актеры фильма форма воды
Кто сделал «Оскар»: как снимали лучший фильм года «Форма воды»
«Форма воды» Гильермо дель Торо стал обладателем главного «Оскара»-2017. Сюжет сказки прост — немая уборщица влюбляется в человека-амфибию и спасает его из секретной исследовательской лаборатории, — однако, чтобы реализовать задуманное дель Торо привлек лучших голливудских специалистов по созданию и разработке спецэффектов.
Фильм также наградили за лучшую режиссерскую работу и за лучшую работу художника-постановщика, но в категории «Лучшие визуальные эффекты» он номинирован не был, а победителем стала картина «Бегущий по лезвию 2049» продюсера Ридли Скотта. Тем не менее визуальные эффекты в «Форме воды» были отмечены множеством других наград американского кинематографа.
Казалось бы, что в этом фильме технически сложного? Здесь нет армии летающих фантастических тварей или эпичных военных конфликтов, города не разрушаются от стихийных бедствий, и никто не отправляется в межгалактические путешествия в поисках внеземных цивилизаций. Однако, чтобы создать Человека-амфибию, который бы мог двигаться в кадре и выражать эмоции также естественно, как человек, потребовалось целых семь месяцев работы, при том что сами съемки длились всего три.
Роль Человека-амфибии исполнил актер Даг Джонс, неоднократно игравший монстров у Гильермо дель Торо. Например, Бледного человека в «Лабиринте Фавна» или Эйба Сапиена в «Хеллбое», который, кстати, выглядел практически также, как герой Джонса в «Форме воды».
Оказывается, очередной впечатляющий костюм и грим Джонса (как раз отмеченные жюри «Оскара») представляют собой лишь часть того, что мы видим на экране. В работе над картиной принимало участие всего две студии: Legacy Effects, отвечавшая за создание персонажей с помощью грима и аниматроники, и малоизвестная VFX-студия (visual effects) Mr.X, с которой Гильермо дель Торо работает практически в каждом фильме.
Костюмы и визуальные эффекты
История компания Legacy Effects берет свое начало в гримерках Walt Disney Pictures, куда еще в конце 1960-х годов пришел работать Стэнли Уинстон. В конце 80-х Уинстон вместе с Линдсей Макгоуэном, Шейном Маханом, Джоном Розенгрантом и Аланом Скоттом начали работать над созданием специальных костюмах и аниматронике в кино. Чтобы понять, насколько другим стало кино благодаря их работе, можно назвать хотя бы «Аватар», «Титаник», «Мир Юрского периода», «Мстителей» или «Жизнь Пи». В 2018 году Шейн Махан получил за свою работу «Оскар».
Компанией, отвечающей за визуальные эффекты, стала VFX-студия Mr.X. По словам VFX-супервайзер компании Mr.X Трей Харрел их задачей было сделать амфибию максимально естественной, поэтому Mr.X и Legacy Effects приходилось работать вместе, согласовывая визуальные эффекты сцен с актерской игрой.
В интервью The Verge он заявил: «Каждый кадр фильма, в котором вы видите существо, — это отдельный визуальный эффект». Главной проблемой для аниматоров было сохранение игры актера и создание мимики на лице существа. Его команда выполнила «сотни сканирований» тела Дага Джонса для создания анимационной копии фигуры и карт натяжения и морщин, которые было невозможно отыграть в латексном костюме. «Мы принимаем морщины на лбу или носогубные складки как данность, — смеется Харрелл. — Но этими элементами невозможно управлять, если на тебе латексные накладки».
Анимация, с помощью которой художникам удалось передать тонкие эмоции существа, включала моргание глаз, двигающиеся жабры и люминесценцию. Хотя костюм был окрашен специальной люминесцентной краской, свечение все-таки добавляли на компьютере.
Дага Джонса в костюме и без отсканировали с помощью технологии фотограмметрии Xscan. Эта установка состоит из 56 зеркальных фотокамер, со всех сторон фиксирующих геометрию и текстуры в высоком разрешении. В итоге был создан 3D-портрет актера в 48 мимических позах без грима, на основе которых моделировалась мимика Человека-амфибии. Такие же технологии использовались при съемках фильма «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».
«Этот цифровой грим был самым сложным, который я когда-либо делал, — рассказывает супервайзер анимации Кевин Скотт в интервью тематическому изданию Cartoon Brew. — Гильермо хотел, чтобы мы показывали ему работу параллельно с отснятым материалом, постоянно переключаясь при этом между двумя кадрами. Поэтому мы добавили еще один уровень управления для полного слияния изображений. Нашу работу исследовали очень-очень тщательно».
В тех сценах, где Существо плавает в стеклянной колбе в Лаборатории, оно было сделано при помощи цифровой графики, потому что ни актер, ни даже профессиональный дайвер не могли бы двигаться под водой с такой скоростью. Для создания этих кадров, художники ориентировались на движения тела в воде олимпийских чемпионов по плаванию и пластику водоплавающих животных — пингвинов и акул, — чтобы все движения выглядели естественно и грациозно.
Сцены в воде
Еще одной технологией при создании фильма стала съемка подводных сцен в сухом павильоне «dry for wet». «Мы провели большое исследование особенностей подводных видов, — сказал Берарди в интервью Cartoon Brew. — Сначала мы хотели снять все на хромакее и добавить комнату в цифре, но потом поняли, что Гильермо предпочитает строить декорации».
В тех сценах, где действие картины разворачивается под водой — например, сцена сна в затопленной квартире главной героини, — съемки проходили в сухих декорации, а эффект подводной среды достигался с помощью освещения и задымления, а плавающие предметы были подвешены на тонких тросах. Мощные проекторы создавали эффект лучей света, преломляющихся в воде, которая на самом деле была дымом, а с помощью графики в уже отснятый материал были добавлены пузырьки, рыбы, изменено положение волос Элизы и ее одеяла.
Просто такая странная любовь: обзор на фильм «Форма воды»
18 января всего в трёх хабаровских кинотеатрах стартовал показ фильма мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо «Форма воды». Один из главных претендентов на «Оскар» в этом году снял фильм о любви человека-амфибии и девушки. Чем же интересна эта картина и стоит ли ожидать зрителям появления новой киновселенной – читайте в материале «ХабИнфо».
В последнее время режиссёры с удовольствием берутся за фильмы, связанные с глубинами океана или космическим пространством, которые сразу приковывают к себе внимание зрителя. Проблема заключается в том, что почти каждый фильм вызывает чувство дежавю. Новая картина Гильермо дель Торо связана, по меньшей мере, с четырьмя фильмами и книгой Александра Беляева, но об этом чуть позже.
Фильм «Форма воды» 2017: актерский состав, сюжет, отзывы и трейлеры
Время одиноких
С первых минут фильма мы погружаемся в провинциальную жизнь американского города времен Холодной войны. 1962 год, Карибский кризис, противостояние двух мировых держав, попытки агентов получить тайные сведения о появлении неизвестных объектов в руках соперников. В этих силках напряжённого времени оказываются герои фильма.
Уборщица в засекреченной лаборатории Элайза (Салли Хокинс), её подруга на работе Зельда (Октавия Спенсер), стареющий сосед по дому и лучший друг Элайзы Джайлз (Ричард Дженкинс). Каждый из них – это отщепенец общества, пытающийся найти своё место, не смирившись с несправедливостью жизни. Элайза страдает из-за своей немоты, она общается с миром на языке жестов, обожает смотреть мюзиклы, которым не может подпевать, но главная её трудность – это неустроенность личной жизни. Зельда же, наоборот, ведёт жизнь примерной жены, развлекая на работе подруг рассказами о своём непутёвом муже Брюстере. Её одиночество заключается в том, что она афроамериканка, живущая среди людей, зацикленных на расовых предрассудках.
Особо интересен персонаж Джайлза – художник, бывший алкоголик, видимо, с трудом переживший годы депрессии в Америке, пытается снова вернуться на работу и познакомиться поближе с парнем из кафе. Он каждый раз покупает один и тот же кусок лаймового пирога, который невозможно есть, только ради того, чтобы однажды открыться молодому человеку в своих чувствах.
Формула любви от Гильермо дель Торо
Одна из важных идей фильма скрыта в его названии. На самом деле, вода не имеет своей формы, она принимает очертания сосуда, в который её нальют. В фильме этот факт опровергается главным аргументом – любовью. Именно она доказывает, что вода может принять любую форму, вопреки общеизвестным законам физики.
Гильермо дель Торо не зря лишает голоса главную героиню. Одной из составляющей любви он называет молчание, которое связывает Элайзу и странное существо. Они общаются взглядами, прикосновениями, жестами и, конечно, понимают друг друга. Сегодня отвлечь человека от телефона, и просто помолчать рядом, является такой же редкостью, как найти среди миллионов людей своего человека.
Одной из составляющей любви режиссёр называет умение ждать этого самого человека. Элайза спустя несколько встреч с человеком-амфибией пытается объяснить другу Джайлзу, что жизнь её вела именно к этой встрече и к этому существу. С ним она не ощущает своей неполноценности, и это даёт ей возможность почувствовать себя значимой для другого.
Режиссёр не первым и не последним поднимает тему странной и противоестественной любви – это, например, Эдвард руки-ножницы и Ким, Красавица Белль и Чудовище, Кинг Конг и Энн, принцесса Фиона и огр Шрек и т.д. и т.п. Выходя на уровень сказки, мы её и получаем на экране.
Гильермо дель Торо на данный момент снял множество фантастических шедевров, таких как «Лабиринт Фавна», дилогию о Хеллбое, «Тихоокеанский рубеж» и «Блэйд-2», но в этот раз он шагнул на ступень выше и создал сложную картину, в которой гармонично уживается фантастическая история любви с социальным реализмом того времени. Это ещё один плюс, почему на картину стоит посмотреть.
Первые предпосылки
Говоря о фильме «Форма воды», невозможно не упомянуть первого появления человека-амфибии. А случилось это в 1928 году, когда в печать вышла книга русского фантаста Александра Беляева под названием «Человек-амфибия».
Образ человека, живущего под водой и прозванного рыбаками «морским дьяволом» вдохновляет американского режиссёра на съёмки ужастика «Тварь из Чёрной лагуны» в 1954 году. Потом появляется советский фильм «Человек-амфибия», снятый в 1962 году. Обе экранизации, как и последующие, сильно отличаются от книжной версии, выдуманной писателем Александром Беляевым.
И казалось бы, что следующим появлением человека-амфибии мы обязаны фильму «Форма воды», но если взять во внимание ранние картины Гильермо дель Торо «Хеллбой: Герой из пекла» (2004) и «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008), то там есть персонаж Эйба Сапиена, который похож на существо из «Формы воды».
Возможно, эта серия взаимосвязанных фильмов подводит зрителя к тому, что скоро появится новая киновселенная на основе Dark Horse Comics. Пока об этом мечтают любители комиксов Майкла Миньолы, который создал героя Хеллбоя, режиссёр избегает разговоров на эту тему.
Авторы фильма и съёмки
Идейным создателем фильма является Гильермо дель Торо, который потратил три года на создание образа человека-амфибии, затем в соавторстве с Ванессой Тейлор дописал сценарий к фильму. Роли режиссёр специально писал под актёров, которые их впоследствии и исполнили в фильме – это Салли Хокинс, Октавия Спенсер и Майкл Шеннон. Фильм был отснят за 12 недель.
Актёр, сыгравший человека-амфибию, Даг Джонсон уже не в первый раз перевоплощается в персонажей фильмов Гильермо дель Торо. Для роли в этом кино ему каждый раз требовалось 3 часа для того, чтобы надеть костюм.
Музыку к фильму написал Александр Депла, работу которого уже оценили «Золотым глобусом». Не только композитор собирает награды, но и режиссёр Гильермо дель Торо стремительно начинает собирать лавры, получив «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а также «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. Впереди главная премия в киноиндустрии – «Оскар», номинантов которой объявят 23 января. Уверены, что название «Форма воды» будет фигурировать в списке номинантов.
Гильермо дель Торо – это мастер по созданию непередаваемых по ощущениям фильмов, одним из которых стала картина «Форма воды». В нём бунт одиноких и отвергнутых обществом людей становится чем-то близким на фоне нынешних исторических реалий. Без сомнения, режиссёр причисляет себя к таким людям, а что из этого вышло, вы можете увидеть на экранах кинотеатров.
Источник фото — kinopoisk.ru
«Жизнь талантливее нас. Иногда она придумывает такие темы. Куда нам до неё! Её произведения непереводимы, непередаваемы. » © В. Набоков
Рецензия на фильм «Форма воды»
Старательно эксплуатирующая трогательные сказочные мотивы и ретроатмосферу бесхитростная история о монстре, пробуждающем в каждом его основной инстинкт
Послевоенные годы в США. В гонке покорения космоса американцы не гнушаются ничем, даже экспериментами над загадочным человекообразным существом, дышащим через жабры, выловленным в Амазонке. Пока в секретной лаборатории ведется оживленная дискуссия о том, стоит ли монстра выпотрошить и изучить строение его органов дыхания или лучше оставить его в живых, с таинственным существом находит общий язык немая уборщица Элайза, влюбленная в музыку и кино. Глубоко переживая за судьбу неожиданного нового друга, девушка организовывает похищение монстра с самого охраняемого секретного объекта в США.
Кадр из фильма «Форма воды»
Трудно спорить с тем фактом, что Гильермо Дель Торо является сегодня одним из самых изобретательных сказочников мирового кинематографа. Каждая новая его картина – это невероятный мир, продуманный до мелочей, имеющий свою стилистику, атмосферу и цвет, наполненный удивительными существами. При этом в своих картинах мексиканский гений говорит о простых вещах – о страхе, о взрослении, о доброте, любви и готовности бороться за свое счастье. Это прекрасно, однако есть кое-что, что не позволяет поставить Дель Торо в один ряд со Стивеном Спилбергом, Робертом Земекисом, Джорджем Лукасом или даже Тимом Бертоном, – автор «Хеллбоя» и «Тихоокеанского рубежа», безусловно, блистательный художник и архитектор своих кинематографических миров, но придумщик сюжетов он не слишком изящный, по сути, его фильмы непритязательны драматически и берут исключительно визуальным роскошеством.
Кадр из фильма «Форма воды»
«Форма воды» – фильм-триумфатор Венецианского кинофестиваля и недавней церемонии «Золотой глобус» – едва ли не самый простой в фильмографии Дель Торо, более наивный сюжет, пожалуй, только у картины о битве Егерей и Кайдзю. Критики, поспешившие сравнить «Форму» с «Человеком-амфибией» Чеботарева и Казанского, Голливуду откровенно польстили – советскому фильму полувековой давности далеко до глубин Александра Беляева, но даже эта очаровательная безделушка с молодыми Кореневым, Вертинской и Козаковым в главных ролях дает сто очков вперед фильму Дель Торо. Сюжет «Формы» даже как-то стыдно пересказывать – злодеи поймали невинное существо и давай его мучить, но нашлась сердобольная женщина, которая монстра спасла и даже стала с ним жить. Прошлогодняя «Красавица и чудовище» ровно об этом же. И еще сотни и сотни других произведений.
Кадр из фильма «Форма воды»
Разумеется, Дель Торо делает попытку разбавить прямолинейную фабулу трогательными в своей беспомощности ответвлениями – тут и советские шпионы из КейДжиБи привлечены, и никчемный художник, страдающий от облысения, и жестокий начальник охраны, купающийся в своей безнаказанности, и даже столь актуальные сегодня вопросы расизма и домашнего насилия затронуты. Однако все это выглядит странно и неуверенно, словно сценарий Ванессы Тейлор насильно растягивали, добавляя в него побольше воды, буквально и фигурально, особенно нелепо выглядят назойливые вставки кадров классических картин, акцент на трогательной музыке и сцена с песней и танцем. Общую сюжетную беспомощность это только выпячивает, а от банального финала не остается никакого другого чувства, кроме недоумения.
Кадр из фильма «Форма воды»
Однако в визуальной части и актерском исполнении «Форма воды» практически безупречна. Да, Салли Хокинс, Октавия Спенсер и Майкл Шэннон вынуждены ютиться в весьма тесных предсказуемых образах, но зато игре они отдаются без остатка и делают свои персонажи максимально выпуклыми: если жестокость, то настолько злодейская, что аж пальцы отваливаются, если доброта, то такая, что пули останавливаются. А уж о волшебной атмосфере 1960-х и говорить не приходится – Дель Торо, как никто другой, умеет создавать красоту из самых обыденных вещей, а необычные конструкции превращать в сказочные декорации, переполненные тайнами и сюрпризами.
И тем более никуда не денешься от назойливой демонстрации почтения классическому кино, пеплумам, духу фильмов-событий, выказываемого постановщиком на протяжении всей картины. Получилось это несколько «толще», чем у «Артиста» или «Хранителя времени», оммаж получился несколько притянутым за уши, но здесь это, как говорится, красиво, во-первых, во-вторых и в-третьих. К сожалению, за красотой у Дель Торо в «Форме воды» пустота и бесцветная жижа, в которой не за что ухватиться. Наивно для сказки, предсказуемо для драмы, бесхитростно для триллера – вода, одним словом.
Водное чувство дель Торо
«Мутанты» и «Хеллбой», «Лабиринт фавна» и «Багровый пик» – все это причудливые фильмы снимающего в Голливуде мексиканского режиссера Гильермо дель Торо
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о картине, в которой немая уборщица влюбляется в подводного «ихтиандра» и пытается спасти его из тайной правительственной лаборатории. В этом кино настоящие монстры носят пиджаки и форму!
Предыстория фильма
Гильермо дель Торо вырос в Мексике, а не в Америке, но голливудское кино всегда было с ним. Оно завораживало и вдохновляло будущего режиссера, давало ему идеи и материалы для его первых картин, снятых на отцовскую любительскую камеру. Так, один из ранних киноопытов маленького Гильермо был создан с помощью игрушечных фигурок по мотивам блокбастера «Планета обезьян».
С самого начала дель Торо особенно интересовали мрачные истории, в которых ужас смешивался с романтизмом. Он был страстным поклонником классических фильмов о монстрах – «Дракула», «Франкенштейн», «Человек-волк». И, как и многие фанаты этих лент, Гильермо «болел» за чудовищ, а не за обычных людей. Он был из тех ребят, кому трудно заводить друзей, и он видел в кошмарных монстрах отражение своего одиночества и отчуждения.
Одной из его любимых лент в то время был хоррор 1954 года «Тварь из Черной лагуны». Фильм Джека Арнольда рассказывал об ученых, которые исследовали Амазонку и обнаруживали гуманоида-амфибию – потомка первых морских существ, которые выбрались на сушу. Монстр – вероятно, последний в своем роде – одного за другим убивал американцев и пытался похитить красавицу-героиню, за что ее оставшиеся в живых коллеги безжалостно с ним расправлялись.
В контексте фильма «ихтиандр» был злодеем и воплощенным кошмаром, но авторы сценария вдохновлялись «Красавицей и Чудовищем», и потому монстр вызывал определенную симпатию. Особенно если перед телевизором сидел кто-то вроде дель Торо. Мальчик переживал из-за того, что чувства чудовища к героине оказываются сугубо односторонними, и он мечтал о том времени, когда сможет исправить эту «несправедливость» и снять кино, где подводный монстр и земная женщина преданно полюбят друг друга.
Много лет спустя, в начале 2000-х, когда дель Торо уже снял свои первые фильмы «Хронос», «Мутанты» и «Хребет дьявола» и прославился на весь мир благодаря «Блэйду 2», режиссер пытался организовать съемки ремейка «Твари» и вписать в сценарий полноценную романтическую линию. Однако владеющая правами на фильм студия Universal отвергла предложения творца и настояла на аутентичном видении материала. Так что дель Торо отказался от проекта и переключился на «Хеллбоя», где, кстати, тоже был человек-амфибия – правда, во второстепенной роли. Но, конечно, режиссер не забыл о своей мечте. Он лишь решил, что со временем реализует ее в самостоятельной картине, а не в переделке чужого хита.
Помимо прочего, монстр из «Твари» притягивал взрослого дель Торо тем, что тоже был выходцем из Латинской Америки. Когда продюсер Уильям Алланд придумал сюжет, положенный в основу картины, он вдохновлялся латиноамериканской легендой о водяных, которую ему рассказал работавший с голливудцами мексиканский оператор Габриэль Фигероа. Житейские обстоятельства заставили семью дель Торо переехать в США без возможности вернуться на родину, и порой режиссер чувствовал себя в Америке как монстр из Амазонки, со всех сторон окруженный «белыми людьми».
Мечта дель Торо начала обретать реальность, когда однажды в 2011 году режиссер завтракал с американским писателем Дэниелом Краусом. Они обсуждали совместный проект, который мы сейчас знаем как книгу и детский мультсериал «Охотники на троллей». Во время беседы Краус рассказал, что подростком сочинил историю об уборщице, которая работает в тайной лаборатории, влюбляется в исследуемого учеными получеловека-полурыбу и пытается его спасти. Эта история так точно соответствовала тому, о чем грезил режиссер, что он там же, на месте, решил, что нашел свой следующий проект.
Правда, жизнь и искусство распорядились иначе. Прошло шесть лет, прежде чем дель Торо выпустил «Форму воды», и за эти годы режиссер успел снять еще два фильма – фантастический блокбастер «Тихоокеанский рубеж» и готический хоррор «Багровый пик». Но дель Торо не отлынивал от «Формы». Ему понадобились все эти годы, чтобы придумать и проработать кино, которое было бы не стыдно назвать «воплощенной на экране детской мечтой».
Работа над фильмом
Вдохновляясь «Тварью из Черной лагуны», дель Торо решил, что действие его ленты будет развиваться в Америке примерно того времени, когда была снята картина Арнольда. Но когда именно? Дель Торо не из тех режиссеров, кто расплывчато указывает на эпоху («время Дикого Запада» или «годы сухого закона»). Когда он заглядывает в прошлое, для него важен год, а порой и месяц, потому что у каждого исторического момента свое настроение, и дель Торо стремится его передать.
Гильермо дель Торо на съемочной площадке фильма «Форма воды»
В итоге режиссер остановился на 1962 году. Это время часто называют пиком американского могущества и процветания в сравнении со всем остальным миром. Когда люди в Штатах говорят, что нужно «сделать Америку снова великой», они обычно имеют в виду, что нужно вернуть начало 1960-х. Это действительно была славная эпоха, когда лишения прежних времен забылись, а общественные революции конца 1960-х еще не начались, и когда казалось, что будущее страны солнечно и что Америку ждут десятилетия спокойного процветания. Единственной угрозой была третья мировая война, но в 1962 году, во время Карибского кризиса, президент Кеннеди и генсек Хрущев доказали, что супердержавы перестреливаться не решатся и что мир может немного успокоиться и выдохнуть.
Однако американское счастье начала 1960-х не было всеобщим. Это было счастье белых мужчин из среднего и высшего класса. У всех остальных были те или иные претензии к общественному строю, которые вскоре вылились в вышеупомянутые социальные перевороты. Женщин после военного пика феминизма (кто-то должен был заменить уехавших на фронт мужчин) снова загоняли на кухни и в детские, «небелых» американцев дискриминировали, люди нестандартной ориентации жили в постоянном страхе… Ну, а политические радикалы были хорошо знакомы с преследованиями ФБР. «Орднунг» для одних был тюрьмой для других, и те, кто больше всего выигрывал от общественного строя, нередко оказывались тюремщиками.
Это было как раз то, что хотел показать дель Торо. В «Твари» монстр был злодеем, а белые американские мужчины – героями. Если же в новом кино монстр должен был стать героем, то злодеем, естественным образом, должен был оказаться традиционный герой – мужественный белокожий военный с квадратной челюстью. Соответственно, сподвижниками и спасителями нового героя были назначены представители угнетенных – женщина-инвалид, мужчина-гей и темнокожая женщина. Дель Торо видел ленту как своего рода антиутопию, где у декларируемого всеобщего счастья обнаруживается темная, пугающая сторона. Которая включает как унижение «унтерменшей», так и издевательство над пойманным в Амазонке рыбообразным гуманоидом, используемым для бесчеловечных военных опытов. Не такая уж «великая» эта прошлая Америка!
Придавая сюжету Крауса политическое, социальное и историческое звучание, дель Торо стремился создать «сказку для взрослых» – кино, которое попеременно (а порой и одновременно) задевает детские, подростковые и взрослые струны души. Это и история о спасении обаятельного чудища, и чувственное романтическое повествование, и неприкрашенное отображение прошлого, которое в наши дни часто пытаются обелить. Со временем в сюжете появилась еще и шпионская сюжетная линия, иллюстрирующая паранойю западного общества и его закулисные интриги и противостояния. Конечно, советским персонажам в фильме тоже достается на орехи. Но прежде всего дель Торо показывает, как далеко могут зайти американцы, одержимые холодной войной и космической гонкой.
Почему в центре событий оказывается не просто уборщица, а немая женщина? Конечно, в этом много символизма (немота – олицетворение бессилия, неспособности выразить свои мысли и чувства), но у отклонения героини есть и «практическая» сюжетная сторона. Травма героини делает ее одиноким изгоем со всего двумя близкими друзьями, и монстр заполняет пустоту в сердце женщины, которую прежде не решился заполнить ни один мужчина. Заметьте, что диснеевский мультфильм «Красавица и Чудовище» устроен аналогично. Белль вряд ли влюбилась бы в заколдованного принца, если бы не была изгоем в родной деревне и если бы уже имела «обычного» и любимого жениха. Или тем более любимого мужа.
Когда пересказываешь сюжет «Формы воды», он кажется довольно банальным, типичным для современного Голливуда. Дель Торо прекрасно это понимал, и он не собирался полагаться на сюжет. Картина должна была захватить и очаровать не течением действия, а нюансами повествования, игрой актеров, операторской работой, декорациями и спецэффектами. Поэтому, прежде чем предлагать проект инвесторам, дель Торо из собственного кармана оплатил работу дизайнеров, художников и скульпторов, которые создали основные художественные решения фильма и впечатляющую презентацию, отражающую всю сложность визуальной концепции фильма.
Работа над первой редакцией сценария и над художественной презентацией заняла около трех лет. Зато когда в 2014 году с «Формой воды» познакомились боссы студии Fox Searchlight, которая входит в корпорацию Fox и выпускает артхаусные и иностранные ленты, а также трагикомедии и хорроры, проект был немедленно утвержден и профинансирован. Чтобы гарантировать успех у продюсеров, дель Торо пообещал, что блокбастерных расходов не понадобится – картина обойдется всего в несколько десятков миллионов долларов.
Почему фильм был назван «Форма воды»? Потому что вода заполняет любую форму, когда ее куда-либо наливают. Так же устроена любовь – она заполняет любые сердца любых людей. Или любых существ, если это фантастическая история. При этом вода отнюдь не покладиста. Ее легко налить, но невозможно сжать. Любовь тоже может очень крепкой, и она, как вкусная вода, придает силы и возрождает к жизни. Так что фильм дель Торо – это прежде всего история о любви.
Чтобы не отразить на экране лишь мужской взгляд на нежные чувства, дель Торо привлек к работе над сценарием женщину-соавтора – сценаристку «Игры престолов» и «Дивергента» Ванессу Тейлор. Кстати, в настоящее время она работает над игровым ремейком диснеевского «Аладдина». Прежде всего Тейлор под началом дель Торо прорабатывала образ главной героини Элизы Эспозито. Постановщик не отказал себе в удовольствии наделить женщину «латинским» именем, хотя корни героини не имеют особого значения для сюжета и она не выглядит как типичная латиноамериканка.
Салли Хокинс, Гильермо дель Торо и Октавия Спенсер
Последнее неудивительно. Хотя дель Торо придумал «латинскую» героиню, он с самого начала видел в роли Элизы не южную, а северную актрису – англичанку Салли Хокинс, известную по фильмам «Беззаботная» и «Жасмин», а также по блокбастеру «Годзилла» и по киноциклу «Приключения Паддингтона». «Жасмин» Вуди Аллена принесла британке номинацию на «Оскар», а «Беззаботная» – «Золотой глобус» и приз Берлинского кинофестиваля.
Звезда артхауса была шокирована, когда дель Торо предложил ей роль, поскольку Хокинс сейчас не выглядит как типичная героиня мелодрамы. Но дель Торо и не нужна была «Джулия Робертс». Он подыскивал звезду, которая будет правдоподобна как незаметная и уже не юная уборщица с одухотворенным лицом «не от мира сего» и которая справится со сложнейшей ролью – немым персонажем в звуковом фильме. В то время как обычно романтические истории весьма словоохотливы, в «Форме воды» героине предстояло выразить свои чувства жестами и мимикой, а также жестовым языком. Попробуйте сыграть пронзительную роль на неродном языке, и вы ощутите лишь малую толику вызова, который стоял перед Хокинс. Актриса не была уверена, что справится, но она не могла отказаться от столь интересного и лестного для ее таланта предложения.
Чтобы подготовиться к изображению Элизы, Хокинс освоила язык жестов. В принципе, она могла выучить лишь те фразы, которая должна была «произнести» по сценарию. Но актриса хотела предоставить себе и режиссеру свободу импровизации. Так что она отработала куда больше жестов, чем это было необходимо. При этом она стремилась к легкости, естественности и выразительности, с которой жестикулируют те, кто всю жизнь объясняется на жестовом языке.
Как уже говорилось, главный злодей картины – суровый военный и чиновник, полковник Ричард Стрикленд. Он не родился социопатом, и он пришел на службу, чтобы защищать страну и ее жителей. Но многие годы в качестве военной «шестеренки» вкупе с традиционным воспитанием превратили Стрикленда в чванливого и одержимого типа, который видит угрозу во всем, что не соответствует его жесткому представлению о должном. Водяной монстр для него – омерзительное воплощение «недолжного», греховного и потому смертельно опасного. Так что Стрикленд с готовностью пытает чудовище, и он отказывается видеть в нем его человечность. Для Стрикленда это такая же обманка, как человекообразие коммунистов. Вроде бы белые люди, похожие на американцев… Ан нет – бесчеловечные враги, которых надо безжалостно уничтожать, пока они не поработили Америку.
Майкл Шеннон и Гильермо дель Торо
Другое дело, что «непримиримость к врагам нации» и непреклонная мужественность Стрикленда – это во многом фасад. В душе Ричард куда слабее, чем хочет казаться, и это не раз проявляется в фильме, что придает злодею притягательную уязвимость. Со Стриклендом невозможно согласиться, но его можно пожалеть – он стал жертвой военной системы и общественного климата. Чтобы передать все психологические грани этого сложного персонажа, дель Торо пригласил двукратного номинанта «Оскара» Майкла Шеннона, известного по роли генерала Зода в комиксном блокбастере «Человек из стали» и по множеству впечатляющих артхаусных ролей. Шеннону не раз доводилось играть харизматичных и неоднозначных героев, и Стрикленд не стал для него таким вызовом, как Элиза для Хокинс.
Гильермо дель Торо, Октавия Спенсер и Салли Хокинс
Еще проще играть было темнокожей лауреатке «Оскара» Октавии Спенсер («Прислуга», «Скрытые фигуры»), которая специализируется на корпулентных женщинах с характером. У дель Торо Спенсер сыграла Зельду Фуллер – сослуживицу, лучшую подругу и переводчицу Элизы в ее общении с начальством. Поскольку Хокинс и Спенсер дружат в реальной жизни, им было нетрудно изобразить душевную близость и взаимопонимание в кадре.
Ричард Дженкинс, Гильермо дель Торо и Салли Хокинс
Номинант «Оскара» и характерный актер Ричард Дженкинс («Конг: Остров черепа», «После прочтения сжечь», «Впусти меня. Сага») изобразил Джайлса – пожилого художника и тайного гея, с которым Элиза дружит, потому что живет по соседству и потому что их объединяет их отщепенство. Как и Зельда, Джайлс соглашается помочь героине, когда Элиза решает спасти монстра от Стрикленда и его начальников.
А кто же сыграл чудовище? Конечно же, Даг Джонс – бывший акробат-конторсионист, который сделал себе имя на изображении всевозможных причудливых существ – в том числе Фавна и Бледного Человека в «Лабиринте фавна» и Эйба Сапиена в «Хеллбое». Дель Торо постоянно работает с ним со времен «Мутантов», и он считает, что Джонс – один из немногих актеров спецэффектного профиля, которые способны по-настоящему, тонко и выразительно, играть под слоями сложного грима. Мы можем оценить это не только в кино, но и в свежем сериале «Стартрек: Дискавери», где Джонс играет значительную роль инопланетянина-старпома.
На съмочной площадке фильма «Форма воды»
Театральный актер Майкл Штульбарг, которым Голливуд заинтересовался после того, как он сыграл главную роль в фильме братьев Коэн «Серьезный человек», перевоплотился в доктора Хоффштетлера – ученого из лаборатории, который изучает монстра, а по совместительству шпионит для СССР. По сюжету исследователь свободно говорит по-русски, так что Штульбаргу пришлось осваивать наш язык, который он уже немного знал, так как брал уроки в колледже и позднее не раз произносил русские слова и фразы на сцене. Чтобы несовершенство произношения актера не было очевидным, другие «русские» роли тоже получили западные актеры. Так, связника Михалкова сыграл британский канадец Найджел Беннетт из сериала «Расследования Мердока».
С самого начала работы над фильмом было очевидно, что самой сложной художественной задачей станет создание монстра. Нужно было не просто изобразить подводного гуманоида – нужно было придумать причудливое существо, в которое можно страстно влюбиться. Это совсем не то же самое, что, например, обаяшка И-Ти из «Инопланетянина». Нужно было пройти по тонкой черте между монструозностью и мужской красотой.
В итоге на разработку монстра ушло около 9 месяцев. Как уже говорилось, дель Торо из собственного кармана оплатил предварительную подготовку проекта, и чудовище обошлось ему в сотни тысяч долларов. За основу художники и скульпторы взяли американский стандарт мужской привлекательности (крепкое тело, квадратная челюсть, красивые губы, выразительные глаза) и западный стандарт привлекательности аквариумных рыбок (приятные для глаза цвета, сияющая чешуя).
Все варианты дизайна проверялись на знакомых женщинах. Дель Торо чуть ли не каждый день обсуждал с женой, как сделать монстра привлекательнее, не лишив его типичных рыбьих черт. Понятно, отдельной сложнейшей проблемой было превращение готового дизайна в костюм, который Даг Джонс мог носить и в котором он мог полноценно играть. Поскольку это был обтягивающий наряд из латекса и силикона, каждое движение давалось с трудом и требовало серьезной физической подготовки.
Для некоторых сцен, показывающих монстра плавающим под водой, использовался «цифровой двойник» Джонса в костюме – то есть компьютерный персонаж. Однако в большинстве кадров на экране был реальный актер, и компьютерная графика была для дель Торо лишь подспорьем.
Как реальный Джонс мог в костюме плавать под водой? В большинстве случаев никак. Но этого и не требовалось. Дель Торо использовал популярную в классическом кино технику под названием «сухое вместо мокрого». Это имитация якобы окружающей актеров воды с помощью тяжелого дыма, мощных вентиляторов и тому подобных технических и световых ухищрений. Таким образом, актеры играли на воздухе, а изображение получалось как будто подводное.
Вся эта изощренная работа проходила на студии Cinespace Film Studios в Торонто. Вообще весь фильм, включая уличные сцены, был снят в Канаде, хотя его действие развивается в американском штате Мэриленд.
Съемкам предшествовало продолжительное и скрупулезное планирование. Заранее продумывались мельчайшие детали. Отчасти это было связано с необходимостью уложиться в скромный бюджет, но более важным для дель Торо было создание сцен, в которых каждый нюанс не случаен и где каждый кадр создает определенное настроение и имеет определенное значение. Так, например, лаборатория в фильме довольно скудно освещена, что сразу намекает, что это место, где творятся мрачные дела и где в темных шкафах немало скелетов. При этом бруталистский военно-инженерный декор лаборатории контрастирует как с обжитым уютом квартиры Джайлса, так и с некогда изящной, но давно не ремонтировавшейся квартирой Элизы. Женщина насколько не заботится о своем жилье, как будто готовится съехать. Поскольку на самом деле это не так, такое состояние квартиры многое говорит об умонастроении и внутреннем состоянии нанимательницы. Стоит заметить, что стены в квартире Элизы оклеены старыми обоями в японском стиле, с узором по образцу рыбьей чешуи. Так что любовь к воде у героини явно появилась задолго до того, как она познакомилась с монстром.
Кинотеатр, над которым якобы живет героиня, – это концертный зал Massey Hall в Торонто. Построенный в конце XIX века, он считается одной из официальных достопримечательностей города. Там выступали многие мировые знаменитости, когда они посещали Канаду.
В определенный момент дель Торо хотел снять «Форму воды» на черно-белую пленку, то есть в стиле классических хорроров. Но он потерял бы слишком много придуманной для фильма визуальной красоты. Так что режиссер довольствовался приглушенными цветами, создающими ощущение киновинтажа. Правда, он все же снял для фильма одну черно-белую сцену, но мы не будем портить вам сюрприз и рассказывать, в чем она заключается. Скажем лишь, что она потребовала специальной и долгой подготовки и что Хокинс и Джонс начали ее отрабатывать еще до начала съемок.
Персонажи «Формы воды»
Кадр из фильма «Формы воды»
Элиза Эспозито – главная героиня фильма. Это с детства немая уборщица, которая работает в тайной правительственной лаборатории. Элиза не особенно счастлива, но вполне довольна своей скромной жизнью – пока в ней не появляется подводный монстр. Элизу сыграла Салли Хокинс.
Кадр из фильма «Формы воды»
Кадр из фильма «Формы воды»
Полковник Ричард Стрикленд – главный злодей фильма. Это военный фанатик, который поймал монстра на Амазонке и привез в США. Стрикленд старается казаться уверенным в себе мачо, но на самом деле он не слишком силен душевно. Тем не менее он на многое готов, чтобы продвинуться по службе. Стрикленда сыграл Майкл Шеннон.
Кадр из фильма «Формы воды»
Доктор Роберт Хоффштетлер – советский шпион, внедрившийся в секретную лабораторию как профессиональный исследователь. Как и Стрикленд, Хоффштетлер хочет использовать монстра на благо своей страны. Ученого сыграл Майкл Штульбарг.
Кадр из фильма «Формы воды»
Джайлс – пожилой художник и сосед Элизы по дому. Джайлс предпочитает мужчин, так что интерес к Элизе у него сугубо дружеский и платонический. Как и его соседка, он очень одинок, так как вынужден скрывать свою ориентацию. Джайлса сыграл Ричард Дженкинс.
Кадр из фильма «Формы воды»
Зельда Фуллер – сослуживица, лучшая подруга и переводчица Элизы с языка жестов. Как и Джайлс, Зельда соглашается помочь в спасении монстра. Зельду сыграла Октавия Спенсер.
Ожидания
«Форма воды» была представлена публике на Венецианском кинофестивале в самом конце августа прошлого года. Фильм удостоился высшей награды «Золотой лев», и он был обласкан критикой, которая объявила ленту лучшей в творчестве дель Торо со времен непревзойденного «Лабиринта фавна». Многие критики в дальнейшем признали картину одним из лучших фильмов года. «Форма воды» уже получила два «Золотых глобуса» (лучший режиссер и лучшая оригинальная музыка), и она претендует на номинации и статуэтки «Оскара».
В общем, художественно «Форма воды» получилась – это трогательное, стильное и мастерски поставленное и разыгранное кино на пересечении множества тем. С коммерцией, однако, у фильма не все в порядке. Картина до сих пор не окупила свой скромный 20-миллионный бюджет. Вероятно, это все же случится, а вот блокбастерные сборы весьма сомнительны. Обидно – это один из тех фильмов, которые стоит увидеть в кино, прежде чем начать их смотреть дома. Кроме того, хотелось бы, чтобы дель Торо мог спокойно работать над новыми экстравагантными лентами и легко находить свою аудиторию, а не довольствоваться крохами. Этот творец заслуживает внимания и вложений, как продюсерских, так и зрительских.