актеры фильма дон сезар де базан 1957
«Дон Сезар де Базан» 30 лет спустя: Что осталось за кадром последнего фильма Юрия Богатырева
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
К моменту выхода на экраны этой музыкальной комедии советские зрители уже хорошо знали Яна Фрида как режиссера замечательных музыкальных фильмов «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта» и «Сильва». По иронии судьбы, пик популярности режиссера пришелся на время, когда ему было уже за 70 – только тогда он решился на эксперимент и приступил к созданию музыкальных фильмов-оперетт.
Возможно, этот эксперимент Яна Фрида увенчался таким невероятным успехом, потому что во всех фильмах первым советчиком, соавтором и помощником режиссера была его вторая жена – актриса Виктория Горшенина, которой в фильме «Дон Сезар де Базан» он доверил роль доньи Касильды. К ее советам режиссер всегда прислушивался – она вносила очень точные детали в каждый образ. Они поженились 9 мая 1945 г. и с тех пор не расставались. Все знакомые называли эту пару двумя половинками одного целого. В их доме всегда было много гостей – перед тем, как приступить к съемкам, Ян Фрид приглашал актеров к себе, чтобы в неформальной обстановке обсудить роли и мизансцены. Все гости оставляли свои автографы на кухонной двери, и о ней говорили, что она заслуживает места в Эрмитаже – столько знаменитостей оставили там свои подписи. В 1995 г. Виктория Горшенина и Ян Фрид эмигрировали в Германию, где и провели последние годы жизни. Перед отъездом они продали свою квартиру, и что стало с этой легендарной дверью – до сих пор не известно.
Больше 40 лет Горшенина была актрисой Ленинградского театра эстрады и миниатюр и основной партнершей самого Аркадия Райкина, который неохотно отпускал ее на съемки. Поэтому она почти не снималась в кино, считая своим главным делом помощь мужу, и сыграла всего несколько эпизодических ролей в его фильмах «Сильва», «Прощание с Петербургом», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф». При этом критики высоко оценивали ее талант и называли «королевой эпизода советского юмора».
Одним из тех актеров, которых Ян Фрид снимал практически во всех своих фильмах, был Михаил Боярский. В своем самом известном амплуа – романтического героя со шпагой и в шляпе – он впервые появился именно у Яна Фрида. « В этом жанре он слепил меня. Начиная с «Собаки на сене» – это его идея », – признавался актер. И в этом жанре ему действительно не было равных, к тому же все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, поэтому режиссер не сомневался ни минуты, кому предложить главную роль. Правда, сам Боярский этой своей работой остался недоволен – ему казалось, что это было повторением того, что он играл в кино до этого.
На роль возлюбленной дона Сезара де Базана пробы проходило много актрис. Главная героиня должна была быть не только красавицей, но и уметь хорошо танцевать. Этим требованиям идеально соответствовала Анна Самохина. На съемки она приехала с 4-летней дочерью Сашей, и она тоже появилась в кадре в одном из эпизодов – ее держал на руках герой Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.
Еще одним любимым актером Яна Фрида был Михаил Светин. Интересно то, что в этом фильме он снова сыграл в паре с женой режиссера Викторией Горшениной – свой комический супружеский дуэт из фильма «Сильва» они оставили практически без изменений. Главная отрицательная роль досталась Игорю Дмитриеву, с которым Ян Фрид сотрудничал и дружил на протяжении 30 лет и доверил ему роли в 7 своих фильмах.
Гротескный образ короля Испании создал Юрий Богатырев, которому с одинаковым успехом удавались и драматические, и комедийные роли. Так случилось, что этот фильм стал для него последним и вышел на экраны, когда актера уже не было в живых. Коллеги вспоминали, что во время работы актер пребывал в подавленном состоянии. Свои частые депрессии он переживал очень тяжело, находя забвение в алкоголе и антидепрессантах. Вскоре после съемок он с друзьями отмечал получение гонорара – как всегда, с большим количеством спиртного. Ему стало плохо, вызвали «скорую», и ему ввели препарат, оказавшийся несовместимым с алкоголем и антидепрессантами. 2 февраля 1989 г. он ушел из жизни, не дожив ровно одного месяца до своего 42-летия.
Роль королевы Испании досталась Наталье Лапиной – молодой актрисе, которая впервые появилась на экранах за 3 года до этого. Параллельно с актерской карьерой, она занималась вокалом и писала песни. Вскоре после съемок она эмигрировала в Америку. Сейчас Наталья Лапина пишет песни для Григория Лепса и других звезд.
Этот музыкальный фильм, так же, как и другие работы Яна Фрида, был снят на музыку Геннадия Гладкова – они с режиссером понимали друг друга с полуслова. Часто композитор и сам исполнял свои песни. Так, во время озвучивания фильма Михаил Светин был на гастролях, и вместо его героя петь пришлось Гладкову. Актер потом поражался, как ему удалось не только попасть в его тембр и интонации, но и один в один спеть так же, как он пел на съемках.
Сам режиссер тоже появился в одном из небольших эпизодов – в роли педагога по танцам Маританны, а оператор Эдуард Розовский сыграл учителя музыки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дон Сезар де Базан (фильм)
«Дон Сеза́р де База́н» — советский двухсерийный музыкальный художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1989 году режиссёром Яном Фридом по мотивам одноимённой пьесы Филиппа Дюмануара и Адольфа Д’Эннери.
В фильме сыграл свою последнюю роль в кино Юрий Богатырев.
Фильм снят по заказу Гостелерадио СССР
Телевизионная премьера фильма состоялась 4 июля 1989 года.
Содержание
Сюжет
Действие происходит в Испании в XVII веке. Первый министр короля дон Хосе тайно домогается любви королевы Марии. Получив отказ, он затаил обиду и задумал проучить королеву и короля Карлоса II. Дон Хосе случайно узнаёт о том, что король положил глаз на простолюдинку, очаровательную цыганку Маританну и у него возникает план мести.
Обедневший дворянин и поэт-вольнодумец Дон Сезар де Базан приговорён к смертной казни. Перед смертью первый министр дон Хосе просит его о небольшой услуге — инкогнито жениться на незнакомке и передать ей свой дворянский титул.
Невестой оказывается цыганка Маританна. Хитроумная комбинация первого министра, таким образом, позволяла безродной цыганке стать графиней и удостоиться знакомства с королём. Всё бы так и получилось, но незнакомка пленила сердце самого Дона Сезара. Друзья графа спасают его от смерти зарядив ружья расстрельной команды холостыми зарядами. Дон Сезар возвращается с того света и попадает прямо на тайное свидание короля. Монарх попадает в щекотливую ситуацию, так как сам пришёл на свидание под чужим именем и вынужден бежать.
Попытка Дона Хосе исправить ситуацию и открыть королеве историю об измене супруга ни к чему не приводит. Дон Сезар убивает интригана первого министра и счастливо соединяется со своей законной супругой. Король в знак благодарности за то, что его имя не всплыло в этой неприятной ситуации, готов отдать графу в награду должность губернатора Валенсии, но Дон Сезар отказывается от славы и богатства, так как нашёл свою любовь.
В главных ролях
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Места съёмок
Дон Сезар де Базан
Академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской
К иноверсия снята на основе спектакля режиссера Владимира Кожича, который он поставил для Ленинградского драматического (имя В.Ф. Комиссаржевской присвоили театру лишь в 1959 году) театра.
Фрагмент статьи Ольги Игнатюк «Дон Сезар де Базан». Журнал «Страстной бульвар» (2006 г.):
«Пьеса Дюмануара и Деннери «Дон Сезар де Базан» рассказывает об испанском графе де Базане, который, несмотря на свой графский титул, ведет жизнь шальную и разгульную: кутит, то и дело дерется на дуэлях, защищая слабых и обиженных, постоянно отстаивает справедливость, за что попадает в тюрьму и даже приговаривается к казни. В результате придворных интриг его обручают перед казнью с танцовщицей Маританой, чтобы потом сделать ее любовницей короля, давно приметившего эту мадридскую красавицу.
Естественно, граф с Маританой влюбляются друг в друга и тут же разлучаются, чтобы потом упорно идти навстречу друг к другу в лабиринте коварных интриг.
Все дело тут, конечно, в самом де Базане, романтическом герое, правдолюбце и благородном рыцаре, сражающемся до последнего вздоха за даму сердца. Бесшабашность и брутальность, простодушие и раскованность, помноженные к тому же на силу безоглядной отваги. Он всех спасет, он наведет мировую справедливость и защитит слабых, воздав обидчикам по заслугам, и одно лишь его появление обещает благополучие многим. Даря нам верную мечту о светлых людях и высоких чувствах — словом, мечту об идеальном».
О режиссере Владимире Кожиче. Фрагмент статьи киноведа Петра Багрова в газете «Империя Драмы» (1996 г.):
«Владимир Платонович Кожич (1896–1955), возможно, одна из самых симпатичных фигур в истории ленинградского театра. Внешне он скорее напоминал ученого или писателя. Если уж речь идет о театре — завлита. «Закрытое», сосредоточенное, всегда несколько угрюмое выражение лица, старомодные круглые очки, тихий, невыразительный голос… Удивительно, что именно этому человеку удалось сплотить «прославленных мастеров» в творческий коллектив, создающий цельные спектакли. «Опосредованный» воспитанник мхатовской школы (ученик гениального Алексея Попова и собственного брата, знаменитого провинциального режиссера Ивана Чужого), начавший театральную деятельность в годы Гражданской войны, он каким-то чудом избежал влияния авангарда. Не бросало его и в противоположные крайности, такие как «вульгарный социологизм». Все сорок лет своей работы в театре он стоял на принципиально реалистической позиции, которую понимал по-своему, невзирая на моду и политику. Он мыслил конкретно: определял конкретный ритм для данного спектакля, искал конкретное оформление сценической площадки, ориентировался на конкретных актеров — подбирал их по одному ему известным параметрам, уловив, быть может, какую-то одну, еле заметную интонацию…
Кожичевский «Лес» признан наряду с легендарным спектаклем Мейерхольда. Причем если Мейерхольд избавлял героев от «излишков психологии», то Кожич, напротив, эти «излишки» усиливал. За что получил обвинения в «идеализации усадебной Руси». Конечно, никакой идеализации быть не могло — на дворе стоял 1937 год. Просто то, что для Несчастливцева — лес, для Гурмыжской и Буланова — милая и уютная усадьба… и соблазн велик. Несчастливцев устоял, а вот зрителю самому решать. Кожич был режиссером психологического театра, и посему взглядов своих не навязывал. «Живой труп», поставленный в 1950 году, долгие годы считался абсолютной и недосягаемой вершиной Пушкинского театра. Его (Коржича. — Прим. ред.) «Живой труп» — это трагедия не только Феди Протасова, но Лизы и Виктора в такой же мере. Все они хорошие… хорошие люди (как несколько раз повторяет это Протасов), и все желают друг другу добра, но каждый заставляет страдать другого. Кожич исключительно бережно относился к тексту и внес лишь несколько изменений. Каждое из них — принципиального характера. У Толстого, когда Лиза и Виктор встречаются с Протасовым в кабинете следователя, Федор встает на колени и, уходя, еще раз низко кланяется жене. У Кожича во второй раз не Федя кланялся Лизе, а Лиза — Феде. Этот простейший прием волшебным образом расставлял все по местам. И персонажей — таких разных и «социально чуждых» — ставил на одну человеческую высоту. До «оттепельных» времен Владимир Кожич не дожил. Он умер в январе 1955 года…»
Об актере Владимире Честнокове, сыгравшем Дона Сезара де Базана, рассказывает Нина Туманова в своей книге «Актерская кинолениниана» (1987 г.):
«Об удачном использовании театрального опыта, трансформации привычной актерской сценической манеры можно говорить, оценивая деятельность народного артиста СССР Владимира Ивановича Честнокова. (1904–1968). Известного театрального актера вряд ли можно отнести к популярным актерам кино. За тридцать с лишним лет он участвовал в немногим более двадцати фильмах, играя главным образом роли эпизодические. Большая часть его картин — историко-биографические: «Тарас Шевченко», «Белинский», «Пирогов», «Александр Попов», «Академик Иван Павлов». И играл он чаще всего персонажей исторических — Чернышевского, Некрасова, Достоевского, Менделеева».