актеры фильма две женщины
Актеры фильма две женщины
Смешная драма прекрасных людей: «Две женщины» Веры Глаголевой
Для того, чтобы посетить кинотеатр и посмотреть на большом экране фильм Веры Глаголевой «Две женщины», есть три резона: картинка, музыкальное решение (слово «саундтрек» здесь настолько инородно, что я написал было его – и сразу стер), а также потрясающая юная Анна Леванова, «сделавшая» в ленте почти всех, кроме разве что суперстара Рейфа Файнса.
За скобками доводов оставим работу самой Веры Глаголевой. Фильм настолько явно получился – даже при вызывающем вопросы кастинге, – что расхваливать режиссера как-то неуместно. Пьеса «Месяц в деревне» неожиданно вышла у Тургенева ажурной, невесомой, буквально чеховского склада – как видно уже нам, прозорливым потомкам. Теперь можно смело добавить: если бы Антон Павлович воскрес и попробовал себя в качестве кинорежиссера, то снял бы он в итоге нечто, очень похожее на «Двух женщин» Глаголевой. Словом, Вера Глаголева постаралась на славу и заслуженно отбирает звание «Лучшая умница в современной российской кинорежиссуре» у Авдотьи Смирновой, которая тоже, конечно, молодец.
Жанр любовных томлений в усадьбе для российского кино не то, чтобы нетипичен (навскидку вспоминаем «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского и «Дикарку» Юрия Павлова), но все-таки держится как-то особняком. Не самая классово близкая в советские годы тема в новейшем времени была опрощена и загнана в телерезервацию для услаждения чувствительных домохозяек, а также училок и бухгалтерш с неустроенной судьбой. Заняться психологией и человековедением высокого полета на этом материале сможет не каждый. Глаголева – смогла. Даже притом, что исполнители ей не всегда помогали.
Право слово, до сих пор непонятен принцип подбора актеров. Даже закрадывается мысль, что режиссер специально пригласил некоторых из них на роли персонажей, которых требовалось «высечь», демонстрируя пустячность образов. Главным провалом – или расчетливым приемом – следует признать игру Анны Астраханцевой в роли Натальи Ислаевой. Влюбленная стареющая женщина получилась у актрисы вся такая изломленная, настолько тонко чувствующая и нервно дергающая «мимимическими» мышцами, словно в процессе съёмок специальный человек непрестанно носил перед героиней зеркало, отражавшее малейшие мановения и напечатления – для перманентной корректировки характера. Александр Балуев, играющий супруга Натальи Петровны, Аркадия Ислаева, напротив, напоминает комод на ножках, потертый и трудно открывающийся. Если Глаголевой можно смело дать звание умницы, то Балуев, несомненно, побеждает в номинации «Испорчу любой фильм». Или, как вариант, «Всегда одинаковый». Тройку антилидеров картины завершает 21-летний Никита Волков, неуклюже выступивший в роли красавчика-учителя и невольного виновника разгоревшихся страстей Алексея Беляева. С одной стороны, что взять с очень молодого актера, у которого «всё впереди». С другой стороны, есть опасение, что приклеенная голливудская улыбка-оскал, явственно выделяющаяся в буколической сцене резвости на лугу, может от него не отлипнуть – и что тогда? Словом, «такой хоккей нам не нужен».
Однако, нет худа без добра. Порой вольные или невольные шероховатости придавали драме персонажей-«прекрасных людей» (определение тургеневской Натальи Петровны), комичные грани. Наталья Ислаева заигрывает с учителем, призывая немедленно отправиться запускать воздушного змея, абсолютно в эстетике хотящей замуж служанки Смеральдины из «Труффальдино из Бергамо» – мы, конечно же, не забыли, блистательную игру незабвенной Натальи Гундаревой, но все ж то была буффонада. А мрачное признание юного учителя «Я не умею разговаривать с дамами» прямо побуждает зрителя докончить: «Я старый солдат и не знаю слов любви». Словом, посетителям кинотеатра предоставится возможность поулыбаться.
Несколько выпадает из повествования тема союза доктора Шпигельского (Сергей Юшкевич) и приживалки Елизаветы Богдановны (Сильви Тестю). Но она прибавляет комизма, равно как и Лариса Малеванная в образе Анны Семеновны, мастерски выносящей мозг своему сыну Аркадию Ислаеву.
За собственно драматизм и высокое искусство в ленте отвечают Рейф Файнс (Ракитин) и Анна Леванова (воспитанница Ислаевых Верочка). Друг семьи, поддерживающий с хозяйкой дома «чистые, но не совсем естественные отношения», в интерпретации актера тот же самый Евгений Онегин, сыгранный Файнсом семнадцать лет тому и настолько же постаревший, а потому приобретший больше ума. Этот персонаж осторожен – помнит какие-то обиды прошлого? Он давно сделал все выводы и одна из первых его реплик – «Вы испачкались» – может быть воспринята как диагноз для всех персонажей, погрязших в лучших чувствах себе на беду. А вот эпизод, когда Ракитин поучает юного учителя, пока еще имеющего о любви самые романтические представления: «Вы узнаете, как эти нежные ручки умеют пытать…». Ну не Онегин ли это, пронесший сквозь годы воспоминания о последней аудиенции у замужней Татьяны? Вообще, Рейф Файнс, конечно, молодец – и нашу классику любит, и свое расписание перекроил для участия в «Двух женщинах», и русский язык выучил для пущей аутентичности.
А еще самых теплых слов заслуживает Анна Леванова. Ей веришь в каждом кадре, в каждой интонации. Это тем более удивительно, если вспомнить, что в небольшом пока послужном списке молоденькой актрисы есть главная роль в картонном сериале канала «Россия 1» со страшным названием «Тайны института благородных девиц». Как все же верно сказано – когда б вы знали, из какого сора…
И два финальных аргумента, свидетельствующих о том, что «Две женщины» – кинособытие из ряда вон. Музыка петербургского композитора Сергея Баневича (помните его тему «Дорога без конца» из фильма про Паганини?) умиротворяет и одновременно заставляет дышать глубже, ощущая и ритм ливня, и пульсацию солнечного света. А работа почти неизвестного у нас латвийского оператора Гинтса Берзиньша превратила фильм в медитативное действо. Потрясающие крупные планы актеров… Мягкая цветовая палитра… «Две женщины» – это фильм цвета пшеницы и мокрой свежей зелени. Огромный дуб в лучах дождливого солнца и вид мокрой террасы заставляют позабыть об актерских шероховатостях. А эпизод на гумне, когда крепостные девки в потоках света сгребают зерно – это же чистый Венецианов: вырезай кадр, вставляй в раму и вешай на стену. Феноменально.
Рецензия на фильм «Две женщины»
Словно выпавшая из стремительного современного мира, экранизация тургеневской пьесы получилась по-женски неспешной, нежной и порой самовлюбленной, но вполне достойной великого русского литературного наследия
Середина XIX века. В поместье Аркадия Ислаева приезжает молодой студент Алексей, нанятый обучать юного сынишку помещика. Молодым человеком, впервые попавшим в пышное общество, увлекается супруга Ислаева Наталья Петровна, а следом за ней чувствами к студенту воспылала и ее воспитанница, семнадцатилетняя Верочка. Отношения между двумя женщинами, прежде нежные и почти семейные, приобретают сопернический оттенок, страсть к юному красавцу обнажает ревность. Давно влюбленный в Наталью Петровну друг семьи Ислаева Михаил Ракитин ощущает угрозу со стороны молодого учителя и пытается воспользоваться вспышкой чувств своей пассии. Любовный многоугольник переживает несколько удивительно эмоциональных дней.
Кадр из фильма «Две женщины»
Снимать сегодня кино по русской классике – занятие почти самоубийственное. Зритель, чье воспитание пришлось на годы советского образования, уже практически перестал ходить в кинотеатры, а публика, ставшая завсегдатаями мультиплексов, историческое кино вообще игнорирует, особенно то, увы, что связано с историей родной. Однако тем большего уважения достойны попытки режиссеров вернуть вымывающееся из памяти ощущение причастности к великой русской литературе, некогда «вбитого» учителями чувства гордости за талант Толстого, Чехова, Островского и десятка других наших соотечественников-писателей. «Две женщины» – это взгляд режиссера Веры Глаголевой на пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне», драматическую историю чувств, не имеющих возможности вырваться наружу, страсти, сжигающей изнутри в отсутствие взаимности.
Кадр из фильма «Две женщины»
Те, кто еще не совсем забыл школьную программу, отлично помнят, что произведения Тургенева вряд ли можно назвать динамичными, их герои – люди, привыкшие мыслить совершенно иными категориями, представлениями о времени, нежели современный человек. «Две женщины» иллюстрируют это самым прямолинейным образом, действие картины развивается столь неспешно, что зрителю хочется подгонять события. Но в этом-то и заключается мастерство Глаголевой, успокаивающим ритмом и сногсшибательной картинкой она завораживает и окутывает атмосферой русского поместья, места, далекого от любых потрясений, кроме личных, духовных и душевных. Далеко не каждая картина может настолько «впитать» в себя зрителя, что перемещение во времени кажется почти физическим, и это безусловное достижение «Двух женщин».
Кадр из фильма «Две женщины»
Вторым большим плюсом ленты, конечно, является великолепный актерский ансамбль. И речь стоит вести даже не столько о Рэйфе Файнсе, безусловно талантливейшем и бесспорно украшающем любую картину актере, сколько о лицах, не столь «примелькавшихся». Принятая в случае экранизации русской классики некоторая театральность может напугать, но Анна Астраханцева, исполнительница роли Натальи Петровны, прекрасно удерживает баланс. Ее героиня – энциклопедический пример русской женщины, воздушной и приземленной одновременно, способной на пыл и при этом охлаждающей поклонников одним взглядом, жесткой с соперницами, но готовой при этом упасть в обморок от малейшего расстройства. Куда более юным Анне Левановой и Никите Волкову естественность дается сложнее, но и их игре можно порадоваться. Что уж говорить о признанном мастере Александре Балуеве…
Кадр из фильма «Две женщины»
Актерски фильм решен на очень высоком уровне – заглавные две женщины, словно пара кружащихся вокруг друг друга звезд, затягивают своей мощной гравитацией самых разных мужчин, обжигают их, управляют их мыслями и движением, оставаясь при этом занятыми лишь самими собой. К финалу режиссурой картина набирает уровень драматизма, не стыдный на фоне литературного первоисточника. А вот в чем лента существенно проседает, так это в нескольких технических деталях. Во-первых, остается немало вопросов к монтажным решениям, часто сцены обрываются едва не на полуслове, в то время как увлечение пейзажами временами сбивает с ритма повествования. Другой серьезной проблемой стала не слишком удачная работа со звуком, нескольким диалогам не хватает глубины, а местами речь и вовсе теряется за шумом природы. Претензии некритичные, но от просмотра отвлекающие.
Самой главной, впрочем, проблемой «Двух женщин» видятся не технические огрехи, а утрата зрителя. Это претензия не к конкретному фильму, а скорее ко всей киноотрасли, картина Глаголевой словно пришла из другого времени или параллельной реальности. Она действительно красива, сделана с большой любовью к первоисточнику, героям и актерам, но в современных кинотеатрах она выглядит белой вороной. Уже премьерный показ продемонстрировал неготовность публики даже воспринимать витиеватую русскую речь полуторавековой давности, что уж говорить про погружение во внутренний мир персонажей. Вере Глаголевой остается лишь отдать дань благодарности за те шаги, что она предпринимает, наша классика заслуживает большего, и хвала тем, кто ее продвигает в мир, где невинные вздохи, тайные признания и элементарные слова любви вызывают неуместный смех.
Спроси киноафишу
Над созданием киноленты «Две женщины» работала не только профессиональная съемочная группа, но и множество талантливых актеров.
На сайте «Киноафиши» доступны личные страницы звезд, сыгравших роли в киноленте, с указанием полной фильмографии актеров.
Авторизация по email
Повторит участь Фриске? Мечтающую о ребенке Азизу предупредили о смертельном риске
«Уфотошопилась»: 66-летняя Долина выглядит моложе 38-летней дочери
«Не успело остыть тело»: Садальский смачно плюнул в Шаляпина
Повзрослевшая дочь затмила умершую Началову
Открестившийся от Малиновского Лазарев ошеломил странным заявлением: «Не топчите любовь!»
«Лучше следи за собой»: Тарасова унизила Муцениеце на «Ледниковом периоде»
Не только Джоуи: как сейчас выглядят самые красивые парни из культовых сериалов 90-х
«Испражняется в душу зрителей»: известный актер унизил мужа Собчак
«Сейчас все вывалится»: Чехова показала экстремальное декольте
«Фриске и рядом не стояла»: новой женой Шепелева восхитились в сети
Не только Охлобыстин: 4 актера, плохая дикция которых стала их фишкой
Барановская рассказала об уходе спивающегося Гордона
На сайте «Киноафиши» доступны личные страницы звезд, сыгравших роли в киноленте, с указанием полной фильмографии актеров.
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Две женщины (2014), Сюжет.
Начало 40-х годов XIX века. В богатом имении Аркадия Сергеича Ислаева жизнь течет заведенным порядком. Хозяин занят строительством плотины, его домашние коротают время за развлечениями и чаепитиями. В жену помещика Наталью Петровну давно влюблен друг семьи Михаил Александрович Ракитин. Их отношения чисты, но не совсем естественны: женщина ценит поклонника за ум и доброту, иногда кокетничает, иногда вымещает на нем свою досаду. Однажды она признается, что почти влюблена, но это чувство не волнует, а просто согревает.
На лето для сына Коли наняли русского учителя – студента Алексея Беляева. Юноша умен, красив, но застенчив и чурается светских бесед, зато быстро нашел общий язык с мальчиком. В их забавах принимает живое участие воспитанница Ислаевых семнадцатилетняя Верочка.
Земской врач Шпигельский хлопочет за своего соседа Большинцова, который в свои 48 лет хочет просить руки девушки.
Наталья Петровна замечает, что ее подопечная не спускает глаз со студента и незаметно сама увлекается им. Она становится холодна и строга с Верой и выговаривает ей за нарушение приличий. Девушка признается, что влюблена, но вдруг понимает, что ее хитростью вызвали на откровенность и теперь они не сестры, как раньше, а соперницы.
Женщина решает поговорить с Алексеем. Он далек от романтики, не любит Веру, но не хочет обманывать и просит разрешения уехать.
Наталья Петровна страдает, героине жаль доверчивого любящего мужа, и она ищет помощи у верного поклонника. В момент объяснения их застают Ислаев и его мать.
Аркадий признается Михаилу, что не мыслит жизни без жены, но готов ее отпустить. Ракитин для покоя и счастья друга решил пожертвовать чувствами и уехать навсегда.
Вера не может простить Наталью Петровну и принимает предложение престарелого жениха.