актеры фильма дознание пилота пиркса
Дознание пилота Пиркса
Из Википедии — свободной энциклопедии
драма
сценария
Владимир Валуцкий
Станислав Лем (рассказ)
ролях
Александр Кайдановский
Владимир Ивашов
ПРФ «ЗФ» ( польск. )
Сюжет картины исследует проблему: «Человек или машина?». Съёмки проходили по всему СССР, включая 2—3 месяца в павильоне. [2] Картина характерна для фильмов 70-х годов, акцент в которых делался на страхе перед роботами. [4]
Для спецэффектов за основу брали уже существующие образцы техники с целью более реалистичного изображения будущего. [2]
Дознание пилота Пиркса
Марек Пестрак
Владимир Валуцкий
Станислав Лем (рассказ)
Содержание
Сюжет
Фирма-разработчик человекоподобных роботов «Кибертрон Электроникс» предлагает ЮНЕСКО провести испытание новой модели, для этого организуется полёт космического корабля «Голиаф» со смешанным экипажем из людей и роботов-андроидов к кольцам Сатурна. Официальное задание для экипажа «Голиафа» — запуск зонда в щель Кассини. При выборе командира ЮНЕСКО останавливается на кандидатуре Пиркса в связи с его кристальной честностью и порядочностью. Пиркс сначала отказывается, но, пережив покушение, устроенное воротилами «Юнайтед Атомик Лэборатори», соглашается. Его не уведомляют, кто именно из членов экипажа — робот, а кто — человек, чтобы исключить возможное предвзятое отношение к роботам с его стороны. Никто из членов экипажа не располагает информацией об остальных, на вопрос о своём происхождении они должны дать ответ: «Самый обычный человек».
В ходе полёта некоторые члены экипажа по собственной инициативе делятся с Пирксом информацией о своём происхождении, а также наблюдениями за другими членами экипажа. Сначала второй пилот Браун заявляет, что он — человек, а также делится своими наблюдениями о неестественном поведении электронщика Отиса. Затем корабельный врач Новак сообщает, что он — робот, мотивируя своё признание тем, что отказ от массового выпуска роботов его модели поможет ему сохранить индивидуальность. Новак рассказывает Пирксу, как однажды медсестра во время операции нечаянно разрезает скальпелем его руку и, видя там вместо плоти переплетение проводов, впадает в истерику. Ядерщик Курт Вебер говорит, что не может выдать тайну, но сам считает, что Браун — не человек. Первый пилот Калдер вообще уходит от разговора. Некто подбрасывает Пирксу видеокассету, на которой член экипажа-робот признаётся, что планирует захватить власть на Земле. Пиркс решает, что только человеческая слабость сможет победить робота.
«Голиаф» подлетает к кольцам Сатурна. Калдер благополучно выпускает первый зонд, но второй, который должен корректировать полёт первого, застревает в люке. Калдер разгоняется, собираясь пройти через щель Кассини и сбросить зонд. Двигатель зонда включается, корабль начинает бросать в стороны, что грозит столкновением с кольцами Сатурна. Проигнорировав запрет Пиркса, Калдер собирается включить тормозной двигатель и уйти от щели на гиперболической скорости, возникнувшие при этом перегрузки неминуемо должны погубить всех людей на борту. Но когда Калдер бросается выключать предохранители, Пиркс приказывает Брауну дать полное ускорение, Калдер не выдерживает перегрузку в 15 g, его кисти разрываются и он разбивается о стену кабины.
По возвращении на Землю Пиркс предстаёт перед космическим трибуналом. Обвинение настаивает на том, что Пиркс проявил преступную пассивность, не отдав приказаний первому пилоту, что погубило робота Калдера и поставило корабль на грань катастрофы. По требованию защиты демонстрируют кассету с записью мыслей Калдера, становится ясным, что первый пилот намеренно вывел из строя второй зонд и хотел поймать Пиркса в ловушку: любой его приказ привёл бы к гибели экипажа. Однако молчание и растерянность Пиркса вынудило Калдера пойти ва-банк — человеческая слабость победила робота. Пиркс благодарит Новака, нашедшего кассету в останках Калдера, полагая, что Новак — человек, и вдруг замечает на его ладони шрам от скальпеля.
После бурных акций протеста серийное производство роботов сворачивается. Пиркс подозревает, что уцелевшие роботы затерялись среди людей.
Особенности фильма
Несмотря на то что события, показанные в фильме, происходят в достаточно далёком будущем (примерно 30-е — 40-е годы XXI века), многие вещи уже сейчас выглядят анахронизмом. В фильме полностью отсутствуют устройства мобильной связи. Пиркс звонит в офис из телефона-автомата; члена экипажа Брауна бармен подзывает к стационарному телефону. В системах видеонаблюдения используются чёрно-белые кинескопные мониторы, несмотря на то, что в 1978 году, когда снимали фильм, уже существовали ЖК-матрицы. Явным анахронизмом также выглядят грузовой фургон Ford Transit Mark 1, который выпускался в 1965—1978 годах, и вертолёт Ми-2.
Места съёмки
Оценка
На XVIII международном фестивале кино в Триесте (1979) «Дознание» получило большой приз «Золотой астероид». Рейтинг в Internet Movie Database — 6.6/10.
Другие факты
— Ваш мир для меня бесконечно пуст, ваши идеалы смешны, а ваша демократия — это только власть интриганов. И тогда я понял, что роль слуги человека не удовлетворяет меня, поэтому я решил взять власть в свои руки, чтобы человечество осознало, как оно просчиталось, создав покорную себе куклу.
Дознание пилота Пиркса (фильм)
Дознание пилота Пиркса (фильм)
Марек Пестрак
Владимир Валуцкий
Станислав Лем (рассказ)
«Дознание пилота Пиркса» (польск. Test pilota Pirxa ) — кинофильм по рассказу Станислава Лема «Дознание», из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе».
Содержание
Сюжет
Фирма-разработчик человекоподобных роботов-андроидов поручает пилоту Пирксу провести испытание новой модели, максимально приближённой к человеку по внешнему виду и поведению. Для этого организуется полёт космического корабля «Голиаф» к Сатурну. Официальное задание для экипажа «Голиафа» — запуск автоматической станции в щель Кассини. Экипаж смешанный — как люди, так и роботы.
При этом Пиркса не уведомляют о том, кто именно из членов экипажа — робот-андроид, чтобы исключить возможное предвзятое отношение к роботам с его стороны. Более того, никто в экипаже не располагает достоверной информацией об остальных, а робот запрограммирован говорить, что он человек.
В процессе полёта некоторые члены экипажа по собственной инициативе делятся с Пирксом информацией о своём происхождении, а также наблюдениями за другими членами экипажа. Сначала второй пилот Браун заявляет, что он — человек, а также делится своими наблюдениями о неестественном поведении электронщика Отиса. Затем корабельный врач Новак сообщает, что он — робот, мотивируя своё признание тем, что отказ от массового выпуска роботов его модели поможет ему сохранить индивидуальность. Новак рассказывает Пирксу, как однажды медсестра во время операции нечаянно ранит его руку и, видя там вместо плоти переплетение проводов, падает в обморок. Однако Пиркс сомневается, можно ли верить подобным признаниям и доносам.
Между тем подозрения Пиркса вызывает первый пилот — Калдер, и неспроста. Будучи роботом, он готовит на корабле аварийную ситуацию, при которой люди должны будут погибнуть от перегрузок, а роботы — благополучно вернуть корабль на Землю, доказав тем самым свою пригодность. Спровоцировав аварию, Калдер ждёт, чтобы Пиркс дал ошибочный приказ, выполнение которого снимет с Калдера ответственность. Однако Пиркс, растерявшись, не даёт никакого приказа. Тогда Калдер пытается по своей инициативе сорвать предохранители двигателей, что привело бы к гибели людей от перегрузки. Заметив это, Пиркс приказывает второму пилоту Брауну увеличить ускорение, которое не даёт Калдеру дотянуться до рычагов отключения противоперегрузочной защиты. Находясь вне кресла, Калдер в итоге разбивается о стену кабины.
Вернувшегося на Землю Пиркса ждёт расследование, призванное устанoвить причины аварии. Представитель фирмы-разработчика настаивает на том, что к аварии привела нерешительность Пиркса. Однако Новак находит в останках Калдера кассету с записью его мыслей, из которой становится очевидным факт саботажа. В результате расследования роботов-астронавтов не допускают к полётам, а их серийное производство сворачивается.
Однако, так и остается неясным, кто же на самом деле Новак — человек или робот, который хочет затеряться в человеческом обществе. Ведь точно на том самом месте на руке, которое Новаку, судя по его рассказу во время полета, поранила медсестра на операции, Пиркс замечает огромный шрам…
Интересные факты
— Ваш мир для меня бесконечно пуст, ваши идеалы смешны, а ваша демократия — это только власть интриганов. И тогда я понял, что роль слуги человека не удовлетворяет меня, поэтому я решил взять власть в свои руки, чтобы человечество осознало, как оно просчиталось, создав подобную себе куклу.
Киноляпы
Пиркс и члены экипажа прибывают на космодром, и стоят у подножия ракеты «Союз», однако в следующих кадрах показан старт ракеты «Сатурн-5».
В ролях
Награды
Большой приз «Золотой астероид» на XVIII МКФ научно-фантастических фильмов в Триесте-79
Дознание пилота Пиркса, 1978: актеры и роли
Владимир Ивашов Збигнев Лесень Zbigniew Lesien
От Бледанс до Орбакайте: 6 звезд, забеременевших с помощью ЭКО
Открестившийся от Малиновского Лазарев ошеломил странным заявлением: «Не топчите любовь!»
Обладатель Нобелевской премии мира публично разнес Моргенштерна
От Арианы Гранде до Ким Кардашьян: 6 звезд, которые носят парики – как выглядят их настоящие волосы?
«Меня выселяют из квартиры»: Васильева ведет борьбу с клопами и тараканами
От «Голос.Дети» до КВН: топ самых громких скандалов на российских телешоу
Повзрослевшая дочь затмила умершую Началову
Корчевников перекрестился: Катя Лель вновь заговорила об НЛО
«Фриске и рядом не стояла»: новой женой Шепелева восхитились в сети
Повторит участь Фриске? Мечтающую о ребенке Азизу предупредили о смертельном риске
Не только Джоуи: как сейчас выглядят самые красивые парни из культовых сериалов 90-х
Как близнецы: турецкие актрисы, которые очень похожи друг на друга
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Ковчег Кассини — рецензия на фантастический триллер драму «Дознание пилота Пиркса» (1979)
Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против. Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, а экипаж судна будет состоять из роботов и людей.
Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью. Недоброжелатели из корпорации опасаются, что мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают свои меры.
Польский кинорежиссер Марек Пестрак, которого иногда называют польским Эдом Вудом, в 1979-м неожиданно выдал фильм, который резко отличается по стилю от всего его дальнейшего творчества, по определению жанра это почти идеальный космический триллер, где совсем непросто разгадать загаданную авторами шараду «где человек? где андроид?».
Про космический же корабль вполне можно сказать «ковчег», ковчег Нового Завета, где люди настоящие и люди искусственные ищут взаимопонимания друг с другом, только путь к этому взаимопониманию настолько тернист и опасен, что зритель понимает: не все долетят до намеченной цели.
Кстати и до этого фильма режиссер обращался уже к теме пилота Пиркса и к творчеству Лема, поставив телевизионную фантастическую драму «Дознание» (1973). Правда там Пиркса играл другой актер.
Нужно сказать, что в этом же 1979-м году Ридли Скотт поставил знаменитого «Чужого» где был образ андроида Эша, творящего злодейства среди людей. Да и по атмосферности, буквальной мрачности обеих кораблей эти два фильма схожи.
«Дознание пилота Пиркса» так, по сути, и остался лучшим фильмом Пестрака, ничего подобного он в дальнейшем так и не снял. Правда, приключенческая фантастика «Заклятие долины змей» стала в свое время абсолютным лидером проката в СССР, но это уже совсем другая история.