актеры фильма экстрасенсы с энтони хопкинсом
Рецензия на фильм «Экстрасенсы»
Одинаково некомпетентная и в фантастике, и в детективе картина привлекает лишь парой кровавых сцен да элегантным видом Эбби Корниш. В остальном «недосиквел» не стоит и минуты финчеровского «Семи»
Когда криминальное расследование серийных убийств, которые объединяет на первый взгляд только орудие, заходит в тупик, следователи вынуждены привлечь к работе Джона Клэнси, человека, обладающего даром ясновидения. Изучение Джоном мест преступления и улик приводит его к выводу, что полиции противостоит человек с еще более выраженной способностью заглядывать в будущее. Преследование убийцы превращается в погоню, каждый шаг которой заранее известен обеим сторонам. Преимущество преступника Джон может нивелировать только одним способом – от него требуются непредсказуемые поступки, предугадать которые не поможет даже мистический дар.
Кадр из фильма «Экстрасенсы»
Когда в конце 90-х к Дэвиду Финчеру пришли заинтересованные в продолжении триллера «Семь» продюсеры, режиссер с ходу отправил просителей на несколько латинских букв, сопроводив свое решение емким сравнением: «Я скорее соглашусь выжечь себе глаза сигаретными бычками, чем возьмусь за сиквел “Семи”». Полагаем, что Финчер даже не стал читать сценарий, иначе его тирада была бы еще красочнее и нацелена была бы не на собственные органы чувств, а на ливер жадных до денег вдохновителей никому не нужного фильма «Восемь» (оригинальное название, не правда ли?). Как бы то ни было, идея сиквела была пресечена на корню, а сценарий, претерпев необходимые правки, получил оригинальную сюжетную линию и был запущен в производство как ни в чем не зависящий от «Семи» проект. Результат можно увидеть в фильме под названием «Экстрасенсы».
Кадр из фильма «Экстрасенсы»
Надо отметить, что создатели «Экстрасенсов» попытались взять от «Семи» максимум, что позволительно в рамках законного правообладания. Чернокожего Моргана Фримана здесь сменил Энтони Хопкинс, на место Брэда Питта привлечен Джеффри Дин Морган, оператор и монтажер бессовестно тырят сцены места преступления у своего именитого предшественника, а героев дежурно гоняют по дождливым улицам. Каждый волен по-своему трактовать это подражательство, но слепого копирования в нем явно больше, чем умелого цитирования и тонкого поклонения стилю. При этом отделаться от мысли о том, что «Экстрасенсы» на три головы менее умная, тонкая и мрачная история, не удается ни на секунду – общая несостоятельность фильма Альфонсо Пойарта видна невооруженным взглядом.
Кадр из фильма «Экстрасенсы»
Безусловно, слабейшим компонентом подобного кино всегда является мистическая, сверхъестественная составляющая «дара» ясновидения. Сколько бы герой Хопкинса ни пытался убедить зрителей в том, что он не предвидит будущее, а всего лишь умело использует интуицию, картина явно выходит за рамки реальности и погружает зрителя в достаточно непритязательную фантастику, которая не дотягивает ни до «Дежа вю», ни даже до убогого «Пророка». Время от времени зрителя вводят в заблуждение демонстрацией «альтернативного течения событий» – то одного героя убьют, то другого, а потом отматывают назад и успокаивают: это было всего лишь интуитивное предсказание. За такой прием хочется отхлестать сценаристов по попе папкой со сценарием классического детектива, не прикрывающегося «чудесами».
Кадр из фильма «Экстрасенсы»
Но даже и использование «чудес» не делает «Экстрасенсов» интересными – нет в фильме ни по-настоящему зрелищных погонь, ни добротно поставленных перестрелок (не называть же удобоваримым компьютерное слоу-мо полета пули в финальном противостоянии), да и персонажи картины оказываются искусственными до мозга костей. Попытка каждого из героев сделать выпуклыми привела к пресыщению: если герой любит свою семью, пусть умрет от рака, если девушка идет в полицию, пусть у нее будут неудачные сексуальные опыты и потерянный ребенок, если персонаж страдает от потери дочери, так пусть он и будет виновным в ее смерти, а если кто-то убивает без разбору, так пускай делает это из благих побуждений. Перебор для одного невзрачного фильма.
Обидно и за актеров. Джеффри Дину Моргану явно не хватает экранного времени, чтобы раскрыться в полной мере, Корниш скована образом холодной блондинки, Колин Фаррелл большую часть картины проводит где-то на периферии экстрасенсорных вспышек, а в финале позорно сливается. Что же касается главной звезды фильма Энтони Хопкинса, то актер играет в «Экстрасенсах» с такой ленцой, будто ему и в самом деле доступен дар предсказания прокатных и критических результатов будущей картины. Хотя, вполне возможно, это та самая интуиция. Лента, которая по большому счету не является ни фантастикой, ни детективом, не умеет ни развлечь, ни чему-то научить. Финчер был сто раз прав – некоторым страшным сказкам лучше закончиться на эпизоде с головой в коробке.
Утешение для всех: рецензия на новый триллер «Экстрасенсы» с Энтони Хопкинсом и Колином Фарреллом
Вообще сходить на фильм «Экстрасенсы» стоит и без прочтения всяких там рецензий и отзывов, которых предостаточно в Сети. Мировая премьера «Утешения» (именно так называется лента, а прокатчики в России, видимо, пересмотрели ТВ) состоялась еще в начале прошлой осени. За прошедшие полгода фильм многие успели посмотреть и оценить. Главное, что привлекает зрителя — это, конечно, сэр Энтони Хопкинс, давно не бравшийся за сценарии о поисках маньяков-убийц. Но есть и другие немаловажные факторы. В частности, сюжет фильма долгое время пролежал на полке без дела, потому что изначально задумывался, как продолжение легендарного триллера Дэвида Финчера «Семь». И называться сиквел должен был «Восемь». К счастью, не сложилось, но и то, что получилось в итоге, вызывает ряд претензий.
Отбросив идею наделять детектива Сомерсета из «Семи» сверхъестественными способностями и избежав тем самым ниагарского водопада проклятий от поклонников оригинального фильма, новые правообладатели сценария все равно не угомонились. Такова жизнь: лучшие киноленты в истории, в центре которых находится охота за маньком, были сняты в 90-х годах прошлого столетия. Вместе с картиной Финчера на этом пьедестале пребывает «Молчание ягнят» Джонатана Демме. Безумный, но впечатляющий ход напрашивался сам собой: создатели «Экстрасенсов» взяли Ганнибала Лектера, отняли у него людоедские замашки и немигающий взгляд и отправили на поиски загадочного убийцы. Герой Хопкинса снова доктор, снова тяготеет к классической музыке и одиночеству, правда зовут его Джон Клэнси и он способен видеть немного больше, чем обычные люди. Эти самые обычные люди с соответствующими удостоверениями тут же, рядом, и уже сбились с ног в поисках серийного убийцы, мотивацию которого никак не могут взять в толк. Одного играет Джеффри Дин Морган, вторую — Эбби Корниш. И ее персонаж — пожалуй, одно из наиболее слабых мест этого фильма.
А где же Колин Фаррелл, спросит читатель. И тут мы вынуждены вновь указать на недостаток сценария, бесцельно мечущегося между «Семью» и «Молчанием ягнят». Герой ирландского актера в кадре появится нескоро, как это сделал Кевин Спейси в картине Финчера. Но в том случае его имя не печатали на рекламных постерах и даже исключили из начальных титров. Предупрежденный же о наличии еще одной голливудской звезды зритель быстро понимает, что для этого актера остается только одна незанятая ниша, а именно — сам душегуб. Впрочем, к моменту его явления неплохой, казалось, сценарий, уже и без того порядком лихорадит из-за довольно неуклюжей попытки поменять один жанр на другой. Зато первая половина «Экстрасенсов» смотрится на одном духу: помимо первого фильма о Хопкинсе-Лектере, создатели явно ориентировались на отмененный после трех сезонов сериал «Ганнибал». Благодаря этому в кадре постоянно мелькают беспорядочные и жуткие видения, а каждый из героев не просто занят поисками убийцы, но еще и тащит за собой невыносимый груз бед, ошибок и несчастий.
Бразильский режиссер Афонсо Пойарт, несмотря на явный недостаток опыта, справляется: детективная часть фильма на самом деле вселяет надежду на воскрешение жанра в большом кино. Экстрасенсорные способности Клэнси долгое время не являются доминирующими в расследовании, то есть мы имеем возможность наблюдать и за работой сыщиков и криминалистов. Хорошо прописанные диалоги (ха, тут герой Энтони Хопкинса даже рассказывает анекдот!), декорации опять же в духе «Ганнибала» и жестокость, которая сопровождает даже самого гуманного убийцу на свете, прибавляют ленте плюс за плюсом. Тревожные знаки начинают появляться ближе к середине. И хотя не скатиться полностью в размазывание мелодраматических переживаний по экрану Пойарт все-таки сумел, получился все равно перебор. Истинное название ленты, конечно, обязывает всех героев так или иначе найти свое утешение, но, честно говоря, мы предпочли бы еще с час-полтора поблуждать вместе с детективами по трущобам и общежитиям необразцового быта в поисках неуловимого, но все же оставляющего хитроумные зацепки маньяка.
Режиссер старается, команда тоже: в сюжете нашлось место и фокусам, к которым так часто прибегают вымышленные экстрасенсы (и никогда те, кто называет себя ими в действительности), и альтернативному развитию событий, и скелетам, обреченным так и сгинуть в своих шкафах. Джон Клэнси из Ганнибала Лектера постепенно превращается в Джона Смита из «Мертвой зоны» Стивена Кинга, если бы тот нашел в себе силы дожить до седин. Дар отягощает, а вместе с ним на героя давит и совершенный в прошлом поступок, который сам по себе способен расплющить в лепешку кого угодно. В конце концов, даже помощь правосудию, которому непросто свершиться, перестает служить достаточным оправданием. Нужно, проще говоря, не наказать, а спасти. И под этими ударами морального характера в пыль рассыпается детектив и в клочья разлетается триллер. Особенно, когда выясняется, что некоторых товарищей вообще невозможно ни поймать, ни наказать, ни хотя бы попробовать переубедить. На редкость нелепо проведенная полицейская операция в середине ленты становится только одной из первых ласточек грядущего провала.
Несмотря на жанровые содрогания, за «Экстрасенсами» любопытно наблюдать до самых титров, даже догадываясь, что никаких сюрпризов и путей для продолжения режиссер для нас и себя не припас. Оригинальное сочетание знакомых образов и хорошо себя зарекомендовавших приемов, авторский подход и, несомненно, сформированная интрига не позволяют аудитории отвлекаться. Тем, кто многое знает наперед, остается только посочувствовать, как и тем, кто вынужден находиться с ними рядом. К тому же Хопкинс и Фаррелл прекрасно знают, как создать почву для сопереживания. Не хочется вспоминать поговорку про безрыбье, но «Экстрасенсам» наверняка предстоит стать одним из любимых фильмов для определенной категории зрителя. Прочие не оставят от него камня на камне, потому что обманутые ожидания — это тоже немаловажно. Однако еще раз увидеть Хопкинса в маньячном триллере, а Фаррелла— в неоднозначном и неочевидном образе — само по себе великая ценность для любителя кино. Поэтому не посмотреть эту ленту было бы гораздо обиднее, чем обнаружить в ней очевидные недостатки.
Возрастная категория материалов: 18+
Детально о кинофильме «Экстрасенсы»
О РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ
Сценарий мистического триллера ЭКСТРАСЕНСЫ попал в руки продюсера Бо Флинна более 13 лет назад. Авторство материала принадлежало никому на тот момент не известным Шону Бэйли и Теду Гриффину. Подчиняясь инстинкту, Флинн прочел сценарий и решил, что обязательно должен снять этот фильм.
Флинн – очень опытный продюсер. В его послужном списке такие безусловные хиты, как УДУШЬЕ; РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ; и СТРАНА ТИГРОВ, а также блокбастеры ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ; ПУТЕШЕСТВИЕ 2: ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ; и ГЕРАКЛ. «Сюжет и персонажи фильма ЭКСТРАСЕНСЫ уникальны, – считает он. – Картина заставляет зрителей задумываться, анализировать происходящее на экране. Читая сценарий, я искренне переживал за персонажей. События вызывали у меня диссонанс моральных и этических догм. Будь то вопросы эвтаназии (да и вообще, любые темы, связанные со смертью), судьбы и права на жизнь – за любым из них тянется целая цепочка сопутствующих провокационных дилемм. Разумеется, в первую очередь фильм ЭКСТРАСЕНСЫ призван развлечь зрителей. Но в нем заложен мощный подтекст, выгодно выделяющих его в сонме однотипных картин».
Другие продюсеры картины Трип Винсон, Томас Огсбергер и Маттиас Эмке соглашаются с коллегой. Права на сценарий ЭКСТРАСЕНСОВ были куплены в то время, когда Бэйли начал продюсировать сериал «Зеленый свет», а Гриффин только закончил сценарий ОДИННАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ОУШЕНА, который передал Стивену Содербергу. Тогда продюсеры не знали, насколько востребованным станет творческий дуэт Бэйли и Гриффина. «Нам очень повезло заполучить знаковый проект от именитых сценаристов, – говорит Огсбергер. – Мы с Бо просто раздулись от гордости, когда к нам обратился Тоби Эммерих, который на тот момент возглавил производственный отдел New Line. Он заявил: «Давайте-ка мы выкупим у вас этот сценарий», а затем добавил: «Хотя, с другой стороны, давайте-ка лучше снимем это кино вместе на New Line».
Не без помощи Эммериха сценарий фильма ЭКСТРАСЕНСЫ оставался на студии более 10 лет. За это время сменилось множество сценаристов, режиссеров и актеров. В какой-то момент маркетинговый отдел New Line предложил запустить ЭКСТРАСЕНСЫ, как сиквел блокбастера 7ЕМЬ, причем главную роль планировали вновь предложить Моргану Фриману. В другой раз фильм хотели предложить режиссеру Марку Пеллингтону, и студия даже наняла сценариста Джеймса Вандербилта (ЗОДИАК), чтобы тот внес свои коррективы в сценарий, но, увы, фильм в производство так и не был запущен.
«Возможность вновь встретиться с великим Энтони Хопкинсом – это словно сбывающаяся мечта для любого продюсера, – считает Флинн. – Тони – невероятный актер. Его невероятный талант и внушительный опыт заставляет всех, кто с ним работает, выдавать 120% нормы. Мне показалось, что сценарий ЭКСТРАСЕНСОВ может его заинтересовать, так и случилось. С Тони очень приятно и комфортно сотрудничать. Он целиком и полностью отдает себя проекту, которым занимается, и помогал нам во всем на протяжении всех пяти лет с того момента, как он согласился сыграть роль, и вплоть до завершения работы над фильмом».
Хопкинса подкупили тщательно прописанные персонажи, и он согласился на главную роль доктора Джона Клэнси, бывшего психоаналитика ФБР. Его герой подал в отставку, несмотря на то, что его способность понять замысловатые мотивы убийцы никак нельзя отнести к банальному медицинскому опыту. Он читал мысли преступников на каком-то сверхъестественном уровне.
«Когда материал хорошо написан, работать всегда интересно, а этот сценарий был написан просто великолепно, – утверждает Хопкинс, который взял на себя также функции исполнительного продюсера фильма ЭКСТРАСЕНСЫ. – Основная сюжетная линия переплетается со многими второстепенными ниточками. Я сам довольно скептично отношусь ко всему сверхъестественному, но все же… Не буду трубить об этом на каждом углу и уж тем более кого-то пытаться переубедить, но в моей жизни были случаи синхронного мышления. Мне кажется, что в нас таится нечто большее, чем видно невооруженным взглядом; что-то недоступное пока нашему пониманию».
Хопкинса по праву можно считать одним из самых именитых актеров, съевших собаку на образах серийных убийц. Он получил премию «Оскар» в номинации «лучший актер» за роль доктора Ганнибала Лектера в фильме МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ. Эту же роль он исполнил в приквеле КРАСНЫЙ ДРАКОН и в сиквеле ГАННИБАЛ.
«Имя Тони невольно всплывает в памяти, когда речь заходит о фильмах про серийных убийц, – говорит Огсбергер. – Мы были счастливы, когда он согласился поработать с нами. Он не только один из величайших актеров современности, но и великолепный продюсер, который помогал нам на протяжении нескольких лет, когда проект покинул стены студии и стал независимым. Мне кажется, ЭКСТРАСЕНСЫ предоставил ему замечательный шанс для творческого эксперимента».
Хопкинс, Флинн и Огсбергер продолжили работу над фильмом в офисе New Line. Руководство студии решило, что сценарию необходима доработка, и Хопкинс предложил кандидатуру обладателя многих престижных премий Питера Моргана, с которым актер работал на съемках номинированного на «Оскар» фильма ФРОСТ ПРОТИВ НИКСОНА (2008). По словам Флинна, исправленный Морганом сценарий был одобрен, и продюсеры начали рассматривать кандидатуры режиссеров.
В 2011 году Флинн, наконец, нашел идеального претендента на режиссерское кресло фильма ЭКСТРАСЕНСЫ в лице бразильского кинематографиста Афонсо Пойарта. Дебютный проект режиссера под названием 2 ЗАЙЦА представлял собой безумный коктейль из визуальных эффектов, анимации и динамичного экшена. Флинн решил, что бразилец будет идеальным режиссером уникального и провокационного мистического триллера.
«Любой продюсер постоянно рискует, – уверяет Флинн. – И выбор Афонсо был в каком-то смысле авантюрным. Но в его фильме 2 ЗАЙЦА я нашел все, что так усердно искал, – четкая линия повествования, отличные визуальные эффекты, яркая актерская игра и уверенная режиссура. Мне всегда нравились мистические триллеры. Но, прочитав сценарий ЭКСТРАСЕНСОВ, я подумал, что такого фильма пока еще не было, поэтому мне нужен был режиссер, который смог бы взглянуть на жанр и материал под необычным углом. Я послал Афонсо сценарий, после чего мы встретились, чтобы обговорить детали. Меня поразило то, что его представление и наработки по сценарию в точности совпадали с моими. Я сразу понял, что Афонсо – именно тот, кого мы так искали». Эммерих и New Line одобрили кандидатуру Пойарта, и в 2011 году он официально был назначен режиссером фильма.
Афонсо Пойарт 15 лет проработал в рекламном бизнесе. Он написал сценарий, снял, спродюсировал и смонтировал свой полнометражный дебют 2 ЗАЙЦА, который вышел в Бразилии в январе 2012 года и сразу же стал подлинным хитом кинопроката. Остросюжетный триллер был представлен американской публике на фестивале бразильского кино в Лос-Анджелесе в том же году. Многие кинокритики весьма лестно отзывались о картине за нелинейное повествование и инновационный режиссерский стиль. Компания Tango Pictures выкупила права на съемки англоязычного ремейка, Пойарт выступает исполнительным продюсером.
Пойарт утверждает, что после успеха фильма 2 ЗАЙЦА он прочел довольно много сценариев, но «влюбился» только в ЭКСТРАСЕНСОВ. «В этом сценарии был с аптекарской точностью выверен баланс между структурой истории, сюжетом и во всех смыслах сильными персонажами, – считает режиссер. – Это очень замысловатая, почти мистическая история, события которой развиваются очень динамично и зрелищно. Мне было очень интересно изучать кинематографический потенциал сценария, попытаться взглянуть на мир глазами человека, обладающего экстрасенсорными способностями, которого играет Энтони Хопкинс, и передать его видения в фильме».
«У Афонсо было множество идей относительно главного героя и того, что творится у него в голове, поэтому он собрал их в полноценную презентацию, в которой показал, что и как видит, – рассказывает Флинн. – У него было четкое представление того, как сделать фильм ЭКСТРАСЕНСЫ поистине уникальным. Жанром мистического триллера сейчас уже никого не удивишь, и Афонсо хотел, чтобы картина отличалась от всех прочих. Он хотел создать ощущение того, что зритель заглядывает в сознание Клэнси, смотрит на мир его глазами».
Хопкинс согласился с продюсерами в том, что Пойарт был идеальным режиссером для этого фильма. «Он представлял себе буквально каждую сцену вплоть до малейших деталей, – говорит актер. – У него потрясающее воображение, так что он мог описать все еще до того, как мы начали снимать. В этом отношении он очень похож на Ридли Скотта. В фильме ЭКСТРАСЕНСЫ мне досталась роль психоаналитика, который обладает способностью видеть мысли других людей. ФБР обращается к моему герою за помощью в поисках серийного убийцы. Афонсо, в свою очередь, смог запечатлеть видения моего персонажа, что не так просто, как кажется».
Годы работы Пойарта в рекламном бизнесе дали ему опыт съемки, монтирования и создания визуальных эффектов, столь необходимый для работы над фильмом ЭКСТРАСЕНСЫ. «Фильм не будет перенасыщен визуальными эффектами, – отмечает Огсбергер, – но они будут играть немаловажную роль в сюжетной линии. Еще до начала съемок Афонсо представил себе весь фильм и знал, как снимать каждую сцену заранее. Он знал, как сложить все элементы паззла, чтобы получилась законченная картина. У него поразительная интуиция в подборе необычных, но выгодных для развития истории ракурсов съемки. Кроме того, он отлично подкован в технической области, и знает, какой объектив необходим для каждой из сцен».
По словам Пойарта, ЭКСТРАСЕНСЫ очень отличается от его дебютного фильма 2 ЗАЙЦА. Хотя режиссер отмечает, что в обеих картинах есть конкретные события и персонажи, которые помогают сюжету развиваться с поразительной быстротой. «Оба фильма достаточно динамичны и зрелищны, – говорит Пойарт, – и вторая часть картины ЭКСТРАСЕНСЫ будет настоящими американскими горками в эмоциональном отношении. Фильм ЭКСТРАСЕНСЫ дал мне возможность досконально изучить главных героев истории. Фактически, в центре сюжета лежат истории трех персонажей – Клэнси, Джо и Кэтрин. Эмоции, которые переживает каждый из них, делает фильм по-своему уникальным».
Пойарту, Хопкинсу и продюсерской группе было ясно, что студия New Line готова всецело поддержать разработку проекта, но не сможет запустить картину в производство. «К New Line и Тоби лично у нас никаких претензий, они сделали для фильма очень многое, но жанровое кино сейчас снимать особенно трудно, – объясняет Флинн. – Студии сфокусированы на франшизы и столь популярные сейчас масштабные динамичные фильмы. Небольшие жанровые фильмы, к которым бесспорно относятся многие остросюжетные триллеры, снимать все сложнее и сложнее».
По словам продюсера в январе 2013 года New Line «решила отказаться от проекта, чтобы работа над картиной все же продолжилась». Флинн и Огсбергер выкупили права у компании в течение нескольких дней.
«Картина вызывала большой интерес у спонсоров – четыре источника финансирования нарисовались буквально сразу, – вспоминает Флинн. – Первой из них была Клаудия Блюмхубер из компании Silver Reel. У нее исключительное чутье на хорошие фильмы, и она очень уважительно относится к тому, как режиссер видит будущую картину. Кроме того, у нас появился еще один партнер в лице Глена Баснера, исключительного менеджера по продажам. С учетом такой поддержки, мы сразу же объявили о начале съемок».
Компания FilmNation Entertainment, которую представлял Баснер, взялась представлять будущий фильм на международном рынке, а Silver Reel в лице Блюмхубер занялась вопросами финансирования. Съемки фильма ЭКСТРАСЕНСЫ начались в мае 2013 года в Атланте (штат Джорджия).
Огсбергер объясняет, почему работа над фильмом ЭКСТРАСЕНСЫ моментально возобновилась в тот момент, когда картина перешла из пакета студии в частный сектор: «ЭКСТРАСЕНСЫ – очень необычный триллер для взрослых с очень интересными персонажами. В фильме нет клише, набивших зрителям оскомину. Пожалуй, это один из лучших сценариев, которые когда бы то ни было попадали в мои руки, если говорить о степени накала страстей. Сценарий неоднократно дорабатывался, но я рад, что мы остались верны первоначальной идее. С уверенностью могу сказать, что финальная версия сценария фильма ЭКСТРАСЕНСЫ была настолько же хороша, как и та, которая изначально попала мне в руки».
КАСТИНГ КОПОВ И ПРОВИДЦЕВ
Закрученный сюжет и участие Энтони Хопкинс максимально упростили кастинг актеров на роли второго плана. «Энтони стал настоящим магнитом для актеров, и нам удалось собрать исключительную актерскую труппу, – говорит Огсбергер. – Выкупив фильм у New Line, мы продолжили кастинг и предложили роли Джеффри Дину Моргану, Эбби Корниш и Колину Фарреллу. Подбор актеров прошел очень быстро и безболезненно».
«Хороших актеров объединяет одна черта – они предлагают свое видение героев, которых им предстоит сыграть, – говорит Пойарт. – Тони, Колин, Эбби и Джеффри поделились своими идеями относительно того, как усовершенствовать их героев, что, по их мнению, пошло бы на пользу истории. Работая с актерами над персонажами, я иногда меняю свою точку зрения относительно характера того или иного героя, а иногда убеждаю актера в том, что именно моя трактовка лучше отражает сущность героя. Однако истина рождается именно в споре, в этом сложность и прелесть нашей работы».
На роль агента ФБР Джо Мерриуэзера продюсеры искали актера, которому бы подобный персонаж был в новинку. Флинн решил предложить ее Джеффри Дину Моргану, с которым он в 2012 году работал на съемках фильма КРАСНЫЙ ДРАКОН. Морган также известен своими ролями в сериалах «Сверхъестественное» и «Анатомия страсти». Кинозрители знают его по ролям в фильмах ШКАТУЛКА ПРОКЛЯТИЯ и ЛОВУШКА. «Джеффри – очень талантливый актер, – считает Флинн. – Я не сомневался в том, что он сумеет показать своего героя со всех сторон, что, безусловно, пойдет на пользу истории».
Пойарт соглашается с продюсером: «Джеффри неутомим в работе и очень трепетно относится к своему герою. Он очень естественный, играет невозмутимо и легко, за ним очень интересно наблюдать. Джеффри сыграл своего героя очень необычно, хотя такие персонажи редко позволяют выйти за рамки клише».
Герой Моргана работал с доктором Клэнси в ФБР вплоть до того дня, когда последний решил подать в отставку. Столкнувшись со сложным делом, Мерриуэзер решает обратиться за помощью к бывшему коллеге. Морган утверждает, что просто не мог отказаться от этой роли, учитывая интересную историю и участие Хопкинса: «Первым и главным фактором стал Тони Хопкинс. Шанс поработать с мэтром кинематографа такого уровня – настоящий подарок для любого актера. Во-вторых, я хорошо знаю Бо, мы с ним уже работали раньше. В третьих, я встречался с Афонсо перед началом съемок, и мне очень понравилось то, каким он видел этот фильм. Сценарий картины ЭКСТРАСЕНСЫ был очень необычным, его писали поистине талантливые авторы. Во время чтения можно было буквально осязать историю. Сейчас не так просто придумать оригинальный сюжет, и это был один из тех редких случаев, когда идея не имела аналогов. Мне было понятно, что фильм ЭКСТРАСЕНСЫ будет выгодно выделяться в сонме других мистических триллеров. Мне кажется, что и зрители картины согласятся со мной в этом вопросе. По мере развития сюжета у вас будет появляться все больше вопросов, остающихся без ответа, вы будете терзаться в догадках, пытаясь понять, что же происходит на самом деле. Такие фильмы приятно не только смотреть; в них приятно сниматься».
Морган утверждает, что агент ФБР Джо Мерриуэзер – «отнюдь не тот безумный и отчаянный федерал, которого можно увидеть и в других фильмах». Напротив, это спокойный семьянин. Он исподволь очаровывает любого собеседника собранностью, безошибочными инстинктами и некой необъяснимой таинственностью.
«Он независим во всех отношениях, – продолжает Морган. – Он научился надевать маску баловня судьбы и не всегда следовать предписанным правилам. Его тело украшают татуировки, лицо – изрядно запущенная щетина, а запястья – стильные браслеты. Ему претит жизнь по учебнику, но, несмотря на нарушения, он добивается результата. Одним из способов добиться результата в расследовании своего последнего дела Джо видит в помощи психоаналитика Джона Клэнси, которого все прочие считают полоумным. Не уверен, что мой герой верил в сверхъестественное, но Джон заставил его поверить».
В начале фильма Мерриуэзеру поручают расследование цепочки убийств, жертвы которых, кажется, никак не связаны друг с другом, за исключением способа убийства и полного отсутствия каких бы то ни было улик. «Джо хорошо знает свое дело, но интуитивно чувствует, что это не обычный психопат, – объясняет Морган. – Он гоняется за серийными убийцами всю свою сознательную жизнь, и этот случай не похож ни на один из предыдущих. Ему кажется, и не без оснований, что для раскрытия этого дела ему потребуется не только обратиться за помощью к Джону Клэнси, но и вернуть старика на службу».
Впрочем, вернуть Клэнси не так уж просто. После смерти дочери он оставил правительственную службу и живет отшельником. Его брак распался. Он не желает иметь ничего общего с ФБР и возвращаться к своей весьма эффективной практике.
«Я сказал, что не собираюсь браться за это дело, – говорит Хопкинс за своего персонажа. – Я удалился от светского мира и не хочу ни с кем знаться. Мне не нужны друзья. Я не корчу из себя мученика, но мне многое пришлось пережить, и я утратил интерес к жизни. Я объяснил это Джо и расставил все точки над «i». Но перед уходом федералы оставили мне досье, несмотря на мои протесты. Я сидел в одиночестве, листал материалы дела и случайно наткнулся на заметку – это была выдержка из оперы, которую я слушал в тот момент. Тот парень, которого искал Джо, знал, что я буду слушать именно в этот конкретный момент!»
Клэнси опасается, что имеет дело с таким же провидцем, как и он сам, и решает помочь следствию, несмотря ни на что. «Я подумал: «Боже мой, кто бы ни был этот парень, но он гениален и очень опасен», – продолжает говорить Хопкинс от лица Джона Клэнси. – Я должен был что-то сделать, чтобы остановить его. Он выполнял некую, одному ему ведомую миссию, что делало его непредсказуемым фанатиком. Этот человек явно страдал расстройством рассудка и представлял реальную угрозу для общества. Я просто не мог оставаться в стороне».
Смог ли Джо достучаться до Клэнси, или Джон сам решил взяться за это дело – не известно. Мотивы обоих персонажей весьма запутаны. Джон Клэнси заинтригован, когда узнает, что убийца – медиум. Однако решающую роль сыграло то, что Джон чувствует реальную опасность, которая нависла над Джо и Кэтрин. Джо, в свою очередь, руководствуется не только стремлением обезвредить убийцу, но и протянуть руку помощи старому другу, проявить заботу о смертельно больном человеке.
«В начале они просто пытаются вычислить убийцу, но мы понимаем, что Клэнси и Джо что-то скрывают, – рассказывает Пойарт. – По ходу раскрытия сюжета герои раскрывают друг другу душу, и так тщательно скрываемые ими тайны всплывают на поверхность».
Морган объясняет: «Насколько мой герой хочет, чтобы Джон помог ему в расследовании, настолько же Джо хочет помочь самому Клэнси выбраться из той норы, в которую тот спрятался после трагедии. Джо хочет, чтобы Клэнси напоследок почувствовал вкус жизни, ощутил себя в деле перед тем, как отдаст концы».
Обращаясь за помощью к Клэнси, Мерриуэзер вызывает нездоровый сарказм у более консервативной и скептично настроенной напарницы Кэтрин Коулс, роль которой сыграла Эбби Корниш. Коулс напрочь отказывается верить в экстрасенсорику и какие бы то ни было другие паранормальные способности.
«Джо натаскивает агента Коулс, пытается научить ее всему, что знает и умеет сам, – говорит Морган. – Мой герой – неплохой парень, и видит в излишне дотошной и прямолинейной Кэтрин скрытый потенциал. Он хочет помочь ей в работе, и это вовсе не обязательно означает подъем по карьерной лестнице. Он пытается изменить ее подход к расследованию, научить ее читать досье между строк. Мне кажется, что Джо ее немного бесит – она все делает по уставу, а он посмеивается над ее ретивостью. Впрочем, она меняет свое отношение к напарнику, когда видит, что его методы дают весомые результаты».
Корниш известна кинозрителям по ролям в фильмах ОБЛАСТИ ТЬМЫ; ЯРКАЯ ЗВЕЗДА; и в ремейке классического фантастического боевика РОБОКОП 2014 года. Актриса говорит, что ей очень импонировали усидчивость и трудолюбие ее героини. «Кэтрин – очень сильная и самодостаточная женщина, мне очень интересно поработать над ее самоуверенностью и слепой амбициозностью. В ней есть стержень целеустремленности и терпеливости, при этом она целиком и полностью отдает себя работе».
«Когда мы впервые встретились, она отнеслась ко мне весьма цинично, – говорит Хопкинс о встрече агента Коулс и доктора Клэнси. – Она считает психологию лженаукой, а меня – старым дураком. Однажды, когда мы разбирались с очередным убийством, она опять начала меня подкалывать, заявляя, что я занимаюсь ерундой. Так что я был вынужден рассказать всю ее историю, и это ее сломало. Она не верила в психологию до тех пор, пока я за две минуты не разложил по полочкам всю ее жизнь. Всю, вплоть до мелочей, которые для всех остальных оставались тайной, а я их знал. Затем я спросил: «Хочешь, чтобы я продолжал?» Она была раздавлена. Но в тот момент она убедилась в том, что именно мне под силу раскрыть цепочку загадочных убийств».
Корниш говорит, что демонстрация Клэнси своих экстрасенсорных способностей в корне изменила мировидение ее героини. «Клэнси открыл Кэтрин душу и сердце, обнажив при этом ее уязвимость и чувственность, – объясняет актриса. – Она всю свою жизнь была скептиком; мудрость Клэнси перевернула с ног на голову всю ее философию. В конечном итоге Клэнси изменил ее жизнь».
Флинн объясняет выбор Корниш на роль агента ФБР Кэтрин Коулс: «Она самозабвенно отдает себя роли. В ней есть и сила, и слабость, которые очень явно проявляются в разные моменты. Кэтрин строит из себя профессионала, настоящего агента ФБР, но на самом деле глубоко внутри она разбита и сломлена. Нам казалось, что Эбби сможет передать всю гамму переживаемых ее героиней эмоций, заставить зрителей сопереживать Кэтрин».
По мнению Пойарта, Корниш идеально передала внутреннюю борьбу своей героини. «Кэтрин окончательно запуталась в своих эмоциях и по ходу развития сюжета пытается в них разобраться, – говорит режиссер. – В начале фильма она убеждена в том, что Клэнси – мошенник, и что работа Джо с психоаналитиком – потеря времени. Но в итоге оказывается, что и Джо, и Клэнси разбираются в происходящем намного лучше, чем она».
Агент Коулс играет важную эмоциональную роль в жизни Клэнси, который потерял дочь за несколько лет до описываемых событий. Клэнси опасается, что киллер также является экстрасенсом и берется за сложное дело в память о своей дружбе с Джо. Кроме того, он чувствует, что Кэтрин играет немаловажную роль в его способности вычислить убийцу.
«Клэнси отказывает Джо снова и снова, но в какой-то момент к нему прикасается Кэтрин, и медиум видит что-то, что произойдет с ней в ближайшем обозримом будущем, что-то дурное, связанное с этими убийствами, – объясняет Пойарт. – Именно из-за Кэтрин Клэнси соглашается принять участие в федеральном расследовании. В какой-то степени она заменяет ему дочь, которую он так трагически потерял. По ходу развития сюжета мы видим, что он пытается сделать для Кэтрин то, чего не успел сделать для своей собственной дочери».
Корниш соглашается с режиссером: «Отношения между Кэтрин и Клэнси напоминают отношения между отцом и дочерью, персонажи демонстрируют примерно те же эмоции и чувства, динамично развивающиеся параллельно основному сюжету фильма. Работа с Энтони Хопкинсом стала знаменательной вехой не только в моей карьере, но и в жизни. Общаться со столь опытным и мудрым человеком – настоящий подарок судьбы. Я почувствовала, что вытянула счастливый билет, когда мне предложили поработать с Энтони. Я понимала, что могу многому у него научиться. Каждую минуту, которую я провела с ним на съемочной площадке, он делал незабываемой. Он поднял планку актерской игры на невероятную высоту, и мы все стремились до нее дотянуться. Энтони очень переживал за эту картину и за перипетии, которые выпали на долю наших персонажей».
Клэнси соглашается принять участие в расследовании, чтобы защитить Кэтрин. Тем самым он пытается спасти свою вновь обретенную дочь. Эта эмоция не укрылась от всевидящего ока убийцы, обладающего экстрасенсорными способностями. На самом деле, попытка Клэнси сберечь Кэтрин входила в коварный и изощренный план серийного убийцы. Он рассчитывал на то, что Клэнси именно так и поступит, и не прогадал.
В ПОИСКАХ УБИЙЦЫ
На роль серийного убийцы Чарльза Амброуза продюсеры подыскивали актера, который бы гармонично смотрелся в напряженных сценах противостояния персонажу Энтони Хопкинса. С Колином Фарреллом Флинн встречался начиная с дебютного проекта актера СТРАНА ТИГРОВ (2000) и вплоть до роли в фильме ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ, которая принесла Фарреллу премию «Золотой глобус». Продюсер решил, что его может заинтересовать амплуа Амброуза, поскольку роли негодяев он уже играл, а вот серийных убийц – никогда.
«Я был одержим идеей заинтересовать его фильмом ЭКСТРАСЕНСЫ, – признается Флинн. – Он очень необычный человек и замечательный актер, в чем я неоднократно убеждался с того самого дня, когда мы впервые встретились на съемочной площадке фильма СТРАНА ТИГРОВ. Для нас его участие в съемках картины ЭКСТРАСЕНСЫ стало большой победой. Сцены с Тони и Колином стали настоящей битвой титанов, поединком тяжеловесов на боксерском ринге. Остальные актеры следили за ними, чувствуя себя студентами на мастер-классе профессионалов. Колин вывел своего персонажа на новый, необычный качественный уровень. Он сыграл Амброуза предельно реалистично, так что даже нам на площадке становилось страшновато».
Огсбергер добавляет: «Не так-то просто найти актера, который бы с радостью согласился играть серийного убийцу, да еще в роли второго плана, как в нашем случае. Энтони снялся чуть ли не в каждой сцене фильма, в то время как Колин появляется в кадре только в последней трети фильма. При этом его роль невероятно важна для всей картины в целом. Мы были счастливы заполучить актера такого уровня и профессионализма, как Колин. Их общие сцены с Энтони напоминали напряженные шахматные партии между двумя гроссмейстерами».
Фарреллу очень понравился сценарий, кроме того его подкупила возможность поработать с Хопкинсом. «Когда я узнал, что Энтони Хопкинс будет сниматься в фильме, меня это уже заинтриговало, – вспоминает Фаррелл. – Затем я прочел сценарий, который оказался очень, очень интересным и захватывающим. Он был по-своему уникален, не похож ни на один другой сценарий, которые я читал. Я понимал, что во всех моих сценах я буду играть с Тони, и это меня очень подкупало. Учитывая все в целом, я просто не мог не согласиться».
Хопкинс говорит: «Колин настолько же одержим, как и я, когда дело касается исследований, развития персонажа и погружения в образ. Благодаря этому мы отлично провели время на съемках». Обоим актерам нравилась поэма Джерарда Мэнли Хопкинса «Свинцовое эхо», и они хотели как-то вписать его в сценарий. «Мы как раз обсуждали это стихотворение, когда я предложил вставить его в сценарий, в небольшую сцену, в которой поднимаются вопросы неизбежного увядания, неминуемой смерти и того, насколько каждый из нас стремится сохранить красоту. Все эти темы лежат глубоко под покровом основного сюжета картины», – объясняет Хопкинс.
Фаррелл подтверждает, что много работал с Хопкинсом над взаимоотношениями их героев и совместными сценами: «Иногда я посылал Энтони смс в 3 часа утра и едва добирался до кровати, как от него приходил ответ. Он всех нас держал в тонусе, готовый в любой момент обсудить любую сцену и персонажа. Тони относится к своей работе очень серьезно и в то же самое время очень легко. Но и серьезностью своей он не бравирует, как каким-то достижением. Он – настоящий жрец Мельпомены и отличный дядька, я обожаю работать с ним».
По словам Эбби Корниш, Фаррелл «перед камерой был абсолютно честен, а за пределами площадки – жизнерадостен. Он очень трудолюбив и очарователен. Он буквально искрится энергией, работать с ним – большое удовольствие».
Персонаж Фаррелла не появляется в кадре вплоть до последней трети фильма. Несмотря на это, именно Амброуз держит в напряжении весь зрительский зал. Именно он обладает властью контролировать людей и предугадывать события. «Амброуз затеял очень большую и сложную игру, – говорит актер. – Фактически, он спланировал большую часть событий, которые происходят в фильме. И все, что он сделал, нацелено, в конечном счете, на одно – встречу с Клэнси».
О своем персонаже Фаррелл говорит: «Амброуз – очень, очень одинокий персонаж, живущий отшельником. Он узнал о докторе Клэнси и некоторое время следил за ним, изучал его стиль работы в ФБР. У него были видения, связанные с прошлым Клэнси, которые Амброуз без труда сопоставил с тем, что ему удалось узнать. Мой герой убежден, что они с Клэнси – две стороны одной монеты, и намерен во что бы то ни стало встретиться со своим альтер эго».
Со временем становится ясно, что жертвы Амброуза – смертельно больные люди. Он лишь облегчает их страдания – эдакий самозваный специалист по эвтаназии. При этом Амброуз обладает способностью предвидеть события и всегда опережает правоохранительные органы на пару шагов. Во всяком случае, так было до тех пор, пока киллер не решает выудить Клэнси из-под добровольного домашнего ареста.
«Амброуз просчитывает и создает определенную цепочку событий, его убийства становятся более предсказуемыми, он оставляет некоторые подобия улик специально для следователей, – говорит Фаррелл. – Ему очень помогает способность предвидения того, где и когда окажутся федералы, и как они будут реагировать на ту или иную находку».
В хитросплетение паучьих сетей, раскинутых Амброузом, попадают все остальные персонажи без исключения, включая Клэнси. «Атмосферу в фильме в чем-то можно сравнить с заботами о беременной – все надеются на лучшее, но опасаются, а иногда и предчувствуют худшее, – говорит Фаррелл. – Герои фильма пытаются понять, что осталось за кадром каждого из расследуемых преступлений. Но они стремятся постичь не только и не столько мотивы преступника, но и собственную роль в своей жизни и в жизни других персонажей. В финале все они в той или иной степени пострадают».
«Мы постоянно делаем выбор, и каждое решение так или иначе связано с предыдущими, – утверждает Хопкинс. – Оценивая свою собственную жизнь, я понимаю, что в ней все взаимосвязано. В фильме есть момент, в котором мой герой ловит смертельную пулю, а в следующую секунду – выходит из машины. Это последствия выбора между двумя решениями. В нашей жизни мы вынуждены делать выбор, и этот выбор оказывает влияние на нашу жизнь. Решения принимаются за минуты, и этот фильм рассказывает именно об этих минутах».
Экстрасенсорные способности Клэнси помогают ему видеть то, что может произойти. Возможные развития событий отображаются на экране, действия и противодействия персонажей связываются в причудливые узоры, ведущие к определенным последствиям. Пойарт использовал эту сеть эмоциональных отношений персонажей для того, чтобы показать возможные альтернативные пути развития событий, заглянуть в будущее, которое целиком и полностью зависит от решений, принимаемых персонажами в настоящем и прошлом.
«Никто не будет понимать, что происходит, вплоть до финала фильма, – убежден Морган. – Сюжет фильма ЭКСТРАСЕНСЫ закручен по той же схеме, что и сюжет мистического триллера ШЕСТОЕ ЧУВСТВО – зритель будет держать в руках, как может показаться, все элементы паззла сюжета, но в единую картинку они сложатся только в финале. Одним из таких элементов стала моя худоба. Мне пришлось сбросить 9 килограмм, таким вы меня еще не видели. Мой обычный вес – 84 кило, а похудел я до 75-ти. Да я столько весил в старших классах школы! Какой еще 47-летний мужчина может похвастаться такими достижениями?! Дело в том, что мой персонаж неизлечимо болен и находится на грани смерти. Но вы диагноз Джо узнаете только вместе с Клэнси и другими героями».
Морган говорит, что гениальность Афонсо Пойарта состоит в способности вести аудиторию в одном направлении, а затем резким движением разворачивать в противоположное. «Все в этом фильме не такое, как вам может показаться, – утверждает актер. – У нас получился очень замысловатый триллер, который заставит зрителей поломать голову. Вы будете теряться в догадках до тех пор, пока догадки не закончатся, ну или вплоть до последних кадров фильма».
Необычная шахматная партия, которую разыгрывают Клэнси и Амброуз, вынуждает доктора подключить все свои экстрасенсорные способности, чтобы угнаться за убийцей. «В финале фильма все становится на свои места, – говорит Огсбергер. – Становятся очевидными мотивы серийного убийцы. А кроме того, зрители поймут, почему он играл в кошки-мышки с главным героем и чего этим добивался».
Клэнси узнает, что Амброуз получил экстрасенсорные способности, как побочный эффект хирургической операции. По словам убийцы, как только он понял, какие перспективы открывает ему новый дар, открылось его истинное предназначение. Он понял, что может помогать смертельно больным людям прекратить их боль и страдания… убивая их.
«У него в голове словно открылся некий портал, через который он мог видеть то, что происходит с другими людьми, – объясняет Фаррелл. – Ему открывались многие события, которые еще не произошли, он смог заглядывать в будущее. На самом деле этот «дар» был медицинской патологией, которую он приобрел в результате полученной во время операции травмы».
Фаррелл считает, что психопатическое поведение наблюдалось у его героя еще до операции. Открывшийся портал, насыщенный образами, чувствами и эмоциями, было трудно объяснить и невозможно контролировать человеку с нестабильной психикой. Терзаемый новыми ощущениями, Амброуз импульсивно решает начать планировать и помогать тяжело больным покидать этот бренный мир.
«Его миссия, в которой Амброуз нашел смысл жизни, состоит в том, чтобы убивать тех, кто уже умирает или страдает от неизлечимой и смертельно опасной болезни, – говорит Фаррелл. – Он забирает их жизни, пытаясь уберечь от мучительной боли, прекращает их страдания, позволяя не дожидаться болезненного и страшного конца. Он свято верит в добродетельность своих помыслов. Он неуравновешен, эмоционально истощен и психически болен, но, несмотря на это, все свои поступки он может объяснить с позиции, как ему кажется, здравой логики».
Феррелл считает, что фигура Амброуза становится еще страшнее, поскольку является эссенцией примитивного зла. «Почему серийные убийцы так пугают? – размышляет актер. – Потому что они могут творить свои злодеяния на протяжении многих лет, удачно маскируясь в обществе. Это самое страшное. Это вам не какой-то монстр с планеты в далекой-далекой галактике. Этот враг намного ближе, но вы совершенно не догадываетесь о его истинных помыслах».
Основная сюжетная линия фильма ЭКСТРАСЕНСЫ повествует о преступлениях серийного убийцы и действиях следователей, пытающихся его выследить и остановить. Однако в сюжете поднимается и менее явная, но не менее значимая тема, которая многими может быть воспринята, как провокационная: эвтаназия.
«Это очень серьезный фильм, в котором поднимаются вопросы, дающие зрителям почву для размышлений и относительно жарких споров, – считает Огсбергер. – В нашем случае кино – не только развлечение, но и повод задуматься. Сценарий был написан более десяти лет назад, когда имя доктора Кеворкяна не сходило с передовиц, однако и по сей день этический аспект эвтаназии является поводом для жарких дебатов. В Швейцарии есть клиники, где эвтаназию могут применить пациенту, жалующемуся на депрессию – уже нет необходимости быть неизлечимо больным. Каков был бы ваш выбор, если бы вы узнали, что неизлечимо больны и передадите недуг своим отпрыскам? Вопрос действительно неоднозначный и единого правильного ответа пока не найдено».
Хопкинс добавляет: «Амброуз считал, что убивает из сострадания, прекращает страдания неизлечимо больных людей. При этом его экстрасенсорные способности делали его очень опасным для общества. Джону пришлось выследить его, хотя все его естество протестовало против этого – Клэнси понимал, что именно экстрасенсорные способности делают убийцу похожим на него».
Амброуз считает Клэнси человеком, способным понять, какой груз ответственности он несет, будучи медиумом. «Он не видит причин, почему Клэнси не избрал иной путь, – говорит Фаррелл, – особенно с учетом того, что он увидел в прошлом Клэнси».
Видение Амброуза подсказало ему, что Клэнси понимает, насколько ужасны страдания умирающего – ведь его собственная дочь была безнадежно больна. «Мой герой вызывает Амброуза на откровенность, говорит, что знает, что тот делает, и что это надо остановить, – рассказывает Хопкинс. – Амброуз парирует Джону: «Именно это ты сказал своей дочери? Объяснил, что ее боль прекрасна?»
Трагические события преобразили жизнь Клэнси до неузнаваемости. Он впал в депрессию, его брак распался, он уволился из рядов федеральных агентов и стал жить отшельником… до тех пор, пока не объявился его старый друг Джо с предложением заняться делом Амброуза.
«После потери дочери Клэнси мог либо попытаться избавиться от своих способностей, либо больше их не использовать, – говорит Огсбергер. – Именно поэтому он выбрал жизнь аскета. И тут заявляется наш федеральный агент со словами: «У меня тут дело, которое никак не поддается. Убийца всегда на три шага меня опережает». Выясняется, что маньяк тоже обладает экстрасенсорными способностями и пытается связаться с Клэнси, поскольку верит в то, что психоаналитик поймет и оправдает его деяния».
«У Амброуза есть план, и он хочет, чтобы Клэнси вновь взялся за работу, – говорит Фаррелл. – По сценарию мой герой болен, и по ходу развития сюжета болезнь прогрессирует. Он понимает, что дни его сочтены, поэтому пытается как можно быстрее перетянуть Клэнси на свою сторону, показать ему то, что видит сам. Фактически, я на протяжении всех своих сцен пытался доказать Тони логику Амброуза, объяснить ему мотивы моего персонажа».
Все шло по разработанному Амброузом плану до тех пор, пока он не встретился с Клэнси в вагоне метро. «Вплоть до того момента, когда в поезде был спущен курок, все события мой герой мог просчитать, – говорит Фаррелл. – С той минуты я уже не мог быть уверен в том, что все идет так, как задумано».
Или все же так и было?
Какие мотивы двигали Амброузом, когда он привел Кэтрин и Клэнси на станцию метро в ту ночь? Искал ли он экстрасенсов своей миссии? Знал ли Амброуз, что все кончится именно так и не иначе? Предвидел ли это?
«Финал фильма даст вам еще одну горстку почвы для размышлений, – говорит Огсбергер. – Суть картины ЭКСТРАСЕНСЫ заключается в том, чтобы дать человеку покой, облегчить его муки. Он о том, как получить то, что тебе требуется, даже если это – не то, что тебе хочется».
В фильме также заняты актеры Марли Шелтон (ПЛАНЕТА СТРАХА) в роли Лоры Мерриуэзер, супруги Джо; Ксандер Беркли (ЗАЛОЖНИЦА) и Шэрон Лоуренс (ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ) в ролях убитых горем родителей Роберта Эллиса; Джанин Тернер (СКАЛОЛАЗ) в роли Элизабет, бывшей жены Клэнси; и Мэтт Джералд (АВАТАР) в роли специального агента ФБР Столмана.
«У нас подобралась довольно серьезная актерская труппа, – говорит Флинн. – Ксандер Беркли и Шэрон Лоуренс были очень убедительны в амплуа скорбящих по убитому мальчику родителей. Да и Марли отлично справилась со своей ролью. В роли жены Джо она открылась с совершенно необычной стороны. Этот фильм станет очень важным в ее карьере».
Небольшую, но значимую роль супруги Джона Клэнси сыграла Джанин Тернер. По словам Флинна, в ней сосредоточились все качества, которые они искали в актрисах на эту роль. «Мы много обсуждали кастинг на эту роль, – вспоминает продюсер. – Нам нужна была актриса, которая бы произвела на аудиторию моментальное и неизгладимое впечатление, поскольку сцена с ней достаточно короткая. Зрители должны были влюбиться в нее с первого взгляда, чтобы ощутить весь ужас потери, который пережил Клэнси, когда распался его брак. Джанин отлично подошла для этой роли. Когда видишь Джанин и Тони вместе, понимаешь, насколько гармонично они смотрятся рядом. Невольно хочешь, чтобы они снова сошлись».
СЪЁМКИ В АТЛАНТЕ
Съемки фильма ЭКСТРАСЕНСЫ начались в мае 2013 года – спустя два месяца после того, как компании Silver Reel, Flynn Picture Company и Eden Rock Media выкупили права у New Line. и спустя 13 лет после того, как Флинн и Огсбергер впервые прочитали сценарий Бэйли и Гриффина.
Когда дело дошло до подбора локаций будущих съемок, продюсеры решили, что действие картины должно происходить в крупном мегаполисе. Достаточно крупном, чтобы радовать глаз живописным силуэтом небоскребов, но при этом не богатом на различные достопримечательности. Кроме того, в городе должно было быть метро с частичным наземным движением, поскольку действие некоторых важных сцен фильма происходит именно в вагоне метро.
Менеджеры по подбору локаций изучили некоторые из городов, подходящих под описание сценаристов, и остановили выбор на Атланте. Здесь кинематографисты нашли все – и красивый ландшафт, и профессиональную закадровую команду, и щедрую мотивационную программу, и достаточно обширную систему подземного транспорта. Руководство MARTA (метрополитен Атланты) оказало всяческое содействие Пойарту и его группе, которым пришлось снимать очень динамичные и зрелищные сцены в подземке.
«Это была довольно внушительная сцена, которую нельзя было переписать или переделать, – говорит линейный продюсер фильма ЭКСТРАСЕНСЫ Джастин Динер. – Поэтому нам пришлось консультироваться с представителями MARTA о том, как лучше ее снять». В результате специалисты отдела безопасности и инженеры MARTA перекрыли участок маршрута на станции «Эйвондэйл» в районе Декатур на две ночи – кинематографистам этого времени хватило с лихвой, чтобы снять сцены в неподвижном и едущем вагонах на настоящей станции метро. Затем съемочная группа переехала в депо MARTA, где съемки продолжились на фоне хромакея.
«Сцена была очень важна, и нам очень повезло снять ее именно так, как и задумывали, – говорит Пойарт. – В итоге сцена удалась на славу, именно с тем уровнем накала, какой был нужен. Локация была очень интересной и необычной для одной из кульминационных сцен картины».
«Съемки были очень напряженными, особенно с учетом того, что съемочных локаций у нас было чуть ли не больше, чем съемочных дней », – говорит Динер. В общей сложности съемки велись на 34 независимых локациях. Съемочная группа была вынуждена переезжать с места на место практически ежедневно. Многие локации находились в центре города или в прилегающих к нему районах, включая епископальную церковь Святого Луки на улице Пич-Три, отели Marriott Suites и Hyatt Regency, здание государственного архива, госпиталь Святого Иосифа, галерея Art Exchange, бар Smith’s Olde Bar в Пьедмонте, а также автобусные остановки на улицах Бротертон и Пич-Три. Сцены в загородном доме Клэнси снимались в фермерском домике неподалеку от Шарпсбурга (штат Джорджия).
Погода также вносила свои пять копеек в копилку проблем съемочной группы. «Дождь лил практически каждый день, и нам пришлось основательно промокнуть, особенно на уикенд, во время съемки масштабной сцены автомобильной погони, – вспоминает Огсбергер. – На наше счастье, съемочная группа подобралась на редкость терпеливая и трудолюбивая. Они справлялись, несмотря на плохую погоду и жесткий график».
Сцена автомобильной погони, в которой Кэтрин и Клэнси преследуют подозреваемого Харпа, снималась в центре города, на пересечении улиц Декатур и Пич-Три. Пойарту помогали координатор трюков Тоби Хольгин и супервайзер по визуальным эффектам Дэвид Флетчер. Режиссер решил снимать сцену под землей, перенеся место действия на сложную сеть подземных дорог для грузового автотранспорта, раскинувшуюся под крытым стадионом «Джорджия Доум» и Международным конгресс-центром Джорджии неподалеку от Олимпийского парка.
«Эбби, на самом деле, – профессиональный гонщик, – говорит Огсбергер. – Она родилась в Австралии и выросла неподалеку от гоночного трека. Она отлично управляет автомобилем и охотно делает все свои трюки сама. Она просто обожает всякий экшен».
Стремясь во всем быть правдивыми и убедительными, актеры и продюсеры изучили вопрос использования экстрасенсов службами охраны правопорядка. В частности, кинематографисты пытались выяснить, привлекают ли сотрудники ФБР ясновидящих. «Полицейские всего мира прибегают к помощи людей с теми или иными экстрасенсорными способностями, – утверждает Хопкинс. – Особенно этим грешат русские спецслужбы. Один известный медиум живет и работает в Канаде, у него есть несколько учеников, и, похоже, они знают, что делают. Я думаю, периодически полицейские и федералы решают: «Ну что ж, давайте попробуем».
В ПОИСКАХ ЭКСТРАСЕНСОВ: МИР ГЛАЗАМИ УБИЙЦЫ
В создании мира фильма «ЭКСТРАСЕНСЫ» Пойарту помогали оператор Брендан Гэлвин, художник-постановщик Брэд Рикер, супервайзер по визуальным эффектам Рэнди Го и дизайнер костюмов Дениз Уингейт. Сообща им удалось создать картинку, которая выгодно отличалась от большинства фильмов о серийных убийцах или других мистических триллеров.
«В фильме не будет ожидаемой зрителями атмосферы, поскольку этот фильм не о преступлении, а о людях, расследующих преступление, – говорить Пойарт. – Мне хотелось, чтобы разница чувствовалась и в визуальном ряде. Картинка должна была быть беспощадно четкой, но красивой и живописной, а не холодной и мрачной. В этом плане наш фильм можно было бы сравнить с триллером 7ЕМЬ. Персонажи получились очень характерными и реалистичными, поэтому я решил, что можно немного поколдовать с фонами, сделать их красочными и эмоциональными».
Перед Пойартом стояла дилемма – он хотел сделать фильм предельно реалистичным, но в то же самое время как-то обозначить видения главных героев, не используя стереотипные кинематографические трюки.
«Мы хотели, чтобы экстрасенсорное видение казалось настоящим, поэтому использовали обычную картинку, играя с параметрами изображения, – рассказывает режиссер. – Визуально видения отличаются большим контрастом и насыщенностью цветов. В сценах видений будет много визуальных эффектов, но все они были использованы исключительно во благо развития истории и персонажей».
Начать с того, что сцены видений снимались на профессиональные цифровые камеры типа Alexa®. Также использовались различные технологические приемы, как, например, снятые обычным способом кадры помещались на черный или зеленый фон. Пойарт также варьировал скорость съемки и движения камеры – эти эффекты можно увидеть в сценах видений Клэнси. «Мы использовали самые разнообразные эффекты, чтобы максимально разделить происходящее в реальности и те видения, которые посещают героев».
Большая часть фильма снималась в псевдо-документальном стиле «с плеча». «Тем самым мы даем зрителю почувствовать то, что видели и чувствовали сами персонажи», – объясняет Динер.
«Афонсо снял потрясающий фильм, – говорит Флинн. – Благодаря профессионализму Афонсо и Брендана Гэлвина картина получилась уникальной в своем роде. Настоящая работа мастера».
«Афонсо – режиссер от Бога, – считает Фаррелл. – Отснятые материалы, которые я видел во время съемок, были невероятно красивыми. У Афонсо отличный стиль и, что не менее важно, умение рассказывать захватывающие истории».
Морган говорит, что стиль работы Пойарта позволяет персонажам и истории гармонично развиваться. «Он знает, как снимается кино, это уж точно, – убежден актер. – Он удивительно талантливо передал игру в кошки-мышки, которую ведут убийца и Клэнси. Мы получаем очень обширное представление о том, кем являются эти персонажи и через что им довелось пройти в жизни. «ЭКСТРАСЕНСЫ» займут достойное место в пантеоне таких остросюжетных триллеров, как 7ЕМЬ. Хотя в основе лежат вечные темы дружбы, жизни и смерти».
Корниш говорит, что ее подкупили мастерски описанные Пойартом персонажи и его уникальный стиль работы. «Мне очень понравилось работать с Афонсо, – признается актриса. – На площадке он был очень энергичен и досконально знал, что и почему происходит с каждым из персонажей в конкретной сцене. Фактически, он держал весь фильм целиком в своем воображении. Причем это представление у него сформировалось, как мне кажется, задолго до начала съемок. Он вдохнул в фильм жизнь и поддерживал ее на всем протяжении съемочного процесса. Именно благодаря этому картина получилась такой необычной и по-своему даже уникальной».
Саундтрек к фильму написал известный музыкальный продюсер, певец, песенник исполнитель и композитор Брайан Уэйн Трансо, известный под псевдонимом BT. Он обучался мастерству классической композиции в престижном музыкальном колледже Беркли и стал одним из первых композиторов, который использовал в своей работе технику стиля «транс» и электронной музыки. Это сделало его невероятно популярным и востребованным не только в Голливуде, но и на студиях коммерческой звукозаписи. За свою карьеру он работал с такими исполнителями, как Пол ван Дайк, Стинг, Тори Амос и The Roots.
Флинн считает, что саундтрек гармонично дополнил визуальный ряд, созданный Пойартом: «Саундтрек очень современный и необычный, электронная музыка в сочетании с классическими инструментами дает необычное, но невероятно прикольное звучание».
Прошло более десяти лет с тех пор, как оригинальный сценарий фильма «ЭКСТРАСЕНСЫ» попал в руки продюсеров. Теперь же Бо Флинн и Томас Огсбергер, а также их партнеры Клаудия Блюмхубер, Трип Винсон и Маттиас Эмке могут с уверенностью сказать, что фильм удался. «Разумеется, в первую очередь фильм должен развлекать, но я надеюсь, что нам удастся спровоцировать аудиторию на размышления и споры, – говорит Флинн. – Режиссер Афонсо Пойарт снял невероятно красивый и мощный во всех отношениях фильм. Надеюсь, зрители по достоинству оценят исключительную работу актеров и закадровой команды»