актеры фильма феррари против форда
Ford против Ferrari: реальная история самого яростного противостояния в автогонках
История человечества знает много случаев яростного соперничества. Причиной большинства из них был захват власти или уязвленное самолюбие — а иногда все вместе. Самые интересные истории напряженных отношений становятся поводом слагать легенды. Взять хотя бы сагу о том, как в 1963 году Генри Форд II попытался приобрести Ferrari и тем самым разжег почти десятилетнюю войну с Энцо Феррари, волевым человеком, которому принадлежал итальянский автопроизводитель.
Эта история началась в ранние 1960-е. Поколение бэби-бумеров повзрослело и изменило потребительские привычки в США. Впервые в истории молодежь стала более значимой для американского бизнеса, чем их родители. Последние пережили Великую депрессию и Вторую Мировую войну и жили по принципу «не потратить — все равно что заработать». Но бэби-бумеры получали большой доход, который могли тратить на автомобили, одежду и дома. И в отличие от своих родителей, они ждали от покупки новой машины чего-то совершенно особенного. Их интересовали автомобили более спортивного типа, более вызывающие, они ценили скорость и производительность, а не комфорт и надежность. Их привлекали спортивные автомобили — факт, который не остался незамеченным для руководителей Ford Motor Co.
В 1962 году из-за неудачных моделей, таких как Edsel, и растущей популярности автомобилей конкурентов — General Motors и Chrysler — Ford столкнулся с крупным падением продаж. Генеральный директор Генри Форд II, старший сын Эдселя Форда и внук Генри Форда, отчаянно искал способ изменить ситуацию. Высшее руководство, в том числе глава Ford Division Ли Якокка, убедили его, что решением проблемы будет спортивный автомобиль.
Была только одна проблема: в портфеле Ford на тот момент не было спортивного автомобиля, как не было и планов его создания. До появления легендарного Mustang Якокки оставалось еще несколько лет.
В Ford решили, что наиболее разумный способ вывести такой автомобиль на рынок — приобрести его производителя. Именно тогда возникла идея купить Ferrari, которая в те годы была, прежде всего, производителем гоночных автомобилей и продавала машины для езды по улицам только для того, чтобы финансировать создание моделей для треков.
Чтобы нанести ещё большее оскорбление, Энцо не просто отменил сделку, а продал контрольный пакет акций Ferrari итальянскому автопроизводителю Fiat. Некоторые руководители Ford, в том числе сам Генри II, предположили, что Энцо никогда и не собирался заключать сделку с компанией и вел переговоры, только чтобы заставить Fiat предложить более высокую цену. Уловка сработала, а Генри II остался в дураках — и без спортивной машины.
Чтобы отыграться, Генри решил создать спортивный автомобиль, который унизит Феррари там, где больнее всего, — в гонке «24 часа Ле-Мана». Так началось создание гоночной машины GT40.
Первоначально задача по созданию так называемого убийцы Ferrari была возложена на группу по разработке передовых автомобилей Ford в Великобритании. На тот момент они уже проектировали машину с экспериментальным двигателем, созданным командой разработки двигателей в Мичигане.
Первая партия GT40, выпущенная Advance Vehicle Group, была быстрой, но вместе с тем невероятно нестабильной и ненадежной. А тормоза были откровенно опасны. Как писал журнал «Популярная механика», инженеры Ford подсчитали, что, когда водитель нажимает на тормоза в конце трассы Mulsanne Straight в Ле-Мане, роторы передних тормозов нагреваются до 1500 °F (815 °C) в течение нескольких секунд, что выводит их из строя. Это могло стать роковым, даже смертельно опасным шагом для любого гонщика, который хотел соревноваться на северо-западе Франции, — даже для лучшего в мире.
Команда Ford не смогла понять и то, как улучшить сцепление автомобиля с трассой, не говоря уже о том, как обеспечить непрерывную работу всех механизмов в течение 24 часов — а это два обязательных условия для победы в Ле-Мане. В результате проиграв Ferrari в гонках в 1964 и 1965 годах, Форд поручил подготовку к следующему соревнованию легендарному автомобилестроителю из Лос-Анджелеса Кэрроллу Шелби, одному из немногих американских гонщиков, когда-либо побеждавших в Ле-Мане. Шелби (в фильме его играет Мэтт Деймон) уже был консультантом проекта, но теперь он лично отвечал за его успех — или провал.
Шелби и его надежный друг, опытный гонщик и инженер Кен Майлз (его в фильме играет Кристиан Бэйл), собрали GT40 заново. И сделали они это не с нуля, а в сотрудничестве с командой разработки передовых автомобилей и группой разработки экспериментальных двигателей при Ford.
Сначала Шелби и Майлз улучшили управляемость и устойчивость автомобиля, улучшив его аэродинамику за счет тестирования потоков воздуха. Они клеили шерстяную пряжу или ворс к внешней части автомобиля, чтобы увидеть, как воздух перемещается по поверхности и вокруг автомобиля. Чем легче автомобиль прорезает воздух, тем меньше энергии требуется для движения, что в свою очередь приводит к меньшему расходу топлива. Если пряжа лежала ровно, значит все было в порядке. Если нет, то это указывало на недостатки конструкции автомобиля, которые отрицательно влияли на прижимную силу и устойчивость. Собранные данные позволили Майлзу и Шелби модифицировать кузов и подвески, благодаря чему GT40 стал более устойчивым и маневренным на трассе.
Проблему с тормозами решил Фил Ремингтон, инженер команды Ford. Он разработал тормозную систему, которая позволяла механикам быстро ставить новые колодки во время смены водителя на пит-стопе, чтобы команде не пришлось беспокоиться о том, проработают ли тормоза всю гонку.
Для решения вопросов надежности команда использовала динамометр. Общепринятая сегодня практика установки двигателя с генератором постоянного тока в середине шестидесятых была революционной. Динамометр — это устройство, которое может измерять силу, мощность и скорость, чтобы вы могли выяснить, сколько энергии нужно или сколько у вас реально имеется. Команда тестировщиков записывала на видео тренировочные занятия перед Ле-Маном и программировала динамометр для воссоздания различных точек напряжения на трассе. Чтобы убедиться, что двигатель не сломается до финиша, команда в течение 24-48 часов испытывала его на динамомашине, фактически воссоздавая условия реальной гонки.
Вложенные усилия оправдались, и на свет появился GT40 Mk II. С его помощью Ford не просто победил Ferrari в Ле-Мане в 1966 году — он унизил итальянцев. Ни один из автомобилей Ferrari даже не дошел до конца гонки, тогда как пилоты Ford на GT40 Mk II заняли первое, второе и третье места.
Гонка завершилась не без скандала. Ближе к ее окончанию Майлз заметно обгонял соперников и был близок к тому, чтобы положить конец первенству Ferrari в Ле-Мане и стать единственным водителем, победившим в трех крупнейших в мире гонках на выносливость: «24 часа Дайтоны», «12 часов Себринга» и «24 часа Ле-Мана» — за один год.
Пиар-гуру Ford Лео Биб хотел отпраздновать победу, сделав снимок, на которой троица совместно пересекает финишную черту. Поэтому он через Шелби приказал Майлзу притормозить и дождаться других машин GT40. После пересечения черты Майлзу сообщили, что в гонке победил не он. Победил его товарищ по команде Брюс Макларен. Макларен стартовал на несколько автомобилей позади Майлза. Поэтому, несмотря на то, что Майлз был быстрее до самого конца, в действительности Макларен проехал большее расстояние быстрее, потому что Майлз намеренно замедлился.
К сожалению, Майлз погиб раньше, чем смог вновь принять участие в Ле-Мане. В конце 1966 года во время испытаний еще одной гоночной машины Ford на автодроме Риверсайд в Калифорнии он потерял контроль над автомобилем и разбился.
Форд, тем не менее, отомстил Феррари снова на следующий год в Ле-Мане: Ford GT40 Mk IV, разработанный Шелби (умер в 2012 году в возрасте 89 лет), победил в гонке 1967 года. Ferrari пришла второй.
Хороший байопик против плохого: что не так с фильмом «Ford против Ferrari»
Сюжет картины «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari) отчасти соответствует названию и строится вокруг соперничества между именитыми производителями автомобилей. Попытка Генри Форда II приобрести компанию Ferrari оказывается провальной и подталкивает его к необходимости создать конкурентоспособный гоночный автомобиль, чтобы обойти «вечных» победителей «в красном» и выиграть 24-часовую гонку Ле-Мана. В процесс создания скоростного автомобиля под маркой Ford включается бывший гонщик Кэррол Шелби (Мэтт Деймон) и автомобильный механик, одержимый гонками, Кен Майлз (Кристиан Бэйл). Совместными усилиями им удается создать уникальный Ford GT40 и блестяще выступить в Ле-Мане, навсегда оставив след в мировой истории автоспорта.
«Ford против Ferrari» соединяет в себе истории жизней сразу нескольких реальных людей, последовательно воспроизводя их важнейшие этапы карьеры. И если безрезультатные амбиции Генри Форда II поглотить компанию Ferrari дают лишь толчок для начала истории, то конструкторский гений Шелби и яростная любовь Майлза к гонкам раскрываются в фильме полноценно. Героев Деймона и Бэйла сложно назвать друзьями или хотя бы приятелями, однако именно их объединяющая страсть к автоспорту позволила создать высококлассную команду, за которой интересно наблюдать, но только на самих гонках.
Фильм оживает лишь с двигателями автомобилей участников, а подавляющая его часть, наполненная жизнью «обыденной», скорее утомляет из-за отсутствия сюжетно-важных деталей.
Еще о фильме с Бэйлом и Деймоном:
По большому счету, события вне трека полнятся рассуждениями героев о «прописных» истинах, завязанных на жизни, судьбе, целях и т. д. Драма раскрывается лишь на гонках и там же остается в течение всего фильма, пока вся остальная «внегоночная» действительность воссоздается авторами в качестве фона, что призван разбавить спортивную составляющую. Даже семейные проблемы героя Бэйла рассыпаются в ничто через пару минут после появления: домочадцы здесь служат в качестве той идеализированной поддержки, которая возможна лишь в кино. А что еще нужно спортивному байопику? Не ударяться ведь в жизненные перипетии, когда основа фильма — это действия на гоночном треке. Проблема лишь в том, что самих гонок здесь на порядок меньше, чем этой «жизни для фона».
«Ford против Ferrari» идет недопустимо долго (два с половиной часа) и нисколько не оправдывает свой хронометраж. Убери из картины тридцать, а то и сорок минут, и фильм ничего не потеряет. Легендарный момент, вошедший в историю мирового автоспорта, происходит (как не сложно догадаться) в самом конце.
И если в прошлогодней «Богемской рапсодии» история заканчивается на высокой ноте, то «Ford против Ferrari» умудряется поставить отличную и эмоциональную точку, но следом портит ее непонятно зачем вставленным сюжетным поворотом и излишним эпилогом к нему.
Подобная сценарная «затравка» изрядно портит сложившееся впечатление, а новый эмоциональный посыл уже не воспринимается должным образом.
Безусловно, актерская работа в фильме на высоте. Кристиан Бэйл, в принципе не способный делать свою работу плохо, с ролью Кена Майлза, очевидно, рвется в оскароносные номинанты. С не меньшим энтузиазмом в картине выложился и Мэтт Деймон, но на фоне вновь похудевшего до невероятных размеров Бэйла актер больше пропадал в тени. К тому же, герой Деймона, несмотря на всю свою гениальность, вышел чересчур простым и не столь интересным. Физиологическая, а вместе с тем и психологическая травма, полученная во время одной из гонок, где он выступал в качестве пилота спорткара, заявляется на первых минутах и толком больше не упоминается, словно у персонажа насморк прошел. Обусловили невозможность героя Бэйла участвовать в гонках — хорошо. Но больше ничего из того, что делает персонажа более похожим на настоящего человека, у него и не было.
Биографический фильм о судьбах известных гонщиков выходит каким-то уж слишком ровным, правильным и сделанным будто бы по шаблону. И если Шелби и Майлз были готовы рисковать и экспериментировать, чтобы создать скоростной гоночный автомобиль и обойти конкурентов, то создатели «Ford против Ferrari» следовали отработанным сотни раз до этого инструкциям, рассказывая реальную историю, но не делая ее всецело захватывающей. Важной остается лишь сама задумка: показать события, которые не столь хорошо известны массовому зрителю. Однако на деле картина завлекает не столь сильно, чтобы попасть в список зрительских фаворитов, к которым захочется возвращаться снова и снова. «Окей, теперь я знаю о Шелби, Майлзе и попытке внука Генри Форда купить Ferrari со всеми потрохами» — это фильм-информация, а не фильм-человеческая история.
Неугасающей интерес был только во время зрелищных и напряженных заездов, когда каждая мелочь, что способна вырвать из рук героев победу, заставляет зрителя переживать и искренне болеть происходящим. Вздувшиеся венки на лице Кристиана Бэйла, крутые повороты на гоночных трассах, визг шин — увиденное и правда захватывает, особенно в формате IMAX.
Простая спортивная философия: «Сама гонка всегда будет важнее победы» работает и с фильмом «Ford против Ferrari». Гонка оказалась важнее и всех остальных аспектов в фильме.
«Ford против Ferrari»: всё о фильме, отзывы, рецензия
«Ford против Ferrari»: UGC
«Ford против Ferrari»: жанр, сюжет
«Форд против Феррари» — спортивная драма, которая рассказывает о противостоянии двух автомобильных концернов на гонке в Ле-Мане.
По сюжету менеджер Ли Якокка предлагает Генри Форду II улучшить имидж компании, приняв участие в престижных гонках. После того как Энцо Феррари отказался продать часть акций компании и использовал переговоры с представителями «Форд», чтобы повысить цену акций и продать их конкурентам, Генри Форд II соглашается на предложение Якокки.
Золотая свадьба: традиции и поздравления
Компания нанимает конструктора Кэрролла Шелби для создания гоночного автомобиля. Тот приглашает гонщика Кена Майлза в команду. Вместе они создают автомобиль, который выигрывает гонку «24 часа Дайтоны», и получают возможность участвовать в соревнованиях в Ле-Мане. Им предстоит не только подготовиться к гонке, но и противостоять нападкам менеджера компании Лео Биби, который иначе видит формат участия компании в соревнованиях.
«Ford против Ferrari»: история создания
Сценарий
Режиссер Джеймс Мэнголд планировал проект с 2010 года. Он периодически предлагал кинокомпании 20th Century Fox запустить проект в производство. Когда компания решилась начать разработку проекта, руководство видело в кресле режиссера Джозефа Косински, а в главных ролях — Брэда Питта и Тома Круза.
Лучшие зарубежные детективные сериалы: топ-10
Первоначальный сценарий написал Джейсон Келлер. В его фильмографии на IMDb значатся пять сценариев. Он известен зрителям как сценарист картин «Белоснежка: Месть гномов» (2012) и «План побега» (2013). Проект Fox развалился.
После успеха картины «Логан: Россомаха» (2017) компания в феврале 2018 года утвердила Мэнголда на должность режиссера. Он вместе с братьями Джезом и Джоном-Генри Баттеруортами переписал сценарий Келлера, сосредоточившись не на самой гонке, а на истории Кэрролла Шелби и Кена Майлза.
Джез и Джон-Генри вместе работали над сценариями к фильмам «Игра без правил» (2010) и «Грань будущего» (2014). Джез также известен как сценарист картины «007: Спектр» (2015).
Съемки, кастинг
В мае 2018 года на главные роли были утверждены Кристиан Бэйл и Мэтт Деймон. Последний в интервью рассказал, что причиной №1, по которой он согласился работать в проекте, было желание сыграть вместе с Кристианом. В июле 2018-го стало известно, что Трейси Леттс сыграет Генри Форда II.
«Оскар»: победители кинопремии в 2021 году
Композитором проекта стал Марко Белтрами. В досье Марко на IMDb сказано, что он обладатель 18 призов. Бельтрами дважды был номинирован на «Оскар» за музыку к фильмам «Поезд на Юму» (2007) и «Повелитель бури» (2008). За саундтрек к картине «Тихое место» (2018) Марко был номинирован на «Золотой глобус», а музыка к ленте «Фри-Соло» (2018) принесла ему «Эмми».
Съемки начались в конце июля 2018 года, продолжались 67 дней и проходили в США (Джорджии, Калифорнии) и Франции. Сцены гонок снимали в Калифорнии на трассах Auto Club Speedway, Honda и Porsche Experience.
Автомобильными ангарами стали аэропорты Онтарио (Канада) и Агуа-Дулс (Калифорния).
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
«Ford против Ferrari»: актеры и роли
Самые крутые машины в мире: рейтинг лучших автомобилей
В августе на Telluride Film Festival и сентябре в Торонто состоялись премьеры фильма «Ford против Ferrari». В ролях снялись многие именитые исполнители.
Вот список актеров, сыгравших в картине ключевые роли:
Кристиан Бэйл
В конце января 2020 года Кристиан отметит 46-й день рождения. В досье на IMDb указаны 53 работы в его фильмографии. Он известен как исполнитель роль Брюса Уэйна в картине «Бэтмен: Начало» (2005) и дилогии «Темный рыцарь» (2008, 2012), а также Джона Коннора в фильме «Терминатор: Да придет спаситель» (2009).
У Кристиана 77 профессиональных наград. Он был четыре раза номинирован на BAFTA и «Оскар» и пять раз на «Золотой глобус». Роль в фильме «Боец» (2010) принесла актеру премии «Оскар» и «Золотой глобус», а работа в картине «Власть» (2018) — «Золотой глобус» и номинацию на премию Киноакадемии.
Номинанты на «Оскар-2021»: самые обсуждаемые картины
В картине Бэйл сыграл Кена Майлза — британского ветерана Второй мировой войны и профессионального гонщика со сложным характером, у которого не сложились отношения с руководством компании «Форд».
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
Мэтт Деймон
Осенью 2020 года Деймон отметит полувековой юбилей. В его фильмографии на IMDb перечислены 85 актерских работ, 24 продюсерских проекта и четыре сценария. Интересно, что именно как сценарист Мэтт стал известен, получив «Оскар» и «Золотой глобус» за фильм «Умница Уилл Хантинг» (1997).
Он обладатель 34 наград. Пять раз был номинирован на «Оскар», шесть — на «Золотой глобус», семь — на «Эмми» и три — на BAFTA. Фильм «Марсианин» (2015) принес Мэтту премию «Золотой глобус» за актерскую работу.
«Хищные птицы»: всё о фильме, отзывы, рецензия
В картине Деймон сыграл Керролла Шелби — бывшего американского гонщика и конструктора, которого компания «Форд» наняла для создания автомобиля для гонок. Персонаж Мэтта запомнился зрителям по сцене, в которой он посадил Генри Форда II в гоночный автомобиль и прокатил на полной скорости, чтобы добиться свободы в принятии решений относительно команды на гонках.
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
Джон Бернтал
В сентябре 2019 года Джону исполнилось 43 года. В его фильмографии на сайте IMDb указаны 65 работ, из которых семь находятся на стадии пост-продакшн и выйдут в ближайшие годы. Джон известен зрителям по ролям в сериалах «Каратель» (2017–2019) и «Ходячие мертвецы» (2010–2018), а также картинам «Малыш на драйве» (2017) и «Волк с Уолл-стрит» (2013).
Кабриолеты «Феррари»: новые автомобили для любителей быстрой езды
В фильме Бернтал исполнил роль Ли Якокка — легендарного менеджера компании «Форд», который убедил руководство принять участие в гонках.
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
Трейси Леттс
Трейси, которому летом 2020 года исполнится 55 лет, личность многогранная. Он сценарист, драматург и актер. Леттс — обладатель Пулитцеровской премии. В 2008 году он получил награду за пьесу «Август: Графство Осейдж».
В его досье на IMDb указано, что Трейси был сценаристом шести проектов. Зрители могли видеть картину «Киллер Джо» (2011) и сериал «Лучшие пончики» (2017–2018), снятые по его сценариям. Как актер Леттс принимал участие в 34 проектах.
В 2018 году два фильма с его участием: «Секретное досье» и «Леди Бёрд» — были номинированы на «Оскар». В начале 2020 года за «Оскар» также будут бороться две картины с участием Леттса. Помимо «Форда против Феррари», в шести номинациях отмечен фильм «Маленькие женщины» с участием Трейси.
Дэйв Франко: фильмы и сериалы
В картине Леттс исполнил роль внука основателя компании и генерального директора Генри Форда II. Интересно, что компания «Форд» дистанцировалась от фильма, считая, что образы Форда и Лео Биби показаны в негативном свете.
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
«Ford против Ferrari»: критика
Фильм получил положительные отзывы как критиков, так и зрителей. Первые на Rotten Tomatoes оценили картину на 92%, а аудитория на целых 98%. Пользователи IMDb также поставили ленте высокие оценки — 8,2 балла.
Отзывы
«Ford против Ferrari», смотреть онлайн который уже смогли зрители во многих странах, вызвал различные отклики. Среди положительных моментов зрители отметили такие, как:
Киллиан Мерфи: фильмы и сериалы
«Форд против Феррари», отзывы на который в основном положительные, вызвал и ряд замечаний. Вот основные из них:
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
Рецензия
«Форд против Феррари» сделан по классическому образцу фильма, который достоин номинации на «Оскар». В нем есть реальная история в основе сюжета. Хотя она и не знакома массовому зрителю, но оживает благодаря драматической составляющей и объемно показанным конфликтам.
В картине талантливый актерский состав и тщательно подобрана аудиовизуальная составляющая. Эти компоненты и обеспечили фильму номинации на ключевые премии киноиндустрии.
«Уолт Дисней»: фильмы и сериалы новые
Название «Форд против Феррари» привлекает внимание и заставляет ожидать историю о борьбе двух автомобильных гигантов. Но сюжет сосредоточен не на этом. За пределами Америки картина даже вышла под названием «Ле Манн 66».
Итальянская сторона в фильме показана мало. Некоторые критики даже упрекали Мэнголда в стереотипном изображении итальянцев. Главный конфликт картины — это даже не конфликт Генри Форда и Энцо Феррари, а противостояние конструктора и гонщика злобному руководству корпорации. Этот факт заставил компанию «Форд» заявить, что она к фильму не имеет отношения, и навлек на создателей упреки в использовании шаблонов.
«Форд против Феррари» — это мужское кино. Здесь мало женских персонажей, и они выполняют второстепенную функцию. Молли — жена Кена — появляется на экране лишь как подруга, которая поддерживает главного героя во всем и воспитывает сына в его отсутствие. Мужские персонажи отличаются стойкостью характера и чувством долга, который заставляет делать свою работу, несмотря на несогласие с руководством.
Мэнголд вернул на экран гонки и обилие тестостерона. Подобные картины не появлялись в кино несколько десятилетий. Любители фильмов о гонках пришли в восторг от появления картины. Поклонники драмы также найдут в ленте немало интересного. Это и обеспечило успех «Форда против Феррари».
Кадр из фильма «Ford против Ferrari»: UGC
«Ford против Ferrari», смотреть который стоит из-за талантливой актерской игры и отличных экшен-сцен, — это картина, понравившаяся зрителям и критикам, почему и выдвинута на престижные кинопремии. Ее стоит посмотреть, чтобы составить собственное мнение о качестве повествования.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино?
Наш кинообозреватель Денис Юрьев проследил за творческой судьбой проекта и попытался понять, чем «Ford против Ferrari» выбивается из череды блеклых и неумеренно пафосных байопиков, снятых исключительно ради появления на церемонии вручения «Оскаров».
Долгий и мучительный поиск финального концепта
Сейчас кажется, что «Ford против Ferrari» — практически беспроигрышный вариант прибыльного байопика, но на начальном этапе картина прошла через ряд опаснейших производственных проблем.
Студия FOX, заказавшая черновой скрипт у братьев Баттеруортов, авторов «Грани будущего» и последнего фильма про агента 007, изначально видела на главных ролях Тома Круза и Брэда Пита, а в кресле постановщика — режиссера неоднозначного «Обливиона» Джозефа Косински.
Но черновой вариант сценария не понравился студийным боссам. Многие назвали сюжет слишком центрированным на внутренней кухне автоконцернов, герои казались до ужаса поверхностными, а повествование скучным, не проявляющим и толики динамики, которая должна быть в фильме про жажду победы в соревновании на скорость. Через полгода от зависшего в производстве фильма отказался и главный звездный дуэт — Питт не договорился о сумме гонорара, а Круз с Косински сбежали с тонущего корабля снимать сиквел «Топ Гана».
В итоге концепцию фильма перерабатывали несколько раз, проект очень долго лежал на полке и по всем законам индустрии должен был стать либо коммерческим трупом не дошедшим до проката, либо мертворожденным проходняком. И только благодаря желанию создателей все же рассказать историю дело сдвинулось с мертвой точки.
Талантливый универсал в кресле постановщика и качественный сценарий
В итоге долгих творческих мук и пары увольнений «Ford против Ferrari» каким-то чудом все же обрел финальный концепт, взяв за основу книгу журналиста Эй Джей Бэйме «Гоните изо всех сил: Форд, Феррари и их сражение за скорость и славу на Ле-Мане». Братья Баттеруорты переписали собственный скрипт до неузнаваемости, поставив в центр командную работу двух непохожих друг на друга людей, извечную историю притяжения противоположностей.
В режиссерское кресло позвали Джеймса Мэнголда, которому не в первой снимать как крепкие человеческие драмы, так и прибыльные блокбастеры для больших студий. Он прекрасно справляется с характерами персонажей и умеет правильно выстраивать их взаимоотношения. Знает, как правильно подать зрителю простые человеческие истории так, чтобы они надолго оставались в памяти.
Его авторские ленты «Прерванная жизнь» и «Переступить черту» — прекрасный пример того, что постановщик не смотрит по верхам, пытаясь как можно глубже копнуть в причины конфликтов героев, и не держит своего зрителя за дурака, даже когда снимает массовое кино.
Его «Логана» как раз хвалили за то, что под оберткой комикса Мэнголд смог разглядеть, а главное в нужном русле развить извечную тему человеческого поиска своего места в мире, и страх перед приближающимся финалом жизни. В «Форде против Феррари» режиссер также не изменяет себе, и история создания спорткара — ширма для демонстрации человеческих взаимоотношений.
Больше о Джеймсе Мэнголде:
Крепкий байопик, в котором история героев — лишь повод для рассуждения о чем-то важном
В центре сюжета «Форда против Феррари» история противостояния двух крупнейших на то время автомобильных концернов США и Европы. Компания Ford, уставшая от того, что их машины воспринимают пусть качественным и надежным, но все же второсортным средством передвижения, решает доказать, что и их автомобили умеют побеждать в схватке на скорость.
Талантливому конструктору Кэрроллу Шелби концерн поручает за три месяца сконструировать и построить спорткар, способный победить команду Феррари на чемпионате мира во Франции. В напарники мужчина берет британского гонщика Кена Майлза, ветерана Второй мировой, который после аварии ушел из спорта, но мечтает вновь взяться за руль. Эти два непростых характера должны сплестись в инженерное чудо, способное поразить мир автогонок. Довольно стандартная фабула байопика.
Больше о Кристиане Бэйле:
Но очень быстро история про деньги и путь к коммерческому успеху американского концерна перестает в драму о человеческих взаимоотношениях. Шелби и Майлз плевать хотели на все эти подковерные разборки между Фордом и Феррари, и их главная цель — сделать невозможное, преодолеть скорость и само время, заставив кусок неповоротливого металла мчать по гоночной трассе. Это история о дружбе, притяжении противоположностей, природном мужицком желании что-то доказать себе и окружающим.
Хамоватый и самоуверенный Шелби постоянно конфликтует с прямолинейным и деспотичным Майлзом, словно бы доказывая, что лишь настолько сумасбродным и сумасшедшим от своих эгоистичных по сути стремлений мужикам по силам достигнуть невозможного. Даже не смотря на то, чем герои жертвуют ради этого триумфа.
Такой посыл роднит ленту с «Гонкой» Рона Ховарда — там тоже соперничество и созидание путем собственного саморазрушения было превыше всего, а гоночный антураж — лишь метафорой, для придания действу опасности и динамики.
Два актера, один «Оскар»
Вся история «Форда против Феррари» так и осталась бы интересной концепцией, если бы на экране ее не воплотили актеры, между которыми должна присутствовать стопроцентная химия. И Кристиан Бэйл с Мэттом Дэйманом справились с этой задачей не менее блистательно, чем их герои с строительством гоночного монстра.
Первый в этот раз вновь устроил зверские пертурбации с собственным телом, похудев на тридцать кило, но не забывая и о классической подготовке к роли. Его персонаж сидит на нем как влитой, словно деконструированный образ Джокера на Хоакине Фениксе. Кристиан показывает здесь очередной актерский мастер-класс о том, как можно одной мимикой передать характер собственного персонажа. Кен Майлз будто бы изначально был написан для него, а не для Тома Круза.
Дэймон также прекрасно вжился в образ нервного фанатика своего дела, который готов на все ради конечного результата, и смотрит на свой спорткар как на единственный смысл жизни. Это одна из его лучших актерских работ, более проработанная и глубокая, чем в том же «Марсианине», за который его номинировали на «Оскар». Конечно, до «Умницы Уилла Хантинга» не дотягивает, но и время в кинематографе сейчас несколько другое, и роли все-таки измельчали.
Больше о Мэтте Дэймоне:
Номинации на лучший актерский дуэт на «Оскаре» пока нет, потому продюсеры решили пойти против классической системы выдвижения актеров на номинации. Раньше стандартная схема была такой: если в фильме есть два героя, и актеры сыграли их предельно талантливо, то одного из них номинировали на лучшую главную роль, а второго на второстепенную. Даже если экранное время они делили поровну. Прекрасный пример — «Далласский клуб покупателей», где Мэтью Макконахи взял основной приз, а Джаред Лето —утешительный.
В истории с Бэйлом и Дэйманом продюсеры решили не тревожить чувства актеров, и выдвинули их обоих на главную лицедейскую номинацию. Если Американская киноакадемия по достоинству оценит их перформанс, то на «Оскаре» будет беспрецедентный случай — два актера из одного фильма будут бороться за один и тот же приз.
Высокие оценки критиков и триумф на кинофестивале в Торонто
В сентябре «Ford против Ferrari» показали на 44 Международном фестивале в Торонто, где лента сорвала овации и прекрасные отзывы прессы. Первые зрители отметили прекрасный актерский дуэт Бэйла и Дэймона, динамичное повествование, нелинейный сюжет, в котором основной акцент сделан на персонажах.
Картину хвалят за ненапускной мачизм и чувство ритма, а режиссера Джеймса Мэнголда за то, что смог даже некоторые огрехи сценария превратить в достоинства фильма. Ленте прочат несколько главных номинация на «Оскар» и прекрасные цифры в прокате.
С другой стороны, то же самое критики в Торонто говорили в 2013 году о «Гонке» Рона Ховарда, которая в итоге получила всего лишь несколько номинаций на «Золотой глобус», и полное отсутствие реальных наград. Хочется верить, что у «Форда против Феррари» все будет лучше, и шумиха вокруг фильма не создаст у зрителей эффекта завышенного ожидания. Пока что кажется, что у Мэнголда действительно получился идеальный спортивный байопик, в котором спорт — вообще не главное.