актеры фильма двенадцать месяцев 1972
За кадром сказки «Двенадцать месяцев»: Кто из актрис на съемках встретил свою судьбу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий фильма был создан по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. По сути, это была еще одна вариация истории Золушки – одного из самых популярных сказочных сюжетов о падчерице и злой мачехе. К тому же действие происходило под Новый год, а этот праздник у наших соотечественников всегда был самым любимым. Поэтому успех у зрителей в какой-то степени был предопределен изначально. То, что интерес к фильму не угас до сих пор, исполнительница роли королевы Лиана Жвания видит в главной идее сказки: « Зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты ».
В главных ролях режиссер Анатолий Граник решил снять никому не известных дебютанток, и этот выбор оказался верным – юные актрисы очаровали миллионы зрителей. Роль капризной королевы исполнила Лиана Жвания, которая на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. Годы спустя актриса вспоминала о своих первых пробах: « Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву. Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза. Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички ».
Работа над ролью была очень серьезной, режиссер не хотел создавать схематичный образ, поэтому обсуждал с начинающей актрисой каждую деталь: королева – совсем юная, она сирота, ее окружают при дворе лживые и лицемерные люди, единственный человек, к которому она привязана, – это старый профессор, но он утомляет ее своими нравоучениями. Все это и объясняет капризный характер королевы. Лиана Жвания беспрекословно следовала всем режиссерским требованиям, разучивала танцевальные па с балетмейстером, вплетала в косички тяжелые медные проволоки. Но результат того стоил – созданный ею образ действительно получился очень колоритным, живым и настоящим! Сын писателя Маршака говорил, что Лиана создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. По признанию Лианы, на съемках фильма он в нее влюбился, посвящал ей стихи и писал письма.
По словам Лианы, этот фильм мог бы оказаться на полке – в безобидной детской киносказке чиновники усмотрели большое количество нежелательных политических параллелей и намеков. Но «Двенадцать месяцев» все же вышли на экраны благодаря вмешательству сыну Самуила Маршака Иммануэлю, который был консультантом во время съемок и следил за ходом всего съемочного процесса. Он смог спасти судьбу картины.
После своей дебютной роли Лиана Жвания снималась очень мало, в основном в телеспектаклях, и для зрителей навсегда осталась королевой из «Двенадцати месяцев». Актриса рассказывала: « Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика ».
Актрисой одной роли нередко называли и Наталью Попову, сыгравшую в фильме роль падчерицы. Вместе с Лианой они учились на одном курсе ЛГИТМиКа и стали подругами, хотя были совсем разными по характеру и темпераменту – Лиана была бойкой, активной, авантюрной, а Наталья – сентиментальной, спокойной, мечтательной. В фильме им достались героини, полностью соответствовавшие девушкам по типу темперамента. Их обеих заметили на сдаче дипломного спектакля в институте и пригласили на пробы, и для них обеих эти роли стали звездными и самыми яркими в кинокарьере.
Для Натальи Поповой эта роль тоже стала дебютом в кино. И хотя после премьеры фильма на нее обрушилась невероятная популярность, успеху в кинокарьере это не способствовало – в 1970-1980-х гг. ей доставались только роли в телеспектаклях и эпизоды в фильмах. Однако съемки в сказке «Двенадцать месяцев» стали для нее знаковыми не только в профессиональной, но и в личной жизни. Волшебная атмосфера царила и на съемочной площадке, и за ее пределами: у Натальи Поповой и актера Андрея Босова, сыгравшего роль месяца Апреля, вспыхнули романтические чувства. Вскоре после съемок они поженились и остаются вместе уже более 40 лет.
Кинокарьеру Натальи Поповой нельзя было назвать очень успешной, но в остальном ее жизнь сложилась очень счастливо. В течение продолжительного времени актриса вместе с мужем и сыном проживала в США, затем Андрей Босов и Наталья Попова вернулись в Россию, а сын со своей семьей остался за границей. С 1999 г. актриса занялась преподавательской деятельностью, стала доцентом кафедры режиссуры и мастерства актера Университета культуры и искусств в Санкт-Петербурге. Помимо этого, она пишет пьесы и занимается переводами.
Эта история до сих пор никого не оставляет равнодушным. М. Алигер о пьесе Маршака писала: « Эта сказка вселяет в душу радость и веселье, заставляет снова и снова, как в детстве, поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что, только пожелай, только будь хорошим, чистым, честным, зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив… ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Роман Падчерицы и Апреля, любовь сына Маршака к Королеве. Страсти на съемках «12 месяцев»
Зрители до сих пор с удовольствием пересматривают экранизацию пьесы Самуила Маршака под Новый год. Но мало кто знает, что участие в съемках «12 месяцев» немало повлияло на личную и профессиональную жизнь исполнителей главный ролей.
1 января 1973-го зрители увидели результат трудов поэта Самуила Маршака и режиссера Анатолия Граника. Сказка «12 месяцев» о том, как своенравная Королева заказала под Новый год подснежники, а злая Мачеха, желавшая получить награду за исполнение монаршего каприза, послала в лес за цветами кроткую Падчерицу, и сегодня актуальна в новогодние каникулы. Разумеется, картина не обрела бы успеха без участия ярких артистов.
Для некоторых из них «12 месяцев» стали дебютом на экране, путевкой в мир кино. Другой вопрос, смогли ли начинающие актеры воспользоваться шансом и закрепиться в профессии. Для Ольги Викландт, сыгравшей Мачеху, и Николая Волкова-старшего, перевоплотившегося в Профессора, фильм наоборот был далеко не первой, хотя и весьма значимой работой.
Кто нашел на площадке любовь, кто в дальнейшем пропал с радаров, а кому ближе оказались театральные подмостки? В день рождения сказки вспоминаем судьбы исполнителей главных ролей.
Лиана Жвания — Королева
Когда в 1972-м началась подготовка к экранизации пьесы Самуила Маршака, Лиане позвонил ассистент режиссера и пригласил на пробы. Сердце девушки бешено колотилось по дороге на «Ленфильм»: мало того, что только окончила вуз и пока нигде не снималась, так еще и сказка самая любимая! На студии незнакомец попросил актрису почитать перед ним вслух сценарий до прихода постановщика. Прошла целая вечность, как вдруг мужчина остановил артистку и сказал, что она будет играть Королеву. Оказалось, перед выпускницей был сам Анатолий Граник. «Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички», — вспоминала Жвания.
Начались долгие репетиции, обсуждение отношений героини с персонажами, поиск обстоятельств, по которым Королева превратилась в капризную девчонку. Оправдания нашлись быстро: монаршая особа — сирота, окруженная лживыми придворными, единственный близкий ей человек — Профессор, да и от его нравоучений девушка уже устала. Вероятно, сюжет кажется современным зрителям безобидным, но для советских цензоров в этой истории было немало нежелательных политических намеков. Фильм мог бы пылиться на полке, если бы за него не вступился консультант картины — сын Маршака Иммануэль. Отказать уважаемому физику чиновники не смогли.
За судьбу ленты консультант боролся не только из-за пьесы и сценария отца: Иммануэль влюбился в Лиану и был готов на все, чтобы она блистала на экране. Жвания подчеркивала, что чувства 55-летнего физика носили платонический характер и дальше красивых писем дело не зашло. К сожалению, Маршак-младший скончался меньше чем через пять лет после премьеры «12 месяцев», но его трогательные послания актриса хранит до сих пор.
Почему же, несмотря на старания именитого поклонника, Жвания впоследствии так редко снималась в кино? Ответ прост — приоритетным для актрисы было служение ленинградскому ТЮЗу, ведь только в театре она ощущала непосредственность и живость зрительского отклика.
По правде говоря, артистка всю жизнь разрывалась между призванием и любовью. Предложение Лиане делали театровед Виктор Боровский и телеведущий Юрий Сенкевич, но оба настаивали на уходе из театра, а согласиться на такую жертву женщина не могла. В итоге Жвания вышла замуж за поклонника, студента-медика по имени Алексей. Впоследствии одной из причин развода пары стало то, что муж настойчиво предлагал избраннице перейти в Студию киноактера при «Ленфильме», где, по его мнению, она бы больше зарабатывала, что было весьма актуально в застойные 80-е.
«Но для меня покинуть любимый театр было немыслимо, — поясняла актриса. — Мы расстались. Став онкологом, Алексей строил карьеру сначала в Польше, а затем в Германии, где создал другую семью. Но плодом нашего союза явилась желанная и любимая дочь Настя, с которой он продолжает общаться. Имея эффектную внешность, она не пошла по моим стопам, а стала изучать иностранные языки. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета и уже более 15 лет работает гидом-переводчиком. Фильм-сказка стал для нее любимым».
Ольга Викландт — Мачеха
Свои самые яркие кинороли звезда театра сыграла в детских картинах: Баба Бабариха в «Сказке о царе Салтане», Атаманша из «Снежной королевы» и, конечно, злая мачеха в «12 месяцах». После участия в экранизации пьесы Маршака актриса снималась еще 10 лет. Можно заключить, что она завершила карьеру из-за преклонного возраста, — после 70 — но истинные причины стоит искать в истории любви Викландт.
Первого мужа актриса встретила в театре имени Моссовета. Режиссер Василий Ванин слыл сердцеедом и особой верностью не отличался. Когда в стенах театра появился артист Михаил Названов и вскоре признался Викландт в любви, уставшая бороться за брак женщина переметнулась к поклоннику. Вот только разорвать отношения с Ваниным окончательно у Ольги Артуровны не вышло: после войны ей со вторым супругом оказалось негде жить, а Василий Васильевич любезно согласился приютить пару у себя в московской квартире.
Единственной отдушиной для Ольги Артуровны был театр, но и здесь ее ожидало разочарование: со сменой руководства актрисе прекратили предлагать яркие роли. Не желая оставаться на задворках, гордая артистка написала заявление на увольнение. Отныне она не давала интервью, не выходила в свет, а в дом пускала только племянницу.
В июне 1995-го звезда советских сказок неудачно упала и сломала шейку бедра. Она буквально сгорала на глазах медперсонала клиники: огонь в глазах погас, исчезли аппетит и воля к жизни. Спустя три дня 83-летняя Ольга Викландт тихо умерла в своей палате.
Марина Мальцева — Дочка
Еще в 1965-м Мальцева стала актрисой Ленинградского академического театра Комедии, так что на момент съемок «12 месяцев» уже вполне могла назвать себя опытной артисткой, к тому же весьма запоминающейся: за огромные глаза и большой бюст Лев Милиндер прозвал коллегу «глазуньей с грудинкой».
Роль капризной дочки в сказке Маршака стала самой известной в фильмографии Марины Мальцевой. Спустя год она снова сотрудничала с Анатолием Граником и Самуилом Маршаком, снявшись в картине «Умные вещи». Также зрители могли увидеть актрису в лентах «Ошибки юности», «Джек Восьмеркин — «американец» и «Везучий человек». Почему же в конце 80-х она пропала с радаров?
Когда в кино назрел кризис, артистка продолжала играть на сцене родного театра вплоть до 1990-го. Ну а затем актриса отправилась на поиски лучшей жизни в Новый Орлеан. Сводная сестра Мальцевой Елена Горохова писала в мемуарах, что в США Марина вышла замуж «по объявлению». К сожалению, больше о судьбе звезды «12 месяцев» ничего неизвестно, но поклонники надеются, что за границей она обрела все, о чем мечтала.
Наталья Попова — Падчерица
Наталья училась на одном курсе с Лианой Жванией в ЛГИТМиКе, обеих девушек заметили на дипломном спектакле и пригласили на пробы. Как и Падчерица, Попова была очень сентиментальной, кроткой и спокойной, так что на роль подходила идеально. После премьеры сказки на актрису обрушилась популярность, но главной наградой для нее стала любовь, найденная прямо на… съемочной площадке.
По иронии судьбы, когда Анатолий Граник показал Наталье фотографии двух претендентов на роль Апреля, девушке понравился голубоглазый блондин, которому работу в итоге не дали. Показавшийся на снимке невзрачным артист балета Андрей Босов сумел завоевать расположение актрисы уже на съемках. «Вначале не ответила взаимностью. Но я не отступил, ведь Наташа покорила все мужские сердца Советского Союза», — делился танцовщик со «СтарХитом».
Уже после выхода сказки на экраны парень приходил к актрисе в ТЮЗ, нежно ухаживал и звал ее на свидания. Настойчивость принесла плоды: в 1974-м влюбленные поженились, а спустя три года у них родился сын Илья.
Задерживаться в декрете надолго Попова не собиралась, тем более, что после выхода фильма «Врача вызывали?» упрочила свои позиции в кино. Однако достойные роли предлагали все реже: «Магия черная и белая», «Ради нескольких строчек», «На своей земле». Гораздо успешнее складывался роман с театром, где артистка играла культовую роль Нины Заречной в «Чайке».
В 90-е Босова пригласили возглавить Центр искусств в Ватервилле, так что семья перебралась в США. Однако сердце Поповой принадлежало Петербургу, поэтому в конечном итоге супруги вернулись в Россию. Теперь оба занимаются преподаванием, а Наталья еще и до сих пор выходит на сцену театра «Балтийский дом». «В свободное время отдыхаем на даче в Псковской области. За городом тишина, телефонов и Интернета нет, в общем, полная отключка. Наберемся там сил — и опять за работу!» — рассказывал Андрей Босов.
Первая слава, счастливый семейный союз — все это было бы невозможно, если бы Попова и Босов не сыграли в «12 месяцах». С гордостью супруги говорят о том, что их любовь началась со сказки, которая продолжается по сей день.
Николай Волков-старший — Профессор
Еще в 30-е Николай Агуров взял псевдоним Волков, когда попал в Одесский драмтеатр вместе с братом Евгением. Николай Николаевич не планировал покорять большой экран, но его судьбу решил случай: в 1956-м актера пригласили на роль старика Хоттабыча. С этого момента фильмы последовали один за другим, так что артисту пришлось покинуть подмостки.
Эгль в «Алых парусах», мистер Стенсон в «Начальнике Чукотки», мудрый профессор в «12 месяцах» — на счету Николая Волкова-старшего более 50 ролей. Последний фильм с участием артиста вышел уже после его смерти в 1985-м.
Актерскую династию продолжил сын артиста, полный тезка. Интересно, что в 80-х он снялся в одной картине с коллегой отца Натальей Поповой — в «Магии черной и белой». Не раз Николай пересматривал фильмы с участием папы, включая «12 месяцев», восхищаясь его вкладом в отечественный кинематограф.