, когда упал в обморок, и порезался о стекло. Персонал даже не узнал в нём именитого актёра.
Любовь Соколова (Анисья)
Роль Анисьи, жены деда Митяя, исполнила блистательная актриса советского и российского кино Любовь Соколова, снявшаяся без малого в 400 кинолентах.
Впервые она выступила в образе колхозницы Варвары в знаменитой киноленте «Повесть о настоящем человеке в далёком 1948 году. Затем предложения посыпались одно за другим: «Доживём до понедельника» (мать нерадивого ученика), «Джентльмены удачи» (заведующая детсадом), «Берегись автомобиля» (судья), «Печки-лавочки» (проводница) и многие-многие другие. В общем роли небольшие, но запоминаются надолго.
Так было и с ролью Анисьи, простой русской женщины из глухой таёжной деревушки. Теплом и заботой окружила она Марту, согрела её многострадальную душу.
Любовь Соколова была замужем за Георгием Данелия. Её не стало 6 июня 2001 года (79 лет).
Людмила Чурсина (Катерина)
Ещё одна женская роль – бригадирши Катерины – досталась неподражаемой Людмиле Чурсиной. Неприязненное поначалу отношение к «ссыльной немке» сменяется дружеским участием. Именно Катерина отыскала в заснеженной тайге заблудившегося сынишку Марты Эдгара.
К началу съёмок актриса была уже знаменита и востребована. Её дебютной стала картина с названием «Когда деревья были большими» (первая деревенская красавица Зоя), а потом последовали «Донская повесть», «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река» (Анфиса), «Любовь Яровая» и «Олеся». Все роли были главные и исполнены с блеском.
В настоящее время 77-летняя Людмила Чурсина играет в Театре Российской Армии и продолжает сниматься в кино.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если вам понравилась статья. Поделитесь своими комментариями. Спасибо за просмотр.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Долгая дорога в дюнах»: как сложились судьбы прибалтийских актёров
Неизвестно как бы сложилась судьба телефильма «Долгая дорога в дюнах», если бы его автором сценария не стал чиновник (и писатель) Олег Руднев, в то время — глава Госкино Латвии. Тогда, в 1980 году, все-таки решили затронуть тему, о которой долгие годы молчали — это послевоенные репрессии в отношении латышей.
Снять такой фильм в советское время было смелым решением. Однако это оказался государственный заказ и Рудневу пришлось несколько раз приезжать в Москву на согласование своего сценария и, надо сказать, он был сильно перекроен. В качестве режиссера он очень хотел видеть «рижского Феллини» Алоиза Бренча, которому также пришлось пойти на несвойственные ему компромиссы. Настолько, что никогда после Бренч не называл «Долгую дорогу в дюнах» своей любимой работой.
Вышедший в прокат фильм, признаться, уже тогда устроил не всех. После развала СССР часть латышей и вовсе стала называть его откровенной ложью и требовать запретить к показу. Однако этого не произошло, фильм по сей день показывают и в самой Латвии, и в России, и в других бывших республиках. А для большинства прибалтийских актеров, занятых на съемках, «Долгая дорога в дюнах» стала вершиной карьеры.
Лилита Озолиня и Юозас Киселюс в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1981)
Лилита Озолиня — Марта Озолс
Говорили, что в роли Марты должна была сниматься великая Вия Артмане, но к моменту, когда перипетии со сценарием закончились, ей было уже… за 50. Алоиз Бренч взял более молодую актрису — свою давнюю знакомую Лилиту Озолиню. Когда-то в далекой юности он отговорил её поступать в медицинский и снял в нескольких своих первых фильмах.
История, рассказанная в «Долгой дороге…», была Лилите близка. Репрессии коснулись её отца, а по дороге в ссылку не стало её старшей сестры. После выхода фильма Озолиню стали часто приглашать сниматься, а зрители даже называли своих дочерей именем её героини. Правда, подобного успеха больше не было, а с наступлением 90-х и вовсе пришлось подрабатывать съемками в рекламе. Но тогда так жили многие актеры, не только в Латвии.
Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980) и в наши дни
Поклонники часто ассоциировали Озолиню с её героиней Мартой и искренне интересовались при встрече, как дела у её сына. На самом деле, у нее есть дочь Лилиана, работает на латвийском телевидении. Известно, что у Лилиты было несколько браков, но подробности она не выносит за пределы семьи. Романы с партнерами по «Долгой дороге…» всегда отрицала.
Сейчас Лилита преподает в своей актерской студии, выходит на театральную сцену и иногда снимается в кино, в том числе в российском. Наши зрители могли видеть её в сериале «Красная капелла» (2004) и фильме «Герой» (2016).
Юозас Киселюс — Артур Банга
На счету литовского актера Юозаса Киселюса был не один десяток ролей, в том числе главных, но некоторые почему-то считают его актером одной роли. Конечно, это роль Артура Банги в «Долгой дороге в дюнах».
Киселюс прожил на этом свете всего 41 год, оставив после себя троих детей от двух жен и добрую память. Не секрет, что практически все его герои в кино были положительными. Юозас говорил об этом так:
Такие люди привлекают меня своей душевной чистотой, смелостью, убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи, те, кого принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди, верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти качества – норма для человека.
Всесоюзная слава не уберегла Киселюса, как и большинство других актеров фильма, от последствий кризиса в кинематографе на фоне разваливающейся страны. Все навалилось как-то сразу: в конце 80-х у него обнаружили проблемы с сердцем, затем отсутствие хороших ролей, депрессия… Его не стало внезапно, в 1991 году.
Ромуальдас Раманаускас — Рихард Лозберг
У однокурсника Киселюса Ромуальдаса Раманаускаса также сложилось в кинематографе свое амплуа. Правда, в отличии от Юозаса, он играл отрицательных персонажей, что не слишком ему нравилось — хотелось разнообразия, возможности показать свой актерский диапазон. Тем не менее, роль Рихарда Лозберга так и осталась, пожалуй, самой значимой в его карьере.
Судьбы Раманаускаса и Киселюса пересекались часто и не только в профессии. В институте они ухаживали за одной девушкой — Эгле Габренайте. Ромуальдас выиграл это соперничество и она стала его женой и матерью его сына Рокаса. Тот же впоследствии женился на актрисе Татьяне Лютаевой, которая родила ему сына Доминика — внука Ромуальдаса и продолжателя их актерской династии.
Сам же Раманаускас был женат дважды, сейчас предпочитает жить один. Из театра он давно ушел, периодически появляется в кино, пишет статьи, записывает аудиокниги. Он всегда очень тепло отзывается о российском зрителе.
Эдуард Павулс — Якоб Озолс, отец Марты
Эдуард Павулс в телефильме «Долгая дорога в дюнах» (1980) и в нулевых
Свой путь в актерской профессии Эдуард Павулс начал на театральной сцене с роли Ромео, а его партнершей тогда была Вия Артмане. Впоследствии они довольно часто играли вместе и в кино. Роль Якоба Озолса в «Долгой дороге в дюнах», конечно, можно назвать самой известной в карьере Паулса, но и до этого он был хорошо знаком советскому зрителю по фильмам «Сын рыбака», «Стрелы Робин Гуда», «Театр».
В 1984 году у него начались первые проблемы со здоровьем. Руководство рижского театра «Дайлес», в котором Эдуард проработал почти три десятилетия, тогда поступило некрасиво, сказав: «Инвалиды нам не нужны!». Оскорбленный Павулс написал заявление об уходе, позже несколько раз появлялся в кино. В 2004 году новые руководители театра решили реабилитироваться перед уважаемым в стране актером и пригласили его отметить свое 75-летие на сцене. Через два года после этого Эдуарда не стало.
Лидия Фреймане — мать Артура Банги
Актрисой Лидия Фреймане стала после войны, когда ей было 27 лет. До этого трудилась бухгалтером. Она окончила театральную студию при Латвийском национальном театре и сделала первые актерские шаги на его сцене. Несколькими годами позже за свои театральные работы Лидия получила две Сталинские премии.
На момент съемок в «Долгой дороге в дюнах» Фреймане уже была известным и уважаемым человеком в республике, председателем Театрального общества в Латвии. После стала еще и депутатом. Лидия ушла из жизни в 1992 году. Её дочь Катрина также стала актрисой.
Как сложились судьбы актеров из телефильма «Долгая дорога в дюнах»
Юозас Киселюс и Лилита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1981)
Многосерийный телефильм с меланхоличным названием «Долгая дорога в дюнах» советские зрители увидели в начале 80-х годов. Снимался он по госзаказу на Рижской киностудии, автором сценария был руководитель Госкино Латвии Олег Руднев. Тем не менее, очень многое в оригинальном сценарии пришлось согласовывать с Москвой, и он был сильно перекроен.
Все дело в том, что там была затронута острая тема послевоенных репрессии в отношении латышей, о которых было принято долгое время молчать. Но сам факт, что такой сценарий пропустили, пусть и в очень усеченном варианте, наверное, говорил о желании властей раскрыть некую правду, которую просто уже невозможно было скрывать.
Так что зрители обеих стран могут по-прежнему видеть любимых героев на экранах и наслаждаться прекрасной музыкой Раймонда Паулса. Давайте подробнее остановимся на судьбе не менее прекрасных актеров, сыгравших главные роли.
Лилита Озолиня (Марта)
Лилита Озолиня в фильмах «Долгая дорога в дюнах» (1981) и «Герой» (2016)
Лилита Озолиня, сыгравшая роль Марты, стала актрисой благодаря режиссеру фильма Алоизу Бренчу. Они дружили с юности и именно он отговорил ее идти в медицинский и снял в первых своих картинах. Конечно, после «. дороги в дюнах», в которой показана в какой-то степени и история семьи самой Лилиты, ее популярность была феноменальной, а с ней пришли и новые роли. Правда, успех повторить не удалось.
С закрытием Рижской киностудии настали тяжелые времена, Лилита сосредоточилась на работе в театре, где служит и по сей день. Иногда появляется в российском кино, среди последних ее работ роль в фильме «Герой» (2016).
Конечно, ей приписывали романы с обоими партнерами по фильму, но Лилита их отрицает. Да и вообще не распространяется о своей личной жизни. У нее есть дочь Лилиана, которая занимается бизнесом и преподавательской деятельностью. По слухам, Озолиня была несколько раз замужем.
Юозас Киселюс (Артур)
Юозас Киселюс в фильмах «Долгая дорога в дюнах» (1981) и «Оружие Зевса» (1991)
Часто Юозаса Киселюса называют актером одной роли. И, конечно, это роль Артура в «Долгой дороге в дюнах». Тем не менее, его продолжали снимать в кино, но роли не так сильно запомнились зрителю.
Юозасу суждено было прожить всего 41 год, в конце 80-х у него обнаружили редкий порок сердца, а навалившаяся депрессия от отсутствия работы и невозможности содержать семью, вероятно, усугубила положение и спровоцировала приступ, после которого в 1991 году его не стало.
Юозас был дважды женат, у него осталось трое детей.
Ромуальдас Раманаускас (Рихард)
Сейчас он дважды разведен. В первом браке родился сын Рокас, который стал режиссером и женился на Татьяне Лютаевой, известной по роли Анастасии Ягужинской в «Гардемаринах». У них вырос сын Доминик, внук Ромуальдаса, который также делает сейчас первые шаги в актерской профессии.
Всегда отзывался тепло о российском зрителе и иногда появляется в нашем кино.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Короткая слава Артура Банга из «Долгой дороги в дюнах»: Почему Юозас Киселюс ушёл из жизни в 41 год
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Несостоявшийся лесничий
Юозас Киселюс рос в небольшом городке Ионишкис, а школьные учителя не раз отмечали талантливого мальчика, который был неизменным участником самодеятельности. Но мальчик, казалось, не замечал похвалы в свой адрес, он мечтал после окончания школы учиться в лесотехнической академии и собирался стать настоящим лесником.
Кажется, поступление на актёрский факультет Вильнюсской консерватории стало неожиданным для него самого. Даже спустя много лет после получения диплома он так и не мог объяснить, что именно послужило толчком для сдачи документов в консерваторию. Но учёба с первых же дней захватила Юозаса Киселюса целиком. Он с жадностью впитывал новые знания, ставил этюды, пробовал себя в разных амплуа и уже не представлял для себя другой жизни.
Путь актёра
Приём в труппу Государственного театра драмы в Вильнюсе стал вполне естественным. На театральной сцене он воплотил множество ярких образов, но любимой ролью на всю жизнь осталась самая первая – Чарльза Сэрфэса в спектакле «Школа злословия» по комедии Ричарда Шеридана. Литовские зрители любили актёра, следили за его творчеством и гордились талантливым соотечественником.
Когда Юозасу Киселюсу было 25 лет, в его жизнь пришло кино, причём дебютировал он сразу в главной роли, сыграв Вилимаса в картине Гитиса Лукшаса «Бубенчик». После он довольно много снимался у прибалтийских режиссёров, но самой яркой работой, принесшей актёру невероятную популярность, стала роль Артура Банга в многосерийной ленте «Долгая дорога в дюнах». Кстати, изначально он отнёсся к предложению Алоиза Бренча о съёмках без особого энтузиазма.
Главный герой показался ему слишком примитивным, лишенным всяких полутонов, исключительно положительным. Киселюс не верил в существование супергероев и, соответственно, не знал, как их играть. Но всё-таки решил не отказываться от шанса сняться у талантливого режиссёра. Образ Артура Банга в результате получился у актёра живым и объёмным.
После этой картины Юозаса Киселюса стали засыпать предложениями о съёмках, но чаще его приглашали играть таких же романтичных и «правильных» героев, как и в «Долгой дороге в дюнах». Вот только фильмы эти не были столь успешными. Конечно, актёр переживал, но всегда при этом говорил: для него театр – родной дом, а вот кино – это всё же гости. Но всегда, засидевшись на одном месте, ждал возможности «сходить в гости», то есть снова войти в кадр и сняться в кино.
К популярности своей он относился с изрядной долей юмора. Однажды он решил, что все похвалы в адрес его персонажа в «Долгой дороге в дюнах» относятся не к нему лично, а ко всем участникам фильма. Поэтому, при разделе приятных слов на всех членов съёмочной группы, ему остаётся не так уж много. Явно недостаточно для появления звёздной болезни.
Актёр отчаянно переживал невозможность ответить на все письма, которые приходили ему от зрителей. Но перечитывал их и воспринимал каждое, как особое доверие от людей. Эти письма служили ему постоянным напоминанием о том, что ни на сцене, ни на съёмочной площадке нельзя халтурить и играть вполсилы.
Тревожное сердце
Незадолго до развала СССР у актёра вдруг обнаружили довольно редкий порок сердца, однако Юозас Киселюс был полон решимости продолжать работать. Тем более, что творческий процесс, требовавший погружения в образ, успокаивал актёра и вселял уверенность в завтрашнем дне. А после большая страна распалась, кино снимать почти перестали, да и в театр зрители в период тогдашнего безвременья ходили совсем нечасто.
Юозас Киселюс переживал отсутствие работы крайне остро, его тяготило безденежье, тем более, что во втором браке у него подрастал сын, а две дочери, появившиеся на свет в первой семье, тоже требовали участия не только воспитательного, но и финансового.
Собственная неспособность изменить обстоятельства тяготила актёра и, по свидетельству коллеги Киселюса по театру Вилюса Петраускаса, Юозас последние несколько месяцев жизни был явно не в лучшей своей форме. Небольшая зарплата и проблемы с деньгами не могли не повлиять на моральное состояние талантливого актёра, а значит, и на сердце. Когда 7 мая 1991 года Юозас возвращался с кинопроб, он почувствовал резкое ухудшение самочувствия, едва выйдя из троллейбуса. Он отдышался и всё же самостоятельно добрался домой, откуда его уже забрала скорая помощь.
В реанимации, куда поместили актёра, ему сделали все необходимые обследования и, не обнаружив ничего критичного, перевели его в общую палату. Актёр почему-то отчаянно мёрз, у него даже поднялась температура и дочь бегала в аптеку за аспирином, которого не оказалось в больнице.
10 мая Юозасу Киселюсу сделали рентген и попросили подождать результатов в коридоре. Он сидел в инвалидной коляске, когда к нему подошла врач. Воспитание не позволяло актёру сидеть в присутствии дамы, он встал. И тут же упал замертво. Как оказалось, внезапно лопнула сердечная аорта, и спасти актёра было уже невозможно.
Прибалтика в советское время считалась почти заграницей. Там была совсем другая культура, особенные традиции, уникальная архитектура и там снимались редкие, непохожие на всё остальное фильмы. Прибалтийские актёры и сами напоминали иностранцев, которых им часто приходилось играть. Они пользовались популярностью, их узнавали на улицах, за их карьерой и жизнью следили. После распада Советского Союза прибалтийские актёры остались за границей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: