актеры фильма дом в котором я живу и роли
Новое в блогах
История создания фильма «Дом, в котором я живу»
Жанр: драма
Кинороман о нескольких московских семьях, судьбы которых переплелись. О людях, сохранивших человеческое достоинство в сложных жизненных ситуациях.
Место действия — новый район Москвы, из тех, которые появились в 30-е годы. Сюда переезжают несколько семей, в том числе — Давыдовы: отец, мать, дочь, сыновья; вокруг этих героев концентрируется основное действие картины. Мирная жизнь героев с их радостями и бедами, ссорами и примирениями, сложными личными взаимоотношениями взорвана войной, которая сразу всех соединяет, заставляя по-иному увидеть смысл своих дней. Дороги каждого в чем-то схожи — вероятно, мерой принятого страдания.
В 1956 году на Всесоюзном конкурсе на лучший сценарий первую премию получила работа Иосифа Ольшанского «Дом, в котором я живу». В то время в кинематограф входило новое поколение режиссуры, чья молодость прошла через горнило войны. Это давало особую точку отсчета — люди виделисмерть в лицо, и оттого обычное течение жизнис ее скромными радостями обрело для них навсегда огромную ценность. Сценарий Ольшанского давал почву для такого повествования.
На съёмках фильма «Дом, в котором я живу»
Он был поставлен режиссерами Львом Кулиджановым и Яковом Сегелем. До этого они были известны своим первым фильмом «Это начиналось так». Режиссеры приняли неторопливую, романную форму сценария, в центре которого образ дома, где живут, любят, страдают, умирают обыкновенные люди. И каждый из них так или иначе оставляет свой неповторимый след на земле. Место действия — новый район Москвы, из тех, которые появились в 30-е годы. Сюда переезжают несколько семей, в том числе — Давыдовы: отец, мать, дочь, сыновья; вокруг этих героев концентрируется основное действие картины. Существен был в этом случае выбор актеров.
Песню из кинофильма «Дом,в котором я живу» — «Тишина за Рогожской заставою» исполняет Николай Рыбников.
Кулиджанов и Сегель собрали интересный актерский ансамбль. Для Валентины Телегиной роль Клавдии Давыдовой стала истинным ее актерским рождением. По-новому проявили себя хорошо знакомые зрителям к тому времени Михаил Ульянов, Нинель Мышкова, Евгений Матвеев. Молодых героев Сергея и Галю проникновенно сыграли молодой артист театра «Современник» Владимир Земляникин и школьница Жанна Болотова. Мирная жизнь героев с их радостями и бедами, ссорами и примирениями, сложными личными взаимоотношениями взорвана войной, которая сразу всех соединяет, заставляя по-иному увидеть смысл своих дней. Дороги каждого в чем-то схожи — вероятно, мерой принятого страдания.
Дом, в котором я живу
На фронте погибает глава семьи Павел Давыдов. Пропал без вести геолог Дмитрий. Убита юная Галя, так и не успевшая стать актрисой. Инвалидом возвращается старший сын Давыдовых. Раны эти никогда до конца не зарубцуются. Одной из лучших сцен фильма стала предфинальная. Пришел долгожданный мир, на Красной площади ликуют счастливые люди. А дома крепко спит вернувшийся с войны солдат… Картина завершилась отчасти по принципу «рондо». В начале фильма школьники Галя и Сергей весело бежали в школу — это было началом их дружбы, их несвершившейся любви. В конце картины так же весело выбегают из того же дома маленькая племянница Сергея, Майка, и ее безымянный ровесник: жизнь продолжается, обновленная, повторяющаяся в главном своем начале. Первая роль в кино Жанны Болотовой (Галя Волынская).Лидер советского проката (1958, 9 место) — 28.9 млн. зрителей.
В этом фильме сыграла свою лучшую роль Валентина Телегина. Добрый фильм, рассказывающий о человеческих судьбах, которые покалечила война. Жанна Болотова дебютировала в кино именно в этом фильме. А «любовный треугольник» Нинель Мышковой, Михаила Ульянова и Евгения Матвеева настолько правдив и натурален, что кажется, что актеры живут, а не играют.
Сам фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля был как раз таким — знаковым и переходным.
В нем начали свою карьеру в кино Жанна Болотова и Евгений Матвеев, сыграли многие отличные актеры.
Но главным в этой незамысловатой истории одного московского двора была камерная интонация, с которой его обитатели переживают войну, ее потери, страдания. И после всех бед готовы искать простое счастье на своей родной окраине возле станции Москва — Сортировочная, под голос «семиструнной гитары» и гудки железнодорожных составов.
В одном и том же 1958 году в Каннах получил «Золотую ветвь» фильм Калатозова «Летят журавли», а в Брюсселе наградили « Дом, в котором я живу ». Российское кино обернулось к миру человеческими лицами и вполне узнаваемыми проблемами.
Этот фильм — не просто классика советского кино. Это история, смотреть которую сбегаются к экрану и сейчас.
» Дом, в котором я живу » — одна из самых прекрасных историй любви, когда-либо сочиненных в кино. И не только в советском. Этот фильм — не мелодрама, жанра ему не подобрать. Скорее это странствие, почти что эпическое, с обязательным возвращением домой.
Режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель сняли удивительную картину. Фильм о войне, в котором бои остаются за кадром. Фильм о дружбе, так и не ставшей любовью. Фильм о жизни, в котором погибает самая молодая героиня.
Дом, в котором я живу
Многие из тех, кто делал фильм «Дом, в котором я живу», были фронтовиками. Режиссер Яков Сегель, оператор Вячеслав Шумский, актер Евгений Матвеев. Наверное, поэтому фильм получился таким искренним…
И даже те, кто был помоложе, помнили эти тяжелые годы.
Владимиру Земляникину война запомнилась воем сирен в родном московском Китай-городе, голосом Левитана и недолгой эвакуацией, в которую они уехали вместе с мамой.
Когда закончилась война, Земляникину исполнилось 12 лет.
…Главным фильмом в творчестве Земляникина стал «Дом, в котором я живу». И самой большой наградой для него стала любовь зрителей, которая сохранилась и до наших дней. Владимир Земляникин, сыгравший в фильме одну из главных ролей, стал настоящим любимцем публики.
По замыслу режиссеров, главный герой фильма Сережа Давыдов, должен был стать для зрителей своим парнем, человеком, которого можно встретить в любом дворе. Для кинопроб отобрали восемь актеров. Владимир Земляникин был последним…
Земляникин: Один мне артист сказал, не буду сейчас его называть: «Как я тебя ненавижу». Я говорю: «За что?». «А вот ты сыграл то, что должен был играть я». Я говорю: «Но я же не знал, что ты там тоже должен играть…»
Чтобы найти актрису на роль Гали, режиссеры дали объявление в газету. Конкурс был огромным. Школьницу Жанну Болотову отобрали из тысяч девушек. Кинопробы претенденты на главную мужскую и женскую роль проходили вместе. И в пару Владимиру Земляникину досталась… именно она. И кто сегодня не знает звезду нашего кино Жанну Болотову…
Земляникин: Она необычная, но я, так сказать, когда был в кадре — я любил по-настоящему, как она я уж не знаю, это у нее надо спросить.
Некоторые зимние сцены снимали летом. Заливали двор специальной пеной, похожей на снег.
Многие думают, что в фильме показан настоящий дом в одном из московских дворов. На самом же деле, специально для съемок была построена декорация. Крышу, на которой Сережа и Галя тушат зажигалки, сделали прямо на студии Горького. Кстати, во время работы над этим эпизодом Земляникин сорвался вниз. Высота была небольшая, но он все равно мог получить травму. Однако, его в последний момент успели поймать ассистенты.
А в другом случае актер уже сам выступил в роли спасителя…
Снимали эпизод возвращения. Появляется Сергей, ему машут: «Сережа, Сережа!». Он машет им в ответ. И в этот момент актер увидел мальчика, стоявшего на трамвайных рельсах. Рядом со съемочной площадкой проходила трамвайная линия, и мальчик, засмотревшись на съемки, не заметил подходящего сзади трамвая. Владимир рванулся мимо камер и выхватил мальчика буквально из-под колес. При этом резко затормозивший трамвай сбил Земляникина, отбросив в сторону на несколько метров.
Мало кто знает, что у фильма «Дом, в котором я живу» могла быть совсем другая концовка. Кому-то из «киношного» начальства не понравилось, что Галя погибает. У такого хорошего фильма должен быть счастливый финал. Но автор сценария Иосиф Ольшанский не позволил ничего менять и даже пошел на конфликт с начальством. В конце концов, его оставили в покое.»
Из книги Михаила Ульянова «Работаю актером». 2008.
В конце пятидесятых я снялся в картине «Дом, в котором я живу». В картине трепетной, взволнованной и целомудренной. Она была сделана красками реалистическими, скупыми, но в то же время светящимися и ясными. И она имела настоящий, без подтасовки, успех и у нас и за рубежом. И сейчас, когда прошло так много лет со времени ее создания, она сохраняет свою чистоту и нравственную ценность. Такую картину можно было сделать только так же, как и прожить, — только между «да» и «нет».
Ее делали Лев Кулиджанов и Яков Сегель — люди, принадлежавшие к особому поколению. Они были молоды, но за ними был уже опыт войны, через которую прорвались они к жизни. Они уже знали по себе, как беспощадна война к ценности человеческой жизни, как висит на волоске эта жизнь. И, зная все это, они особенно остро умели чувствовать, что значит спокойствие мира, из чего складывается простое человеческое счастье. Знали всему этому настоящему цену.
Таково поколение Кулиджанова, Сегеля, Чухрая, Алова и Наумова, Басова, Ростоцкого.
Сейчас острые грани жизни многие, особенно молодые, видят, скорее, теоретически. «Да, говорят, возможно, будет война. А может, и не будет. Может, будет страшно и тяжело, а может, и не будет». И так далее…
А люди, сделавшие и «Дом, в котором я живу», и «Балладу о солдате», и «Мне двадцать лет», носили в своих телах осколки, засевшие с войны.
Столкнувшись с отрицанием жизни, они сумели прославить ее простую красоту и всеобъемность и об этом делали свои картины. Все мы были молоды, все были полны максимализма.
Дом, в котором я живу
Вот пример, как снимался один из эпизодов, где участвовал мой герой, Дмитрий Каширин. Так работать, я, ей-ей, уверен в этом, не взялись бы теперь ни они, ни я.
В фильме была сцена, когда Дмитрий Каширин читает письмо от жены. Жена пишет, что уходит от него, а в это время по радио передают, что началась война, на которую Каширин уйдет и с которой не вернется.
В сцене был крупный план, и режиссеры решили, что в этом плане у Каширина должен выступать пот на лице, и это должно было быть на экране без всякой подделки, никто не думал о том, что все это можно как-то скомбинировать. Должен быть виден настоящий живой пот, пот человеческого напряжения, переживаемого героем. Оценят это или нет, об этом тогда не думали. Все должно быть по-настоящему, прежде всего, для нас, тех, кто делал это. А как этого добиться? И решили, что мне надо пить липовый чай. И я стал его пить, и, сколько чайников этого липового чая выпил, трудно сказать теперь. Я просто ошалел тогда от этого чая.
Но все получилось, как было задумано, сцену отсняли.
Все, до последней точки, держалось тогда на максимализме, вся правда. Это был максимализм самоутверждения и максимализм утверждения жизни. Такое это было время.
Фильмы «Дом, в котором я живу», «Екатерина Воронина», «Балтийское небо» были для меня работами, которые принесли мне начальный опыт, знания и навыки актерского труда на съемочной площадке.
Дом, в котором я живу
Семья Давыдовых – новоселы в новом доме, построенном в 1935 году на окраине Москвы. В ту же коммунальную квартиру поселяются молодожены Дмитрий и Людмила Каширины. Соседи сразу невзлюбили друг друга, часто ссорятся, но в один миг спустя 6 лет все меняется. Начинается Великая Отечественная война… Главные герои переосмысливают их отношение друг к другу и находят довольно таки много общего. Их судьбы до боли похожи, и теперь Давыдовы и Каширины не ругаются, а лишь поддерживают друг друга. Но как дальше сложится судьбы героев? Для кого война станет роковой чертой, а кто сможет пережить все беды?
Фильм Дом, в котором я живу был снят на киностудии им. Горького в 1957 году режиссерами Львом Кулиджановым и Яковом Сегелем. Картина набрала рекордное количество просмотров и заняла 9 место в списке лидирующих фильмов советского кинопроката. Кинороман был очень жизненным из-за сюжета, рассказывающего о судьбе простых жителей. Также в актерском составе фильма исполнители роли начинающие актеры, которые еще не снимались в культовых фильмах. Был объявлен большой конкурс, благодаря которому тысячи людей могли попробовать себя на роль в этом фильме. Например, для Жанны Болотовой, благодаря такому «кастингу», роль в этом фильме была первой в ее кинокарьере.
Кинокартина стала пятой в списке лучших фильмов 1957 года по мнению опрошенных читателей газеты Советская культура. Кинороман подойдет для любой зрительской аудитории, ведь жизни каждого переплетаются и на смену одной приходит новая другая. А на такую «циркуляцию жизней» будет занимательно посмотреть и детям, и взрослым.
Звезда фильма «Дом, в котором я живу» довёл жену до выкидыша
В начале 70-х у артиста обнаружили открытую форму туберкулеза. Из-за этого по настоянию врачей его жена, журналистка Людмила Егорова, сделала аборт: никто не мог поручиться за здоровье будущего малыша. Завести детей паре больше не удалось.
Сразу после этого, когда начали выпадать волосы, жена отвезла артиста на реабилитацию в Крым. Казалось, он пошел на поправку, хотя так и не смог бросить курить. Увы, жить ему оставалось недолго. Причиной смерти Владимира Михайловича стал инфаркт. Он скончался в собственный день рождения в 2016 году, в день, когда ему исполнилось 83. Спустя два года на могиле Земляникина появился памятник. На нем выгравировано четверостишие, написанное кем-то из близких: «Ты ушел и в наследство оставил нам Дом. / /Дом, в котором ты счастливо жил и творил.// И где память вовек не угаснет о том, // Как талантом своим всем нам радость дарил».
Народный артист не раз оказывался на волосок от смерти. Например, когда Евгению было 43 года, он участвовал в юмористическом представлении в образе Макара Нагульнова из «Поднятой целины». Концерт проходил на стадионе. По сценарию Матвеев должен был совершить круг на тачанке. Но когда внезапно включили прожектор, от испуга кони рванули вскачь. На повороте тачанка опрокинулась. В результате Матвеев серьезно повредил позвоночник, его руки и ноги не двигались. Чтобы вернуться к работе, актеру, сценаристу и режиссеру пришлось приложить колоссальные усилия.
Позже у Евгения Семеновича нашли рак легких. Ничего не сказав об этом родным и не желая лечиться, Матвеев снимал и снимался с прежней неутомимостью. Когда он готовился сыграть Брежнева в новом фильме, недуг начал брать верх. Угодив на больничную койку, патриарх кино скончался на руках жены Лидии Алексеевны.
С детства Шальнов глубоко верил в Бога. Мать будущего актера умерла молодой, а отца, как врага народа, сослали на Соловки. Даже вступив в компартию, Павел Александрович тайком посещал церковь. А в 1990 году поступил на работу в труппу Русского духовного театра «Глас», где потрясающе играл в спектакле «Сергей Есенин». В конце февраля актер в последний раз вышел на сцену. Скончался он в одиночестве.
Павел Шальнов
В окружении Шальнова говорили, что до конца дней он пытался замолить грехи молодости.
Во время учебы в ГИТИСе женился на однокашнице Софье Павловой, с которой потом играл на сцене Театра им. Ермоловой, и хладнокровно бросил ее беременной ради коллеги по цеху Иветты Киселевой. Обезумев от горя, Павлова туго перетянула живот корсетом и спровоцировала выкидыш. Завести детей она больше не смогла, равно как и ее бывший муж.
Ульянов всегда заботился о коллегах. Когда он был худруком Театра им. Вахтангова, из труппы не был уволен ни один пенсионер. А будучи председателем Союза театральных деятелей, организовал строительство поликлиники для актеров и выбивал старикам хорошие пособия. Дома у Михаила Александровича висел список с фамилиями тех коллег, которые остро нуждались в помощи. И пункты из него вычеркивались только тогда, когда проблема полностью решалась.
Сам Ульянов ни у кого ничего не просил. И даже с болезнью Паркинсона, когда отказывали ноги, играл на сцене. В конце 2006 года народный артист попросил освободить себя от должности худрука, но согласился остаться в родной труппе еще на один сезон. Учил роли, записывался на радио, продолжал помогать всем вокруг. Хоронили народного любимца с воинскими почестями.
В последние годы актриса часто хворала. Сценарист и киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое хриплое дыхание, отечные ноги, сердце сдавало с каждым днем. А ей, неуемной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии».
Могила Валентины Петровны долгие годы была заброшена. Но некоторое время назад на ней появился достойный памятник, на котором высечено: «Народной артистке РСФСР от дочери».
В конце 90-х Кулиджанов пережил первый инсульт. Через несколько лет случился второй. Режиссера положили в одну из московских клиник, потом перевели в ЦКБ. Но даже маститые врачи оказались бессильны. На похороны мастера из Солт-Лейк-Сити прилетел Никита Михалков, который тогда неофициально возглавлял группу поддержи российской сборной на Олимпийских играх. Он же, к слову, выхлопотал место для Кулиджанова на Кунцевском кладбище и помог его родным с деньгами.
После двух инфарктов в 1953-м Мазурова оставила родной Театр на Таганке, но сниматься в кино продолжала. И параллельно активно участвовала в создании краеведческих музеев города своей юности Шуи и села Васильевского Шуйского района. Одному из музеев актриса безвозмездно передала коллекцию старинной мебели, антиквариата и живописи. Когда Мазуровой исполнилось 80 лет, московский дом, в котором она жила, решили снести.
Екатерина Мазурова
Никита Михалков взамен на роль в его фильме обещал решить этот вопрос, но Екатерина Яковлевна справилась с проблемой сама. До самой смерти актриса оставалась центром притяжения коллег: каждую субботу у нее собиралась большая компания. Гостей Мазурова угощала кроликом, квашеной капустой, мочеными яблоками и маринованными грибами собственного приготовления. В мир иной она ушла на 94-м году жизни, во сне.
В конце 70-х Нинель Мышкову перестали приглашать в кино. И она стала колесить по СССР по линии Бюро пропаганды советского киноискусства с творческими вечерами. После развала СССР и этой работы не стало. В тот же период у Нинель Константиновны обнаружили церебральный атеросклероз, из-за которого артистка стала стремительно терять память.
В июне 2003-го ее единственный сын Константин от брака с оператором Константином Петриченко рассказывал «Экспресс газете»: «При каждом удобном случае я стараюсь вывести маму подышать свежим воздухом. Телевизор она не смотрит и читать уже не может. Если бы не моя жена Лена, которая взяла на себя уход за мамой, не представляю, как бы мы все это пережили». Спустя три месяца Нинель Константиновна скончалась.
Военное кино
Первое поколение кинематографистов послевоенного времени подарило миру новые имена. В их числе – Лев Кулиджанов и Яков Сегель. Совместное творчество двух режиссёров было недолгим, но продуктивным (первая лента постановщиков 1956 года «Это начиналось так» сразу принесла им известность и популярность). А уже в 1957 году вышла их картина, завоевавшая любовь миллионов зрителей, – «Дом, в котором я живу».
Фильм как будто выстроенный по сценарию самой жизни, с её ровным течением и внезапными сломами, с заурядной бытовой прозой и удивительными случайностями. Это простая и трогательная история нескольких московских семей, чьи судьбы тесно переплетаются друг с другом, а жизнь с приходом войны уже никогда не будет прежней.
Хоть в кадре нет ни единого выстрела, фильму удаётся навылет ранить сердца зрителей. Война не отступает от героев ни на шаг. Не слышно первого грохота Великой Отечественной, но суеты у вагона поезда достаточно, чтобы осознать степень надвигающейся катастрофы. Нет извещения о смерти Мити, но его отсутствие настолько громкое, что отдаётся звоном в ушах. Убита Галя, и её гибель сковала сердца любящих героиню людей.
Рамки повествования в картине сужены до размеров практически одной декорации. Дом и двор оказались основными свидетелями военной жизни, маленькой частью огромного целого. Его обитатели, пережившие потерю родных и близких в эти страшные годы, после всех невзгод всё ещё готовы искать своё счастье на родной окраине возле станции Москва-Сортировочная, под звуки песни «Тишина за Рогожской заставою» и гудки железнодорожных составов.
Авторы фильма, впервые для своего времени, показали на экране простого, тихого, обременённого повседневностью человека и, что ещё важнее, его внутренний мир. «Дом, в котором я живу» не только поднимал вопросы непривычные для того периода, но и открыл миру новые актёрские имена. Чтобы найти артистку на роль Гали, режиссёры дали объявление в газету. Конкурс был огромным. Школьницу Жанну Болотову отобрали из тысяч девушек. И после своего успешного дебюта в кино Болотова окончательно определилась с выбором будущей профессии.
Для Валентины Телегиной роль Клавдии Давыдовой стала её истинным актёрским рождением. По-новому проявили себя уже известные зрителю Михаил Ульянов, Евгений Матвеев, Нинель Мышкова. Молодого Сергея проникновенно сыграл артист театра «Современник» Владимир Земляникин. Главное, что объединяет всех героев картины — это сила духа и вера в правоту своих убеждений. И геолог Митя, и школьник Серёжа, и военный Костя по-настоящему верят в то, чем живут, они готовы бороться за свои идеалы до конца.
Мало кто знает, но финал у фильма «Дом, в котором я живу» мог быть совсем другим. Кому-то из высшего руководства не понравилось, что героиня Жанны Болотовой погибает, поэтому создателям кинокартины пришлось снять альтернативную версию с оптимистическим окончанием (или, как говорят в Голливуде, happy end), в котором Галя и Серёжа встречаются после Победы. Однако автор сценария Иосиф Ольшанский не позволил ничего менять и даже пошёл на конфликт с начальством. В конечном итоге он отстоял первоначальный вариант картины. Режиссёр Яков Сегель позже признавался, что сожалеет о несохранившемся варианте, в котором молодые герои Сергей и Галина встречаются уже после войны. Однако тогда, посмотрев эту сцену на экране, Сегель и Кулиджанов согласились со сценаристом – «память о миллионах людей, погибших в минувшую войну, была несовместима с безмятежно счастливым финалом фильма».
В 1958 году сразу две отечественные картины были отмечены на кинофестивалях за рубежом. В Каннах «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», а в Брюсселе наградили «Дом, в котором я живу». Советский кинематограф повернулся к миру человеческими лицами и вполне узнаваемыми проблемами, что нашло отклик в сердцах миллионов людей.
И даже по прошествии времени картина «Дом, в котором я живу» сохраняет свою чистоту и нравственную ценность. Фильм-странствие, почти что эпическое, с обязательным возвращением домой.
Интересные факты:
Фильм «Дом, в котором я живу» в 1957 году стал лидером советского кинопроката, его посмотрели более 28 миллионов зрителей.
Отца Гали, Вадима Николаевича Волынского, сыграл режиссёр картины Лев Кулиджанов. Эта роль стала единственной в его карьере.
Декорации дома, где происходят все основные события фильма, были сооружены в Москве на Волочаевской улице в натуральную величину недалеко от моста курского и горьковского направлений Московской железной дороги.
Как вспоминал актёр Михаил Ульянов, в сцене, когда его герой читает письмо от жены, а по радио передают сообщение о начале войны, по замыслу режиссёров, на его лице должен был выступить пот от сильного душевного напряжения. Чтобы добиться нужного эффекта, артисту пришлось выпить несколько чайников липового чая.
Некоторые зимние сцены фильма снимались летом, и двор, где проходили съёмки, заливали специальной пеной, имитирующей снег.
Часть съёмок картины проходили на московских улицах, в самых обычных столичных дворах. В массовых сценах и в эпизодических ролях снимались непрофессиональные актёры, которые были отобраны из 14 тысяч человек, откликнувшихся на газетное объявление с приглашением принять участие в съёмках.
Премии и награды:
1956 год — Первая премия на Всесоюзном конкурсе сценариев.
1958 год — Особый приз на Всесоюзном кинофестивале в Москве режиссёрам Льву Кулиджанову и Якову Сегелю.
1958 год — Премия «За лучшую постановку» и Премия Генерального комиссариата ООН режиссёрам Льву Кулиджанову и Якову Сегелю на Всемирной выставке в Брюсселе.
1958 год — Диплом 1-й степени на I Международном смотре фестивальных фильмов в Мехико.