актеры фильма дон сезар де базан с боярским
«Дон Сезар де Базан» 30 лет спустя: Что осталось за кадром последнего фильма Юрия Богатырева
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
К моменту выхода на экраны этой музыкальной комедии советские зрители уже хорошо знали Яна Фрида как режиссера замечательных музыкальных фильмов «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта» и «Сильва». По иронии судьбы, пик популярности режиссера пришелся на время, когда ему было уже за 70 – только тогда он решился на эксперимент и приступил к созданию музыкальных фильмов-оперетт.
Возможно, этот эксперимент Яна Фрида увенчался таким невероятным успехом, потому что во всех фильмах первым советчиком, соавтором и помощником режиссера была его вторая жена – актриса Виктория Горшенина, которой в фильме «Дон Сезар де Базан» он доверил роль доньи Касильды. К ее советам режиссер всегда прислушивался – она вносила очень точные детали в каждый образ. Они поженились 9 мая 1945 г. и с тех пор не расставались. Все знакомые называли эту пару двумя половинками одного целого. В их доме всегда было много гостей – перед тем, как приступить к съемкам, Ян Фрид приглашал актеров к себе, чтобы в неформальной обстановке обсудить роли и мизансцены. Все гости оставляли свои автографы на кухонной двери, и о ней говорили, что она заслуживает места в Эрмитаже – столько знаменитостей оставили там свои подписи. В 1995 г. Виктория Горшенина и Ян Фрид эмигрировали в Германию, где и провели последние годы жизни. Перед отъездом они продали свою квартиру, и что стало с этой легендарной дверью – до сих пор не известно.
Больше 40 лет Горшенина была актрисой Ленинградского театра эстрады и миниатюр и основной партнершей самого Аркадия Райкина, который неохотно отпускал ее на съемки. Поэтому она почти не снималась в кино, считая своим главным делом помощь мужу, и сыграла всего несколько эпизодических ролей в его фильмах «Сильва», «Прощание с Петербургом», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф». При этом критики высоко оценивали ее талант и называли «королевой эпизода советского юмора».
Одним из тех актеров, которых Ян Фрид снимал практически во всех своих фильмах, был Михаил Боярский. В своем самом известном амплуа – романтического героя со шпагой и в шляпе – он впервые появился именно у Яна Фрида. « В этом жанре он слепил меня. Начиная с «Собаки на сене» – это его идея », – признавался актер. И в этом жанре ему действительно не было равных, к тому же все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, поэтому режиссер не сомневался ни минуты, кому предложить главную роль. Правда, сам Боярский этой своей работой остался недоволен – ему казалось, что это было повторением того, что он играл в кино до этого.
На роль возлюбленной дона Сезара де Базана пробы проходило много актрис. Главная героиня должна была быть не только красавицей, но и уметь хорошо танцевать. Этим требованиям идеально соответствовала Анна Самохина. На съемки она приехала с 4-летней дочерью Сашей, и она тоже появилась в кадре в одном из эпизодов – ее держал на руках герой Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.
Еще одним любимым актером Яна Фрида был Михаил Светин. Интересно то, что в этом фильме он снова сыграл в паре с женой режиссера Викторией Горшениной – свой комический супружеский дуэт из фильма «Сильва» они оставили практически без изменений. Главная отрицательная роль досталась Игорю Дмитриеву, с которым Ян Фрид сотрудничал и дружил на протяжении 30 лет и доверил ему роли в 7 своих фильмах.
Гротескный образ короля Испании создал Юрий Богатырев, которому с одинаковым успехом удавались и драматические, и комедийные роли. Так случилось, что этот фильм стал для него последним и вышел на экраны, когда актера уже не было в живых. Коллеги вспоминали, что во время работы актер пребывал в подавленном состоянии. Свои частые депрессии он переживал очень тяжело, находя забвение в алкоголе и антидепрессантах. Вскоре после съемок он с друзьями отмечал получение гонорара – как всегда, с большим количеством спиртного. Ему стало плохо, вызвали «скорую», и ему ввели препарат, оказавшийся несовместимым с алкоголем и антидепрессантами. 2 февраля 1989 г. он ушел из жизни, не дожив ровно одного месяца до своего 42-летия.
Роль королевы Испании досталась Наталье Лапиной – молодой актрисе, которая впервые появилась на экранах за 3 года до этого. Параллельно с актерской карьерой, она занималась вокалом и писала песни. Вскоре после съемок она эмигрировала в Америку. Сейчас Наталья Лапина пишет песни для Григория Лепса и других звезд.
Этот музыкальный фильм, так же, как и другие работы Яна Фрида, был снят на музыку Геннадия Гладкова – они с режиссером понимали друг друга с полуслова. Часто композитор и сам исполнял свои песни. Так, во время озвучивания фильма Михаил Светин был на гастролях, и вместо его героя петь пришлось Гладкову. Актер потом поражался, как ему удалось не только попасть в его тембр и интонации, но и один в один спеть так же, как он пел на съемках.
Сам режиссер тоже появился в одном из небольших эпизодов – в роли педагога по танцам Маританны, а оператор Эдуард Розовский сыграл учителя музыки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дон Сезар де Базан (фильм)
«Дон Сеза́р де База́н» — советский двухсерийный музыкальный художественный фильм, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1989 году режиссёром Яном Фридом по мотивам одноимённой пьесы Филиппа Дюмануара и Адольфа Д’Эннери.
В фильме сыграл свою последнюю роль в кино Юрий Богатырев.
Фильм снят по заказу Гостелерадио СССР
Телевизионная премьера фильма состоялась 4 июля 1989 года.
Содержание
Сюжет
Действие происходит в Испании в XVII веке. Первый министр короля дон Хосе тайно домогается любви королевы Марии. Получив отказ, он затаил обиду и задумал проучить королеву и короля Карлоса II. Дон Хосе случайно узнаёт о том, что король положил глаз на простолюдинку, очаровательную цыганку Маританну и у него возникает план мести.
Обедневший дворянин и поэт-вольнодумец Дон Сезар де Базан приговорён к смертной казни. Перед смертью первый министр дон Хосе просит его о небольшой услуге — инкогнито жениться на незнакомке и передать ей свой дворянский титул.
Невестой оказывается цыганка Маританна. Хитроумная комбинация первого министра, таким образом, позволяла безродной цыганке стать графиней и удостоиться знакомства с королём. Всё бы так и получилось, но незнакомка пленила сердце самого Дона Сезара. Друзья графа спасают его от смерти зарядив ружья расстрельной команды холостыми зарядами. Дон Сезар возвращается с того света и попадает прямо на тайное свидание короля. Монарх попадает в щекотливую ситуацию, так как сам пришёл на свидание под чужим именем и вынужден бежать.
Попытка Дона Хосе исправить ситуацию и открыть королеве историю об измене супруга ни к чему не приводит. Дон Сезар убивает интригана первого министра и счастливо соединяется со своей законной супругой. Король в знак благодарности за то, что его имя не всплыло в этой неприятной ситуации, готов отдать графу в награду должность губернатора Валенсии, но Дон Сезар отказывается от славы и богатства, так как нашёл свою любовь.
В главных ролях
В ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Места съёмок
«Дон Сезар де Базан» 30 лет спустя: Что осталось за кадром последнего фильма Юрия Богатырева
К моменту выхода на экраны этой музыкальной комедии советские зрители уже хорошо знали Яна Фрида как режиссера замечательных музыкальных фильмов «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта» и «Сильва». По иронии судьбы, пик популярности режиссера пришелся на время, когда ему было уже за 70 – только тогда он решился на эксперимент и приступил к созданию музыкальных фильмов-оперетт.
К ее советам режиссер всегда прислушивался – она вносила очень точные детали в каждый образ. Они поженились 9 мая 1945 г. и с тех пор не расставались. Все знакомые называли эту пару двумя половинками одного целого. В их доме всегда было много гостей – перед тем, как приступить к съемкам, Ян Фрид приглашал актеров к себе, чтобы в неформальной обстановке обсудить роли и мизансцены. Все гости оставляли свои автографы на кухонной двери, и о ней говорили, что она заслуживает места в Эрмитаже – столько знаменитостей оставили там свои подписи. В 1995 г. Виктория Горшенина и Ян Фрид эмигрировали в Германию, где и провели последние годы жизни. Перед отъездом они продали свою квартиру, и что стало с этой легендарной дверью – до сих пор не известно.
Больше 40 лет Горшенина была актрисой Ленинградского театра эстрады и миниатюр и основной партнершей самого Аркадия Райкина, который неохотно отпускал ее на съемки. Поэтому она почти не снималась в кино, считая своим главным делом помощь мужу, и сыграла всего несколько эпизодических ролей в его фильмах «Сильва», «Прощание с Петербургом», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан» и «Тартюф». При этом критики высоко оценивали ее талант и называли «королевой эпизода советского юмора».
Одним из тех актеров, которых Ян Фрид снимал практически во всех своих фильмах, был Михаил Боярский. В своем самом известном амплуа – романтического героя со шпагой и в шляпе – он впервые появился именно у Яна Фрида. «В этом жанре он слепил меня. Начиная с «Собаки на сене» – это его идея», – признавался актер. И в этом жанре ему действительно не было равных, к тому же все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, поэтому режиссер не сомневался ни минуты, кому предложить главную роль. Правда, сам Боярский этой своей работой остался недоволен – ему казалось, что это было повторением того, что он играл в кино до этого.
На роль возлюбленной дона Сезара де Базана пробы проходило много актрис. Главная героиня должна была быть не только красавицей, но и уметь хорошо танцевать. Этим требованиям идеально соответствовала Анна Самохина. На съемки она приехала с 4-летней дочерью Сашей, и она тоже появилась в кадре в одном из эпизодов – ее держал на руках герой Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.
Еще одним любимым актером Яна Фрида был Михаил Светин. Интересно то, что в этом фильме он снова сыграл в паре с женой режиссера Викторией Горшениной – свой комический супружеский дуэт из фильма «Сильва» они оставили практически без изменений. Главная отрицательная роль досталась Игорю Дмитриеву, с которым Ян Фрид сотрудничал и дружил на протяжении 30 лет и доверил ему роли в 7 своих фильмах.
Гротескный образ короля Испании создал Юрий Богатырев, которому с одинаковым успехом удавались и драматические, и комедийные роли. Так случилось, что этот фильм стал для него последним и вышел на экраны, когда актера уже не было в живых. Коллеги вспоминали, что во время работы актер пребывал в подавленном состоянии. Свои частые депрессии он переживал очень тяжело, находя забвение в алкоголе и антидепрессантах. Вскоре после съемок он с друзьями отмечал получение гонорара – как всегда, с большим количеством спиртного. Ему стало плохо, вызвали «скорую», и ему ввели препарат, оказавшийся несовместимым с алкоголем и антидепрессантами. 2 февраля 1989 г. он ушел из жизни, не дожив ровно одного месяца до своего 42-летия.
Роль королевы Испании досталась Наталье Лапиной – молодой актрисе, которая впервые появилась на экранах за 3 года до этого. Параллельно с актерской карьерой, она занималась вокалом и писала песни. Вскоре после съемок она эмигрировала в Америку. Сейчас Наталья Лапина пишет песни для Григория Лепса и других звезд.
Этот музыкальный фильм, так же, как и другие работы Яна Фрида, был снят на музыку Геннадия Гладкова – они с режиссером понимали друг друга с полуслова. Часто композитор и сам исполнял свои песни. Так, во время озвучивания фильма Михаил Светин был на гастролях, и вместо его героя петь пришлось Гладкову. Актер потом поражался, как ему удалось не только попасть в его тембр и интонации, но и один в один спеть так же, как он пел на съемках.
Сам режиссер тоже появился в одном из небольших эпизодов – в роли педагога по танцам Маританны, а оператор Эдуард Розовский сыграл учителя музыки.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
На съемках фильма «Дон Сезар де Базан»
Конец лета 1988 года. Съемочная группа Яна Борисовича Фрида вернулась из Прибалтики, где снимала музыкальный фильм «Дон Сезар де Базан». В Ленинграде предстояло доснять несколько сцен для второй серии кинокартины, в том числе на объектах «Ночной карнавал» и «Охотничий домик короля», в которых должны были участвовать лошади и экипажи.
Несмотря на небольшой объем съемок работали мы объединенной конной группой конюшен Ленинградского зоопарка и учхоза ЛСХИ «Пушкинское».
Первым местом съемок стал Нижний парк у Большого дворца в Ораниенбауме. Съемка, как и все прочие наши на этой картине, ночная. Вечером с двумя лошадьми выехали с конюшни учхоза, находившейся тогда около Александровского парка Пушкина, по дороге в киоске овощной базы загрузились арбузами и к темноте были на месте. Приехали на коневозе, что в те годы было диковинкой, обычным делом были дальние перегоны. Задача обычная: подъезды-отъезды кареты графини де Базан (Анны Самохиной). Карета эта еще до съемок из петербургского ландо XIX века была переделана в испанскую. Все прошло нормально, и на рассвете мы вернулись на конюшню.
После съемки собрались уже домой, погрузили лошадей, и тут выяснилось, что сломалась «Волга», которая должна была отвезти в город Виконта (Михаила Светина). Предложили мы довезти его в кабине коневоза. Над нами сначала посмеялись, потом задумались, а почему бы и нет, но тут починили машину.
На этом ломоносовский этап съемок закончились, лошади и карета перебазировались из Пушкина на территорию зоопарка.
Продолжились съемки на Каменном острове, дача Гаусвальд на несколько дней стала «Охотничьим домиком короля».
В первый день, точнее ночь, снимали продолжение проезда кареты графини, приехавшей с карнавала в охотничий домик. Те же кони и кареты, тот же кучер Леша Грызилов.
На следующую ночь к карете добавилась лошадь под седлом, для стражника.
Самым трудным на этих съемках эпизодом стал прыжок дона Сезара де Базана с крыши в седло. До этого сняли, как Сезар карабкается по лианам (с пропущенными среди них стальными тросиками) на башню, как залезает в окно, как потом, на обратном пути, перепрыгивает с башни на крышу, как к домику подъезжает конный стражник, привязывает к дереву свою лошадь и уходит. Лошадью стражника, на которую и должен был прыгать Сезар, была высоченная, «чтобы меньше с крыши лететь» учхозовская кобыла Беспримерная.
Прыжок решили снимать двумя кадрами: полет с крыши и приземление, точнее «приседление» дона Сезара. В первом кадре каскадер прыгал с крыши в гору поролоновых подушек от кресел, набранных здесь же, в профилактории и лошадью загороженных от камеры.
Второй кадр снимали уже с актером. Задача была поставлена такая:
* актер стоит ногами на седле, лошадь держит коновод,
* «Камера, мотор», коновод убегает из кадра
* актер соскальзывает в седло, разворачивает лошадь и скачет от камеры вглубь кадра.
Я, отчетливо понимая, что лошадь не мотоцикл, одна стоять не будет и это может плохо кончиться, пытаюсь возражать, но бесполезно.
И вот лошадь поставлена в кадр, дон Сезар стоит на седле, поднятыми руками придерживаясь за тонкую ветку дерева.
«Камера, мотор», держащая лошадь Ирина Галковская, отпустив повод, убегает из кадра, Беспримерная делает шаг за ней. Всего один шаг, но этого достаточно. Абсолютно не ожидавший такого подвоха актер, потеряв равновесие, гремя шпагой и шпорами, вместе с обломившейся веткой летит вниз, на бетонные плиты дорожки. Немую сцену прервал голос из группы зрителей, стоящих за невысокой оградой: «Вроде недолго летел, а сколько всего успел сказать!».
Я наблюдаю эту сцену из кареты, стоящей неподалеку. И вот уже ко мне послан помощник режиссера: «Миша, Вы что-то предлагали, Ян Борисович просит Вас подойти». Ну что же, так будет проще, не надо никого переубеждать и ничего доказывать.
У меня всегда был с собой маленький радиоприемничек «Юнга»: всю ночь ждать, пока начнем снимать кино, скучно, а до плееров еще далеко.
На приемничке я нахожу какую-то громкую музыку, и, прибавив громкость до предела, переключаю диапазон. Радио замолкает. Завернувшись в плащ-накидку присаживаюсь на корточки перед лошадью, ниже края кадра.
«Камера, мотор, начали». Ирина отбегает, одновременно я переключаю диапазон обратно, приемник взвывает у самых копыт. Беспримерная вздрагивает и замирает от неожиданности. Замирает на секунду, но этого хватает. Я откатываюсь в кусты, Дон привычно соскальзывает в седло и, сдернув с гвоздика повод, скачет вдоль стены. «Спасибо, снято». Если приглядеться, то из-под «испанского» вальтрапа все же видна задняя лука современного спортивного седла.
Дача Гаусвальд не раз становилась местом съемок. На съемки «Шерлока Холмса» мы, на карете и кэбе, ехали к ней во время наводнения, через полузатопленный остров. На тех отъездах Холмса и Ирен Адлер у нас одно ландо, с разных сторон в разные цвета покрашенное, работало за два. Уже в начале 90х снимали мы здесь Швейцарию, встречу Ленина с братом Митей. Накануне полдня упряжь и систему запряжки в подобие западных переделывали, а в кадр они не попали.
Часто объектом съемок становился и находящийся от дачи за мостом через Крестовский канал особняк Э. Г. Фолленвейдера (ныне в нем консульство Дании).
М. Воробьёв
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Дон Сезар де Базан
Академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской
К иноверсия снята на основе спектакля режиссера Владимира Кожича, который он поставил для Ленинградского драматического (имя В.Ф. Комиссаржевской присвоили театру лишь в 1959 году) театра.
Фрагмент статьи Ольги Игнатюк «Дон Сезар де Базан». Журнал «Страстной бульвар» (2006 г.):
«Пьеса Дюмануара и Деннери «Дон Сезар де Базан» рассказывает об испанском графе де Базане, который, несмотря на свой графский титул, ведет жизнь шальную и разгульную: кутит, то и дело дерется на дуэлях, защищая слабых и обиженных, постоянно отстаивает справедливость, за что попадает в тюрьму и даже приговаривается к казни. В результате придворных интриг его обручают перед казнью с танцовщицей Маританой, чтобы потом сделать ее любовницей короля, давно приметившего эту мадридскую красавицу.
Естественно, граф с Маританой влюбляются друг в друга и тут же разлучаются, чтобы потом упорно идти навстречу друг к другу в лабиринте коварных интриг.
Все дело тут, конечно, в самом де Базане, романтическом герое, правдолюбце и благородном рыцаре, сражающемся до последнего вздоха за даму сердца. Бесшабашность и брутальность, простодушие и раскованность, помноженные к тому же на силу безоглядной отваги. Он всех спасет, он наведет мировую справедливость и защитит слабых, воздав обидчикам по заслугам, и одно лишь его появление обещает благополучие многим. Даря нам верную мечту о светлых людях и высоких чувствах — словом, мечту об идеальном».
О режиссере Владимире Кожиче. Фрагмент статьи киноведа Петра Багрова в газете «Империя Драмы» (1996 г.):
«Владимир Платонович Кожич (1896–1955), возможно, одна из самых симпатичных фигур в истории ленинградского театра. Внешне он скорее напоминал ученого или писателя. Если уж речь идет о театре — завлита. «Закрытое», сосредоточенное, всегда несколько угрюмое выражение лица, старомодные круглые очки, тихий, невыразительный голос… Удивительно, что именно этому человеку удалось сплотить «прославленных мастеров» в творческий коллектив, создающий цельные спектакли. «Опосредованный» воспитанник мхатовской школы (ученик гениального Алексея Попова и собственного брата, знаменитого провинциального режиссера Ивана Чужого), начавший театральную деятельность в годы Гражданской войны, он каким-то чудом избежал влияния авангарда. Не бросало его и в противоположные крайности, такие как «вульгарный социологизм». Все сорок лет своей работы в театре он стоял на принципиально реалистической позиции, которую понимал по-своему, невзирая на моду и политику. Он мыслил конкретно: определял конкретный ритм для данного спектакля, искал конкретное оформление сценической площадки, ориентировался на конкретных актеров — подбирал их по одному ему известным параметрам, уловив, быть может, какую-то одну, еле заметную интонацию…
Кожичевский «Лес» признан наряду с легендарным спектаклем Мейерхольда. Причем если Мейерхольд избавлял героев от «излишков психологии», то Кожич, напротив, эти «излишки» усиливал. За что получил обвинения в «идеализации усадебной Руси». Конечно, никакой идеализации быть не могло — на дворе стоял 1937 год. Просто то, что для Несчастливцева — лес, для Гурмыжской и Буланова — милая и уютная усадьба… и соблазн велик. Несчастливцев устоял, а вот зрителю самому решать. Кожич был режиссером психологического театра, и посему взглядов своих не навязывал. «Живой труп», поставленный в 1950 году, долгие годы считался абсолютной и недосягаемой вершиной Пушкинского театра. Его (Коржича. — Прим. ред.) «Живой труп» — это трагедия не только Феди Протасова, но Лизы и Виктора в такой же мере. Все они хорошие… хорошие люди (как несколько раз повторяет это Протасов), и все желают друг другу добра, но каждый заставляет страдать другого. Кожич исключительно бережно относился к тексту и внес лишь несколько изменений. Каждое из них — принципиального характера. У Толстого, когда Лиза и Виктор встречаются с Протасовым в кабинете следователя, Федор встает на колени и, уходя, еще раз низко кланяется жене. У Кожича во второй раз не Федя кланялся Лизе, а Лиза — Феде. Этот простейший прием волшебным образом расставлял все по местам. И персонажей — таких разных и «социально чуждых» — ставил на одну человеческую высоту. До «оттепельных» времен Владимир Кожич не дожил. Он умер в январе 1955 года…»
Об актере Владимире Честнокове, сыгравшем Дона Сезара де Базана, рассказывает Нина Туманова в своей книге «Актерская кинолениниана» (1987 г.):
«Об удачном использовании театрального опыта, трансформации привычной актерской сценической манеры можно говорить, оценивая деятельность народного артиста СССР Владимира Ивановича Честнокова. (1904–1968). Известного театрального актера вряд ли можно отнести к популярным актерам кино. За тридцать с лишним лет он участвовал в немногим более двадцати фильмах, играя главным образом роли эпизодические. Большая часть его картин — историко-биографические: «Тарас Шевченко», «Белинский», «Пирогов», «Александр Попов», «Академик Иван Павлов». И играл он чаще всего персонажей исторических — Чернышевского, Некрасова, Достоевского, Менделеева».