актеры фильма достояние республики
Фильм «Достояние республики»: актеры и судьба
24 апреля 1972 года на советские экраны вышел фильм «Достояние республики». Приключенческая картина рассказывает историю похищения полотен князя Тихвинского. Фабула двухсерийной киноленты оказалась глубже, чем просто поединок преступника и бандитов, и затронула человеческие взаимоотношения.
Режиссер Владимир Бычков порадовал ленинградскими и московскими локациями 1971-го, а также зрелищными эпизодами Кирилло-Белозерского монастыря, где снимали фильм. Популярности двухсерийному проекту добавили песни в исполнении Андрея Миронова, а также фехтовальные сцены.
Актеры фильма и их творческие судьбы тогда и сейчас – в материале 24СМИ.
Олег Табаков (1935–2018)
Макара Овчинникова, сотрудника уголовного розыска, который идет по следу преступников, похитивших княжескую коллекцию, сыграл Олег Табаков. Актер известен по работе в сериалах «Семнадцать мгновений весны» и «Открытая книга», а также фильмам «Каштанка», «Ах, водевиль, водевиль», «Человек с бульвара Капуцинов». В новом тысячелетии исполнитель подарил зрителям роли в полнометражных картинах «Кухня. Последняя битва» и «Тот еще Карлосон!».
Олега Павловича не стало 12 марта 2018 года. Причина смерти – сепсис, вызванный установкой зубных имплантов. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Миронов (1941–1987)
Учителя фехтования детей князя исполнил Андрей Миронов. Актер часто упоминал в интервью роль Маркиза, которая стала знаковой в карьере исполнителя.
А первой заметной работой артиста стал Роман Любешкин в комедии «Три плюс два». Позже в фильмографии появились такие проекты, как «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Соломенная шляпка», «12 стульев».
Андрей Александрович скончался 16 августа 1987-го от кровоизлияния в мозг, которое произошло в результате разрыва аневризмы сосуда. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Спартак Мишулин (1926–2005)
Управляющего имением Тихвинских сыграл Спартак Мишулин. Актера запомнили по работе в фильмах-спектаклях «Кабачок «13 стульев»», где он исполнил пана Директора. Позднее были заметные работы в картине «Белое солнце пустыни», работа в «Ералаше» и фильме-спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», ставшем визитной карточкой артиста.
Спартак Васильевич ушел из жизни 17 июля 2005 года в результате остановки сердца после кардиологической операции. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Евгений Евстигнеев (1926–1992)
В роли Карла Витоля – Евгений Евстигнеев. Актер известен по работам в многосерийных проектах «Собачье сердце», «Виват, гардемарины!». Последняя работа в кино датирована 1996-м, где артист исполнил роль Ивана Грозного в сериале «Ермак».
Евгений Александрович умер 4 марта 1992 года после объяснений лондонского кардиохирурга, который не дал положительного прогноза в отношении предстоящей операции и подчеркнул, что знаменитость все равно умрет. Актер похоронен на Новодевичьем кладбище.
Василий Бычков (1958)
В роли Булочки – Василий Бычков. В фильмографии юного артиста 5 киноработ, среди которых «Город мастеров» и «Мой папа – капитан». Исполнитель отказался от актерской карьеры в пользу архитектурного ремесла.
Сейчас Василий Владимирович – арт-менеджер и создатель выставочных проектов. Среди его крупных работ основание «Экспо-Парка» – старейшей выставочной компании на российском рынке. С 2010-го – председатель комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию культуры.
Ольга Жизнева (1899–1972)
Княгиню Ирину Константиновну Тихвинскую исполнила Ольга Жизнева. Актриса известна по таким проектам прошлого века, как «Доживем до понедельника», «Адмирал Ушаков», «Подкидыш», «Щит и меч».
Фильм «Достояние республики» стал последней киноработой легенды кинематографа. Ольга Андреевна скончалась 10 ноября 1972 года от сердечного приступа. Похоронена на Введенском кладбище, рядом с мужем Абрамом Роомом.
Как снимали фильм «Достояние республики»
Сокровища, злодеи, сыщики, погони, стрельба… Что еще нужно для приключенческого фильма? Главный герой с обаянием Андрея Миронова! Безумно популярный в свое время детектив на историко-революционную тему «Достояние республики» был нашим ответом вестернам.
Звездный состав и лихой сюжет
Фильм, на котором выросло уже не одно поколение зрителей. Лента не имеет хорошей литературной основы, но ее популярность легко объяснить. В кино снимался звездный актерский состав: Олег Табаков, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Жизнева, Георгий Штиль и конечно Андрей Миронов.
Лихо закрученный сюжет, четко очерченный круг персонажей, детективная составляющая и быстрый монтажный ритм делают ленту актуальной и интересной.
Поиски пропавших произведений искусства, в которые оказываются втянутыми работник угрозыска, бывший гувернер-фехтовальщик, мальчишка-беспризорник, становятся увлекательным приключением, финал которого так же непредсказуем, как и сама жизнь.
Блестящая актерская игра Андрея Миронова и Олега Табакова, ставшая популярной музыка к кинофильму и общее тревожноувлекательное настроение, которым полнится все повествование, позволяют до сих пор говорить о «Достоянии республики», как о подлинно народном кино.
1918 год. В Петербурге бывший управляющий имением князя Тихвинского и бывший учитель фехтования Шиловский по прозвищу Маркиз, друг и покровитель беспризорника Кешки, организуют похищение коллекции предметов искусства, принадлежавших князю.
Действие происходит в Петрограде в первые годы советской власти. Из особняка князя Тихвинского таинственным образом пропадает бесценная коллекция произведений искусства. Их преследует молодой красный сыщик Макар Овчинников.
В сценарной заявке авторы указали, что это фильм для подростков. «В те годы случались очень странные вещи, – вспоминает сценарист Исай Кузнецов. – Очень многое из того, что было запрещено, могло пройти в несерьезном или детском фильме. Маркиз был героем совершенно не для советского кино. Будь это фильм другого рода, никогда такой персонаж не попал бы на экран».
В фильме «Достояние республики», Миронов сыграл одну из своих самых романтических ролей, одну из немногих счастливых в кино. Речь идет о роли Маркиза.
Участие в нем Миронова отметили все, и не только как главную удачу картины. Судьба послала ему роль, где он смог выразить себя – доброго и сумбурного, азартного и скрыто-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых чувств и дел, приветствующего в жизни все, кроме скуки.
Его Маркиз – образ глубокой, яркой натуры, сильных, сложных чувств. Впервые на экране нашла беспрепятственное выражение его собственная природа. Вместе с нею он принес в роль возвышенную настроенность в сочетании с неизменной легкой самоиронией.
Так что Миронов сыграл в фильме «Достояние республики» красивого человека, каким был он сам и каких не так уж часто приходится встречать в жизни, но без которых она стала бы слишком пресной и скучной…
Экзамен на профпригодность
Андрея Миронова на роль Маркиза порекомендовал Зиновий Гердт. Режиссер Владимир Бычков согласился посмотреть актера, если тот умеет держать в руках шпагу и ездить верхом. «Экзамен на профпригодность» у Миронова принимал один из основателей советской каскадерской школы, профессиональный циркач, постановщик трюков в «Неуловимых мстителях» Фирс Земцов.
Андрей Миронов исполнил несколько па со шпагой возле набитого соломой манекена, циркач молча встал и пошел к выходу. Режиссер его окликнул: «Ну что, Фирс Петрович, скажешь?». «А что говорить, – буркнул Земцов, – сам видишь – годится, одно слово, Жерар Филип». Надо сказать, что Миронов в то время был большим поклонником этого французского актера и сравнение ему весьма польстило.
«Сни-ми-те юного ковбоя!»
– У Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой, и он должен был заниматься с группой каждый день, – вспоминает ассистент режиссера Вера Линд. – Но он сказал: «Вера, я с трех лет на лошади!» На съемках он сел на лошадь, ткнул ее в бока, а та, неуправляемая, поскакала в другую сторону. А Миронов, подпрыгивая, кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!»
Возмущенная, я сказала Андрею, что его юмор зашел слишком далеко. В тот день он уехал играть спектакль «Фигаро». А через три дня, вернувшись из Москвы, громогласно объявил: «Я привез документы, подтверждающие, что я действительно с трех лет на лошади!»
И бросил на стол передо мной какой-то пакет. Развернув пакет, мы увидели фотографии маленького Андрюши верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотокарточек было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов».
Впрочем, больше хлопот группе доставляли не лошади, а верблюд, которого за вредный характер прозвали Китайский провокатор. Он не возлюбил Миронова и норовил его или укусить, или заплевать. Причину неприязни подсказали циркачи: чтобы отбить животные запахи, чистюля Миронов выливал на себя литры дорогого одеколона. Когда актера уговорили отказаться от парфюма, верблюд сменил гнев на милость.
Походный кулеш Спартака
Деньги актерам в экспедиции платили нерегулярно. От голода спасал легендарный походный кулеш Спартака Мишулина. Мишулин так описывал процесс готовки: «Да, помню что все нахваливали, то ли действительно вкусно было, то ли очень голодные были.
А рецепт был простой: я в кастрюльку складывал все, что было: и консервы, и супы из пакетиков. Электричество при этом в гостинице часто отключали. А я возил с собой охотничью керосиночку. Она маленькая, как портсигар, ее открываешь, разжигаешь в номере «костер», и можно готовить».
Кстати, на этих съемках Спартак Мишулин едва не погиб. В одном из эпизодов они с циркачом должны были пройти по натянутому тросу высоко над землей. Но канат провис, и актеры упали – к счастью, не на землю, а на монастырскую крышу. Циркача со множеством переломов отправили самолетом в Москву, а Мишулин долго отлеживался в больнице.
«Песня о шпаге» была моей первой работой в большом кино, – вспоминает Юрий Энтин. – 31 декабря, вместо того чтобы выпивать и закусывать, Миронов приехал в крошечную двухкомнатную квартиру в спальном районе, в которой жил композитор Крылатов. Я прочитал Андрею стихи, и он довольно строго спросил меня: «Вы внимательно читали сценарий? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!». И я тут же, на кухне, дописал последний куплет. «Вот теперь то, что надо, – сказал Миронов. – Получилось полифоничное произведение!»
*В 1971 году фильм посмотрели 47,14 млн зрителей,
*роль княгини Тихвинской стала последеней для Ольги Жизневой,
*массовке на лошадях платили по пять рублей в день, безлошадным по рублю…
Из фильма слов не выкинешь:
* В Крым.
– Зачем?
– Там тепло, там яблоки!
Фильм «Достояние республики». Наш ответ Голливуду
Сокровища, злодеи, сыщики, погони, стрельба… Что еще нужно для приключенческого фильма? Главный герой с обаянием Андрея Миронова! Безумно популярный в свое время детектив на историко-революционную тему «Достояние республики» был нашим ответом вестернам
Звездный состав и лихой сюжет
Фильм, на котором выросло уже не одно поколение зрителей. Лента не имеет хорошей литературной основы, но ее популярность легко объяснить. В кино снимался звездный актерский состав: Олег Табаков, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Жизнева, Георгий Штиль и конечно Андрей Миронов.
Лихо закрученный сюжет, четко очерченный круг персонажей, детективная составляющая и быстрый монтажный ритм делают ленту актуальной и интересной.
Поиски пропавших произведений искусства, в которые оказываются втянутыми работник угрозыска, бывший гувернер-фехтовальщик, мальчишка-беспризорник, становятся увлекательным приключением, финал которого так же непредсказуем, как и сама жизнь.
Блестящая актерская игра Андрея Миронова и Олега Табакова, ставшая популярной музыка к кинофильму и общее тревожноувлекательное настроение, которым полнится все повествование, позволяют до сих пор говорить о «Достоянии республики», как о подлинно народном кино.
«Детский» фильм
1918 год. В Петербурге бывший управляющий имением князя Тихвинского и бывший учитель фехтования Шиловский по прозвищу Маркиз, друг и покровитель беспризорника Кешки, организуют похищение коллекции предметов искусства, принадлежавших князю.
«Что будет, то и будет,
пускай судьба осудит,
Пред этой красотою
все суета и дым…» –
поет Маркиз прощаясь с любимым городом.
Действие происходит в Петрограде в первые годы советской власти. Из особняка князя Тихвинского таинственным образом пропадает бесценная коллекция произведений искусства.
Их преследует молодой красный сыщик Макар Овчинников.
Поиск ведет начинающий следователь Макар Овчинников (Олег Табаков).
В сценарной заявке авторы указали, что это фильм для подростков. «В те годы случались очень странные вещи, – вспоминает сценарист Исай Кузнецов. – Очень многое из того, что было запрещено, могло пройти в несерьезном или детском фильме. Маркиз был героем совершенно не для советского кино. Будь это фильм другого рода, никогда такой персонаж не попал бы на экран».
Романтическая роль
В фильме «Достояние республики», Миронов сыграл одну из своих самых романтических ролей, одну из немногих счастливых в кино. Речь идет о роли Маркиза.
Участие в нем Миронова отметили все, и не только как главную удачу картины. Судьба послала ему роль, где он смог выразить себя – доброго и сумбурного, азартного и скрыто-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых чувств и дел, приветствующего в жизни все, кроме скуки. Его Маркиз – образ глубокой, яркой натуры, сильных, сложных чувств. Впервые на экране нашла беспрепятственное выражение его собственная природа.
Вместе с нею он принес в роль возвышенную настроенность в сочетании с неизменной легкой самоиронией.
Так что Миронов сыграл в фильме «Достояние республики» красивого человека, каким был он сам и каких не так уж часто приходится встречать в жизни, но без которых она стала бы слишком пресной и скучной…
Экзамен на профпригодность
Андрея Миронова на роль Маркиза порекомендовал Зиновий Гердт. Режиссер Владимир Бычков согласился посмотреть актера, если тот умеет держать в руках шпагу и ездить верхом. «Экзамен на профпригодность» у Миронова принимал один из основателей советской каскадерской школы, профессиональный циркач, постановщик трюков в «Неуловимых мстителях» Фирс Земцов. Андрей Миронов исполнил несколько па со шпагой возле набитого соломой манекена, циркач молча встал и пошел к выходу. Режиссер его окликнул: «Ну что, Фирс Петрович, скажешь?». «А что говорить, – буркнул Земцов, – сам видишь – годится, одно слово, Жерар Филип». Надо сказать, что Миронов в то время был большим поклонником этого французского актера и сравнение ему весьма польстило.
«Сни-ми-те юного ковбоя!»
– У Андрея Миронова было много сцен с верховой ездой, и он должен был заниматься с группой каждый день, – вспоминает ассистент режиссера Вера Линд. – Но он сказал: «Вера, я с трех лет на лошади!» На съемках он сел на лошадь, ткнул ее в бока, а та, неуправляемая, поскакала в другую сторону. А Миронов, подпрыгивая, кричал: «Сни-ми-те юного ковбоя!»
Возмущенная, я сказала Андрею, что его юмор зашел слишком далеко. В тот день он уехал играть спектакль «Фигаро». А через три дня, вернувшись из Москвы, громогласно объявил: «Я привез документы, подтверждающие, что я действительно с трех лет на лошади!» И бросил на стол передо мной какой-то пакет. Развернув пакет, мы увидели фотографии маленького Андрюши верхом на деревянной лошадке. На обороте одной из фотокарточек было написано: «Андрюшеньке 3 года. Лошадку подарил Утесов».
Впрочем, больше хлопот группе доставляли не лошади, а верблюд, которого за вредный характер прозвали Китайский провокатор. Он не возлюбил Миронова и норовил его или укусить, или заплевать. Причину неприязни подсказали циркачи: чтобы отбить животные запахи, чистюля Миронов выливал на себя литры дорогого одеколона. Когда актера уговорили отказаться от парфюма, верблюд сменил гнев на милость.
Походный кулеш Спартака
Деньги актерам в экспедиции платили нерегулярно. От голода спасал легендарный походный кулеш Спартака Мишулина. Мишулин так описывал процесс готовки: «Да, помню что все нахваливали, то ли действительно вкусно было, то ли очень голодные были. А рецепт был простой: я в кастрюльку складывал все, что было: и консервы, и супы из пакетиков. Электричество при этом в гостинице часто отключали. А я возил с собой охотничью керосиночку. Она маленькая, как портсигар, ее открываешь, разжигаешь в номере «костер», и можно готовить».
Кстати, на этих съемках Спартак Мишулин едва не погиб. В одном из эпизодов они с циркачом должны были пройти по натянутому тросу высоко над землей. Но канат провис, и актеры упали – к счастью, не на землю, а на монастырскую крышу. Циркача со множеством переломов отправили самолетом в Москву, а Мишулин долго отлеживался в больнице.
Знаменитая песня
«Песня о шпаге» была моей первой работой в большом кино, – вспоминает Юрий Энтин. – 31 декабря, вместо того чтобы выпивать и закусывать, Миронов приехал в крошечную двухкомнатную квартиру в спальном районе, в которой жил композитор Крылатов. Я прочитал Андрею стихи, и он довольно строго спросил меня: «Вы внимательно читали сценарий? Помните, что фильм заканчивается гибелью моего героя? В этой песне должен быть трагизм, а у вас она шуточная!». И я тут же, на кухне, дописал последний куплет. «Вот теперь то, что надо, – сказал Миронов. – Получилось полифоничное произведение!»
Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух.
Шпага многим показала (2 раза)
Что такое прах и пух.
Вжик-вжик-вжик,
Уноси готовенького.
Вжик-вжик-вжик,
Кто на новенького?
Кто на новенького?
Кто на новенького?
Подходите, ну, ближе, ближе!
Вам урок преподнесу.
Подлецов насквозь я вижу – (2 раза)
Зарубите на носу.
На опасных поворотах
Трудно нам, как на войне.
И, быть может, скоро кто-то(2 раза)
Пропоет и обо мне.
Эх, народец нынче хилый –
Драться с этими людьми…
Мне помериться бы силой (2 раза)
С чертом, черт меня возьми.
Объединяющей нитью между героями Миронова и Табакова – людьми совершенно разными по классовому происхождению и взглядам, становится беспризорный мальчик Кешка (Виктор Галкин).
PS
*В 1971 году фильм посмотрели 47,14 млн зрителей,
*роль княгини Тихвинской стала последеней для Ольги Жизневой,
*массовке на лошадях платили по пять рублей в день, безлошадным по рублю…
Фразы из фильма:
* В Крым.
– Зачем?
– Там тепло, там яблоки!
* Нет высшего наслаждения для интеллигентного человека, чем уничтожить мировой шедевр!
* Братья, вам нужны эти каменные бабы? Или вам нужны здоровые, работящие, живые девки?
* Пролетарское чутье тебя не подвело!
* – В этом барабане семь пуль. Если вы этими семью пулями разобьете головы семи Терпсихорам, я оставлю вас в списках живущих на этом свете и даже отпущу вас на все четыре стороны.
– Я в женщин не стреляю.
* Вот какая несправедливость на этом свете: вам хочется жить, а вы не будете. А мне не хочется… А я буду…
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Достояние республики
«Достояние республики» — двухсерийный приключенческий фильм режиссёра Владимира Бычкова, в главных ролях — Олег Табаков и Андрей Миронов. Как всегда в советском приключенческом кино, тут есть плеяда первоклассных актёров (серьёзно, здесь что ни актёр, то звезда советского кинематографа), наивный сюжет, красивые песни, красивые съёмки, немножко драк и погонь плюс ставшие мемами фразы.
Сюжет [ править ]
Действие происходит во время Гражданской войны. Бесценная коллекция живописи и скульптур, принадлежавшая князю Тихвинскому и реквизированная большевиками, оказывается похищена. Молодой сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников выходит на след похищенных ценностей. Выясняется, что коллекцию украл Тараканов, бывший управляющий имением Тихвинских, а соучастники — авантюрист по прозвищу Маркиз, бывший учитель фехтования детей князя, и беспризорник Кешка. Макар Овчинников внедряется в бродячую цирковую труппу, где среди реквизита спрятаны ценности, а Маркиз выступает с номером «Вильгельм Телль с револьвером». Макар, Маркиз и Кешка, несмотря на разницу в происхождении и классовые разногласия, переживают массу совместных приключений и в конце концов попадают в плен к атаману Лагутину, бывшему белому офицеру, а ныне предводителю бандитской шайки…
В 1970-е годы фильм был очень популярен и быстро разошёлся на цитаты, а Андрей Миронов называл роль романтика Маркиза одной из своих любимых.
Достояние республики (фильм)
«Достоя́ние респу́блики» — двухсерийный советский приключенческий художественный фильм 1971 года режиссёра Владимира Бычкова о событиях Гражданской войны в России.
Фильм не имеет возрастных ограничений и может быть рекомендован для семейного просмотра.
Содержание
Сюжет
Первая серия
Весна 1918 года. У бывших дворян реквизируются культурные ценности.
Дошла очередь до имения князей Тихвинских, у которых хранилась уникальная коллекция живописи и скульптуры. Но ящики, привезённые из покинутой хозяевами усадьбы, оказались набиты камнями, а полотна и прочие культценности куда-то исчезли.
Молодой сотрудник уголовного розыска Макар Овчинников (Олег Табаков) начинает поиски бесценной коллекции. Выясняется, что её спрятал бывший управляющий имением князя Тараканов, а соучастниками оказались некто Маркиз (Андрей Миронов), бывший учитель фехтования детей князя, и юный беспризорник Кешка.
Вторая серия
Макару Овчинникову удается проникнуть в цирковую труппу, в фургоне которого спрятаны сокровища княжеской коллекции. Много приключений переживут герои: нападение банды Лагутина, плен у бандитов, схватка Маркиза с атаманом Лагутиным. Герой Андрея Миронова героически погибает, но Макар и Кешка завладевают украденной коллекцией и передают её в музей.
В этом фильме увлекательная детективная фабула сплетена со сложной историей человеческих взаимоотношений. Поиск похищенных произведений искусства — достояния Республики — соединяет судьбы совершенно разных людей: работника угрозыска, авантюриста, беспризорника, бывшего царского криминалиста.
Помимо сюжета, игры актёров, отлично поставленных фехтовальных сцен, зрителям запомнилась песня Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина «Вжик-вжик, кто на новенького?» («Шпаги звон, как звон бокала…») в исполнении Андрея Миронова, ставшая хитом начала 1970-х годов.
В ролях
Съёмочная группа
Технические данные
Издание на видео
В конце 1970-х и 1980-х годов в СССР фильм выпускался на VHS изданием «Видеопрограмма Госкино СССР», позже — кинообъединением «Крупный план», а в России в 1990-е — совместно с изданием «Видеомир».
В апреле 2002 года фильм выпущен на DVD изданием «Cronus Media AG».